Научная статья на тему 'ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / СТУДЕНТ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова М. Г., Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю.

Введение. Настоящее исследование посвящено изучению вопросов теоретического осмысления и практического использования инфографики в образовательном процессе в высшей школе. Большинство современных студентов, обладая клиповым восприятием и мышлением, часто испытывают затруднения в работе с объемными линейными текстами. Для них предпочтительной является подача учебного материала в виде вербального текста, сопровождаемого элементами инфографики. Эта закономерность наблюдается в том числе в иноязычном образовании в процессе подготовки будущего учителя. Цель статьи заключается в изучении роли инфографики в развитии иноязычной коммуникативной компетенции, являющейся результатом профессиональной подготовки учителя иностранного языка. Материалы и методы. В работе используется метод анализа и интерпретации психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, формирования коммуникативной и инфографической компетенций студентов. Статья также опирается на рефлексию собственного многолетнего педагогического опыта работы авторов в качестве преподавателей высшей школы и обобщение результатов педагогической деятельности других педагогов. Кроме того, в ходе педагогического исследования нашли применение педагогическое наблюдение, экспериментальное обучение, анкетирование, опрос. Результаты. Установлено, что инфографика играет заметную роль в иноязычном образовании будущих учителей, способствуя развитию их коммуникативной компетенции. Как разновидность нестандартных визуальных опор инфографика способствует эффективному решению образовательных задач во всех видах речевой деятельности на иностранном языке - развитию умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования. Обсуждение. Авторы полагают, что эффективность инфографики в иноязычном образовательном процессе определяется соответствием ее использования ряду дидактических требований. Педагогу следует четко определять цели применения инфографики, отбирать соответствующие им средства, обеспечивать согласованность вербального и невербального компонентов текста. Используя готовые элементы инфографики, создавая свои собственные, а также мотивируя студентов к творчеству, преподаватель не должен злоупотреблять средствами визуализации: их применение должно быть уместным и целесообразным. Заключение. Подводя итоги исследования, авторы выявили функции, выполняемые инфографикой как важным средством развития иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка: информационную, организационную, эмоционально-аффективную. Осуществляя информационный обмен, структурируя отдельные аспекты образовательного процесса и деятельности всех его участников, обеспечивая эмоциональную составляющую учебно-познавательной активности, инфографика закономерно выступает как предмет научно-педагогического и дидактического исследования. Основные положения: - инфографика как способ компактной, лаконичной подачи учебной информации, обладая значительными преимуществами перед традиционными графическими средствами ее предъявления, находит широкое применение в современном образовательном процессе; - в иноязычном образовании в высшей педагогической школе инфографика направлена на развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей; - средства инфографики применяются в иноязычном образовании будущих учителей с целью развития всех видов речевой деятельности - чтения, письма, аудирования, диалогического и монологического говорения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова М. Г., Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFOGRAPHICS AS A MEANS OF DEVELOPING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE

Introduction. This study is devoted to the issues of theoretical substantiation and practical use of infographics in the educational process in higher schools. Most modern students, having clip perception and thinking, often experience difficulties in working with voluminous linear texts. For them, it is preferable to present educational material in the form of a verbal text, accompanied by elements of infographics. This pattern is also observed in foreign language education in the process of training a future teacher. The purpose of the article is to study the role of infographics in the development of foreign language communicative competence, which is the result of professional training of a foreign language teacher. Materials and methods . The paper uses the method of analysis and interpretation of psychological and pedagogical literature on the problems of foreign language education, the formation of communicative and infographic competencies of students. The article also relies on the reflection of the authors’ pedagogical experience as university teachers and the generalization of the results of the pedagogical activities of their colleagues. In addition, in the course of the research, pedagogical observation, experimental training and questioning were used. Results. It has been proved that infographics play a significant role in the foreign language education of future teachers, facilitating their communicative competence. As a kind of non-standard visual supports, infographics contribute to the effective solution of educational tasks in improving all types of foreign language speech activity: reading, writing, speaking and listening skills. Discussion . The authors believe that the effectiveness of infographics in the foreign language educational process is determined by the compliance of their use with a set of didactic requirements. The teacher should clearly define the goals of using infographics, select the appropriate infographic means, and ensure the consistency of the verbal and non-verbal components of the text. Using both ready-made and original infographic elements, as well as motivating students to be creative, the teacher should not abuse visualization tools: their application should be appropriate and expedient. Conclusion. Summing up the results of the study, the authors identified the functions performed by infographics as important means of developing the foreign language communicative competence of a future foreign language teacher. They are informational, organizational and affective. Carrying out information exchange, structuring certain aspects of the educational process and the activities of its participants, providing the emotional component of educational and cognitive activity, infographics naturally present an object of pedagogical and didactic research. Highlights: Infographics as a way of compact, concise presentation of educational information, having significant advantages over traditional graphic means, are widely used in modern educational process; In foreign language training at the higher pedagogical school, infographics are aimed at developing the foreign language communicative competence of future teachers; Infographic tools are used in the foreign language training of future teachers to develop all types of speech activity: reading, writing, listening, and speaking.

Текст научной работы на тему «ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

Научная статья УДК 42/48 (07) : 378.937

DOI 10.25588/1951.2022.51.38.010

М. Г. Федотова1, О. Ю. Афанасьева2, Е. Ю. Никитина3

О

ББК 81.2-9 : 74.480.215 |

а к

К

2 I? ТТЛ g

С

1ORCID № 0000-0003-2033-1096 С

О 3

8

№ к

S к

So к ж

О

Доцент, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры английского языка и методики обучения английскому

языку, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-m ail: fedotovamg@cspu.ru |

ж

2ORCID № 0000-0001-9289-1573 I

О

Доцент, доктор педагогических наук, g

заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский

ж к

к

государственный гуманитарно-педагогический университет, а

г. Челябинск, Российская Федерация. ж

О

E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-9550-4700 Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и методики обучения русскому языку и литературе, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: elenaurievna@hk.ru

© Федотова М. Г., Афанасьева О. Ю., Никитина Е. Ю., 2022

к

№ ж

О I

I

Ж

е

S е

ж

-к и

и

д

и

у

ч и

л I

и ж О с 3 а ж ж О г О ^

з ока

а

ИНФОГРАФИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

Введение. Настоящее исследование посвящено изучению вопросов теоретического осмысления и практического использования инфографики в образовательном процессе в высшей школе. Большинство современных студентов, обладая клиповым восприятием и мышлением, часто испытывают затруднения в работе с объемными линейными текстами. Для них предпочтительной является подача учебного материала в виде вербального текста, сопровождаемого элементами инфографики. Эта закономерность наблюдается в том числе в иноязычном образовании в процессе подготовки будущего учителя. Цель статьи заключается в изучении роли инфографики в развитии иноязычной коммуникативной

§ компетенции, являющейся результатом профессиональной подго-

а £

§ товки учителя иностранного языка.

^ Материалы и методы. В работе используется метод ана-

^ лиза и интерпретации психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, формирования коммуника-

§ тивной и инфографической компетенций студентов. Статья также опирается на рефлексию собственного многолетнего педагогиче-

ского опыта работы авторов в качестве преподавателей высшей школы и обобщение результатов педагогической деятельности

2> о

а

«о

о £

<-§ других педагогов. Кроме того, в ходе педагогического исследова-^ ния нашли применение педагогическое наблюдение, экспериментальное обучение, анкетирование, опрос.

Результаты. Установлено, что инфографика играет заметную роль в иноязычном образовании будущих учителей, способствуя развитию их коммуникативной компетенции. Как разновидность нестандартных визуальных опор инфографика способствует эффективному решению образовательных задач во всех видах речевой деятельности на иностранном языке — развитию умений и навыков чтения, письма, говорения и аудирования.

Обсуждение. Авторы полагают, что эффективность инфо-графики в иноязычном образовательном процессе определяется соответствием ее использования ряду дидактических требований. Педагогу следует четко определять цели применения инфогра- ы

н

фики, отбирать соответствующие им средства, обеспечивать со- § гласованность вербального и невербального компонентов текста. §

Используя готовые элементы инфографики, создавая свои соб- и

а

ственные, а также мотивируя студентов к творчеству, преподаватель не должен злоупотреблять средствами визуализации: их применение должно быть уместным и целесообразным.

Заключение. Подводя итоги исследования, авторы выявили функции, выполняемые инфографикой как важным средством

н

о

а ^

и

а

а *

е д с

3

№ о

8

№ и

3 и

¡0 и

н о

к

№ н

о §

I

а

е

3 е

н

и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и б

развития иноязычной коммуникативной компетенции будущего у учителя иностранного языка: информационную, организационную, эмоционально-аффективную.

Осуществляя информационный обмен, структурируя отдельные аспекты образовательного процесса и деятельности всех но

с

его участников, обеспечивая эмоциональную составляющую а учебно-познавательной активности, инфографика закономерно выступает как предмет научно-педагогического и дидактического исследования.

Ключевые слова: инфографика; иноязычное образование; будущий учитель иностранного языка; иноязычная коммуникативная компетенция; педагогика высшей школы; студент вуза. Основные положения:

- инфографика как способ компактной, лаконичной подачи учебной информации, обладая значительными преимуществами перед традиционными графическими средствами ее предъявления, находит широкое применение в современном образовательном процессе;

- в иноязычном образовании в высшей педагогической школе инфографика направлена на развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей;

- средства инфографики применяются в иноязычном образовании будущих учителей с целью развития всех видов речевой деятельности - чтения, письма, аудирования, диалогического и монологического говорения.

| 1 Введение (Introduction)

Инфографика в современном коммуникационном процессе играет огромную роль, поскольку широко используется в печатных

ь^ и электронных средствах массовой информации, в рекламном и

а

«о

•О

О

§ отметить, что инфографика существует в трех основных форматах: ^ 1) статичная инфографика представляет собой фиксиро-

ванную информацию без элементов анимирования, которую можно просматривать и читать;

2) динамическая инфографика подразумевает применение анимированных (движущихся) изображений, которую пользователь смотрит, читает, слушает;

§

§

О а

«о

о £ о

-"О в

3) интерактивные интерфейсы содержат информацию, которую пользователь сам выбирает для визуализации.

Непосредственными средствами инфографики, используемой в образовательной деятельности, являются опорные схемы, таблицы, модели, графики, диаграммы, карты (например, геогра-

о

КЙ 3

§

s §

§ «

фически), ментальные карты, шкалы, фотографика и т. д. №

д

с

Наше внимание сосредоточено на применении средств инфографики на различных уровнях высшего образования в целях содержательной, исчерпывающей, эстетически привлекательной визуальной презентации необходимого учебного материала [1; 2].

Как способ визуализации инфографика в настоящее время |

S

успешно и эффективно используется на лекционных, лаборатор- g ных и практических занятиях, в самостоятельной работе студен- |

У

тов, во время прохождения учебных и производственных практик s

§

[3], в ходе исследовательской и проектной деятельности будущих учителей. Таким образом, положительной стороной инфогра-фики является то, что она может использоваться при работе с любым контингентом обучающихся для реализации широко спектра видов и форм педагогической деятельности.

о 3

№ s

S s

So s ж о

s № ж

0 g

1

ж №

5

№ ж

s

s

6

Используя готовую и создавая новую инфографику, участ- у ники образовательного процесса должны учитывать присутствие таких ее свойств, как актуальность данных, систематичность и организованность информации, краткость изложения материала, креативность формы, эстетическая привлекательность. О

2 Материалы и методы (Materials and methods) При подготовке статьи по итогам исследования был использован метод анализа и интерпретации психолого-педагогической литературы по проблемам иноязычного образования, формирования

коммуникативной иноязычной компетенции будущих учителей и использования инфографики в иноязычном образовательном процессе. Работа также опирается на рефлексию собственного многолетнего педагогического опыта работы авторов в качестве преподавателей иностранного языка в высшей школе и обобщение результатов педагогической деятельности коллег. Кроме того, наше исследование предполагало осуществление педагогического наблюдения, проводившегося несколько лет в рамках образовательного процесса на факультете иностранных языков, экспериментального обучения с применением инфографики на занятиях по иностранному языку на различных курсах, а также анкетирование студентов и преподавателей иностранного языка с целью выявить их отношение к использованию инфографики при обучении различным видам речевой деятельности. 3 Результаты (Results)

В настоящее время школьники и студенты воспринимают § окружающее пространство посредством электронных средств

тик коммуникации, в которых информация все менее и менее носит лик

нейный характер. Также и в сфере образования учебный материал

Ю

hq все в большей степени представлен с помощью средств инфогра-

§ фики: фотографий, видеографики, схем, интеллект-карт и т. д.

сь

к Поскольку инфографика представляет значительный объем

^ информации в лаконичном, сжатом виде, она делает ее не только

si

о

,а в о т о д е

о

удобной для восприятия, но может существенно облегчить процесс восприятия. Это особенно важно для иноязычного образовательного процесса [4], где будущий учитель иностранного языка формируется как вторичная языковая личность, осуществляющая процесс коммуникации, применяя новые для него языковой и

культурный коды. Инфографика стимулирует, развивает и совершенствует иноязычную коммуникативную компетенцию, в связи н

о

с чем необходимо активно использовать ее при обучении различ- гр

а

ным видам речевой деятельности и соответствующим умениям и ик

навыкам. а

к

Ввиду обилия информации в современной иноязычной об- ре

д

с

разовательной среде перед педагогами стоит задача интенсифицировать процесс обучения чтению, прежде всего, на основе аутентичных дидактизированных текстов, вербальный компонент которых дополнен невербальным, в результате чего создается поликодовый текст, объединяющий разные семиотические системы. При этом вербальная часть и невербальная, в том числе, инфогра-фическая составляющая, образуют структурно-содержательное и функционально-прагматическое целое, оказывающее комплекс- ни ное влияние на читателя. В целях развития умений и навыков чтения художественных и медийно-публицистических текстов стоит использовать образно-художественную инфографику (компьютерную графику, рисунки, фотографику, картинки и т. п.), в то время как тексты научного и научно-популярного характера тре-

л ж -к s s

буют таких средств инфографики, как таблицы, схемы, диа- у

граммы, графики, чертежи и т.д.

При выборе инфографики в целях обучения чтению целесообразно следовать следующим принципам: 1) минимализации (т.е. визуализации подвергается основная, краткая информация, |

о

составляющая квинтэссенцию текста); 2) структурности (т.е. по- а рядок следования элементов инфографики должен отражать структуру и логику вербального текста); 3) доступности (т.е. необходимо учитывать уровень владения языком у студентов и их

подготовленность к работе с инфографикой). Стоит заметить, что умения и навыки читать и интерпретировать иноязычную инфо-графику напрямую связаны с тем, в какой мере они развиваются на занятиях по другим дисциплинам.

Сочетание вербального текста и элементов инфографики позволяет развивать у будущих учителей иностранного языка такие умения чтения, как: вычленять главное и второстепенное в сообщении; отслеживать логику изложения событий или мыслей; устанавливать логические, прежде всего, причинно-следственные связи; находить аргументы и доказательства; определять позицию автора; критически оценивать почерпнутую из текста информацию [5]. Более того, прочитанный текст вследствие традиционного текстоцентризма учебного процесса становится отправной точкой для развития умений и навыков письменной, а также устной монологической и диалогической речи.

Обучение аудированию является одним из наиболее трудо-§ емких компонентов иноязычного образовательного процесса. Вос-

3ик приятие живой звучащей речи (даже если она записана на элек-

ки

^ тронном носителе) может затрудняться такими факторами, как сила голоса говорящего, тембр, гендерные и возрастные пара-8 метры голоса, индивидуальные и диалектные нарушения нормана тивного произношения. Безусловно, понимание звучащей речи об-^ легчается, если она сопровождается визуальными опорами, выбор

§

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О а

«о

о

количества и качества которых определяется сложностью текста, его тематикой, характером целевой аудитории, уровнем сформи-

до рованности умений и навыков понимания иноязычной устной

е

в

^ речи. Это иллюстрации, картинки, схемы, видеографика, фотографика и т. д., мотивирующие студентов на восприятие текста, под-

черкивающие его членение на составные части, визуализирующие ход событий и последовательность фактов, выстраивающие иерархию аргументов. При этом средства инфографики могут выполнять не только информирующую функцию, как было указано выше, но также функцию контроля понимания текста и диагностики ауди-

н

о г р а и

ка

ка к

тивных умений. Этапы, уровни, критерии развития аудитивной е

д

с

компетенции будущего учителя иностранного языка — это сфера ответственности методики обучения конкретным умениям и навыкам, нас же интересует сама стратегия овладения данным видом речевой деятельности: от использования того или иного количества опор в виде инфографики — к «безопорному» аудирова- |

чн

нию. Любопытно заметить, что в процессе аудирования происхо- g дит коммуникация между автором инфографики и слушающим, |

у

поскольку содержащаяся в визуальных опорах информация тре- ни

ка

бует своего восприятия, декодирования и интерпретации [6].

Одним из инструментов развития умений говорения на иностранном языке является использование стимулов в виде средств инфографики: иллюстраций, комиксов, схем, таблиц, графиков и т. п. Инфографика может успешно использоваться при

тические и дискурсивные умения устной речи. При этом в ходе интерпретации содержащейся в инфографике информации от будущего учителя иностранного языка требуется употребление

№ о

Р

в

в и

S и

So и

н

о

s в

н о g

I

a

е

S е

н

к и

и ^

обучении связной речи как изобразительный компонент, элементы уду которого объединены в определенную логически выстроенную структуру, задающую структуру устного высказывания [7]. Иными

s

g

у ч и

словами, пользуясь в известной степени готовым содержанием, |

будущие учителя иностранного языка фокусируют внимание на но

с

форме высказывания, отрабатывая таким образом лексико-грамма- ра

н

н

о г о ^

языковых и речевых средств, направленных на выражение своего мнения, логики размышления, сравнения и сопоставления, обобщения фактов, аргументации выводов, формулирование предположения (гипотезы) и т. д. Таким образом, одновременно с речевыми умениями развиваются умения критического мышления и выполнения общелогических операций. Важно и то, что, читая и обсуждая такой креолизованный текст, обучающиеся воспринимают его не только в рациональном плане, но и в эмоциональном, как источник фасцинации, что способствует лучшему запоминанию и освоению информации. Таким образом, инфографика в контексте мотивирования рецептивной и продуктивной речевой деятельности, обладая большим коммуникативным потенциалом, позволяет организовать обучение говорению в рамках любой изучаемой темы и любого лексико-грамматического материала, а также расширять круг социокультурных знаний. Заданная с помощью инфографики учебная коммуникативная ситуация макси-§ мально коррелирует с процессом аутентичного иноязычного об-

тки щения, не требуя искусственных стимулов.

ки

С появлением новых текстовых форматов, в частности,

а

«о

Л

и а ж

а ^

включающих вербальные и невербальные элементы, развиваются новые стратегии аисьменнои коммуникации, в которых средства инфографики помогают упорядочить и структурировать большие -^Т массивы информации, иными словами, моделирование текстового материала строится на принципе визуализации для упорядочения больших потоков данных, что, в конечном итоге, позволяет рационализировать процесс письменной коммуникации и обеспечить

© понятное и прозрачное кодирование и последующее декодирова-^ ние передаваемой и воспринимаемой информации, в том числе,

учебной. Развивается новый механизм письма, основанный на сочетании вербальных и невербальных элементов, который требует как от адресантов, так и от реципиентов знания правил шрифтового и колористического оформления письменного текста, а также и норм использования всех возможных элементов инфографики. 4 Обсуждение (Discussion)

Использование инфографики в образовательном процессе должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

1. Преподаватель должен ясно представлять себе, какую цель он преследует, останавливая свой выбор образовательных технологий на средствах инфографики: репрезентировать объективную информацию в статике или динамике, инициировать про- чн

о

g

цесс сравнения и сопоставления, спровоцировать студентов на ко

I

эмоциональный отклик и т. д. у

ни

2. Следует иметь в виду, что содержание и форма инфогра- а

н

о г р а

а

ка к

с р е д с

S в

о р

в в

и S и

So и

н

о

фики должны соответствовать содержанию того учебного материала, который они сопровождают.

3. Преподаватель должен произвести отбор имеющихся в | его технологическом арсенале средств инфографики в соответствии с видом осуществляемой образовательной деятельности, ее целями и задачами. у

4. Необходимо использовать инфографику дозированно, у

чи

чтобы не мешать восприятию информации студентами и не увле- S кать их излишне броским дизайном и формой подачи материала.

5. Следует мотивировать студентов не только правильно воспринимать, читать и анализировать инфографику, но создавать собственные средства инфографики, находя необходимую информацию, подбирая адекватные информационные ресурсы, используя эффективные средства и формы инфографики.

л g

и н о с S р а н н о г о

я

з ока

5 Заключение (Conclusion)

Выявленная существенная роль средств инфографики в развитии иноязычной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка обусловлена теми функциями, которые инфографика выполняет в иноязычном образовательном процессе [8]. Во-первых, это информационная функция, поскольку элементы инфографики являются источниками иноязычной учебно-релевантной информации. Во-вторых, следует выделить организационную функцию, в соответствии с которой происходит организация деятельности участников образовательного процесса в аудиторной и внеаудиторной работе. Наконец, эмоционально-аффективная функция инфографики состоит в том, что процесс овладения иноязычными коммуникативными умениями и навыками получает эмоциональную окраску, положительно влияет на атмосферу сотрудничества на занятиях и интерес к познавательной деятельности. Более того, использование инфографики снижает у студентов § психологическую напряженность, лингвистическую тревож-

g ность, боязнь не понять учебный материал и сделать ошибку [9].

¡с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дидактический потенциал инфографики, хотя и находится hq в настоящее время в фокусе внимания исследователей и педаго-§ гов-практиков, требует дальнейшей разработки применительно к

о

к иноязычному образовательному процессу и развитию вторичной ^ языковой личности будущего учителя. Тем более, что умения и

si

ci

а

«о

о

навыки работы с инфографикой уже требуются от обучающихся старших классов школ и проверяются в ходе единого государ-

,-§ ственного экзамена по иностранному языку.

в

Библиографический список

цессе обучения русскому языку как иностранному // Наука и школа. 2020. № 6. С. 165-175.

1. Евдокиенко В. В., Полякова Н. Ю. Использование инфографики в дистанционном формате обучения как средство визуализации на занятиях по ^ истории и литературе // Образование и право. 2022. № 1. С.171-175. ^

2. Лебедева К. С. Использование приемов инфографики в преподава- о

чЭ-

нии педагогических дисциплин в вузе // Инсайт. 2020. № 2 (2). С. 37-43. g

3. Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Педагогическая практика как g

компонент профессиональной подготовки учителя иностранного языка // t8

д

с

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 2. С. 51-61.

4. Толмачева О. В. Преимущества использования инфографики при обучении говорению на занятиях по русскому языку как иностранному // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12-3 (90), Ч. 3. C. H 624-627.

р

5. Радченко Ю. Ю. Инфографика как инструмент развития иноязыч- о

g

ной профессиональной коммуникативной компетенции магистрантов много- о

I

профильного вуза // Педагогический журнал. 2019. Т. 9, № 6А. С. 383-389. DOI 10.34670/AR.2020.46.6.230

6. Руссу А. Н. Применение инфографики в обучении иностранному

у н и к а

8 н

языку как средства формирования и развития когнитивной и коммуникатив- о ной компетенций // Вестник Набережночелнинского государственного педа- |

гогического университета. 2020. № 3 (28). С. 83-87. е

е

7. Шмалько-Затинацкая С. А., Храброва О. С. Инфографика как спо- Ц

и

и

соб обучения говорению на русском языке учащихся Азиато-Тихоокеанского региона // Педагогический журнал. 2021. Т.11, №. 5.1. С. 365-374. БО! ^

10.34670/AR.2021.94.57.041 g

I. Кириченко Е. А., Кольцов И. А., Кольцова А. А. Использование ин- к фографики как вида графической наглядности в обучении иностранному t

языку // Kant. 2020. № 1 (34). С. 249-253. g

9. Алпеева Л. С., Лихачева М. Е. Инфографика как одно из средств §

преодоления лингвистической тревоги иностранных военнослужащих в про- g

g

о

^

о

о* §

M. G. Fedotova1, O. Yu. Afanasyeva2, Ye. Yu. Nikitina3

1ORCID № 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of English Language and Methods of Teaching of English Language, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fedotovamg@cspu. ru

2ORCID № 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: afanasevaou@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-9550-4700 Professor (Full), Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Russian Language, Literature and Methods of Teaching Russian Language and Literature, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elenaurievna@bk.ru

a .g

I INFOGRAPHICS AS A MEANS OF DEVELOPING

¡a FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE

£ COMPETENCE OF FUTURE

TEACHERS OF A FOREIGN LANGUAGE

a

a g

^ Abstract

^ Introduction. This study is devoted to the issues of theo-

o . . . . . . .

« retical substantiation and practical use of infographics in the ed-

-S

㤠ucational process in higher schools. Most modern students, hav-^ ing clip perception and thinking, often experience difficulties in ^ working with voluminous linear texts. For them, it is preferable

to present educational material in the form of a verbal text, accompanied by elements of infographics. This pattern is also observed in foreign language education in the process of training a future teacher. The purpose of the article is to study the role of infographics in the development of foreign language communicative competence, which is the result of professional training of a foreign language teacher.

Materials and methods. The paper uses the method of ^ analysis and interpretation of psychological and pedagogical lit-

CP

£

erature on the problems of foreign language education, the for- 3 mation of communicative and infographie competencies of students. The article also relies on the reflection of the authors' 1

Oo

pedagogical experience as university teachers and the generalization of the results of the pedagogical activities of their colleagues. In addition, in the course of the research, pedagogical observation, experimental training and questioning were used.

Results. It has been proved that infographics play a significant role in the foreign language education of future teachers, facilitating their communicative competence. As a kind of § non-standard visual supports, infographics contribute to the ef- ^ fective solution of educational tasks in improving all types of foreign language speech activity: reading, writing, speaking and listening skills.

S

Discussion. The authors believe that the effectiveness of a

. . . . . . c?

infographics in the foreign language educational process is de- ^

<f

termined by the compliance of their use with a set of didactic ^

a

requirements. The teacher should clearly define the goals of us- c| ing infographics, select the appropriate infographic means, and

a

ensure the consistency of the verbal and non-verbal components of the text. Using both ready-made and original infographic elements, as well as motivating students to be creative, the teacher should not abuse visualization tools: their application should be appropriate and expedient.

Conclusion. Summing up the results of the study, the authors identified the functions performed by infographics as important means of developing the foreign language communicative competence of a future foreign language teacher. They are informational, organizational and affective. Carrying out information exchange, structuring certain aspects of the educational process and the activities of its participants, providing the emotional component of educational and cognitive activity, infographics naturally present an object of pedagogical and didactic research.

Keywords: Infographics; Foreign language education; Future teacher of a foreign language; Foreign language communicative competence; Pedagogy of higher education; Uni-

ain versity student.

Highlights:

Infographics as a way of compact, concise presentation of educational information, having significant advantages over traditional graphic means, are widely used in modern educational

a a

^ process; £

o

a >

o £

ej

In foreign language training at the higher pedagogical school, infographics are aimed at developing the foreign language communicative competence of future teachers;

Infographic tools are used in the foreign language training ^ of future teachers to develop all types of speech activity: reading,

writing, listening, and speaking.

References

1. Yevdokiyenko V.V. & Polyakova N.Yu. (2022), Ispol'zovaniye gg

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

r

infografiki v distantsionnom formate obucheniya kak sredstvo vizualizatsii p

i

na zanyatiyakh po istorii i literature [The use of infographics in distance §

ss

learning as a means of visualiza-tion in the classroom in history and liter- a

ature], Obrazovaniye i pravo, 1,171-175. (In Russian). |

n

2. Lebedeva K.S. (2020), Ispol'zovaniye priyemov infografiki v s prepoda-vanii pedagogicheskikh distsiplin v vuze [The use of infographic e techniques in teaching pedagogical disciplines at the university], Insayt, 2 o (2), 37-43. (In Russian). g

3. Afanas'yeva O.Yu. & Fedotova M. G. (2014), Pedagogicheskaya r

i

praktika kak komponent professional'noy podgotovki uchitelya inostran- n nogo yazyka [Pedagogical practice as a component of professional training n of a foreign language teacher], Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo a

e

pedagogicheskogo universiteta, 2, 51-61. (In Russian). o

4. Tolmacheva O.V. (2018), Preimushchestva ispol'zovaniya infografiki pri obuchenii govoreniyu na zanyatiyakh po russkomu yazyku kak inostrannomu [Benefits of using infographics in teaching speaking in the classroom in Russian as a foreign language], Filologicheskiye nauki. Vo-prosy teorii i praktiki, 12-3 (90), 3, 624-627. (In Russian).

5. Radchenko Yu.Yu. (2019), Infografika kak instrument razvitiya ino-yazychnoy professional'noy kommunikativnoy kompetentsii magistran-tov mnogoprofil'nogo vuza [Infographics as a tool for the development of foreign language pro-fessional communicative competence of undergraduates of a multidis-ciplinary university], Pedagogicheskiy zhurnal, 9, 6A, 383-389. DOI 10.34670/AR.2020.46.6.230. (In Russian).

6. Russu A. N. (2020), Primeneniye infografiki v obuchenii inostrannomu yazyku kak sredstva formirovaniya i razvitiya kognitivnoy i kommunika-tivnoy kompetentsiy [The use of infographics in teaching a foreign language as a means of forming and developing cognitive and communicative competencies], Vestnik Naberezhnochelninskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3 (28), 83-87. (In Russian).

n

o e

ee n

c e § §

e

ee a

c e

s a

s

ign

h

a

n §

age fa

а Лй

Si £

£

а а

4

о

а >

о

£ ез

7. Shmal'ko-Zatinatskaya S.A. & Khrabrova O.S. (2021), Info-grafika kak sposob obucheniya govoreniyu na russkom yazyke uchash-chikhsya Aziato-Tikhookeanskogo regiona [Infographics as a way of teaching Russian speaking to students in the Asia-Pacific region], Pedagogicheskiy zhurnal, 11, 5.1, 365-374. DOI 10.34670/AR.2021.94.57.041. (In Russian).

8. Kirichenko Ye.A., Kol'tsov I.A. & Kol'tsova A.A. (2020), Ispol'zovaniye infografiki kak vida graficheskoy naglyadnosti v obuchenii inostrannomu yazyku [The use of infographics as a type of graphic visualization in teaching a foreign language], Kant,. 1 (34), 249-253. (In Russian).

9. Alpeyeva L.S., Likhacheva M.Ye. (2020), Infografika kak odno iz sredstv preodoleniya lingvisticheskoy trevogi inostrannykh voyennoslu-zhashchikh v protsesse obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu [Infographics as one of the means of overcoming the linguistic anxiety of foreign military personnel in the process of teaching Russian as a foreign language], Nauka i shkola, 6, 165-175. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 16.12.2022; одобрена после рецензирования 20.12.2022; принята к публикации 20.12.2022.

The article was submitted 16.12.2022; approved after reviewing 20.12.2022; accepted for publication 20.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.