педагогический ■
поиск!
УДК 378
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-6-165-175
ББК 74.48
ИНФОГРАФИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ТРЕВОГИ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ
Л. С. Алпеева, М. Е. Лихачева
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования инфографики с целью интенсификации учебного процесса и адаптации иностранных военнослужащих в инокультурном образовательном пространстве, а также для развития активных форм обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова: инфографика, инфограмма, иностранные военнослужащие, языковая тревожность, лингвистическая тревога, интенсификация учебного процесса, адаптация, говорение.
THE USE OF INFOGRAPHICS AS A MEANS OF OVERCOMING
THE LINGUISTIC ANXIETY OF FOREIGN SERVICEMEN IN THE PROCESS
OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
L. S. Alpeeva, M. E. Likhacheva
Abstract. The article deals with the use of infographies for intensifying of the educational process and adapting foreign servicemen in the foreign cultural educational space, as well as for developing active forms of teaching Russian as a foreign language.
Keywords: infographics, infogram, foreign servicemen, linguistic anxiety, intensification of educational process, adaptation, speaking.
© Алпеева Л. С., Лихачева М. Е., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
На современном этапе развития науки и техники в век научно-технического прогресса главную ценность, без преувеличения, составляют компетентные специалисты, умеющие создавать инновационные технологии и внедрять их в различные сферы человеческой деятельности. В этой связи Российская Федерация оказывает странам-партнерам неоценимую помощь в подготовке высококвалифицированных специалистов, подтверждая конкретными примерами тот факт, что отечественные высшие учебные учреждения в состоянии предложить иностранным обучающимся достойный уровень образования.
В 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В ней среди задач, связанных с развитием образования, были отмечены следующие:
• «увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5 процентов от общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из государств-участников СНГ»,
• «привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации» [1].
В «Военной доктрине» [2], утвержденной Указом Президента РФ В. В. Путина 26 декабря 2014 г. и являющейся главнейшим документом, который отражает официально принятые в государстве взгляды на развитие военной сферы, последовательно раскрывается идея расширения международного сотрудничества, в том числе и в области военного образования.
Если говорить о реальных показателях обучения иностранных специалистов за последнее время, то в данном случае рекомендовано обратиться к открытым источникам Министерства обороны. Подводя итоги 2019 г., главком Сухопутных войск РФ генерал армии Олег Салюков на брифинге для военных атта-
ше иностранных государств подчеркнул, что за прошедшие несколько лет значительно увеличилась доля иностранных курсантов и слушателей в российских высших военных учебных заведениях. Вот что заявил главнокомандующий по данному вопросу: «Сейчас в военных вузах Министерства обороны обучаются свыше 5500 военнослужащих из 43 государств. В вузах Сухопутных войск обучается более 1300 иностранных военнослужащих свыше чем по 60 специальностям» [3]. Не следует забывать и про военно-морские учебные заведения: в 2019 г., к примеру, Военно-морская академия Санкт-Петербурга приняла на подготовительный курс почти 100 ИВС из различных стран; данный показатель является самым высоким по России.
По сравнению с началом XXI в. сегодня наблюдается рост числа иностранцев, желающих получить образование в нашей стране: это относится не только к военным, но и к гражданским вузам. Ряд исследователей, в частности Л. Н. Блинов и его коллеги, отмечают следующее: «Общее число иностранных студентов, обучающихся в образовательных учреждениях России, постоянно растет: в России около 600 вузов принимают в свои стены на учебу иностранных студентов <...>» [4, с. 103].
В связи с вышеизложенным вопросы инновационных методов, приемов и направлений развития методики преподавания русского языка как иностранного (далее - РКИ) со всей остротой встают перед современными преподавателями. Существует и другая принципиально важная проблема в обучении РКИ, а именно - учет личности иностранного студента. Это обусловлено тем, что Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ [5] требует применения синергетического подхода, установления междисциплинарных связей, внедрения в образовательный процесс форм субъектно-субъектного обучения.
Кроме решения перечисленных выше задач, преподаватель обязан уделять большое внимание воспитанию, развитию творческой личности обучающегося. Выпускник должен уметь свободно реализовывать в
профессиональной сфере коммуникативную компетенцию, активно применять творческий подход, демонстрировать стремление к самообразованию, приобретению новых знаний в течение всей жизни.
В практике преподавания РКИ в военном вузе традиционно выделяют два этапа обучения: подготовительный курс и основной курс. На подготовительном курсе прибывший на учебу иностранный военнослужащий (далее - ИВС) осваивает русский язык как инструмент для получения профессиональных знаний в дальнейшем. От того, как будет сформирована его коммуникативная компетенция на данном этапе, зависит успешное обучение по основным профессиональным программам в будущем. Таким образом, подготовительный курс является наиболее важной стадией для формирования вышеозначенной коммуникативной компетенции. Поэтому необходимо как можно эффективнее выстраивать систему обучения именно в рамках начального этапа.
В результате анализа современной методической литературы, а также по итогам интерактивного общения с преподавателями кафедр русского языка, осуществляющими обучение в военных вузах Санкт-Петербурга и других регионов России, выяснился принципиальный факт: большинство специалистов РКИ в рамках военной системы образования используют коммуникативную методику преподавания. Данная методика развивает эффективные способы общения и передачи информации, а также предлагает различные формы продуктивной совместной деятельности. Все вышеперечисленное помогает реализовывать субъектно-субъ-ектный подход через организацию диалога между преподавателем и обучающимися, сохраняя активную роль последних в процессе получения знаний.
Для организации динамичного и результативного процесса обучения в методике преподавания РКИ используются различные формы деятельности: дискуссия, обсуждение, решение коммуникативных задач, применение определенных наборов тем и заданий, которые активизируют общение, мотивируют уча-
щихся к продуцированию высказываний. Одним из средств организации активных форм обучения является инфографика.
История инфографики насчитывает уже не одно десятилетие (а если рассматривать данное явление шире, то можно допустить присутствие инфографических элементов даже в наскальных рисунках эпохи палеолита).
Впервые использование приемов инфографики в целях наглядного и доступного представления данных в СМИ было реализовано в 1982 г. американскими журналистами, работавшими в издательской компании "USA TODAY". Новый способ визуализации информации встретил восторженные отклики у читателей. Позднее Альберто Каиро, авторитет в сфере интерактивных медиа, автор популярного труда о визуализации "The Functional Art", высказал мнение о том, что инфографика - «это прежде всего инструмент, позволяющий глазам и мозгу понимать то, что обычно находится за пределами нашего естественного восприятия» [6]. При этом, по мнению специалиста, любая графика, очевидно, должна быть визуально привлекательной, однако ее первостепенной задачей все же остается объяснение данных.
Под термином «инфографика» понимается наглядная презентация той или иной информации. Это графический способ передачи сведений различного характера, зрительное отображение какого-либо материала. Инфографика представляет собой «визуализацию данных или понятий, цель которой -представить аудитории сложную информацию так, чтобы она могла быть быстро воспринята и легко понята» [7, с. 12]. Инфографи-ку можно трактовать как специфический вид иллюстрации, в котором процесс передачи знаний оказывается совмещенным с правильно выполненным дизайном, что способствует возможности в краткой форме доносить какие-либо сообщения до аудитории при минимальных затратах времени и усилий со стороны преподавателя. Посредством инфографики мы передаем изображения, наделенные значительно большим смыслом и информационно более насыщенные, чем их
буквальные значения. Инфографика способствует тому, что любые структуры, представленные средствами визуальной наглядности, обладают значительной информационностью, становясь необходимым дополнением к текстовой информации. Подобные визуализированные структуры охватывают тему в полном объеме, уточняя ее, восполняя недостающие детали.
В настоящее время представление различных данных и знаний посредством иллюстраций и графических изображений считается актуальным и эффективным для большинства источников информации. Это связано с тем, что усвоение современными обучающимися информационных структур не является последовательным, поскольку они видят картину в целом и воспринимают информацию по принципу клипа: иными словами, мы сталкиваемся с так называемым «клиповым мышлением», которое характеризуется ориентацией не на восприятие письменного текста, а в большей степени -на перцепцию зрительных образов: рисунков, эмблем, схем, коллажей, диаграмм различных видов (организационных, технологических и диаграмм-трендов), гистограмм, номограмм (линейных, круговых, точечных и т. д.), карт, планов-графиков и др. Восприятию обучающихся в наши дни свойственна упрощенная обработка визуальной информации: вот почему они все чаще предпочитают различные изображения и мультиме-диаобъекты текстовым источникам.
Вследствие перечисленных тенденций у преподавателей РКИ появляется необходимость в создании учебно-методического комплекса, где познавательная информация, направленная на генерацию нового знания, насыщается иллюстративными блоками. Использование таких блоков помогает решать ряд педагогических задач: соблюдать принцип наглядности, обеспечивать образное представление знаний и учебных действий, передавать курсантам новый материал в запоминающейся форме, совершенствовать у обучающихся умение распознавать поступающие образы и на основе этого осуществлять развитие их критического мышления, активи-
зировать учебную и познавательную деятельность курсантов, повышать их визуальную грамотность и визуальную культуру, формировать у учащихся стремление к анализу материала, установлению причинно-следственных связей и составлению прогнозов развития учебной ситуации. Инфографи-ка дает стимул курсантам к продуцированию содержательных выводов, «так как вниманию представляется не только текст, изображения, цифры, графики, а сбалансированный визуальный ряд» [8, с. 394]. Решение всех указанных задач в целом способствует реализации интенсификации обучения.
Нужно отметить, что инфограмма является международной тенденцией подачи информации. Она зачастую оказывается понятна даже без знания языка, так как может посредством цифр и изображений достаточно полно представить новый материал, заставить проанализировать его и сделать собственные выводы. Это свойство инфограммы актуально на подготовительном курсе, когда активно идет процесс адаптации ИВС к ино-культурной образовательной среде. В этот период учащиеся испытывают дефицит коммуникативных средств как в ходе получения информации, так и в момент ее выражения. Посредством использования инфографики преподаватель может ускорить адаптацию курсантов к новым условиям жизни и учебы, снять психологический барьер и помочь им преодолеть состояние «лингвистической тревоги». Особенно это актуально на второй стадии адаптации, которая, согласно наблюдениям ученых-этнопедагогов, наступает спустя полтора-два месяца с момента начала изучения русского языка. Именно тогда появляется «эффект перенасыщения информацией»; результатом его становится низкая степень усвоения нового материала и резкое снижение темпов обучения. Этот период длится обычно от одной до трех недель, затем происходит качественный скачок, и обучающийся снова может демонстрировать высокий уровень восприятия, осмысления и запоминания знаний.
Опишем вкратце сущность и признаки состояния «лингвистической тревоги»
(другое название - «языковая тревожность», «тревожность в овладении иностранными языками» - "foreign language anxiety"). Взрыв исследовательского интереса к данному явлению наблюдался в конце прошлого века. Однако в советской психологии термин появился раньше - в 1970-1980-х гг. его можно было встретить в научных трудах Л. Топу-ридзе и Н. Имедадзе. Грузинские исследователи описывают это явление как «особенное состояние эмоциональной напряженности, которое возникает у многих впечатлительных субъектов при овладении иностранным языком» [9, с. 133]. В зарубежных работах, посвященных вопросам лингвистической тревоги, отмечается, что подобное состояние оказывает тормозящее, «дебилитатив-ное» влияние на процесс изучения иностранного языка; причем вышеназванному отрицательному влиянию оказываются подвержены даже способные и умные обучающиеся. Мы склонны рассматривать языковую тревожность как индивидуальную психологическую особенность, которая проявляется в повышенной склонности обучающегося испытывать страх, беспокойство за результаты собственной деятельности; перечисленные эмоциональные состояния острее всего дают о себе знать на начальной стадии знакомства с иностранным языком; они сопровождаются неуверенностью субъекта в способности осуществить адекватный, естественно завершенный коммуникативный акт, то есть выразить полно ту или иную интенцию с помощью правильно подобранных коммуникативных средств и добиться необходимой ответной реакции собеседника. По словам И. Ф. Аршавы, «субъектам с высоким уровнем языковой тревожности присущ очень высокий уровень опасения сделать ошибки, что и порождает данное состояние» [10, с. 425-427].
В отличие от языкового барьера лингвистическая тревога предполагает наличие в арсенале коммуниканта достаточно большого количества речевых моделей; однако знание данных моделей не упорядочено, характеризуется хаотичностью, что неизменно приводит к возникновению эмоциональной усталости
на фоне обилия информации и вызывает неуверенность говорящего в процессе использования языковых и речевых средств.
Исследователь Хорвитц с коллегами в 1986 г. выразил мысль, что лингвистическая тревога имеет три главных источника: «<...> 1) напряженность, испытываемая субъектом в процессе межличностной коммуникации; 2) страх получения негативной оценки со стороны окружающих при недостаточном уровне владения иностранным языком; 3) так называемая "тестовая тревожность", возникающая в связи с предстоящей проверкой уровня владения изучаемым языком <...>» [11, с. 125-132].
Что касается когнитивных эффектов, которые возникают вследствие наличия у обучающихся лингвистической тревоги, то они могут приводить к весьма вредным последствиям. Так, известны эксперименты, когда испытуемым предлагалось выполнить несложную операцию: прослушать названия некоторых чисел на иностранном языке и записать их. Выяснилось, что сам факт представления информации на чужом языке (при том, что испытуемые накануне прекрасно усвоили названия каждой из цифр) вызывал снижение у них скорости восприятия и записывания.
Анализируя этот феномен, исследователи отмечают, что тревожные субъекты не могут сконцентрировать внимание на восприятии звучащей речи, когда она подается на иностранном языке, так как тревожность нарушает процесс восприятия и переработки информации. Установлено, что субъекты с аналогичным уровнем владения иностранным языком, но с отсутствием языковой тревожности более эффективно сортируют и обрабатывают поступающую информацию.
Итак, вывод ко всему вышесказанному таков: несмотря на то, что причины феномена языковой тревожности окончательно не определены, достоверно установлено, что он всегда негативно отражается на процессах познания, протекающих у субъекта, и снижает уровень достижений в академической деятельности, направленной на овладение иностранным языком.
В борьбе с преодолением состояния «лингвистической тревоги» инфографика является одним из самых эффективных инструментов, так как (мы писали об этом выше) она в большинстве случаев оказывается понятной всем участникам процесса общения, включая тех, кто не обладает знанием разнообразных лексических единиц и грамматических структур; кроме того, инфо-графика по своей природе является наглядным средством передачи информации и, следовательно, она привычна для современного обучающегося, наделенного клиповым мышлением. Инфографические модели располагают учащихся к характеристике ситуации, изложенной в визуальном формате, и, соответственно, стимулируют участников образовательного процесса к продуцированию высказываний, к ведению дискуссии. При этом основа для дискуссии становится доступной пониманию иностранцев за счет зарисовок, диаграмм, схем, карт и других визуальных объектов. Таким образом, у обучающихся формируется фундамент для адекватного осмысления и эффективного усвоения информации, также появляется уверенность в возможности успешного выражения свой точки зрения с помощью простейших речевых конструкций, например: «здесь я вижу.», «слайд показывает.», «я думаю, это правильно / я думаю так.».
Таким образом, актуальность и полезность использования инфографики на занятиях по РКИ не вызывает сомнения. Ресурсы инфографики повышают продуктивность освоения лексических, грамматических, фонетических особенностей современной языковой системы, способствуют развитию умений в области чтения, аудирования, письма, говорения. Однако, как было указано выше, одним из самых важных аспектов современной коммуникативной методики является непосредственное участие ИВС в общении, их выход в речь. Именно поэтому в нашей статье внимание будет уделено анализу роли инфографиче-ских объектов в обучении говорению.
Э. Г. Азимов, А. А. Леонтьев и Е. И. Пассов определяют говорение как «продуктивный
вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение» [12, с. 49]. По мнению исследователей, обучение говорению в условиях вузов предусматривает развитие у учащихся умения выражать мысли в устной форме при помощи нейтральных средств языка и являет собой одну из главных целей обучения иноязычной речи. С учетом главенствующей роли коммуникативного подхода в преподавании русского языка большое значение в настоящее время уделяется обучению иностранцев продуцированию спонтанной, неподготовленной речи, содержащей высказывания, адекватные конкретной ситуации общения. Задача преподавателя - развить у обучающегося умения, относящиеся как к области инициативного говорения, так и к сфере высказывания, служащего для выражения ответной реакции на реплику собеседника. И те и другие умения одинаково важны для осуществления контакта между коммуникантами и служат достижению различных целей общения, будь то решение определенных вопросов (бытовых, учебных, личных, социальных или профессиональных) либо получение позитивных эмоций от непринужденной дружеской беседы. Итак, какая бы цель ни ставилась перед участниками акта общения, функция преподавателя остается неизменной: совершенствовать навыки неподготовленной творческой речи, необходимые для успешной реализации процесса естественной коммуникации. Решению данной задачи способствует использование средств, которыми располагает ин-фографика.
Информационная графика содержит неизмеримо большее количество новых сведений по сравнению с традиционными текстовыми структурами; это позволяет развивать у учащихся навыки управления механизмом выбора необходимых для конструирования речи компонентов из предлагаемого разнообразия информационного материала. Элементы инфографики, используемые на уроках РКИ, априори богаты ключевой лексикой, составляющей тот
необходимый минимум, без которого невозможно создание сколько-нибудь приемлемого, адекватного высказывания.
Как известно, визуальная информация составляет до 70% от всего потока поступающих данных. По многочисленным наблюдениям специалистов, материал, продемонстрированный на большом экране и дополненный использованием яркой гаммы красок, вызывает у реципиента интерес, эмоциональный всплеск, в отличие от текстов, введенных в структуру занятия традиционным графическим способом. Как известно, то, что воспринимается обучающимися с явным интересом и порождает в них увлеченность, столь необходимую при овладении новым, ранее неизвестным материалом, запечатлевается в памяти на более долгий срок. Изученные на занятии посредством инфографики компоненты языковой системы занимают свою прочную нишу в ячейках памяти обучающихся с тем, чтобы в нужный момент общения быть подвергнутыми процессу комбинирования, вступления в новые языковые связи, актуальные для данной коммуникативной ситуации.
Инфографика, реализуя принцип визуализации изучаемого материала путем создания графиков, диаграмм, схем, разнообразных художественных зарисовок и демонстрации взаимоотношений между данными объектами на экране компьютера, способствует усилению у иностранных курсантов потребности в комментировании увиденного, в выражении собственного мнения по поводу просмотренных изображений, в высказывании согласия или несогласия с представленным материалом - а все вышеперечисленные действия являются необходимыми условиями развития навыков успешного построения устного высказывания, то есть неотъемлемыми составляющими процесса обучения говорению.
Характеризуя инфографические средства, следует обозначить различия между инфографикой и набирающим популярность понятием НЛП-графика. Под последним термином мы понимаем особый системный подход, основанный на использо-
вании ресурсов нейролингвистического программирования как особого психологического направления. Использование НЛП-графики предполагает механистичность, внимание к языку и практический подход. Графические символы и зрительные образы в рамках применения НЛП-графики направлены в основном на развитие скрытых механизмов памяти. Средства НЛП-графики призваны помочь учащимся получить представление о структуре предмета в целом, а значит, лучше понять его основные свойства и быстрее запомнить его специфику. Используют их и при обучении составлению заметок, конспектов и записей лекций. Инфографика же способствует повышению доступности изложения нового материала, скорейшему его пониманию и эффективному усвоению учащимися за счет использования запоминающихся образов, а также благоприятствует развитию навыков устной речи.
Инфографические ресурсы при решении проблемы совершенствования умений говорения могут быть полезны по той причине, что их использование предусматривает участие курсантов в процессе визуального творческого изложения текста. А ведь известно, что творческая составляющая -важнейший элемент организации учебных диспутов, дебатов, круглых столов, дискуссий на заданные и свободные темы. Во время спонтанного говорения, стимулированного средствами инфографики, включаются механизмы конструирования учащимися речевых единиц и механизмы упреждения высказываний. Также при самостоятельном творческом описании воспринятых и проанализированных учащимся зрительных объектов проявляется уникальность и неповторимость его личности: это служит цели осуществления индивидуализации процесса обучения и соблюдения принципа дифференцированного подхода к преподаванию.
Среди других преимуществ использования инфографических средств при обучении говорению можно отметить экономию преподавателем времени на подготовку
материалов к уроку и сокращение продолжительности этапа введения нового материала. Это обусловлено тем, что ресурсы инфографики позволяют преподавателю объяснять незнакомые понятия, явления значительно быстрее и эффективнее в сравнении с традиционными описательными способами. Следует упомянуть тот факт, что инструменты инфографики, представленные в современном медиапростран-стве, обширны и разнообразны: это интерактивные плакаты; растровая и векторная графика; различные виды анимации; средства программы Рсдаегрот!:, в которой содержатся различные макеты и темы для создания слайдов; дизайнерские шаблоны (среди них выделяют базовые, а также специальные шаблоны для создания четырехцветной, статистической, сравнительной, плиточной инфографики).
При работе с ресурсами инфографики на уроках по формированию и развитию навыков говорения необходимо выбирать уместные, адекватные ситуации визуальные средства. Обязательным является учет данных межкультурной коммуникации: следует помнить о том, что представленные образы не должны шокировать курсантов, не успевших адаптироваться к реалиям другого государства, и не должны вызывать у них негативные ассоциации из-за расхождений между родной и русской культурой. Также используемые зрительные объекты непременно должны оставлять ИВС пространство для рассуждения, осмысления, оценивания представленного материала. Это условие разовьет у курсантов умение делать выводы, согласовываясь с собственным восприятием и личным опытом, и при этом оставит их в рамках надлежащего контекста для размышлений. Таким образом, будет создана модель обучения, отчасти управляемого курсантом.
Создавая частную методику преподавания РКИ с опорой на инфографические ресурсы, мы предпримем попытку использования данной методики в целях развития у обучающихся навыков говорения. Здесь на помощь приходит ставшая востребованной в последнее время дискуссионная
форма практического занятия. По нашему мнению, успешный алгоритм организации и проведения урока-дискуссии, включающего средства визуализации, может состоять из нескольких основных этапов.
Первый из них - оценивание участников акта коммуникации с позиций уровня обученности и образованности, с точки зрения национальности, происхождения, социального положения, возраста, принадлежности к той или иной конфессии и с учетом психологических характеристик. Исходя из полученных данных, можно задумываться о выборе темы для обсуждения (это могут быть вопросы страноведческого, бытового, политического, профессионального характера) и об использовании тех или иных визуальных средств для создания образов зрительной наглядности.
Вторым этапом выступает редактирование, обработка собранной информации, которую необходимо систематизировать и привести к общему знаменателю: сверстать отобранный материал в форме картинки, презентации, диаграммы, графика, схемы и др. При этом не стоит забывать о важности применения фоновой информации: звука, анимации и т. п.
На третьем этапе преподаватель должен написать сценарий работы с обучающимися. При этом следует продумать вступительное слово, сформулировать задания для ИВС, распределить роли в дискуссии (если такие предполагаются), определить временные рамки выполнения заданий с использованием инфографики.
Четвертый этап включает непосредственное проведение занятия, содержащего инфографические средства обучения, и последующее критическое оценивание педагогом собственной деятельности на уроке. Преподаватель должен не только проанализировать работу курсантов, но и выявить сильные и слабые стороны каждого из них, оценить себя в роли организатора занятия, понять, в полной ли мере достигнуты поставленные цели и задачи.
Вот как может выглядеть фрагмент урока по РКИ на тему «Чем занимаются
молодые люди в вашей стране в свободное время?». Урок предполагает использование инфографических средств и направлен на развитие умений спонтанного говорения; основной его целью является вовлечение всех учащихся в активное общение. Опустим детали подготовительного этапа занятия, так как подробное описание принципа создания инфографического материала является темой отдельной статьи, и обратимся к анализу самого урока. Сначала преподаватель демонстрирует заготовленную инфографику, иллюстрирующую то, чем увлекается современная российская молодежь, и просит учеников самостоятельно выделить тему, проблему, вопрос, который отражает данная инфограмма, например: «Придумайте заголовок для рисунка, диаграммы.». На втором этапе преподаватель предлагает курсантам в группах или поодиночке проанализировать инфографику и изложить свою точку зрения по увиденным объектам, поделиться впечатлениями о том, что понравилось и не понравилось, выразить согласие или несогласие по поводу просмотренного. Третьим этапом является проведение интервью среди одно-группников с целью выявления их собственных увлечений/хобби. На четвертом этапе осуществляется распределение учащихся по группам и коллективное создание ими инфографики на тему «Чем занимаются молодые люди в вашей стране в свободное время?» (при этом следует поощрять обучающихся к проявлению творческой инициативы, то есть к созданию индивидуальных, не шаблонных инфографических объектов: к самостоятельному изображению взаимосвязей между элементами, показу алгоритмов и схем, разработке оригинальных символов). Наконец, на пятом, заключительном этапе проводится сопоставительный анализ демонстрируемых инфографик, предполагающий активное обсуждение увиденного материала всеми курсантами. Таким образом, мы предполагаем, что использование творческих заданий по созданию инфограмм сделает урок более динамичным, достижение целей занятия более
успешным, так как в данном случае делается акцент на «выход в речь» и на включение всех ИВС в коммуникативный акт.
На примере представленной модели урока мы можем наблюдать, как инфогра-фика, являясь одним из методов визуализации учебной информации, применяется в процессе преподавания РКИ для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности; это обусловлено тем, что в процессе выполнения инфографических проектов обучающиеся должны самостоятельно добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать; не только обобщать факты, но и наглядно, творчески представлять результаты систематизации.
На основе изложенных рассуждений об использовании инфографических средств в процессе развития у ИВС навыков говорения целесообразным представляется сделать некоторые выводы.
1. Современная парадигма образования требует активного участия обучающегося в процессе овладения компетенциями, в частности коммуникативной компетенцией. Следовательно, для преподавателя важен поиск инновационных методов и приемов организации обучения.
2. Инфографика - это эффективное современное решение преподнесения информации обучающемуся в наиболее компактной и емкой форме. С помощью оригинальных визуальных объектов она разнообразит подачу плотной информации (включая статистическую), которая в традиционном виде зачастую оказывается очень трудной для восприятия.
3. Используя инфографику, преподаватель, с одной стороны, следует общепринятым дидактическим принципам (среди них важнейший - принцип наглядности), а с другой - расширяет возможности восприятия материала, что дает положительный эффект в сфере стимуляции мыслительной деятельности учащихся и повышает у них мотивацию к продуцированию собственных высказываний, к участию в обсуждениях, диспутах, дискуссиях.
4. Информационная графика способствует снятию симптомов лингвистической тревоги в процессе адаптации ИВС в ино-культурном образовательном пространстве, а также появлению у обучающихся уверенности в своих силах благодаря успешному преодолению коммуникативных трудностей.
5. Работа с инфографическими ресурсами на уроке ведет к развитию навыков самостоятельности при выборе необходимых речевых структур, при конструировании и озвучивании высказываний по определенной теме и, как следствие, служит толчком к развитию коммуникативной компетенции.
6. На занятиях с использованием инфографики, по нашему предположению, интенсивно развиваются творческие способности обучающихся, их лабильность к получению информации, демонстрируются возможности вариативности выражения информации как в содержательном, так и в формальном аспекте.
7. Участие в активных дискуссиях с вовлечением большого количества человек способствует взаимодействию и взаимопониманию ИВС, преодолению национальных, религиозных, культурных разногласий, воспитанию чувства толерантности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развлечения Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://base.garant.ru/194365/#block_1000 (дата обращения: 29.05.2020).
2. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2014. 30 декабря, Федеральный выпуск № 6570. URL: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 29.05.2020).
3. В российских военных вузах обучаются свыше 5500 иностранцев. URL: https:// www.vpk-news.ru/news/53923 (дата обращения: 29.05.20).
4. Химическая составляющая инженерного образования в техническом университете / Л. Н. Блинов, И. Л. Перфилова, Т. В. Соколова, Л. В. Юмашева // Актуальные вопросы международной деятельности: сб. науч.-метод. тр. Т. 2. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2016. С. 101-113.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
6. Альберто Каиро об инфографике как функциональном искусстве. URL: http://jayo. m/info/dberto-kairo-o-infografiky-kak-fynktionalnoe-iskysstvo (дата обращения: 29.05.2020).
7. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. СПб.: Питер, 2014. 152 с.
8. Власова Н. С. Значение инфографики как средства визуализации учебной информации // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII между-нар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2014. С. 392-394.
9. Аршава И. Ф. Эмоциональная стойкость человека и его диагностика. Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2006. 336 с.
10. Аршава И. Ф., Носенко Э. Л. Аспекты имплицитной диагностики эмоциональной стойкости человека: моногр. Днепропетровск: Изд-во ДНУ, 2008. 468 с.
11. Horwitz E. K., Horwitz M. B., Cope J. Foreign language classroom anxiety // The Modern language journal. 1986. Vol. 70, No. 2. P. 125-132. DOI: https://doi.org/10.2307/327317.
12. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
REFERENCES
1. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvlecheniya Rossiyskoy Fe-deratsii na period do 2020 goda. Available at: http://base.garant.ru/194365/#block_1000 (accessed: 29.05.2020).
2. Voennaya doktrina Rossiyskoy Federatsii. Rossiyskaya gazeta. 2014. 30 Dec., No. 6570. Available at: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (accessed: 29.05.2020).
3. V rossiyskikh voennykh vuzakh obuchayutsya svyshe 5500 inostrantsev. Available at: https://www.vpk-news.ru/news/53923 (accessed: 29.05.20).
4. Blinov L. N., Perfilova I. L., Sokolova T. V, Yumasheva L. V. Khimicheskaya sostav-lyayushchaya inzhenernogo obrazovaniya v tekhnicheskom universitete. In: Aktualnye voprosy mezhdunarodnoy deyatelnosti. Coll. scient. and method. papers. Vol. 2. St. Petersburg: Izd-vo Politekhnicheskogo un-ta, 2016. Pp. 101-113.
5. Federalnyy zakon ot 29.12.2012 No. 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii".
6. Alberto Kairo ob infografike kak funktsionalnom iskusstve. Available at: http://jayo.ru/info/ alberto-kairo-o-infografiky-kak-fynkcionalnoe-iskysstvo (data obrashcheniya: 29.05.2020).
7. Smikiklas M. Infografika. Kommunikatsiya i vliyanie pri pomoshchi izobrazheniy. St. Petersburg: Piter, 2014. 152 p.
8. Vlasova N. S. Znachenie infografiki kak sredstva vizualizatsii uchebnoy informatsii. In: Novye informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Proceedings of the VII International scientific-practical conference. Ekaterinburg, 2014. Pp. 392-394.
9. Arshava I. F. Emotsionalnaya stoykost cheloveka i ego diagnostika. Dnepropetrovsk: Izd-vo DNU, 2006. 336 s.
10. Arshava I. F., Nosenko E. L. Aspekty implitsitnoy diagnostiki emotsionalnoy stoykosti cheloveka: monogr. Dnepropetrovsk: Izd-vo DNU, 2008. 468 p.
11. Horwitz E. K., Horwitz M. B., Cope J. Foreign language classroom anxiety. The Modern language journal. 1986, Vol. 70, No. 2, pp. 125-132. DOI: https://doi.org/10.2307/327317.
12. Azimov E. G., Shchukin A. N. Novyy slovar metodicheskikh terminov i ponyatiy (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moscow: IKAR, 2009. 448 p.
Алпеева Лада Сергеевна, кандидат филологических наук, профессор, доцент кафедры русского языка, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного, г. Санкт-Петербург
e-mail: [email protected]
Alpeeva Lada S., PhD in Philology, Professor, Associate Professor, Russian Language Department, S. M. Budenny Military Academy of Communications, St. Petersburg
e-mail: [email protected]
Лихачева Маргарита Евгеньевна, старший преподаватель кафедры русского языка, Военный учебно-научный центр Военно-морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург
е-mail: [email protected]
Likhacheva Margarita E., Senior Lecturer, Russian Language Department, Military Educational and Research Centre "N. G. Kuznetsov Naval Academy, St. Petersburg
е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.06.2020 The article was received on 06.06.2020