Научная статья на тему 'ИНДУСТРИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ '

ИНДУСТРИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
102
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Большие данные / Вig data / данные / индустрия Больших данных / биржи данных / платформы для торговли данным / китайское законодательство / Big data / data / big data industry / data exchanges / data trading platforms / chinese law

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Коптева Наталья Павловна

В эпоху построения цифровой экономики получили развитие новые, называемые прорывными информационные технологии, основанные на сборе, накоплении, использовании больших объемов данных. Большие данные (Вig data - англ.) феномен этой высокотехнологичной эпохи, ставший мостом, соединяющим многочисленные процессы в цифровой экономике, продуктом, способным производить новое знание и выступать объектом отношений. В последние годы на фоне достижений в области информационных технологий Большие данные привлекают внимание как одна из основных технологий, поддерживающих такие инновации. Большие данные называют новой движущей силой, способствующей экономической трансформации и развитию стран, новым способом достижения национальных конкурентных преимуществ в глобальной экономике. В настоящей статье анализируются основные направления государственной политики, нормативно-правовые акты и практический опыт Китайской Народной Республики (Китая), позволившие стране встать на путь взрывного развития индустрии Больших данных. В ходе исследования, применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе применены методы исторического, формально-логического, системного анализа, а также частноправовые методы (сравнительно-правовой, правовое прогнозирование, формально-юридический) и иные методы исследования. В результате исследования стратегических документов страны и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, практического опыта Китая, выявлено, что в стране созданы правовые условия для развития индустрии Больших данных. Начиная с 2015 года, запущен процесс создания национальных и местных рынков (бирж, платформ) для торговли данными, их деятельность поставлена под контроль государства. Благодаря своевременной и адекватной государственной политике в области развития технологии Больших данных, признания данных национальным достоянием, новой индустрией, стране удалось создать условия для безопасного применения технологии по обработке сгенерированных на территории страны данных, сделать прорыв в области построения инфраструктуры для применения технологии Больших данных, поставить под контроль их гражданский оборот. Китаю удалось создать регулируемый рынок оборота данных, придав импульс для перехода к цифровой экономике. Опираясь на опыт рыночно-ориентированного развития, по всей стране к 2022 году создано более 40 организаций по торговле данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Коптева Наталья Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Big Data Industry: Chinese Government Policy in the Field of Big Data Regulation

In the era of building a digital economy, new, called breakthrough information technologies, based on the collection, accumulation, and use of large volumes of data, have developed. Big data (Big data) is a phenomenon of this high-tech era, which has become a bridge connecting numerous processes in the digital economy, a product capable of producing new knowledge and acting as an object of relationships. In recent years, with advances in information technology, Big Data has attracted attention as one of the key technologies supporting such innovation. Big data has been called a new driving force for economic transformation and development of countries, a new way to achieve national competitive advantages in the global economy. This article analyzes the main directions of government policy, regulations and practical experience of the People's Republic of China (China), which allowed the country to embark on the path of explosive development of the Big Data industry. During the study, general scientific and special scientific methods of cognition were used, including methods of historical, formal-logical, system analysis, as well as private law methods (comparative law, legal forecasting, formal legal) and other research methods. As a result of the study of the country’s strategic documents and the regulations adopted in accordance with them, and the practical experience of China, it was revealed that the country has created legal conditions for the development of the Big Data industry. Since 2015, the process of creating national and local markets (exchanges, platforms) for data trading has been launched, their activities placed under state control. Thanks to timely and adequate government policy in the field of development of Big Data technology, recognition of data as a national treasure, a new industry, the country managed to create conditions for the safe use of technology for processing data generated in the country, made a breakthrough in the field of building infrastructure for the use of Big Data technology, delivered under control of their civil circulation. China has succeeded in creating a regulated data market, giving impetus to the transition to a digital economy. Based on the experience of market-oriented development, more than 40 data trading organizations have been established throughout the country by 2022.

Текст научной работы на тему «ИНДУСТРИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _226 УДК 349

ИНДУСТРИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОРБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БОЛЬШИХ ДАННЫХ Big Data Industry: Chinese Government Policy in the Field of Big Data Regulation

КОПТЕВА Наталья Павловна,

аспирант,

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. 117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34. E-mail: 2920067@mail.ru;

Kopteva Natalia Pavlovna,

post-graduate student

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation. 34 Bolshaya Cheremushkinskaya str., Moscow, 117218, Russia. E-mail: 2920067@mail.ru

Краткая аннотация: В эпоху построения цифровой экономики получили развитие новые, называемые прорывными информационные технологии, основанные на сборе, накоплении, использовании больших объемов данных. Большие данные (Big data- англ.) - феномен этой высокотехнологичной эпохи, ставший мостом, соединяющим многочисленные процессы в цифровой экономике, продуктом, способным производить новое знание и выступать объектом отношений. В последние годы на фоне достижений в области информационных технологий Большие данные привлекают внимание как одна из основных технологий, поддерживающих такие инновации. Большие данные называют новой движущей силой, способствующей экономической трансформации и развитию стран, новым способом достижения национальных конкурентных преимуществ в глобальной экономике. В настоящей статье анализируются основные направления государственной политики, нормативно-правовые акты и практический опыт Китайской Народной Республики (Китая), позволившие стране встать на путь взрывного развития индустрии Больших данных. В ходе исследования, применялись общенаучные и частнонаучные методы познания, в том числе применены методы исторического, формально-логического, системного анализа, а также частноправовые методы (сравнительно-правовой, правовое прогнозирование, формально-юридический) и иные методы исследования. В результате исследования стратегических документов страны и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, практического опыта Китая, выявлено, что в стране созданы правовые условия для развития индустрии Больших данных. Начиная с 2015 года, запущен процесс создания национальных и местных рынков (бирж, платформ) для торговли данными, их деятельность поставлена под контроль государства. Благодаря своевременной и адекватной государственной политике в области развития технологии Больших данных, признания данных национальным достоянием, новой индустрией, стране удалось создать условия для безопасного применения технологии по обработке сгенерированных на территории страны данных, сделать прорыв в области построения инфраструктуры для применения технологии Больших данных, поставить под контроль их гражданский оборот. Китаю удалось создать регулируемый рынок оборота данных, придав импульс для перехода к цифровой экономике. Опираясь на опыт рыночно-ориентированного развития, по всей стране к 2022 году создано более 40 организаций по торговле данными.

Abstract: In the era of building a digital economy, new, called breakthrough information technologies, based on the collection, accumulation, and use of large volumes of data, have developed. Big data (Big data) is a phenomenon of this high-tech era, which has become a bridge connecting numerous processes in the digital economy, a product capable of producing new knowledge and acting as an object of relationships. In recent years, with advances in information technology, Big Data has attracted attention as one of the key technologies supporting such innovation. Big data has been called a new driving force for economic transformation and development of countries, a new way to achieve national competitive advantages in the global economy. This article analyzes the main directions of government policy, regulations and practical experience of the People's Republic of China (China), which allowed the country to embark on the path of explosive development of the Big Data industry. During the study, general scientific and special scientific methods of cognition were used, including methods of historical, formal-logical, system analysis, as well as private law methods (comparative law, legal forecasting, formal legal) and other research methods. As a result of the study of the country's strategic documents and the regulations adopted in accordance with them, and the practical experience of China, it was revealed that the country has created legal conditions for the development of the Big Data industry. Since 2015, the process of creating national and local markets (exchanges, platforms) for data trading has been launched, their activities placed under state control. Thanks to timely and adequate government policy in the field of development of Big Data technology, recognition of data as a national treasure, a new industry, the country managed to create conditions for the safe use of technology for processing data generated in the country, made a breakthrough in the field of building infrastructure for the use of Big Data technology, delivered under control of their civil circulation. China has succeeded in creating a regulated data market, giving impetus to the transition to a digital economy. Based on the experience of market-oriented development, more than 40 data trading organizations have been established throughout the country by 2022.

Ключевые слова: Большие данные, Big data, данные, индустрия Больших данных, биржи данных, платформы для торговли данным, китайское законодательство.

Keywords: Big data, data, big data industry, data exchanges, data trading platforms, chinese law.

Для цитирования: Коптева Н.П. Индустрия Больших данных: Государственная политика Китая в области регулирования Больших данных//Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 226-231. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_226.

For citation: Kopteva N.P. Big Data Industry: Chinese Government Policy in the field of Big Data Regulation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 226-231. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_226.

Статья поступила в редакцию: 17.10.2023

Введение

Накопление большого объема данных в современном цифровом мире обусловлено переходом на цифровую основу деятельности в всех сферах жизнедеятельности человека. Ежесекундно накапливающиеся данные невозможно хранить в традиционных базах данных, так как она способна вместить данные от гигабайта до террабайта, но сегодня накопленные объемы исчисляются в единицах измерения от петабайта до эксабайта.

Масштаб генерируемых различными источниками данных настолько велик, что превосходит возможности традиционных инструментов программного обеспечения баз данных с точки зрения сбора, хранения, управления и анализа. В связи с увеличением объема данных, суще-

ствовавшие традиционные методы обработки данных оказались непригодными для работы с Большими данными, поэтому сложилась потребность в новом подходе к управлению ими. В отличие от традиционных баз данных, хранящихся в централизованных базах, база Больших данных хранится децентрализовано, что объясняется их объемом.

Генерируют Большие данные современные цифровые устройства, такие как телефон, смартфон, датчики, считывающие устройства, измерительные приборы трекеры, видео камеры, социальные сети, СМИ, спутники, которые собирают, передают текстовые материалы, изображения, видео, аудио файлы, графики [1].

Сам термин «Большие данные» был совместно предложен Виктором Мейером-Шенбергом и Кеннетом Кукиером в 2008 году, а в 2013 году редактор журнала «Nature» К. Линч в своей статье, назвал Большие данные парадигмальным сдвигом, новой эмпирической культурой, и сравнил их с такими метафорами как большая нефть, большая руда[2,3].

ехнологию обработки, анализа большого массива данных, которые невозможно в силу объема обработать вручную, одноименно называют «Большие данные», суть ее получении нового знания, имеющего экономическую ценность.

Стратегическое будущее технологии Больших данных в России признается, Большие данные обозначены как одно из приоритетных направлений разработки российских информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов^].

В Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 гг. и на перспективу до 2025 г. технология обработки Больших данных названа одним из перспективных направлений фундаментальных научно-технических направлений исследований [5].

Государство стратегически планирует, что обработка больших объемов данных, наряду с другими «сквозными технологиями», такими как искусственный интеллект, интернет вещей и другие, позволит России создать современные технологические основы для развития экономики, обеспечив ее устойчивое и сбалансированное долгосрочное развитие, повысив конкурентоспособность страны на мировых рынках[6].

Президентом Российской Федерации поставлена задача создания передовой законодательной базы и снятия барьеров для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологии обработки Больших данных, определив направление развития России как мирового центра хранения, обработки, передачи и надежной защиты информационных массивов так называемых Больших данных [7].

Следует отметить, что до сегодняшнего дня в российском законодательстве отсутствует понятие Больших данных, не определен правовой режим обработки Больших данных, не определены границы и условия применения технологии. На доктринальном уровне отсутствуют правовые подходы к определению рассматриваемого феномена и направления регулирования общественных отношений, возникающих при использовании технологии Больших данных и, что и обусловливает актуальность научного исследования.

Изучение зарубежного опыта становления индустрии Больших данных и формирование правового регулирования рынка данных, позволяет обогатить представления не только о самой технологии, правовых моделях регулирования информационных отношений, складывающихся по поводу обработки Больших данных, но и позаимствовать опыт для выработки основных стратегий и механизмов правового регулирования индустрии Больших данных в России.

§1. Государственная политика Китая в области регулирования Больших данных.

В результате исследования стратегических документов правящей партии Китая, положивших начало построению модели правового регулирования индустрии Больших данных выявлены особенности, позволившие стране встать на путь взрывного развития индустрии Больших данных. Следует отметить, что в стратегических документах страны употребляется термин «индустрия Больших данных», что демонстрирует уровень признания государством экономической ценности Больших данных, признания деятельности по обработке Больших данных новой отраслью народного хозяйства, где добавленную стоимость дает извлечение нового знания из данных.

Цели инновационного развития Китая на период 2021-2025 гг. определены на 19-й сессии ЦК КПК и заключаются они в реформировании ключевых отраслей экономики, наращивании инновационного потенциала для достижения технологического лидерства страны на мировой арене. Китай делает ставку на использование потенциала в области информационно-коммуникационных технологий на основе 5G, искусственного интеллекта (ИИ), микроэлектроники. Для развития новых информационных технологий требуются данные. Сами по себе данные не являются новой концепцией в Китае, но их экономическая ценность была признана государством и расценена как новый фактор производства, национальный стратегический ресурс, затрагивающий каждый государственный сектор.

Данные, генерируемые на территории Китая, наряду с таким достоянием как земля, капитал, технологии, признаны государством достоянием нации.

О создании индустрии Больших данных на государственном уровне заявил премьер-министр Ли Кэцян, подписавший и одобривший в сентябре 2015 года «План действий по содействию развитию больших данных», разработанный Государственным советом. Впервые Большие данные были обозначены как стратегический ресурс страны, обладающий рыночными преимуществами и потенциалом развития, было отмечено их высокое влияние на глобальное производство, обращение, распределение, потребление, экономические операционные механизмы, социальный образ жизни и национальные возможности управления [8,9].

План поставил цели в 5-10 летний срок создать новую модель социального управления в стране с использованием Больших данных в

качестве важного средства для улучшения возможностей государственного управления за счет эффективного сбора, эффективной интеграции и всестороннего применения государственных и социальных данных, повышения уровня принятия государственных решений и предотвращения рисков, повышения точности и эффективности социального управления.

Перед народными правительствами всех провинций, автономными районами и городами прямого подчинения Центральному правительству, всеми министерствами и комиссиями Госсовета, всеми учреждениями прямого подчинения Госсовета Китая сформулированы и поставлены задачи по развитию индустрии Больших данных.

В анализируемом стратегическом документе страны одной из приоритетных задач было названо ускорение открытия государственных данных, активного продвижения обмена данными между государственными ведомствами, открытие общедоступных ресурсов данных, строительство инфраструктуры больших данных, продвижение более точного государственного управления, продвижение удобных бизнес -услуг, создание эффективной системы безопасности данных.

К приоритетным задачам так же отнесены - содействие промышленным инновациям и экономической трансформации, развитие новых форматов бизнеса, укрепление безопасности, повышение уровня управления и продвижение здорового образа жизни. Достижение поставленных задач предполагалось за счет создания механизма развития рынка данных, усиления профессиональной подготовки кадров, ускорения создания законов и правил, системы стандартов, увеличения финансовой поддержки индустрии, международного обмена и сотрудничества.

Применение Больших данных в промышленности, сельском хозяйстве, и органичное их сочетание; проведение научных исследований, продвижение фундаментальных исследований и исследований основных технологий; формирование системы продуктов Больших данных; содействие государства промышленным инновациям сформулировано в документе как направление государственной политики для совершенствования и развития индустрии.

Наряду с поставленными задачами отмечена важность построения системы безопасности Больших данных с уточнением объема, границ ответственности субъектов, участвующих в отношениях по поводу обработки данных. Акцент сделан на установление конкретных требований к сбору, передаче, хранению, использованию и открытию данных для обеспечения сетевой безопасности и эффективного усиления защиты информации, касающейся национальных интересов, общественной безопасности, коммерческой тайны, личной жизни, и военно-научных исследований и производства.

Следует отметить, что в Плане большое внимание уделено созданию инфраструктуры индустрии Больших данных и технологий облачных вычислений. Для выполнения поставленных задач было предусмотрено создание центров обработки данных (ЦОД), запуск региональных пилотных проектов, создание комплексных испытательных площадок для Больших данных.

Государственная политика Китая с 2015 года направлена на развитие теоретической системы науки о данных, системы вычисления Больших данных, развитие теории анализа, исследование моделей подрывных1 приложений, основанных на Больших данных, развитие прикладных технологий. Для внедрения плана государством были увеличены инвестиции на исследования и разработки технических продуктов в области хранения, сопоставления, анализа и обработки данных.

В настоящее время страна реализует задачи 14-го пятилетнего плана развития индустрии Больших данных, опубликованного Министерством промышленности и информационных технологий Китая в 2021 году, который является стратегическим документом страны в области развития Больших данных [10]. В настоящее время приоритетом для страны является развитие индустрии Больших данных и содействие реализации национальной стратегии. Государство планирует содействовать развитию системы продуктов и услуг на основе Больших данных, интеграции и применении Больших данных в различных областях, созданию отраслевых кластеров Больших данных. Период 14-й пятилетки обозначен как критический период перехода Китая от индустриальной экономики к цифровой экономике, которая выдвигает новые требования к развитию индустрии Больших данных. В плане 14-й пятилетки обозначены ключевые задачи, которые направлены на ускорение развития индустрии, с максимально возможным использованием преимущества характеристик Больших данных (5У) с целью создания основы для промышленного развития.

План ориентирован на сосредоточение внимания на ключевых звеньях во всем жизненном цикле данных, ускорении их агрегации в больших объемах, усилении обработки и диверсификации, содействии своевременному потоку, усилении и продвижении управления высоким качеством. В анализируемом документе так же сделан акцент на укрепление основы промышленного развития путем построения новой инфраструктуры, с увеличением вычислительных мощностей. Руководящий документ подчеркивает необходимость сосредоточения внимания на каждом звене производственной цепочки, укреплении исследований и разработок продуктов жизненного цикла данных, внедрении инновационных моделей и форматов услуг, расширению применения Больших данных в промышленной сфере и глубокой интеграции Больших данных с различными отраслями. Приоритетом государственной политики названо создание бизнес-инкубаторов, обучение талантов, а также ускорение развития промышленных кластеров для создания промышленной экологии, в которой координируются ресурсы, субъекты и регионы.

Отличительной особенностью национального 14-го пятилетнего плана является акцент на решении вопросов, связанных с установлением основных систем и стандартов, связанных с правами собственности на ресурсы данных, и развитие платформ торговли данными.

§ 2. Национальные особенности правового регулирования Больших данных в Китае.

Изучение нормативных актов Китая, регулирующих сбор данных, их обработку, обеспечение безопасности, позволяет выделить не-

1 Disruptive technologies (англ. - подрывные технологии) — это инновации, которые создают новый рынок и в результате разрушают существующий, вытесняя его признанных лидеров.

сколько этапов в построение модели правового регулирования рынка данных в Китае.

Построение системы правового регулирования началось в 2017 году с принятия Закона о кибербезопасности (Cyber security law (CSL))[11], который определил политику государства в области сбора информации о гражданах, защиты личных данных. Закон впервые предписал хранить все данные о китайских пользователях на территории страны, в целях предупреждения угрозы национальной кибербезопасности.

Следующий этап развития законодательства в сфере регулирования данных связан со вступлением в силу 1 ноября 2021 года Закона о защите личной информации (Personal Information Protection Law (PIPL)) [12], ставшего первым и всеобъемлющим законом КНР о конфиденциальности и защите данных. Положения закона направлены на борьбу со взломом и неправомерным использованием, утечкой личных данных, в том числе при обработке Больших данных. Закон о защите личной информации PIPL определяет понятие процесса обработки личных данных, который включает в себя сбор, хранение, использование, обработку, передачу, предоставление, раскрытие, удаление личной информации.

Исследуя положения закона о защите личной информации (Personal Information Protection Law (PIPL) можно выделить принципы, на которых строится политика в области обработки личных данных - это принципы справедливости, прозрачности, точности данных и ограничения целей их обработки. Обмен данными с зарубежными партнерами жестко регламентирован, он возможен только после строгой проверки отделами кибербезопасности страны и получения одобрения в соответствующих инстанциях Китая.

1 сентября 2021 года знаменует начало следующего этапа в построении модели правового регулирования обработки данных на территории страны, связано это со вступлением в силу Закона о безопасности данных (Data Security Law of the People's Republic of China (DSL)) [13].

Закон определяет термин «данные» и определяет этапы их обработки, так «данные» определяются как -любая запись информации в электронной или любой другой форме, а обработка данных включает в себя этапы сбора, хранения, использования, обработки, передачи, предоставления, раскрытия данных.

Под безопасностью данных в законе DSL понимается применение необходимых мер для обеспечения эффективной защиты и законного использования данных, а также способность обеспечивать устойчивое состояние безопасности.

Согласно закону о защите данных DSL, к компетенции государства в области защиты данных относится составление общего плана координации развития и обеспечения безопасности данных, реализация стратегии Больших данных, продвижение строительства инфраструктуры данных, поддержка инновационного применения данных во всех отраслях и областях деятельности.

Защита данных в зависимости от их важности для экономического и социального развития, а также степени ущерба национальной безопасности, общественным интересам или законным правам физических и юридических, которые будут вызваны изменением, уничтожением, утечкой или незаконным получением или использованием данных, также является задачей государства.

В компетенцию регионов входит создание конкретных каталогов важных данных для региона, департаментов и соответствующих отраслей, секторов.

Закон о защите данных DSL запрещает трансграничную передачу ключевых и персональных данных, предусматривая значительные санкции (конфискацию незаконно полученных доходов, штраф, приостановку деятельности организаций, отзыв лицензии), налагаемые на организации и соответствующий персонал, за несоблюдение законодательства в области защиты данных.

Следует отметить, что закон о безопасности данных DSL впервые признал и установил систему торговли данными, узаконив их куплю-продажу, что явилось толчком для развития на территории страны бирж данных.

С 1 сентября 2022 года на территории КНР действует Приказ Государственной службы интернет-информации, принятый во исполнение безопасности экспорта данных, положения которого направлены на регулирование деятельности по экспорту данных, защите прав и интересов владельцев личной информации, защите национальной безопасности и общественных интересов, содействию трансграничной безопасности и свободному потоку данных [14,15].

Приказом конкретизировано, по сравнению с законом о защите данных DSL, понятие «важные данные», к ним отнесены данные, которые могут поставить под угрозу национальную безопасность, экономическую деятельность, социальную стабильность, общественное здоровье и безопасность и т. д. в случае их подделки, уничтожения, утечки, незаконного получения или использования.

Принятие указанного нормативного акта направлено на регулирование деятельности китайских IT-компаний, обрабатывающих данные, собранные и сгенерированные на территории КНР. Приказом определены субъекты, обрабатывающие данные и передающие их за границу, в обязанность которых вменено проведение оценки безопасности исходящих данных как самостоятельно, так и путем подачи соответствующей декларации в национальный отдел кибербезопасности и информатизации, указывая цели, объем и методы экспорта данных и обработки данных зарубежными получателями. При подаче декларации и заявки на оценку рисков предписано указывать и оценивать масштабы, охват, тип и конфиденциальность данных, направляемых за границу, а также риски, которые данные, направляемые за границу, могут создавать для национальной безопасности, общественных интересов, законных прав и интересов отдельных лиц или организаций.

Приказом предусмотрено заключение контрактов, связанных с экспортом данных, или других юридических обязывающих документов, которые должны быть заключены с зарубежным получателем, предусматривающие установление обязательств и их ответственности по защите данных. Приказом установлен регламент проведения оценки рисков, в том числе установлены сроки подачи декларации субъектом обработки данных на оценку безопасности рисков и сроки проведения такой оценки национальным отделом кибербезопасности.

§3. Инфраструктура Больших данных в Китае. Центры обработки данных, биржи (платформы) данных.

Для реализации задач 14-го пятилетнего плана по созданию инфраструктуры индустрии Больших данных и технологий облачных вы-

числений предусмотрено создание центров обработки данных (ЦОД), запуск региональных пилотных проектов, создание комплексных испытательных площадок для Больших данных, таких как Гуйчжоу. Для внедрения плана государством были увеличены инвестиции на исследования и разработку технических продуктов в области хранения, сопоставления, анализа и обработки данных.

Лидером китайской индустрии Больших данных стал Гуйчжоу с тех пор, как в 2016 году было одобрено строительство первой в стране национальной комплексной экспериментальной зоны Больших данных. В настоящее время это один из регионов с наибольшим количеством мега центров обработки данных в стране и даже в мире, с богатыми ресурсами Больших данных [16].

Являясь основной частью комплексной экспериментальной зоны национальных Больших данных, за период с 2016 по 2021 год Гуйчжоу по темпам роста цифровой экономики занимал первое место в Китае шесть лет подряд [17].

После окончания периода пандемии, с 2021 года наблюдается новый всплеск роста институтов торговли данными в Китае, так были запущены платформы для торговли данными в Пекине, Шанхае, Шэньчжэнь. По состоянию на август 2022 года по всей стране создано более 40 организаций по торговле данными.

В настоящее время, например, обмен Большими данными в Гуйяне происходит на первой бирже, запущенной в стране и даже в мире Guiyang Big Data Exchange. Биржа данных имеет более 2000 участников и доступ к высококачественным источникам данных, общий объем торгуемых данных превышает 150 пета байт.

Восточно-китайский центр обмена большими данными Цзянсу (сокращенно BDEX) является первой ведущей межрегиональной, стандартизированной и авторитетной государственной платформой для торговли и обращения Больших данных на уровне провинций, утвержденной государством в рамках реализации национальной программы Больших данных [18].

Huazhong Big Data Exchange - первая межрегиональная, стандартизированная и всеобъемлющая платформа для торговли Большими данными в стране, создание которой одобрено правительством провинции Хубэй [19].

Торговый центр больших данных East Lake Big Data Trading Center занимается торговлей и распространением, анализом и применением данных, разработкой информационных продуктов, предоставлением ценных продуктов и решений, помощи пользователям в повышении их основной конкурентоспособности [20].

Платформа индустрии Больших данных Xixian New Area Fengxi объединяет различные типы ресурсов данных, такие как правительственные данные, данные промышленных предприятий. Платформа интегрирует возможности обслуживания Больших данных и полностью управляет онлайн-банком Больших данных Daqin [21].

Шанхайская биржа данных является государственным холдинговым предприятием со смешанной формой собственности и выполняет такие рабочие функции, как содействие распространению коммерческих данных, осуществляет межрегиональное институциональное сотрудничество и обеспечивает взаимосвязь и слияние правительственных и коммерческих данных[22,23].

По результатам изучения отчета Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC), получены данные о том, что в феврале 2022 года страна начала проект по созданию интегрированной национальной системы Больших данных для повышения общей вычислительной мощности и эффективности использования ресурсов, создав восемь национальных вычислительных центров и 10 кластеров национальных центров обработки данных в стране [24].

В результате исследования достижений страны в области Больших данных возможно утверждать, что благодаря своевременной, конкретной, соответствующей новым реалиям государственной политики в области развития технологии Больших данных, признания данных национальным достоянием, новой индустрией, опираясь на опыт рыночно-ориентированного развития - стране удалось создать регулируемую государством правовую систему институтов Больших данных, с установлением прав и обязанностей, границ ответственности субъектов информационных отношений по поводу обработки Больших данных, включая институты торговли (биржи, платформы) Большими данными, которых по всей стране к 2022 году создано более 40.

Выводы

Особенностью китайской модели регулирования обработки Больших данных является реализация государственной стратегии, включающей в себя признание данных экономическим активом и ключевым фактором производства в стране; установлением национального суверенитета данных; установление режимов защиты для различных категорий данных; регулирование доступа государства к массивам данных техно-гигантов и частных компаний; формирование рынка купли-продажи данных.

Китай, благодаря последовательно проводимой политике государства и своевременному созданию правовых условий для функционирования индустрии Больших данных, запустил процесс создания национальных и местных рынков (бирж, платформ) для торговли данными, поставив их под контроль государства, что позволило обеспечить защиту данных, сгенерированных на территории страны, при этом создать условия для гражданского оборота данных и развития инфраструктуры применения технологии обработки Больших данных.

Центры торговли данными, возглавляемые в основном государственными предприятиями, ведут рынок к созданию цифровой взаимосвязанной инфраструктуры нового поколения, привлекая технологические компании к участию в развитии рынка Больших данных, уравновешивая интересы государства и бизнеса.

Следует положительно оценить опыт китайских регуляторов по категоризации данных по степени их важности для государства («обычные данные», «важные данные», «личные данные») для установления правовых режимов для обработки Больших данных.

С целью формирования правового режима обработки Больших данных в России видится целесообразным учитывать опыт китайских

регуляторов по созданию и функционированию бирж, платформ данных как новых институтов торговли Большими данными, для обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства.

Библиография:

1. Информация об анализе состояния использования Больших данных в России, представленная Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. https://issek.hse.ru/news/776383019.html дата доступа 09.05.2023 г.

2. Черняк Л. «Большие данные» - новая теория и практика // Открытые системы. - 2011. - № 10.

3. Большие данные. Революция, которая изменит то, как мы живем, работаем и мыслим / Виктор Майер-Шенбергер, Кеннет Кукьер ; пер. с англ. Инны Гайдюк. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2014.

4. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017.- № 20. - Ст. 2901.

5. Распоряжение Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 -2020 годы и на перспективу до 2025 года // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2013 г. № 46. Ст. 5954.

6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» ( Документ утратил силу с 12 февраля 2019 года в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 12.02.2019 № 195-р.)// СЗ РФ. 2017. № 32. Ст. 5138.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. «Послание Президента Федеральному Собранию» // Российская газета. № 46. 2018.2 марта.

8. План действий по содействию развитию Больших данных. Т екст на китайском языке. URL:http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-09/05/content_10137.Мт/(дата обращения: 01.02.2023 года).

9. Текст на китайском языке. URL: https://news.cgtn.com/news/2022-05-25/China-s-world-Big-Data-Expo-2022-to-boost-global-digital-economy-1ak9iTHMfTy/index.html (дата обращения: 02.02.2023).

10. План развития индустрии Больших данных «14-я пятилетка». Т екст на китайском языке. URL:https://www.ncsti.gov.cn/zcfg/zcwj/202111/t20211130_52284.html?_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc/ (дата обращения: 01.02.2023 года).

11. Закон о кибербезопасности (Cyber security law (CSL).Текст на китайском языке).URL:http://en.npc.gov.cn.cdurl.cn/2015-07/10/.htm (дата обращения: 22.10.2022 года).

12. Закон о защите личной информации. (Personal Information Protection Law (PIPL). Т екст на китайском языке. URL:https://www.chinalawtranslate.com/en/Personal-Information-Protection-Law/(дата обращения: 22.10.2022).

13. Закон о безопасности данных (Data Security Law of the People's Republic of China (DSL)). Т екст на китайском языке. URL: http://en.npc.gov.cn.cdurl.cn/2021-06/10/c_689311.М^|/(дата обращения: 20.10.2022 года).

14. Регламент защиты критически важной инфраструктуры. Текст на китайском языке. URL:http://www.gov.cn/zhengce/content/2021-08/17/content_5631671.htm. (дата обращения: 01.02.2023 года).

15. Меры проверки сетевой безопасности. Текст на китайском языке. URL: https://gkmLsamr.gov.cn/nsjg/bgt/202106/t20210628_331646.html?_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc./(дата обращения: 01.02.2023 года).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Т екст на китайском языке.URL:https://news.cgtn.com/news/2022-05-25/China-s-world-Big-Data-Expo-2022-to-boost-global-digital-economy-1ak9iTHM^y/index.html (дата обращения: 27.01.2023 года.)

17. Строительство нового типа сетевой системы вычислительной мощности в дельте реки Янцзы. Т екст на китайском языке. URL: http://www.qunzh.com/qzxlk/jczx/2022/202206/202203/t20220322_99226.html (дата обращения: 11.02.2023 года).

18. Восточно-китайский центр обмена большими данными Цзянсу (BDEX). Т екст на китайском языке. URL:http://www.bigdatahd.com/ (дата обращения:01.02.2023 года).

19. Биржа в Хубэй. Huazhong Big Data Exchange. Текст на китайском языке. URL:http://www.ccbde.cn/ (дата обращения: 01.02.2023 года).

20. Торговый центр больших данных East Lake Big Data Trading Center. Т екст на китайском языке. URL:http://www.chinadatatrading.com/ (дата обращения: 01.02.2023 года).

21. Платформа Больших данных Xixian New Area Fengxi. Т екст на китайском языке. URL:http://www.chinabdbank.com/index.htm/ (дата обращения: 01.02.2023 года).

22. Шанхайский биржа данных. Текст на китайском языке. URL:https://www.chinadep.com/index.html/ (дата обращения: 01.02.2023 года).

23. Регламент Шанхайской биржи данных. Т екст на китайском языке. URL: https://www.chinalawtranslate.com/shanghai-data-regs-draft/(дата обращения: 01.02.2023 года).

24. Отраслевой отчет по стандартизации транзакций продуктов данных. Белая книга. Текст на китайском языке. URL:http://www.cbdio.com/BigData/2022-11/17/content_6171087.htm?_x_tr_sch=http&_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc/(дата обращения: 01.02.2023 года).

References:

1. Information on the analysis of the state of the use of Big Data in Russia, presented by the Institute for Statistical Research and Economics of Knowledge of the Higher School of Economics. https://issek.hse.ru/news/776383019.html date of access 09.05.2023

2. Chernyak L. "Big data" - new theory and practice // Open systems. - 2011. - № 10.

3. Big data. The revolution that will change the way we live, work and think / Victor Mayer-Schoenberger, Kenneth Kukier; translated from English. Inna Gaidyuk. — M. : Mann, Ivanov and Ferber, 2014.

4. On the Strategy for the development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation dated May 9, 2017 No. 203 // Assembly of the Legislation of the Russian Federation. - 2017.- No. 20. - Art. 2901.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated November 1, 2013 No. 2036-R. Strategy for the development of the information technology industry in the Russian Federation for 2014-2020 and for the future until 2025 // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2013 No. 46. St. 5954.

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 07/28/2017 No. 1632-r "On approval of the program "Digital Economy of the Russian Federation" (The document became invalid on February 12, 2019 in connection with the publication of the decree of the Government of the Russian Federation dated 02/12/2019 No. 195-R.)// SZ RF. 2017. No. 32. St. 5138.

7. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated March 1, 2018 "The President's Message to the Federal Assembly" // Ros-siyskaya Gazeta. No. 46. 2018.2 March.

8. Action plan to promote the development of Big Data. The text is in Chinese. URL:http://www.gov.cn/zhengce/content/2015-09/05/content_10137.htm /(date of access:

02/01/2023).

9. Text in Chinese. URL: https://news.cgtn.com/news/2022-05-25/China-s-world-Big-Data-Expo-2022-to-boost-global-digital-economy-1ak9iTHMfTy/index.html (date of application: 02.02.2023).

10. The Big Data Industry Development Plan "14th Five-year plan". The text is in Chinese. URL:https://www.ncsti.gov.cn/zcfg/zcwj/202111/t20211130_52284.html?_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc / (date of access: 02/01/2023).

11. Cyber Security Law (CSL).The text is in Chinese).URL:http://en.npc.gov.cn.cdurl.cn/2015-07/10/.htm (date of application: 10/22/2022).

12. The Law on the Protection of Personal Information. (Personal Information Protection Law (PIPL). The text is in Chinese. URL:https://www.chinalawtranslate.com/en/Personal-Information-Protection-Law /(accessed: 10/22/2022).

13. Data Security Law of the People's Republic of China (DSL). The text is in Chinese. URL: http://en.npc.gov.cn.cdurl.cn/2021-06/10/c_689311.htm /(accessed:

10/20/2022).

14. Regulations for the protection of critical infrastructure. The text is in Chinese. URL:http://www.gov.cn/zhengce/content/2021-08/17/content_5631671.htm . (date of application: 02/01/2023).

15. Network security verification measures. The text is in Chinese. URL: https://gkml.samr.gov.cn/nsjg/bgt/202106/t20210628_331646.html?_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc./( date of application: 02/01/2023).

16. The text is in Chinese.URL:https://news.cgtn.com/news/2022-05-25/China-s-world-Big-Data-Expo-2022-to-boost-global-digital-economy-1ak9iTHM^y/index.html (date of application: 01/27/2023.)

17. Construction of a new type of network computing power system in the Yangtze River Delta. The text is in Chinese.URL: http://www.qunzh.com/qzxlk/jczx/2022/202206/202203/t20220322_99226.html (date of application: 02/11/2023).

18. East China Jiangsu Big Data Exchange Center (BDEX). The text is in Chinese. URL:http://www.bigdatahd.com / (date of request:02/01/2023).

19. Hubei Stock Exchange. Huazhong Big Data Exchange. The text is in Chinese. URL:http://www.ccbde.cn / (date of access: 02/01/2023).

20. East Lake Big Data Trading Center. The text is in Chinese. URL:http://www.chinadatatrading.com / (date of access: 02/01/2023).

21. Xixian New Area Fengxi Big Data Platform. The text is in Chinese. URL:http://www.chinabdbank.com/index.htm / (date of access: 02/01/2023).

22. Shanghai Data Exchange. The text is in Chinese. URL:https://www.chinadep.com/index.html / (date of access: 02/01/2023).

23. Regulations of the Shanghai Data Exchange. The text is in Chinese. URL: https://www.chinalawtranslate.com/shanghai-data-regs-draft /(date of access: 02/01/2023).

24. Industry report on standardization of transactions of data products. The White Paper. The text is in Chinese. URL:http://www.cbdio.com/BigData/2022-11/17/content_6171087.htm?_x_tr_sch=http&_x_tr_sl=zh-CN&_x_tr_tl=ru&_x_tr_hl=ru&_x_tr_pto=sc/( date of application: 02/01/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.