Научная статья на тему 'Информатизация образования в контексте инновационных процессов'

Информатизация образования в контексте инновационных процессов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1039
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / INFORMATION APPROACH / INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мищенко Е. С.

Рассмотрены основные подходы к разработке концепции и инструментария инновационного инвестирования в воспроизводство кадров инновационной сферы. Сформулированы требования к информационной среде этого процесса. Показаны основные модели информатизации образования в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мищенко Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informatization of Education in the Context of Innovation Processes

Basic approaches to the development of the concept and instruments of innovation investments in training specialists of innovation sphere are considered. The requirements to information media of the process are formulated. Main models of education informatization in innovation sphere are shown.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования в контексте инновационных процессов»

ББК Ч481.21

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ*

Е.С. Мищенко

Кафедра «Менеджмент организации», ГОУВПО «ТГТУ» Представлена членом редколлегии профессором В.И. Коноваловым Ключевые слова: инновация; информационный подход; образование.

Аннотация: Рассмотрены основные подходы к разработке концепции и инструментария инновационного инвестирования в воспроизводство кадров инновационной сферы. Сформулированы требования к информационной среде этого процесса. Показаны основные модели информатизации образования в инновационной сфере.

Большинство отечественных авторов определяют инноватику как форму управляемого развития, как целенаправленные изменения, которые привносят в среду новые, относительно стабильные элементы. Педагогическая инноватика -это не только управляемое развитие и возникновение чего-то нового. Это, прежде всего, трансформация новых идей, знаний и тенденций в новые методики и педагогические технологии.

Важнейшая особенность современных инновационных процессов заключается в том, что они осуществляются на фоне становления и развития информационной цивилизации - беспрецедентного социального и культурного феномена ХХ-ХХ1 вв.

Особенности информационной цивилизации лучше всего понять в контексте теории «вызовов» и «ответов», сформулированной выдающимся английским историком Арнольдом Тойнби.

Основные вызовы информационной цивилизации состоят в следующем.

Появление и развитие сетевой информационной экономики. Информационная сфера на сегодняшний день является одной из самых эффективных сфер вложения капитала. Общий объем мирового рынка информационных технологий оценивается сегодня величиной порядка четырех млрд долл., и этот объем постоянно растет.

Глобальная «цифровизация» различных областей жизни. Одной из основных тенденций развития современной техники является широкое использование цифровой элементной базы. Встроенные микропроцессоры сегодня являются неотъемлемым компонентом большинства технических устройств.

Развитие интеллектуальных компьютерных систем. Многочисленные глобальные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, требуют значительной информационной поддержки. Большую помощь здесь могут оказать интеллектуальные компьютерные системы, которые многократно увеличивают аналитические возможности человека.

* Принято к печати 30.11.2006 г.

Вместе с позитивными моментами, информационная цивилизация принесла значительные и только ей свойственные проблемы.

Виртуализация экономики и общественной жизни. Оформление рынка ценных бумаг привело к тому, что основные сделки стали совершаться не с реальными предметами, а с акциями, заменяющими эти предметы. Информационная цивилизация оперирует многочисленными образами реальности, многие из которых имеют весьма слабую связь с «настоящей» реальностью. В целом же замена реальных вещей их информационными моделями в информационном обществе становится всеобщим явлением.

Современная школа, как общеобразовательная, так и высшая, должна определенным образом отвечать на эти вызовы, в противном случае нас ожидает, по выражению А. Тоффлера, «удар о будущее».

Сложившаяся к началу информационной революции система образования была порождением индустриального общества и была создана для нужд этого общества. Самые критикуемые черты этого образования - строгая регламентация жизни, пренебрежение индивидуальностью, жесткие схемы принадлежности какому-либо месту, авторитарная роль учителя и др. Чтобы избежать «удара о будущее» А. Тоффлер предлагает создать систему образования постиндустриального, информационного общества.

Характерными чертами этой системы должны быть:

- открытая образовательная среда взамен закрытой системы образования;

- индивидуализированный характер образования;

- утверждение самообразования в качестве ведущей функции образования;

- ориентация на образование, созидающее знание;

- формирование системы образования в течение всей жизни.

Школа будущего должна обеспечивать повышение уровня готовности граждан к политическому и социальному выборам; развитие коммуникабельности и то-лерантности в рамках межкультурного взаимодействия; формирование современного мышления у молодого поколения для единого восприятия глобальных и этнических, территориальных, личностных проблем; постоянную потребность в по-вышении уровня образования.

Построение такой системы образования не может быть осуществлено без масштабных инноваций. Отечественные авторы различают два основных вида инноваций - модернизации и трансформации. Инновации-модернизации видоизменяют учебный процесс в рамках традиционной системы обучения. Напротив, инновации-трансформации преобразуют учебный процесс. Они направлены, прежде всего, на формирование навыков творческой деятельности, основным инструментом которой являются информационные и коммуникационные технологии. Именно на основе инноваций возможно реализовать стоящие перед современным образованием цели:

- обеспечение многоуровневой структуры общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовок с учетом интересов, способностей и возможностей трудоустройства;

- повышение уровня подготовки кадров, особенно в ведущих направлениях социального и научно-технического прогресса;

- осуществление исключительно важного процесса синтеза науки, управления, производства, экономики, образования, информатики и компьютеризации, результаты которого должны найти широкое применение в содержании образования, в формах подготовки, в системах обучения.

Для обеспечения инновационной деятельности необходимо создать соответствующий контекст, то есть систему условий, которые затем перевести в ресурсы. Государство сегодня не может не регулировать инновационные процессы (в том числе и в области образования), так как именно они определяют перспективы развития страны.

На сегодняшний день можно назвать основные механизмы регулирования инновационной деятельности в сфере образования:

- создание ресурсной базы для инновационных образовательных проектов;

- стимулирование инноваций, например, авторских проектов;

- создание правовой базы инновационных процессов;

- формирование инновационной инфраструктуры (создание ассоциаций преподавателей по определенному предмету и пр.);

- регулирование социально-экономической направленности инноваций.

Смыслом педагогической инновационной деятельности является осознание

педагогом своей жизненной, профессиональной проблемы и построение способа ее решения. В последнее время все чаще употребляют понятие «проектирование», потому что оно отражает субъектность, самостоятельность деятельности учителя в определении средств, способа достижения целей. Основной путь развития учителя - рефлексия средств. Только сам учитель может определить, что в конкретных условиях его деятельности является наиболее оптимальным. При этом инновационная деятельность входит в рабочий ритм каждого школьного учителя и становится показателем его личной ответственности за результаты своего педагогического труда.

Государственные, муниципальные, общественные органы управления образованием имеют возможность стимулировать инновационные процессы в образовании, создать режим благоприятствования для саморазвития каждого педагога, самоактуализации главных участников образовательного процесса - учителей. Формы поддержки разнообразны: конкурсы, гранты, моральное поощрение и т.д.

Основным направлением инновационной политики в области образования является его информатизация. Одна из причин этого заключается в том, что в информационном обществе происходит постоянный приток несистематизированной информации. Это ведет к росту «информационного хаоса», который существенным образом размывает границы научного знания. Это подчеркивалось рядом фундаментальных исследований: А.А. Харкевича, П. Сорокина, лауреата Нобелевской премии И. Пригожина и др. Преодолеть этот информационный хаос можно на основе компьютеризации и информатизации всех сторон жизни, в том числе и образования.

Таким образом , можно сказать, что компьютеризация и информатизация, с одной стороны, растущая изменчивость внешней среды, с другой, приводят к необходимости внедрения информатики и информационных технологий как инструмента инноваций, позволяющих образованию соответствовать современному уровню развития общества.

Первоначально главной инновационной составляющей компьютеризации был курс информатики. С его появлением вошло новое содержание, преподаватели информатики фактически первыми стали активно использовать метод проектов -одну из «визитных карточек» современной педагогической инноватики. Однако, вопреки ожиданиям, курс информатики не привел к существенным изменениям в традиционной педагогике.

Напротив, когда в образовательных учреждениях стали появляться информационные и коммуникационные технологии, ситуация стала меняться. Сегодня разработка и реализация педагогических инноваций все чаще ассоциируются с возможностями, которые предоставляют компьютерные технологии. Современный социальный заказ требует совершенствования информационной подготовки педагогов, овладения ими новыми информационными технологиями. Задача сферы образования сегодня - разработка новых технологий обучения, базирующихся на современных информационных подходах, технологиях и средствах. Информационное общество немыслимо без информатизации сфер образования и обучения. При этом информатизация образования понимается в узком и широком смысле.

Информатизация в широком смысле - комплекс социально-педагогических преобразований, связанный с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; информатизация образования в узком смысле - внедрение в учреждения систем образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на данных средствах.

Появление огромной сферы технологий обработки, хранения и распространения информации с помощью микропроцессорной техники в силу своей новизны получили собирательное название новых информационных технологий (НИТ). Возникает задача эффективного употребления НИТ в процессе обучения и контроля знаний, задача системной интеграции этих технологий в существующий учебный процесс. Соответственно, существенные изменения должна принять сама система действий по представлению и способам преобразования и осмысления знаний учащимися.

НИТ радикально изменяют способы:

- представления информации, а значит и восприятие проблемы;

- анализа, исследования проблемы;

- принятия решений.

Для овладения новыми технологическими средствами познавательного учебного поиска необходимо вовлечение учащихся в активную деятельность с учетом НИТ, обеспечение свободного доступа к информации в информационных центрах не только своего учебного заведения, но и информационных центрах города, региона, страны и всего мира.

К сожалению, использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе идет крайне медленно.

Например, стандарты экономической подготовки в «Требованиях к учебно-методическому обеспечению учебного процесса» обязывают включать выполнение практических заданий по дисциплинам специализации на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Однако массового внедрения в учебный процесс такой формы обучения не происходит. Часто это связывают с недостаточной материальной оснащенностью вуза. Отчасти это так, хотя компьютеризация вузов год от года улучшается. Более того, утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. Она преду -сматривает существенное увеличение объема финансирования образования по сравнению с предыдущей пятилеткой: с 16 млрд р. в 2000-2005 гг. до 61 млрд р. в 2006-2010 гг. [2, с. 24].

Таким образом, материально-техническая составляющая инновационных процессов будет постоянно улучшаться. Однако это - всего лишь необходимое, но далеко не достаточное условие развития инновационных процессов в образовании. Требуются качественные решения проблем компьютеризации, чтобы новые идеи и методы не оказались замкнутыми на себя, а реально приносили пользу учебному процессу.

Информатизация принципиально изменяет стиль работы образовательного учреждения, что является подтверждением того, что информатизацию можно рассматривать как инновационный процесс. При этом можно сказать, что средства информационных технологий сами по себе не обеспечивают развитие инновационных процессов в образовательном учреждении. Эти технологии можно использовать как традиционным, так и инновационным образом. При этом, если средства информатизации просто заменяют традиционные педагогические инструменты, целесообразно говорить о компьютеризации данного образовательного учреждения.

Оценка степени информатизации данного образовательного учреждения в контексте происходящих в нем инновационных процессов - достаточно сложная и трудоемкая задача. Тем не менее, такая оценка очень существенна, поскольку, как уже подчеркивалось, инновационная деятельность имеет значительную экономическую составляющую.

На наш взгляд, наиболее целесообразной методикой оценки информатизации образовательного учреждения, которая потом может лечь в основу оценки его экономической целесообразности как инновационного проекта, может послужить методика, основывающаяся на следующей разработанной специалистами ЮНЕСКО совокупности характеристик:

- инициаторы;

- образовательная концепция;

- планирование;

- оборудование и ресурсы;

- место в учебном плане;

- ИКТ-подготовка преподавателей;

- связь с общественностью;

- оценка.

Характеристика «Инициаторы» формулирует систему подчиненных целей как самого образовательного учреждения, так и его отдельных преподавателей.

«Образовательная концепция» - дает представление об организации учебного процесса и степени использования в нем информационных и коммуникационных технологий. При этом акцент делается именно на инновационном использовании ИКТ.

«Планирование» - описывает способы реализации целей информатизации в конкретных учебных и иных планах.

«Оборудование и ресурсы» - информатизация образования не мыслима без средств информатизации и доступа к мировым информационным ресурсам.

«Место в учебном плане» - показывает, насколько информационные и коммуникационные технологии реально включены в учебный процесс.

«ИКТ-подготовка преподавателей» - показывает степень готовности преподавателей к инновационной деятельности с использованием средств информатизации.

«Связь с общественностью» - показывает степень вовлеченности окружающего сообщества в деятельность образовательного учреждения. Информатизация образовательного учреждения не может быть локальным процессом. Зрелая фаза информатизации обязательно включает в себя разнообразные общественные структуры, например, систему повышения квалификации преподавателей.

«Оценка» - фиксирует изменение работы образовательного учреждения и включает в себя оценку изменения преподавания и оценку изменения знаний обучаемых.

В целом, эти параметры могут служить ориентиром экономической оценки процессов информатизации именно как инновационных процессов.

Проведенный в настоящей статье анализ состояния и тенденции развития информационного общества в России, а также инновационных аспектов этого процесса позволяет выделить и сформулировать следующие основные задачи инновационного инвестирования в воспроизводство трудовых ресурсов, адекватных по уровню качества их подготовки условиям и требованиям развития региональных экономических систем:

- формулирование подходов, разработка концепции и необходимого инструментария управления инновационным инвестированием в процессы подготовки кадров высокой квалификации;

- обоснование приоритетных направлений, по которым необходима разработка соответствующих целевых инновационных программ;

- определение основных направлений формирования необходимой для этого процесса инфраструктуры.

Список литературы

1. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / А.И. Пригожин. -М. : Политиздат, 1989.

2. Высшее образование сегодня. - 2006. - № 1. - С. 24.

3. Водопьян, Г.М. О построении модели процесса информатизации школы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. - М., 2006.

Informatization of Education in the Context of Innovation Processes

E.S. Mishchenko

Department «Company Management» TSTU Key words and phrases: education; information approach; innovation.

Abstract: Basic approaches to the development of the concept and instruments of innovation investments in training specialists of innovation sphere are considered. The requirements to information media of the process are formulated. Main models of education informatization in innovation sphere are shown.

Informatisierung der Ausbildung im Kontext der Innovationsprozesse

Zusammenfassung: Es sind die Hauptherangehen zur Erarbeitung der Konzeption und des Instrumentariums der Innovationsinvestition in die Reproduktion der Fachkräfte der Innovationssphäre untersucht. Es sind die Forderungen zum informativen Medium dieses Prozesses formuliert. Es sind die Hauptmodelle der Informatisierung der Ausbildung in der Innovationssphäre aufgezeigt.

Informatisation de l'enseignement dans le contexte des processus d'innovations

Résumé: Sont examinées les approches pour l'élaboration de la conception et des instruments de l'investissement d'innovation dans la regénération des cadres du domaine d'innovation. Sont formulées les exigences pour le milieu informatique de ce processus. Sont montrés les essentiels modèles de l'informatisation de l'enseignement dans le domaine d'innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.