Научная статья на тему 'ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / СИСТЕМА / УРОВЕНЬ СУЩЕСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванаева О.В., Миколайчук А.А.

В статье были рассмотрены пути совершенствования качества предоставляемой информации пользователям финансовой отчетности. Также были рассмотрены основные источники информативности финансовой отчетности. Были также представлены основные требования предъявляемые к финансовой отчетности.The article discussed ways of improving the quality of information provided to users of financial statements. It was also considered the main sources of informativeness of financial statements. Also represented were the main requirements to financial statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ»

исследования, 2012, № 2, с. 45 - 47 .

3. Козлова О.А. Внешние факторы, определяющие кадровую политику компаний в будущем // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-1. С. 180-182.

4. Маркова В. Д. Стратегический менеджмент. Курс лекций. Гриф МО РФ. -М.: Инфра-М, 2014, 371 с.

5. Панкрухин А.П. Краудсорсинг - соблазнительный маркетинговый агрессор: принципы, содержание, технологии/ А.П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2015. - № 1. - С. 3-10.

УДК 338

Иванаева О. В. старший преподаватель кафедра экономики и финансов Институт экономики и управления Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

Миколайчук А. А. студент 4-го курса направление подготовки «Экономика»

Россия, г. Ялта ИНФОРМАТИВНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье были рассмотрены пути совершенствования качества предоставляемой информации пользователям финансовой отчетности. Также были рассмотрены основные источники информативности финансовой отчетности. Были также представлены основные требования предъявляемые к финансовой отчетности.

Ключевые слова: информация, финансовая отчетность, пользователь, система, уровень существенности.

Abstract. The article discussed ways of improving the quality of information provided to users of financial statements. It was also considered the main sources of informativeness of financial statements. Also represented were the main requirements to financial statements.

Keywords: information, financial statements, user, system, the level of significance

Введение. Целью формирования финансовой отчетности является отражение финансового результата деятельности организации. С ее помощью пользователи получают необходимую им информацию относительно финансового состояния, реальной стоимости активов и пассивов организации. Финансовая отчетность является публичной, и должна формироваться по принципу достоверности, понятности и информативностидля детального изученияпользователями, и принятия ими инвестиционных или управленческих решений. В связи с этим, совершенствование системы

информативности финансовой отчетности должно позволить объективно и в полном объеме дать представление пользователям о финансовом результате деятельности организации, позволить качественно провести её анализ, для принятия соответствующих решений, а также уменьшить риск сокрытия или неверного толкованияфинансовой информации.

Цель исследования. Целью данной статьи является исследование основных аспектов повышения информативности финансовой отчетности.

Результаты исследований. Финансовая отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [1].

Финансовая отчетность является основной информативной базой для реализации управленческих функций. При этом, управленческая система не может эффективно функционировать при отсутствии полного информационного обеспечения. Информацию о финансовом положении организации может быть отражена в формах финансовой отчетности, каждая из которых дает оценку [2]:

1) активов организации, ее обязательств и собственного капитала (форма 1 "Бухгалтерский баланс");

2) объемов реализации, величины затрат, балансовой и чистой прибыли организации (форма 2 "Отчета о финансовых результатах");

3) динамики собственного капитала и прочих фондов и резервов, а также притока и оттока денежных средств, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности (форма 4 "Отчет о движении денежных средств");

4) динамики заемных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, амортизируемого имущества и других активов и обязательств организации (по приложению к бухгалтерскому балансу).

Детальное раскрытие информации изначально представленов пояснительной записки и пояснениях, которые отражались в форме №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». В дальнейшем эта форма стала основой для раскрытия пояснений к показателям бухгалтерской (финансовой) отчетности и приложений к ним [3, с. 210].

Наибольшие потребности в более детализированном раскрытии информации испытывают кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды и другие организации, привлекающие средства как юридических, так и физических лиц для осуществления своего основного вида деятельности и получения прибыли. При этом, среди заинтересованных пользователей могут быть как те, которые обладают достаточными знаниями для понимания финансовых отчетов, так и те, которые к таковым не относятся [3, а 211].

Поэтому многие организации, требуют представления дополнительной информации. В данном случае, кроме выше перечисленных форм могут предоставляться внутренние и внешние отчеты.

Внутренние отчеты составляют для руководства организации (например, сметы расходов, калькуляция себестоимости продукции и др.).

Внешнюю финансовую отчетность составляют по всей хозяйственной единице (в целом по всему предприятию), например, информация о деятельности отдельных подразделений или каких-либо сторон деятельности организации [1].

Однако, на сегодняшний момент важно обозначить основные проблемы информативности финансовой отчетности, а именно:

- угроза сокрытия информации;

- угроза искажения реального положения дел на предприятии;

- угроза отражения показателей не соответствующие реальности.

Также, не мало важным является критерий существенности при

раскрытии и представлении информации в финансовой отчетности. Порог существенности определяется как уровень возможного искажения информации, например, при исправлении ошибок предшествующих периодов, переоценке объектов основных средств, нематериальных активов, округления при расчетах. Т.е. это показатель характеризующий значимость информации для пользователей финансовой отчетности.

Уровень существенности должен определяться составителями финансовой отчетности. В свою очередь это зависит от специфики деятельности организации и ее пользователей. Поэтому необходимо понимать, что пользователи не имеют возможности получить иную финансовую информацию, кроме той, которая представлена в отчетах. Это, в свою очередь, может вызвать конфликт интересов пользователей. Поэтому детализация информации в финансовой отчетности должна быть достаточной для ее полной и объективной оценки пользователем при принятии экономического решения.

Определяя факт существенности необходимо, соблюдать соотношение основных требований составления и предоставления финансовой отчетности, которые смогут повысить качество предоставляемой информации, то есть непосредственно саму ее информативность, а также непосредственно удовлетворить информационные потребности пользователей. Основными требованиями в данном случае являются [2]:

1) периодичность отчетности, то есть финансовые отчеты должны предоставляться периодически, через равные промежутки времени;

2) полнота - в финансовой отчетности предприятия должны отображаться все расходы, осуществление которых необходимо для получения доходов;

3) понятность, то есть информация, содержащаяся в отчетах, должна быть изложена и воспринимаема пользователями;

4) существенность - отчеты должны содержать информацию, существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей;

5) надежность, то есть предоставляемая информация должна быть полной и достоверной;

6) своевременность, то есть открытый доступ к информации при возникновении необходимости для пользователя;

7) значимость - все данные способные оказать существенное влияние на принятие эффективных управленческих решений;

8) достоверность, то есть отражение информации о деятельности организации, раскрытие методов и процедур учета;

9)сопоставимость - данные о деятельности организации должны быть сопоставимы с аналогичной информацией предшествующих периодов и с данными о деятельности других предприятий; сопоставимые данные отчетности позволяют пользователям проводить трендовый, сравнительный, структурный и факторный анализы.

Также для повышения информативности финансовой отчетности приоритетным направлением должно стать определение степени влияния на информативность финансовой отчетности, принципов и методов бухгалтерского учета при ее составлении, качественные и количественные характеристики и методы оценки её отдельный статей. В условиях рыночной экономики и усиления глобализационных процессов, методология бухгалтерского учета также требует существенных изменений, усиливается фактор интегрированности отчетности [2].

Интегрированная отчетностьбудет ориентирована на удовлетворение информационных потребностей внешних пользователей. Для внутренних пользователей (руководства организации и менеджмента) основным источником информации для эффективного управления производством являются управленческие отчеты, которые являются основой прогнозной финансовой отчетности. Для внешних пользователей она будет представлять информацию о выгодном вложении, кредитовании, доходности. Для российских организаций такое направление является относительно новым явлением, поскольку финансовая отчетность в большей степени представляет информацию, как срез на определенную дату [3, ^212].

Вывод. Информативность финансовой отчетности позволяет дать оценку деятельности организации, финансовому состоянию, устойчивости и др. Важнейшими аспектами при её формировании является определение порога существенности.Соответствие всем принципам (требованиям) при составлениифинансовой отчетности.Внедрение интегрированной отчетности как нового приоритетного направления повышения информативности финансовой отчетности.Повышение уровня информативности, позволит уменьшить риски сокрытия информации, даст реальную оценку финансового положения предприятия, а также поможет российским организациям использовать финансовую и бухгалтерскуюинформация в системе по управлению предприятием. Решение данных проблем обеспечит повышение качества финансовой отчетности и, как следствие, эффективность ее использования в управлении предприятием.

Использованные источники: 1. Справочник экономиста: информационный портал. [Электронный ресурс].

/ Анализ финансовой отчетности. Режим доступа к ресурсу: http://www.profiz.ru/se/2 2009/analiz finansovoi otchetn/.

2. Молодой ученый: информационный портал. [Электронный ресурс]. / Качественные характеристики, определяющие информативность бухгалтерской отчетности. Огиенко О. Н. Качественные характеристики, определяющие информативность бухгалтерской отчетности [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). - Уфа: Лето, 2011. - С. 78-80. Режим доступа к ресурсу: http://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1069/.

3. ИЦРОН. Инновационный центр развития образования и науки: официальный сайт. [Электронный ресурс]. /Развитие экономики и менеджмента в современном мире/Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. - 349 с. Режим доступа к ресурсу: http://izron.ru/articles/razvitie-ekonomiki-i-menedzhmenta-v-sovremennom-mire-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodn//

УДК 339.137.23

Иванова Е.А.

магистрант, 2-ой курс «Торговое дело» кафедра «Коммерции, сервиса и туризма»

Дунаева А.Н.

магистрант, 2-ой курс «Торговое дело» кафедра «Коммерции, сервиса и туризма»

Крячков А.Ф., к.э.н.

доцент

кафедра «Коммерции, сервиса и туризма» Самарский государственный экономический университет

Россия, г. Самара

НЕЦЕНОВЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

НА РЫНКЕ УСЛУГ

Статья посвящена основным формам, параметрам и методам ценовой и неценовой конкуренции. В статье рассматриваются различия в восприятии факторов. При этом для понимания механизма конкуренции имеет значение правильная идентификация причин, за счет которых удается обойти конкурентов, то есть причин и источников конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: Конкуренция, Неценовая конкуренция, Ценовая конкуренция, Пропаганда, Контрпропаганда

E. A. Ivanova, master Student, 2nd course "trading business" Department of "Commerce, service and tourism" Samara state University of Economics

Russia, Samara

Dunaeva A. N., Master student, 2nd course "trading business"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.