Научная статья на тему 'Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании'

Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфографика / филологическое образование / понимание / интерес / мотивация / критическое мышление / исследовательские навыки / infographics / philological education / understanding / interest / motivation / critical thinking / research skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазаева Марита Максудовна, Эльдарова Наталья Магомедовна

Целью статьи является анализ теоретических предпосылок и практического опыта использования инфографики как способа визуализации учебной информации в филологическом образовании, обоснование ее преимуществ, важности как результативного инструмента процесса обучения. Методы. В ходе работы использовались анализ научной и учебно-методической литературы, описание, объяснение, эксперимент. Результаты. Выявлены способы улучшения усвоения и понимания учебной информации, определены методы и приемы работы с инфографикой как образовательным средством. Выводы. Визуализация учебной информации с помощью инфографики способствует лучшему пониманию концепций и правил. В ходе работы по созданию инфографики студенты собирают, обрабатывают и систематизируют материал и представляют его для обсуждения, что позволяет обучающимся хорошо усвоить учебный предмет, улучшает их визуальную грамотность, способствует развитию их навыков коммуникации, совместной деятельности, исследовательских навыков, компетенций в области цифровой грамотности, стимулирует творческое и когнитивное мышление. Результаты своей работы студенты смогут использовать в ходе производственной практики для обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infographics as a Way to Visualize Information in Philological Education

The aim of the paper is to analyze the theoretical prerequisites and practical experience of using the infographics as a way of visualizing educational information in philological education, substantiating its advantages and importance as an effective tool of the learning process. Methods. In the course of the research, the analysis of scientific and educational literature, description, explanation, experiment were used. Results. The ways of improving the assimilation and understanding of educational information are identified, methods and techniques of working with infographics as an educational tool are determined. Conclusions. Visualization of educational information with the help of infographics contributes to the better understanding of concepts and rules. In the course of creating the infographics, students collect, process and systematize the material and present it for discussion, which allows them to master the subject well, improves their visual literacy, promotes the development of their communication skills, collaborative activities, research skills, competencies in the field of digital literacy, stimulates creative and cognitive thinking. Students will be able to use the results of their work in the course of industrial practice for teaching schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании»

университет, Махачкала, Россия, dalgato-vam@mail.ru

Ахмедова Айшат Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теологии и социально-гуманитарных дисциплин, Дагестанский гуманитарный институт, Махачкала, Россия, ahmedova-ashat@inbox.ru

Aishat M. Akhmedova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Theology and So-do-Humanitarian Disciplines, Dagestan Humanitarian Institute, Makhachkala, Russia, ahmedova-ashat@inbox.ru

Принята в печать 18.05.2023

Received 18.05.2023

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 372.881.1

DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-62-70

Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании

© 2023 Муртазаева М. М.1, Эльдарова Н. М.2

1Волховский филиал РГПУ им. А. И. Герцена, Волхов, Ленинградская обл., Россия, mmaritam@mail.ru 2Дагестанский государственный педагогический университет,

Махачкала, Россия, eldarovan@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью статьи является анализ теоретических предпосылок и практического опыта использования инфографики как способа визуализации учебной информации в филологическом образовании, обоснование ее преимуществ, важности как результативного инструмента процесса обучения. Методы. В ходе работы использовались анализ научной и учебно-методической литературы, описание, объяснение, эксперимент. Результаты. Выявлены способы улучшения усвоения и понимания учебной информации, определены методы и приемы работы с инфографикой как образовательным средством. Выводы. Визуализация учебной информации с помощью инфографики способствует лучшему пониманию концепций и правил. В ходе работы по созданию инфографики студенты собирают, обрабатывают и систематизируют материал и представляют его для обсуждения, что позволяет обучающимся хорошо усвоить учебный предмет, улучшает их визуальную грамотность, способствует развитию их навыков коммуникации, совместной деятельности, исследовательских навыков, компетенций в области цифровой грамотности, стимулирует творческое и когнитивное мышление. Результаты своей работы студенты смогут использовать в ходе производственной практики для обучения школьников.

Ключевые слова: инфографика, филологическое образование, понимание, интерес, мотивация, критическое мышление, исследовательские навыки

Формат цитирования: Муртазаева М. М., Эльдарова Н. М. Инфографика как способ визуализации учебной информации в филологическом образовании // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023. Т. 17. № 2. С. 62-70. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-62-70_

Infographics as a Way to Visualize Information

in Philological Education

© 2023 Marita M. Murtazaeva1, Natalya M. Eldarova2

1Volkhov branch, Herzen State Pedagogical University of Russia, Volkhov, Leningrad region, Russia, mmaritam@mail.ru 2Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the paper is to analyze the theoretical prerequisites and practical experience of using the infographics as a way of visualizing educational information in philological education, substantiating its advantages and importance as an effective tool of the learning process. Methods. In the course of the research, the analysis of scientific and educational literature, description, explanation, experiment were used. Results. The ways of improving the assimilation and understanding of educational information are identified, methods and techniques of working with infographics as an educational tool are determined. Conclusions. Visualization of educational information with the help of infographics contributes to the better understanding of concepts and rules. In the course of creating the infographics, students collect, process and systematize the material and present it for discussion, which allows them to master the subject well, improves their visual literacy, promotes the development of their communication skills, collaborative activities, research skills, competencies in the field of digital literacy, stimulates creative and cognitive thinking. Students will be able to use the results of their work in the course of industrial practice for teaching schoolchildren.

Keywords: infographics, philological education, understanding, interest, motivation, critical thinking, research skills

For citation: Murtazaeva M. M., Eldarova N. M. Infographics as a way to visualize information in philological education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences, 2023, vol. 17, no. 2, pp. 62-70. DOI: 10.31161/1995-0659-2023-17-2-62-70 (in Russian)

Введение

В современном образовательном процессе большую роль играют визуализация и графическое представление информации. Обучающимся становится все труднее усваивать большой объем знаний, поэтому преподаватели часто обращаются к различным технологиям, приемам и средствам, способным интенсифицировать образовательный процесс, ускорить восприятие, улучшить понимание и усвоение учебной информации, в которой обучающийся должен быстро ориентироваться, выделять главное и фокусировать свое внимание на нем. Известно, что способ представления информации оказывает влияние на степень ее восприятия и качество усвоения.

Инфографика - это один из эффективных способов представления информации, который сочетает в себе текст, графику и визуальные элементы.

Цель работы - изучение методических возможностей инфографики как способа визуализации учебной информации в филологическом образовании.

Материалы и методы

Основными методами, направленными на достижение цели исследования, стали: теоретический анализ научной и научно-методической литературы, обобщение анализируемого материала. На разных этапах работы использовались разработка учебных проектов, приемы лингвистического наблюдения и некоторые другие.

В основу исследования положены систематизированные данные, полученные в результате анализа отечественного опыта преподавания с использованием инфогра-фики, а также оценки инфографики, созданной студентами для использования на уроках иностранного языка и литературы в школе в ходе прохождения производственных практик.

Принцип наглядности, применение которого обосновал в «Великой дидактике» Я. А. Коменский, всегда занимал важное место в системе образования в целом и языковом в частности. По мнению ученого, обучение следует начинать «не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними». Ученый-гуманист выдвинул «золотое» правило дидактики о том, что в обучении необходимо использовать все органы чувств человека: «Если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности» [по: 6, с. 152].

О необходимости реализации принципа наглядности в образовании говорили К. Д. Ушинский, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Е. И. Пассов и другие известные педагоги. В. А. Сластенин называет этот принцип одним из важных, лежащих в основе организации и проведения про-

цесса обучения [6, с. 151]. Согласно мнению Е. И. Пассова, изобразительно-смысловые опоры в языковом образовании способны вызывать ассоциации между смыслом изображения и содержанием высказывания, так как к наглядному образу легко привязать идею [5, с. 507].

В современных условиях осознание роли наглядности заметно изменилось в связи с ростом скорости информационного обмена, появлением разных способов передачи визуальной информации. Педагоги-практики находятся на пороге становления новой визуальной культуры, которая в свою очередь предъявляет особые требования к качеству профессиональной деятельности. Перед педагогами стоит задача подбора визуальных средств, которые не просто иллюстрировали бы учебную информацию, а способствовали бы активизации работы обучающихся, мотивировали их на изучение проблемы и поиск ее решений.

В трудах ученых приводятся разные трактовки понятия визуализация. Мнения одних сводятся к общности понятий «наглядность» и «визуализация», то есть процесс визуализации отождествляется с процессом наблюдения, который «предполагает минимальную познавательную и мыслительную деятельность обучаемых». Другие визуализацию рассматривают как форму наглядности, и, наконец, третьи раскрывают ее дидактические функции с точки зрения не демонстративной функции, а когнитивной [3, с. 394].

В процессе обучения учебная информация предъявляется на основе разнообразных визуальных средств: диаграмм, график, карт, структурно-логических, казуальных и лучевых схем.

Большую популярность сегодня приобретает инфографика, в основе визуальной модели которой лежит абстрактно-логическое мышление, выявляющее связь между знаниями и переводящее вербальную информацию в образную.

Инфографика способствует решению таких важных педагогических задач, как: интенсификация обучения; формирование способности критически мыслить; повышение визуальной грамотности и культуры; развитие познавательной активности.

Обзор исследований по проблеме использования инфографики в филологиче-

ском образовании подтверждает ее эффективность, например, в визуализации грамматических правил, лексики, идиом, кол-локаций и пр. На основе инфографики организуются увлекательные задания и проекты, она способствует формированию лексических и грамматических навыков, развивает умения в иноязычном чтении, письме и устной речи.

По мнению Н. А. Андреевой, инфогра-фика способствует повышению мотивации к изучению языка, так, например, слушатели курса по деловому английскому отметили, что занятие с визуальной презентацией стало более интересным и доступным для понимания [1, с. 138].

Инфографика широко применяется и в обучении русскому языку и литературе. Она позволяет визуализировать сложные грамматические явления (спряжения глаголов, склонение существительных, правила употребления предлогов и пр.), представить схематически сюжетную линию или основную идею художественного произведения, образы главных героев, мотивы их поступков и т. д. С помощью визуального представления информации, согласно исследованию Ю. Д. Соломатовой, студенты лучше усваивают сложные конструкции и синтаксис русского языка [8].

Отечественное языковое образование имеет богатый опыт использования визуальных средств, обладающих высоким учебным потенциалом, однако инфогра-фика сегодня кажется привлекательной современным обучающимся. Она развивает аналитические способности, улучшает понимание сложных концепций языка. Ее используют для представления структуры грамматических явлений, системы времен, для обобщения и представления текстовой информации, семантизации и активизации лексики, презентации ситуативного речевого материала, общения и пр.

Кроме того, молодежь, являясь активным пользователем интернета, часто сталкивается с различными способами визуализации контента, поэтому использование на занятии инфографики, создание ее в методических целях и применение в ходе практики будет обучающимся понятно и интересно.

Инфографика в образовании - это визуальная презентация новых знаний, учебного материала, которые не требуют до-

полнительного объяснения. Она представляет собой завершенный информационный источник для анализа, выводов и самостоятельного усвоения.

Использование же инфографики в образовательном процессе высшей школы оправдано для развития познавательных компетенций в процессе создания нового графического материала [2]. И если в школе инфографика как форма наглядности подготовлена и преподнесена учителем, то в вузе при самостоятельной подготовке ее студентами она позволяет хорошо усвоить учебную информацию, развивает навыки исследовательской деятельности, критического мышления.

Результаты и обсуждение

Для проведения экспериментальной работы со студентами по созданию инфогра-фики как учебной визуальной опоры для обучения было предпринято:

1. Объяснение цели. Обучающимся важно было понять, что учебная инфогра-фика представляет собой визуальное представление информации с использованием графиков, диаграмм и других элементов дизайна. Студентам объяснили, что цель экспериментальной работы - создать учебную инфографику, которая будет визуально поддерживать и облегчать понимание сложного учебного материала.

2. Выбор темы или нескольких тем, которые можно визуализировать с помощью учебной инфографики. Темы охватывали различные аспекты учебного материала, чтобы студенты были заинтересованы и могли проявить творческие способности.

3. Подготовка материалов и исследование. Студентам была предоставлена необходимая информация и материалы для создания учебной инфографики. Это были учебные пособия, статьи и другая методическая литература, чтобы обучающиеся получили больше информации и глубже поняли концепцию.

4. Создание учебной инфографики. Студентам было выделено время для разработки собственной учебной инфогра-фики. Они получили рекомендации по использованию онлайн-сервисов и программ для создания графики и дизайна. В процессе поощрялись индивидуальный подход, самостоятельность и креативность в работе.

5. Презентация и обсуждение. Состоялось обсуждение, где студенты и преподаватель задавали вопросы, высказывали мнения и делились своими мыслями о готовом продукте.

6. Оценка и обратная связь. Оценка эффективности содержания инфографики проводилась в ходе совместного обсуждения студентами группы и преподавателем. В качестве критериев оценивания использовались следующие:

- ясность и понятность: инфографика должна быть легко читаемой и понятной для обучаемых;

- заметность: инфографика должна привлекать внимание и быть заметной (привлекательные цвета и графические элементы для выделения информации);

- релевантность: инфографика должна содержать актуальную и релевантную информацию для целевой аудитории, отвечать на основные вопросы и предоставлять полезные данные;

- качество данных: инфографика должна использовать достоверные и проверенные данные, основываться на надежных источниках информации и представлять ее точно;

- удовлетворение цели: инфографика должна быть эффективной в достижении своей цели. Она должна помочь обучаемым легче понять и запомнить информацию, а также вызывать интерес и вовлеченность;

- удобство использования: инфогра-фика должна быть удобной и легкой в использовании;

- оригинальность: инфографика должна быть уникальной и оригинальной, иметь свой собственный стиль и графические решения, чтобы привлечь внимание и выделиться;

- импакт: инфографика должна оказывать эмоциональное или информационное воздействие на обучаемых;

- визуальная привлекательность: инфо-графика должна быть хорошо оформленной и привлекательной для восприятия обучаемыми.

В ходе работы была предоставлена возможность обратной связи, где указывались их сильные стороны и способы возможных улучшений.

Предъявление учебной задачи по иностранному языку может осуществляться различными способами в зависимости от

целей и задач обучения. Так, например, перед студентами 3 курса (образование в области иностранного языка) на занятиях по дисциплине модуля «Образовательные технологии» была поставлена такая профессиональная задача.

Учитель английского языка готовит текст для аудирования. Учащиеся не всегда способны улавливать детали текста, запомнить материал. Необходимо создать визуальное средство - конспект (инфографику) для поддержки понимания и усвоения информации, способный передать структурированную информацию аудиотекста, выделить в нем самое важное и установить связи между основными смыслами. Для подготовки инфографики можно обратиться к сервисам: https://piktochart.com/, https://www.easel.ly/, https://infogr.am и др.

Кроме того, студенты получили рекомендации к выполнению задания:

1. Перед созданием инфографики внимательно прослушать запись текста для аудирования, выделить в нем важные факты и данные. Составить список ключевых пунктов или тезисов, которые вы хотите визуализировать.

2. Разделить информацию на категории и определить их структуру. Поместить наиболее важные факты в центр инфогра-фики, использовать цвета, размеры, шрифты для создания иерархии и упорядочения данных в инфографике.

3. Визуализировать числовые данные и сравнительную информацию с помощью графиков, диаграмм или графических представлений.

4. Использовать иллюстрации, значки, символы, чтобы сделать инфографику более привлекательной и наглядной. Иллюстрации могут быть использованы для передачи конкретных концепций, ситуаций, тем.

5. В качестве дизайна выбрать минима-листический стиль, чтобы не отвлекать от основной информации.

6. Обратить внимание на понятность и легкость восприятия. Вся информация должна быть проста и доступна.

7. После создания протестировать ее, попросить экспертов оценить ее понятность.

Для аудирования был выбран текст "Famous Russian figure skaters" из модуля "Famous People" (Ю. В. Ваулина, Д. Дули и др. УМК «Английский в фокусе», 7 класс).

Деятельность студентов в ходе создания инфографики явилась для них результа-

тивным способом применения теоретических знаний на практике, а также отразилась на развитии исследовательских и творческих умений. Представим фрагмент выполненного задания 3, который студенты назвали «лентой времени» и предложили использовать как опору для воспроизведения информации из аудиотекста.

Использование смысловых изображений в задании 3 на текстовом этапе обучения аудированию позволяет в хронологическом порядке зафиксировать жизненный и профессиональный путь героини текста, выделить значимые моменты ее биографии, повлиявшие на спортивный успех.

При работе с инфографикой как с наглядным материалом обучающиеся выполняют задания, направленные на анализ, обобщение и постановку вопросов к полученной информации, сопоставление фактов, приведенных в аудиотексте, формулировку выводов.

Обсуждение студентами и преподавателем созданной инфографики для обучению иноязычному аудированию привело к следующим результатам: 1) инфографика ясна и информативна, она содержит достаточно информации, но при этом не перегружает слушателя лишними деталями; 2) структура инфографики логична и позволяет легко усвоить представленные данные, визуальное оформление инфографики привлекает внимание; 3) использование цветов и диаграмм помогает наглядно представить аудиоматериал; текст читаем и понятен. В целом инфографика выполнена на высоком уровне и успешно передает представленную информацию.

Инфографика на занятиях по литературе аналогично может выступать инструментом визуальной коммуникации, выполняя функции быстрого и успешного усвоения знаний, развития критического и творческого мышления, исследовательского потенциала обучающихся.

Самостоятельное создание инфографики к изучаемой теме по литературе позволяет студентам:

- углубить свое понимание произведения, развить навыки анализа, синтеза информации для ее последующей визуализации и предъявления в наиболее привлекательной форме;

- вместо традиционного написания эссе или отчета использовать инфографику для того, чтобы донести свои идеи и результаты исследования.

При использовании инфографики как опоры в построении монологического высказывания о конфликте романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева, взаимоотношениях персонажей, характере и убеждениях главного героя студентам рекомендуется:

1. При чтении романа выделить ключевые события, персонажей и их отношения.

2. Создать инфографику на темы «Основной конфликт романа», «Персонажи романа», «Характер Евгения Базарова».

3. В разделе «Основной конфликт романа» использовать визуальные элементы, такие как стрелки, чтобы показать направление конфликта между разными группами персонажей: старое и новое поколение, Базаров и его родители, Базаров и Аркадий и др.

4. В разделе «Персонажи романа» представить краткое описание каждого и связанные с ними ключевые события.

В разделе «Характер Евгения Базарова» использовать цвета, символы и знаки для иллюстрации его убеждений, отношения к обществу и противостояния старому порядку (материалист - наука выше всего; революционер - нужно менять мир; никогда не делает ничего, что не имеет для него значения).

Работы, представленные студентами, отражали следующую информацию:

1. Главные персонажи романа.

2. Основные темы:

- Конфликт поколений.

- Различные мировоззрения.

- Отношения между людьми.

- Искаженные представления.

3. Ключевые сцены.

4. Карта событий.

Инфографика по роману «Отцы и дети» помогает визуализировать ключевые элементы сюжета, персонажей и их взаимосвязи и служит полезным инструментом для понимания и анализа произведения.

Наблюдение за ходом экспериментальной работы по созданию инфографики показало, что она стала не только индивидуальным, но и коллективным проектом, где студенты сотрудничали и обменивались идеями. Презентация созданной студентами инфографики с последующим ее обсуждением в группе вместе с преподавателем выявила, что работа над инфографикой способствует обогащению учебного процесса, формирует когнитивные умения, выявляет творческие и аналитические способности обучающихся, создает возможность для более глубокого понимания исследуемого литературного произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходя из того, что инфографика является текстом новой природы [4, с. 8], на занятии по русскому языку и культуре речи обучающимся 1 курса было предложено проанализировать примеры инфогра-фики-биографии [7] с точки зрения лексики и грамматики. Студенты определили опорные слова, в качестве которых выступают существительные или словосочетания, выявили преобладание нейтральной лексики над книжной, наличие антропонимов и некоторых видов топонимов и др. На морфологическом уровне отметили распространенность глаголов, притяжательных и указательных местоимений. На уровне синтаксиса - использование в основном простых глагольных сказуемых, представленность разных видов предложений, частое употребление неполных предложений и др. Сравнительный же анализ лексики, грамматики, стилистики инфо-графики-биографии, инфографики-хро-нологии, рецепта, алгоритма и др. позволяет студентам сделать вывод о языковых особенностях видов инфографики, о важности тщательного отбора языковых средств при ее подготовке, а также необходимости владения нормами русского языка.

В качестве интересных источников инфографики студенты выделили: http://infogra.ru/ - сетевое сообщество дизайнеров, инфодизайнеров и визуализато-ров; http://mercator.ru/ - сайт компании «Меркатор»; https://fom.ru/ - сайт Фонда

общественного мнения; сайты газет «Метро», «Газеты^ш», журнала «Вокруг света».

Выводы

Визуализация учебной информации с помощью инфографики способствует лучшему пониманию языковых концепций и правил. Она помогает наглядно представить сложные явления и связи между ними, что улучшает качество усвоения и запоминания материала. Также инфографика позволяет воспринимать и обрабатывать информацию за короткий период времени и одновременно нацеливает на дальнейшее, более подробное рассмотрение вопроса.

В случае самостоятельного создания инфографики обучающиеся собирают и обрабатывают информацию, систематизируют собранный материал и представляют его для обсуждения, что способствует развитию навыков коммуникации, совместной деятельности.

Создание студентами инфографики как средства визуализации предъявляемой учебной информации для решения профессиональных задач обеспечит им подготовку к организации обучения школьников в ходе прохождения производственной практики по иностранному, русскому языку, литературе. В процессе работы над инфографикой студенты учатся собирать и обрабатывать информацию, выделять главное в ней, организовывать ее в логическую последовательность и представлять

визуально привлекательным образом. Кроме того, организация работы как коллективного проекта способствует развитию навыков коммуникации, совместной деятельности.

Работа над инфографикой требует использования современных информационных технологий, что помогает студентам развивать свои компетенции в области цифровой грамотности, что немаловажно.

фики в обучении бизнес-английскому // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 23. № 1. С. 138-154.

2. Блохин А. В., Калачева И. Е. Использование инфографики как современного инструмента визуализации текстов художественной литературы // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2020. № 2. С. 5-9. EDN AIGGWM.

3. Власова Н. С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2014. С. 392-394.

4. Казакова Е. И. Тексты новой природы: закономерности и технологии развития современной грамотности в условиях качественной модернизации современного текста // На путях к новой школе. 2014. № 1. С. 8-9.

5. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного

obuchenii biznes-anglijskomu. [The use of in-fographics in teaching business English]. Russian Journal of Linguistics, 2019, vol. 23, no. 1, pp. 138-154 (in Russian).

2. Blokhin A. V., Kalacheva I. E. Ispol'zovanie infografiki kak sovremennogo instrumenta vizual-izacii tekstov hudozhestvennoj literatury. [The use of infographics as a modern tool for visualizing texts of fiction]. Journal "Vestnik of State University of Humanities and Technology", 2020, no. 2, pp. 5-9 (in Russian).

3. Vlasova N. S. Znachenie infografiki kak sredstva vizualizacii uchebnoj informacii. [The meaning of infographics as a means of visualizing educational information]. New information technologies in education. Proceedings of the VII International Scientific and Practical Conference. Yekaterinburg, Russian State Vocational Pedagogical University Publ., 2014, pp. 392-394 (in Russian).

После завершения работы над инфогра-фикой студенты смогут использовать ее в ходе производственной практики для обучения школьников.

В целом использование инфографики позволяет обучающимся хорошо усвоить учебный предмет, улучшает их визуальную грамотность, развивает исследовательские навыки, стимулирует творческое и когнитивное мышление.

давателей русского языка как иностранного. М.: Русский язык. Курсы, 2010. 568 с.

6. Педагогика. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сла-стенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.

7. Русский язык и литература в школе. Сайт учителя русского языка и литературы. URL: https://www.sinykova.ru/ (дата обращения: 16.04.2023).

8. Соломатова Ю. Д. Возможности использования дидактической информационной графики в обучении русскому языку (на примере разных видов схем) // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 26. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-didaktich-eskoy-informatsiionnoy-grafiki-v-obuchenii-russ-komu-yazyku-na-primere-raznyh-vidov-shem/viewer (accessed: 16.04.2023).

konomernosti i tekhnologii razvitiya sovremennoj gramotnosti v usloviyah kachestvennoj moderni-zacii sovremennogo teksta. [Texts of a new nature: patterns and technologies of the development of modern literacy in the conditions of qualitative modernization of the modern text]. Jornal "Na putyah k novoj shkole", 2014, no. 1, pp. 8-9 (in Russian).

5. Passov E. I., Kuzovleva N. E. Osnovy kommu-nikativnoj teorii i tekhnologii inoyazychnogo obra-zovaniya. Metodicheskoe posobie dlya prepo-davatelej russkogo yazyka kak inostrannogo. [Fundamentals of communicative theory and technology of foreign language education. Russian Russian as a foreign language methodical manual for teachers]. Moscow, Publishing House "Russian language". Courses, 2010. 568 p. (in Russian)

6. Slastenin V. A., ed. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih

Список источников

1. Андреева Н. А. Использование инфогра- образования. Методическое пособие для препо-

References

1. Andreeva N. A. Ispol'zovanie infografiki v 4. Kazakova E. I. Teksty novoj prirody: za-

uchebnyh zavedenij. [Pedagogy. Textbook for students of higher pedagogical educational institutions]. Moscow, Publishing Center "Academia", 2013. 576 p. (in Russian)

7. Russkij yazyk i literatura v shkole. Sajt uchitelya russkogo yazyka i literatury. [Russian language and literature at school. Website of the teacher of Russian language and literature]. Available at: https://www.sinykova.ru/ (accessed: 16.04.2023).

В. Solomatova Yu. D. Vozmozhnosti ispol'zovaniya didakticheskoj informacionnoj graf-iki v obuchenii russkomu yazyku (na primere

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Муртазаева Марита Максудовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра гуманитарного образования и педагогических технологий, Волховский филиал, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Волхов, Лениградская обл., Россия, mmaritam@mail.ru

Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе, Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, el-darovan@mail.ru

raznyh vidov skhem). [Possibilities of using didactic information graphics in teaching the Russian language (by the example of different types of schemes)]. Jornal "Vestnik Hakasskogo gosudar-stvennogo universiteta im. N. F. Katanova", 2018, no. 26, available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/vozmozhnosti-ispolzovaniya-didaktich-eskoy-informatsiionnoy-grafiki-v-obuchenii-russ-komu-yazyku-na-primere-raznyh-vidov-shem/viewer (accessed: 16.04.2023).

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Affiliations Marita M. Murtazaeva, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Humanitarian Education and Pedagogical Technologies, Volkhov Branch, Herzen State Pedagogical University of Russia, Volkhov, Leningrad region, Russia, mmaritam@mail.ru

Natalya M. Eldarova, Ph. D. (Pedagogy), associate professor, chair of Theory and Methods of Teaching Russian and Literature, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, eldarovan@mail.ru

Принята в печать 15.05.2023

Received 15.05.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.