укрощение инфляции с помощью таргетирования
инфляционное таргетирование1 -
стратегия косвенного регулирования инфляции
__Аннотация
Учитывая экономическое положение страны, государственные органы монетарного регулирования придерживаются определенной стратегии косвенного воздействия на инфляционные процессы. В последние десятилетия выделяется одна из стратегий - инфляционное таргетирование, эффективность которой подтверждена результатами ее использования во многих странах. Но прежде чем ввести инфляционное таргетирование в России, следует проанализировать все особенности этого режима и проблемы, связанные с его введением.
Воробьев Ю.А.
соискатель кафедры теории и практики государственного регулирования экономики Московской академии государственного и муниципального управления, главный технолог ООО«Коломенская полимерная компания» [email protected]
В условиях рыночной экономики денежно-кредитные власти не могут напрямую влиять на инфляционные процессы, поэтому монетарная политика может воздействовать на экономику только косвенным образом. Даже классики монетаризма негативно относились к установлению уровня цен в качестве непосредственной цели монетарной политики. В частности, М. Фридман2 писал: «Ценовые ориентиры приносят вред, и тем больший, чем более честно в них верить» [1].
1 Таргетирование (от англ. target - цель) - регулирование прироста денежной массы, установление целевых ориентиров денежной системы, которых придерживаются в своей политике центральные банки.
2 Милтон Фридман (Milton Friedman 1912-2006) американский экономист, лауреат Нобелевской премии 1976 г. «за достижения в области анализа потребления, истории денежного обращения и разработки монетарной теории, а также за практический показ сложности политики экономической стабилизации» - прим. ред.
Режим инфляционного таргетирования появился как следствие неудовлетворительного опыта проведения монетарной политики посредством таргетирования денежных агрегатов либо таргетирования обменного курса в конце 1980-ых годов. В последующее десятилетие режим сначала получил бурное развитие в развитых странах, а затем распространился и в развивающихся государствах.
Что подразумевает «инфляционное таргетирование»?
Определяя инфляционное таргетирование, экономисты подчеркивают, что оно не сводится к простому установлению количественных параметров инфляции на год вперед. Чтобы режим мог трактоваться как инфляционное таргетирование, он должен обладать определенным набором характеристик:
- задается четкий инфляционный ориентир: количественно заданный уровень инфляции в виде одного значения либо диапазона;
- стабилизация цен заявляется как главная цель монетарной политики;
- отсутствует доминирование фискальной политики;
- отсутствуют иные первичные цели монетарной политики;
- население регулярно информируется о планах, объектах и решениях, принимаемых Центральным банком;
- Центральный банк постоянно отчитывается о своих действиях, направленных на достижение цели таргетирования,
- Центральный банк обладает инструментальной независимостью.
Режим таргетирования инфляции имеет ряд преимуществ относительно других режимов монетарной политики. Так, например, эксперты Международного валютного фонда (см. раздел IV выпуска «Перспективы развития мировой экономики» от сентября 2005 года) выделяют следующие основные преимущества таргетирования инфляции. Во-первых, таргетирование инфляции способствует быстрому и прочному укреплению
ценовые ориентиры приносят вред, и тем больший, чем более честно в них верить
Ключевые слова:
монетарная политика, инфляционное таргетирование, инфляционные процессы, центральный банк, инфляционные ожидания
доверия и ограничению инфляционных ожиданий, поскольку оно ясно показывает, что низкий уровень инфляции является главной целью денежно-кредитной политики. Во-вторых, политика таргетирования оперативно и на долговременной основе может ограничивать инфляционные ожидания. Это обусловлено тем, что целевые показатели инфляции по своей сути лучше поддаются наблюдению и пониманию, чем другие целевые показатели, кроме того, они могут контролироваться посредством монетарной политики. В-третьих, таргетирование подразумевает, что применяющие его центральные банки, следуя целевому показателю инфляции на определенном временном горизонте, стараются удерживать инфляционные ожидания на определенном уровне. Поэтому таргетиро-вание обеспечивает более гибкую политику Центрального банка.
Недостатки таргетирования
Вместе с тем таргетирование инфляции, по нению экспертов МВФ, имеет существенные недостатки.
Во-первых, оно может привести к сдерживаю экономического роста, так как успех здесь в большой степени зависит от того, насколько хорошо Центральный банк сможет завоевать доверие населения. Это может потребовать от него жесткого противостояния инфляции на начальном этапе, что приведет к временному сокращению производства. Во-вторых, таргетирование инфляции ограничивает свободу действий Центрального банка, так как он заранее принимает на себя обязательство следовать определенному количественному показателю инфляции. Кроме того, устанавливается определенный срок, в течение которого инфляцию надлежит вернуть к целевому уровню.
В-третьих, таргетирование не обязательно приводит к повышению доверия населения к политике. Оно может не привести к укреплению доверия в странах, где уровень доверия недостаточен, так как проведение таргетиро-
вания оставляет слишком большую свободу выбора в отношении того, как и когда следует возвращать инфляцию к целевому уровню, кроме того, и сами целевые показатели также могут быть изменены.
В-четвертых, таргетирование инфляции подразумевает, что Центральный банк проводит политику невмешательства в отношении обменного курса, что может сказаться на изменчивости курса и экономическом росте.
Рекомендации, связанные с введением таргетирования
При введении режима таргетирования необходимо принять в расчет рекомендации, выработанные на основе анализа практики реализации этого режима.
1. Снижение темпов роста цен требует не сиюминутного вмешательства, а системного регулярного подхода, базирующегося как на мероприятиях в денежно-кредитной, так и налогово-бюджетной сферах. Важную роль играет способность правительства решать задачу балансировки бюджета и тесно связанную с этим проблему государственного долга.
2. Точность моделирования внутренней инфляции, оценки временных лагов и трансмиссионного механизма для определения наиболее эффективных инструментов монетарной политики имеют особое значение на начальном этапе введения таргетирования инфляции.
3. Опыт Бразилии, испытавшей серьезные негативные внешние шоковые воздействия, показывает, насколько в современных условиях достижение целей по инфляции зависит от влияния данного фактора[2].
4. Операционная независимость Центрального банка, выражающаяся в ненавязывании ему обязанностей по решению фискальных задач и предоставлении свободы выбора инструментов для достижения плановых темпов инфляции[3].
5. Даже в условиях развития кризисных ситуаций прозрачность деятельности Центрального банка, подразумевающая публикацию обоснований предпринимаемых им действий, спо-
Keywords:
monetary policy, inflation targeting, inflationary processes, central bank, inflationary expectations
— мо
мо ро
_ С у
.политики
таргетирования „оперативно
на долговременной _основе может
ограничивать
инфляционные
ожидания
собна повысить доверие к реализуемой монетарной политике и снизить инфляционные ожидания.
Условия применения таргетирования в России
В последние годы идея перехода российской экономики к инфляционному таргетирова-нию стала буквально витать в воздухе. Успехи некоторых стран в стабилизации при переходе к этому режиму привлекли к нему всеобщее внимание. Появились научные статьи, посвященные этому вопросу [4], термин стал мелькать в прессе.
С одной стороны, говорить о переходе российской экономики к этому режиму смешно и нелепо вследствие высокой степени влияния внешнеэкономической конъюнктуры, преимущественно немонетарного характера инфляции, рассредоточения инструментария монетарного регулирования между органами исполнительной власти и др. С другой стороны, не говорить - опасно, так как непони-ние того, что этого нельзя делать и почему, может обернуться большими проблемами для российской экономики.
С учетом сложившейся системы отношений во властных структурах России, оценка перспектив перехода Центрального банка к политике таргетирования инфляции поднимает вопрос о достижении всеми основными органами государственного управления консенсуса, базирующегося на следующих принципах:
- повышение функциональной автономии Банка России. Следует назначить конечной целью деятельности ЦБ РФ ценовую стабильность;
- повышение роли денежно-кредитной политики. Необходимо активное участие Банка России в разработке бюджетно-налоговой политики путем установления в сотрудничестве с Правительством РФ ориентиров по уровню инфляции, а также составления прогнозов динамики валютного курса и денежного предложения;
- наделение ЦБ РФ «правом последнего слова» в диалоге с Правительством РФ по вопросам
денежно-кредитного регулирования. Во избежание конфликта интересов между кабинетом министров и Банком России в нормативно-правовые акты должны быть внесены положения о порядке разрешения спорных вопросов в этой сфере;
- укрепление кадровой автономии Банка России. Назначение главы ЦБ РФ должно производиться советом директоров Банка России из состава своих членов, а возможные причины его снятия с должности следует четко обозначить в законе о Банке России.
Решение организационных и правовых вопросов должно быть подкреплено наличием в арсенале ЦБ РФ эффективных монетарных инструментов.
Литература
1. Фридмен М. Ценовые ориентиры. // Ели бы деньги заговорили... - М.: Дело, 1999. - С. 126.
2. Meirelles H. Inflation Targeting in Brazil. // Meeting of Governors of Latin America and Spain.
- Brasilia: Banco Central do Brasil, 2004. - P. 41.
3. Замулин О., Куликов М., Улюкаев А. Предпосылки и последствия внедрения тарге-тирования инфляции в России. // Экономика. Политика. - 2006. - № 4. - C. 22.
таргетирование инфляции может привести к сдерживанию экономического роста
Vorobiyov Yu.A. _
Applicant, Chair of Theory and Practice of State Regulation _
of Economy, Moscow Academy of State and Municipal Administration, _
Chief Technologist, «Kolomenskaya Polimernaya Kompaniya» _
(Kolomna Polymer Company) OJSC _
Inflation Targeting - a Strategy of Indirect Regulation of Inflation _
_Abstract _
Taking into consideration the economic situation of the country, the state _ monetary regulation authorities follow a strategy of indirect impact _ on inflationary processes. In recent decades inflation targeting, one of _ such strategies, stands out. Its efficiency has been proved by the results of its _ application in many countries. But before inflation targeting is introduced _ in Russia, all the features of this regime and the problems associated with its _ introduction should be analyzed properly. _