Научная статья на тему 'Информатизация образования: семантика термина "беспилотный летательный аппарат"'

Информатизация образования: семантика термина "беспилотный летательный аппарат" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
267
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ / УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД / РАКЕТА / БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА / БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полтавский А. В., Юрков Н. К., Семенов С. С.

В статье рассматривается один из подходов к определению понятия "беспилотный летательный аппарат", исходя из его первоначального толкования. Краткий анализ данного термина показал, что использование термина "БЛА" не может быть использовано для обозначения ракет и в виде терминов "миниБЛА" и "микроБЛА"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полтавский А. В., Юрков Н. К., Семенов С. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информатизация образования: семантика термина "беспилотный летательный аппарат"»

12. Зимин Д.В., Муравьёв К.А. Анализ проблем энергоэффективности беспроводных сетей передачи данных на базе стека протоколов ZIGBEE // Труды международного симпозиума Надежность и качество. -Пенза: ПГУ. 2016. - № 1. - С. 195-197.

13. Денисенко Н.А., Лавров А.В., Муравьев К.А., Чебова А.И. Исследования сенсорной сети датчиков давления // Датчики и системы. 2013. № 9 (172). С. 51-55.

14. Шахнов В.А., Власов А.И., Резчикова Е.В. и др. Способ функционирования беспроводной сенсорной сети - Патент на изобретение RUS 2556423. Опубликовано 10.07.2015. Бюл. N 19.

15. Муравьев К.А., Терехов В.В. Программно-аппаратный комплекс мониторинга распределенных телекоммуникационных систем // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2 017. Т. 1. С. 324-329.

16. Власов А.И., Юлдашев М.Н. Гауссовские процессы в регрессионном анализе состояний беспроводной сенсорной сети с учетом электромагнитных помех // Технологии электромагнитной совместимости. 2017. № 3 (62). С. 35-43.

17. Власов А.И., Григорьев П.В., Жалнин В.П. Применение методов и средств радиочастотной идентификации в корпоративных информационных производственных системах // Труды международного симпозиума Надежность и качество. 2017. Т. 1. С. 272-277.

18. H. Karl and A. Willig. Protocols and Architectures for Wireless Sensor Networks. John Wiley & Sons, May 2005

19. Управление неоднородными сетями - Электронный ресурс. URL: http://www.citforum.ru/nets/tpns/glava_16.shtml. Проверено 21.02.2017.

20. Erdal Cayirici, Chunming Rong. Security in Wireless Ad Hoc and Sensor Networks. «John Willey & Sons» Ltd, 2009

21. Y. Xiu, J. Heidemann, and D. Estrin Geography informed energy conservation for ad-hoc routing // Proceedings ACM/IEEE MobiCom'01, Rome, Italy, July 2001.

Полтавский1 А.В., Юрков2 Н.К., Семенов3 С.С.

1ИПУ РАН, Москва, Россия

2ФГУП ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия ЗАО "ГНПП "Регион", Москва, Россия

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: СЕМАНТИКА ТЕРМИНА "БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ"

В статье рассматривается один из подходов к определению понятия "беспилотный летательный аппарат ", исходя из его первоначального толкования. Краткий анализ данного термина показал, что использование термина "БЛА " не может быть использовано для обозначения ракет и в виде терминов "миниБЛА " и "микроБЛА " Ключевые слова:

БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД, РАКЕТА, БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА, БЕСПИЛОТНОЕ ВОЗДУШНОЕ СУДНО

В связи с широким употреблением в средствах массовой информации и специальной научной литературе термина "Беспилотный летательный аппарат" в настоящее время назрела необходимость уточнения семантическое значение данного термина.

Широко использование термина "Беспилотные летательные аппараты" (БЛА), также как термина "Высокоточное оружие" (ВТО) относится к началу 1990-х годов после использования управляемых авиационного оружия (ракет и бомб) военного конфликта в Персидском заливе в 1992 г. С легкой руки журналистов термины ВТО и БЛА прочно закрепились в печати.

Семантика и краткая история рождения термина БЛА. Существует много толкований и определений ВТО как управляемого боеприпаса точного прицеливания, эффективность которого достигается за счет точного попадания в цель. По мнению, приведенному в работе [1], термин "высокоточное оружие" начал употребляться сравнительно недавно (в 70-х годах XX в.), в основном в связи с появлением противотанковых суббоеприпасов, с помощью которых возможно поражение бронеобъектов не только на поле боя, но и на достаточно больших расстояниях в местах их сосредоточения. Можно обратить внимание на то, что используемое в аббревиатуре "ВТО" словосочетание "высокоточное" характеризует существенный, но недостаточный признак для определения понятия современного оружия. Ведь оружие может иметь высокую точность попадания, но оно не сможет выполнить своего основного предназначения - поразить цель в случае, если боевая часть обладает недостаточными проникающими свойствами или мощностью заряда взрывчатого вещества, а также требуемыми характеристиками взрывательного устройства. Поэтому, так как эффективность поражения цели зависит от совокупности таких факторов, как точность попадания средства поражения, характеристик БЧ и ВУ, условий взаимодействия средства поражения и цели, то следовало бы охарактеризовать современные средства поражения таким понятием как "высокоэффективное оружие" (ВЭО).

Рассмотрим более подробно термин "беспилотный летательный аппарат". Приставка "бес" означает описываемый предмет "без" чего-то. Например,

термин "бесперебойный" означает совершающийся без перебоев, "беспересадочный" - без пересадок, бесформенный - не имеющий определенной формы и т.д. Следуя этому, семантику термина "беспилотный летательный аппарат" можно определить таким образом - это летательный аппарат без пилота.

Военный энциклопедический словарь определяет термин "беспилотный летательный аппарат": "Беспилотные летательные аппараты, управляемые без экипажа летательные аппараты (ЛА). К ним относятся дистанционно пилотируемые (ДПЛА) и автономно управляемые беспилотные (БПЛА) ЛА самолетной схемы, а также автоматические космические аппараты. ДПЛА и БЛА могут быть боевыми (ударными), разведывательными и в ка-честве мишеней, одно и многоразового применения. В более широком смысле к БЛА относят также и управляемые ракеты различного назначения" [2].

Интерес к разработкам и применению БЛА возник еще на заре зарождения авиации и относится к 1909 г., когда впервые был осуществлен полет аэроплана без летчика- Книга, в которой этот факт приведен так и называется "Самолет без летчика и управление им по радио" [3], т.е. термин "беспилотный летательный аппарат" показывает, что в таком самолете (ЛА) нет пилота. Именно так мы непосредственно и воспринимаем сам термин "БЛА", т.е. пилот (человек) мог бы там находиться, но в данном случае он отсутствует. Уточняем, что данное понятие предполагает, что на борту ЛА пилот может быть, а может и не быть.

Более точно следует говорить о комплексе беспилотных летательных аппаратов, который представляет собой совокупность БЛА и непосредственно самого летательного аппарата со всеми прочими техническими устройствами, предназначенных для пуска аппарата и управления им, а также для проверочных работ и технической эксплуатации [4].

Для середины XX века, если судить по переводной научно-технической литературе, например, книге К.У, Гэтленда, вышедшей в Лондоне в 1954 г. и изданной в СССР в 1956 г. [5], книге Э. Бургесса, изданной в Лондоне в 1957 г. [6], а также книге по "Управляемым снарядам" [7], изданной в 195 9 г. по иностранным данным, новое

реактивное оружие обозначалась как "управляемые самолеты-снаряды", "управляемые снаряды" различных классов, "авиационные управляемые снаряды", а также "управляемые авиационные бомбы"-УАБ.

Между тем, также в известной монографии [4] под комплексом управляемого снаряда (или, другими словами, системой оружия) для выполнения основной задачи поражения цели понимается совокупность следующих частей:

- снаряд, который состоит из планера или корпуса, двигательной установки с топливом, бортовой аппаратуры системы управления полетом, бортовой энергосистемы, боевой части и взрывателя;

- внебортовой аппаратуры управления их полетом;

- носителей (самолеты, корабли, подводные лодки);

- пусковых установок;

- испытательного, заправочного и подъемно-транспортного оборудования.

Однако затем под термином "беспилотные летательные аппараты" стали понимать и ракеты (часто - высокоманевренные БЛА).

Рассуждать о нахождении человека (оператора, пилота) на борту ЛА (ракеты) можно в двух случаях, когда речь идет о ракете как транспортного средства (в будущем) или полете ракеты в космос (космической ракете) или при нахождении человека в качестве камикадзе. При этом подразумевается, что по массе ЛА должен превосходить как минимум массу человека, в 5-6 раз.

В связи появлением новых информационных технологий (компьютерные и телекоммуникационные спутниковые) и новых концепций по ведению боевых действий в конце 1990-х годов возник новый интерес к БЛА различного назначения и можно было наблюдать всплеск научно-технических публикаций, посвященных их конструкции и применению.

Сейчас же термин "беспилотный летательный аппарат" используется к ЛА, который не может находиться во взаимодействии с человеком (оператором) в том отношении, о котором речь шла ранее. На таком БЛА никак не может быть размещен пилот. Между тем этот термин даже стал употребляться в понятии "микробеспилотные летательные аппараты", что часто противоречит здравому смыслу и первоначально введенным определениям [8, 9]. Авторы монографии по БЛА на 2004 г. считают, что

"в настоящее время под БПЛА понимают летательные аппараты без пилотов на борту, с дистанционным, полуавтономным, автономном или комбинированным управлением, оснащенные полезной нагрузкой, позволяющей выполнять широкий спектр задач в пределах земной атмосферы"[10] . В то же время при определении класификации БПЛА вводятся такие категории как "миниБПЛА" и "микроБПЛА", что противоречит определению, приведенному ранее, так как пилот там никак присутствовать не может. ГОСТ Р 56122-2014 относит термин "беспилотный летательный аппарат" к устаревшему термину [11]. Введены такие понятия как "беспилотная авиационная система" (БАС) - воздушное судно и связанные с ним элементы, которые эксплуатируются без пилота на борту и "беспилотное воздушное судно" (БВС) - воздушное судно, которое предназначено выполнять полет без пилота на борту. Известный авиаконструктор так говорит о беспилотности [12]: "Беспилотность необходима и выгодна в случаях, когда не может осуществить достаточно точно и быстрой действия, требующиеся при выполнении боевой задачи; когда однозначность выполнения боевой задачи очень стабильна; когда качество выполнения задачи автоматом выше чем человеком; когда возможно отказаться от присутствия человек на борту аппарата, оставив за ним возможность наблюдать обстановку и принимать решения".

Выводы

1. На основании вышеизложенного можно заключить, что высказывание и термин "БЛА" или "БАС" может употребляться для ЛА, на которых (непосредственно в контуре управления) может быть, а может и не быть пилот (оператор). В таком случае употребление понятий "БЛА" является недопустимым для обозначения управляемых снарядов, ракет и для "миниБЛА" и "микроБЛА", которые следует отнести к роботизированным ЛА.

2. Для приведения в соответствие терминологии, касающейся беспилотных летательных аппаратов, необходимо провести дополнительное научное исследование и целесообразно уточнение высказывания и семантики понятия "беспилотный летательный аппарат", которое может быть непосредственно связано с массой летательного аппарата, соотнесенного с массой человека (пилота).

ЛИТЕРАТУРА

1. Высокоточное оружие и борьба с ним / С.А. Головин, Ю.Г. Сизов, А.Л. Скоков, Л.Л. Хунданов. - М.: В.П.К., 1996. - 232 с. - С. 5.

2. Военный энциклопедический словарь. - А.П. Горкин, В.А. Золотарев и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, "РИПОЛ КЛАССИК", 2002. - 1664 с. - С. 175.

3. Файвуш Я.г Аррисон В. Самолет без летчика и управление им по радио. - М.: Авиахим, 1925. -45 с.

4. Лебедев А.А., Карабанов В.А. Динамика систем управления беспилотными летательными аппаратами. Под ред. А.А. Лебедева. - М.: Машиностроение, 1965. - 528 с.

5. Гэтленд К.У. Развитие управляемых снарядов. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. -371с.

6. Бургесс Э. Управляемое реактивное оружие. Под ред. Ю.Х. Вермишева. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. - 327 с.

7. Марисов В.И., Кучеров И.К. Управляемые снаряды (по иностранным данным).- М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1959. - 297 с.

8. Прохоров М.Д. Определение положения микробеспилотных летательных аппаратов при помощи технологии 1BEACON // Юбилейная всероссийская научно-техническая конференции "Авиационные системы в XXI веке". Сборник тезисов докладов. ГНЦ РФ "ФГУП "ГосНИИАС ", 2016. - 300 с. - С. 63.

9. Гоголев А.А., Лавров А.О., Комаров Д.В. Методы и средства определения препятствий для обеспечения автономного полета микробеспилотного летательного аппарат (МБЛА) в условиях замкнутого пространства // Юбилейная всероссийская научно-техническая конференции "Авиационные системы в XXI веке". Сборник тезисов докладов. ГНЦ РФ "ФГУП "ГосНИИАС ", 2016. - 300 с. - С. 54.

10. Дремлюга Г.П., Есин С.А., Иванов Ю.А., Ляшенко В.А. Беспилотные летательные аппараты. Состояние и тенденции развития. Под общ. ред. Ю.Б. Иванова. - М.: Варяг, 2004. - 176 с.

11. ГОСТ Р 56122-2014. Воздушный транспорт. Беспилотные авиационные системы. Общие требования.

12. Болховитинов В.Ф. Пути развития летательных аппаратов. - М.: Оборонгиз, 1962. - 131 с.

13. Полтавский А.В. Модель измерительной системы в управлении БЛА // Информационно-измерительные и управляющие системы. 2009. №10. С.73-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.