в
L-—^ i,
'Ш©1Г[п][у^[Ж Смирникова Ю. Л., Лопухин А. М.
УНИВЕРСИТЕТА Информатизация бюджетного контроля как способ оптимизации имени o.e. кутафина(мгюА) бюджетного процесса в Российской Федерации и Испании
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИСПАНИИ
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме технологического обеспечения бюджетного контроля в контексте оптимизации механизмов правового регулирования бюджетного процесса в Российской Федерации с учетом опыта Испании. Был проведен сравнительный анализ информационных систем и программных комплексов поддержки бюджетного процесса всех уровней. Особое внимание уделено анализу основных информационных систем, применяемых органами государственного финансового контроля в целях финансовой деятельности, налогового администрирования, а также исполнения бюджетов, закупки товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Опыт применения программных комплексов поддержки бюджетного процесса в Испании с целью его эффективности, продуктивности и экономичности позволил предложить в качестве механизма правового регулирования бюджетного процесса вариант создания дополнительных программных приложений, интегрированных в действующие АИС. К новым результатам исследования следует отнести разработанный алгоритм программного обеспечения в подсистемах бюджетной АИС регионального уровня, который устанавливает возможность оперативного изменения содержания нормативной базы в зависимости от изменения социально-экономической ситуации, к вопросам составления проекта бюджета, в частности к системе планирования государственных закупок. Ключевые слова: бюджетный процесс, информатизация, автоматизированная информационная система.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.183-192
J. L. SMIRNIKOVA, Doctor of Law, Professor of the Department of Administrative and Financial Law of the Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation [email protected] 119454, Russia, Moscow, prosp. Vernadskоgо, d. 76 A. M. LOPUKHIN, student оf International Law Faculty, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, [email protected] 119454, Russia, Moscow, prosp. Vernadskоgо, d. 76
Юлия Леонтьевна СМИРНИКОВА,
доктор юридических
наук, профессор кафедры
административного
и финансового
права Московского
государственного
института
международных отношений
(Университета)
МИД России
119454, г. Москва,
просп. Вернадского, д. 76
F -W
Арсений Максимович ЛОПУХИН,
студент международно-правового факультета Московского государственного института
международных отношений (Университета) МИД России [email protected] 119454, Россия,г. Москва, просп. Вернадского, д. 76
© Ю. Л. Смирникова, А. М. Лопухин, 2018
) УНИВЕРСИТЕТА
а-—^ имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
INFORMATIZATION OF BUDGETARY CONTROL AS A WAY TO OPTIMIZE THE BUDGETARY PROCESS IN THE RUSSIAN FEDERATION AND SPAIN Abstract. The article is devoted to the urgent problem of technological support of budgetary control in the context of optimization of the mechanisms of legal regulation of the budgetary process in Russia taking into account the experience of Spain. A comparative analysis of information systems and software complexes for supporting the budget process at all levels was carried out. Particular attention is paid to the analysis of the main information systems used by the state financial control authorities for financial activities, tax administration, as well as budget execution, procurement of goods, works and services to ensure state (municipal) needs. The experience of using software packages to support the budgetary process in Spain with the aim of its efficiency, efficiency and economy made it possible to propose, as a mechanism for legal regulation of the budgetary process, the creation of additional software applications integrated into existing AIS. The newly developed software algorithm in the subsystems of the budgetary AIS of the regional levels, which establishes the possibility of an operative change in the content of the regulatory base, depending on the change in the socioeconomic situation, on the drafting of the budget, in particular, the public procurement planning system, should be referred to the new results of the study. Keywords: budgetary process, informatization, automated information system.
Проведение в последние десятилетия бюджетных реформ в России и в большинстве развитых стран направлено на усовершенствование бюджетного процесса, связанного с переходом к новым формам финансирования бюджетных услуг, к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат, к программно-целевому распределению расходов бюджета. В связи с этим необходимо осуществление постоянного мониторинга оценки эффективного распределения расходов и возможности быстрого получения информации для анализа результативности деятельности. Решением обозначенных задач являются информационные технологии в сфере поддержки бюджетного процесса, выступающие в роли эффективного механизма его правового регулирования. В науке финансового права отмечались многогранность и значение информационного финансово-правового воздействия, и в частности необходимость применения информационных технологий в целях реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета1.
1 Смирникова Ю. Л. Регулятивная функция современного финансового права / под ред. Е. Ю. Грачевой. СПб. : Юридический центр-Пресс, 2011. С. 23—24 ; Она же. Системообразующая роль регулятивной функции финансового права // Юридический мир. 2011. № 11. С. 45.
'Ш©ТТ[п]Ш[К Смирникова Ю. Л., Лопухин А. М.
УНИВЕРСИТЕТА Информатизация бюджетного контроля как способ оптимизации имени o.e. кугафина(мгюА) бюджетного процесса в Российской Федерации и Испании
Анализируя экономическое развитие европейских стран, можно заключить, что именно потенциал информационных технологий, реализуемый в бюджетной сфере, приносит этим странам экономические приоритеты. В настоящей статье обратимся к опыту Испании как европейской стране с богатыми и сложными конституциональными традициями в сфере бюджетной деятельности. «Действующий Основной закон 1978 г. не только отразил испанские традиции, но и впитал в себя широкий зарубежный нормативный и доктринальный конституционный опыт»2.
Важным элементом бюджетного процесса является финансовый контроль, обеспечивающий эффективность функционирования государственной бюджетной системы и выступающий необходимой и обязательной процедурой, сопровождающей все стадии бюджетного процесса. От выбора механизмов государственного финансового контроля, качества правовой регламентации контрольной деятельности в значительной степени зависит правильность составления бюджетов всех уровней, эффективность распределения и целевое использование бюджетных ресурсов, пресечение правонарушений в бюджетной сфере. Действенный финансовый контроль не может существовать и развиваться без высокоэффективной системы управления, основанной на информационных технологиях, по причине огромного анализируемого объема информации в целях обеспечения быстроты и точности принимаемых решений.
Таким образом, вопросы технологического обеспечения бюджетного контроля в контексте оптимизации механизмов правового регулирования бюджетного процесса в РФ с учетом опыта европейских стран (на примере Испании) выступают сегодня наиболее актуальными и перспективными в теории и практике финансового права.
Задачи совершенствования информационного обеспечения процесса бюджетного контроля реализуются через создание автоматизированных информационных систем (АИС). Как отмечается в науке, «АИС представляет собой форму организационного управления бюджетным процессом на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий»3. При помощи АИС расширяется спектр задач финансового контроля, повышаются обоснованность и своевременность принимаемых решений. Кроме того, АИС позволяет снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность бюджетных органов посредством применения вычислительной техники и экономико-математических методов, а также путем структурирования информационных потоков4.
Внедрение АИС для осуществления финансового контроля позволяет реализовать ряд преимуществ автоматизации управленческих процессов, основными из которых являются: упрощение процедур сбора и анализа информации, необ-
2
Рассыльников И. А. Основы бюджетной деятельности в Конституции Испании 1978 года // А
"О У
Б
m
Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. № 1. С. 99—104.
Кушбоков А. А. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. № 8. С. 155—159. Ы
Локшина О. В. Автоматизация информационных потоков. СПб. : Норма, 2011. С. 18 ; й
Миляков Н. В. Автоматизация бюджетной системы. М. : Юрист, 2011. С. 54—57. ОПЫТ
>
3
4
ш--У 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
ходимой для проведения контрольных мероприятий по выполнению финансовых обязательств перед государством, а также проверке правильности использования бюджетных средств; сокращение времени, необходимого для анализа информации и выработки предложений, направленных на повышение эффективности использования бюджетных средств и государственного имущества; оперативный доступ к результатам предыдущих контрольных мероприятий; автоматизация процесса контроля за устранением нарушений финансовой дисциплины; учет и анализ данных, высокое качество и соблюдение стандартов государственного финансового контроля; обобщение опыта, практики осуществления финансового контроля в целях выработки предложений по совершенствованию управления финансами; обеспечение открытости информации о результатах деятельности органов финансового контроля.
В Российской Федерации к основным АИС на федеральном уровне можно отнести следующие системы:
— Государственная информационно-аналитическая система контрольно-счетных органов РФ (ГИАС КСО), представляющая собой совокупность содержащейся в базах данных контрольно-счетных органов РФ информации. ГИАС КСО обеспечивает обработку, систематизацию, анализ и хранение следующей информации: о планируемых контрольно-ревизионных и экспертно-анали-тических мероприятиях и результатах их проведения контрольно-счетными органами РФ; о бюджетном процессе и основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов РФ; о стандартах финансового контроля Счетной палаты РФ и нормативных (методических) документах по проведению государственного и муниципального финансового контроля и др.;
— Автоматизированная информационная система «Финансы», представляющая собой интегрированную базу данных, обеспечивающую автоматизацию функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов РФ. АИС «Финансы» позволяет Минфину России реализовывать следующие полномочия; составление проекта федерального бюджета, ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; управление государственным долгом РФ, учет информации о долговых обязательствах субъектов РФ и муниципальных образований; организация перечисления межбюджетных трансфертов, обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов, управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; организация мониторинга бюджетного сектора, методическое руководство бюджетного планирования;
— Автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы, в структуре которой функционирует ряд подсистем, выполняющих следующие функции: сбор, систематизация, обработка, хранение и предоставление информационных данных, форматно-логический контроль данных, интеграция с другими информационными системами; взаимодействие с налогоплательщиками; формирование реестров, справочников и классификаторов; оценка, анализ и контроль информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов; формирование базы нормативной, статистической и аналитической информации;
73 i—i
'Ш©Т[л][М][Ж Смирникова Ю. Л., Лопухин А. М. _ ^ ^
УНИВЕРСИТЕТА Информатизация бюджетного контроля как способ оптимизации имени o.e. кугафина(мгюА) бюджетного процесса в Российской Федерации и Испании
— Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах, предназначение которой состоит в размещении и получении информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также иных платежей, предусмотренных федеральными законами. Электронный бюджет — государственная интегрированная информационная
система, предназначенная для управления общественными финансами. Система создана для оптимизации государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Применение информационных технологий позволит обеспечить прозрачность, открытость и подотчетность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, осуществлять общественный контроль за счет формирования единого информационного пространства.
Система «Электронный бюджет» включает следующие подсистемы:
— централизованные подсистемы, к которым относятся бюджетное планирование, управление доходами и расходами, управление закупками, управление долгом и финансовыми активами, а также модули, связанные с осуществлением финансового контроля;
— сервисные подсистемы, с помощью которых пользователи (физические и юридические лица, использующие информационный ресурс единого портала бюджетной системы РФ) могут получать информацию из централизованных подсистем;
— единый портал бюджетной системы РФ, содержащий информацию о финансово-хозяйственной деятельности публично-правовых образований (ППО). Архитектура системы «Электронный бюджет» представлена Единым порталом бюджетной системы РФ (открытая часть, содержащая информацию о финансово-хозяйственной деятельности ППО, а также в сфере управления общественными финансами; закрытая часть для ведомств и учреждений с ограниченным доступом), централизованными (сервисными) подсистемами и технологическим ядром.
Аналогов информационной системы «Электронный бюджет», реализуемой в России, по масштабам и уровню технологического обеспечения в мире не существует. Проведя глубокий анализ создания информационных систем управления финансами в других странах, можно отметить, что только Бразилии, Южной Корее и частично Испании удалось внедрить полномасштабные интегрированные системы управления бюджетным процессом.
В современных условиях мирового финансового кризиса ведущие органы внешнего финансового контроля Европейского Союза уделяют пристальное внимание контролю над эффективностью, продуктивностью и экономичностью финансовой деятельности публичного сектора. Контроль над государственным бюд- А жетом Испании как страны с богатейшим опытом в организации работы органов У финансового контроля подчинен данным приоритетам. Среди программных ком- б плексов поддержки бюджетного процесса Испании можно выделить следующие5: Ж
I
Ы
5 Государственный информационный портал «Бюджетное управление». URL: http://www. й
oficinavirtual.pap.minhafp.gob.es/sitios/oficinavirtual/en-GB/Paginas/Inicio.aspx. ОПЫТ
>
L--У i
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
— АИС «Adenda». Была разработана с целью сбора информации для отдельных административных подсекторов сектора Генерального директората по бюджетам и расходам. Данная информация включает: финансовую отчетность автономных организаций (отчет о прибылях и убытках, операционный отчет и отчет о финансовых изменениях, отчет о движении денежных средств); документальное управление (онлайн обработка неструктурированного потока информации, генерируемого между различными агентами, участвующими в этом процессе). Эта обработка требует отправки информации в центральный репозиторий и ее хранение; бюджетные отчеты (отчеты, в которых приводятся причины различий по областям расходов между бюджетным периодом и предыдущим периодом, составленным различными секторами Генерального директората по бюджетам и расходам);
— ATENEA — приложение для электронного документооборота по вопросам составления проекта бюджета. Назначение программы состоит в разработке окончательного проекта бюджета сектором Генерального директората по бюджетам Министерства финансов для представления Правительством на рассмотрение Парламенту. Пользователями программы являются Генеральный директорат по бюджетам и расходам, Государственная администрация, администрация автономий, государственные автономные учреждения и другие общественные финансовые организации, получающие дотации из бюджета. Основные функции системы ATENEA заключаются в следующем: автоматизация управления бюджетным процессом от момента создания бюджетного проекта до утверждения и исполнения посредством оперативного взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами; автоматизация разработки основных материалов и документов, необходимых при составлении проекта бюджета; уведомление и объявление о мероприятиях, связанных с решениями об утверждении проекта бюджета; обеспечение доступа к различным видам бюджетных отчетов;
— CANOA (Sistema de Contabilidad Analítica Normalizada para las Organizaciones Administrativas) — информационная система, предназначенная для автоматизации ведения аналитического учета. Позволяет оценить стоимость работ, выполняемых различными подразделениями, а также предоставляет необходимую информацию по эффективному распределению государственных ресурсов и бюджетных расходов на производство товаров и услуг Пользователями системы являются Государственная администрация и иные публичные организации, которые производят работы и оказывают услуги. Основными задачами системы CANOA являются: оценка стоимости работ и предоставление государственных услуг; определение размера государственных пошлин; анализ экономичности расходования государственных средств, позволяющий осуществлять финансовый контроль; содействие в разработке и оценке бюджетов; содействие в принятии решений о производстве товаров или услуг; оценка активов, генерируемых деятельностью государственного сектора; предоставление информации наднациональным органам для обоснования объема помощи и субсидий;
— Программный комплекс BÁSICAL. Был разработан Ревизионным учреждением Государственной администрации (IGAE) для оказания технологической поддержки в обработке информационных потоков, в частности для сбора
'Ш©ТТ[п]Ш[К Смирникова Ю. Л., Лопухин А. М.
УНИВЕРСИТЕТА Информатизация бюджетного контроля как способ оптимизации имени o.e. кугафина(мгюА) бюджетного процесса в Российской Федерации и Испании
и обработки данных, архивирования и хранения информации, полученной в результате контрольной деятельности администрации автономий. Также используется для составления учетных записей, для создания отчетов, необходимых для представления в Палату аудиторов и в органы внешнего аудита (Órganos de Control Externo, OCEX). Система BÁSICAL ориентирована на администрацию автономий, которая может использовать Базовую модель регионального учета в соответствии с приказом EHA / 4040/2004 от 23.11.2004. Модель базового учета применяется администрацией автономий, бюджеты которых не превышают 300 000 евро и при условии, что эти органы не имеют автономных агентств, государственных корпораций или коммерческих предприятий. В случае превышения бюджета администрация обязана изменить Базовую модель на Упрощенную или Нормальную; — CICEP.red — компьютерное приложение. Разработано Управлением государственного контроля (IGAE) для стандартизации информации предприятий и фондов государственного сектора в соответствии с действующим законодательством. Информация, предоставляемая CICEP.red, необходима для осуществления Управлением государственного контроля следующих видов деятельности: составление общих государственных счетов; составление финансовых счетов государственного сектора в соответствии с Европейской системой государственных и автономных счетов; составление ежемесячных отчетов для Государственной администрации; составление отчетов об аудиторских проверках Государственным аудиторским бюро. В структуру системы CICEP.red входят информационные подсистемы годового отчета, ежегодная и ежеквартальная подсистемы, ежемесячная подсистема, подсистема информации для консолидации CGE.
В значительной мере автоматизация бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса связана как с политической атмосферой на территории любого государства, так и с экономической ситуацией. Примером могут служить политические изменения в России 1990-х гг., которые в дальнейшем отразились на внедрении системы бюджетирования, ориентированного на результат, договорных отношений в бюджетном процессе, реформирования области государственных закупок. Изменение политического курса Испании после ее вступления в Европейский Союз также привело к необходимости значимых изменений в бюджетном законодательстве страны. Любое изменение в законодательстве требует серьезной перенастройки всей информационной системы. В настоящее время существует ряд эффективно действующих авторских программных продуктов, созданных в целях совершенствования бюджетного процесса. Некоторые участки программных модулей имеют весьма эффективные алгоритмы и, как следствие, высокую прикладную направленность. Интегрируя определенным образом данные модули и включая их в единую систему, можно добиться высокой А эффективности компилятивного программного продукта. У Существуют научные разработки6, позволяющие определить потенциально б возможный доступный объем ежемесячного финансирования, проектировать Ж
I
Ы
6 Родионов И. Б. Управление исполнением бюджета региона на основе экономико-мате- й
матического моделирования : дис. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2004. 156 с. ОПЫТ
>
'М Я^' 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
решения по рациональному распределению поступающих средств с учетом существующих приоритетов статей расходования бюджетных средств (социально-экономической значимости), законодательных ограничений по расходованию бюджетных средств, экстренных ситуаций, а также предусматривать механизмы управления остатками средств на счетах бюджета.
Представляет интерес применение современных информационных средств и нейросетевого моделирования7, что позволяет совершенствовать компьютерные технологии поддержки принятия решений по планированию бюджета, контролю и регулированию в бюджетной системе регионального уровня.
Проведенный анализ позволил предложить наиболее доступный способ создания АИС, который состоит в интеграции готовых программных продуктов с разработкой дополнительных программных приложений. Нами был разработан базовый алгоритм программного обеспечения в подсистемах бюджетной АИС регионального уровня, который позволяет установить возможность оперативного изменения содержания нормативной базы в зависимости от изменения социально-экономической ситуации к вопросам составления проекта бюджета, в частности, к системе планирования государственных закупок. Установлено, что с юридической точки зрения контрактная система представляет собой совокупность правовых норм, при этом экономическая составляющая системы государственных закупок по уровню динамики практически с ней не коррелирует. Исправить подобную ситуацию возможно посредством введения в законодательство о контрактной системе алгоритма изменения правил регулирования в зависимости от влияния социально-экономических факторов. «В данном случае речь идет о правовой норме, гипотеза которой будет содержать условие об определенных обстоятельствах, имеющих количественное выражение, а сложная альтернативная диспозиция будет определять конкретный вариант поведения в зависимости от отраженных в гипотезе количественных значений параметров»8.
Перспективно выглядит формирование гибкой системы изменения (ужесточения или либерализации) требований к участникам закупки, зафиксированных в российском законодательстве о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд9. Для определения вектора изменений роль объективного фактора, оказывающего существенное влияние на возможности и поведение участников закупок, выполнил индекс ММВБ, в состав которого входят наиболее торгуемые акции российских предприятий.
Разработанный алгоритм реализации динамической модели оптимизации системы государственных закупок был успешно апробирован с применением
7 Бирюков А. Н. Нейросетевое моделирование в бюджетно-налоговой системе регионального и муниципального уровней : дис. ... д-ра экон. наук. Пермь, 2012. 432 с.
8 Орлов С. Ю., Лопухин А. М. Оптимизация системы государственных закупок (математическое решение) // Вопросы Российского и международного права. 2017. Т. 7. № 4А. С. 76—88.
9 Смирникова Ю. Л., Кровикова М. А. Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства // Административное право и процесс. 2017. № 11. С. 35—39.
73 i—i
'Ш©Т[л][М][Ж Смирникова Ю. Л., Лопухин А. М. _
УНИВЕРСИТЕТА Информатизация бюджетного контроля как способ оптимизации имени o.e. кугафина (мгюа) бюджетного процесса в Российской Федерации и Испании
электронных таблиц процессора Ехсе1 MS со средствами визуализации данных и вычислений, инструментами сервисного пакета «Анализ данных».
Исследование применения компьютерного и математического моделирования позволило выявить наиболее значимые параметры, характеризующие состояние участников закупочных процедур. Выдвижение одинаковых требований к участникам закупочных процедур экономически не эффективно, если учитывать реальную динамику изменения выбранного нами фактора и связанные с ним корреляции. Необходима динамика изменений требований, предъявляемых к участникам закупочных процедур.
Проведенное исследование с учетом опыта Испании позволило сделать некоторые весьма ценные выводы для российской практики:
— не существует единой модели управления государственными финансами, каждой стране необходимо разработать свой подход с учетом политических и экономических особенностей;
— автоматизация бюджетного контроля связана со сложившейся экономической и политической ситуацией как в целом по стране, так и в регионе и нуждается в дальнейшей оптимизации правового поля в связи с корректировкой экономических приоритетов;
— в качестве эффективного способа оптимизации механизмов правового регулирования бюджетного процесса предложен вариант создания дополнительных программных приложений, интегрированных в действующие АИС;
— автоматизация процесса управления государственными закупками как элемента многоуровневой системы управления бюджетным процессом посредством разработанного базового алгоритма программного обеспечения, учитывающего состояние экономики, позволит добиться беспрецедентной эффективности, недоступной при статичном подходе к формированию законодательной базы.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бирюков А. Н. Нейросетевое моделирование в бюджетно-налоговой системе регионального и муниципального уровней : дис. ... д-ра экон. наук. — Пермь, 2012. — 432 с.
2. Кушбоков А. А. Автоматизация информационных потоков в бюджетной системе // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. — 2013. — № 8. — С. 155—159.
3. Локшина О. В. Автоматизация информационных потоков : учебник. — СПб. : Норма, 2011.
4. Миляков Н. В. Автоматизация бюджетной системы : учебник. — М. : Юрист,
2011. З
5. Орлов С. Ю., Лопухин А. М. Оптимизация системы государственных закупок У (математическое решение) // Вопросы Российского и международного пра- б ва. — 2017. — Т. 7. — № 4А. — С. 76—88. Ж
6. Рассыльников И. А. Основы бюджетной деятельности в Конституции Испа- I нии 1978 года // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2011. — № 1. — |= С. 99—104.
ОПЫТ
>
) УНИВЕРСИТЕТА
L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)
7. Родионов И. Б. Управление исполнением бюджета региона на основе экономико-математического моделирования : дис. ... канд. экон. наук. — Екатеринбург, 2004. — 156 с.
8. Смирникова Ю. Л. Регулятивная функция современного финансового права / под ред. Е. Ю. Грачевой. — СПб. : Юридический центр-Пресс, 2011.
9. Смирникова Ю. Л. Системообразующая роль регулятивной функции финансового права // Юридический мир. — 2011. — № 11.
10. Смирникова Ю. Л., Кровикова М. А. Административная ответственность за нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства // Административное право и процесс. — 2017. — № 11. — С. 35—39.