Вопросы управления
Для цитирования: Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2015. № 4. С. 40-52 УДК 338.45.01
В.Д. МАРКОВА, М.В. ПЛУЖНИК
Индустриализация и промышленная политика
Рассмотрены особенности промышленной политики на разных этапах индустриального развития семи стран: США, Канады, Японии, Дании, Норвегии, Китая, России. На основе ретроспективного анализа показателей развития этих стран за 1990-2013 гг. и их промышленной политики показано, что каждой стадии индустриализации соответствует свой объект промышленной политики, стимулирование развития которого со стороны государства расширяет экономические возможности страны и повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. На раннеиндустриальной стадии - это обрабатывающая промышленность, на индустриальной стадии - машиностроение, в настоящее время таким объектом является высокотехнологичное машиностроение.
Ключевые слова: промышленная политика, индустриализация, машиностроение и высокотехнологичное машиностроение.
В течение нескольких десятилетий идея использования промышленной политики развитыми странами подвергалась скептицизму. Дебаты были сконцентрированы в основном на проблеме использования промышленной политики развивающимися странами. Ситуация изменилась после кризиса 2008-2009 гг. Медленное восстановление ведущих экономик, где преобладает сфера услуг, заставило экономистов и соответствующие организации (ООН, Всемирный банк, МВФ, ОЭСР и др.) обратить внимание на промышленный сектор и переосмыслить роль и место промышленной политики в экономическом развитии.
Осознание необходимости промышленной политики обусловлено проблемами обеспечения национальной безопасности страны, в том числе продовольственной, энергетической и культурной безопасности, а также
© Маркова Вера Дмитриевна - д-р экон. наук, профессор, зав. сектором программ развития промышленных предприятий. Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН. 630090 г. Новосибирск, просп. Лаврентьева, 17. E-mail: [email protected].
© Плужник Марина Владимировна - старший преподаватель. Томский политехнический университет. 634050 г. Томск, просп. Ленина, 30. E-mail: [email protected].
необходимостью минимизации экономических шоков, преодоления диспропорций, сдерживающих экономическое развитие страны.
Широко используемый термин «промышленная политика» не имеет общепринятой трактовки, расхождения в его определении сводятся в основном к выбору объекта: им является либо промышленность (определенные отрасли), либо экономика страны в целом.
Так, по мнению известного американского экономиста, выступающего за развитие промышленности и промышленной политики, Д. Род-рика, промышленная политика - это государственная политика, способствующая структурным изменениям в стране, вызванным целенаправленным переводом ресурсов из традиционных видов деятельности в новые. Иными словами, это средство преобразования структуры хозяйства в целях производственной диверсификации экономики [1].
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) определяет промышленную политику как «согласованные и сознательные усилия со стороны правительства для поощрения конкретной отрасли, основывающиеся на широком спектре политических инструментов» [2].
По мнению Г. Пак и К. Сагги, промышленная политика как любой тип селективного вмешательства правительства должна быть направлена на формирование возможностей для альтернативного экономического развития страны, потому что при отсутствии такого вмешательства смена источников экономического роста при исчерпании (в силу разных причин) источников текущего развития недостижима в естественных условиях [3].
Мы рассматриваем промышленную политику как целенаправленные меры государственного вмешательства с целью трансформировать экономическую структуру общества посредством изменения индустриального уклада, рынка труда и капитала для обеспечения конкурентоспособности страны.
Анализ параметров развития процессов индустриализации в семи странах (США, Канада, Япония, Дания, Норвегия, Россия и Китай) за период 1990-2013 гг. показал, что промышленная политика страны во многом определяла направления индустриализации, особенно на ранне-индустриальной и позднеиндустриальной стадиях. Стадии индустриализации выделены нами на основе анализа за десятилетние периоды динамики четырех показателей: темпов роста ВВП страны, экспорта в целом, экспорта продукции обрабатывающей промышленности и машиностроения (таблица).
Мы смогли выделить два типа промышленной политики на ранне-индустриальной стадии. Промышленная политика США, Канады. Японии, несмотря на специфику развития каждой страны, носила явно протекционистский характер и сводилась к сознательному ограждению отечественных компаний от иностранной конкуренции через прямое воздействие на экономику в виде государственных инвестиций, фискальных льгот и субсидий (США и Канада), на развитие государственных предприятий и последующую их продажу на льготных условиях (Япония) и условиях жесткого таможенного контроля (особенно в США). Иностранные инвестиции в этих странах присутствовали в ограниченном
круге отраслей. Результатом такой промышленной политики к концу раннеиндустриальной стадии стала диверсифицированная структура экспорта этих стран, где на долю промышленного сектора приходилось более 30 % экспорта. Особенностью ранней индустриализации в Японии была милитаризация экономики (40 % всех государственных предприятий, где концентрировалось 3/4 производственных мощностей, были военными заводами), а также ориентация на создание крупных «показательных» компаний [4].
Стадии индустриализации рассматриваемых стран
Страна Раннеиндустриальное развитие Индустриальное развитие Поздне-индустриальное развитие
Переход Стадия Переход Стадия Переход Стадия
Канада - 1900-1910 1910-1960 1960-1990 1990-н.в.
США 1900-1910 1910-1920 1920-1960 1960-1980 1980-н.в. -
Япония - 1900-1920 1920-1950 1950-1990 1990-н.в. -
Дания 1900-1910 1910-1920 1920-1960 1960-1980 1980-н.в. -
Норвегия 1900-1920 1920-1930 1930-1960 1960-1980 1980-2000 2000-н.в.
КНР - - - 1970-1990 - 1990-н.в.
Россия - 1900-1910 1910-1950 1950-1970 - -
Промышленность Дании формировалась на принципах свободной торговли с Великобританией и ориентации на импортозамещение (промышленной политики как таковой не было), а ремесленный характер промышленного производства не способствовал накоплению капитала, что привело к развитию малого и среднего бизнеса страны.
Промышленная политика Норвегии и России носила адаптивный характер, цель ее - стимулировать создание экспортно-ориентированных отраслей промышленности, чему способствовали богатые природные ресурсы этих стран, при этом возникла колоссальная зависимость от иностранных инвестиций. Это не позволило России и Норвегии получить потенциальную выгоду от ранней стадии индустриализации.
Существенной особенностью промышленной политики Российской империи была территориальная дифференциация таможенного протекционизма: пошлины взимались только на европейской части границы (пошлины в 1910 г. доходили до 35 %), азиатская часть освобождалась от пошлин. По объему промышленного производства Россия уступала только США, Британии, Германии и Франции. В 1908-1913 гг. темп роста российской экономики ежегодно превышал 7 % и был едва ли не самым высоким в мире. Однако, несмотря на все преобразования, Россия оставалась аграрной страной с неразвитым внутренним рынком, в промышленности было занято лишь 10 % населения, а экономический рост был обусловлен ростом мировых цен на зерно как главной статьи экспорта страны [5].
Ретроспективный анализ показал однонаправленность экономического роста России, Дании и Норвегии, когда новый индустриальный сегмент экономики не смог занять соответствующее место в экспорте продукции, проявляя отсутствие конкурентоспособности на мировом рынке (доля промышленного сектора в структуре экспорта не превышала 10-15 %). Страны оставались аграрными. Так, промышленная продукция Норвегии и России не была востребована на международном рынке, основной доходной статьей являлся экспорт сельскохозяйственного сырья (пшеницы) в России и продуктов рыболовства в Норвегии. В Дании можно отметить несколько иную ситуацию, когда промышленность способствовала специализации сельского хозяйства, расширению номенклатуры экспорта, который, однако, оставался «аграрным».
В других странах можно отметить четко выраженный характер смены экономической модели, который заключался в постепенном наращивании промышленного сегмента в структуре экспорта, планомерной смене источника экономического роста, удержании и росте конкурентоспособности страны на международном рынке.
Во всех странах особенностью промышленной политики на ранне-индустриальной стадии развития являлось создание транспортной инфраструктуры в целях объединения территории страны и расширения внутреннего рынка. При этом практически все страны привлекали для строительства иностранные инвестиции, чтобы не оттягивать внутренние денежные ресурсы. Так, в этот период осуществляется масштабное строительство железных дорог в США, строится Тихоокеанская железная дорога в Канаде, железные дороги в Японии, Дании, Норвегии, России. Канада много делает для улучшения условий судоходства по рекам страны. Фрахтовые услуги норвежского торгового флота обеспечивают около четверти национального дохода страны.
На примере США, Канады и Японии можно выделить факторы успешности промышленной политики на ранней стадии индустриализации:
- начало индустриального подъема сопровождалось системной протекционистской политикой, включая ограничения во внешней торговле, финансовые, кредитные, фискальные и иные рычаги поддержки отечественных промышленных предприятий;
- «тепличные» условия были нацелены на техническое преобразование устоявшейся отрасли экономики (на ранней стадии индустриализации - это сельское хозяйство, т. е. зарождающийся промышленный сектор носит «обслуживающий» характер по отношению к агросектору);
- первоначальная цель протекционизма - импортозамещение, т. е. в короткие сроки (как показывает ретроспективный анализ - около 10 лет) насыщение экономики собственными современными разработками. Это привело к возникновению крупных предприятий и монополий, создание которых поощрялось государством (Япония) либо не совсем эффективно регулировалось (США и Канада);
- по мере роста производительности труда и развития экономики происходит смена ориентиров промышленной политики с импортозаме-щения на развитие экспорта и изменение его структуры;
- промышленное развитие формирует избыточные денежные ресурсы компаний и государства, что сопровождается сбалансированной инвестиционной политикой. Страны привлекают иностранные инвестиции в строительство железных дорог, которое является катализатором развития других отраслей промышленности, где иностранные инвестиции не поощрялись. В отрасли, которые в дальнейшем стали «донорами» экспорта, как деревообработка в Канаде, иностранный капитал не допускался;
- важным фактором, позволяющим проводить индустриальные преобразования, стало наличие прозрачных прав частной собственности.
Иными словами, главный результат заключается в том, что промышленная политика США, Канады и Японии способствовала смене модели экономического роста, а в Дании, Норвегии и России - нет. Благодаря продуманной промышленной политике США, Канада и Япония объединили внутренний рынок, сформировали среду для накопления отечественного капитала (высокая норма прибыли из-за отсутствия иностранных конкурентов), были образованы крупные предприятия, при этом индустриализация не носила ярко выраженной экспортной направленности. Повысился уровень жизни населения, появились платежеспособные собственники, изменилась структура занятости в пользу индустриального сектора, расширился экспорт промышленной продукции, что способствовало росту конкурентоспособности этих стран на мировом рынке.
Промышленная политика России, Дании и Норвегии не оказала существенного влияния на развитие этих стран. Не произошло изменений в хозяйственном укладе, индустриализация не решила ряд проблем, а породила новые. Уровень жизни оставался низким, наблюдалось высокое внутреннее напряжение, которое сопровождалось забастовками в Норвегии и революцией в России.
Дальнейшийэтап развития, а именно переход от раннеиндуст-риальной стадии к индустриальной, длился в рассматриваемых странах от 30 до 40 лет (50 лет в Канаде) и завершился в 1950-1960-е годы (см. таблицу).
Этот период характеризуется разнонаправленностью мер промышленной политики. Так, в США происходит сокращение размера таможенных пошлин (их увеличили в период Великой депрессии), но по-прежнему наблюдается сильное участие государства в экономике через систему государственных заказов. В годы Второй мировой войны рост промышленного производства был на 70 % профинансирован за счет федерального бюджета, крупные корпорации кроме госзаказа получили льготные условия амортизации, доступ к дефицитным ресурсам, они могли выкупать государственные предприятия по льготной цене. Это привело к росту доли 100 крупнейших корпораций в общем объеме обрабатывающей промышленности США с 30 до 70 % [6].
В Канаде в этот период также происходит усиление роли государства в экономике. Путем национализации создаются крупные государственные предприятия в сфере транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры, государство стимулирует милитаризацию промышленности через государственные субсидии. После Второй мировой войны роль государства сузилась до поддержки отдельных отраслей
при активном участии государственных корпораций в строительстве судоходных каналов инефте- и газопроводов.
Промышленная политика Японии характеризуется все большим стимулированием развития военного сектора, а также увеличением экспорта продукции текстильной промышленности.
Формирование промышленной политики Дании в 1930-е годы (до этого политика не имела четких контуров) было вызвано колоссальным экономическим спадом, ростом безработицы и сокращением внешнеторгового оборота. Правительство ввело таможенные ограничения, инвестировало огромные средства в создание рабочих мест в отраслях промышленности, ориентированных на внутренний рынок, поддержало создание немногочисленных крупных предприятий (верфи, вагоностроение). После Второй мировой войны правительство использовало льготное налогообложение (вплоть до полной отмены налогов) предприятий машиностроения. В целом промышленная политика Дании носила в основном фискальный характер и сочеталась с использованием тарифных и нетарифных ограничений во внешней торговле.
Промышленная политика Норвегии была направлена на создание экспортно-ориентированной промышленности, для чего необходимо было преодолеть зависимость от иностранного капитала. Была проведена национализация предприятий, в первую очередь объектов гидроэнергетики, которые стали одним из главных источников индустриализации страны. Регулирующая роль государства усилилась после Второй мировой войны, она была расширена до всеобъемлющего планирования экономики в целях перераспределения дохода (курс на построение «государства всеобщего благосостояния»). Для обеспечения промышленного роста создавались крупные государственные корпорации в экспортно-ориентированных отраслях (химия, металлургия, машиностроение). Государство строило крупные ГЭС, предприятия обеспечивались электроэнергией по льготным ценам, получали прямые и косвенные субсидии, экспортеры имели фискальные и кредитные льготы.
Переход к индустриальной стадии развития Российской империи -РСФСР-СССР пришелся на 1910-1950-е годы, период неоднозначных реформ. Новая экономическая политика 1920-х годов сопровождалась выделением в государственный сектор наиболее крупных предприятий, которые обеспечивались топливом, сырьем и рабочей силой. Разрешалась организация трестов (в 1925 г. их было 800) и синдикатов, возродилась кредитная система - создан Госбанк и ряд коммерческих банков. Но с 1927 г. элементы рыночной экономики - частная собственность, кредитное финансирование, независимые банки и валютный рынок - ликвидируются. Главная особенность первой пятилетки (пятилетний план развития СССР) - национализация предприятий, строительство предприятий-гигантов тяжелой промышленности (металлургия, машиностроение), создание транспортной инфраструктуры. В следующие пятилетки строились новые предприятия, продолжались электрификация и продвижение промышленности на восток, созданы новые отрасли - автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение и пр. Но скачок в развитии тяжелой промышленности был совершен в результате изъятия ресурсов
из легкой промышленности и стагнации аграрного сектора. Восстановление промышленности после войны было осуществлено уже к 1950 г.
Итак, на этапе перехода от раннеиндустриальной стадии к индустриальной промышленная политика рассматриваемых стран сводилась к следующему:
- развитие отечественного машиностроения и стимулирование экспорта промышленных товаров, преобладающей частью которых являлась продукция машиностроения. Доля машиностроения в экспорте во всех странах резко увеличилась, ее значение варьировало в разных диапазонах, однако не опускалось ниже 50-60 % (кроме СССР), а в Японии поднялось до 90 %;
- нацеленность на расширение номенклатуры промышленных отраслей. В Дании появились такие отрасли, как приборостроение, судостроение, текстильная, в Норвегии - электрохимическая, электрометаллургическая, в Канаде - химическая и нефтехимическая, в Японии - нефтехимическая, электротехническая, в СССР - автомобилестроение, станкостроение, самолетостроение и др.;
- выбор промышленной специализации. В Канаде, США, Японии, например, одной из приоритетных отраслей промышленности явилось автомобилестроение, в СССР - станкостроение;
- стимулирование развития крупных промышленных предприятий посредством как прямой поддержки (США, Япония), так и национализации (СССР, Китай, Дания, Норвегия, Канада). Главные задачи - рост производительности труда в промышленном секторе, аккумулирование инвестиционных ресурсов, расширение платежеспособного сегмента.
Индустриальная стадия развития, начавшаяся в 1960-е годы (несколько раньше в Японии и СССР),продолжалась около 20 лет (30 лет в Канада и 40 - в Японии).
В середине 1960-х годов США переходят от политики протекционизма к политике свободной торговли (в рамках серии международных конференции ГАТТ - прототипа современной системы ВТО). Акценты в новой экономической политике смещаются в сторону социальных программ - борьба с бедностью и инфляцией, поддержка промышленности осуществляется только в военном секторе, что обусловлено «холодной войной» с СССР и войной во Вьетнаме.
Индустриальная стадия развития Канады (1960-1990 гг.) характеризуется либерализацией взглядов на управление экономикой, приватизацией госкорпораций, снятием государственного регулирования транспорта, телекоммуникаций и финансового сектора, либерализацией внешнеторговых отношений. Договор 1965 г. о беспошлинной торговле автомобилями между США и Канадой позволил нарастить объемы внешнеторговых операций и положил начало политике свободной торговли.
Основной задачей промышленной политики Японии на индустриальной стадии развития (1950-1990 гг.) стало создание отраслей с высокой добавленной стоимостью (автомобильная, электронная, машиностроительная) путем таможенного протекционизма (в том числе через экспортные субсидии) и обеспечения условий для долгосрочного инвестирования в отличие от использовавшейся ранее системы субсидирования
промышленности. Были созданы государственные институты финансирования- «Японский банк развития», «Банк долгосрочного кредитования», «Промышленный банк Японии» и т.д. Для поддерживаемых отраслей были созданы льготные условия инвестирования и налогообложения, обеспечивалось покрытие затрат на НИОКР, оплачивались коммунальные услуги. Правительство Японии активно использовало индикативное планирование и корректировку обменного курса иены для создания дополнительной выгоды предприятиям-экспортерам. Ориентируясь на поддержку картелей, правительство Японии считало, что только крупные компании могут обеспечить технологическое развитие, которое приведет к международной конкурентоспособности. Чтобы избежать злоупотребления олигополистической властью предприятий, был разработан ряд законов, направленных на постоянное обновление технологий, запрет ценовых войн и т.д. В результате такой промышленной политики темп роста ВВП Японии на душу населения к 1970 г. составлял 8 %, тогда как в США - 2,45 %.
На индустриальной стадии развития Дании (1960-1980 гг.) правительство принимает ряд инициатив по стимулированию экспортной направленности промышленности, что привело к появлению новых отраслей (химическая, фармацевтическая, радиоэлектронная и пр.), а система налогообложения способствовала развитию диверсификации и укрупнению компаний. Во внешнеторговой сфере Дания пошла по пути интеграции с европейским рынком.
Траектория активного индустриального развития Норвегии (19601980 гг.) изменилась в связи с широкой разработкой месторождений нефти и газа. Существенная часть норвежской промышленности перешла на обслуживание нефтегазового комплекса, резко возросла доля природной ренты в экономике страны, усилилась сырьевая направленность экспорта Норвегии. Соответственно промышленная политика страны также была переориентирована на поддержку нефтегазовой отрасли (привлечение иностранных компаний в целях использования их финансовых, технологических и интеллектуальных ресурсов), на закрепление приоритета местных компаний. Государство также активно регулирует оборонные производства, владеет предприятиями производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика, связь).
Анализ развития Китая начинается с 1970-х годов, по сути, сразу с индустриальной стадии (1970-1990 гг.), что связано с доступностью информации. Промышленная политика Китая опиралась на опыт Японии и Кореи, в стране были созданы специальные структуры, разработаны официальные документы, например решение Госсовета КНР 1989 г. «Приоритеты текущей промышленной политики».
Начиная с 1980-х годов ориентиры промышленной политики Китая сместились с принципов импортозамещения для химизации и механизации сельского хозяйства на поддержку экспорта. При этом внешняя торговля, а также привлечение иностранного капитала в страну были нацелены на усиление импорта передовых технологий. Государство поддерживало создание совместных предприятий с транснациональными компаниями. Участниками с китайской стороны выступали управляемые
государством компании, что позволило сохранить контроль деятельности совместных предприятий. Для стимулирования иностранных инвестиций были созданы особые экономические зоны. Другой формой трансфера технологий стало приобретение китайскими корпорациями акций иностранных компаний, например Volvo.
В соответствии с интересами национальной безопасности Китая в рамках промышленной политики определены «опорные» отрасли: оборона, угольная промышленность, электроэнергетика, телекоммуникации, гражданская авиация, кораблестроение, нефтяная и нефтехимическая отрасли. Промышленная политика страны направлена на создание крупных предприятий и быстрое «выращивание» лидеров национальной экономики, для этого государство инициировало процессы слияния и поглощений. В арсенале инструментов промышленной политики Китая тарифные ограничения, экспортное субсидирование и льготное кредитование, целевая поддержка приоритетных отраслей через Экспортно-импортный Банк, Банк развития Китая и другие государственные институты развития, льготное налогообложение, таможенный протекционизм (в 1990 г. размеры пошлин достигали 40 %).
В нашей стране промышленная политика на индустриальной стадии (1950-1970-е годы) сводилась к поддержке отраслей, производящих предметы потребления (группа «Б»), внедрению в промышленность технических новшеств, ориентации на рост капитальных вложений предприятий. Так, в начале 70-х годов страна была безусловным технологическим лидером энергетического газотурбиностроения (были выпущены первые в мире ГТУ мощностью 100 МВт), совершен прорыв в освоении космоса. Значительными темпами развивались атомная, химическая, радиоэлектронная промышленность, приборостроение, электроэнергетика, были построены атомные электростанции, проведена реконструкция железных дорог.
Однако именно в это время, как позже в Норвегии, происходит переориентация внешней торговли СССР на экспорт углеводородов. Промышленная политика, основанная на протекционизме и государственной монополии на внешнюю торговлю, сводилась к импортозамещению. Главной статьей импорта была продукция машиностроения, так как в стране был развит военно-промышленный комплекс, но наблюдалось технологическое отставание ряда отраслей обрабатывающей промышленности. Чрезмерная милитаризация экономики, директивное планирование, экстенсивный путь развития обусловили «застойный» характер экономики, компенсировавшийся все большим экспортом нефти и газа.
Регулирование промышленности исчезает в конце 1980-х годов. В связи с надеждой на всемогущество рынка термин «промышленная политика» забывается на многие годы. Несмотря на смену экономической системы, углеводороды по-прежнему остаются «палочкой-выручалочкой» экономики России.
В целом все страны формировали конкурентоспособные экономики, наращивая отрасли обрабатывающей промышленности, в первую очередь машиностроение, т. е. изменяя структуру экономики и занятости, повышая уровень жизни населения. Страны стимулировали экспортную ориентацию машиностроения, в более явной форме это демонстрируют
открытые экономики, в менее выраженной - СССР. Для этого многие из них прибегали к процессам национализации (исключение - Япония), прямым и косвенным мерам промышленной политики. К моменту окончания индустриальной стадии доля обрабатывающей промышленности в Дании, Норвегии, СССР установилась на уровне 40 %, в США - 60 %, в Канаде - 50 %, Китае и Японии - около 80 %. Доля машиностроения составляла около 30 % в экспорте Дании, Норвегии, Китае, около 40 % -США и Канады, 60 % - Японии и 22 % - СССР [7].
В целом можно сказать, что промышленная политика на индустриальной стадии, направленная на развитие собственного машиностроения и экспорт его продукции, позволила совершить экономический рывок Дании, Норвегии и России, а также обеспечить семи рассматриваемым странам конкурентоспособность на мировом рынке. Поэтому можно говорить о положительном эффекте промышленной политики.
В соответствии с предложенной нами методикой оценки стадии индустриализации в настоящее время на позднеиндустриальной стадии развития находятся лишь две страны из семи - Китай и Норвегия. Обусловлено это сохранением в этих странах промышленной политики, в отличие от США, Канады, Японии, Дании и России, которые перешли на либеральные принципы регулирования промышленности.
Спецификой развития Норвегии на этой стадии является некоторая «несинхронность» параметров, т. е. одновременное положительное изменение темпов экономического роста, экспорта в целом и экспорта высокотехнологичной продукции Норвегии не повлекло за собой столь же значимого сдвига экспорта продукции обрабатывающей промышленности (197 %, 161 %, 143 % и 82 % соответственно). Фокусом промышленной политики страны является технологическое преобразование нефтегазовых отраслей экономики. Естественно, это отражается на сокращении в экспорте доли обрабатывающей промышленности до 15 %, машиностроения до 8 % и высокотехнологичного машиностроения до 2 %. В этот период происходит усиление сырьевой составляющей экспорта, промышленная политика страны приобретает адаптивную форму применительно к нефтегазовому сектору и защитный характер относительно промышленного сектора, формируя в целом нейтральный эффект и не меняя модели экономического роста.
Иной результат и мощный положительный эффект демонстрирует промышленная политика Китая. За последнее десятилетие темпы роста ВВП, экспорта в целом и экспорта продукции обрабатывающей промышленности и высокотехнологичного сектора достигают 600 % и более. Связано это с тем, что фокусом промышленной политики в этот период был машиностроительный комплекс и его экспортная ориентация, а сама политика характеризовалась сочетанием жестких и мягких мер государственного воздействия. В документе «Государственная промышленная политика Китая на 1990-2000 гг.» была подчеркнута необходимость ускоренного развития опорных и высокотехнологичных отраслей экономики, увеличения доли машиностроения в экспорте страны. При этом государство поощряло иностранные инвестиции в одни отрасли, запрещало или ограничивало в другие. В начале 2000-х годов была разработана
программа создания промышленных кластеров для ускорения инновационного роста экономики, были созданы привлекательные условия для размещения на территории страны исследовательских центров иностранных компаний. В результате к 2014 г. доля обрабатывающей промышленности в экспорте достигла 85 %, в том числе машиностроения - 48 %,
высокотехнологичного машиностроения - 22 % [8].
***
Итак, установлено, что промышленная политика стран зависит от стадии индустриализации. На раннеиндустриальной стадии развития про-мышленная политика имела в основном защитный характер, сводилась к прямой поддержке (так называемое вертикальное воздействие) национальных производств в виде жесткого таможенного протекционизма и прямых государственных инвестиций. Задачи промышленной политики определялись приоритетами национальной безопасности и территориальной целостности страны и были направлены на импортозамещение и стимулирование экспорта.
По мере развития экономики и научно-технического прогресса промышленная политика становится более сфокусированной, приобретая преимущественно экспортно-ориентированный и целевой характер. Смена ориентации промышленной политики от защитной к адаптивной сопровождается переносом акцентов на статус и конкурентоспособность страны на мировых рынках. Инструментами промышленной политики является не только прямое государственное инвестирование через субсидии, займы и госзаказы, но и национализация предприятий, наблюдавшаяся в пяти странах из семи исследуемых (СССР, Китай, Канада, Дания, Норвегия), что позволило быстро вырастить крупных лидеров национальной экономики в приоритетных отраслях промышленности. Наша страна не была исключением, что подтверждает динамика экспорта продукции обрабатывающей промышленности и машиностроения до 1960-х годов, когда на их долю приходилось 40 % и 22 % соответственно. Хотя эти показатели ниже, чем в других странах, но для нашей страны это были самые высокие значения за весь исследуемый период, включая современный этап открытой экономики России.
На стадии индустриального развития прямые методы регулирования экономики сменяются преимущественно косвенными методами, ослабевает значение тарифных ограничений, которые принимают форму «плавающего» протекционизма, большее распространение получают нетарифные ограничения, особенно в виде кредитования экспорта. Иными словами, происходит переход от жесткой формы промышленной политики (вертикальное воздействие) к мягкой. Исключением являются Япония и Китай, которые одновременно используют как прямые, так и косвенные методы регулирования промышленности на фоне таможенного протекционизма и активного использования нетарифных барьеров. В экономике СССР эти процессы менее заметны, хотя частично они проявляются, например, в экономической реформе 1965 г.
Исторический и логический анализ промышленной политики позволяет утверждать, что каждой стадии индустриализации соответствует свой
объект промышленной политики, стимулирование развития которого со стороны государства влечет за собой расширение экономических возможностей страны и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. На раннеиндустриальной стадии - это обрабатывающая промышленность, на индустриальной стадии - машиностроение, в настоящее время таким объектом является высокотехнологичное машиностроение.
В заключение отметим, что тема промышленной политики вернулась в отечественный экономический дискурс на Петербургском международном экономическом форуме - 2015, однако, как отмечают эксперты, правительство еще не определилось, какую политику оно будет проводить в области промышленности1.
Литература / References
1. Rodrik D. Industrial Development: Some Stylized Facts and Policy Directions. Industrial Development for the 21st Century: Sustainable Development Perspectives. New York, 2007, pp. 9-15.
2. United Nations. Available at: http://www.un.org/en/index.html (accessed 10.09.2014).
3. PackH., Saggi K. Is There a Case for Industrial Policy? A Critical Survey. Available at: http://wbro.oxfordjournals.org/content/21/2/267.short (accessed 20.12.2014).
4. Япония-2000: консерватизм и традиционализм / Центр по изучению современной Японии. М.: Восточная литература, 2000. 303 с. [Yapo-niya-2000: konservatizm i traditsionalizm [Japan-2000: conservatisman dtradition alism]. Mocow, Vostochnaya literatura Publ., 2000. 303 p.].
5. Ясин Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ: курс лекций. М.: ГУВШЭ, 2002. 437 с. [Yasin E.G. Rossiyskaya eknomika. Istoki i panorama rynochnykh reform [Rossiyskaya economy. Sourcesand panorama ofmarketre forms]. Moscow, GUVShEPubl., 2002. 437 p.].
6. Экономическая история мира: в 6 т. / Российская академия наук, Институт Европы, Институт экономики, Кафедра экономической теории и предпринимательства; под ред. М.В. Конотопова. М.: КноРус, 2008. 3323 с. [Ekonomicheskaya istoriya mira: v 6 t. [Economic history of the world: in 6 vol.]. Moscow, KnoRus Publ. 3323 p.].
7. The United Nations Statistics Division. Analytical tables. Historical data 1900-1960. Available at: http://unstats.un.org/unsd/databases.htm (accessed 20.12.2014).
8. EIU Data Services. Available at: https://eiu.bvdep.com/frame.html (accessed 20.12.2014).
'Эксперт. 2015. № 26-27. C.18.
For citation: Izvestiya Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2015, № 4, pp. 40-52 UDK 338.45.01
V.D. Markova, M.V. Pluzhnik Industrialization and Industrial Policy
Industrial policy stages of economy industrialization are defined with the use of the suggested approach which is based on the analysis of four indicators of growth rates. These indicators include the following: GDP of the country, general export level, export of manufacturing products and export of high technological products. Retrospective analysis of these indicators for the 1990-2013 years is done for seven countries including USA, Canada, Norway, Russia, Japan and China. Information on China is available in international data bases only science 1970.
Choice of the countries could be explained by the similarities of economic conditions in Denmark, Canada, Norway and Russia at the initial stage of industrialization. Industrialization processes in Japan and China started later which provides opportunity to estimate the influence of "the base point". The USA are included as an example of world's economic leader.
Indicators were calculated basing on Maddison Historical GDP Data and analytical documents of the UN. International data base on the World Bank was used for calculations after 1960. Moreover data also included information from yearly statistic books of Russian Empire, National Economy of the USSR and External trade in the USSR books as well as data form Russian Statistics Committee.
Three stages of industrialization were defined for these countries. It was proved that each stage is marked by special object of state industrial policy. The support of this object improves country's economic opportunities and its global competitiveness.
At the early industrialization stage of each country such object was presented by manufacturing industry. Industrial policy was directed on import's substitution and export's stimulation. National production was supported directly with the help of direct state investments and customs protectionism.
At the industrial stage state support is directed to the development of machinery industry, incubation of large national leaders operating in the priority industries and export support.
At the stage of late industrial development industrial policy is related to the high technological machinery industry. It was shown that only two from the seven analyzed countries -Norway and China - currently develop within this stage. This could be explained by the fact that industrial policy is reserved in these countries while USA, Canada, Japan, Denmark and Russia demonstrate transition to liberal principals of industrial regulation.
Keywords: industrial policy, industrialization, machinery, high-tech engineering.
© Vera D. Markova - Advanced scientific degree in economics, Head of the group for enterprise development programmes. Institute of Economics and Industrial Engineering (IEIE). 17 Lavrentjev str., 630090 Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected].
© Marina V. Pluzhnik - Lecturer. Tomsk state politechnical university. 30 Lenina str., 634050 Tomsk, Russia .E-mail: [email protected].
www.jem.dvfu.ru