Научная статья на тему 'INFLUENCE OF ON-LINE PRICE AGREGATORS ON PRICE POLICY OF MARKET ORGANIZATIONS'

INFLUENCE OF ON-LINE PRICE AGREGATORS ON PRICE POLICY OF MARKET ORGANIZATIONS Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Modern European Researches
Область наук
Ключевые слова
INTERNET / MOBILE SHOPPING / PRICE AGGREGATORS PRICING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Bondarenko Victoria Andreevna, Ivanchenko Olesya Valeryevna

This article discusses the use of online price agregatorv when shopping consumers. The authors investigated the price aggregators represented in runet, the mechanism of their functioning, the demand from consumers, as well as highlights the main advantages of price aggregators prices for retailers. The paper identified the effect of online aggregators price on competitive pricing of commercial enterprises in terms of the need for constant monitoring of competitors' prices and quick response to change them.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «INFLUENCE OF ON-LINE PRICE AGREGATORS ON PRICE POLICY OF MARKET ORGANIZATIONS»

ВЛИЯНИЕ ОН-ЛАЙН ПРАЙС-АГРЕГАТОРОВ НА ЦЕНОВУЮ ПОЛИТИКУ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы использования онлайн прайс-агрегаторв при совершении покупок потребителями. Авторами исследованы прайс-агрегаторы, представленные в рунете, механизм их функционирования, востребованность со стороны потребителей, а также выделены основные преимущества прайс-агрегаторов цен для ритейлеров. В статье определено влияние онлайн прайс-агрегаторов на конкурентную ценовую политику торговых предприятий в части необходимости постоянного мониторинга цен конкурентов и быстрого реагирования на их изменение.

Ключевые слова

интернет, мобильные покупки, прайс-агрегаторы, ценовая политика

АВТОРЫ

Виктория Андреевна Бондаренко

Доктор экономических наук, заведующая кафедрой маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail: b14v@yandex.ru

Олеся Валерьевна Иванченко

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Россия.

E-mail: iovkmr@mail.ru

В настоящее время потенциал Интернета, как популярного средства компьютеро-опосредованной коммуникации, требует теоретического анализа и оценки. Интернет-аудитория в России неуклонно растет и больше половины взрослого населения пользуется Интернетом ежедневно. Так, по материалам Фонда «Общественное мнение» показатель проникновения Интернета среди совершеннолетнего населения России составил 62%, или 72,3 млн. человек. Доля активной аудитории - те, кто посещает Интернет хотя бы раз в сутки - составиляет 51% (59,9 млн. человек). Интернет-технологии оказывают существенное влияние как на поведение производителей товаров, услуг, торговых посредников, так и на поведение потребителей [1,с.605].

При этом покупательское поведение меняется вместе с тем, как развиваются мобильные устройства. Большинство людей сейчас пользуются смартфонами. И многие из них применяют мобильные устройства для того, чтобы делать покупки через Интернет. Распространение мобильных приложений дает возможность покупателю найти необходимый товар быстро и по самой привлекательной цене.

Сервисом GfK были проведены исследования того, насколько важен смартфон при покупке товаров в интернете. В 23 странах мира компания опросила ряд пользователей телефонов. По результатам опроса были получены следующие данные: 40% пользователей, прежде чем совершить покупку, сравнивают цены в глобальной сети или звонят своим родственникам и друзьям, 36% потенциальных покупателей фотографируют понравившийся товар и затем находят его в интернете или реальном магазине. Покупают его там, где ниже цена [2].

Чаще всего занимаются сравнением цен в интернете покупатели мужского пола. 42% мужчин пользуется при этом мобильным телефоном, процент женщин составил чуть меньше

37%. Чаще всего цены анализируют молодые люди возрастом от 20 до 30 лет. Половина опрошенных делает анализ расценок в интернете, выходя из мобильных устройств [2].

С тех пор как в России появился широкополосный доступ в сеть, значительно больше людей стало, перед тем как что-либо купить, пользоваться смартфоном для изучения цен в интернете. Развивающиеся технологии оказывают масштабное воздействие на жизнь и поведение людей. Большинство привычных людям сервисов, даже таких, как образование, медицина, финансовые структуры, приобретают цифровой формат, благодаря чему становятся наиболее доступными, чем раньше [3].

По данным аналитической компании TrendForce доля смартфонов на российском рынке в 2015 году продолжила расти. Как следует из аналитического отчета, в 2015 году продажи смартфонов в России составили 26,15 млн единиц, что на 22% больше, чем годом ранее. [4] В результате проникновение смартфонов в России составило 43,7% (рис. 1). Специалисты полагают, что к 2019 году более 90% россиян обзаведутся смартфонами и смогут пользоваться скоростным интернетом по всей стране [5].

Проникновение смартфонов в базу пользователей телефонов

43.7*

+19% (к-во)

36.6%

2014

2015

Рисунок 1. Проникновение смартфонов в базу пользователей телефонов за 2015 год

Сейчас одной из наиболее популярной интернет-технологии являются он-лайн прайс-агрегаторы. Прайс-агрегатор - это своего рода «собиратель цен»; электронная площадка, которая аккумулирует в себе данные по товарам с различных сайтов, позволяя сравнивать цены, характеристики, наличие и условия покупки. Этот сервис, позволяющий удобно и наглядно сравнивать и выбирать товары и цены на них сразу в нескольких магазинах, своего рода путеводитель по ценам на рынке. Он экономит не только время покупателя, позволяя по выбранному параметру отфильтровывать самое выгодное предложение без погружения в нюансы пользовательских интерфейсов Рунета, но и активизирует рынок в целом, так как конкуренция становится прозрачной не только для покупателей, но и для продавцов. Зачастую маркетологи многих интернет-магазинов получают информацию о трендах и динамике цен на товары именно благодаря прайс-агрегаторам [6].

Не вызывает сомнения тот факт, что для эффективного функционирования предприятия в условиях глобальной нестабильности необходимо использовать различные инструменты маркетинговой деятельности, которые в совокупности позволят обеспечить устойчивые конкурентные преимущества компании, завоевание прочных рыночных позиций [7]. Одним из наиболее сложных и трудно формализуемых элементов маркетинговой деятельности является формирование и реализация ценовой политики предприятия [8].

Ценовые агрегаторы позволяют быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и действия конкурентов.

Современные площадки-агрегаторы создают настолько прозрачные механизмы конкуренции для продавцов, что их объективность ни у кого не вызывет сомнения. Эти механизмы основаны на создании понятного алгоритма ранжирования предложений, возможности покупателей участвовать в составлении рейтингов продавцов и товаров, а также серьезные санкции за нарушения правил размещения информации.

Прайс-агрегаторы - ресурсы, осуществляющие сбор и систематизацию данных о товарах, представленных в каталогах интернет-магазинов, зарегистрированных в системе, и ценах, установленных на каждый товар. Фактически, прайс-агрегатор - это каталог товаров и цен.

Удобство такого подхода очевидно: потребитель получает возможность сравнить цены в режиме онлайн и сделать выбор, исходя из наибольшей для себя выгоды. Ну, а для интернет-магазинов добавление в сервисы прайс-агрегаторов открывает возможности повышать продажи за счёт прямой конкуренции, формирования более выгодного рыночного предложения. Более того, для региональных продавцов они становятся основным источником притока клиентов и генератором продаж.

Среди популярных в Рунете прайс-агрегаторов лидирующие позиции занимают (см. табл.1):

• Яндекс. Маркет;

• GoogleMerchant

• Товары@та1'1.ш

• Sravni.com;

• Aport.ru;

• Price.ru;

В процессе размещения своих товаров на вышеупомянутых площадках, магазины вносят плату за клик - переход пользователя на страницу товара на своем сайте. Такая системы оплаты наиболее эффективна и позволяет сделать процесс расчётов максимально понятным и прозрачным

Таблица 1. Наиболее популярные в россии прайс - агрегаторы, [9]

Площадка Посещаемость в месяц

Яндекс.Маркет 20 млн

Товары@та1'1.ш > 10 млн

Google. Merchant нет данных

Nadavi.net более 3 млн

Aport.ru 5,5 млн

Sravni.com 1.5 млн

Price.ru 4 млн

Wikimart.ru 12 млн

Saleplus.ru нет данных

poisk-podbor.ru 3 млн

mobiguru.ru 1.5 млн

Ярким примером такого прайс-агрегатора может послужить портал Aport.ru, у которого есть и мобильная версия сайта и приложение. При помощи агрегатора цен можно найти за считанные минуты интересующий товар в интернете по самой низкой цене. Товар можно рассортировать по категориям, а также задать в поиск конкретный интересующий покупателя товар. Выборку можно сделать и по популярности, и по самым низким ценам и воспользоваться множеством фильтров. Так же есть отзывы о товаре, которые оставляют те

люди, которые приобрели его ранее. По данному принципу работают и другие площадки.

Достаточно часто ценники в магазинах не отображают той информации, которая может интересовать покупателя. Не все покупатели любят общаться с продавцами-консультантами, и достаточно многие не доверяют их советам. Гораздо удобнее почитать в интернете мнения не заинтересованных в продаже того или иного товара людей. Прайс-агрегаторы потребители начинают использовать сейчас и в сфере услуг. Примером этого является сайт , который является агрегатором цен на все стекла и работу по их замене в г.Санкт-Петербурге (рис. 2).

ёкл.рф Автостёкла в Питере

Сравнить цены. Выбрать автосервис. Записаться на замену стекла. Три русских буквы ЁКЛ - это самый короткий путь ко всем автостЁКЛам в Питере: ЁКЛ.РФ

Справочная: +7(981)178-76-72 с 10:00 до 23:00

После того, как вы оформите заказ. ВАМ ПЕРЕЗВОНИТ мастер выбранного автосервиса. ОПЛАТА - в автосервисе. ГАРАНТИЯ на замену стекла - от 2 лет СРОЧНЫЙ заказ "на сегодня" (с 10 до 16 в будни) или выезд НА дом можно оформить на Шаге 3

Шаг 1: Выбрать автомобиль

Вид работы

Марка легкового автомобиля Модель автомобиля Год выпуска Тип кузова Тип стекла Есть датчик дождя? Есть обогрев стекла?

Шаг 2: Выбрать стекло

Шаг 3: Выбрать автосервис

Выберите марку

Сигала выберите марку

Введите год выпуска а/м

Выберите марку модель год выпуска

Лобовое

Неважно

Неважно

Далее к следу ющему шагу -> Самое главное - здесь! Больше не надо ничего искать.

Здесь - прайс на все автостёкла и все виды работ с автомобильными стеклами (замена, ремонт, тонировка) во всех автосервисах Санкт-Петербурга. В т.ч. срочно, круглосуточно и с выездом к клиенту.

Парюпов'

ДТП

(•). Новое'Девяткино

~ • -/ ПРАЙС ВСЕХ -4 Щ АВТОСТЁКОЛ '

ф> Ш , ёкл-р<Ф

ж

Санкт-Петер^рг

к 38 I /т '®\ к»

ЛЕШ) ЛЮБОЙ ч ' / с Ано,АВТОСЕРВИС'^

н» ,и Автосервисы по замене стёкол. ЁКЛ.РФ

Гообунки _

оф

ЗАПИСЬ

НА

ЗАМЕНУ

или РЕМОНТ СТЕКЛА

в

Стрельна

О нас Прайс-онлайн Замена стекла Ремонт стекла Каталог Служба качества Справочник Контакты

Рисунок 2. Прайс - агрегатор цен на услуги по замене автостекл в г.Санкт-Петербург

В связи с изменениями поведения покупателей у торговых предприятий стали появляться новые задачи. Им необходимо считаться с тем, что покупатели прибегают к помощи смартфонов при определении и изучении цен на товары. Именно поэтому торговым организациям требуется вести постоянный мониторинг цен конкурентов и быстро реагировать на их изменение. Большинство ритейлеров подгоняют свою цену под цену конкурентов. Главной задачей становится сделать так, чтобы его товар вышел на первые строчки списка, выдаваемого программой-агрегатором.

Использовать прайс-агрегаторов рентабельно только в том случае, если цены на товары в интернет-магазине не выше средних рыночных. В противном случае количество переходов значительно уменьшится. Поэтому необходимо проводить регулярный мониторинг цен на популярные товары на рынке, учитывать прайсы конкурентов, искать выгодных поставщиков и предлагать продукцию по оптимальной и конкурентоспособной стоимости [10].

Несмотря на высокую эффективность, далеко не все ритейлеры используют прайс-агрегаторы в связи с отсутствием достаточно квалифицированных ^-специалистов, способных грамотно автоматизировать синхронизацию ассортимента, цен и других значимых показателей с базами данных прайс-агрегатора. Также это связано со строгими требованиями по "входу", по сравнению с контекстом [6].

Прайс-агрегаторы (Например, Яндекс.маркет, Товары@Mail.Ru) имеют весьма серьезныю Службу Контроля Качества, которая проверяет не только техническую составляющую (соответствие цен в выгрузке с ценами на сайте, стоимость и условия доставки, наличие товара в магазине), но и соответствие заявленных данных реальному

положению дел (представитель службы качества) совершает тестовый заказ, как при первичном запуске магазина, так и периодически во время дальнейшей работы). В случае частых нарушений правил прайс-агрегатора магазин может быть снят с размещения до исправления ошибок. Для ряда торговых организаций совокупность этих факторов создает непреодолимый барьер для начала продаж через прайс-агрегаторы.

По данным проведенных исследований, можно выделить следующие:

- отличительные особенности прайс-агрегаторов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие фиксированной цены;

- наличие определенного набора агрегируемых атрибутов (общий для всех или для каждой категории свой набор - книги, одежда, электроника и т.п.);

- служба контроля качества для обеспечения контроля правильности указываемых данных;

- трафик с прайс-агрегаторов высококонверсионный, так как зачастую посетители подобных сервисов уже находятся на финальном этапе цикла покупки - они уже приблизительно или точно выбрали товар, и ищут, не "ЧТО приобрести", а "ГДЕ купить".

Первое и самое основное преимущество - это то, что прайс-агрегаторы пользуются покупатели, которые действительно настроены на приобретение товара, особенно дорогостоящего. То есть, в интернет-магазин переходят те пользователи, которые выбрали товар по самой выгодной цене или по соответствующим параметрам и им остается только заказать. Можно сказать, что результативность в данном случае практически равна 100%, поскольку интернет-магазин получает реальных клиентов, решительно настроенных на покупку.

Другое преимущество заключается в том, что при конкурентоспособных ценах интернет-магазина и низкой стоимости конверсии вложения оказываются вполне оправданными и рентабельными. Кроме этого, прайс-агрегаторы позволяют существенно сэкономить финансовые затраты по привлечению посетителей, то есть сокращаются расходы на рекламу, продвижение и т. д. Особенно выгодно пользоваться услугами прайс-агрегаторов начинающим интернет-магазинам или же малобюджетным [10].

Прайс-агрегаторы подходят тем интернет-магазинам, у которых большой ассортимент товаров, но на сайте не присутствует детальная фильтрация или расширенный поиск. Покупатель может на странице прайс-агрегатора ввести в строку конкретное название товара или определенную модель и сразу попасть на страницу интернет-магазина, где размещена необходимая продукция.

Прайс-агрегаторы работают эффективно, но не со всеми товарами. Только конкретные известные модели, поддающиеся сравнению по устоявшимся характеристикам могут выгружаться с однозначной перспективой рационального выбора покупателем. Наиболее популярные группы товаров, которые показывают максимальную эффективность при использовании прайс-агрегатов относятся к категориям электроники, компьютерам, цифровой аппаратуры, фото- и видеокамерам и т. д. Товары же эмоционального спроса, например, не будут показывать высокие результаты.

Пользователи редко покупают посредством мобильных устройств виды продукции, которые требуют детального изучения модели и сравнения с большим количеством похожих позиций. Поэтому, на сегодняшний день все еще большое количество покупателей отдает предпочтение реальным магазинам, где товар можно потрогать руками.

Таким образом, объединяя в себе функционал выбора и товара, и интернет-магазина, агрегаторы прайс-листов позволяют выбрать заодно и торговую точку, где понравившийся товар обойдётся покупателю дешевле всего. А поскольку фактор цены по-прежнему является одним из определяющих выбора купить товар в офлайновом магазине или в Интернетен, их популярность и востребованность вполне объяснима.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондаренко В.А., Иванченко О.В.Современные тенденции в опросах потребителей с использованием компьютеро-опосредованной коммуникации // Экономика и предпринимательство. 2016. №1-1(66-1). С. 605-608.

2. Голова И. Диктатура цифры. Прайс-агрегаторы заставляют магазины снижать цены // Российская Бизнес-газета - №989 (10) [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2015/03/17/online-shopping.html (дата обращения: 14.06.2016г.)

3. Прогресс мобильных покупок: прайс-агрегаторы диктуют снижение цен [Электронный ресурс] URL: http://sobesednik.ru/print/press-relizy/20150904-progress-mobilnyh-pokupok-prays-agregatory-diktuyut-snizheni (дата обращения: 14.06.2016г.)

4. Рынок смартфонов в России, 2015 год [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php(дата обращения: 14.06.2016г.)

5. По данным компании Билайн [Электронный ресурс] URL: http://www.mforum.ru/arc/20160418_UE_Beeline.pdf (дата обращения: 14.06.2016г.)

6. Прайс-агрегаторы [Электронный ресурс] URL: https://procontext.ru/ priceagregators (дата обращения: 14.06.2016г.)

7. Бондаренко В.А. Изменение модели поведения и осознания клиентских потребностей // European Social Science Journal, 2014, № 3(41). Том.1.

8. Иванченко О.В., Федорцов Ю.Ю. Вопросы совершенствования ценовой политики промышленного предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 31213125. - [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/86658.htm. (дата обращения: 14.06.2016г.)

9. бзор популярных прайс-агрегаторов [Электронный ресурс] URL: http://octava.biz/blog/price-agregatory (дата обращения: 14.06.2016г.)

10. О прайс-агрегаторах и интернет-магазинах [Электронный ресурс] URL: https://joomshopping.pro/blog/online-shop-price-aggregator.html(дата обращения: 14.06.2016г.)

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены особенности стратегического планирования развития строительных предприятий в условиях инновационных преобразований, стратегические цели, обеспечивающие успешное развитие в будущем строительного предприятия, а также некоторые аспекты проблемно-ориентированного подхода в стратегическом планировании.

Ключевые слова

стратегическое планирование, развитие, инновационные преобразования,

стратегические цели

АВТОРЫ

Наида Мухудадаевна Гасанова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры ЭиУвНГП, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия.

E-mail: naida1107@mail.ru

Назим Лиодинович Баламирзоев

Кандидат экономических наук, декан технологического факультета, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия.

E-mail: customs8484@mail.ru

Стратегическое планирование и управление представляют процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.