Научная статья на тему 'Инфекционная служба: заслуги прошлого и взгляд в будущее. К 80-летию кафедры детских инфекций Казанского государственного медицинского университета'

Инфекционная служба: заслуги прошлого и взгляд в будущее. К 80-летию кафедры детских инфекций Казанского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
337
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ВРАЧ-ИНФЕКЦИОНИСТ / КАФЕДРА / INFECTIOUS DISEASES / INFECTIOUS DISEASES SPECIALIST / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анохин Владимир Алексеевич

В статье отражена история создания кафедры детских инфекций Казанского государственного университета, на примере которой автор оценивает перспективы развития специальности «врач-инфекционист» в России. Определяются основные тенденции в изменении структуры инфекционных болезней, принципы работы специалиста в сфере инфекционных заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Анохин Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infectious disease services: achievements and outlook. The 80th anniversary of the department of pediatric infections infectious disease chair of Kazan state medical university

The history of foundation of the Pediatric infectious diseases department of Kazan State University is presented. The author evaluates perspectives of the development of the specialty of infectious diseases in Russia. The main trends of changes in the structure of Infectious diseases and principles of work of Infectious disease specialists are described.

Текст научной работы на тему «Инфекционная служба: заслуги прошлого и взгляд в будущее. К 80-летию кафедры детских инфекций Казанского государственного медицинского университета»

БРЕДОВАЯ СТАТЬЯ

© В.А. Анохин, 2013

УДК 614.2(470.41-25):616.9-082

инфекционная служба: заслуги прошлого и взгляд в будущее. к 80-летию кафедры детских инфекций казанского государственного медицинского университета

Владимир Алексеевич Анохин, докт. мед. наук, проф., зав. кафедрой детских инфекций ГБОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Минздрава России», Казань, Россия, тел. 8-903-306-33-70, e-mail: anokhin56@mail.ru

Реферат. В статье отражена история создания кафедры детских инфекций Казанского государственного университета, на примере которой автор оценивает перспективы развития специальности «врач-инфекционист» в России. Определяются основные тенденции в изменении структуры инфекционных болезней, принципы работы специалиста в сфере инфекционных заболеваний.

Ключевые слова: инфекционные заболевания, врач-инфекционист, кафедра.

infectious disease services: achievements and outlook. the 80th anniversary of the department of pediatric infections infectious disease chair of kazan state medical university

VLADIMIR A. Anokhin

Abstract. The history of foundation of the Pediatric infectious diseases department of Kazan State University is presented. The author evaluates perspectives of the development of the specialty of infectious diseases in Russia. The main trends of changes in the structure of Infectious diseases and principles of work of Infectious disease specialists are described.

Key words: infectious diseases, infectious diseases specialist, department.

Реформы, проводимые в нашем обществе, коснулись всех его социальных институтов, в том числе и здравоохранения, и высшего профессионального образования. Стремление наполнить их иным содержанием проходит с ломкой одних и созданием новых организационных форм, структур и пр. Это естественный ход эволюции. Одни медицинские службы и специальности, считавшиеся традиционно приоритетными, сегодня уступают место другим, активно развивающимся и более технологичным. К числу первых стали относить в последнее время и специальность врача-инфекциониста. Возникшая практически 100 лет тому назад, она, как показала вся последующая история, оправдала ожидания, возложенные на нее в то непростое время. И сегодня, в век практически полного отсутствия «повальных» эпидемий и низкой младенческой смертности, она кажется сравнительно мало востребованной. Так ли это? 80-летие кафедры детских инфекций Казанского медицинского университета позволило нам, используя эту дату в качестве подходящей для этого причины, поразмышлять и высказать на страницах профессиональной печати свою точку зрения по данному вопросу. Но вначале немного истории.

События первой четверти ХХ в. внесли очень серьезные изменения в систему организации помощи больным в России, сформировав в то же время и новые, во многом, кстати, существующие и по сей день принципы подготовки врачей. Первая мировая война, наряду с многомиллионными жертвами ее боевых действий, привела к не меньшим бедствиям и среди мирного

населения. Ранее ни в одной из известных в истории войн события не развертывались на столь больших, поистине гигантских пространствах России. Разруха и миграция громадных масс людей очень скоро привели к появлению целой череды эпидемий инфекционных болезней (от которых умирало людей больше, чем от боевых ранений!). Это неизбежное следствие любого крупного военного конфликта. К сожалению, даже ускоренные выпуски врачей не решали проблем военного времени. Медиков не хватало. Более того, появилась необходимость в профессиональной подготовке (и переподготовке) врача. Поэтому именно в конце первой четверти ХХ в. появились хорошо известные сегодня специализированные стационары, службы, институты усовершенствования врачей, сформировались новые медицинские специальности. Казань — достаточно большой по тем временам губернский и университетский город, активно включилась в процесс происходящих реформ.

Практически одновременно со столичными учебными заведениями в Казанском университете началась подготовка врачей и по специальности «инфекционные болезни» («врач-инфекционист»). Высокая младенческая смертность от инфекционных заболеваний и поистине ужасающая летальность выдвинули эту проблему в число первоочередных. В 1918 г. в Казани была организована Инфекционная больница для детей, которой стал руководить ассистент кафедры детских болезней Казанского университета Андрей Федорович Агафонов. С того же времени он начал систематическое преподавание дисциплины «детские инфекционные

болезни». Поэтому мы с полным основанием связываем историю создания нашей кафедры с именем этого человека. Очень скоро в больнице стали работать подготовленные врачи-инфекционисты, знающие как специфику диагностической и противоэпидемической работы, так и особенности развития инфекционных процессов у детей. Знаменательно, что А.Ф. Агафонов к началу 30-х гг руководил сразу двумя кафедрами: кафедрой детских инфекций в медицинском институте и кафедрой инфекционных болезней в ГИДУВе. Отсутствовавшая до начала 20-х гг. система переподготовки (усовершенствования) врачей не позволяла эффективно использовать их в ходе реформ советского здравоохранения. Не секрет, что до начала ХХ в. процесс усовершенствования был исключительно «личной проблемой» врача, и государство этим фактически не занималось. Однако массовые выпуски существовавших ранее и вновь образованных к тому моменту медицинских институтов потребовали специализации целой армии врачей. Поэтому формирование многих новых специальностей, в том числе и такой, как «врач-инфекционист», происходило с участием теперь уже двух институтов — вуза и ГИДУВа.

Андрей Федорович в те годы был известен в городе как крупный ученый, организатор здравоохранения и талантливый врач. Инфекционная больница росла, достраивалась и перестраивалась, развернулся активный научный поиск, тем более что материала для этого было предостаточно. Большая часть его исследований была посвящена изучению этиологии, клиники и патогенеза, широко распространенных в то время дифтерии, скарлатины, кори; вопросам лечения и профилактики сыпного и брюшного тифа. В этом направлении им было выполнено более 30 научных работ, было подготовлено 3 доктора и 6 кандидатов наук. Именно в то время сформировались главные принципы работы врача-инфекциониста: достаточно широкий профессиональный кругозор, позволяющий оперативно решать непростые задачи по диагностике и неотложной помощи больным, способность организовать противоэпидемическую работу и, что не менее важно, умение врача быстро и грамотно выполнять необходимые лечебно-диагностические манипуляции. Непростая эпидобстановка того времени (а она существенно осложнилась в военное время, с 1941 по 1945 г) требовала от инфекциониста быстрой реакции на возникающую ситуацию, промедление в которой приводило к тяжелым, подчас трагическим последствиям для большого числа людей.

С 1946 по 1954 г. кафедрой заведовал профессор Евгений Николаевич Короваев. Темой его научных исследований стало изучение патогенеза сывороточной болезни. Она в то время представляла достаточно серьезную проблему: осложнения серотерапии были явлением нередким. Антибиотики еще только входили в повседневную практику лечения инфекционных больных, и многие заболевания лечились с помощью достаточно распространенных тогда гетерологичных сывороток.

С 1954 по 1955 г. на время докторантуры Н.П. Кудрявцевой обязанности заведующего кафедрой временно исполняла Вера Ивановна Качурец. С 1955 по 1980 г кафедрой заведовала профессор Н.П. Кудрявцева. По существу, с ее именем связано создание научной школы кафедры. Исследования Н.П. Кудрявцевой и ее учеников по дифтерии (В.И. Качурец, М.С. Залужная, С.Х. Хабибуллина, Г.Г. Надырова, Л.М. Малышева, О.П. Румянцева, ГВ. Краева, А.Р Шагидуллина) были

широко известны среди педиатров страны. Кафедра считалась в РСФСР лидером по изучению этой проблемы. С именем Н.П. Кудрявцевой связана ликвидация дифтерии в ТАССР и республиках Среднего Поволжья в 50—60-х гг К 1962 г в сравнении с довоенным периодом заболеваемость дифтерией в Казани снизилась в 187 раз, а смертность в 75. Другой проблемой, разрабатываемой группой исследователей под руководством Н.П. Кудрявцевой, стало изучение патогенеза и лечение кишечных инфекций у детей. В те годы по разрабатываемым вопросам было выполнено более 650 научных работ, защищено 20 диссертаций, из них 3 докторские. Ее ученики в последующем возглавили различные кафедры института: профессор В.И. Качурец — кафедру эпидемиологии КГМИ, проф. Н.А. Романова — кафедру педиатрии КГМИ.

С начала 70-х гг основой научных интересов сотрудников кафедры стали острые респираторные вирусные инфекции у детей: патогенез, клиника, диагностика и лечение ОРВИ с использованием новых фармакологических средств (А.Д. Царегород-цев, Л.М. Малышева, В.А. Анохин, Л.П. Нестерова, P.P. Гиниатуллина, Г.Р Хасанова, Х.С. Хаертынов,

A.M. Николаев).

Профессор А.Д. Царегородцев заведовал кафедрой с 1980 по 1986 г., став в последующем министром здравоохранения ТАССР, заместителем министра здравоохранения СССР, министром здравоохранения России. В настоящее время он возглавляет Московской научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минздрава России.

Блестящий организатор, грамотный клиницист и педагог А.Д. Царегородцев много внимания уделял совершенствованию клинико-диагностической работы в стационарах города и республики, вписав в их историю немало ярких страниц. Являясь приверженцем классической российской школы инфекционистов, Александр Дмитриевич в значительной мере развил ее лучшие традиции, доведя вопросы диагностики заболеваний и оказания неотложной помощи до высочайшего уровня. С его именем связана организация реанимационного отделения, коллективом которого были спасены тысячи жизней.

В 1986—1987 гг в связи с уходом А.Д. Царегород-цева на работу министром здравоохранения ТАССР обязанности заведующего кафедрой исполняла доцент С.Х. Хабибуллина, а с августа 1987 г. по настоящее время кафедрой заведует профессор В.А. Анохин. Область научных и клинических интересов коллектива расширилась как в сфере проблем бактериальных кишечных инфекций и микроэкологии человека, так и дифтерии и ВИЧ-инфекции. За этот период на кафедре было защищено 18 кандидатских и докторская (И.В. Николаева), диссертаций, опубликовано более 400 научных работ издано около 50 методических пособий для студентов, преподавателей и врачей. В.А. Анохин является соавтором 4 монографий, 6 учебников, ряда современных руководств и справочников. Коллектив кафедры, согласно введенной в вузе рейтинговой системе, традиционно входит в число лучших учебных подразделений медицинского университета. Студенты неоднократно называли сотрудников «Лучшие преподаватели КГМУ».

На кафедре организовано отделение последипломного обучения (доценты С.Х. Хабибуллина, И.В. Николаева и др.), где проходят профессиональную подготовку не только ординаторы и интерны-инфекционисты,

но и практически все выпускники педиатрического факультета, обучающиеся по педиатрическим специальностям. В 1992 г. с участием профессора В.А. Анохина на базе Детской инфекционной больницы организован Городской центр микроэкологии ребенка. В течение более чем 20 лет сотрудниками кафедры проводится большой объем консультативной работы с целью комплексного обследования и лечения одного из самых сложных в диагностическом и терапевтическом отношении контингента больных детей. Благодаря грамотной, слаженной работе сотрудников кафедры, совместно с коллективами инфекционных стационаров и коллегами кафедр инфекционных болезней медицинского университета и академии, были ликвидированы крупные вспышки таких инфекций, как менингококко-вая (1970—1973), клебсиеллез (1983), сальмонеллез (1986) и другие кишечные инфекции (1983, 1985, 1987), геморрагическая лихорадка с почечным синдромом (1988, 1999), дифтерия (1994—1996 гг.), энтерови-русная инфекция (1996), лептоспироз (1999, 2001), холера (2001). Практически все годы существования кафедры ее сотрудники работали главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения РТ и Казанского городского управления здравоохранения (Н.П. Кудрявцева, Н.А. Романова, В.И. Качурец,

A.Д. Царегородцев, Л.М. Малышева, С.Х. Хабибуллина,

B.А. Анохин, Г.В. Гребнева, Х.С. Хаертынов). При их организации и с участием коллектива кафедры были ликвидированы все вспышки и эпидемии инфекционных заболеваний у детей в городе и республике в течение последних 80 лет. И до настоящего времени сотрудники активно привлекаются к консультации самых сложных в диагностическом и лечебном отношении пациентов, находящихся в стационарах города и республики.

Своеобразным вызовом времени стала для многих из нас ВИЧ-инфекция, эпидемия, которая развернулась на территории России и Республики Татарстан более четверти века тому назад. Именно эта инфекция изменила не только общие представления о причинах и принципах развития многих инфекционных заболеваний, но и во многом оказала влияние на сам характер работы врача-инфекциониста. Это заставило такую чисто клиническую науку, как «инфекционные болезни», обратиться к разделам социологии, медицинской этики и фундаментальной медицины (патологической физиологии, генетики, клеточной биологии) в поисках эффективных методов лечения хронической инфекционной патологии. Очевидно, что интеграция усилий специалистов разных областей науки становится сегодня обязательным условием полноценной и перспективной исследовательской работы. Мы также не остались в стороне от этих процессов. Итогом практически десятилетней работы со специалистами в области молекулярной генетики стали разработки в сфере экспериментальной биологии ВИЧ-инфекции (Е.В. Головин, Е.В. Мартынова, А.А. Ризванов): РНК-интерференция как перспективный вариант генотерапии, создание безопасной модели ВИЧ, позволяющей определить поиск потенциально эффективных антиретровирусных препаратов и т.п. Достаточно перспективной стала серия исследований по патогенезу ВИЧ-инфекции, оценке ее разнообразных клинических проявлений и прогноза, оптимизации приверженности больных назначенному лечению, этико-правовым вопросам и профилактике вертикальной трансмиссии вируса (ГР Хасанова, Д.А. Бикмухаметов, О.А. Назарова, Е.Ю. Степанова А.А. Абросимова).

Еще одна примета времени — работа в рамках «доказательной медицины». Ни для кого сегодня не секрет, что использование только проверенных, подтвердивших свою эффективность методов лечения и диагностики инфекционных заболеваний может стать сегодня залогом правильной и безопасной работы. Пока еще этот стиль врачебной деятельности не стал повседневной практикой. Это требует не только новых знаний, но и изменения психологии самого врача. Мы также включились в эту работу. Разработана образовательная программа в этой области, и начаты исследования, основанные на позициях «доказательной медицины», по оценке существующих принципов диагностики и лечения кишечных инфекций у детей (С.В. Халиуллина). Мы уверены, что это направление будет востребовано отечественным медицинским сообществом в самое ближайшее время.

Высокий темп современной жизни, трезвый и взвешенный расчет во всем, постоянный поиск инновационных разработок в разных, в том числе и в обыденных областях медицинской практики, предъявляет высокие требования к существующей ныне в России инфекционной службе, да и к самой профессии врача-инфекциониста. Ушли в историю события массовых эпидемий начала и середины ХХ в., наработан опыт борьбы с острыми, в том числе и с внезапно появляющимися инфекционными заболеваниями. Он, этот опыт, прописанный во многих руководствах и учебниках, стал сегодня частью повседневной практики врачей самых разных специальностей (не только инфекционистов!). Работа же современного врача-инфекциониста стремительно сдвигается в область хронических инфекционных заболеваний. Грамотный, внимательный подход к разработке и выполнению схем специфической и, как правило, длительной терапии, мониторирование эффективности проводимого лечения — вот основа и перспектива работы людей нашей специальности. В этом мы видим настоящее и будущее нашей педагогической работы и исследований на кафедре. И еще один из разделов, который становится все более широкой областью научного и практического интереса — это ассоциированные с возбудителями инфекционных заболеваний патологические процессы. Их значимость стали оценивать в связи с расширением представлений об иммунитете и с появлением технических возможностей обнаружения различных микробов в организме человека. Описание такого рода процессов, попытка найти причинно-следственные связи — также одна из перспективных областей нашей работы.

Таким образом, в наш достаточно быстро меняющийся век врач-инфекционист остается такой же востребованной медицинской специальностью, как это и было в начале ХХ в. На смену тяжелым, «повальным» эпидемиям и вспышкам классических инфекций прошлого столетия пришли новые заболевания. И их не стало меньше, а знать о них мы стали существенно больше. Человек был и всегда останется звеном единой экологической системы в нашей природе, а значит обязан жить в «соседстве» с не всегда дружелюбной окружающей его средой. Понимание этих законов, умение грамотно работать с заболевшим человеком, стремление защитить его и окружающих людей от тяжелой болезни требуют специальных знаний. Этому нужно учиться, с этим нужно постоянно работать. Поэтому положительно отвечая на поставленный в начале этой статьи вопрос, мы смотрим с оптимизмом на будущее нашей специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.