ISSN 2409-630X
УДК 930.23
ББК У03
Е. В. Зайцева1, В. В. Запарий2
'Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
Екатеринбург, Россия, е-mail: [email protected]
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,
Екатеринбург, Россия, е-mail: [email protected]
индустриальное наследие как важнейшая
составляющая имиджа промышленного региона
(социологический анализ)
В своей работе авторы (историк и социолог) на основе социологического анализа, проведенного среди горожан Екатеринбурга, выявляют влияние индустриального наследия и культуры на содержание такого социально-экономического явления как имидж уральского региона и его столичного города Екатеринбурга. Указывается на то, что в данное время имидж региона не во всем является позитивным. И здесь большое значение имеет фактор индустриального наследия и культуры, который оказывает реальное влияние на формирование именно позитивного имиджа края. Показана высокая экономическая эффективность позитивного имиджа региона. Авторы на примерах доказывают необходимость работы по использованию социологического контента в указанных целях. Подчеркиваются большие перспективы реализации этого начинания и необходимости регулярных социологических обследований населения по данному вопросу, что станет индикатором в этой работе. Это одна из первых публикаций по данной важной проблеме.
Ключевые слова: индустриальное наследие и культура, имидж, Уральский регион, социологический опрос, респонденты, Екатеринбург, промышленный регион.
Для цитирования: Зайцева Е. В., Запарий В. В. Индустриальное наследие как важнейшая составляющая имиджа промышленного региона (социологический анализ) // Экономическая история. - 2017. - № 1. -С. 31-35.
Е. V. Zaytseva1, V. V. Zapary2
' Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,
Ekaterinburg, Russia, е-mail: [email protected]
2Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,
Ekaterinburg, Russia, e-mail: [email protected]
industrial heritage as an important component of the image industrial region (sociological analysis)
In their work the authors (historian and sociologist) on the basis of the sociological analysis conducted among the citizens of Yekaterinburg, reveal the influence of industrial heritage and culture on the content of such socio-economic phenomena such as the image of the Ural region and its capital city of Yekaterinburg. They indicate that at this time, the image of the region is not all positive. And here the great value has the factor of industrial heritage and culture, which has a real impact on the formation of the positive image of the region. It is shown the high economic efficiency of the positive image of the region. Of the examples the authors demonstrate the necessity of a work on the use of sociological content in a specified order. It is underlined large prospects for the implementation of this initiative and the need for regular sociological surveys
© Зайцева Е. В., Запарий В. В., 2017
of the population on this issue that will be an indicator in this work This is one of the first publications on this important issue.
Keywords: industrial heritage and culture, image, Ural region, public opinion poll, respondents, Yekaterinburg, an industrial region.
For citation: Zaytseva E. V, Zapary V. V. Industrial heritage as an important component of the image industrial region (sociological analysis). Jekonomicheskaja istorija = Economical history. 2017. No. 1. P. 31-35.
Несомненно, современные артефакты и памятники индустриального наследия, имеющиеся на старопромышленных территориях, представляют определенную не только культурную, но и историческую ценность. Они существенно влияют на формирование территориального имиджа. В современных условиях надо сделать историю Урала основным содержанием имиджа края.
В последние десятилетия город Екатеринбург сильно изменился. Появились высотные здания, много интересных и привлекающих к себе внимание памятников. Годы войны и послевоенные годы дали Уралу еще одно определение - «Опорный край державы». Этот позитивный имидж развивается. Открыто много новых памятников, связанных с Великой Отечественной. Один памятник Г. К. Жукову чего стоит. Он на порядок лучше московского. И здесь назрела необходимость в открытии ряда музеев, которые играли бы мировую роль. Это музей танкового производства в годы войны, музей эвакуации, музей советского тыла.
Но ведь в прошлом достаточно много того, что должно формировать положительный образ нашего региона. Вспомните уральское железо великолепного качества, со знаменитым «сибирским соболем» в качестве клейма. Это и уральский малахит, из которого делали великолепные вещи для коронованных особ. Вазы и столы для дворцов России и зарубежных стран. Другие породы поделочных и драгоценных камней, широко использовавшиеся в ювелирном деле и строительстве. Атомный и космический проект. Это золотодобыча на Урале, вызвавшая одну из первых в мире «золотых лихорадок» во второй трети XIX в.
Но, несомненно, выигрышным аспектом в этом плане являются памятники индустри-
ального прошлого нашей страны, расположенные в регионе, - наше индустриальное наследие. Это не только остатки производственных построек Екатеринбургского железоделательного и медеплавильного завода, позже монетного двора и гранильной фабрики, но и здание горного правления и горный колледж, построенные в XVIII в. К счастью, некоторые памятники еще сохранились.
Имеются сооружения и XX в., которые представляют интерес не только в историческом, но и в инженерном, конструкторском смысле. Они выполнены в духе конструктивизма, и особо выделяются гостиница Исеть и водонапорная Белая башня.
Именно индустриальная история может и должна стать фирменной маркой Урала, нашего региона и города. Она сделает его реальным и привлекательным как для жителей, так и для туристов региона.
Следует говорить о государственных деятелях, сыгравших большую роль в национальной истории и проживавших в нашем регионе. Это Татищев, Геннин, Демидовы, Орджоникидзе.
И последнее - интеллектуальная мощь региона. Здесь надо говорить об ученых, изобретателях и роли горного, а затем и общего образования в регионе, его вузах, а также о науке.
Существует достаточно обширная современная экономическая литература, которая рассматривает данный капитал с экономической, а не с культурологической стороны, акцентируя внимание на имиджевой составляющей. Особенно важны, на наш взгляд, идеи, содержащиеся в монографии И. С. Важениной [1].
Мы также касались указанной проблемы [2]. Посмотрим, как это теоретическое утверждение подтверждается реальным со-
циологическим исследованием, проведенном магистрантом УрФУ А. Д. Фроленко.
Суть исследования заключается в том, что достаточно репрезентативное число уральцев, в основном жителей г. Екатеринбурга в 2015 г. были опрошены на предмет того, как они воспринимают ряд составляющих культурно-исторической среды в формировании имиджа региона. Результаты исследования было отражены в материалах магистерской диссертации [3].
Был задан, например, такой вопрос: «С чем у вас в первую очередь ассоциируется Уральский регион?». Предпочтение (52,7 % ответов) было отдано таким сырьевым факторам, как горы, самоцветы и полезные ископаемые. Однако на втором месте (29,2 %) были культурно-исторические реалии - «историко-культурная специфика региона: город-завод и край заводов», а также люди - известные уральцы (7 %), т. е. Ермак, Мамин-Сибиряк и даже Ельцин.
Интересна характеристика, которую дали респонденты по поводу их мнения, как можно охарактеризовать современный Урал одной фразой. Главной была географическая характеристика как граница между Европой и Азией (56,3 %). Вторая по числу ответивших была характеристика Урала «Опорный край державы» - 26,7 % и, наконец, третьей по количеству полученных ответов является его характеристика как горнозаводской цивилизации - 9,9 %.
Было обращено внимание на такой обобщающий факт, как то, что выгодно отличает уральский край от остальных регионов страны. Самое большое число ответов говорит о богатом и интересном историко-культурным наследии, находящемся на его территории (26,8 %). Следующие показатели дали такие утверждения: регион обладает уникальным природно-климатическим ландшафтом (23,9 %); он располагает большими запасами полезных ископаемых и хорошей производственной базой (21,1 %).
Среди ответов на вопрос негативного характера, а именно о том, каков основной недостаток Урала в сравнении с другими регионами страны, главным показателем
было назван плохой климат - 40,9 % ответов. На втором месте утверждение о том, что здесь находится большое количество депрессивных территорий - 28,2 %, низкий уровень жизни - 14,1 %. Однако о не вызывающем интерес историческом и культурном наследии Уральского региона сказали только 4,2 % респондентов.
В ходе опроса были заданы уточняющие вопросы. В ходе ответов на которые просили дать ответ по 5-балльной системе, где были заданы 16 вопросов о событиях и элементах истории и культурной жизни Урала. Наиболее известной стала информация о расстреле царской семьи, набравшая 4,21 балла. Информация, не украшающая имидж региона и не добавляющая ему привлекательности в глазах бизнесменов и туристов. Вторая характеристика была позитивной. О большом значении Урала в новой истории России - 4,18 балла.
Следующая градация ответов касалась в основном исторических сюжетов, которые набрали более 3 баллов. Это история группы Дятлова, которая несколько лет постоянно появляется на телевидении и первых страницах газет - 3,97 балла. Следующий показатель - это искусство уральских горных заводов, в частности камнерезное искусство, каслинское литье, уральский фарфор, тагильские расписные подносы и др. - 3,58. Чрезвычайно значимым признается советское индустриальное наследие на Урале и такие его проявления, как индустриализация на Урале и гиганты промышленной индустриализации Уралмаш, НТМК, Уралвагонзавод и др. - 3,45 балла. Примыкает к этому показателю и утверждение о высокой роли региона в Великой Отечественной войне, в основном об Уральском танковом заводе и боевых подвигах уральцев, - 3,24. Следующим блоком являются Урал как край горных заводов, жизнь и быт населения, роды уральских заводчиков Демидовых и Строгоновых и др. - 3,32 балла. Высоко оценивается архитектурное наследие советского времени - конструктивизм - 3,13 балла. Остальные вопросы дали несущественное число ответов.
Интересен последний вопрос данной анкеты, который пытается выяснить, кто из наших земляков оставил наибольший след в имидже региона. Ответ дан по пятибалльной шкале. И здесь совершенное лидерство захватил первый Президент РФ Б. Н. Ельцин - 4,58 балла. Следующими с некоторым отрывом идут писатель П. П. Бажов (4,32) и изобретатель радио А. С. Попов (4,08 балла).
Следующая когорта состоит из писателей. Это современный детский писатель В. П. Крапивин (3,92) и писатель горнозаводского Урала - Д. Н. Мамин-Сибиряк (3,76 балла). Представители современного уральского рока, такие, как И. Кормильцев, В. Бутусов, В. Шахрин и др., набрали 3,26 балла, сравнявшись по известности с Е. Пугачевым - 3,37, Демидовыми - 3,34 и В. Н. Татищевым - 3,26 балла.
Существенное число баллов набрали отец и сын Черепановы - уральские изобретатели и инженеры - 2,63 балла. А вот первооткрывателю российского рассыпного золота Л. И. Брусницыну не повезло - он набрал только 0,71 балла.
Таким образом, анализ проведенного опроса показывает, большое значение фактора индустриальной культуры в содержании такого социально-экономического явления, как имидж Уральского региона.
Большинство респондентов прекрасно знают о различных проявлениях индустриальной культуры в жизни края, его региональные особенности. Ответы указали на бережное отношение уральцев к памяти своих предков и внимание к культурным и историческим особенностям региона.
Именно на этом направлении должны объединить свои усилия местная администрация, бизнес, ученые и пиар - сообщество.
Таким образом, каждый регион, город имеют свой привлекательный или не очень имидж. С чем ассоциируется город Екатеринбург? Это место, где расстреляли царя и его семью, а также родился первый президент России. Вот собственно и все, что могут вспомнить в лучшем случае туристы.
Конечно, любая известность хороша для рекламы региона. Но все-таки было бы лучше, если бы она была позитивной. И поэтому мы должны задумываться о привлекательном имидже родного города и всего региона. И это необходимо для наших же граждан, которые должны гордиться своей родиной. Это необходимо для того, чтобы туристы ехали к нам, т. е. туристский облик региона и города был бы «продаваем». Это необходимо для повышения конкурентоспособности нашей промышленности, нашего образования.
Библиографический список
1. Важенина И. С. Имидж, репутация и бренд территории. - Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2013. - 408 с.
2. Запарий В. В. Индустриальное наследие как привлекательный имидж Уральского региона // Экономическая история Сибири XX - начала XXI века : сб. ст. по материалам IV всерос. науч. конф. (Барнаул, 26-27 июня 2015 г) : в 2 т. / под ред. Е. В. Демчик. - Барнаул : МЦ ЭОР, 2015. - Т. 5. - С. 17-20.
3. Фроленко А. Д. GR-технологии в формировании имиджа Свердловской области: анализ практик общественных организаций : магистерская диссертация. - Екатеринбург, 2015. -120 с.
References
1. Vazhenina I. S. Imidzh, reputacija i brend territorii (The image, reputation and brand territory). -Ekaterinburg, 2013, 408 s.
2. Zaparij V. V Industrial'noe nasledie kak privlekatel'nyj imidzh Ural'skogo regiona, Jekonomicheskaja istorija Sibiri ХХ - nachala XXI veka (The industrial heritage as an attractive image of the Ural region, The economic history of Siberia of XX - beginning XXI century, pod red. E. V Demchik, Barnaul, 2015, Vol. 5, S. 17-20.
3. Frolenko A. D. GR-tehnologii v formirovanii imidzha Sverdlovskoj oblasti: analiz praktik obshhestvennyh organizacij (GR-technologies in shaping the image of the Sverdlovsk region: the analysis of practices of public organizations: master's thesis), Ekaterinburg, 2015. - 120 s.
Поступила 25 октября2016г.
Сведения об авторах
Зайцева Екатерина Васильевна - кандидат социологических наук, доцент кафедры теории и методологии государственного и муниципального управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. Область научных интересов: социология управления, социология образования. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. ORCID http://orcid.org/0000-0003-2112-3029
E-mail: [email protected]
Запарий Владимир Васильевич - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Истории науки и техники Института гуманитарных наук и искусств, Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина ORCID http://orcid.org/0000-0002-3326-4796
E-mail: [email protected]
About the authors
Zaitseva Ekaterina Vasil'evna - candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of theory and methodology of state and municipal managment of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltzin. Research interests: sociology of management, sociology of education. The author of more than 100 scientific publications. ORCID http://orcid.org/0000-0003-2112-3029
E-mail: [email protected]
Zapariy Vladimir Vasilievich - doctor of historical sciences, professor, Head of the department of history of science and technology of Institute of Humanities and Arts of Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin. ORCID http://orcid.org/0000-0003-2112-3029
EConoMIC history No. 1 (36), 2g17 35