Переехав в 1874 г. в Вятскую губернию, В. О. Португалов начинает свою деятельность со знакомства с ее санитарным состоянием — устройством больниц, приемных покоев, школ, общественных учреждений, тюрем, состоянием воды, воздуха, жилищ. Вениамин Осипович является инициатором I съезда земских врачей Вятской губернии. Практически на каждом заседании съезда он выступал с докладами о санитарном состоянии губернии. Так, на первом заседании (20 июля 1874 г.) В. О. Португалов делает доклад «Об устройстве больниц», где дает исчерпывающую характеристику организации больничной помощи в губернии, вскрывает ее недостатки и предлагает на обсуждение мероприятия, которые будут способствовать ее совершенствованию. Наибольшего внимания земства, по его мнению, требует устройство сельских больниц. На третьем заседании съезда В. О. Португалов поднимает вопрос об ограничении самостоятельной фельдшерской помощи, на четвертом—дает краткое описание санитарного состояния Вятской губернии, находя последнее «во многом неудовлетворительным» [2]. На шестом заседании съезда В. О. Португалов на примере Уржумского земства доложил об организации управления ме-
дициной в уездах, проанализировал деятельность медицинского совета в Уржуме и предложил земствам других уездов перенять его опыт. Кроме того, В. О. Португаловым на съезде были предложены проект и программа организации фельдшерской школы и аптечного склада в губернии [2].
В октябре 1874 г. В. О. Португалов был вновь арестован за революционную деятельность и помещен в тюрьму, откуда в 1875 г. выпущен под залог. Переехав в Самару, он занялся частной врачебной практикой. Через несколько месяцев снова арест, а затем ссылка в Бузулук. В 1878 г. В. О. Португалов возвращается в Самару, где и практикует до конца жизни. Умер В. О. Португалов в 1896 г.
«Вятский период» жизни В. О. Поргугалова невелик, но отмечен активной деятельностью по созданию основ санитарной организации края.
Литература
1. Бекчурин А. А. //Съезд врачей и представителей земств Вятской губернии, 8-й—Вятка, 1910—С. 826—829.
2. Протоколы заседаний 1-го съезда врачей Вятской губернии.— Вятка, 1875.
Поступила 12.05.94
Методы исследования
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 616-092:612.017.11-02:614.71-07
И. В. Петрова, Н. И. Шинкаренко, Г. М. Лещенко, Е. Н. Кутепов, Н. С. Михалюк, Т. А. Кирилкина,
И. В. Варфоломеева, Е. П. Лещева
ИНФОРМАТИВНОСТЬ И ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ НЕИНВАЗИВНЫХ ТЕСТОВ В ОЦЕНКЕ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ ПРИ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ
НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва
Иммунная система человека — наиболее чувствительная, тонко реагирующая на неблагоприятные изменения в окружающей среде [5, 11, 13, 16, 18]. Изучение состояния иммунной системы важно еще и потому, что она в ряде случаев является «критической» для значительного числа ксенобиотиков, реагируя на их воздействие, в то время когда в других системах подобные реакции не обнаруживаются [1, 2, 15, 17]. Неблагоприятное влияние факторов окружающей среды достаточно полиморфно и может проявляться в виде гипоплазии лимфоидных органов, в уменьшении числа и снижении функции иммунокомпетентных клеток, сопровождающимися извращением синтеза иммуноглобулинов, а также в уменьшении активности фагоцитарных реакций, что в дальнейшем может привести к развитию ряда заболеваний, таких как онкологические, аллергические и др. [9, 12]. Поэтому оценка иммунного статуса при массовых эколого-гигиенических обследованиях населения имеет очень важное значение для характеристики состояния здоровья населения в данный момент, возможности прогнозирования
его изменений в будущем и формирования групп риска.
В настоящее время оценка иммунного статуса человека при популяционных исследованиях приобрела четко очерченную методическую базу, она позволяет выявить изменения в иммунной системе еще до клинических проявлений заболевания, что тестируется с помощью унифицированных и стандартизированных лабораторных методик [3, 7, 10]. Разработано и предложено несколько систем иммунологического скрининга и мониторинга при обследовании населения, которые подразделяются на несколько уровней, этапов, включая набор различных методических приемов выявления изменений в иммунной системе в зависимости от установки, стоящей перед исследователем [4, 6, 8, 14]. В клинической практике для диагностики нарушений в иммунной системе широко используется целый набор методов для оценки Т-, В-звеньев иммунитета и неспецифических факторов защиты, которые связаны с забором крови у пациентов. В условиях стационаров, поликлиник
и диспансеров это целесообразно и позволяет объективно охарактеризовать качественную и количественную стороны функции иммунитета, а также помогает клиницистам в назначении адекватной терапии. Однако при массовых эко-лого-гигиенических обследованиях населения получение проб крови чрезвычайно затруднено, а в ряде случаев практически невозможно. Это связано с ухудшением технического и материального обеспечения медицины (практическое отсутствие одноразовых шприцев и т. д.), что резко увеличивает риск распространения СПИДа и других инфекционных заболеваний.
В связи с этим представляется необходимым обоснование возможности использования при массовых (скрининговых) исследованиях минимально необходимого набора иммунологических тестов, основанных на неинвазивном получении исследуемого материала по оценке иммунной системы, которые должны адекватно отражать состояние иммунного статуса, а в комплексе с данными о состоянии других систем характеризовать уровень здоровья индивидуума, что и явилось целью наших исследований.
Эта работа — часть комплексного обследования взрослого населения в г. Узловая Тульской области, отдельные группы которого подвергались различной нагрузке факторов окружающей среды. В процессе исследования решался комплекс частных проблем:
— исследование состояния местного и общего иммунитета;
— выявление групп риска развития иммунопатологических состояний;
— выявление групп с различными видами иммунопатологии;
— вычленение наиболее информативных тестов для формирования групп риска и выявления иммунологических сдвигов.
Обследование проводилось с использованием методических подходов и комплекса тестов, разработанных в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, которые применимы в массовых эколо-го-гигиенических исследованиях, принятых для оценки иммунной системы неинвазивными методами:
— анкетирование по специально разработанной анкете-опроснику с целью выявления наследственной предрасположенности к ряду заболеваний, жалоб обследуемого, социально-бытовых факторов и т. д.;
— осмотр обследуемых, предусматривающий выявление видимой патологии: телосложения, волос, ногтей, кожи, полости рта, кожи, доступных групп лимфоузлов;
— лабораторная оценка местного иммунитета: обсемененность слизистой зева, секреторный иммуноглобулин А слюны (8^А), бактерицидная активность слюны (БАС), титр гетерофильных антител в слюне (ТГА), концентрация лизоцима и Я-белков в слюне.
Такой методический подход дал возможность выявить группу лиц с иммунопатологией и направить их на углубленное обследование для решения вопроса об иммунокорригирующей терапии и выявления основного заболевания, определить группы риска, а также биологический возраст
иммунной системы, что в совокупности позволяет оценивать прогностическую значимость изменений в иммунной системе. Положительным моментом является и то, что разработанный комплекс методических подходов является неинвазивиым с использованием легко доступного биологического материала — слюны.
Результаты обследования населения, анализ информативности и прогностической значимости отдельных иммунологических тестов, определение корреляционных связей между ними показали, что для оценки состояния иммунной системы при проведении массовых скрининговых исследований возможно использование 4 тестов (Б^А, ТГА, К-белки, БАС). Эта констелляция тестов позволяет удовлетворительно диагностировать изменения в иммунном статусе человека, что приемлемо для первичного скрининга. Однако использование этих тестов не дает возможности диагностировать с достаточной достоверностью характер этих изменений, т. е. выявлять определенные синдромы. Так, если эти 4 теста дают примерно одинаковые ответы, сопоставимые с результатами, получаемыми с помощью всех 7 тестов, в отношении диагностики нормы и общего числа лиц с изменениями иммунного статуса, то внутри совокупности лиц с изменениями в иммунном статусе имеет место, с одной стороны, занижение числа лиц с дисфункцией иммунной системы на 30—50%, причем процент расхождения увеличивается с возрастом, с другой— одновременно происходит гипердиагностика синдрома вторичной иммунологической недостаточности, в этом случае, напротив, частота гипердиагностики (процент лиц с синдромом вторичной иммунологической недостаточности) уменьшается с возрастом. Несмотря на вышеуказанные моменты, предложенная сокращенная констелляция тестов приемлема для первичного скрининга при массовых обследованиях населения, так как она позволяет за более короткий срок, с наименьшими материальными затратами проводить отбор лиц с изменениями в иммунном статусе для быстрого решения вопроса лечения и реабилитации. Вместе с тем для диагностики определенных синдромов необходимо, как рекомендуют и другие исследователи, использовать более широкий набор иммунологических тестов.
Литература
1. Захарченко М. П.. Гончарук Е. И., Кошелев Н. Ф. Современные проблемы экогигиены.— Ч. 1.— Киев. 1993.
2. Захарчеико М. П., Готарук Е. И., Кошелев Н. Ф. Современные проблемы экогигиены. Ч. 2.— Киев, 1993.
3. Кульберг А. >!.// Вестн. АМН СССР.—1991,—№ 1,— С" 19—23.
4. Лебедев К. А.. Паникина И. Д. Иммунограмма в клинической практике.— М.. 1990.
5. Махамбетов К. О. Изучение иммунного статуса у работников химической промышленности в связи с особенностями факторов окружающей среды: Авгореф. дис. ... канд. мед. наук.— М„ 1992.
6. Оценка иммунного статуса человека: Метод. рекомендации/Петров Р. В., Лопухин Ю. М., Чередеев А. Н. и др.—М„ 1984.
7. Петров Р. В., Хаитов Р. М., Орадовская И. В.Ц Иммунология,—1992,—№ 4,—С. 43—45.
8. Стандартизованные методы обследования иммунной системы человека: Метод, рекомендации / Петрова И. В., Васильева Л. Л.. Куршакова Т. С. и др.— М., 1984.
9. Петрова И. В.. Мухамбетова Л. X., Беляева Н. Н.//Гиг. и сан,—1994,—№ 1—с. 16—19.
10. Руководство по иммунологическим и аллергическим методам в гигиенических исследованиях/Федосеева В. Н.. Порядин Г. В.. Ковальчук Л. В. и др.— М., 1992.
11. Сидоренко Г. И.//Гиг. и сан,—1989,—№ 3.—С. 4—7.
12. Сидоренко Г. И., Федосеева В. Н.. Шарецкий А. Н. и др.// Там же.—№ 3.—С. 7—11.
13. Устименко А. Н., Эглите М. Э. // Гиг. труда.— 1991.— № П.—С. 19—21.
14. Федосеева В. //.. Пинегии Б. В.. Орадовская И. В. и др.// Гиг. и сан,— 1989,—№ 3,—С. 17—19.
15. Baverstam U., HolmergM-Ц Leuk. Res.—1989,—Vol. 13, № 7,—P. 515—517. .
16. Flodin U., Fredriksson M., Axe/son O. ct al.//Arch, environ. Hlth.— 1986,—Vol. 41, № 2,—P. 77—84.
17. Lucie N. // Lancet.— 1989.— Vol. 2, № 8654,—P. 99—100.
18. Thompson S. J.. Whitley H. ././/Immunology.— 1988.— Vol. 64. № 2,—P. 311—314.
Поступила 10.06.94
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 613.31:546.13|-074:543.426
В. А. Ишутин, Е. Н. Устинский, И. А. Пушкин, Ю.А. Рахманин, Р. И. Михайлова, И. Н. Рыжова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДНОГО ОСТАТОЧНОГО ХЛОРА В ПИТЬЕВОЙ ВОДЕ ХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНТНЫМ МЕТОДОМ
Военная академия химической защиты им. маршала К. С. Тимошенко, Академическое научно-производственное предприятие, НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина. РАМН, Москва
Во многих странах обеззараживание питьевой воды проводят газообразным хлором или хлор-содержащими веществами (хлорной известью, хлораминами, двуокисью хлора и гипохлори-тами).
При взаимодействиях этих веществ с водой во всех без исключения случаях образуется хлорноватистая кислота, которую и принято называть «свободный активный хлор». Именно это соединение из-за своего высокого окислительно-восста-новительного потенциала обеспечивает процесс обеззараживания воды [2].
Согласно ГОСТу 2874—82, установлено остаточное содержание свободного активного хлора в питьевой воде в концентрациях 0,3—0,5 мг/л, а в проекте нового нормативного документа Сан-ПиН «Требования к качеству воды централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения», вступающего в силу с 1 января 1995 г., допустимые нормы свободного активного хлора скорректированы в пределах 0,2—0,5 мг/л. Избыток его, как известно, приводит к невозможности использовать питьевую воду для нужд населения, прежде всего в связи с появлением неблагоприятных органолептических свойств, а недостаток грозит вероятностью микробного загрязнения питьевой воды и вспышки инфекционных заболеваний.
В настоящее время у нас в стране контроль за содержанием свободного активного хлора в питьевой воде осуществляют по ГОСТу 18190— 72 методом титрования метиловым оранжевым. За рубежом, согласно стандарту 150-7393/1—85, свободный активный хлор в питьевой воде определяют титрованием 1М,Т<-диэтил-1,4-фениленди-амином.
Однако используемые гитрометрические методы контроля содержания свободного активного хлора в питьевой воде характеризуются определенной субъективностью получаемых результатов анализа. Они трудоемки по исполнению, продолжительны по времени анализа и применимы практически только в лабораторных условиях.
Цель наших исследований — разработка простой, высокочувствительной, аппаратурной и широкодоступной для специалистов-аналитиков методики количественного экспресс-определения свободного активного хлора в питьевой воде не-
посредственно на объектах контроля, в том числе в полевых условиях.
В основе предлагаемой методики лежит явление хемилюминесценции люминола при окислении его гипохлоритами, открытое Н. О. Альбрехтом в 1928 г. [6].
Последующие исследования этого явления показали [1, 3, 5], что люминол (5-амино-2,3-дигид-ро-1,4-фталазиндион) при окислении в водных щелочных растворах гипохлоритами дает яркую хемилюминесценцию, интенсивность которой можно зарегистрировать и измерить с помощью фоточувствительного детектора. Для этой цели использован портативный анализатор жидких проб, разработанный и запатентованный в 1991 г. [4].
Для определения концентрации свободного активного хлора в питьевой воде прибор готовят к работе, согласно инструкции. Клавишу прибора рукой передвигают до упора вперед и снимают крышку-дозатор с реакционной камеры. В оптически прозрачную кювету наливают 0,1—0,3 мл реактива, в состав которого входит люминол, и помещают ее в реакционную камеру прибора. Камеру закрывают крышкой-дозатором, в полость которой наливают 0,2 мл анализируемой пробы воды. Клавишу прибора передвигают до упора назад, проверяют на стрелочном индикаторе установку нуля, наживают рукой на клавишу и снимают показание прибора. Анализ повторяют трижды, вычисляют среднее значение показаний прибора и по градуировочному графику находят искомое значение концентрации свободного активного хлора в анализируемой пробе воды.
Для метрологической аттестации методики использован метод разбавлений образца раствора ги-похлорита натрия с исходной концентрацией 5 мг/л, получаемого электролизом водного раствора хлорида натрия. Исходная концентрация проверялась посредством стандартных методик по ГОСТу 18190—72, стандарту 180-7393/1—85 и по ГОСТу 18190—72. Образцами для аттестации являлись .разбавления приготовленного исходного раствора водопроводной водой, отстоявшейся в чистых открытых емкостях на свету в течение 24 ч.
Для оценки погрешности метода отбирали и анализировали на приборе пробы с содержанием свободного активного хлора на уровне нижней (0,2 мг/л) и верхней (0,5 мг/л) границ его