Научная статья на тему 'Информатизация профессионального образования: проблемы, этапы становления, пути решения (региональный аспект)'

Информатизация профессионального образования: проблемы, этапы становления, пути решения (региональный аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА / ОБЪЕМНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чайкин А. С.

Рассмотрены аспекты кризисных явлений в системе российского образования на рубеже XXI века, дан краткий обзор стабилизационных шагов в отрасли, приведен положительный опыт внедрения новых прогрессивных образовательных технологий в подготовке специалистов на региональном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чайкин А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATISATION OF PROFESSIONAL EDUCATON: PROBLEMS, STAGES OF FORMATION, WAYS OF SOLVING (REGIONAL FSPECT)

Here is a review of some crisis phenomena in the Russian system of education at the border of the 21st century; a short survey of stabilization steps in the industry is given; positive experience of installation of new progressive techniques in the preparation of new specialists on the regional level is discussed.

Текст научной работы на тему «Информатизация профессионального образования: проблемы, этапы становления, пути решения (региональный аспект)»

cific Purposes comprising Business English and emphasizes the difference of teaching students without work experience versus teaching adult professionals. Besides linguistic competence among the essential components of teaching Business English the author lists discourse competence, intercultural competence, social competence and personal qualities of the future economists.

The key words: business communication, linguistic competence, discourse competence, intercultural competence, social competence, personal qualities

Список литературы

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. М.: Изд-во Владос-пресс, 2006.

2. Аминов И.И. Психология делового общения. М.: Юнити-Дана, 2007.

3. Байденко В.И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В.И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалистов: Научно-методический сборник. М., 2002. С. 36-41.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991.

5. Гальскова Н.Д., Н.И. Гез. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2008.

6. Государственный образовательный стандарт. Направление 521500 "Менеджмент". Степень (квалификация) - бакалавр менеджмента // Internet: http:// www.managment.aaanet.ru/stbakalawr.php.

7. Гумовская Г. Английский язык профессионального общения. М.: Аспект Пресс, 2008.

8. Колесов В.П. О классификации компетенций // Высшее образование сегодня. 2006. №2. С. 20-22.

9. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по лингвистике: конспект-справочник. М.: Флинта: Наука, 2008.

10.Носко И.В. Компетентностная модель выпускника вуза - бакалавра педагогики. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2009.

11. Подходы к проектированию Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения (разработки экспертов АКУР и УМО по классическому университетскому образованию). М.: МГУ, 2005.

12.Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 4. С. 26 -31.

13. Donna Sylvie. Teach Business English. Cambridge: Cambridge University Press, 2006.

14. Dudley-Evans Tony and St.John Maggie Jo. Developments in English for Specific Purposes. A multi-disciplinary approach. Cambridge, Cambridge University Press, 2001.

15. Ellis Mark, Johnson Christine. Teaching Business English. - Oxford, Oxford University Press, 2000.

16. Frendo Evan. How to teach business English. Harlow, Essex, England, Pearson Education Limited, 2008.

17. Hutchinson Tom & Waters Alan. English for Specific Purposes. Cambridge University Press, 2001.

Об авторе

Тараненко И.А. - магистр педагогических наук, Дальневосточный Федеральный Университет, videsupra@mail. ru

УДК - 744(075.32)

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ, ПУТИ РЕШЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ)

А. С. Чайкин

Рассмотрены аспекты кризисных явлений в системе российского образования на рубеже XXI века, дан краткий обзор стабилизационных шагов в отрасли, приведен положительный опыт внедрения новых прогрессивных образовательных технологий в подготовке специалистов на региональном уровне.

Ключевые слова: виртуальная образовательная среда, интегрированные компьютерные системы конструк-торско-технологической подготовки производства, объемное моделирование

На рубеже столетий в силу различных причин экономического и социального характера отечественная система образования оказалась в глубоком кризисе. Она оказалась совершенно оторванной от современных требований времени и запросов общества. Как показывает статистика 90% выпускников учебных заведений не могут применить имеющийся у них багаж знаний в практической деятельности.

Национальная система профессиональной подготовки и квалификации специалистов дает сбой. В ней нарушен оптимальный баланс по объему и качеству профессионального образования. По статистическим данным [11] в настоящее время в структуре профессионального образования региона подготовка рабочих кадров (НПО) составляет только 10,3%, в среднем профессиональном образовании (СПО) -20,6%, в высшем профессиональном образовании (ВПО) - 69,1%. В тоже время потребности промышленных предприятий на нынешний день составляют до 80% - рабочие специальности, и только на 20% специалисты с высшим образованием. Повсеместно не хватает специалистов машиностроительного профиля - токарей, фрезеровщиков, сварщиков, слесарей и др., так как у современной молодежи нет интереса к труду, особенно в сфере материального производства. Как следствие, всего лишь 4% выпускников школ связывают свою будущую деятельность с производством [4].

Предприятия России вкладывают пока в подготовку и переподготовку кадров всего 0,05% от своего фонда оплаты труда, тогда как в развитых странах мира этот показатель составляет от 40 до 60% [4].

Россия импортирует большое количество рабочих из стран ближнего зарубежья, словно собственной системы подготовки рабочих кадров у нас не существует. При этом средний возраст российского рабочего достиг 53 лет.

Россия на сегодняшний день уже не является мировым лидером научно-технического прогресса, хотя еще и обладает значительным научным потенциалом в ряде областей фундаментальной науки.

Серьезную социальную проблему создает растущая тенденция перевода учреждений начального профессионального образования на местное финансирование, что в ближайшее время приведет к естественному сокращению этих образовательных учреждений. По данным [4] только в Москве в период 1996 - 2005 годы заводы и фабрики списали с баланса и перевели в муниципальный фонд имущество свыше 90 профучилищ.

Анализ состояния профессионального образования по многим регионам страны [9] выявил ряд общих негативных тенденций и проблем, характерных для всей системы профессионального образования России, в частности:

• процесс старения основных фондов достиг критического состояния. Учебно-производственная база учебных заведений начального, среднего и даже высшего профессионального образования, за редким исключением, морально и физически устарела и отстала от современного уровня на десятки лет. Лабораторное и производственное оборудование (60-80-х годов выпуска) практически выработало свой физический ресурс на 90 - 100%, поэтому на одну единицу работающего оборудования приходится 2 - 3 единицы неработающего. Понятное дело, что одномоментно заменить такую «армаду» устаревшего оборудования на новое - задача практически невыполнимая. Это проблема государственного уровня с перспективой на многие годы;

• старение и текучесть педагогических кадров. При этом средний возраст учебно-производственного персонала близок к 50 годам. В настоящее время наметилась устойчивая тенденция ухода из образовательных учреждений наиболее квалифицированной части преподавателей и мастеров производственного обучения. И, в результате, - дефицит профессионалов, формирующих уровень квалификации выпускника. Укомплектованность персонала учреждений профессионального образования (особенно начального) - менее 50%, что обусловлено отсутствием материальной заинтересованности, низким уровнем заработной платы и социальной защиты специалистов;

• слабая преемственность кадров. С одной стороны - не разработанность системы наставничества: колоссальный опыт, накопленный отдельными специалистами-практиками, не передается молодому поколению; с другой - постоянно меняющаяся социальная среда, диктующая иные правила, приемы и отношения в обществе. И молодому специалисту, решившему прийти на работу в учебное заведение, для того, чтобы включиться в полноценную продуктивную деятельность необходимо не менее 2-х лет;

• сместились акценты в задачах профессионального образования. Формировавшаяся на протяжении десятилетий система профессионального образования была ориентирована, прежде всего, на обслуживание плановой экономики, воспроизводство и пополнение кадрового потенциала предприятий. Поэтому трудоустройство выпускников профессиональных учебных заведений гарантировалось автоматически. Если раньше первоочередной задачей была подготовка квалифицированных кадров, то теперь главенствующей становится социальная защита молодежи;

• в условиях кризиса и спада производства важно было иметь объективный прогноз на рынке труда. Однако, несмотря на обилие структур, занимавшихся этим вопросом, достоверного перспективного прогноза фактически не было. Необходимо к этому добавить неумение молодых людей самостоятельно ориентироваться на рынке труда и, как следствие, - рост безработицы среди молодежи.

Все это привело к падению престижа профессионального образования и, в конечном счете, к

усилению напряженности в обществе. Можно констатировать, что кризисные явления глубоко и широко охватившие все ресурсы профессионального образования фактически создали угрозу национальной безопасности страны в отношении подготовки отечественных кадров квалифицированных специалистов.

На расширенном совещании по вопросам улучшения труда рабочих под руководством Президента РФ Д. А. Медведева (в его выступлении от 06.04.2011 г.) сказано, что: «...сегодня подготовка квалифицированных рабочих - ключевой вопрос. Стране нужны кадры, которые могут трудиться на высокотехнологичных производствах, включая тех, кто занят эксплуатацией технически сложного оборудования.» «.подготовка квалифицированных рабочих кадров прямо связана и с повышением привлекательности рабочего труда.».

Таким образом, создание перспективной системы образования, главной целью которой является подготовка молодежи к жизни в новых экономических условиях, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современности.

Следует отметить, что в настоящее время в этом направлении были предприняты некоторые шаги. Разработаны: концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [2] и на перспективу до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы [1]; подготовлен проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 15.07.2011 г.), который вступит в силу в 2013 г. (и призван заменить федеральные законы РФ «Об образовании» от 13.01.1996 г., № 12-ФЗ и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» от 11.01.2003 г. № 11-ФЗ); с 2006 года в общеобразовательных учреждениях страны на старшей ступени обучения введено профильное обучение [3]; разработаны новые поколения образовательных стандартов (ГОС) начального, среднего и высшего профессионального образования.

Основными объектами стандартизации в образовании стали структура образования, содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки учащихся и студентов.

Российское образование включает естественнонаучную, гуманитарную и технологическую составляющие. Определяющее значение в этой системе отводится технологической подготовке учащихся и студентов. Следовательно, в нынешних условиях программной целью должно явиться обеспечение условий, позволяющих преодолеть основное противоречие между целями и задачами общегражданского, начального профессионального образования и качеством, динамикой подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые способны реализовывать задачи обеспечения качества продукции и услуг на уровне мировых стандартов. Это в немалой степени связано с неизбежной тенденцией дальнейшей интеграции России в мировые промышленные экономические структуры, такие как, например: Европейский Экономический Союз (ЕЭС), Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и ряд других, где отличительными чертами стали мобильность и динамичность современного промышленного производства.

Поэтому в нынешних условиях одним из приоритетных направлений становится задача подготовки высшей школой квалифицированных кадров педагогических работников для образовательных учреждений системы начального и среднего профессионального образования.

Существенно изменился и характер труда. Принципиальной особенностью современного мирового общественного производства является резкое ускорение его темпов, быстрая смена многих технических решений и технологий. Если до недавнего времени развитие техники и технологии было связано, в основном, с получением, передачей, преобразованием и использованием различных видов энергии, то теперь оно связано, как правило, с проблемами получения, сбора, накопления, обработки, хранения, передачи и использования в промышленности огромных массивов информации. Информатизация - отличительная особенность нынешнего этапа эволюции мирового развития «технологического общества».

Неотъемлемой частью процесса информатизации современного общества становится информатизация образования.

Существующие ныне средства дистанционной передачи информации получили название «телекоммуникации». Это общение, организованное средствами дистанционной передачи информации. Компьютерные телекоммуникации считаются сейчас не только самым новым, но и самым перспективным видом телекоммуникаций. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с традиционными средствами общения и передачи информации.

В современных условиях «телекоммуникационная система сопровождения образования» это синтез технического, информационного, методического и организационного обеспечения, способствующий созданию условий для получения информационных ресурсов преподавателями и обучающимися на расстоянии, из распределенных баз данных, хранящихся в разных компьютерах, объединенных в единую сеть с помощью телекоммуникаций [5]. Обобщая выше сказанное можно

констатировать, что формирование открытого образовательного пространства требует объединить ресурсы систем образования с новейшими информационными технологиями, освоить и внедрить в практику технологии телекоммуникационного ( дистанционного ) или открытого обучения.

Основываясь на этом подходе, в Брянском государственном университете в рамках непрерывного профессионального образования разработана концепция малозатратной подготовки рабочих и учебно-производственных кадров для предприятий и учреждений профессионального образования машиностроительного профиля. Данная концепция базируется на трех основополагающих принципах: 1) использование высоко интегрированных конструкторско-технологических компьютерных систем (комплексов) класса CAD/CAM/CAPP; 2) применение компьютерных имитаторов технологического оборудования, процессов механической обработки изделий машиностроения и различных типов устройств числового программного управления (ЧПУ) автоматизированными станками и станочными комплексами; 3) использование настольных малогабаритных учебно-методических станочных комплексов с ЧПУ. Разработанная концепция существенно сокращает время и материальные затраты на подготовку специалистов.

Поскольку цикл изучаемых технических дисциплин наиболее сложен для восприятия, так как информационно насыщен большим объемом чертежей, рисунков, схем, таблиц, компьютерных программ для расчетов и др., то преодолеть эти сложности позволяет применение системы информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [8]. Формы применения ИКТ в учебном процессе достаточно разнообразны и требуют разработки соответствующих методик применения и оценки эффективности использования элементов ИКТ в учебном процессе [8].

Наиболее важной частью подготовки специалистов является приобретение практических навыков выполнения конструкторско-технологических разработок [10]. Методика применения ИКТ структурно разбита на четыре этапа. На первом этапе обучающимися осваиваются облегченные версии программных продуктов CAD/CAM классов. Этот этап разбивается на два цикла. Первый цикл -освоение графического конструкторского модуля CAD. Этот модуль является частью интегрированной системы, созданной как инструмент конструктора - разработчика, работающего с нечеткой геометрией, когда конечный вид изделия формируется непосредственно в ходе работы над проектом. Таким образом, конструктор из имеющихся в его распоряжении изображений геометрических элементов (линий, прямоугольников, дуг, окружностей и др.) собирает необходимый ему набор геометрических фигур, отражающий вид проектируемого изделия. Данный модуль объединяет в едином конструкторском пространстве все известные методы геометрического проектирования (плоское двумерное моделирование; черчение и оформление конструкторской документации; твердотельное пространственное моделирование; поверхностное моделирование, получение чертежных видов с 3D модели. Второй цикл - применение технологического модуля CAM. Содержание модуля - подготовка управляющих программ для станков с ЧПУ с использованием любых видов геометрических данных, динамическое плоское и объемное моделирование процесса механической обработки и сравнение результатов обработки с математической моделью. На выходе - распечатка циклограммы и управляющей программы для конкретного станка с ЧПУ.

На втором этапе осваиваются профессиональные версии интегрированных программных продуктов класса CAD/CAM/CAPP, которые представляют собой современное промышленное программное обеспечение для сквозного автоматизированного проектирования производственных объектов. Эти системы объединяют в себе и выполняют все этапы производственной деятельности - от рабочего чертежа детали до готовой управляющей программы к конкретному станку с ЧПУ с оформлением всего комплекса конструкторских и технологических документов в полном соответствии с требованиями ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

На третьем этапе осваиваются компьютерные имитаторы процессов механической обработки, которые имитируют пульт управления любого станка с ЧПУ и процедуру обработки на нем детали. Программное обеспечение позволяет от начала до конца смоделировать технологический процесс изготовления детали на станке: от настройки станка и установленных на нем приспособлений и инструментов до визуализации процесса обработки. Это особенно важно при выполнении практических и лабораторных работ, когда возникает проблема наличия в учебных заведениях того или иного современного учебно-производственного оборудования в т. ч. и с ЧПУ. Наличие имитатора позволяет создать, своего рода, временную «виртуальную лабораторию». Универсальный имитатор пульта управления любого станка с ЧПУ служит для максимального приближения к практическому программированию станков с ЧПУ в режиме ручного управления «с пульта». Благодаря имитатору ввод данных в «виртуальный станок» не отличается от работы с клавиатурой пульта управления реального станка с ЧПУ.

На четвертом этапе осваиваются настольные малогабаритные учебно-методические комплексы с

ЧПУ. Это станки с открытой системой ЧПУ. Управление осуществляется непосредственно от персонального компьютера со специализированным программным обеспечением, что позволяет практически сразу перейти от имитатора к реальному станку и как результат получить готовое изделие «в металле».

Реализация всех указанных этапов осуществляется в конструкторско-технологической лаборатории, где организовано пять автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые укомплектованы необходимой компьютерной техникой, программным обеспечением, комплектом периферийных устройств (сканеров, принтеров и др.), организован выход в Интернет.

Предлагаемая методика обучения реализует прогрессивные схемы обучения: учебные программы разработаны по модульному принципу [7]; при отработке практических заданий используется ролевой тренинг [6]; для оценки учебных достижений обучаемых применяется рейтинговая система аттестации [7]. Here is a review of some crisis phenomena in the Russian system of education at the border of the 21st century; a short survey of stabilization steps in the industry is given; positive experience of installation of new progressive techniques in the preparation of new specialists on the regional level is discussed.

Список литературы

1. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2005 года, № 803.

2. Приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 «О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

3. Приказ Министерства образования РФ от 18 июля 2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования».

4. Бобров Ю. В. Надежность труда рабочего пополнения: грани риска и точки опоры // Тезисы доклада Всероссийской конференции «Территории развития: образование, наука, инновации» (23-24 ноября 2006 г., г. Брянск) II-й Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия». Брянск: БГТУ, 2006. С. 59 - 60

5. Концепция создания и развития информационно-образовательной среды открытого образования РФ (краткая редакция) http: // www.ido.ustu. ru/

6. Селезнев В. А. Оценка эффективности обучения работе с пакетами прикладных программ на персональном компьютере // Труды III-й Международной научно-практической конференции «Технологическое образование: состояние, проблемы, перспективы» (20 - 21 марта 2007 г.). Брянск: Изд-во БГУ, 2007. С. 205 - 209.

7. Селезнев В. А., Чайкин А. С. Модульно-рейтинговый подход при изучении технологических дисциплин // Труды III-й Международной научно-практической конференции «Технологическое образование: состояние, проблемы, перспективы» (20 - 21 марта 2007 г.). Брянск: Изд-во БГУ, 2007. С. 210 212.

8. Селезнев В. А., Чайкин А. С. Применение компьютерной техники при изучении учебных дисциплин технологического цикла // Труды межрегиональной научно-практической конференции «Технологическое образование и безопасности жизнедеятельности: состояние, проблемы, перспективы» (28 - 29 ноября 2007 г.). Брянск: РИО БГУ, 2007. С. 75 - 77.

9. Чайкин А. С., Тонких И. А. Проблемы адаптации системы профессионального образования к требованиям образовательного стандарта // Материалы научно-методических статей «Начальное образование XXI века». Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. С. 228 - 232.

10. Чайкин А.С., Селезнев В. А. Системы автоматизированного проектирования (САПР) в подготовке специалистов для учебных заведений профессионального образования // Материалы Всероссийской конференции «Территории развития: образование, наука, инновации» (23 - 24 ноября 2006 г.) II-й Ассамблеи Всемирного форума «Интеллектуальная Россия» (г. Брянск, 2006 г.). Брянск: БГТУ, 2006. С. 28 - 29

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010. Статистический сборник. М. : РОССТАТ, 2010.

Об авторе

Чайкин А. С. - кандидат техн. наук, доцент ФГБОУ ВПО Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, [email protected],

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.