Научная статья на тему 'Информативность мелодики голоса человека в современном культурном пространстве'

Информативность мелодики голоса человека в современном культурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
445
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информативность мелодики голоса человека в современном культурном пространстве»

ИНФОРМАТИВНОСТЬ МЕЛОДИКИ ГОЛОСА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Катаева О.В.

В культуре повседневной жизни человек постоянно сталкивается как с фактом узнавания людей по мелодике их голоса, так и сам подсознательно преподносит слушателям голос как объект для опознавания. Например, часто только по мелодике голоса определяют друг друга, разговаривая по телефону, слушая радио. Для слепых голос оказывается единственным средством опознавания говорящих. Поэтому очень важно исследовать мелодику голоса человека на передачу смысловой информации.

Коль скоро голос человека полиинформативен, следовательно, существуют факторы воздействующие и обуславливающие различные специфические характеристики голоса говорящего человека. Главным и неоспоримым фактором является зависимость голоса от анатомических особенностей его артикуляционного аппарата. Артикуляционной основой мелодики голоса человека является различная скорость колебания голосовых связок. Согласно современным теориям голосообразования находящиеся в гортани голосовые складки, или связки, выступают в качестве модулятора создаваемого легкими воздушного потока. Частота колебаний связок зависит от ряда артикуляционных параметров, важнейшие из которых - скорость потока воздуха через голосовую щель; степень натяжения и упругости голосовых связок; масса вибрирующей части связок; ширина голосовой щели. Все выше указанные параметры очень важны для данного анализа и поэтому необходимо более подробно рассмотреть анатомо-физиологические особенности речевого аппарата

Процесс рече - или голосообразования в первую очередь связан с функционированием дыхательного аппарата человека. В зависимости от пола, возраста и профессии различают следующие типы дыхания: ключичный, грудной (реберный) и брюшной (диафрагменный). Количество воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого при нормальном дыхании, зависит от типа дыхания и от объема легких. Легкие при хорошей натренированности могут вдохнуть до 6000 см3 воздуха, тогда как необходимая для жизни норма в среднем - около 600 см3. Емкость легких у плохо натренированных людей (особенно у женщин) меньше и составляет 3500-4000 см3. У детей до 15 лет объем легких не способен аккумулировать даже 2000 см3 воздуха, а у детей до 7 лет - 1000 см3. Как видно из этих данных, запас воздуха в легких меняется в широких пределах у различных индивидуумов в зависимости не только от их пола и возраста, но и от натренированности. Этот факт имеет определенное значение в процессе речи, так как в зависимости от емкости легких и характера дыхания человек при этом делает неодинаковое количество вдохов и выдохов и затрачивает на них различное время. Если

при спокойном дыхании фазы вдоха и выдоха занимают примерно одно и то же время, то при речевом дыхании фаза выдоха в 5-8 раз продолжительнее фазы вдоха. Благоприятным режимом для ведения речи без существенных остановок для вдоха воздуха будет режим, состоящий из быстрого и глубокого вдоха и длительного и экономичного выдоха. В свою очередь обязательным условием ведения речи является необходимость образования достаточного давления воздушной струи на голосовую щель в фазе речевого выдоха.

Для того чтобы определить индивидуальную степень упругости голосовых связок и ширину голосовой щели, следует остановиться на этапе прохождения выдыхаемого воздуха через гортань. Так как гортань является основным органом образования голоса.

Основными составными элементами гортани являются: а) остов гортани, состоящий из девяти хрящей, в том числе надгортанника, выполняющего защитную функцию гортани, и б) мышечный аппарат гортани, состоящий из ряда наружных и внутренних мышц. Наружные мышцы фиксируют положение гортани и приводят ее в движение.

Внутренние мышцы делятся на мышцы, натягивающие голосовые связки, мышцы, расширяющие голосовую щель, и мышцы, сужающие ее.

Основной мышцей, играющей чуть ли не решающую роль в процессе голосообразования, являются голосовые складки. Между голосовыми складками образуется голосовая щель, размеры которой зависят от действия натягивающих и расслабляющих складки мышц. На боковых стенках гортани над голосовыми складками расположены ложные голосовые связки.

Размеры гортани и голосовых связок существенно меняются от индивида к индивиду. У мужчин они крупнее, чем у женщин и, тем более, у детей.

В процессе голосообразования голос уже характеризуется определенной высотой, силой и тембром. Последние две характеристики с прохождением звуковых колебаний через глотку, затем ротовую и носовую полости существенно видоизменяются в зависимости от параметров этих полостей. Что же касается высоты звука, то она сохраняется до конца, представляя одну из основных особенностей индивидуального голоса.

Эта особенность, т.е. высота голоса, находится в прямой зависимости от колебания голосовых связок, которые зависят от длины, толщины и натяжения связок. Длинные, толстые и слабо натянутые связки обеспечивают низкие по высоте звуки. Увеличение натяжения связок, осуществляемое с помощью мышечного аппарата гортани, влечет за собой повышение высоты звука. Так, мужские голоса (бас, баритон, тенор) имеют диапазон средней высоты в процессе разговорной речи в пределе 90-210 Гц, соответственно

длина голосовых связок от 18-25 мм. В свою очередь предел женских голосов (контральто, меццо-сопрано, сопрано) частоты основного тона 160-340 Гц, а длина голосовых связок 14-21 мм.

Для формирования тембра голоса большое значение имеет не только анатомическая природа и функционирование голосовых связок, но и размеры и форма внутригортанных воздушных пространств. Тембр голоса начинает формироваться уже в самой гортани - в резонаторных камерах как над истинными голосовыми связками, так и под ними. Именно в этих двух гортанных камерах звук характеризуется четко выраженным индивидуальным оттенком по высоте и тембру.

Необходимо также отметить, что перечисленные выше факторы, связанные с функционированием гортани и речеобразующих резонаторов, являются основными, но не единственными факторами, влияющими на специфическую тембровую окраску голоса той или иной личности. Необходимо всегда принимать во внимание и такие биологические факторы, как: строение тела, симметричность голосового аппарата, влияние желез внутренней секреции, возраст и др.

Так, телосложение человека зависит от строения голосового аппарата, а именно его гортани. Например, биологический тип человека, обладающий глубоким и богатым тембром, басом с большим объемом голоса - обычно высокого роста, с длинной шеей, длинными конечностями и удлиненной грудной клеткой.

Железы внутренней секреции играют значительную роль в анатомическом строении гортани и, следовательно, в голосообразовании. В период мутации начинает изменяться строение гортани. Особенно ярко это проявляется у мальчиков. Фальцет превращается обычно в грудной голос. Высота голоса понижается часто более чем на одну октаву, преобразуя детский дискант или альт в голос мужчины - тенор, баритон или бас. Ломке голоса мальчиков сопутствует частое срывание, неожиданные переходы от низких звуков к высоким, хрипы.

Период мутации у женщин происходит более спокойно, хотя и здесь наблюдается переход детского дисканта и альта к женскому сопрано или контральто.

Вслед за этим процессом начинается период кальцинации, вызывающий тугоподвижность и потерю эластичности голосовых связок. Полное окостенение гортани наступает в пожилом возрасте. Все эти периоды характеризуются заметными изменениями голоса.

Таким образом голос претерпевает существенные изменения во времени. Мелодика голоса человека проходит длительный процесс изменения, чередующийся резкими превращениями, связанными как с

закономерными биологическими сдвигами в развитии человека, так и с факторами случайного характера. При этом с возрастом сложным образом меняется не только высота и интенсивность голоса, но и его объем и тембр.

В пожилом возрасте, когда завершается процесс окостенения гортани, голос, тем не менее, продолжает меняться. Это происходит из-за уменьшения емкости легких, понижения их эластичности, сужения грудной клетки, ограничения ее мобильности.

Итак, можно заключить, что процесс образования голоса глубоко индивидуален. Голос по своей первоначальной сути неповторим, нельзя встретить двух одинаковых голосов. Мелодика голоса - уникальна, как снежинка или отпечатки пальцев на руке. Появляющийся акустический сигнал тесно зависит как от анатомических особенностей голосового аппарата, так и от его физиологии.

Все выше перечисленные факторы формирования голоса в последствии являются информацией для окружающих, т. е. мелодика голоса человека в культуре повседневной жизни несет смысловую информацию о говорящем. И этот важный факт раскрывали многие известные ученые в своих работах. Так, например, П. Ладефогед и Т. Броадбент говорили, что, во-первых, когда слушаем говорящего, то получаем смысловую информацию, с помощью, которой можем оценить важность сообщения. Во-вторых, получаем информацию о месте рождения и социальном статусе говорящего. В свою очередь на полиинформативность мелодики голоса обращает внимание Р. Болт, перечисляя смысловую, эмотивную и персоналитивную информацию. Эти сведения тесно взаимосвязаны и переплетены в одном сообщении, однако эксперт способен извлечь ее на слух. В. А. Артемов также утверждает, что мелодика звучащей речи является переносчиком многочисленной и весьма разнообразной информации о системе языка; о речи как процессе общения посредством языка; о смысловом содержании; о персональных особенностях диктора; о нервно-психологическом состоянии говорящего; об особенностях общественных и личных отношений общающихся. Таким образом, о психологических, профессиональных, социальных качествах говорящего, месте его рождения, культурном уровне можно узнать по мелодическим характеристикам голоса. И здесь правомерно выделить основные параметры информативности мелодики голоса человека.

1. Индивидуальные качества личности: половые различия, возраст, состояние здоровья, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику, самооценка, акустические характеристики голоса.

2. Общая культура субъектов общения.

3. Профессиональные особенности общения.

4. Психологические особенности личности.

5. Национальные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.