Научная статья на тему 'Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России (по материалам "круглого стола")'

Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России (по материалам "круглого стола") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1370
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы: теория и практика
Scopus
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России (по материалам "круглого стола")»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста в России

(по материалам "круглого стола")

В работе "круглого стола", проходившего в Финансовой академии при Правительстве РФ в конце 1998 г., приняли участие более 140 специалистов - ученых и практиков, представителей Минфина, Минэкономики, Центрального банка, АРБ, ММВБ, Института экономики и других институтов РАН, Академии экономических наук и предпринимательской деятельности в России, Института экономического анализа, Международного фонда исследований проблем финансов, кредита, денег, а также ряда московских вузов.

^ Во вступительном слове ректор Финансовой академии профессор А.Г. Грязнова отметила, что заседания "круглого стола" по проблемам инфляции стали традиционными. Два года назад основное внимание было уделено выяснению понятия инфляции, ее особенностей в России и направлений антиинфляционной политики. Валютно-финансовый кризис 1998 г. показал неэффективность подавления инфляции только денежными мерами, обнажилась непрочность финансовой стабилизации, сильная зависимость цен в России от курса рубля к доллару.

Ныне стоит задача сместить акцент в сторону разработки атиин-фляционной политики, ориентированной на подъем национальной экономики, учитывая воспроизводственную природу инфляции. Безусловно, позиции участников дискуссии могут быть разные, но общая ее цель - совершенствование практики.

^ В своем докладе научный руководитель данной темы профессор Л.Н. Красавина (Финансовая академия) подчеркнула необходимость проводить комплексную антиинфляционную политику как составную часть стратегии экономического роста. Без подъема национальной экономики России невозможно сдержать инфляцию. Валютно-финансовый кризис 1998 г. привел к увеличению темпа инфляции до 38,4% в сентябре и 7580% за год против 11% в 1997 г. Тем самым развеян миф об эффективности либеральной модели рыночной экономики без государственного регулирования.

Цель предлагаемой антиинфляционной модели - не подавление инфляции любой ценой, в частности путем практикуемой только в России невыплаты заработной платы, пенсий, а управление инфляционным процессом в интересах подъема национального производства и экономиче-

ской безопасности населения. Судя по мировому опыту, допустима небольшая инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует развитие экономики.

Для управления инфляционным процессом важно учитывать многофакторность инфляции, порождаемой деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами. Зарубежный опыт свидетельствует о необходимости теоретического обоснования антиинфляционной политики и стратегии экономического роста. Принятые в мировой практике методы бюджетного финансирования - налоги, займы, инфляция - оказались неэффективными в России.

Антиинфляционная политика должна быть нацелена на регулирование как внутренних, так и внешних факторов инфляции. В их числе: преодоление спада и поддержка приоритетных отраслей экономики, агропромышленного комплекса; стимулирование инвестиций, оздоровление бюджетной и банковской системы, возрождение фондового рынка и т.д. Необходимо разработать валютную стратегию и стратегию внутренних и внешних заимствований государства. Жизнь взаймы поставила Россию на грань банкротства; внутренний государственный долг превышает 700 млрд руб., внешний - 145 млрд дол. Выдвинутая новым правительством стратегия опоры в основном на собственные силы должна сочетаться с регулируемыми внешними заимствованиями и жестким контролем за их использованием.

Оценивая возврат к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, Л.Н. Красавина подчеркнула необходимость соблюдения установленного лимита эмиссии и принципа возвратности кредита, предоставленного Центральным банком Минфину РФ. Подвергнут критике проект использования аргентинской модели "валютного управления" (эмиссия денег под прирост официальных долларовых резервов). Во-первых, нет надежды на пополнение сократившихся до 12,5 млрд дол. золотовалютных резервов страны за счет западного кредита. Во-вторых, эмиссия денег под прирост чистых международных резервов без учета потребностей реального хозяйственного оборота приведет к дефляционному сжатию денежной массы. Между тем необходимо повышение коэффициента монетизации (насыщенность ВВП денежной массой всего 12%), в частности для вытеснения денежных суррогатов, обслуживающих 70-80% хозяйственного оборота.

Долларизация экономики неизбежна при кризисной ситуации. Поэтому призыв запретить хождение доллара в России утопичен и чреват появлением неконтролируемого "черного" валютного рынка. Однако целесообразно ограничить функционирование доллара. По мере стабили-

зации валютного рынка необходимо восстановить валютный коридор, но с большей амплитудой колебания курса рубля к доллару. Потенциальный источник ресурсов для стабилизации экономики - сдерживание бегства капиталов за рубеж и их репатриация. Сложной проблемой является восстановление доверия населения к рублю и банкам.

^ Первый заместитель председателя Правления Центрального банка России Т.В. Парамонова отметила новое для России и других стран явление - сочетание экономических и валютно-финансовых проблем в ходе кризиса 1997-1998 гг. В России это проявилось в фактическом банкротстве реального сектора экономики, огромных суммах неплатежей между хозяйствующими субъектами, значительных дефицитах всех бюджетов, росте внутреннего долга, неспособности государства выполнять обязательства по своим ценным бумагам, а также по выплате заработной платы, пенсий, пособий. Новое явление - государство стало должником по внутреннему долгу перед иностранными инвесторами. И еще - рост внешней задолженности произошел при сокращении официальных золотовалютных резервов России. Помимо долга государства возникла крупная внешняя задолженность банков, финансовых и нефинансовых институтов. Валютно-финансовый кризис 1998 г. усугубился кризисом банковской системы.

Т. В. Парамонова отметила и ошибки в экономической политике. С начала

90-х годов основным направлением экономической политики стало снижение инфляции, но с 1995 г. в связи с ослаблением инфляции приоритеты должны бы быть переориентированы на увеличение ВВП. Снижение темпа инфляции - сложный экономический процесс, требующий адекватных мер по обеспечению сбалансированности текущих внешних платежей, бюджетов всех уровней, поддержания занятости населения. Быстрое подавление инфляции без таких мер привело к разбалансированности экономики. В таких условиях особенно важно состояние текущих операций платежного баланса и своевременное изменение режима валютного курса.

В первом полугодии 1998 г. дефицит текущего платежного баланса в сочетании с бюджетным дефицитом и разбухшим рынком ГКО, поглощавшим средства из бюджета, в итоге привели к долговому кризису и девальвации рубля. Необходимо изменить стратегическую цель денежнокредитной политики. Основная задача в современных условиях - обеспечить сбалансированное развитие экономики при снижении темпов инфляции. Требуется более взвешенная денежно-кредитная политика. Для сильной инфляции нет оснований в настоящее время. В августе 1998 г.

уровень денежной массы по агрегату М2, то есть фактическое предложение денег, - не достиг уровня 1 января 1998 г. Однако беспокоит отток вкладов в валюте и рублях из банков. Наличная масса денег на руках у населения существенно возросла. Для России важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки. Другая важнейшая цель денежнокредитной политики - поддержание низкой инфляции с учетом эффективности производства, занятости и объема ВВП.

В 1995 г. введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Однако в дальнейшем валютную политику необходимо было пересматривать, так как валютные резервы сокращались. С августа 1998 г. произошел переход к режиму свободно плавающего курса рубля. Центральный банк РФ сглаживает резкие скачки курса. Цель денежнокредитной политики - регулирование агрегата денежной массы М2 при сдерживании спада в экономике. Раньше Центральный банк РФ сосредоточивался на предоставлении в разной форме кредитов бюджету, сейчас -банковскому сектору, а через него - реальному сектору. Принцип политики Центрального банка РФ - сохранить жизнеспособные банки. Относительно невелика возможность спасения некоторых банков. Есть ряд крупных банков, затраты на поддержание которых слишком велики. Необходимо принимать решения о банкротстве; среди банков есть и очевидные банкроты.

При реорганизации банковской системы необходимо соизмерять затраты с результатами, с выгодой от деятельности банков в будущем. Программа Центрального банка по реструктуризации банковской системы с учетом опыта зарубежных стран предусматривает: пересмотр сроков изменения стандартов величины капитала, предоставление кредитов в форме овернайт, а также кредитов на финансовое оздоровление на сумму более 300 млн руб. банкам, мобилизовавшим значительный объем частных вкладов, и региональным банкам. Предусмотрено предоставление стабилизационных кредитов.

В связи с проблемой долларизации экономики Т. В. Парамонова отметила, что в период валютно-финансового кризиса держатели долларов не понесли потерь. Но если бы не было сильной долларизации, то рублевая масса в обороте была бы выше, и не так остро стояла бы проблема неплатежей и банкротств в реальном секторе, существенно ниже были бы кредитные риски. Многие страны не допускают параллельного хождения иностранных валют. Экономика в целом проигрывает от долларизации.

^ Генеральный директор ММВБ А.В. Захаров подчеркнул, что причины валютно-финансового кризиса в России в 1998 г. связаны с макроэкономической несбалансированностью, дефицитом бюджета и последствиями мирового финансового кризиса. Предложен комплекс мер по

восстановлению российского финансового рынка, включая стабилизацию валютного рынка, развитие операций на открытом рынке, повышение значения корпоративных ценных бумаг, усиление роли финансового рынка в обеспечении межотраслевого и межрегионального перераспределения капиталов.

Активизация государственного регулирования проявилась во введении двойного курса рубля - для коммерческих (внешнеторговых) и финансовых сделок. Цель - консолидация валютного рынка, минимизация рисков по валютным операциям, усиление контроля за валютными потоками, формирование предсказуемого курса валют. Эти меры не противоречат мировому опыту (в Западной Европе в 60-80-х годах практиковался двойной валютный курс). Разница между коммерческим и финансовым курсом рубля колеблется от 5% до 1%. Предстоит восстановление рынка государственных ценных бумаг как инструмента финансовой политики. Он должен формировать ориентиры изменения процентных ставок. Необходимо активизировать рынок корпоративных ценных бумаг в целях мобилизации средств мелких и средних инвесторов.

А. В. Захаров предложил передать Центральному банку России функцию надзора за операциями банков корпоративного сектора фондового рынка. Оживлению данного сектора способствовало бы расширение набора инструментов за счет корпоративных облигаций, особенно в отраслях топливно-энергетического комплекса. Для расширения круга эмитентов этих ценных бумаг необходимо обеспечить максимальную информационную открытость, разработку бизнес-планов и организацию эмиссии ценных бумаг на основе аудированного бизнес-плана, снятие ограничений на торговлю отдельными акциями на некоторых площадках. Необходима система рейтинга для промышленных предприятий и в добывающей и обрабатывающей промышленности.

^ По мнению директора Института экономического анализа А.Н. Илларионова, экономическая природа инфляции состоит в продолжении фискальной политики денежными средствами, использовании денежных инструментов для извлечения финансовых ресурсов. Инфляция — это налогообложение, осуществляемое независимо от воли законодательной власти и народа. Этот налог извлекается путем кредитования государства. При этом происходит перераспределение ресурсов в пользу государства и банковского сектора. Инфляционные последствия имеют также некоторые обязательства Центрального банка, не отражаемые в его балансе: обязательства по поддержанию нереального валютного курса (с ноября 1997 г. по август 1998 г.) и банковской системы (стабилизационные кредиты).

А.Н. Илларионов считает основным фактором инфляции рост денежного предложения. Темпы роста денежной массы, по его мнению, на 80-96% объясняют вариантность темпов инфляции в различных странах в 1970-1997 гг. Это находит подтверждение в России, где после всплеска роста цен в августе-сентябре 1998 г. темп инфляции замедлился и наблюдалось падение цен на ряд товаров. Прогнозы о гиперинфляции не сбылись, так как денежная масса в этот период существенно не изменилась, а инфляционный потенциал был исчерпан за несколько недель. Спрос на деньги в краткосрочном плане недостаточно исследован, хотя он влияет на темпы инфляции. В инфляционном процессе важная роль принадлежит временным лагам между ростом денежной массы и темпами инфляции. В 1992 г. временной лаг составлял 4 месяца, а к августу 1998 г. достиг 12-14 месяцев. Некоторые исследователи отмечают прямую связь между инфляцией и валютным курсом. По мнению А.Н. Илларионова, такой закономерности нет. В России, как и в других странах, темпы изменений уровня номинального валютного курса и роста цен не совпадают. Инфляция в размере 3-4% в год негативного воздействия на экономический рост не оказывает, а при темпе инфляции от 0% до 3% наблюдается некоторое ускорение экономического роста. При темпах инфляции от 40% до 100% в год экономический рост прекращается. Позитивное отношение к инфляции недопустимо.

^ В докладе члена-корреспондента РАН Вл.Н. Шенаева, заместителя директора Института Западной Европы РАН, дана оценка изменений в мировой экономике и экономике России за последние 25 лет. В период мирового экономического кризиса 1974-1975 гг. в индустриальных странах отмечена стагфляция - сочетание экономического кризиса и инфляции. В этих странах стагфляцию удалось преодолеть. В 90-е годы там наблюдается экономический рост около 2-3% в год (кроме Японии) при снижении темпов инфляции до менее 2% в год.

По мнению Вл.Н. Шенаева, причина экономических успехов развитых стран коренится в новом этапе развития государственного регулирования на национальном, межгосударственном и наднациональном уровнях. Регулирование осуществляется и на микроуровне, фирмы занимаются стратегическим планированием. В России, где с 1992 г. преобладает стагфляция, отсутствует государственное регулирование. Его роль надо повысить.

Понимание инфляции только как роста денежной массы - очень узкое. В действительности инфляция - это обесценение денег под влиянием различных причин. Поэтому выделяют инфляцию издержек, инфляцию спроса, импортируемую инфляцию и др. В России за последние 7 лет

проявились все виды инфляции, начиная с инфляции издержек под влиянием либерализации цен в 1992 г. В условиях стагфляции в России денежное обращение имеет особенность: сужена сфера денежного обращения, как наличного так и безналичного. Денежные рестрикции не создавали условий для решения экономических проблем, а загоняли их вглубь. В результате в 1998 г. денежная масса обеспечивала лишь 30% экономического оборота, а 70% приходилось на альтернативные формы и денежные суррогаты (50% - бартер и квазиденьги: векселя, чеки, государственные облигации и др.). Необходима денежная эмиссия для решения проблемы неплатежей и обеспечения экономического развития. Однако основной источник не эмиссия ресурсов для выхода из кризиса, не западные кредиты, а повышение эффективности использования средств для реализации экономических проектов, обеспечивающих реальную отдачу.

^ Член-корреспондент РАН В.И. Маевский (Институт экономики РАН) согласился с мнением профессора Вл.Н. Шенаева о том, что Россия располагает научно-техническим и производственным потенциалом для подъема экономики. Однако на 1999 г. прогнозируется спад ВВП, капиталовложений в основной капитал, снижение розничного товарооборота; не ожидается подъема и в сельском хозяйстве. По мнению В. И. Маевского, позитивную роль в развитии российской экономики могло бы сыграть создание Банка реконструкции и развития хозяйства на базе Промстройбанка. Снижение процентных ставок способствовало бы расширению кредитов реальному сектору.

А Профессор В.С. Захаров, вице-президент Ассоциации российских банков, отметил, что кризис 1998 г. развеял некоторые мифы, особенно, будто жить взаймы можно вечно. В действительности жить взаймы можно лишь временно при развивающемся производстве. Российская практика показала, что сильная банковская система не может эффективно работать при слабой экономике. Банки нельзя отвлекать от кредитования экономики. Неверно мнение, что наиболее устойчивы крупные банки, а мелкие не имеют перспективы. Кризис вновь продемонстрировал, что нельзя нарушать два основных правила: лимит кредитования и риска на одного заемщика (государство хотя и привилегированный, но один из заемщиков); заемщик не может получать кредиты под любой процент.

Однако некоторые мифы живучи. Во-первых, мнение, что, чем меньше денежная масса, тем ниже темп инфляции. Во-вторых, что деньги можно заменить суррогатами и бартером. Если нет денежных отношений, то искажается реальная картина состояния экономики. В-третьих, будто неплатежи рассосутся сами. В-четвертых, что можно якобы увеличить

сбор налогов при уровне монетизации ВВП в 12%. Отсюда - составление все менее реальных бюджетов. В-пятых, будто бюджетный дефицит нужно покрывать только на рыночных условиях, не прибегая к прямым кредитам Центрального банка. Кредитование государства возможно, но в пределах лимита. А на остальную часть следовало бы допустить рыночные инструменты. Это не привело бы к созданию пирамиды и завышению доходности по государственным обязательствам.

Острая проблема - потеря доверия населения к банковской системе. Путь ее преодоления профессор В.С. Захаров видит в принятии реалистичного закона о гарантировании банковских вкладов населения, который не порождал бы несбыточных надежд.

^ По мнению доктора экономических наук О.Л. Роговой (Институт экономики РАН), антиинфляционная политика - тоже миф, так как нет экономики без инфляции. Инфляция - это среда, в которой развивается экономика; механизм перераспределения, связанный с денежным обращением. Нельзя сводить инфляцию к эмиссии денег, росту цен. Без широкого понимания категории национальной валюты в современных условиях нельзя выработать денежно-кредитную политику. Теряется главное: понимание связи эмиссии с кредитом, а без кредита экономика мертва. Если эмиссия равна нулю, то это означает подавление кредита, денежных потоков и финансового потенциала экономики. Надо изучать именно денежные потоки заимствований. Важна отдача от реализации денежных потоков, продуктивность кредитных ресурсов для экономики.

О.Л. Рогова предложила укрепить институциональную основу регулирования эмиссии и денежного обращения, так как действующие законы

0 Центральном банке и банковской системе не обеспечивают эту потребность. Следует также принять закон о реструктуризации банков, закон о коммерческих, инвестиционных и региональных банках.

^ Руководитель Департамента кредитной политики Минэкономики РФ Л.Н. Барон обратил внимание на то, что в правительственной программе стабилизация денежной системы и национальной валюты рассматривается как условие стабилизации экономики. Исчезли иллюзии, будто бюджетный кризис и социальные проблемы можно разрешить без подъема реального сектора экономики.

Проблема неплатежей связана с просроченной задолженностью (к

1 октября 1998 г. - 1,5 трлн руб.) и коллапсом расчетной системы, который затронул около 50% ВВП. Эти негативные явления блокируют все реформы. Имеется два подхода к их решению. Во-первых, срочно погасить существенную часть задолженности федерального бюджета, с тем чтобы ликвидировать мультипликацию неоплаты государственного зака-

за. Во-вторых, решить проблему огромной взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету. В этом процессе велика роль государства. Вмешательство государства должно быть временным, но энергичным и эффективным. Предполагается сочетание таких мер, как сетевой клиринг (неттинг), многосторонний сетевой кредит для предприятий с задолженностью и многосторонний зачет. В Чешской Республике за 4 месяца удалось ликвидировать 97% задолженности. Однако для применения этого опыта в России необходимо решить ряд проблем - юридических и налоговых. Государство должно создать специальные организации по урегулированию задолженности, клиринговые палаты.

^ Заместитель руководителя Департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономики РФ В.Н. Волков отметил, что влияние внешних факторов инфляции в России часто переоценивается. Главные причины скачка инфляции в 1998 г. коренятся в состоянии российской экономики, значительном дефиците бюджета, росте внутреннего долга, жесткой денежно-кредитной политике, истощении финансовых резервов предприятий. Проблемы усугубил слишком большой допуск нерезидентов на рынок ГКО.

А Профессор Г.С. Панова (Финансовая академия) выразила несогласие с мнением О.Л. Роговой, будто нет смысла говорить об антиинфляционной политике. Не отрицая важности оценки денежных потоков, необходима выработка антиинфляционной политики, базирующейся на подходе к инфляции как многофакторному процессу. Бороться с инфляцией в России чисто монетарными методами недопустимо, так как основной фактор инфляции - падение производства и кризис доверия. Следует ставить не только текущие, но и среднесрочные цели экономической политики. Поэтому нужно добиваться не столько стабилизации, сколько экономического подъема.

^ Профессор В.С. Пашковский (НИФИ Минфина РФ) подчеркнул, что не денежная масса определяет темпы и характер инфляции, это подтвердила вспышка инфляции в России в августе-сентябре 1998 г. Первоочередными задачами являются: построение эффективной системы управления и регулирования валютных отношений, налаживание денежных расчетов и восстановление расчетной системы, проведение последовательной инвестиционной политики. По различным оценкам, на руках у населения РФ от 30 до 80 млрд дол. По расчетам В.С. Пашковского -50 млрд дол. Причем долларовый компонент растет быстрее, чем рублевый.

В этих условиях возможно административное ограничение валютной массы, сокращение числа банков, имеющих валютную лицензию. Но ос-

новной путь решения проблемы долларизации - укрепление рубля. Важно восстановление платежной системы: бюджет несет крупные потери от деформации денежных отношений. Расчеты в форме бартера (40% реализации ВВП), посредством векселей (15%), "черный нал" (10-12%), расчеты валютой (15%) - все это снижает налогооблагаемый оборот и влечет за собой рост государственного долга. Поскольку источники средств для экономического роста в стране деформированы, нельзя исключить эмиссию денег для стимулирования инвестиций. Тип универсального банка пока не соответствует уровню развития рыночных отношений в России. Нужна четкая специализация коммерческих банков - клиринговые, инвестиционные и т.д.

А Профессор С.И. Лушин (НИФИ Минфина РФ) поддержал тех выступающих, которые отрицают выделение роста денежной массы как основного фактора инфляции. По его оценке, в России с начала 90х годов рост цен в 10 раз опережает темп прироста денежной массы. Если в развитых странах есть предпосылки использования рецептов монетаризма на практике, то в России эта теория не действует. В нашей стране на инфляцию влияют не только экономические факторы, но политические и социальные потрясения: важный фактор инфляции - поведение государства.

Необходима выработка антиинфляционной политики. Рост производства - главное средство от инфляции. В ближайшие два года можно перейти к контролируемой эмиссии денег в размере темпа роста цен. При формировании кредитной политики следует учесть, что уровень процентных ставок должен формироваться не на рынке государственных ценных бумаг, а во взаимоотношениях банков с реальным сектором.

А Выступление профессора Д.В. Смыслова (ИМЭМО РАН) было посвящено внешним факторам инфляции. Часто признают лишь один канал распространения импортируемой инфляции - через приток иностранной валюты, а инфляционную роль изменения валютного курса отрицают. На деле действуют оба канала импортируемой инфляции. Д. В. Смыслов поддержал тех выступавших, которые рассматривают инфляцию как многофакторный процесс. Инфляцию нельзя сводить к росту денежной массы: его может не быть, а инфляция развивается. Изменения валютного курса могут неадекватно влиять на цены из-за ограничения спроса. Но инфляционная роль падения курса национальной валюты в России очевидна. После 1994 г. валютный коридор играл роль номинального якоря инфляции. В августе 1998 г. расширенный валютный коридор рухнул, и ситуация вернулась к 1994 г., когда Центральный банк не устанавливал ориентиры динамики курса рубля.

Для стабилизации валютного положения России необходим достаточный уровень валютных резервов, эквивалентный стоимости трехмесячного импорта товаров и услуг. Бегство иностранного капитала с рынка ГКО показало, что на внешние заимствования полагаться нельзя. Валютный курс должен регулироваться таким образом, чтобы обеспечить баланс между борьбой с инфляцией и ростом экспорта. Д. В. Смыслов подчеркнул, что механизм аргентинского "валютного управления" в российских условиях нереален и может привести к большим потерям.

^ Доцент Е.П. Баранова (Финансовая академия) проанализировала опыт проведения антиинфляционной политики развитых стран, где в 90е годы применяются жесткие критерии стабильности денег, допускающих рост цен в пределах 2-3% годовых. Причина низких темпов инфляции в этих странах заключается в проведении комплексной антиинфляционной политики по трем основным направлениям: денежно-кредитная политика, финансовая политика с упором на сокращение бюджетных дефицитов и политика цен и заработной платы. Одна из предпосылок успешной антиинфляционной политики - независимость Центрального банка (как в Германии, Франции, Испании и др.). По мнению Е.П. Барановой, в РФ также следует укрепить независимость Центрального банка как органа, отвечающего за проведение денежно-кредитной политики.

А Доцент И.Н. Платонова (Финансовая академия) охарактеризовала роль валютного регулирования в антиинфляционной политике в России. По ее мнению, возврат к множественности валютных курсов путем организации двух торговых сессий - шаг назад, так как при этом появляется возможность арбитражных операций. Введение нового порядка продажи экспортной выручки дало положительный результат в виде роста поступлений доходов в бюджет и увеличения валютных резервов. "Валютное управление" (аргентинский опыт) пригодно для небольших стран, а для России — неприемлемо. Валютно-финансовый кризис в стране заставляет вернуться к оценке роли золота в современных условиях. Предложение о возврате к золотому стандарту - анахронизм. Однако золото сохраняет значение как актив последней инстанции, так как на мировом валютном рынке курс доллара периодически падает. В России целесообразно активизировать операции с золотом, чтобы снять давление спроса на доллар.

^ Профессор Л.А. Орланюк-Малицкая (Финансовая академия) рассмотрела влияние инфляции на страховой бизнес. В целом это влияние негативно. При инфляции свыше 7% в месяц "умирает" страхование жизни, а это источник инвестиционных ресурсов. При инфляции в 10-12% в месяц исчезает платежеспособный спрос и на другие виды страхования.

Зарубежный опыт показывает, что при инфляции в 10-12% в месяц психология меняется, и растет количество страховых случаев, то есть рисков. В России возможны два варианта смягчения последствий инфляции: определение страховой суммы в иностранной валюте и выплата возмещения в рублях по курсу; заключение договора со страхователем, в соответствии с которым он вносит дополнительные платежи, увеличивающие страховую сумму. В условиях сильной инфляции главной задачей страховой компании становится сохранение собственного капитала.

А Профессор Г.В. Полунина (Финансовая академия) не согласилась с точкой зрения Г.С. Пановой, что следует бороться не за стабилизацию экономики, а за экономический рост. Практика зарубежных стран показывает, что из кризиса в экономический рост нельзя стартовать, минуя этап стабилизации, в частности финансовой. По мнению Г.В. Полуниной, монетаристская неоконсервативная модель МВФ по финансовой стабилизации была реализована в России и выразилась в снижении темпов инфляции, относительной стабильности валютного курса, в накоплении достаточных золотовалютных резервов. После того, как финансовая стабилизация в стране достигнута, модель МВФ перестает работать. Далее страна выбирает стратегию вхождения в экономический рост. Не всегда это возможно. Например, Чили дважды после финансовой стабилизации испытывала финансовый кризис и только на третий раз вступила в стадию подъема экономики. Два года для финансовой стабилизации в России - долгий срок, в течение которого, однако, не была выработана стратегия экономического роста.

^ Доцент А.С. Федюнин (Финансовая академия) высказал мнение, что всплеск инфляции осенью 1998 г. связан не с эмиссией денег, а с неустойчивостью денежного обращения, что объясняется несовершенством методов его регулирования. Работа банков с реальным сектором ослаблена, их деятельность была излишне сконцентрирована на фондовых операциях. Острая проблема - использование в расчетах наличных денег вместо безналичных. Необходимо активизировать роль Центрального банка в стабилизации системы платежей.

^ Доцент В.А. Челноков (Финансовая академия) подчеркнул, что Россия безвозвратно вступила в рыночную экономику, и другого механизма регулирования пропорций производства, кроме рынка, нет. Поэтому главный документ по выходу из кризиса - не бюджет, а программа развития народного хозяйства на основе свободного предпринимательства. По мнению В.А. Челнокова, эмиссия денег необходима для реализации товаров и услуг. Если механизм эмиссии основан на кредитовании, то возвратность кредитов обеспечивает антиинфляционный подход. Важная

задача - реализовать основные принципы кредитования, добиться производства ликвидных товаров.

^ Доцент М.П. Березина (Финансовая академия) проанализировала специфику взаимодействия безналичных расчетов и инфляции в России. Система "безденежных" расчетов, укоренившаяся в 90-е годы, позволяет предприятиям рассчитываться "долгами". 60-70% платежей осуществляется с помощью денежных суррогатов. В итоге искажается смысл макроэкономических показателей, используемых при оценке инфляции. Они не отражают действительное положение дел в экономике.

В заключение профессор Л.Н. Красавина отметила плодотворность дискуссии для разработки и реализации антиинфляционной политики в неразрывной связи с подъемом национальной экономики.

Материал подготовлен директором ИППК

Л.Н. Красавиной и доцентом кафедры мировой экономики и МВКО

Е.П. Барановой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.