Научная статья на тему 'Индустриальное монументальное искусство в педагогической практике обучения проектной деятельности'

Индустриальное монументальное искусство в педагогической практике обучения проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустриальное монументальное искусство / проектная деятельность / обучение / артпедагогика / industrial monumental art / project activity / education / art pedagogy

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Г О. Пивоваров, М М. Жураева

В статье представлен подход к обучению проектной деятельности через изучение образцов монументального индустриального искусства и создание собственных проектов. Показано, что важным этапом при создании таких проектов является анализ референта, анализ дизайна и анализ приема произведений. Предложена структура изучения основных техник и приемов монументального индустриального искусства. Продемонстрированы результаты проектов в области монументального индустриального искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Г О. Пивоваров, М М. Жураева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial monumental art in the pedagogical practice of teaching project activities

The article presents an approach to teaching project activities through the study of examples of monumental industrial art and the creation of one's own projects. It is shown that an important stage in the creation of such projects is the analysis of the referent, the analysis of design and the analysis of the reception of works. The structure of the study of the main techniques and methods of monumental industrial art is proposed. The results of projects in the field of monumental industrial art are demonstrated.

Текст научной работы на тему «Индустриальное монументальное искусство в педагогической практике обучения проектной деятельности»

УДК: 004.8 EDN: HIQBOS

DOI: https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-3-0327-0341

Индустриальное монументальное искусство в педагогической практике обучения проектной

деятельности

Г. О. Пивоваров 1, М. М. Жураева2

1Красноярский краевой Дом науки и техники РосСНИО, Красноярск, Россия 2Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Узбекистан

Аннотация. В статье представлен подход к обучению проектной деятельности через изучение образцов монументального индустриального искусства и создание собственных проектов. Показано, что важным этапом при создании таких проектов является анализ референта, анализ дизайна и анализ приема произведений. Предложена структура изучения основных техник и приемов монументального индустриального искусства. Продемонстрированы результаты проектов в области монументального индустриального искусства.

Ключевые слова: индустриальное монументальное искусство, проектная деятельность, обучение, артпедагогика.

Благодарности: проект выполнен при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив (ПФКИ-22-1-008355, ПФКИ-23-1-008858).

Для цитирования: Пивоваров, Г. О., & Жураева, M. М. (2023). Индустриальное монументальное искусство в педагогической практике обучения проектной деятельности. Информатика. Экономика. Управление - Informatics. Economics. Management, 2(3), 0327-0341. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-3-0327-0341

Industrial monumental art in the pedagogical practice of

teaching project activities

G. O. Pivovarov1, M. M. Juraeva2

Krasnoyarsk Science and Technology City Hall, Krasnoyarsk, Russia 2Bukhara Engineering and Technological Institute, Bukhara, Uzbekistan

Abstract. The article presents an approach to teaching project activities through the study of examples of monumental industrial art and the creation of one's own projects. It is shown that an important stage in the creation of such projects is the analysis of the referent, the analysis of design and the analysis of

© Пивоваров Г. О., Джураева M. M., 2023

0327

the reception of works. The structure of the study of the main techniques and methods of monumental industrial art is proposed. The results of projects in the field of monumental industrial art are demonstrated.

Keywords: industrial monumental art, project activity, education, art pedagogy.

Acknowledgement: the project was supported by the Presidential Fund for Cultural Initiatives (PFKI-22-1-008355, PFKI-23-1-008858).

For citation: Pivovarov, G. O., & Juraeva, M. M. (2023). Industrial monumental art in the pedagogical practice of teaching project activities. Informatics. Economics. Management, 2(3), 0327-0341. https://doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-3-0327-0341

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении своего развития педагогика в области искусства и дизайна в России последовательно формировалась явлением, определяемым специалистами как артпедагогика. Данное понятие можно определить как передающую систему методов, форм и приемов обучения декоративно-прикладному искусству, монументальному искусству и дизайну, современным художественным практикам. Такой подход к художественной педагогике последователен и хронологически прослеживается на всех ступенях среднего, среднего профессионального и высшего образования.

В российском образовательном контексте артпедагогика реализуется одновременно в учреждениях разного уровня (школы, колледжи, вузы) и в учреждениях дополнительного образования (художественных школах, студиях, мастерских, досуговых центрах). К первым относятся общеобразовательные школы, в том числе с эстетическим уклоном, ко вторым - школы искусств и изостудии при центрах детского творчества и досуга. Все они представляют собой единое направление, где формировалась и утверждалась художественная педагогика на всех этапах ее исторического развития. Таким образом, необходимо отметить высокую степень централизации и единства российской образовательной сферы; его однородность поддерживается унифицированными подходами к обучению, учебными планами, учебниками и образовательными концепциями на протяжении многих десятилетий [14].

Однако артпедагогика может использоваться не только для обучения в художественных учебных заведениях. Она интересна для развития художественного вкуса и для общего развития молодежи разных направлений подготовки. Развитие

творческих способностей у молодежи способствует всестороннему развитию личности, повышает возможности дальнейшего обучения. Развитие творческой деятельности в процессе обучения способствует формированию soft skills у обучающихся [4-6].

Сегодня тема развития образования в России часто затрагивает вопросы самостоятельного приобретения знаний учащимися и вовлечения их в творческую деятельность. Много современных источников посвящено обсуждению технологий создания идеальной образовательной модели и самообразования обучающихся. Одним из средств достижения обозначенных аспектов является метод проектов, использование которого положительно сказывается на развитии целостной личности на любом этапе обучения. Проектная деятельность обучающихся неразрывно связана с творческими, нравственными звеньями жизни, осознанием социального места, во взаимодействии с его развитием [7-10].

Задача современной системы образования состоит не только в процессе овладения знаниями, но и в развитии личности, творческого потенциала и самореализации. Подготавливая проекты, обучающийся воплощает в жизнь собственные идеи, самостоятельно реализовывая свои возможности, благодаря процессу творческой деятельности [11].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Теоретический анализ изучения темы обозначил предполагаемый результат применения проектных технологий и методов, который заключается в развитии творческой и проектной деятельности обучающихся на примерах монументального индустриального искусства.

В работе [12] рассматривается, как памятники искусства могут использоваться в образовательной деятельности. Целью этой работы было рассмотрение того, как педагоги могут анализировать и критиковать памятники с точки зрения их образовательной, исторической и эстетической ценности.

Было предложено три точки анализа: анализ референта; анализ дизайна; и анализ приема.

1) Референтный анализ акцентирует внимание на означаемом (объекте референции) памятника (имеется в виду его историческая значимость и историческое назначение). Памятники создаются для изображения исторических личностей или

примечательных событий. Учащиеся должны понимать, кого или что изображает памятник и что означает это изображение (в истории и в настоящем).

2) Анализ дизайна исследует выбор художественного и визуального дизайна, сделанный с исторической, социокультурной и эстетической точек зрения, с признанием того, что каждый выбор дизайна представляет определенную точку зрения.

3) Наконец, должен быть анализ восприятия, который исследует влияние, которое памятник оказывает на тех, кто сталкивается с ним, и признание того, как это влияние может меняться со временем. Эта аналитическая основа может применяться последовательно и/или итеративно при изучении памятников [12].

Суть проектного метода состоит в том, что обучающимся предлагается выполнить свой собственный индивидуальный или групповой проект по сбору информации о произведениях монументального индустриального искусства и по анализу собранного материала, основываясь на вышеизложенных методах.

Опыт проектной деятельности значительно обогащен совместной работой с коллегами из Республики Узбекистан, в которой изучению образцов монументального искусства и памятников уделяется большое внимание [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ Педагогический проект

Представляемый опыт основывается на проекте «Индустриальное искусство Красноярска. Забыть нельзя спасти!», реализованном Красноярским краевым Домом науки и техники Российского Союза научных и инженерных общественных объединений при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Проект направлен на сохранение и защиту монументальных произведений индустриального искусства, которые рассказывают о пути трудовой доблести красноярцев и их вкладе в развитие страны, что может использоваться для референтного анализа.

В обучении использовались фотоизображения Красноярской монументалистки. Это особенно ценно, поскольку различные памятники монументального индустриального искусства никогда ранее не изучались в едином курсе.

Mонументализм или Mонументальное искусство (Monumental art) - вид изобразительного искусства, произведения которого отличаются особо крупным

форматом. Чаще всего к монументализму относятся скульптурные памятники, уличные и интерьерные росписи, крупные мозаики и другие крупные недвижимые работы.

Иногда к монументальному искусству относят и архитектуру, но подобное мнение не является общепринятым и даже осуждается многими искусствоведами.

Монументальную живопись (росписи, граффити и другое тому подобное) в последние годы часто стали называть на западный манер - муралами [14].

В Красноярске представлены главные художественные техники как в классическом исполнении, так и с добавлением местного колорита. Например, есть мозаики из Енисейской гальки или мозаики, повторяющие Сибирскую наскальную живопись, есть уникальные сграффито на пять цветов, есть витражи, чьи стекла соединены алюминиевым прокатом вместо привычного паяного свинца. В Красноярске можно увидеть фасадные фрески, что достаточно уникально для индустриального декоративного искусства, есть горельефы из металла и многое другое, что создавалось художниками-монументалистами. Таким образом существует большая база данных для художественного и визуального дизайна.

Анализ восприятия осуществляется в процессе создания собственного проекта.

Студентам было предложено изучить результаты проекта и создать свой собственный проект об образцах монументального индустриального искусства, которые еще не были описаны и которые располагаются в их городе.

Изучение техник монументалистики

Первый этап посвящен изучению наиболее популярных техник и приемов, использующихся в создании монументального индустриального искусства. Без понимания бэкграунда понять и оценить художественные произведения невозможно.

К наиболее популярным техникам относятся:

• Мозаика;

• Сграффито;

• Фреска;

• Барельеф;

• Горельеф;

• Витраж.

Mозаика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum - произведение, посвящённое музам) - техника создания изображений и декорирования какой-либо поверхности прикреплением к общей основе кусочков материалов, различающихся по цвету, фактуре, текстуре. Разновидность инкрустации.

Сграффито (итал. sgraffito), или граффито (итал. graffito - процарапанный) -техника изображения и разновидность декорирования, которая заключается в нанесении на основу двух и более различных по цвету слоёв кроющего материала (цемента, штукатурки, ангоба) с последующим частичным процарапыванием по заданному рисунку.

Фреска - роспись по сырой штукатурке, одна из старейших техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальцитную плёнку, делающую фреску долговечной.

Барельеф (фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объёма.

Мозаика Сграффито Фреска

Барельеф Горельеф Витраж

Рисунок 1. Образцы наиболее популярных техник монументалистики. Figure 1. Samples of the most popular monumental techniques.

Горельеф (фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем

на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости.

Витраж (фр. vitrage - застекление, от лат. vitrum - стекло) - в общем значении застеклённая поверхность стен, оконных или дверных проёмов; остеклённые ограждающие конструкции; в том числе с применением стёкол с картинами или цветными узорами. Образцы вышеперечисленных техник даны на Рисунке 1.

Изучение приемов создания произведений монументального индустриального искусства также включало в себя знакомство с известными художниками-монументалистами. Художник-монументалист - деятель искусства, хотя бы один раз за свою художественную карьеру создавший какое-либо монументальное произведение искусства.

Проекты о произведениях монументального индустриального искусства

Расскажем о наиболее интересных проектах, созданных и описанных в рамках проектной деятельности о произведениях монументального индустриального искусства.

Мозаика «Полет» открывает нашу проектную галерею (Рисунок 2). В истории создания мозаики отображены все аспекты монументального декоративного индустриального искусства. Все начиналось в 1976 году, когда в Художественный фонд поступил запрос со стороны Аэрофлота с заказом на монументальную роспись, что открывает первый факт о произведениях художников-монументалистов. Почти всегда их работы - это государственный заказ или заказ какого-либо промышленного предприятия.

Рисунок 2. Мозаика «Полет». Figure 2. Mosaic "Flight".

Изначально художники Г. В. Новоселов, В. В. Слободкин и А. С. Лапко разработали эскизы для сграффито. Затем эскизы, как правило, согласовывались сначала с заказчиком, а потом с художественным фондом. Конечным аргументом в дискуссии об изменениях в проекте в данном случае стало предложение о необходимости создания мозаичного панно, которое более подходило бы для центра города. И здесь появляется второй и очень важный факт - все эскизы тщательно согласовывались, правились и утверждались сразу несколькими инстанциями.

7 ноября 1976 года мозаика была торжественно открыта и показана жителям Красноярска. После распада Советского Союза у мозаики начались сложные времена. Был период, когда мозаика была закрыта иллюминацией. Но сегодня мозаика снова открыта для горожан. Цвет стен здания на улице Мира, 114 является своеобразной рамой для мозаичного панно, выгодно демонстрируя прохожим прекрасный образец монументалистики авторства А.С. Лапко. Ансамбль мозаики дополнен тематическими пескоструйными витражами.

Мозаика «Родина-мать» или «Красноярская мадонна» была создана в 1965 году группой художников под управлением Е.С. Кобытева (Рисунок 3).

Рисунок 3. Мозаика «Родина-мать». Figure 2. Mosaic " Motherland".

В работе примечательно абсолютно все, начиная с техники и истории исполнения, заканчивая сюжетом и реставрацией. Мозаика ранее украшала фасад кинотеатра

«Родина», а сейчас является визитной карточкой Красноярского Дома Дружбы Народов. При этом важно, что в процессе реставрации было полностью снесено здание кинотеатра и построено новое здание Дома Дружбы. Нетронутой осталась только опорная для мозаики стена. Материалом для мозаики послужила Енисейская галька, которую рюкзаками носили с берегов Енисея около пятидесяти человек. Примечателен и сюжет -молодая женщина поднимает на руках ребенка, показывая ему красоту этого мира. А, учитывая, что на заднем плане видны вершины Красноярских Столбов, становится ясно, что они видят родной Красноярск. Для жителей города подобная панорама доступна при спуске по канатной дороге в Бобровом Логу. Не менее интересен и тот факт, что прообразами персонажей являются жена и дочь художника.

Первым сграффито в нашей проектной галерее является «Наука» (Рисунок 4). Неслучайно в качестве первого примера для демонстрации этой сложной техники резьбы по многослойной цветной штукатурке взята работа Г. Г. Никифорова.

Во-первых, большинство работ в данной технике имеют всего три цвета, поскольку художественная резьба даже по трем слоям разных цветов - работа почти ювелирная. А здесь представлено богатство красок и оттенков (количество цветов, а значит и количество слоев можете посчитать самостоятельно, когда будете смотреть на эту работу вживую).

Рисунок 4. Сграффито «Наука». Figure 4. Sgraffito "Science".

Вторая причина - это масштаб и состояние этой работы. Впечатляет и то, и другое. Полотно включает много деталей и образов, отсылающих к ядерной физике,

космонавтике, строительству и архитектуре, химии, биологии и другим областям научного знания, в которых Советская наука добилась значительных высот.

Важно отметить, что в прошлом веке в СССР почти все население, начиная со школьной скамьи, были увлечены наукой. Журнал «Юный техник» максимально простым языком рассказывал о достаточно сложных вещах, описывал простые опыты и пользовался у детей небывалой популярностью. Подростки зачитывались «Техникой молодежи», а повзрослев читатели увлекались журналом «Наука и жизнь», а самые любознательные добавляли к подписке журнал «Изобретатель и рационализатор».

Один из проектов посвящен самым ранним Красноярским фрескам Советской эпохи авторства К.Ф. Вальдмана и Е.С. Кобытева (Рисунок 5).

Уникальные по своей тематике и сложности исполнения два потолочных плафона здания Красноярского речного вокзала украшены главным символом Красноярского края - видами Заповедника «Красноярские столбы». Изображение на первом плафоне посвящено Красноярским Столбам. На втором изображении любящие свой город художники изобразили недавно построенный Речной вокзал, корабль «Иосиф Сталин», пароход «Святитель Николай», пассажирами которого в разное время были император Николай II и В.И. Ленин, а также поистине легендарную природу родного города. Якоря и звезды усиливают композицию.

Рисунок 5. Фрески в оформлении здания Речного вокзала Красноярска. Figure 2. Frescoes in the design of the building of the Krasnoyarsk River Station.

В 2012-2015 годах проведена частичная реставрация росписи. Здание Речного вокзала носит статус культурного наследия и защищено законом. Несмотря на то, что

сегодня в здании Речного вокзала располагаются конференц-залы, центры встреч, площадка Общественной палаты Красноярского края и Гражданская ассамблея Красноярского края, уникальные фрески, как и прежде, доступны для посетителей и радуют жителей и гостей города.

Витражи авторства А. Л. Шихалева расположены на лестничных маршах в пристройке здания Дома науки и техники, которая первоначально создавалась и действовала как большой выставочный зал достижений народного хозяйства (Рисунок 6).

Общая атмосфера и тематика витражей абсолютна характерна для эпохи в целом - наука, образование, космонавтика, коллективный труд, а также общий Советский символизм. По-настоящему интересным является способ монтажа витражей. Традиционная технология пайки свинца вокруг элементов из цветного стекла здесь уступила место алюминиевому прокату, соединенному вокруг стеклянных фрагментов специальными зажимами-защелками. Особенности этой технологии хорошо видны на оборотной стороне витража.

Рисунок 6. Витражи в Красноярском Доме науки и техники. Figure 2. Stained glass windows in the Krasnoyarsk House of Science and

Technology.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, предложен и проиллюстрирован один из возможных подходов к обучению проектной деятельности через образцы монументального индустриального искусства. Решение задачи базируется на развитии у обучающихся навыков проектной

0337

деятельности через создание собственных галерей монументального индустриального искусства.

Предложен метод привития художественного вкуса через изучение и анализ произведений искусства. Также предложен метод обучения истории развития страны и своей малой родины через изучение образцов монументального индустриального искусства, отображающих развитие истории.

Лучшие результаты проектов описаны и представлены в Брошюре-каталоге [15]. Для обучающихся младшего и среднего школьного возраста издана книга раскраска «Индустриальное искусство Красноярска» [16]. Все образцы собраны и описаны на сайте проекта [17].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[1] Aristova U., Zhilina L., Pedagogy in the Field of Art and Design in Russia, In: The International Encyclopedia of Artand Design Education, John Wiley & Sons, Inc., 2019 https://doi.org/10.1002/9781118978061.ead027

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Сергеева Н.Ю. Содержание понятия «Артпедагогика». Известия ВГПУ. 2008; 1.

[3] Кульчицкая И. Ю. Роль артпедагогики в современном образовании. МНКО. 2014; 2(45): 12-13.

[4] Шатунова О. В. Артпедагогика в высшей педагогической школе. Academic research in educational sciences. 2023. №KSPI Conference 1.

[5] Арбатская Е. А., Тарханова Е.Г. Исследование содержания понятия soft skills. Креативная экономика. 2020; 5: 905-924. https://doi.org/10.18334/ce.14.5.104255

[6] Румянцева О.В. Развитие soft skills в вузе: взгляд студентов. Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2022; 4: 98-105.

[7] Горбунова Н.В. Проектная деятельность и проектные методы в образовании. Проблемы современного педагогического образования. 2019; 63-2: 112-115.

[8] Безуевская В. А., Грошев А.Р. Проектная деятельность в университете. Вестник СурГУ. 2017; 2(16): 21-26.

[9] Магомедов М.Н., Носкова Н.А. Проектная деятельность в сфере культуры: региональный аспект. Петербургский экономический журнал. 2020; 3: 65-75.

[10] Гузенко О.И. Проектная деятельность как средство капитализации культуры. Молодой исследователь Дона. 2017; 6(9): 162-172.

[11] Амчиславская Е.Ю. Специфика формирования «мягких навыков» в процессе

0338

профессиональной творческой деятельности (на примере подготовки проектов студентами-дизайнерами). Проблемы современного педагогического образования. 2022; 74-1: 15-17.

[12] Uhrmacher B. Community and Collective Memory: A Commemorative Curriculum for Democracy. International Journal of Leadership in Education, 2008; 11(3): 225-238. https://doi.org/10.1080/13603120801918772

[13] Novakowski J.T. Monumental Ideas in a Time of Crisis: Revisiting a Framework for Teaching with Monuments. Critical Questions in Education. 2022;13:3. https://doi.org/10.3102/1684001

[14] Арт-словарь: терминология, виды, жанры, стили, направления изобразительного искусства [Электронный ресурс] URL: https://yavarda.ru/monumentalists.html

[15] Индустриальное искусство Красноярска: брошюра-каталог. Красноярск: ККДНиТ, 2023.

[16] Книжка раскраска «Индустриальное искусство Красноярска». Красноярск: ККДНиТ, 2023.

[17] Музейное пространство Красноярска «Забыть нельзя спасти» [Электронный ресурс] URL: https://area-museum.ru/

REFERENCES

[1] Aristova U., Zhilina L., Pedagogy in the Field of Art and Design in Russia, In: The International Encyclopedia of Artand Design Education, John Wiley & Sons, Inc., 2019 https://doi.org/10.1002/9781118978061.ead027

[2] Sergeeva N.YU. Soderzhanie ponyatiya «Artpedagogika». Izvestiya VGPU. 2008; 1. (in Russian)

[3] Kul'chickaya I. YU. Rol' artpedagogiki v sovremennom obrazovanii. MNKO. 2014; 2(45): 12-13. (in Russian)

[4] Shatunova O. V. Artpedagogika v vysshej pedagogicheskoj shkole. Academic research in educational sciences. 2023. №KSPI Conference 1. (in Russian)

[5] Arbatskaya E. A., Tarhanova E.G. Issledovanie soderzhaniya ponyatiya soft skills. Kreativnaya ekonomika. 2020; 5: 905-924. https://doi.org/10.18334/ce.14.5.104255 (in Russian)

[6] Rumyanceva O.V. Razvitie soft skills v vuze: vzglyad studentov. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriya, pedagogika, filologiya. 2022; 4: 98-105. (in Russian)

[7] Gorbunova N.V. Proektnaya deyatel'nost' i proektnye metody v obrazovanii. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2019; 63-2: 112-115. (in Russian)

[8] Bezuevskaya V. A., Groshev A.R. Proektnaya deyatel'nost' v universitete. Vestnik SurGU. 2017; 2(16): 21-26. (in Russian)

[9] Magomedov M.N., Noskova N.A. Proektnaya deyatel'nost' v sfere kul'tury: regional'nyj aspekt. Peterburgskij ekonomicheskij zhurnal. 2020; 3: 65-75. (in Russian)

[10] Guzenko O.I. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo kapitalizacii kul'tury. Molodoj issledovatel' Dona. 2017; 6(9): 162-172. (in Russian)

[11] Amchislavskaya E.YU. Specifika formirovaniya «myagkih navykov» v processe professional'noj tvorcheskoj deyatel'nosti (na primere podgotovki proektov studentami-dizajnerami). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2022; 74-1: 15-17. (in Russian)

[12] Uhrmacher B. Community and Collective Memory: A Commemorative Curriculum for Democracy. International Journal of Leadership in Education, 2008; 11(3): 225-238. https://doi.org/10.1080/13603120801918772

[13] Novakowski J.T. Monumental Ideas in a Time of Crisis: Revisiting a Framework for Teaching with Monuments. Critical Questions in Education. 2022;13:3. https://doi.org/10.3102/1684001

[14] Art-slovar': terminologiya, vidy, zhanry, stili, napravleniya izobrazitel'nogo iskusstva [Elektronnyj resurs] URL: https://yavarda.ru/monumentalists.html (in Russian)

[15] Industrial'noe iskusstvo Krasnoyarska: broshyura-katalog. Krasnoyarsk: KKDNiT, 2023. (in Russian)

[16] Knizhka raskraska «Industrial'noe iskusstvo Krasnoyarska». Krasnoyarsk: KKDNiT, 2023. (in Russian)

[17] Muzejnoe prostranstvo Krasnoyarska «Zabyt' nel'zya spasti» [Elektronnyj resurs] URL: https://area-museum.ru/ (in Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Gleb Pivovarov, Junior Researcher,

Пивоваров Глеб Олегович, младший научный сотрудник Красноярского краевого Дома науки и техники РосСНИО, Красноярск, Россия e-mail: [email protected]

Krasnoyarsk Science and TechnologyCity Hall, Krasnoyarsk, Russia

Жураева Малохат Мухамадовна, PhD,

Malohat Juraeva, PhD, Bukhara Institute of

Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Узбекистан

Engineering and Technology, Uzbekistan

Статья поступила в редакцию 18.06.2023; одобрена после рецензирования 08.08.2023; принята

к публикации 09.08.2023.

The article was submitted 18.06.2023; approved after reviewing 08.08.2023; accepted for publication

09.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.