И. В. Галанцева, Р. Т. Сафиуллина ИНФЛЯЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
Ключевые слова: неопределенность, частное и государственное партнерство, инфляция, пенсионный фонд.
Частное и государственное партнерство является неотъемлемой частью различных аспектов экономики на современном этапе хозяйствования, охватывая также и сферу пенсионного страхования. В рамках реализации мер направленных на минимизацию инфляционных рисков в системе пенсионного страхования, частное и государственное партнерство могут стать в перспективе базовым фундаментом для эффективной реализации социальных программ с минимальной нагрузкой на федеральный бюджет страны.
Key words: uncertainty, private and public partnership, inflation, pension fund.
Private and public partnership being an integral part of various aspects of economy at the present stage of economic management also covers the area of pension insurance. As a part of measures to minimize inflation risks in the system of pension insurance private and public partnership can become a basic foundation for future realization of effective social programs with minimal impact on the federal budget of the country.
Актуальность темы заключается в том, что инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияющая на все стороны жизни общества.
Как экономическое явление инфляция в мире существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано с возникновением денег, функционированием которых она неразрывно связана [7].
Инфляция - устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен - выражает долговременный процесс снижения покупательной способности денег [2,с.23].
В экономической науке различают следующие причины инфляции [2,с.69]:
- Рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в кризисные периоды (характерно для России в 90-хгодах);
- Сверхплановое расширение денежной массы за счёт массового кредитования (характерно для США в последнее десятилетие);
- Монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях (характерно для стран бывшего соцлагеря);
- Монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы (характерно для ряда западных стран Германия, США, Голландия и др.);
- Сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту цен, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег( характерно Туркмения; Индия;).
В зависимости от темпов роста различают следующие виды инфляции:
- Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Данный вид инфляции характерен на текущий момент для России, так по итогам 2011 года инфляция составила(6,1%). Западные экономисты рассматривают данный уровень инфляции, как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.
- Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах, как Замбия (13,5%), Туркмени (15,%), Ангола (13,1%).
- Гиперинфляцию (годовой рост превышает сотни и тысячи раз), в данный момент данный вид инфляции характерен для Зимбабве, где уровень инфляции по итогам 2010 года составляет более (165000%).
Используют также выражение хроническая инфляция для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция сопровождается падением производства (стагнацией).
По мнению отдельных экономистов, невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Цены, содержащие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике, и темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень.
Рассмотрим подробнее социально-
экономические последствия инфляции [13,с.23]:
- Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов и снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке.
Инфляционные процессы также, способны нарушать распределение национального дохода между трудом и капиталом в пользу капитала. При ускорении темпов инфляции доля труда в национальном доходе неизменно сокращается.
- Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются кредиторам подешевевшими деньгами.
- Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Реализуя монопольное право на эмиссию, например, в целях покрытия бюджетного дефицита, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. В данном случаи, покупательная способность населения постепенно снижается, и оно недопотребляет часть национального продукта. Покупательная способность государства, наоборот, вырастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство путем эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом (77), ставка которого соответствует темпам инфляции 71. Инфляционный налог - является убытком
экономических субъектов, хранящих свои активы в денежной форме [3].
Присутствует на практике временной лаг между начислением и уплатой налога. При высокой инфляции поступления в бюджет государства обесцениваются за период между начислением и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливера, который наблюдался в 1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской Америке, когда темпы инфляции достигали в 1992 и 1993 гг. 1353%, и на текущий момент в Зимбабве [7].
- Инфляция обесценивает депозитные вклады и личные сбережения граждан. Выплаты по депозитным вкладам на текущий период в коммерческих банках РФ колеблется от 0,2 до 6% в год, в зависимости от вида депозита. Таким образом, при уровне инфляции 6,1% в год осуществление депозитных вкладов нецелесообразно, а покупательская способность личных сбережений соответственно уменьшаются на текущий уровень инфляции в стране.
- В период активной инфляции наблюдается общее замедление экономического развития. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости. Выбор этой модели экономического поведения продиктован также неясными перспективами в отношении финансирования инвестиций, так как владельцы сбережений опасаются надолго расставаться с ними.
- Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансфертных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен. Напротив, номинальный доход в виде пенсий, пособий и других трансфертных выплат не привязан к изменению цен и его покупательная способность уменьшается быстрее.
- Инфляция обесценивает доходы граждан. Даже при росте средней заработной платы, его рост не ощущается гражданами вследствие влияния инфляции.
Показатели среднего роста заработной платы и уровня инфляции в РФ представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Показатели среднего роста заработной платы и уровня инфляции в РФ за 20002011гг. [10; 6]
Показатели Сумма средней з/п в год (тыс,руб) Средний рост з/п по сравнению с предыдущим годом (%) Рост инфляции (%)
2000г. 2223 46 20,2
2001г. 3240 45,7 18,6
2002г. 4360 34,5 15,1
2003 г. 5498 26,1 12
2004г. 6440 22,5 11,7
2005г. 8555 26,9 10,9
2006г. 10634 24,3 9
2007г. 13527 27,2 11,9
2008г. 17112 26,5 13,3
200г. 19247 12,4 8,8
2010г. 21898 13,7 8,8
2011г. 23109 8,9 6,1
По итогам показателей таблицы 2.1 используя средний рост заработной платы по сравнению с предыдущим периодом в (%) и уровень роста инфляции в (%) целесообразно составить диаграмму, чтобы наглядно проанализировать рост средней заработной платы в РФ и рост уровня инфляции за 2000-2010гг. Рост средней заработной платы в РФ и рост уровня инфляции представлены на рисунке 1.
Рост з/п, %
Уровень инфляции, %
Рис. 1 - Рост средней заработной платы в РФ и рост уровня инфляции за 2000-2011гг., %
В соответствии с показателями рисунка 1 прослеживается следующая тенденция:
- Во-первых, в период с 2000 по 2008гг периодически происходят подъемы и спады уровня инфляции, однако уровень средней заработной платы на всем промежутке превышает уровень инфляции вдвое.
- Во-вторых, в период с 2009 по 2011гг. уровень инфляции снижается по сравнению с предыдущим периодом и даже остается, на отметке 6,1%, однако средний уровень заработной платы в этот период лишь незначительно превышает инфляцию, что дает основание полагать, что текущий уровень инфляции значительно обесценил доходы граждан РФ.
Социальное расслоение, углубление имущественного неравенства населения — непременный спутник инфляции. С целью снижения социального неравенства в обществе государство осуществляет индексацию социальных выплат, пенсий и пособий в соответствии с текущим уровнем инфляции. Индексация отдельных видов пенсионных выплат в РФ представлена в таблице 2.
Таблица 2 - Индексация отдельных видов пенсионных выплат в РФ за 2009-2012гг. [5]
Таким образом, в соответствии с показателями табл. 2 трудовые пенсии ежегодно индексируются государством, так наибольший рост трудовых пенсий произошел в 2010 году на 44% в связи с волларизацией (т.е перерасчета пенсией советского периода). Индексация социальных пенсий осуществлялось также ежегодно, самый высокий рост социальных пенсий произошел в 2009 году на 42,8 %. По прогнозам на 2012 год средняя социальная пенсия будет составлять около 7300 рублей в месяц, а средняя трудовая пенсия 9300 рублей в месяц. Графически индексация пенсионных выплат представлена на рисунке 2.
Однако увеличение пенсионных выплат дает дополнительную нагрузку на федеральный бюджет страны, так как ежегодно бюджет пенсионного фонда РФ принимается с дефицитом, который покрывается за счет средств федерального бюджета. В связи, с чем возникает объективная необходимость поисков новых методов и направлений в системе современного пенсионного страхования. Однако с 2008 года сформирован специальный фонд, Фонд национального благосос-
тояния РФ который предназначен для подстраховки Пенсионного фонда РФ в случаи недостаточности средств у государства на выплаты пенсий, а также для реализации программы государственного софинансирования пенсий который начал действовать с 2009 года.
Рис. 2 -Индексациая отдельных видов пенсий в РФ за 2009-2012гг. (тыс. руб.)
Динамика изменения дефицита Пенсионного фонда РФ и наличие средств Фонда национального благосостояния РФ представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика изменения дефицита Пенсионного фонда РФ и наличие средств Фонда национального благосостояния РФ за 2008-2012гг.[9], (млрд. руб.)
В соостве6тствии с показателями табл. 3 дефицит ПФРФ в анализируемом периоде резко увеличивается, а накопления ФНБ формируются более медленно, что дает основание полагать, что для полной подстраховки ПФРФ этих средств недостаточно, в связи, с чем имеется объективная необходимость привлечения дополнительных участников в государственную программу софинансиро-вания пенсий.
В настоящее время, одним из важнейших инструментов по обеспечению сохранности средств будущих пенсионеров при современных инфляционных условиях должен стать Пенсионный фонд РФ. В настоящее время по закону Пенсионный фонд инвестирует страховые взносы работодателей на накопительную часть трудовой пенсии до момента их передачи в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды в разрешенные законодательством активы.
На конец 2011 года ПФР перечислил страховые взносы на формирование накопительной части пенсии застрахованных лиц и чистый финансовый результат от их временного размещения в доверительное управление 51 управляющей компании
Показатели 2009 2010 2011 2012 (про- гноз)
ю а о 3 рост в (%) ю а о 3 рост в (%) ю а о 3 рост в (%) ю а о 3 рост в (%)
Трудовые пенсии 2430 23,9 7800 44 8498 8,8 9300 9,4
Социальные пенсии. 4294 42,8 4757 12,5 5214 10,2 6900 32
Показатели 2008г 2009г 2010г 2011г 2012г (прогноз)
Дефицит ПФРФ (на конец периода) 372,3 213,9 116,2 314,4 353,5
Средства ФНБ РФ (на конец периода) 2,584 2,769 2,695 2,700 3,000
(включая государственную управляющую компанию Внешэкономбанк) по 59 инвестиционным портфелям и в 104 негосударственных пенсионных фонда, которые занимаются обязательным пенсионным страхованием.
Итоговая сумма, переданная в управляющие компании и НПФ, составляет 172,4 млрд. рублей. Из них 37,8 млрд. рублей передано в управление НПФ, 2,05 млрд. рублей - частным управляющим компаниям и 132,6 млрд. рублей - Внешэкономбанку (132,1 млрд. рублей - в расширенный инвестиционный портфель и 490 млн. рублей - в инвестиционный портфель государственных ценных бумаг) [5].
В РФ накопительная система достаточно сильно привязана к солидарной. И жесткость законодательства по солидарной системе уже мешает развиваться накопительной. Речь идет о том, что для накопительной системы существуют такие понятия, как инвестирование, инвестиционный доход, чистый финансовый результат. И поэтому, по мнению отдельных экспертов, необходимо, чтобы регулирование накопительной системы отличалось от тех основ, на которых базируется солидарная.
В чем это должно выражаться? Например, в возможности выбирать инвестиционный портфель. В настоящее время есть инвестиционная декларация, она разная для государственной и частных управляющих компаний, для негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Получается, что все находятся в разных условиях. В какие-то инструменты можно вкладывать, в какие-то нет. Есть предложение сформировать несколько инвестпортфелей по классам рисков. Чем ближе конкретный гражданин к пенсионному возрасту, тем портфель должен быть более консервативным.
Но нельзя диктовать, какая доля какого инструмента должна быть в портфеле. Кризис 2008 года показал: многие могли бы быстро переложиться из одних инструментов в другие, но из-за жесткости системы они либо шли на нарушения, либо, следуя букве закона, получали убытки. Кроме того, здесь нужны четкость и ясность - что гарантирует государство в данной системе.
Солидарная система во всем мире ориентирована не для состоятельных граждан. Она создана для того, чтобы обеспечить необходимый средний уровень жизни на пенсии. Государство обеспечивает некоторые базовые гарантии, аналогично нашему фиксированному базовому размеру страховой части пенсии. Для тех, у кого большие заработки, существуют накопительные системы, основанные на добровольных взносах. Касательно Российской практики на данный момент во многих крупных компаниях - "Газпроме", "ЛУКОЙЛе", РЖД и многих других - в социальный пакет входят отчисления в НПФ. К той пенсии, которую выплачивает государство, корпорации, дают серьезную прибавку. Кроме того, не надо забывать, что и в рамках государственного обязательного пенсионного страхования есть возможность увеличить свои накопления. Каждый человек, у кого есть накопительная часть пенсии по ОПС, может инвестировать ее на фондовом рынке через выбранную самостоятельно управляющую компанию или НПФ. А также существует данная программа государственного софинансирования пенсий. В
целом накопительный элемент позволяет дополнительно увеличить коэффициент замещения до более высокого уровня. А для тех, у кого очень высокий заработок, открыты и другие инструменты, например инвестирование своих средств через доверительное управление.
Одной из важнейших проблем по реализации данной программы это процедура привлечения средств в систему добровольного пенсионного страхования, а в частности повышения эффективности за счет информационного обеспечения общества доступной и достоверной информацией и создания аспекта заинтересованности у граждан в добровольных пенсионных накоплениях.
На даны момент активизирована работа в данном направлении, так руководители государственного Пенсионного фонда России (ПФР) стараются охватить предприятия, высшие учебные заведения, и даже средние учебные заведения проводить так называемые уроки пенсионной грамотности, рассказать о «механизмах приумножения накопительной части пенсии». Между тем эксперты считают, что рекламную кампанию по привлечению граждан в программу софинансирования пенсий государственный фонд ведет некорректными методами. Массированная реклама в СМИ и транспорте обещает гражданам некий инвестиционный доход, который на самом деле совсем не гарантирован. Более того, накопления граждан могут быть съедены высокой инфляцией, о чем в государственной рекламе умалчивается [11]..
На конец 2011 года, согласно статистике ПФР, участниками программы являются более 6,8 млн. человек, или около 5% населения страны. Россияне не спешат вступать в данную программу, механизм которой им до конца не ясен. Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), о программе государственного софинансирования пенсий знают около двух третей россиян, при этом число осведомленных увеличивается. Так что на фоне примерно 68% респондентов, которые слышали о программе, 5% ее реальных участников - ничтожно малая доля [11].
В рекламе предоставляемом ПФР ни слова не говорится об инфляционных рисках - главной проблеме всей накопительной системы в России. При этом в наибольшей степени от инфляции рискуют пострадать именно те студенты и школьники, которые последуют призыву ПФР начать откладывать деньги на пенсию уже сегодня.
Гарантированность по взносам граждан могла быть достигнута в случае, если государство за счет привлеченных средств и средств, за счет которых удваиваются взносы граждан использовались бы для создания новых Акционерных обществ производственного назначения. Возможно в пропорции 51% акций в государственной собственности и 49% в частной, которые были бы распределены между мелкими акционерами, участвующими в данной программе. По достижению пенсионного возраста,
граждане могли бы либо получать дивиденды по акциям, либо продавать их на свое усмотрение.
Наличие таких гарантий у граждан и владение реальными активами позволило бы более эффективной реализации данной программы с привлечением подавляющего большинства экономически активных граждан России, а также способствовало бы развитию производственного сектора в стране и повышению патриотизма, доверия правительству.
Главная проблема пенсионных накоплений состоит в том, что данный инструмент работает только в достаточно благоприятной экономической ситуации. Сегодня в стране нет масштабных, открытых для инвестора «с улицы» и в то же время нерискованных объектов инвестирования, которые увеличивали бы капитал быстрее, чем его съедает инфляция потребительской корзины, - поясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. - и НПФ в этой ситуации, как правило, бессильны. Об оправданности накоплений можно будет говорить в том случае, если инфляция составит не более 2-3% в год, тогда доходность даже в 34% сможет ее покрыть. Инвестиционный консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский замечает, что деньги граждан могут сгореть как в государственной, так и негосударственной управляющей компании. Но большинство экспертов подчеркивают, что главным выгодоприобретателем программы софинансирования может оказаться в итоге сам ПФР и официально под эгидой программы софинансирования государство делает попытку заполучить на латание дыр в Пенсионном фонде РФ[11].
Таким образом, основной принцип, который необходимо заложить в идейную основу общества -это то что, государство обязано обеспечивать средний уровень пенсии, а для более высокого уровня граждане сами должны использовать различные инструменты и должны готовится к пенсии заранее, участвуя в программах различных пенсионных фондов, формируя накопления в банках. Они должны жить не только на государственную пенсию, но и на накопления, которые
формируют всю жизнь. В России аналогичная пенсионная культура только создается. Но, судя по тому, что часть населения доверили свои накопления НПФ и вступили в программу софинансирования, идея заботиться о пенсии смолоду набирает популярность. В тоже время со стороны государства также необходимы действенные меры для обеспечения и приумножения накопленных средств общества, не допуская их обесценивания под влиянием инфляции.
Литература
1. Андрианов В.А.Инфляция и методы его регулирова-ния//Маркетинг.-2011.-№5.-С3-13.
2. Архипова А.И., Ильина С.С., Экономическая теориями.: Проспект,2008.
3. Васильев С.К., ЦБ за жесткий контроль инфляции
[электронный ресурс]. -Режим доступа: htpp//
www.klerk.ru.
4. Горбачев Л.А. Подходы к определению инновационного потенциала экономической системы//Вестник Казанского Технологического Университета.-2011.-№23.-С.217-224
5. Индексация пенсионных выплат в РФ. [электронный ресурс]. -Режим досту па: htpp// www.aif.ru.
6. Краткий статистический ежегодник .[Электронный ресурс]:- Официальный сайт Государственного комитета по статистике РФ.- Режим доступа: http: //www .gks.ru
7. Морозова И.Г.Анализ экономической ситуации в Российской Федерации//Вестник Казанского Технологического Университета.-2007.-№6.-С86-92.
8. Страны мира с самой низкой инфляцией [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.bankinform.ru.
9. Экономический прогноз [Электронный ресурс]:-Официальный сайт Министерства экономики РФ.- Режим доступа: http: //www.egonomy.gov.ru.
10. Экономические показатели заработной платы в РФ
[Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://www.opoccuu.com/wages.htm.
11. Данные независимых аналитических агентств [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www. ng. Ru
© И. В. Галанцева - канд. экон. наук, зав. каф. экономики и социальных дисциплин Бугульминского филиала КНИТУ, [email protected]; Р. Т. Сафиуллина - канд. экон. наук, зам. зав. каф. финансы и кредит ЧОУ ВПО АФ ИЭУиП (г. Казань), [email protected].