Научная статья на тему 'Инерционность как свойство экономического развития городов традиционно-промышленного региона'

Инерционность как свойство экономического развития городов традиционно-промышленного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1499
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОД / РЕГИОН / ИНЕРЦИОННОС ТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ С ТРУКТ УРА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАДИЦИОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ РЕГИОН / CITY / REGION / LAG EFFECT / ECONOMIC STRUCTURE / ECONOMIC DEVELOPMENT / TRADITIONAL INDUSTRIAL REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дворядкина Елена Борисовна, Голошейкин Евгений Владимирович, Арагилян Ирина Валерьевна

Проведено обобщение подходов к исследованию проблемы инерционности. Выделены и раскрыты характеристики инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона. Выявлены факторы, влияющие на инерционность экономического развития городов данного типа. Обоснован алгоритм анализа степени инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дворядкина Елена Борисовна, Голошейкин Евгений Владимирович, Арагилян Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lag Effect as a Property of Economic Development of Cities in a Traditional Industrial Region

In the article the approaches to the problem of lag effect are generalised. The lag effect's characteristics of cities economic structure in a traditional industrial region are identified and studied. The factors that influence the lag effect of economic development of cities in a traditional industrial region are determined. The authors justify the algorithm for analysing the extent of lag effect of such cities' economic structure.

Текст научной работы на тему «Инерционность как свойство экономического развития городов традиционно-промышленного региона»

^ ГОЛОШЕЙКИН Евгений Владимирович

Кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по оборудованию

ЗАО «Энергопред-ЕК» 620027, РФ, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 31 Тел.: (343) 365-86-32 E-mail: eneigopred@energopred.ru

Yevgeny V. GOLOSHEYKIN

Cand. Sc. (Econ.), Deputy Director (Equipment)

ZAO Energopred-EK 620027, RF, Yekaterinburg, Lunacharskogo St., 31 Phone: (343) 365-86-32 E-mail: energopred@energopred.ru

JEL classification

Инерционность как свойство экономического развития городов традиционно-промышленного региона

^ ДВОРЯДКИНА Елена Борисовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-76 E-mail: elena.dvoryadkina@yandex.ru

Yelena B. DVORYADKINA

Dr. Sc. (Econ.), Prof. of Regional, Municipal Economics and Administration Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 251-96-76 E-mail: elena.dvoryadkina@yandex.ru

Ключевые слова

город регион

инерционность экономическая структура экономическое развитие традиционно-промышленный регион

Аннотация

Проведено обобщение подходов к исследованию проблемы инерционности. Выделены и раскрыты характеристики инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона. Выявлены факторы, влияющие на инерционность экономического развития городов данного типа. Обоснован алгоритм анализа степени инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона.

L60, P25, R10

Исследование процессов экономического развития городов, как в региональном, так и в национальном социально-экономическом пространстве, ориентировано в сторону, как правило, обоснования значимости инвестиций и инноваций. Однако в процессах эволюционного развития городов и городских систем традиционно-промышленных регионов на первый план выходят проблемы сочетания стабильного и изменчивого, традиционного и инновационного. Коль скоро «традиция» не является родовым экономическим понятием и в экономической науке и практике не рассчитываются какие-либо показатели традиционности, мы предполагаем, что для обоснования проявления традиций экономического характера в городах целесообразно использовать такое свойство социально-экономических систем, как инерционность.

Отметим, что понятие «инерционность» широко используется в экономических и социально-экономических исследованиях. Теоретическое осмысление данной проблемы находится в стадии становления, что подтверждается фактом выбора инерционности социально-экономических систем в качестве предмета ряда диссертационных исследований (см., например, [2; 11]).

Достаточно обстоятельно проблема инерционности исследована В.Л. Сидни-ной. Ею обобщены отдельные аспекты данной проблемы, присутствующие в широком круге исследований по другим направлениям [13]. Так, например,

в исследованиях в русле эволюционной теории обращается внимание на инерционные характеристики поведения фирм (складывающиеся правила-рутины определяют лицо предприятия, отличают одно предприятие от другого) [7].

В русле основных направлений институциональной теории довольно часто затрагивается проблема инерции институтов, их внутренней изменчивости и инерционности, подчеркивается разная степень инерционности формальных и неформальных институтов (см., например, труды В.А. Шевченко, А.Е. Шаститко, В.М. Полтеровича). Сюжет об инерционности культуры содержат исследования П. Штомпки и У. Огборна (теория «культурного лага»), а необходимость учета культурно-исторической инерции в преобразованиях подчеркивает А.И. Нестеренко.

В исследованиях, посвященных трансформации экономических систем, достаточно часто присутствуют ссылки на инерционность как важную характеристику. И.Ю. Миронов в диссертационном исследовании логики социально-экономической трансформации российского общества сравнивает инерцию изменений и инерцию исходной системы и отмечает, что «с определенного момента инерция процесса (вектора направленных изменений общественной реальности) уравновесила и превысила инерцию исходной системы» [6. С. 29].

И.Н. Мысляева при анализе вариантности экономических преобразований раскрывает консервативную

Lag Effect as a Property of Economic Development of Cities in a Traditional Industrial Region

роль экономическом инерционности, проявляющуюся в способности системы воспроизводиться даже в условиях частичного разрушения отдельных элементов. Д.Ю. Миропольский обращает внимание на инерционность объективной материальной структуры хозяйства и инерционность социально-психологической структуры общества.

Используя структурно-динамический подход в исследовании экономических систем, Л.А. Дедов и А.Э. Фельдман принимают во внимание инерционность экономической системы и вводят показатель меры инерционности (мера изменения структуры) [3].

В исследовании В.Ю. Морозова содержится попытка оценить инерционность личного фактора производства через сроки адаптации населения к новым социально-экономическим условиям. В работе И.Е. Рудаковой подчеркивается, что сложность формирования рыночных отношений в России объясняется инерционностью системы, и инерционность должна быть включена в макроэкономическую модель в качестве параметра (коэффициента инерционности). Особый интерес представляет предложенный И.Е. Рудаковой сложный показатель инерционности, включающий воздействия многих составляющих [9].

Исследованию инерционности рынка финансового капитала посвящена диссертация Д.А. Саковича [10].

Исследование инерционности проводилось и в рамках философских наук, в работах, посвященных закономерностям движения. Так, например, в 1971 г. была защищена диссертационная работа на тему «Философское значение категории инерции». Автор указывает, что категория инерции понятие не только физическое, она также присутствует в других формах движения материи [16].

Инерционность - универсальная категория, формы ее проявления многообразны. Термин «инерционность» является производным от термина «инерция». Согласно словарю Ушакова,

■о

я

инерция - это «...свойство тел сохранять первоначальное состояние покоя или равномерного движения, если они не подвержены действию какой-нибудь силы» [18].

В энциклопедии «Кругосвет» находим такое определение: «Инерция (инертность) - свойство материальной точки сохранять неизменной скорость своего движения относительно инерциальной системы отсчета при отсутствии воздействий на нее других материальных объектов (или при воздействиях, уравновешивающих друг друга)» [17].

В Социологическом энциклопедическом словаре встречается понятие инерции в двух видах. Инерция в сфере культуры определяется как «тенденция к продолжению существования отдельных черт культуры или культурных комплексов уже после того, как они исчерпали свою функциональность». Это подразумевает и определение «инерции социальной» как синонима «стагнации», «тенденции социальных систем к сохранению и воспроизводству сложившихся форм функционирования в изменяющейся ситуации» [14].

В специальных исследованиях социальной инерции указывается, что «исследование инерционности социальной системы в целом или отдельного социального субъекта возможно через понимание степени индивидуальной и социальной субъектности и измерение соотношения традиционного и инновационного в поведении и системе ценностей человека, проживающего в конкретных исторических условиях и применительно к той социальной системе, в которой он выступает в качестве социального субъекта» [5].

Перед нами стоит задача обосновать инерционность экономической структуры городов, образующих ядро традиционно-промышленного региона. Отталкиваться, на наш взгляд, необходимо от следующих теоретико-методологических посылок:

^ АРАгИЛяН Ирина Валерьевна

Ассистент кафедры региональной, муниципальной экономики и управления

Уральский государственный экономический университет 620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Тел.: (343) 251-96-76 E-mail: ariva8585@mail.ru

Irina V. ARAGILYAN

Jr. Lecturer of Regional, Municipal Economics and Administration Dept.

Ural State University of Economics 620144, RF, Yekaterinburg, 8 Marta/Narodnoy Voli St., 62/45 Phone: (343) 251-96-76 E-mail: ariva8585@mail.ru

Keywords

CITY

REGION

LAG EFFECT

ECONOMIC STRUCTURE

ECONOMIC DEVELOPMENT

TRADITIONAL INDUSTRIAL REGION

Summary

In the article the approaches to the problem of lag effect are generalised. The lag effect's characteristics of cities economic structure in a traditional industrial region are identified and studied. The factors that influence the lag effect of economic development of cities in a traditional industrial region are determined. The authors justify the algorithm for analysing the extent of lag effect of such cities' economic structure.

JEL classification

L60, P25, R10

ы

р

у

к

у

р

с

й о к с е а н о и

ч ег

и р

м о

н ог

о н

к н

э е

и л

ст ш

о ы

н м

н о

о р

и п

ц

р о-

е н

н н

и о и

и ц

к и

и д

ст а

и р р

ет в

кт о

д

а о

р р

а ог

х

е

ы

н

в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

н

с

О

Инерционность - объективная характеристика экономической структуры городов традиционно-промышленного региона

Такой ее характер указывает на функциональность экономики города, на условия целостности города как социально-экономической системы

Инерционность - характеристика движения экономической подсистемы города и, следовательно, его экономической структуры

Идентификация инерционных процессов в экономической структуре

города происходит тогда, когда мы исследуем воспроизводство традиционного и способность экономической системы противостоять инновационному, устойчиво развиваться

Инерционность - характеристика, механизм взаимодействия субъектов городской экономики с региональной средой в определенной социально-экономической системе

На экономику города влияет комплекс противоречивых и разнонаправленных факторов и условий, ввиду чего особое значение приобретает исследование условий самоорганизации экономики города, взаимодействие различных по силе инерции экономических элементов, условий и характера воспроизводства традиционного

Рис. 1. Основные характеристики инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона

1) инерционность является универсальной характеристикой, она свойственна и экономике;

2) инерционность - характеристика целостности, ведь для того, чтобы городская социально-экономическая система имела способность к сохранению и воспроизводству, кроме прямолинейного выполнения функций, необходимы способность и возможность носителей заданных функций их выполнять, прочные и определенные экономические и социальные связи. С этих позиций инерционность предстает не как продолжение ненужного функционирования или сохранение отжившей структуры, а как показатель устойчивости экономической системы, способность к продолжению функционирования, воспроизводства и развития;

3) понятия «инерция» и «стагнация» обладают разной смысловой нагрузкой при характеристике экономических процессов, протекающих в пространстве города и региона. Инерция несет в себе потенцию развития, предполагает устойчивость экономической системы, ее структуры, ее воспроизводство субъектами городской экономики. Элементы инноваций, предполагаемые к внедрению и распространению в экономике города, должны иметь исходную основу отношений, функциони-

рования, мотиваций, т.е. инерцию целесообразно рассматривать как условие движения;

4) степень инерционности отдельных компонентов экономики города и инерционных характеристик способов их взаимодействия определяется в каждом конкретном случае.

Схематично наши выводы представлены на рис. 1.

Инерционность - это «свойство экономической системы и ее элементов сохранять основные характеристики движения и состояния, пока внешняя по отношению к ней сила не прервет их» [12. С. 144]. Поскольку понятие экономической инерционности охватывает и всю экономическую систему, и составляющие ее элементы, то формы ее проявления многообразны. Мы согласны с выводами других исследователей о том, что проявление экономической инерционности исключительно многоаспектно, полиформно [13. С. 154].

Для нашего исследования значение имеет то, что возможны различные уровни инерционности. Так, например, В.Л. Сиднина отмечает, что по критерию общности различаются формы проявления инерционности на уровне предприятия (микроуровень); отдельных регионов, больших или меньших территориальных общ-

ностей (локальный уровень); национальной экономики в целом (макроуровень); мирохозяйственной системы (глобальный уровень) [3. С. 154]. К.В. Павлов обращает внимание на то, что социально-экономическая инерционность имеет многоуровневый характер. «Действительно, инерционность присуща и предприятиям, и отраслям, и регионам, и народному хозяйству, и мировой экономике в целом, причем на различных уровнях иерархической системы управления и организации воспроизводственными процессами инерционности присуща своя специфика» [8. С. 77].

А.И. Кибиткин и С.В. Петрова различают инерционность состояния и динамики системы. «Под инерционностью состояния следует понимать сохранение структуры системы. Под инерционностью динамики - сохранение направления движения. Таким образом, инерционность динамики есть степень изменения скорости потоков, т.е. ускорение потоков, при котором система все еще сохраняет направление своего движения» [4].

Отсюда следует вывод, что среди форм экономической инерционности можно выделить инерционность городской экономики в целом и инерционность экономической структуры городов традиционно-промышленного региона в частности.

Говоря о том, что экономическая структура городов традиционно-промышленного региона инерционна, мы подразумеваем, что на протяжении длительного периода времени сохраняются формирующие ее экономические элементы и отношения между ними. Города традиционно-промышленного региона (например, Свердловской и Челябинской областей), выросшие на основе заводов, где промышленность явилась градообразующим фактором, а период их образования относится преимущественно к XVIII веку, до сих пор сохраняют свою специализацию, и промышленность в структуре экономики таких городов до сих пор имеет самые высокие показатели удельного веса как по объему выпуска, так и по численности занятых. Инерционность экономической структуры городов традиционно-промышленного региона обусловлена тем, что городской экономике в данном случае присуща инерция как свойство развиваться независимо от прямых внешних воздействий среды, сохраняя свою целостность за счет

Факторы, влияющие на инерционность экономической структуры

Масштабы экономики города

Исторические особенности развития

Этап развития экономики города

Инвестиции в отрасли специализации города

Состояние переходности или стабильности развития экономики города

Степень диверсификации экономики города

Функционирование градообразующего предприятия

Восприимчивость к инновациям

Рис. 2. Факторы, влияющие на инерционность экономической структуры городов традиционно-промышленного региона

воспроизводства функций, структуры, потенциала и форм взаимодействия субъектов городской экономики. Инерция рассматривается нами как качественная характеристика экономики городов традиционно-промышленного региона, за счет которой формируется традиционно-промышленный тип. Инерционность можно представить как показатель силы инерции экономической системы и субъектов экономики города.

Следует отметить, что проблема инерционности экономики городов традиционно-промышленного региона существует в контексте общих проблем устойчивости и изменчивости.

Экономика городов традиционно-промышленного региона проходит в своем эволюционном развитии более и менее стабильные состояния. Для нее характерно некое постоянство направлений существования составляющих, некие константы соотношений. С этой точки зрения экономика города может иметь в своем функционировании и развитии этапы (периоды) условно стабильные, что связано с преобладанием инерционных характеристик. Для менее стабильного динамического состояния характерны более существенные изменения во времени. Возникают как инерционные трудности преобразования одного состояния в другое, так и инерция самого процесса изменений.

Учитывая, что инерционность может быть свойственна системе в целом, но при этом не свойственна ее элементам [12. С. 117], сформулируем следующий тезис по отношению к экономике города. Городская экономика - это

часть национальной экономики. Однако, учитывая наличие различных типов городов, дифференцируются и типы городских экономик, несмотря на наличие каких-то общих черт. По отношению к национальной экономике экономики городов менее громоздки, более подвижны. Однако, поскольку инерционность может характеризовать отдельный элемент системы, отметим, что экономикам городов традиционно-промышленного региона свойственна инерционность. Важнейшей, на наш взгляд, характеристикой такой инерционности выступает инерционность экономической структуры.

Прерывание или сохранение инерционных характеристик экономики городов традиционно-промышленного региона во многом зависит от окружающей и внешней среды.Внешней средой по отношению к экономике городов традиционно-промышленного региона выступает региональная экономика, национальная экономика, мировая экономика. Определяющее влияние, конечно же, наблюдается на национальном и региональном уровнях. На протяжении подавляющего периода времени в развитии и сохранении вектора развития промышленных городов решающую роль играло государство, производя капитальные вложения в экономику этих городов и формируя государственный заказ для промышленных градообразующих предприятий. Отношения среды и экономики города укладываются в один из трех типов: взаимодействия, одностороннего действия или взаимонедействия [15. С. 19]. Сохранению инерционности

способствуют стабильные характеристики взаимодействия системы, в данном случае экономики города, и среды.

Инерционность экономической структуры городов традиционно-промышленного региона определяется рядом факторов (рис. 2).

Фактор масштабности экономики города. Как масштабный объект, городская экономика, естественно, менее инерционна, чем региональная и национальная экономики. Однако здесь имеется такая особенность, что инерционность экономики городов традиционно-промышленного региона будет напрямую определяться инерционностью ведущей отрасли промышленности, инерционностью градообразующего промышленного предприятия. Масштабность также выражается здесь как масштабность экономических характеристик: сложность народнохозяйственного комплекса, состояние инфраструктуры, состояние трудовых ресурсов.

Фактор исторических особенностей развития влияет в том смысле, что от него зависит восприимчивость или невосприимчивость к инновациям, склонность к замене старого новым либо приспособлению старого к новому, и наоборот. Кроме того, здесь сильно воздействие исторически сложившегося типа рабочего.

Исходя из утверждения, что эволюционный подход к исследованию процессов городского развития позволяет выявить этапы развития экономики города, возможным становится определить ее принадлежность к доиндустри-альной, индустриальной или постиндустриальной стадии. Более однородные и более продвинутые экономики менее инерционны по отношению к инновациям. Степень инерционности зависит от степени так называемого «микширования» инноваций в определенной сфере, от критической массы иннови-рования. Следует отметить, что города с диверсифицированной экономикой менее инерционны, чем монопрофильные города.

Состояние переходности или стабильности развития экономики города также является фактором инерционности. Переходные состояния демонстрируют большую склонность к прерыванию инерционности, изменению направлений движения, большую опасность раскачивания, возникновения тупиковых направлений развития. Стабильные состояния по определению

■о

я

более инерционны. Для нас в данном аспекте важным является то, что даже о в условиях индустриализации как пе-> риода форсированного развития про-¡^ мышленности бывшие города-заводы 2 сохранили свою хозяйственную специ-х ализацию и экономическую структуру. 2 Инвестиции в отрасли специализа-

| ции экономики города являются весьма значимым фактором. Строительство заводов на Урале начиналось благодаря государственным (казенным) и частным капиталам, вкладываемым в металлургию. В условиях социалистической экономики производились капитальные вложения из государственных средств, формировался государственный заказ, вследствие чего градообразующие предприятия стабильно функционировали и наращивали темпы роста объемов производства. В условиях формирования рыночной экономики произошло резкое снижение объемов государственных инвестиций, промышленные предприятия встали перед проблемой самостоятельного поиска инвесторов. Однако даже в условиях негативной инвестиционной динамики экономическая структура городов традиционно-промышленного региона сохраняется.

В социологии выделены контексты использования дефиниции «инерция» [5], нам представляется целесообразным интерпретировать их применительно к экономике города.

Структурный контекст объединяет представления об инерционности отдельных элементов экономики города как системы: экономических процессов, субъектов, видов экономической деятельности. Инерционность может рассматриваться как характеристика протекания экономических процессов в городе. Ведь в их содержании имеются и элементы прошлого, и элементы настоящего. Предполагая инерционность экономических процессов, подразумевают не их противоположность прогрессу, а существование в каждом некоей устойчивой основы, позволяющей экономическим процессам протекать вообще.

Инерционность может рассматриваться также как свойство, условие существования экономических институтов. Это означает, что экономические институты имеют внутренние детерминанты своего развития, способны обеспечивать воспроизводство составляющих их традиционных элементов, противостоять внешней экономиче-

ской среде, обеспечивая целостность. Оговоримся, что разные экономические институты обладают разной силой инерционности, т.е. соотношение традиционного и инновационного в их функционировании различно.

Структурный контекст экономической инерционности позволяет сформулировать положение о том, что инерционность может быть свойственна не только экономическим элементам, но и собственно экономической структуре. В данном случае мы говорим о том, что, например, в абсолютном выражении элементы экономики города могут иметь какую-либо динамику показателей (как прогрессивную, так и наоборот), демонстрировать высокие темпы роста или снижения, а относительные показатели структуры при этом будут стабильными или будут изменяться весьма незначительно, т.е. структурные сдвиги не приведут к какой-либо значительной трансформации структуры экономики города.

Во временном контексте инерционность рассматривается как временная, стадиальная, фазовая характеристика развития экономики города. Естественно, экономика города - это динамическая система, она существует в постоянном движении. Причем, учитывая цикличность развития экономики в целом, можно говорить о том, что экономика города проходит в своем движении последовательные, сменяющие друг друга фазы (циклы, этапы). В современном обществе момент инерционности присутствует на любой стадии развития системы. На какой бы стадии развития ни находилось общество или отдельные его подсистемы, всякий раз наблюдается определенное соотношение инерционного и субъектного. Следовательно, характеризуя экономику города, анализу необходимо подвергать в том числе и процессы нарастания или ослабления силы инерции. В силу того что различные элементы экономики города имеют различную силу инерционности, об инерционности системы в целом можно судить, лишь оценив равнодействующую сил всех составляющих.

Поскольку инерция воспринимается как характеристика экономической системы в аспекте ее существования, функционирования и изменения, то выделяется системный контекст инерционности. По мнению отечественных философов и социологов, инерция является источником и основой развития

системы [1. С. 139], так как обеспечивает существенные связи, а они отвечают за устойчивость общества. Инерционность в данном случае соотносится с устойчивостью экономики города как системы. Мера инерции определяет связь и соотношение устойчивого и неустойчивого в состоянии городской экономики. С системных позиций это означает, что, чем больше сила инерции системы, тем она устойчивее, но одновременно тем более она стремится к неустойчивому состоянию.

На наш взгляд, чрезвычайно важен проблемный контекст понимания инерционности, ставящий перед нами вопрос: является ли инерционность экономической структуры городов традиционно-промышленного региона проблемой их развития? В силу того что инерционность - это сущностная характеристика экономической системы в целом и ее элементов в частности, сама по себе она проблемой выступать не может. Экономическая проблема инерционности возникает с том случае, когда невозможно разрешить противоречие между традиционным и инновационным, инерционным и субъектным. С другой стороны, в качестве проблемы может восприниматься усиление или ослабление силы инерции в экономической системе города. Эволюционный опыт развития типичных уральских (горнозаводских) городов показывает, что инерционность их экономической структуры не идентифицировалась в качестве проблемы ни на одном из этапов их развития, не рассматривалась в качестве фактора, тормозящего их экономический рост.

Инерционность целесообразно рассматривать как механизм связи прошлого с настоящим, формирование будущего посредством устойчивого соотношения традиционного и инновационного.

На наш взгляд, инерционность как характеристика экономической системы в приложении к процессам развития городов традиционно-промышленного региона должна использоваться при исследовании:

• динамики развития города;

• тенденций развития экономики города;

• характера детерминации отдельных экономических процессов в городе;

• процессов формирования экономической структуры города, ее динамики;

Рис. 3. Алгоритм анализа степени инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона

• способов взаимодействия экономических субъектов между собой и с внешней средой.

Инерционность как характеристика экономической структуры городов традиционно-промышленного региона, на наш взгляд, достаточно очевидна. Смысл ее состоит в том, что в стабильно функционирующей экономике города промышленного типа с устоявшимися технологическими, производственными процессами и связями между элементами не может быть резких «всплесков» в отношении ключевых экономических характеристик. В данном контексте целесообразно опираться на метод пропорциональных зависимостей показателей, который основывается на тезисе о том, что можно идентифицировать некий показатель, являющийся наиболее важным с позиции характеристики функционирования экономики города. По нашему мнению, учитывая, что город - это сложная социально-экономическая система, в которой самым причудливым

образом могут переплетаться связи и отношения, в качестве базового показателя следует использовать численность занятых в экономике города, а также структуру занятых по видам экономической деятельности. Алгоритм анализа инерционности приведен на рис. 3.

Резюмируя изложенное, можно сделать вывод, что инерционность является важной характеристикой развития экономической системы в целом и экономики городов в частности. Анализ инерционности экономической структуры городов традиционно-промышленного региона, который мы представили в постановочной форме, должен проводиться наряду с анализом процессов социально-экономического развития города. Именно идентификация инерционности экономической структуры городов позволяет нам установить, что города традиционного уральского регионального типа формируют традиционно-промышленный тип региона.

Источники

References

1. Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.

2. Воеводина Н.В. Инерционность экономических систем: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Владивосток, 2000.

3. Дедов Л.А., Фельдман А.Э. Структурно-динамический подход к исследованию хозяйственных систем. Ижевск, 1993.

4. Кибиткин А.И., Петрова С.В. Особенности инерционности как свойства социо-эколого-экономической системы предприятия промышленного рыболовства // Труды Карельского научного центра РАН. 2012. № 6. С. 152-156.

5. Матвеева Н.А. Социальная инерция: к определению понятия. URL: http://2001.isras.ru/ SocIs/SocIsArticles/2004_04/matveeva.doc

6. Миронов И.Ю. Исследование логики социально-экономической трансформации российского общества: дис. ... канд. экон. наук. М., 1999.

7. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М., 2000.

8. Павлов К.В. Инерционность социально-экономических систем // Общество и экономика. 2001. №10.

9. Рудакова И.Е. О применении языка экономической теории и базовой экономической модели для анализа российской экономики // Вопросы экономики. 2001. №12.

10. Сакович Д.А. Инерционность рынка финансового капитала в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Кострома, 2010.

11. Сиднина В.Л. Инерционность как свойство экономической системы: дис. ... д-ра экон. наук. Волгоград, 2002.

12. Сиднина ВЛ. Инерционность экономической системы // Общество и экономика. 2002. №2.

13. Сиднина В.Л. Формы проявления инерционности в социально-экономической системе // Вестник ОГУ. 2002. №2. С. 150-154.

14. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г.В. Осипов. М., 1998.

15. Урманцев Ю. Тектология и общая теория систем // Вопросы философии. 1995. №8.

16. Шевелева В.А. Философское значение категории инерции: дис ... канд. филос. наук. Иркутск, 1971.

17. Энциклопедия «Кругосвет». URL: www.krugosvet.ru/articles

18. http://ushdict.narod.ru/286/w85880.htm

1. Barulin V.S. Dialektika sfer obshchestvennoyzhizni. [Dialectics of public life spheres]. Moscow, 1982, p. 139.

2. Voevodina N.V. Inertsionnost' ekonomicheskikh sistem. Diss. kand. ekon. nauk. [The lag effect of economic systems. Cand. econ. sci. diss]. Vladivostok, 2000.

3. Dedov L.A., Feldman A.E. Strukturno-dinamicheskiy podkhod k issle-dovaniyu khozyaystvennykh sistem. [Structural and dynamic approach to studying economic systems]. Izhevsk, 1993.

4. Kibitkin A.I., Petrova S.V. [Features of lag effect as a property of so-cio-ecological-economic system of an industrial fishing enterprise]. Trudy Karel'skogo nauchnogo tsentra RAN. [Proc. Karelian Research Centre of RAS]. 2012, no. 6, pp. 152-156.

5. Matveeva N.A. Sotsialnaya inertsiya: k opredeleniyu ponyatiya. [Social lag effect: on the term's definition]. Available at: http://2001.isras.ru/ SocIs/ SocIsArticles/2004_04/matveeva.doc.

6. Mironov I.Yu. Issledovanie logiki sotsial'no-ekonomicheskoy trans-for-matsii rossiyskogo obshchestva. Diss. kand. ekon. nauk. [Studying the logic of socio-economic transformation of the Russian society. Cand. econ. sci. diss]. Moscow, 1999, p. 29.

7. Nelson R., Winter S. An Evolutionary Theory of Economic Change. [Russ. ed.: Evolyutsionnaya teoriya ekonomicheskikh izmeneniy. Moscow, 2000].

8. Pavlov K.V. Inertsionnost' sotsial'no-ekonomicheskikh sistem. [Lag effect of socio-economic systems]. Obshchestvo i ekonomika - Society and Economics, 2001, no. 10, p. 77.

9. Rudakova I.Ye. O primenenii yazyka ekonomicheskoy teorii i bazovoy ekonomicheskoy modeli dlya analiza rossiyskoy ekonomiki. [On applying the language of economic theory and basic economic model when analysiing the Russian economy]. Voprosy ekonomiki - The Issues of Economics, 2001, no. 12, pp. 32-45.

10. Sakovich D.A. Inertsionnost' rynka finansovogo kapitala v usloviyakh globalizatsii. Diss. kand. ekon. nauk. [The lag effect of the financial capital market in the context of globalization. Cand. econ. sci. diss.]. Kostroma, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Sidnina V.L. Inertsionnost kak svoystvo ekonomicheskoy sistemy. Diss. dokt. ekon. nauk. [Lag effect as a property of the economic system. Dr. econ. sci. diss.]. Volgograd, 2002.

12. Sidnina V.L. Inertsionnost' ekonomicheskoy sistemy. [Lag effect on economic system]. Obshchestvo i ekonomika - Society and Economics, 2002, no. 2, p. 144.

13. Sidnina V.L. Formy proyavleniya inertsionnosti v sotsial'no-ekonom-icheskoy sisteme. [Forms of lag effect on the socio-economic system]. Vestnik OGU - Vestnik of Orenburg State University, 2002, no. 2, pp. 150-154.

14. Osipov G.V. (ed.). Sotsiologicheskiy entsiklopedicheskiy slovar'. [Encyclopedic Dictionary of Sociology]. Moscow, 1998, pp. 103-104.

15. Urmantsev Yu. Tektologiya i obshchaya teoriya sistem. [Tectology and general systems theory]. Voprosy filosofii -The Issues of Philosophy, 1995, no. 8, p. 19.

16. Sheveleva V.A. Filosofskoe znachenie kategorii inertsii. Diss. kand. filos. nauk. [The philosophical meaning of the lag effect concept. Cand. philos. sci. diss.]. Irkutsk, 1971.

17. Krugosvet Encyclopedia. Available at: www.krugosvet.ru/articles.

18. http://ushdict.narod.ru/286/w85880.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.