ВЛИЯНИЕ ОН-ЛАЙН ПРАЙС-АГРЕГАТОРОВ НА ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы использования онлайн прайс-агрегаторв при совершении покупок потребителями. Авторами исследованы прайс-агрегаторы, представленные в рунете, механизм их функционирования, востребованность со стороны потребителей, а также выделены основные преимущества прайс-агрегаторов цен для ритейлеров. В статье определено влияние онлайн прайс-агрегаторов на конкурентную ценовую политику торговых предприятий в части необходимости постоянного мониторинга цен конкурентов и быстрого реагирования на их изменение.
Ключевые слова
интернет, мобильные покупки, прайс-агрегаторы, ценовая политика
АВТОРЫ
Виктория Андреевна Бондаренко
Доктор экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия.
E-mail: b14v@yandex.ru
Олеся Валерьевна Иванченко
Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия.
E-mail: iovkmr@mail.ru
В настоящее время потенциал Интернета, как популярного средства компьютеро-опосредованной коммуникации, требует теоретического анализа и оценки. Интернет-аудитория в России неуклонно растет и больше половины взрослого населения пользуется Интернетом ежедневно. Так, по материалам Фонда «Общественное мнение» показатель проникновения Интернета среди совершеннолетнего населения России составил 62%, или 72,3 млн. человек. Доля активной аудитории - те, кто посещает Интернет хотя бы раз в сутки - составиляет 51% (59,9 млн. человек). Интернет-технологии оказывают существенное влияние как на поведение производителей товаров, услуг, торговых посредников, так и на поведение потребителей [1,с.605].
При этом покупательское поведение меняется вместе с тем, как развиваются мобильные устройства. Большинство людей сейчас пользуются смартфонами. И многие из них применяют мобильные устройства для того, чтобы делать покупки через Интернет. Распространение мобильных приложений дает возможность покупателю найти необходимый товар быстро и по самой привлекательной цене.
Сервисом GfK были проведены исследования того, насколько важен смартфон при покупке товаров в интернете. В 23 странах мира компания опросила ряд пользователей телефонов. По результатам опроса были получены следующие данные: 40% пользователей, прежде чем совершить покупку, сравнивают цены в глобальной сети или звонят своим родственникам и друзьям, 36% потенциальных покупателей фотографируют понравившийся товар и затем находят его в интернете или реальном магазине. Покупают его там, где ниже цена [2].
Чаще всего занимаются сравнением цен в интернете покупатели мужского пола. 42% мужчин пользуется при этом мобильным телефоном, процент женщин составил чуть меньше
37%. Чаще всего цены анализируют молодые люди возрастом от 20 до 30 лет. Половина опрошенных делает анализ расценок в интернете, выходя из мобильных устройств [2].
С тех пор как в России появился широкополосный доступ в сеть, значительно больше людей стало, перед тем как что-либо купить, пользоваться смартфоном для изучения цен в интернете. Развивающиеся технологии оказывают масштабное воздействие на жизнь и поведение людей. Большинство привычных людям сервисов, даже таких, как образование, медицина, финансовые структуры, приобретают цифровой формат, благодаря чему становятся наиболее доступными, чем раньше [3].
По данным аналитической компании TrendForce доля смартфонов на российском рынке в 2015 году продолжила расти. Как следует из аналитического отчета, в 2015 году продажи смартфонов в России составили 26,15 млн единиц, что на 22% больше, чем годом ранее. [4] В результате проникновение смартфонов в России составило 43,7% (рис. 1). Специалисты полагают, что к 2019 году более 90% россиян обзаведутся смартфонами и смогут пользоваться скоростным интернетом по всей стране [5].
Проникновение смартфонов в базу пользователей телефонов
43.7*
+19% (к-во)
36.6%
2014
2015
Рисунок 1. Проникновение смартфонов в базу пользователей телефонов за 2015 год
Сейчас одной из наиболее популярной интернет-технологии являются он-лайн прайс-агрегаторы. Прайс-агрегатор - это своего рода «собиратель цен»; электронная площадка, которая аккумулирует в себе данные по товарам с различных сайтов, позволяя сравнивать цены, характеристики, наличие и условия покупки. Этот сервис, позволяющий удобно и наглядно сравнивать и выбирать товары и цены на них сразу в нескольких магазинах, своего рода путеводитель по ценам на рынке. Он экономит не только время покупателя, позволяя по выбранному параметру отфильтровывать самое выгодное предложение без погружения в нюансы пользовательских интерфейсов Рунета, но и активизирует рынок в целом, так как конкуренция становится прозрачной не только для покупателей, но и для продавцов. Зачастую маркетологи многих интернет-магазинов получают информацию о трендах и динамике цен на товары именно благодаря прайс-агрегаторам [6].
Не вызывает сомнения тот факт, что для эффективного функционирования предприятия в условиях глобальной нестабильности необходимо использовать различные инструменты маркетинговой деятельности, которые в совокупности позволят обеспечить устойчивые конкурентные преимущества компании, завоевание прочных рыночных позиций [7]. Одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов маркетинговой деятельности является формирование и реализация ценовой политики предприятия [8].
Ценовые агрегаторы позволяют быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и действия конкурентов.
Современные площадки-агрегаторы создают настолько прозрачные механизмы конкуренции для продавцов, что их объективность ни у кого не вызывет сомнения. Эти механизмы основаны на создании понятного алгоритма ранжирования предложений, возможности покупателей участвовать в составлении рейтингов продавцов и товаров, а также серьезные санкции за нарушения правил размещения информации.
Прайс-агрегаторы - ресурсы, осуществляющие сбор и систематизацию данных о товарах, представленных в каталогах интернет-магазинов, зарегистрированных в системе, и ценах, установленных на каждый товар. Фактически, прайс-агрегатор - это каталог товаров и цен.
Удобство такого подхода очевидно: потребитель получает возможность сравнить цены в режиме онлайн и сделать выбор, исходя из наибольшей для себя выгоды. Ну, а для интернет-магазинов добавление в сервисы прайс-агрегаторов открывает возможности повышать продажи за счёт прямой конкуренции, формирования более выгодного рыночного предложения. Более того, для региональных продавцов они становятся основным источником притока клиентов и генератором продаж.
Среди популярных в Рунете прайс-агрегаторов лидирующие позиции занимают (см. табл.1):
• Яндекс. Маркет;
• GoogleMerchant
• Товары@та1'1.ш
• Sravni.com;
• Aport.ru;
• Price.ru;
В процессе размещения своих товаров на вышеупомянутых площадках, магазины вносят плату за клик - переход пользователя на страницу товара на своем сайте. Такая системы оплаты наиболее эффективна и позволяет сделать процесс расчётов максимально понятным и прозрачным
Таблица 1. Наиболее популярные в россии прайс - агрегаторы, [9]
Площадка Посещаемость в месяц
Яндекс.Маркет 20 млн
Товары@та1'1.ш > 10 млн
Google. Merchant нет данных
Nadavi.net более 3 млн
Aport.ru 5,5 млн
Sravni.com 1.5 млн
Price.ru 4 млн
Wikimart.ru 12 млн
Saleplus.ru нет данных
poisk-podbor.ru 3 млн
mobiguru.ru 1.5 млн
Ярким примером такого прайс-агрегатора может послужить портал Aport.ru, у которого есть и мобильная версия сайта и приложение. При помощи агрегатора цен можно найти за считанные минуты интересующий товар в интернете по самой низкой цене. Товар можно рассортировать по категориям, а также задать в поиск конкретный интересующий покупателя товар. Выборку можно сделать и по популярности, и по самым низким ценам и воспользоваться множеством фильтров. Так же есть отзывы о товаре, которые оставляют те
люди, которые приобрели его ранее. По данному принципу работают и другие площадки.
Достаточно часто ценники в магазинах не отображают той информации, которая может интересовать покупателя. Не все покупатели любят общаться с продавцами-консультантами, и достаточно многие не доверяют их советам. Гораздо удобнее почитать в интернете мнения не заинтересованных в продаже того или иного товара людей. Прайс-агрегаторы потребители начинают использовать сейчас и в сфере услуг. Примером этого является сайт , который является агрегатором цен на все стекла и работу по их замене в г.Санкт-Петербурге (рис. 2).
ёкл.рф Автостёкла в Питере
Сравнить цены. Выбрать автосервис. Записаться на замену стекла. Три русских буквы ЁКЛ - это самый короткий путь ко всем автостЁКЛам в Питере: ЁКЛ.РФ
Справочная: +7(981)178-76-72 с 10:00 до 23:00
После того, как вы оформите заказ. ВАМ ПЕРЕЗВОНИТ мастер выбранного автосервиса. ОПЛАТА - в автосервисе. ГАРАНТИЯ на замену стекла - от 2 лет СРОЧНЫЙ заказ "на сегодня" (с 10 до 16 в будни) или выезд НА дом можно оформить на Шаге 3
Шаг 1: Выбрать автомобиль
Вид работы
Марка легкового автомобиля Модель автомобиля Год выпуска Тип кузова Тип стекла Есть датчик дождя? Есть обогрев стекла?
Шаг 2: Выбрать стекло
Шаг 3: Выбрать автосервис
Выберите марку
Сигала выберите марку
Введите год выпуска а/м
Выберите марку модель год выпуска
Лобовое
Неважно
Неважно
Далее к следу ющему шагу -> Самое главное - здесь! Больше не надо ничего искать.
Здесь - прайс на все автостёкла и все виды работ с автомобильными стеклами (замена, ремонт, тонировка) во всех автосервисах Санкт-Петербурга. В т.ч. срочно, круглосуточно и с выездом к клиенту.
Парюпов'
ДТП
(•). Новое'Девяткино
~ • -/ ПРАЙС ВСЕХ -4 Щ АВТОСТЁКОЛ '
ф> Ш , ёкл-р<Ф
ж
Санкт-Петер^рг
к 38 I /т '®\ к»
ЛЕШ) ЛЮБОЙ ч ' / с Ано,АВТОСЕРВИС'^
н» ,и Автосервисы по замене стёкол. ЁКЛ.РФ
Гообунки _
оф
ЗАПИСЬ
НА
ЗАМЕНУ
или РЕМОНТ СТЕКЛА
в
Стрельна
О нас Прайс-онлайн Замена стекла Ремонт стекла Каталог Служба качества Справочник Контакты
Рисунок 2. Прайс - агрегатор цен на услуги по замене автостекл в г.Санкт-Петербург
В связи с изменениями поведения покупателей у торговых предприятий стали появляться новые задачи. Им необходимо считаться с тем, что покупатели прибегают к помощи смартфонов при определении и изучении цен на товары. Именно поэтому торговым организациям требуется вести постоянный мониторинг цен конкурентов и быстро реагировать на их изменение. Большинство ритейлеров подгоняют свою цену под цену конкурентов. Главной задачей становится сделать так, чтобы его товар вышел на первые строчки списка, выдаваемого программой-агрегатором.
Использовать прайс-агрегаторов рентабельно только в том случае, если цены на товары в интернет-магазине не выше средних рыночных. В противном случае количество переходов значительно уменьшится. Поэтому необходимо проводить регулярный мониторинг цен на популярные товары на рынке, учитывать прайсы конкурентов, искать выгодных поставщиков и предлагать продукцию по оптимальной и конкурентоспособной стоимости [10].
Несмотря на высокую эффективность, далеко не все ритейлеры используют прайс-агрегаторы в связи с отсутствием достаточно квалифицированных ^-специалистов, способных грамотно автоматизировать синхронизацию ассортимента, цен и других значимых показателей с базами данных прайс-агрегатора. Также это связано со строгими требованиями по "входу", по сравнению с контекстом [6].
Прайс-агрегаторы (Например, Яндекс.маркет, Товары@Mail.Ru) имеют весьма серьезныю Службу Контроля Качества, которая проверяет не только техническую составляющую (соответствие цен в выгрузке с ценами на сайте, стоимость и условия доставки, наличие товара в магазине), но и соответствие заявленных данных реальному
положению дел (представитель службы качества) совершает тестовый заказ, как при первичном запуске магазина, так и периодически во время дальнейшей работы). В случае частых нарушений правил прайс-агрегатора магазин может быть снят с размещения до исправления ошибок. Для ряда торговых организаций совокупность этих факторов создает непреодолимый барьер для начала продаж через прайс-агрегаторы.
По данным проведенных исследований, можно выделить следующие:
- отличительные особенности прайс-агрегаторов:
- наличие фиксированной цены;
- наличие определенного набора агрегируемых атрибутов (общий для всех или для каждой категории свой набор - книги, одежда, электроника и т.п.);
- служба контроля качества для обеспечения контроля правильности указываемых данных;
- трафик с прайс-агрегаторов высококонверсионный, так как зачастую посетители подобных сервисов уже находятся на финальном этапе цикла покупки - они уже приблизительно или точно выбрали товар, и ищут, не "ЧТО приобрести", а "ГДЕ купить".
Первое и самое основное преимущество - это то, что прайс-агрегаторы пользуются покупатели, которые действительно настроены на приобретение товара, особенно дорогостоящего. То есть, в интернет-магазин переходят те пользователи, которые выбрали товар по самой выгодной цене или по соответствующим параметрам и им остается только заказать. Можно сказать, что результативность в данном случае практически равна 100%, поскольку интернет-магазин получает реальных клиентов, решительно настроенных на покупку.
Другое преимущество заключается в том, что при конкурентоспособных ценах интернет-магазина и низкой стоимости конверсии вложения оказываются вполне оправданными и рентабельными. Кроме этого, прайс-агрегаторы позволяют существенно сэкономить финансовые затраты по привлечению посетителей, то есть сокращаются расходы на рекламу, продвижение и т. д. Особенно выгодно пользоваться услугами прайс-агрегаторов начинающим интернет-магазинам или же малобюджетным [10].
Прайс-агрегаторы подходят тем интернет-магазинам, у которых большой ассортимент товаров, но на сайте не присутствует детальная фильтрация или расширенный поиск. Покупатель может на странице прайс-агрегатора ввести в строку конкретное название товара или определенную модель и сразу попасть на страницу интернет-магазина, где размещена необходимая продукция.
Прайс-агрегаторы работают эффективно, но не со всеми товарами. Только конкретные известные модели, поддающиеся сравнению по устоявшимся характеристикам могут выгружаться с однозначной перспективой рационального выбора покупателем. Наиболее популярные группы товаров, которые показывают максимальную эффективность при использовании прайс-агрегатов относятся к категориям электроники, компьютерам, цифровой аппаратуры, фото- и видеокамерам и т. д. Товары же эмоционального спроса, например, не будут показывать высокие результаты.
Пользователи редко покупают посредством мобильных устройств виды продукции, которые требуют детального изучения модели и сравнения с большим количеством похожих позиций. Поэтому, на сегодняшний день все еще большое количество покупателей отдает предпочтение реальным магазинам, где товар можно потрогать руками.
Таким образом, объединяя в себе функционал выбора и товара, и интернет-магазина, агрегаторы прайс-листов позволяют выбрать заодно и торговую точку, где понравившийся товар обойдётся покупателю дешевле всего. А поскольку фактор цены по-прежнему является одним из определяющих выбора купить товар в офлайновом магазине или в Интернетен, их популярность и востребованность вполне объяснима.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондаренко В.А., Иванченко О.В.Современные тенденции в опросах потребителей с использованием компьютеро-опосредованной коммуникации // Экономика и предпринимательство. 2016. №1-1(66-1). С. 605-608.
2. Голова И. Диктатура цифры. Прайс-агрегаторы заставляют магазины снижать цены // Российская Бизнес-газета - №989 (10) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/03/17/online-shopping.html (дата обращения: 14.06.2016г.)
3. Прогресс мобильных покупок: прайс-агрегаторы диктуют снижение цен [Электронный ресурс] URL: http://sobesednik.ru/print/press-relizy/20150904-progress-mobilnyh-pokupok-prays-agregatory-diktuyut-snizheni (дата обращения: 14.06.2016г.)
4. Рынок смартфонов в России, 2015 год [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php(дата обращения: 14.06.2016г.)
5. По данным компании Билайн [Электронный ресурс] URL: http://www.mforum.ru/arc/20160418_UE_Beeline.pdf (дата обращения: 14.06.2016г.)
6. Прайс-агрегаторы [Электронный ресурс] URL: https://procontext.ru/ priceagregators (дата обращения: 14.06.2016г.)
7. Бондаренко В.А. Изменение модели поведения и осознания клиентских потребностей // European Social Science Journal, 2014, № 3(41). Том.1.
8. Иванченко О.В., Федорцов Ю.Ю. Вопросы совершенствования ценовой политики промышленного предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 31213125. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/86658.htm. (дата обращения: 14.06.2016г.)
9. бзор популярных прайс-агрегаторов [Электронный ресурс] URL: http://octava.biz/blog/price-agregatory (дата обращения: 14.06.2016г.)
10. О прайс-агрегаторах и интернет-магазинах [Электронный ресурс] URL: https://joomshopping.pro/blog/online-shop-price-aggregator.html(дата обращения: 14.06.2016г.)
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности стратегического планирования развития строительных предприятий в условиях инновационных преобразований, стратегические цели, обеспечивающие успешное развитие в будущем строительного предприятия, а также некоторые аспекты проблемно-ориентированного подхода в стратегическом планировании.
Ключевые слова
стратегическое планирование, развитие, инновационные преобразования,
стратегические цели
АВТОРЫ
Наида Мухудадаевна Гасанова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭиУвНГП, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия.
E-mail: naida1107@mail.ru
Назим Лиодинович Баламирзоев
Кандидат экономических наук, декан технологического факультета, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия.
E-mail: customs8484@mail.ru
Стратегическое планирование и управление представляют процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и