ф НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИИ
(По материалам "круглого стола")'
В Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации ___> состоялось заседание “круглого стола” на тему “Инфляция и антиинфляционная политика в России”, в работе которого приняли участие 150 ученых и практиков, представляющих 30 организаций, включая Администрацию Президента РФ, аппарат правительств РФ и Республики Казахстан, Центральный и коммерческие банки, институты Российской Академии наук и ведущие вузы страны.
Во вступительном слове ректора Финансовой академии профессора
А.Г. Грязновой были поставлены основные проблемы для обсуждения: что такое современная инфляция, какие факторы ее формируют, каковы корни инфляции в России, удалось ли нашей стране преодолеть инфляцию, каковы основные направления антиинфляционной политики с учетом мирового опыта.
В докладе директора Института экономики РАН академика Л.И. Абалкина на тему “Стратегия экономического роста и инфляция” подчеркнуто, что в современных условиях глубокого и продолжительного экономического спада, имеющего серьезные социальные последствия, центральная задача экономической политики -переход к экономическому росту. Это требует корректировки курса экономической политики, смены целевых ориентиров. Экономическому росту должны быть подчинены все средства денежнокредитной и бюджетной политики, причем антиинфляционные меры должны предприниматься на долгосрочной и реальной основе. Условия для роста инвестиций и производства в России есть: мощный, хотя и обветшавший производственный аппарат, ресурсные возможности, кадровый потенциал. Имеются определенные возможно-
*
Работа “круглого стола” проходила в декабре 1996 г.
сти для мобилизации финансовых ресурсов в целях экономического роста: положительное сальдо внешнеторгового баланса, сбережения населения в различных кредитных учреждениях; имеются потенциальные возможности накопления через амортизацию. Иностранный капитал должен рассматриваться не столько как источник инвестиций, а скорее как способ привлечения современной технологии и внешний импульс для создания конкурентной среды.
Часто логика дальнейшего развития представляется в виде двух этапов: на первом - финансовая стабилизация, что отождествляется с низкими темпами инфляции и ее подавлением; на втором - переход к экономическому росту. Это во многом ошибочно. Неправомерно отождествлять финансовую стабилизацию с низкими темпами инфляции. Низкая инфляция - лишь один из элементов финансовой стабилизации. Здоровых финансов при больной экономике не бывает. На современном этапе важнейшая задача - экономический рост, а остальные, в том числе и финансовая стабилизация, ей подчинены. Главная причина спада - искусственное, экономически неоправданное сжатие совокупного спроса. Не преодолено также непонимание того, что в условиях рыночной экономики единственным стимулом экономического роста является спрос. Инфляция же -сложное, многоплановое, многоаспектное явление, которое нельзя рассматривать лишь с монетарных позиций. Сложность феномена инфляции состоит в ее включенности в социально-экономическую жизнь, поэтому недопустимо рассматривать ее автономно, вне общего контекста экономического развития. При таком подходе низкая инфляция - высшее благо, ее надо добиваться любой ценой. Инфляции придается целевая функция, а на самом деле это всего лишь обслуживающий механизм. Важен ответ на вопрос: низкие темпы инфляции - это благо или зло? На него нельзя дать абстрактный ответ. Требуется знать, какой ценой удалось добиться изобилия на потребительском рынке. Сейчас все это держится на задержке выплаты заработной платы и пенсий. Низкие темпы инфляции достигнуты путем снижения уровня производства и обострения социального кризиса.
Оживление в сфере инвестиций и экономический рост невозможны без некоторого роста цен. Недопустимо механическое наложение монетаристских схем на экономическую жизнь России. Нет прямой, линейной связи между денежной массой и уровнем цен. В действительности между этими двумя показателями связь более сложная. Инфляция - продукт роста денежной массы, также как рост денежной массы является следствием инфляции, то есть связь двусторонняя.
В России допущены неточности в оценке денежной массы и отложенного спроса.
Денежные сбережения не тождественны отложенному спросу, их качественная природа иная. Это - не отложенный спрос, а будущий спрос. Сбережения имеют тенденцию к росту под влиянием увеличения в потреблении доли товаров длительного пользования. Сбережения - существенный источник долгосрочных инвестиций.
Одной из важнейших является проблема вымывания денежной массы из обращения, замена денег их суррогатами, бартером. Избыток денежной массы, существовавший к началу реформы, уже давно ликвидирован. Дальнейшее сжатие денежной массы повлечет углубление экономического спада, рост неплатежей.
Задача состоит в создании таких условий, чтобы рост совокупного спроса влиял не на цены, а на расширение объема производства товаров и услуг. Механический рост денежной массы положительного эффекта не дает. Необходимо четкое направление денежной массы на нужды инвестиций и экономического роста. Это должно быть дополнено контролем за ценами в формах, встречающихся в мировой практике, регулированием цен на товары естественных монополий и социально значимые товары. Для обеспечения экономического подъема нужны стимулирование деловой, инвестиционной активности, подвижки в финансово-банковском секторе, налогообложении, решение проблемы амортизационных отчислений, снижение доли государственных ценных бумаг до уровня, не превышающего 40% фондового рынка, защита внутреннего рынка, отечественных производителей от неравных условий по сравнению с иностранными.
В докладе профессора Л.Н. Красавиной (Финансовая академия) на тему “Дилемма: инфляция или дефляция” отмечено новое явление - резкое снижение темпов инфляции в России в 1996 г., хотя корни инфляции не уничтожены. Впервые в мировой практике Россия проводит политику дефляции в период экономического спада, что обострило социально-экономические противоречия. Одна из причин - возведение в ранг официальной догмы теории монетаризма. В результате антиинфляционная политика проводится без учета немонетарных факторов инфляции.
В выступлении подчеркнута необходимость увязки денежного агрегата М не только с суммой цен товаров и услуг, но и с наступившими платежами. А в России неплатежи исчисляются триллионами.
Ответ на вопрос, что предпочтительнее - инфляция или дефляция, - зависит от трактовки инфляционного процесса. По мнению Л.Н. Красавиной, не монетаристская, а многофакторная трактовка инфляции как воспроизводственного и социально-экономического процессов может служить концептуальной базой реальной финансово-экономической стабилизации в России.
Необходимы не пожарные дефляционные меры, а программа стабилизации рубля и экономики. С учетом мирового опыта важно научиться регулировать инфляцию для обеспечения экономического развития. Комплексная стабилизационная программа должна включать ряд взаимоувязанных мероприятий. В их числе: бюджетная реформа, повышение собираемости налогов, сокращение непроизводительных государственных расходов, адресное бюджетное финансирование приоритетных отраслей, контроль за выполнением государственных инвестиционных программ; перераспределение накоплений в пользу инвестиций; сдерживание “бегства капиталов” и их репатриация. Особое значение имеет сокращение бюджетного дефицита. Положительным явлением в аспекте влияния на инфляцию стало использование для его покрытия внутренних и внешних займов вместо эмиссии денег. Но чрезмерный выпуск ГКО - таит инфляционный потенциал, так как высокие доходы по ним требуют дополнительных источников для погашения.
Отмечено, что налоговая политика не должна вести к параличу бизнеса, она должна регулировать экономическое развитие. Введение новых налогов ничего не дает, а их собираемость составляет лишь 50%.
Монетарный аспект антиинфляционной политики в России также сложен. Особенность современного денежного обращения - низкий коэффициент монетизации. Насыщенность ВВП рублевой массой -12%. Появились тысячи эрзац-эмиссионных центров. Денежный оборот нужно очистить от суррогатов, масса которых измеряется квадриллионами. К тому же долларовая масса сравнялась с рублевой. Одновременно процветает бартер.
Однако денежную реформу следует проводить лишь при реальных предпосылках на завершающем этапе реальной экономической стабилизации.
В выступлении подчеркнуто важное направление финансовой стабилизации - эффективное регулирование курса рубля к иностранным валютам путем лимитирования курсовых колебаний, хотя это невыгодно нашим экспортерам.
Финансовая стабилизация связана с банковской системой. Отмечен вялотекущий кризис банковской системы, утрата крупных прибылей от валютных операций, массовые банкротства банков. Банки не адаптировались к условиям дефляции, которая разрушила инфляционный механизм перераспределения национального дохода в пользу банков.
Банки столкнулись с проблемой деформации своих балансов и необходимостью перехода к нормальной банковской работе. Речь идет о привлечении депозитов, доля которых в пассивах банков России в 22 раза ниже, чем у банков США, об использовании неработающих актов, уменьшении остатков на счетах "Ностро", кредитовании экономики. В этой связи необходима переподготовка части банковского персонала.
Особо подчеркнута важность поддержки банков со стороны государства.
Необходимо регулирование ценообразования в монополизированных отраслях.
Составной частью комплексной программы финансово-
экономической стабилизации должно стать повышение эффективности использования внешних займов и одновременного соблюдения разумного лимита внешнего долга во избежание долговой кабалы.
Важной проблемой является эффективное регулирование фондового рынка. Рост внутреннего долга ведет к инфляционным последствиям при отсутствии реального источника его погашения.
Недоверие к рублю ведет к долларизации экономики России. Долларовая масса увеличивает совокупную денежную массу.
В интересах финансово-экономической стабилизации государство должно более активно противостоять теневой экономике, доля которой в экономике страны достигла почти 50%.
Доклад профессора В.К. Сенчагова (Институт экономики РАН) посвящен теме “Экономическая безопасность и инфляция”. Дан анализ роли показателя инфляции в оценке экономической безопасности. Выделено 24 пороговых значения экономической безопасности (14 значений относятся к реальной экономике, остальные - финансовые показатели).
Сейчас лишь два значения - инфляция и бюджетный дефицит ниже пороговых значений, остальные свидетельствуют о нарушении эко-
номической безопасности. Между тем не должно быть отрыва показателей инфляции и бюджетного дефицита от показателей ВП, качества жизни, доходов. Антиинфляционные меры должны включать снижение бюджетного дефицита через сокращение расходов, регулирование денежной массы, курса валюты и доходов населения. Проводимая антиинфляционная политика недостаточно эффективна. Сокращение расходов имеет отрицательные стороны для инвестиционного процесса. Политика доходов и структурная политика слабо выражены. Покрытие бюджетных расходов посредством выпуска ГКО в конце концов может привести к подрыву экономики.
Сложна проблема оборотных средств. Произошло резкое сокращение платежеспособного спроса, а денежная масса не соответствует ценовым пропорциям, уровню цен. Политика сжатия рублевой денежной массы ведет к долларизации экономики. В результате происходит утрата государством эмиссионного дохода. Доходность финансового сектора значительно выше, чем в промышленности. Нет единой рыночной экономики, сохраняются различия внутренних и экспортных секторов, нет перелива капиталов, убытки обескровливают реальный сектор. 40% промышленных предприятий убыточны.
Ухудшение положения промышленности ведет к сокращению доходной базы бюджета. Важна правовая взаимосвязь финансовой и промышленной экономики. Экономический рост возможен при условии разработки единого документа по экономической политике, координации бюджетной и денежно-кредитной политики. Необходимо изменение подходов к проектированию денежной массы: эмиссия должна быть соотнесена с финансовой и налоговой политикой. Выдвинуто предложение о создании платежно-расчетного союза с участием банков, корпораций казначейства, о развитии взаимозачетов.
В.И. Маевский (Институт экономики РАН) на основе расчетов за последние
5-10 лет показал, что тезис “чем ниже среднегодовые темпы инфляции, тем выше темпы экономического роста”, верен лишь как свидетельство качественной связи между этими двумя показателями, но монотонной зависимости между ними не существует. Поэтому некорректно утверждение, будто достаточно снизить темпы инфляции - и в стране сразу начнется экономический рост. Подобной общей экономической зависимости на материале 120 стран мира не выявлено, все зависит от конкретных условий страны. В.И. Маевский предложил вариант финансово-экономической стабилизации в России на основе регулируемой денежной эмиссии, контроля над ценами, избирательного (в базовых отраслях) сниже-
ния налогового бремени; это должно привести к расширению внутреннего платежеспособного спроса и развертыванию процесса экономического роста.
Профессор Л.А. Чистякова (Финансовая академия) отметила важность определения понятий инфляции и дефляции. По ее мнению, сейчас в России нет дефляции, можно говорить лишь о дезинфляции. Причины инфляции в России связаны с многосекторностью экономики.
Проблеме возможности дополнительной эмиссии посвящено выступление профессора Н.П. Шмелева (Институт Европы РАН). Аргументом в пользу необходимости дополнительной эмиссии выступающий считает кризис неплатежей, парализовавший экономику. Система взаимозачета не решит всех проблем. Вливание денег в экономику должно носить точечный характер, а затем оживление распространится на всю экономику. В настоящее время, с точки зрения Н.П. Шмелева, денежная масса искусственно сжата, деньги обслуживают лишь
10-15% нормального экономического оборота. Курс рубля чрезвычайно завышен по сравнению с паритетом покупательной способности, что не обеспечивает защиту отечественного производителя и не стимулирует экспорт продукции обрабатывающей промышленности.
“Инфляция и налоги” - тема выступления профессора И.А. Акодис (ВЗФЭИ). Коренной причиной инфляции в нем выделено падение производства. Финансовые проблемы лежат в плоскости производства и его налогообложения. Сформулировано предложение - не просто менять условия налогообложения и объединять налоги, необходимо менять принципы и методы налогообложения. По оценке И.А. Акодис, налог на добавленную стоимость - мощный стимулятор роста цен и инфляции, так как, по существу, он выступает как налог с оборота, и на каждом этапе цена увеличивается. Выход предлагается на пути применения регрессионной шкалы налогообложения по принципу: чем выше отношение прибыли к активам, тем ниже ставка налога. Важно совершенствовать и платежную систему налогообложения.
Профессор В.С. Захаров (вице-президент Ассоциации российских банков) сосредоточил внимание на вопросе, достаточно ли в экономике денег. Центральный банк, по его мнению, лишился рычагов воздействия на денежное обращение, так как 80% оборота развивается стихийно, минуя его контроль. Сжатие денежной массы создает
трудности в деятельности банков: они не могут работать на бартере и терпеть убытки от неплатежей. Все экономические отношения должны опосредоваться только национальными деньгами (наличными и безналичными), без бартера. Главный критерий установления количественных параметров денежной массы - потребности народного хозяйства. Но деньги должны использоваться по назначению.
Профессор С.И. Лушин (директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов) отметил, что инфляция - всемирное явление, подобно дефициту бюджета и государственному долгу. Специфика инфляции в России в том, что в основном она развивается на стороне производителя (монополизированное производство), а не потребителя (спрос). Регулирование инфляции нельзя отрывать от общего экономического регулирования. При анализе причин инфляции следует выделить экономическое поведение предприятий, которые с 1992 г. стали решать финансовые вопросы путем повышения цен.
Одна из задач науки - непосредственно исследовать деятельность предприятий, причины отсутствия у них интереса к инвестициям, условия, при которых предприятиям выгоднее бартер и неплатежи. Часть проблем инфляции, с точки зрения С.И. Лушина, может быть решена наведением порядка на предприятиях. Снижение темпа инфляции следует рассматривать как большое достижение. Но является ли задачей современной экономической политики новое снижение ее темпа? С точки зрения выступающего - нет. Сейчас главное - экономический рост, инвестиции. Государство должно брать на себя заботу о начале процесса инвестирования в точках роста -совместно с частным капиталом.
А.А. Инце (Мосбизнесбанк) поставил вопрос о необходимости корректировки сложившейся системы хозяйствования по линии рыночного и государственного регулирования. В антиинфляционной политике центр тяжести должен быть перенесен с ограничения денежной массы на развитие конкуренции, стабилизацию цен. Банки оказались не готовы к работе в условиях снижения темпа инфляции. Снижение стоимости кредита по сравнению с депозитными ставками создает проблемы для работы банков в условиях острой конкуренции с рисковыми финансовыми компаниями. Возникли трудности с размещением банковских ресурсов в условиях экономической нестабильности. Резкое переключение банков на покупку ГКО требует немало средств, что под силу только крупным банкам.
Банковское законодательство ориентировано в основном на инфляционную макроэкономическую среду.
Банки для клиентов должны стать банками для акционеров, заинтересованных в их стабильности и надежности. Оценивая критерии рейтинга надежности, А.А. Инце отметил необходимость переориентации банковских операций на условия низкой инфляции, а также изменения взаимоотношений банка с клиентами.
Профессор В.Н. Шенаев (зам. директора Института Европы РАН) остановился на отличительных чертах инфляции в России. По его мнению, в целях антиинфляционного регулирования на вооружение взята имитационная модель - рецепты монетаризма. В результате произошло сужение сферы денежного обращения, рост “черного нала” (в рублях и долларах). Широкое распространение получили бартер, финансовые и бронзовые векселя. Товарно-денежное обращение требует нормализации. Опыт России подтвердил, что инфляция - многофакторное явление. С 1992 г. основные причины инфляции менялись. В 1992-1993 гг. - это в первую очередь отсутствие рынка и конкуренции, а также монополизация, нарушившая ход экономических процессов. В 1994-1995 гг. значительное влияние оказала либерализация внешнеторговых отношений, импортируемая инфляция; курс доллара по паритету покупательной способности был ниже реального курса.
Сложно протекает процесс сближения национальных цен с мировыми. Опыт Германии показал, что нецелесообразно сразу вводить обратимость национальной валюты. Переход к открытой экономике - длительный процесс, обратимость валюты требует создания определенных условий. Без этого либерализация во внешнеэкономической сфере дает дополнительный толчок к инфляции.
Профессор Ю.А. Константинов (Межгосударственный банк) поставил вопрос, можно ли интеграцию России со странами СНГ рассматривать как антиинфляционный фактор, и дал на него отрицательный ответ. По его мнению, не существует прямой связи между экономической реформой и падением производства в России. Отмечена также такая черта экономического положения стран СНГ, как кризис легкой промышленности; основа роста - добывающая промышленность на базе участия иностранного капитала.
Основная задача интеграции стран СНГ - создание единого финансового пространства.
В современных условиях товарооборот разбалансирован, без кредитов его падение будет продолжаться, а интеграция не будет развиваться.
Профессор В.С. Пашковский (НИФИ) отметил, что инфляция продолжается, так как ускоренный рост цен на промышленные товары сохраняется. Поставлена проблема влияния политики ограничения спроса на поведение предприятий. Снижения затрат на предприятиях не происходит, политика ограничения спроса порождает неплатежи, что свидетельствует об отторжении российской экономикой монетаристских концепций. Предприятия не могут не повышать цены, поскольку растут цены на сырье. В настоящее время главное, с точки зрения Пашковского, - борьба с неплатежами, а инфляция уходит на второй план. Сжатие денежной массы вызывает к жизни денежные суррогаты. По мнению выступающего, в их появлении повинно Министерство финансов, выпускающее бюджетные ценные бумаги, которые стали выполнять функцию средства обращения. Решению экономических проблем будут способствовать: активизация выполнения коммерческими банками и Центральным банком своих кредитных функций; контроль за ценами и затратами со стороны государства; повышение заинтересованности предприятий в накоплении средств для развития; создание специализированных инвестиционных банков, действующих в особом режиме. Дополнительная эмиссия возможна, даже может иметь антиинфляционный эффект, если будет стимулировать производство товаров народного потребления.
Профессор О.И. Лаврушин (Финансовая академия) поддержал идею о том, что воспроизводственные условия для экономического подъема, включая производственный потенциал, ресурсы, кадры, в России есть. Их нужно направить на решение стратегической задачи экономического роста. Инфляция - многофакторный процесс, сокращение ее темпов возможно только при использовании целого комплекса мер. Одна лишь денежно-кредитная политика не способна решить проблему инфляции. Платежный кризис, денежный голод могут задушить экономику. Однако накачивание денежной массы приведет к сильной инфляции, а даст ли экономический результат -неизвестно. Эмиссия должна иметь целевой ориентир. Важен показатель: отношение денежной массы М1 к ВВП. Нельзя наращивать денежную массу за счет денег в обращении, следует наращивать денежную массу по агрегату М2, связанному с депозитной базой. Центральный вопрос - вернуть доверие народа к рублю, что создало бы важный источник для инвестирования.
Кандидат экономических наук доцент В.Б. Зайцев (Управление экс-пертирования коммерческих банков ЦБ) считает, что речь должна идти не об антиинфляционной политике, а о качественно иной системе управления инфляцией. Особенность современной инфляции в том, что она, как было до перестройки, снова приобретает скрытый характер. Отсюда - необходимость точечного впрыскивания денежной массы. Объекты вливания выявляются на основе разработки государственного планового заказа по потребностям бюджетных организаций. Государство должно обеспечить заказами точечное финансирование производителей. Под государственные ценные бумаги следует предоставлять ссуды, что повысит заинтересованность их держателей. Если же просто встать на путь снижения резервных требований Центрального банка, то ничего принципиально не изменится.
Кандидат экономических наук П.А. Востриков (Центральный банк России по Москве) проанализировал опыт антиинфляционной политики в странах Центральной и Восточной Европы. В Польше, Венгрии, Чехии удалось относительно быстро стабилизировать уровень цен. Это создает иллюзию, что задачи экономической реформы можно решать последовательно - сначала снизить инфляцию, а потом достичь экономического роста. Однако в этих странах ортодоксальная денежная политика, направленная на снижение бюджетного дефицита и эмиссии, дополнилась мерами государственного регулирования цен, валютных курсов и уровня заработной платы. Финансовая стабилизация непрочна без перестройки экономической структуры. Говорить о стабилизации, ориентируясь только на темпы роста цен, не приходится, так как в ее основе должна быть здоровая, растущая экономика.
Профессор Н.К. Кучукова (советник вице-премьера министра финансов Республики Казахстан) посвятила свое выступление роли бюджета в подавлении инфляции и стимулировании экономического роста в Республике Казахстан. Одновременное проведение жесткой финансовой и денежно-кредитной политики привело к сокращению ВВП (на 9% за 1995 г.). Политика подавления инфляции любой ценой (с 1258% в 1994 г. до 60,3% в 1995 г. и 28% в 1996 г.) проводилась за счет чрезмерного сокращения бюджетных расходов до 17,7% ВВП в 1995 г. и 17,2% в 1996 г. Благодаря жесткой бюджетной политике дефицит бюджета снизился до 2,5% ВВП (первая половина 1996 г.), и он покрывался за счет внешних займов (70,3%), эмиссии ценных бумаг (15,2%), кредитов Национального банка (10,9%).
Для санации и реформирования крупных государственных предприятий предоставляются кредиты Реабилитационного банка за счет бюджетных средств с последующей их приватизацией. Однако неплатежи в бюджет, слабая эффективность налоговых служб характерны и для Казахстана.
Налоговый кодекс Казахстана (1995 г.), соответствующий международному стандарту, предусматривает сокращение количества налогов с 45 до 11, отмену ряда налоговых льгот, введение платежей для пользователей недрами.
Новым явлением стало создание Бюджетного банка - логическое завершение казначейской системы исполнения бюджета; введена новая бюджетная классификация.
В выступлении проанализированы бюджетные меры по стабилизации финансовой системы Казахстана, оживлению экономики. Отмечены выход страны на мировые рынки капиталов с 1996 г., привлечение иностранных инвестиций (4,9% млрд дол. в 1992-1995 гг.), в первую очередь из США.
Профессор Д.В. Смыслов (ИМЭМО РАН) проанализировал взаимодействие внешнеэкономической сферы и инфляции. Импортируемая инфляция связана как с понижением курса национальной валюты и повышением уровня цен, так и с ростом денежной базы вследствие притока иностранной валюты. Выступающий отметил целесообразность введения “валютного коридора”, так как разовая девальвация рубля дает скачок цен. Предложено осуществление комплекса мер валютно-финансовой политики: ужесточение валютного контроля для сдерживания “бегства капиталов”, обязательная продажа валютной выручки, введение более жесткого финансирования валютного курса. Во главу угла следует поставить политику экономического курса и структурной перестройки.
Кандидат экономических наук М.П. Березина (Финансовая академия) остановилась на влиянии платежной системы на инфляцию, которое можно подразделить на прямое (ускорение и замедление платежей) и косвенное (через использование различных платежных инструментов). Неплатежи ведут к повышению цен, так как заранее из-за ожидания задержки в платежах закладывается рост цен до 30%.
Кандидат экономических наук доцент Е.П. Баранова (Финансовая академия) отметила новые явления в инфляционных процессах в промышленно развитых странах. 90-е годы - период самой низкой инфляции в этой группе государств за последние 30 лет. В Герма-
нии, Японии, Канаде темпы роста цен так низки, что можно сказать, что там достигнута относительная стабильность цен. Однако делать вывод о том, что инфляция на Западе окончательно побеждена, нельзя. Если задолженность государства вновь выйдет из-под контроля, то не исключено, что инфляционный налог вновь окажется более простым и политически приемлемым средством перераспределения национального дохода. Изменения в антиинфляционной политике этих стран выражаются в переходе от устаревших форм прямого контроля за денежной массой, установления “потолков” кредитования и административного регулирования процентных ставок к возрастающему использованию механизмов косвенного контроля, что актуально и для России.
Материал подготовлен доцентом кафедры мировой экономики и МВКО Е.П. Барановой
Ж
X МЕЖДУНАРОДНОЕ СТРАХОВОЕ РАНДЕВУ-97 Ж
В апреле 1997 г. под эгидой Всероссийского союза страховщиков и Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации состоялось Международное страховое Рандеву-97, посвященное наиболее актуальным проблемам российского страхового рынка, его анализу и перспективам развития.
В работе Рандеву-97 приняли участие представители Министерства финан-
сов РФ, Торгово-промышленной палаты РФ, НИФИ, а также ведущих учебных заведений России.
Страховой рынок России был представлен крупнейшими страховыми компаниями, в том числе “РОСНО”, “Ингосстрах”, “РЕСО-Гарантия”, “Промышленно-страховая компания”, “Военно-страховая компания”. Присутствовали представители страховых надзоров и страховых компаний СНГ.