Научная статья на тему 'ИНДОНЕЗИЯ В ФОКУСЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ИНДОНЕЗИЯ В ФОКУСЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / цели устойчивого развития (ЦУР) / особые экономически зоны / ESG-практики / Индонезия / sustainable development / Sustainable Development Goal (SDG) / special economic zones / Indonesia / ESG-practices

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мухаммад С., Калашникова И. В.

Концепция устойчивого развития, принятая в 1992 г. Конференцией ООН и получившая нормативное закрепление в актах политико-правового характера, оказала большое влияние на экономическую политику многих государств. Главная идея Концепции – изменение традиционной траектории неустойчивого развития стран на основе исследований закономерностей развития биосферы, экономики, техники и технологий, обеспечивающих переход к качественно новому состоянию общества. Цели устойчивого развития направлены на поэтапное преобразование экономической, экологической и социальной областей деятельности в единую самоорганизующую систему на основе эволюции политики государства и бизнеса в направлении гуманизма. Для Индонезии это предполагает не только адаптацию к глобальным идеям, но и разработку программы конкретных действий, уточненных и аргументированных с учетом природных и социально-экономических особенностей и накопленных менеджментом компаний ESG-практик. Преследование исключительно прагматической цели использования ресурсов природы становится недостаточно продуктивным подходом для экономического роста и экологического благополучия Индонезии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indonesia in Focus of Sustainable Development Goals

he concept of sustainable development, adopted in 1992 by the UN Conference and normatively enshrined in acts of a political and legal nature, has had a great influence on the economic policies of many states. The main idea of the Concept is a change in the traditional trajectory of the unsustainable development of countries based on research into the patterns of development of the biosphere, economy, technology and techniques that ensure the transition to a qualitatively new state of society. The sustainable development goals are aimed at the gradual transformation of economic, environmental and social areas of activity into a single selforganizing system based on the evolution of state and business policies in the direction of humanism. For Indonesia, this involves not only adaptation to global ideas, but also the development of a program of specific actions, clarified and reasoned taking into account natural and socio-economic characteristics and ESG-practices accumulated by company management. Pursuing a purely pragmatic goal of using natural resources is becoming an insufficiently productive approach for Indonesia's economic growth and environmental well-being.

Текст научной работы на тему «ИНДОНЕЗИЯ В ФОКУСЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

УДК 339.9(910)

С. Мухаммад, И. В. Калашникова

ИНДОНЕЗИЯ В ФОКУСЕ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

С. Мухаммад - аспирант Высшей школы менеджмента (ТОГУ, г. Хабаровск), e-mail: m.syafar@uinbanten.ac.id; Калашникова И. В. - д-р экон. наук, профессор Высшей школы менеджмента (ТОГУ, г. Хабаровск), е-mail: 006013@pnu.edu.ru.

Концепция устойчивого развития, принятая в 1992 г. Конференцией ООН и получившая нормативное закрепление в актах политико-правового характера, оказала большое влияние на экономическую политику многих государств. Главная идея Концепции - изменение традиционной траектории неустойчивого развития стран на основе исследований закономерностей развития биосферы, экономики, техники и технологий, обеспечивающих переход к качественно новому состоянию общества. Цели устойчивого развития направлены на поэтапное преобразование экономической, экологической и социальной областей деятельности в единую самоорганизующую систему на основе эволюции политики государства и бизнеса в направлении гуманизма. Для Индонезии это предполагает не только адаптацию к глобальным идеям, но и разработку программы конкретных действий, уточненных и аргументированных с учетом природных и социально-экономических особенностей и накопленных менеджментом компаний ESG-практик. Преследование исключительно прагматической цели использования ресурсов природы становится недостаточно продуктивным подходом для экономического роста и экологического благополучия Индонезии.

Ключевые слова: устойчивое развитие, цели устойчивого развития (ЦУР), особые экономически зоны, ESG-практики, Индонезия.

К концу ХХ в. для мирового сообщества стало очевидным сложившееся противоречие между характером развития цивилизации и природной средой, достигшее предела и требующего радикального изменения ценностно-мировоззренческих установок во имя дальнейшего экономического

© С. Мухаммад, Калашникова И. В., 2024

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

и социального прогресса. Это и породило базовые идеи Концепции устойчивого развития. Она была провозглашена Конференцией ООН по развитию и окружающей среде в 1992 г., известной под названием «Саммит Земли». Ее предназначение - выработка плана действий по вопросам окружающей среды и дальнейшего развития ради определения основных направлений международного сотрудничества в XXI в. Концепция стала продолжением идей Стокгольмской конференции (1972 г.), первого международного форума, провозгласившего действия правительств во имя решения актуальных проблем в области экологии и охраны окружающей среды, а также главный принцип устойчивого развития: «Люди имеют право на здоровую и продуктивную жизнь в гармонии с природой» (принцип равенства возможностей поколений людей по удовлетворению своих витальных и других коэволюционно разумных потребностей) [1]. Каждое поколение должно жить и удовлетворять свои потребности таким образом, чтобы не ставились под угрозу предпосылки и условия жизни будущих поколений. Для этого развитие любой страны должно характеризоваться экономической эффективностью, биосферосовместимостью, социальной справедливостью и всесторонней безопасностью [2]. Потомки должны иметь не меньше возможностей по удовлетворению своих потребностей в обеспечении безопасности, природных ресурсах и экологических условиях Земли и космоса. В условиях ограниченности и даже исчерпания планетарных природных ресурсов и экологических условий современные поколения людей (не все, конечно), по сути, живут взаймы за счет будущих поколений... создавая для потомков все более ухудшающиеся экологические условия существования в биосфере, что в темпоральном отношении антигуманно для перспективы существования и безопасной эволюции человечества [3]. В данном контексте целесообразно говорить как минимум о триаде ценностей: экономической эффективности, биосферной совместимости и социальной справедливости. Графическая интерпретация устойчивого развития представляет собой фигуру, ограниченную дугами АВ, ВС и АС (рис. 1).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Рис. 1. Триада ценностей устойчивого развития

Полагаем, что триада ценностей устойчивого развития является не только идеологией Концепции, но и платформой для решения проблем общественного устройства и научно-технического развития в «бесконфликтном» формате управления, препятствуя нарастанию хаоса и турбулентности [4].

В 2000 г. на встрече глав государств и правительств стран-членов ООН была принята Декларация тысячелетия, где были сформулированы цели развития тысячелетия (ЦРТ). Как показала действительность, переход к устойчивому развитию оказался сложным и трудным процессом. Целевой «триады ценностей» оказалось явно недостаточно. Реализация мер, предусмотренных ЦРТ, происходила непоследовательно и неравномерно в страновом ракурсе. Отставание наблюдалось в развивающихся и наименее развитых странах. Некоторые цели, сформулированные в Декларации тысячелетия, так и не были достигнуты. На Саммите ООН в 2015 г. было согласовано 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые по своей сути являются продолжением ЦРТ и связаны с задачами, которые носят комплексный, неделимый характер и представляют собой набор приоритетов и параметров устойчивого развития. Все они нашли отражение в официальном документе «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Как и в ЦРТ, в ЦУР заложена идея социоприродной и экономической устойчивости, охватывающая три аспекта устойчивого развития - экономический рост, социальную интеграцию и охрану окружающей среды (табл. 1).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Таблица 1

ЦРТ 2000 - 2015 гг.

ЦУР 2016 - 2030 гг.

1. Ликвидация абсолютной бедности и голода.

2. Содействие равенству полов, расширению прав и возможностей женщин.

3. Обеспечение всеобщего начального образования.

4. Сокращение детской смертности.

5. Улучшение охраны здоровья матерей.

6. Борьба с тяжелыми заболеваниями.

7. Обеспечение экологической устойчивости.

8. Формирование партнерства в целях международного сотрудничества по проблемам развития.

1. Покончить с бедностью во всех ее формах повсеместно.

2. Ликвидировать голод, обеспечить продовольственную безопасность, улучшение питания и содействовать устойчивому развитию сельского хозяйства.

3. Обеспечить здоровый образ жизни и способствовать благополучию для всех в любом возрасте.

4. Обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех.

5. Достичь гендерное равенство и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек.

6. Обеспечить доступность и устойчивое управление водоснабжением и санитарией для всех.

7. Обеспечить доступ к недорогостоящей, надежной, устойчивой и современной энергии для всех

8. Содействовать поступательному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

9. Содействовать поступательному, инклюзивному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

10. Сокращать неравенство внутри стран и между ними.

11. Сделать города и населенные пункты инклюзивными, безопасными, жизнестойкими и устойчиво развивающимися.

12. Обеспечить устойчивые модели потребления и производства.

13. Принять срочные меры по борьбе с изменением климата и его последствиями.

14. Сохранять и рационально использовать океаны, моря и морские ресурсы во имя устойчивого развития.

15. Защищать, восстанавливать и поощрять устойчивое использование наземных экосистем, рационально управлять лесами, бороться с опустыниванием, а также прекращать и обращать вспять деградацию земель и останавливать процессы утраты биологического разнообразия.

16. Содействовать созданию миролюбивых и инклюзивных обществ в интересах устойчивого развития, обеспечивать доступ к правосудию для всех и создавать эффективные, подотчетные и основанные на широком участии институты на всех уровнях.

17. Укреплять средства достижения и активизировать механизм партнерства в интересах устойчивого развития.

Источник: https://www.un.org/ru/youthink/mdg.shtml [5]

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Однако цели и задачи устойчивого развития, направленные на устранение коренных причин нищеты и удовлетворение всеобщей потребности в развитии в интересах всех людей, имеют некоторые особенности.

1). ЦУР носят всеобщий характер и могут стать ориентирами для всех стран. ЦРТ же предусматривает деятельность лишь в развивающихся странах.

2). В отличие от ЦРТ новые цели имеют более широкую повестку. Они предусматривают решение вопросов неравенства (в том числе гендерного), экономического роста, достойных рабочих мест, городов и населенных пунктов, индустриализации, экосистем, энергетики, изменения климата, устойчивого потребления и производства, мира и безопасности.

3). ЦУР в максимальной степени сосредоточены на средствах осуществления, на вопросах мобилизации финансовых ресурсов, наращивания потенциала и технологий.

4). Новые цели сместили акцент с ЦРТ на более широкую повестку дня в области политики развития, охватывающую многие аспекты экономической, социальной и экологической устойчивости.

Чтобы содействовать реализации целей устойчивого развития, национальные правительства разрабатывают соответствующие стратегии. Индонезия не является исключением. Наряду с Малайзией, Филиппинами, Таиландом и Вьетнамом экономисты относят Индонезию к «азиатским тиграм второй волны». Крупнейшее островное государство входит в ТОП-5 стран по населению и ТОП-20 стран по номинальному значению валового внутреннего продукта. Страна включает 32 провинции, включая особые автономии, и два особых административных округа (Джакарта и Джокьякарта). Реализуя ЦУР, намеченных ООН, правительство страны придерживается четырех основных направлений развития:

- право и государственное регулирование;

- окружающая среда (экология);

- социальная сфера;

- экономика.

Провозглашенный в 1998 г. курс на реформирование в дальнейшем способствовал формированию условий для перехода Индонезии к модели устойчивого развития. Именно с этого момента важнейшей чертой ее политики стала главенствующая роль государства в экономике, без которого реализация ЦРТ и ЦУР вряд ли была бы возможна. За 1998 - 2019 гг. подушевой ВВП Индонезии по паритету покупательной способности удвоился (с $ 5,5 тыс. до

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

$ 11,8 тыс.). Среди наиболее крупных развивающихся стран по среднегодовым макроэкономическим показателям за 2008 -2018 гг. Индонезия заняла 3-е место по среднегодовым темпам прироста ВВП на душу населения (после Китая и Индии) и 1-ое - по их стабильности [6].

Благоприятная демографическая ситуация - важный фактор успешного устойчивого развития. По данным ООН, на конец 2022 г. население Индонезии составляло 284 млн чел., что соответствует 4-му месту в мире после Индии, Китая, США. Средний возраст жителя - 28 лет. Возрастная структура населения: дети (0-14 лет) - 23,3 %, лица трудоспособного возраста (15-64 года) -70,7 %, лица от 65 лет и старше составляют только 6 % [7]. Почти 70 % занятых задействовано в обработке сельскохозяйственного сырья. К 2030 г. рынок труда готовы будут пополнить 180 млн человек из числа молодежи.

Валовый внутренний продукт (ВВП) Индонезии в 2022 г. составил $1,3 трлн, что на 11 % больше значения 2021 г., привлечено свыше $ 21 млрд иностранных инвестиций [6]. Это самый высокий рост ВВП с 2013 г., обусловленный ростом цен на сырьевые товары (уголь, пальмовое масло, никель) и восстановлением потребительского спроса после отмены СОУГО -ограничений. Наибольший вклад в ВВП Индонезии вносят сектор услуг (информационные, финансовые, транспортные, образовательные и др.) и обрабатывающая промышленность (рис. 2).

Добывающая промышленность

Строительство 10%

Сельское хозяйство и рыболовство

14 %

Торговля

13 %

Услуги 35 %

Обрабатывающая промышленность

19%

Рис. 2. Структура ВВП Индонезии в 2022 г.

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Рыболовство вносит менее трех процентов в ВВП Индонезии, несмотря на то, что 77 % ее географической площади составляют океанские воды. Что касается экспорта, то Индонезия является одним из крупнейших в мире поставщиков продукции из древесины тропических пород, используемых для производства мебели и изделий кустарного промысла. Однако в соответствии с ЦУР ожидается, что в будущем этот сектор будет расти медленнее, т.к. Индонезия стремится сократить темпы вырубки леса.

Экономика Индонезии в основном ориентирована на внутреннее потребление. При этом страна является крупнейшим в мире экспортером угля, лидером по добыче никеля (48 % от мирового объема) и входит в ТОП-10 стран по экспорту сжиженного природного газа [там же].

Несмотря на статус развивающейся рыночной экономики, государство регулирует цены на ряд основных товаров (топливо, рис, электричество и др.). Все это делается в интересах потребителей и направлено на увеличение платежеспособного спроса и рост располагаемых доходов населения, особенно если невозможно увеличить номинальные доходы. В большинстве случаев ценовое регулирование цен осуществляется в интересах населения с наименьшими доходами, чтобы обеспечить реализацию ЦУР, связанных с борьбой с бедностью, сокращением неравенства, ликвидацией голода, улучшением питания.

Чтобы привлечь иностранные инвестиции в экономику Индонезии одним из приоритетных направлений государство избрало путь развития свободных экономических зон (СЭЗ) и особых экономических зон (ОЭЗ). Законодательные основы создания СЭЗ в Индонезии были прописаны в 2005 г. Первые СЭЗ были открыты, чтобы извлечь выгоду из их близости к Сингапуру, с которым было подписано соглашение, а также для привлечения инвестиций в северовосточную часть страны [9]. О концепции создания ОЭЗ в стране было объявлено только в 2014 г. Первые ОЭЗ начали функционировать в 2015 г., а основная часть - в 2019 г. Сегодня в Индонезии насчитывается 19 ОЭЗ, 12 из которых действующие. В основном они имеют туристическую направленность. Другие ориентированы на разнообразные направления деятельности, от добычи минеральных ресурсов и рыболовства до производства высокотехнологичных товаров машиностроительного и электронного профиля. Все ОЭЗ спроектированы таким образом, чтобы обеспечить доступность местных ресурсов, а также обслуживать добывающие и перерабатывающие отрасли. На территории ОЭЗ Индонезии могут осуществляться такие виды хозяйственной деятельности, как производство и переработка; логистика и дистрибуция;

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

научные исследования, цифровая экономика и развитие технологий; туризм; развитие энергетики; образование; здравоохранение; спорт; финансовые услуги и др.

По состоянию на 2021 г. ОЭЗ Индонезии привлекли более $ 5 млрд инвестиций и трудоустроили свыше 28 тыс. человек [9]. Для инвесторов в ОЭЗ создается хорошая транспортная и портовая инфраструктура, дренажные системы, высокоскоростной интернет и системы связи. Кроме того, действуют такие льготы, как освобождение от подоходного налога, на лога на добавленную стоимость, импортных пошлин, налога с продаж на предметы роскоши и акцизов, снижение корпоративного подоходного налога.

Государство большое внимание уделяет поддержке микро-, малых и средних предприятий (ММСП). Это основные драйверы, обеспечивающие повышение эффективности экономики страны. В Индонезии насчитывается более 60 млн ММСП, на долю которых приходится 60 % ВВП страны. Для них предусмотрено снижение ставки налога на прибыль до 20 %, снижение ставок по кредитам (на 2-6 п.п.), предоставление субсидий на частичное покрытие выплат по кредитам и др.

Для реализации ЦУР большое значение имеют ESG-практики (Environment - внимательное отношение к окружающей среде; Social - социальная ответственность, Governance - корпоративное управление), способствующие вовлечению компаний в решение экологических, социальных и управленческих проблем.

Процессы глобализации и цифровизации позволили осознать, что современная компания - это феномен, деятельность которого не ограничивается экономико-правовыми аспектами. Независимо от принадлежности к той или иной стране менеджмент все больше понимает необходимость соблюдать ESG-принципы и придерживаться соответствующих практик, которые становятся ориентиром для компаний всего мира, особенно в области «зеленой» экономики [10]. ESG-практики поспособствовали тому, что в 2020 г. рынок ESG-кредитов индонезийских банков составил $55,9 млрд [11].

Регулярный международный обмен опытом реализации ESG-практик вносят значительный вклад в решение задач устойчивого развития и декарбонизации. Так, в каждой из стран Юго-Восточной Азии в период 1990 - 2021 гг. практически во всех секторах экономики наблюдался рост выбросов диоксида углерода. Самая большая «прибавка» произошла в транспортной отрасли Китая (915 %) и в энергетике Индонезии (841 %) [12]. Не случайно все страны

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

ЮВА вынуждены были установить сроки достижения углеродной нейтральности и ратифицировать Парижское соглашение. Парламент Индонезии ратифицировал соглашение по климату в октябре 2016 г. «Страна трех тысяч островов», являясь одним из мировых рекордсменов по объему выбрасываемых парниковых газов, обязалась сократить его к 2030 г. на 29 %, а при условии международной помощи - на 41%. Средствами для достижения заявленных целей считаются усиление охраны, сокращение вырубки лесов и расширение использования возобновляемых источников энергии [13].

В 2021 г. в Индонезии было зарегистрировано 602,6 Мт выбросов СО2 или 2,2 т СО2 на душу населения. Для сравнения: в Китае тот же показатель выбросов на душу населения в 2021 г. составлял 8,7 т; В Южной Корее - 12,13 т; Индии 1,9 т; Китае 8,7. К углеродной нейтральности Индонезия намерена прийти к 2060 г. В 2021 г. в стране была принята «Долгосрочная стратегия по низкоуглеродному развитию и климатической устойчивости до 2050 года». По подсчетам правительства, в период с 2021 по 2030 гг. ежегодно потребуются инвестиции в размере $150-200 млрд. Власти Индонезии планируют перевести основное производство электроэнергии с угля на газ и возобновляемые источники энергии до 2050 г. [11]. В этих целях внедряется механизм углеродного налогообложения. При этом в 2021 году Индонезия провела пилотный проект по ограничению выбросов с участием 32 угольных электростанций, однако стоимость тонны выбросов парниковых газов оказалась на порядок ниже средней мировой цены ($2 за тонну С02 против $34) [там же].

В 2018 г. в Индонезии было выпущено «зеленых» облигаций (сукуки) на $1,25 млрд. В 2019-м «зеленые» розничные облигации составили $104,4 млн, в 2020 г. облигации устойчивого развития были выпущены на $584 млн. К весне 2022 г. Индонезия выпустила 17 видов ESG-облигаций на $7,7 млрд. В 2020 г. под управлением 14 ESG-фондов находились активы на сумму $203 млн [14].

При разработке «зеленой таксономии» Индонезии были использованы аналогичные документы Китая, Евросоюза и стран АСЕАН с учетом таких принципов, как: ответственные инвестиции; устойчивые бизнес-стратегии и практики; контроль социальных и экологических рисков; принципы корпоративного управления (открытость, подотчетность, ответственность, независимость, профессионализм и честность).

ВЕСТНИК ТОГУ. 2024. № 1 (72)

Одно из «узких» мест в реализации ЦУР Индонезии - углубление социального неравенства. Коэффициент Джини по распределению доходов увеличился в 1999-2018 гг. на 1/5 - с 0,31-0,32 до 0,38. Коэффициент Джини по распределению богатства в 2010-2019 гг. вырос с 0,77 до 0,83. доля богатств 1% самого обеспеченного населения в совокупном богатстве Индонезии увеличилась больше, чем в ряде других стран - с 32 до 45 % [14]. Увеличение неравенства ограничивает эффективный спрос, потенциал наращивания человеческого капитала, ухудшая в долгосрочной перспективе условия для привлечения инвестиций. Тем не менее, в создавшихся непростых условиях существует мощный импульс для реформирования социальной сферы, национальной системы образования и здравоохранения, развития цифровых технологий. Правительство Индонезии предпринимает меры по переориентации экономики на путь устойчивого развития, в том числе уделяя внимание сокращению социального неравенства и развитию человеческого капитала, кадрового потенциала страны, улучшению качества подготовки специалистов, внедрению инноваций и новых технологий. Специалисты объясняют сравнительно высокую устойчивость экономики Индонезии сегодня именно проведением государством взвешенной макроэкономической политики при активной поддержке со стороны организаций гражданского общества, благотворительных организаций и бизнеса, менеджмент которого руководствуется Б80-принципами.

ВЕСТНИК ТСГУ. 2024. № 1 (72)

Библиографические ссылки

1. URL: https://www.un.org/ru/conferences/environment (дата обращения: 30.12.2023).

2. Мамедов Н. М., Ковылин Ю. А. Зеленая экономика как предпосылка устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. 2013. Т. 4, № 70. С. 33-35.

3. Ильин И. В., Урсул А. Д., Урсул Т. А. Новые глобальные цели устойчивого развития // Вестник Московского университета. Сер. XXVII. Глобалистика и геополитика. 2015. № 3/4. С. 60-84.

4. Зубарев А. Е. Стратегический менеджмент трансформаций: методологические аспекты и опыт КНР // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2022. № 3. С. 43-50.

5. URL: https://www.un.org/ru/youthink/mdg.shtml (дата обращения:

31.12.2023).

6. Мельянцев В. А. Основные факторы экономического роста Индонезии - четвертой экономики Азии // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2021. № 1. C. 86-106. DOI: 10.24412/2073-6487-2021-1-86-106.

7. URL: https://bigenc.ru/c/indoneziia-naselenie-4b4d90 (дата обращения:

02.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. URL : https: //www .imemo.ru/news/events/text/spetsialynie -ekonomiche skie -zoni-v-indonezii-problemi-i-vozmozhnosti (дата обращения: 02.12.2023).

9. URL: https://grodnoinvest.by/press-center/mezhdunarodnyj -obzor-respu-blika-indoneziya/ (дата обращения: 29.12.2023).

10. Ван Шифа, Калашникова И. В., Соцкова С. И. Эволюция теории социальной ответственности бизнеса // Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2023. № 3. С.129-140.

11. Новый поворот: ESG-повестка в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии. URL: https://dzen.ru/a/Y1pMbZaVdSXUBtn2 (дата обращения: 02.01.2024).

12.URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/cmrm/634809229a7947e7a1081e44 (дата обращения: 02.02.2024).

13. URL: https://ria.ru/20161020/1479604839.html (дата обращения: 12.11.2023).

14. Мельянцев В. А. Современный экономический рост в развивающихся странах: важнейшие тенденции, пропорции, факторы и социальные последствия // Восток (Oriens). 2021. № 6. С. 203-212. DOI: 10.31857/S086919080017343-4.

$

BECTHHK TOry. 2024. № 1 (72)

C. MyxaMMag, KaramHHKOBa H. B.

Title: Indonesia in Focus of Sustainable Development Goals Authors' affiliation:

Kalashnikova I. V. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation Muhammad S. - Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

Abstract: The concept of sustainable development, adopted in 1992 by the UN Conference and normatively enshrined in acts of a political and legal nature, has had a great influence on the economic policies of many states. The main idea of the Concept is a change in the traditional trajectory of the unsustainable development of countries based on research into the patterns of development of the biosphere, economy, technology and techniques that ensure the transition to a qualitatively new state of society. The sustainable development goals are aimed at the gradual transformation of economic, environmental and social areas of activity into a single self-organizing system based on the evolution of state and business policies in the direction of humanism. For Indonesia, this involves not only adaptation to global ideas, but also the development of a program of specific actions, clarified and reasoned taking into account natural and socio-economic characteristics and ESG-practices accumulated by company management. Pursuing a purely pragmatic goal of using natural resources is becoming an insufficiently productive approach for Indonesia's economic growth and environmental well-being.

Keywords: sustainable development, Sustainable Development Goal (SDG), special economic zones, Indonesia, ESG-practices.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.