Научная статья на тему 'ИНДИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ'

ИНДИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
413
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМНЫЕ ИННОВАЦИИ / ДОСТУПНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / INNOVATION POLICY / INCLUSIVE INNOVATION / FRUGAL INNOVATION / ACCESSIBILITY OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириченко И.В.

В статье рассматривается одна из существенных характеристик современной инновационной политики Индии - сильный акцент на решение социальных проблем страны. Определяются причины потребности в этом, связанные с особенностями состояния индийской экономики в настоящее время и характеристиками социальной структуры общества Индии. Показаны специфические черты экосистемы инноваций страны и инструменты инновационной политики, так же как и свойственный акторам развития инновационных процессов в Индии особый подход к разработке и внедрению инноваций, которые определяются насущной потребностью индийского общества в развитии их социальной составляющей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

India: social component of innovation policy

The article discusses one of the essential characteristics of modern innovation policy in India - a strong emphasis on solving the country’s social problems. The reasons for the need for this are determined, associated with the characteristics of the state of the Indian economy at present and the characteristics of the social structure of society in India. The specific features of the country’s innovation ecosystem and innovation policy instruments are shown, as well as a special approach to the development and implementation of innovations that are characteristic of actors involved in the development of innovative processes in India, which are determined by the urgent need of Indian society to develop their social component

Текст научной работы на тему «ИНДИЯ: СОЦИАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ»

Индия: социальная составляющая инновационной политики

doi 10.26310/2071-3010.2019.250.8.011

В статье рассматривается одна из существенных характеристик современной инновационной политики Индии — сильный акцент на решение социальных проблем страны. Определяются причины потребности в этом, связанные с особенностями состояния индийской экономики в настоящее время и характеристиками социальной структуры общества Индии. Показаны специфические черты экосистемы инноваций страны и инструменты инновационной политики, так же как и свойственный акторам развития инновационных процессов в Индии особый подход к разработке и внедрению инноваций, которые определяются насущной потребностью индийского общества в развитии их социальной составляющей.

Ключевые слова: инновационная политика, инклюзивные инновации, экономные инновации, доступность инноваций.

И. В. Кириченко,

к. э. н., с. н.с., Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук irakir54@mail.ru

Введение

В настоящее время важной характеристикой инновационной политики Индии является ее направленность на повышение качества жизни населения страны, прежде всего, социально неблагополучных слоев. Об этом прямо заявлено в стратегическом документе «Научно-техническая и инновационная политика 2013», который до сих пор задает основные ориентиры для решений, принимаемых в рамках объявленной в свое время правительством «Декады инноваций 2010-2020 гг.». В частности, в нем говорится: «"Наука, технологии и инновации для людей" — вот новая парадигма деятельности индийского научно-технологического и инновационного предпринимательства. Институты национальной инновационной системы (НИС) Индии должны осознать, что основным стейкхолдером ее развития является индийское общество. Развитие в рамках глобальных инновационных систем зачастую не принимает во внимание нужды целых страт последнего. Между тем, инновации, обеспечивающие рост Индии, должны быть доступны физически и финансово, а также полезны широким слоям населения» [1].

До этого НИС Индии развивалась в парадигме принятой десятью годами ранее, то есть в 2003 г., научно-технологической политики, сфокусированной на стимулировании роста отраслей индийской экономики, способных вписаться в глобальные цепочки создания стоимости, таких как ИТ и фармацевтика [2]. В результате в стране не сформировалась комплексная

сбалансированная инновационная основа экономики, позволяющая вывести ее и качество жизни населения в целом на принципиально новый уровень. Это дало повод одному из исследователей национальной инновационной системы (НИС) Индии назвать ее «наполовину сформированной», несмотря на все усилия ее трансформировать [3].

Необходимо заметить, что социальная направленность инновационной политики Индии укладывается в концепцию инклюзивных инноваций, в общем понимании этого термина. Как известно, концепция инклюзивности инноваций была сформулирована, когда в научном сообществе появилось осознание того, что инновации могут привести к неблагоприятным социальным последствиям, став дополнительным фактором возникновения социального неравенства. В этом контексте обеспечение инклюзивности становится элементом социальной направленности инновационной политики, играющим роль инструмента, противодействующего негативным социальным трендам, возникающим в ходе инновационного развития. В литературе выделяются четыре признака, по которым можно выявить инклюзивные инновации: кто является бенефициаром инновации; кто управляет процессом инновационной активности; рассматривается ли инновация только как активность, приносящая скорый экономический эффект, или непосредственный экономический эффект не является единственным приоритетом ее развития; кто вовлечен в процесс инноваций [4]. Рассмотрим эти признаки в применении к опыту Индии.

СП

о сч

о ю N

00 О!

<

со

0 X

1

СП

о

CN

о ю сч

оо

J <

со

о

Специфика формирования спроса на инновации в Индии

Рассматривая инновации с социальным элементом в Индии с точки зрения того, кто является их бенефициаром, следует отметить, что специфической чертой развития инновационного потенциала этой страны является структурная разнонаправленность спроса на инновации, сформировавшегося в ней. Индийский специалист по экономике инноваций Джордж Мэтью в своей работе «Индийский инновационный проект» показал, что одним из факторов, приведших к этой разнонаправленности, и, представляется — наиболее значимым — стала сложная структура индийского общества [5].

С одной стороны, за короткое время, благодаря экономическому рывку 2000-х гг. и сосредоточенной на нескольких перспективных технологических направлениях инновационной политике, в стране возникли высокотехнологичные отрасли мирового класса, такие как уже упоминавшиеся ИТ и фармацевтика, вписавшиеся в глобальную экономику, став частью глобальных экономических цепочек на достаточно высоких стадиях формирования добавленной стоимости, а также отраслевых глобальных инновационных систем1. В свою очередь, развитие этих отраслей стало одним из факторов формирования среднего класса, доходы которого позволяют ориентироваться на стандарты качества жизни, задаваемые развитыми странами. Его численность в настоящий момент оценивается примерно в 600 млн человек, или около 49% населения [7].

С другой стороны, эта динамично развивающаяся страна все еще стоит перед вызовами, характерными для слабых экономик. Это — в первую очередь высокий уровень бедности, особенно в сельской местности из-за отсталости аграрного сектора, а также неравный, по сравнению с городом, доступ к значимым в современном мире благам и услугам, в том числе здравоохранения и образования. Да и бедные в городах зачастую — разорившиеся фермеры, ушедшие из своих деревень в поисках лучшей жизни. Впрочем, за последние годы острота положения существенно смягчилась. Так, по данным доклада Института Брукингса (Brookings Institute) о бедности в мире, выпущенном в 2018 г., Индия передала пальму первенства по числу экстремально бедных, т. е. тех, кто, согласно, классификации Всемирного банка живет на 1,9 и менее доллара в день, Нигерии [8]. Но это все равно 70 млн человек — очень высокая абсолютная величина, хотя по отношению к численности населения составляющая всего около 5%. Кроме того, доля «относительно бедных», т. е. живущих на $3,2 в день по оценке того же Всемирного банка, в 2017-2018 гг. составила все еще 41,6% (или чуть больше 500 млн человек), снизившись, правда, с уровня 2004-2005 гг. (77,6%) и с уровня 2011-2012 гг. (65%) [9].

1 Индия — глобальный лидер по экспорту продукции ИТ-сектора экономики. А ее фармацевтическая отрасль — третья по масштабам в мире [6].

Соответственно, потребности в инновациях как в разных социальных стратах, так и в разных отраслях экономики Индии носят совершенно разный характер. Так, если инновации в ИТ-секторе должны поддерживать достигнутое ранее равноправное участие индийских компаний в глобальных цепочках стоимости, формирующихся в этой сфере, то инновации, связанные с сельским хозяйством, должны поднять производительность труда в аграрном секторе и обеспечить продовольственную безопасность страны. Или: инновации, нацеленные на удовлетворение спроса со стороны индийского среднего класса, должны обеспечивать сохранение или повышать уже достаточно высокую планку качества жизни этой страты населения, в то время как инновации, ориентированные на сельских жителей, должны быть нацелены на решение важнейшей социальной задачи — ликвидации условий, порождающих бедность, а также улучшить качество жизни в сельской местности. И последнее делает беднейшие слои бенефициарами инклюзивных инноваций в стране.

Акторы инноваций с социальной направленностью в Индии

Между тем, серьезную задачу — усилить социальную ориентацию инновационных процессов — приходится выполнять на фоне скромных позиций страны в мире по уровню ряда показателей, характеризующих состояние научно-инновационного потенциала, в ряде случаев даже по отношению к группе так называемых стран БРИКС, выделенных в свое время по критерию опережающих темпов роста экономики, также как и к выделяемой некоторыми исследователями группе «новых индустриальных экономик», к которым помимо Индии относят такие страны как Республика Корея, Сингапур и др. Показателен в этом плане такой индикатор как доля инвестиций в исследования и разработки (ИР) в ВВП более низкий в Индии, чем в странах вышеназванных групп [10]. При этом динамика этого показателя в Индии была существенно ниже, чем в других странах этих же групп. Так, с 2000 г. он вырос: в Республике Корея с 2,2 до 4,55 (2017 г.); в Сингапуре — с 1,8 до 2,2 (2015 г.); в Китае — с 0,6 до 2,1 (2015 г); в Бразилии — с 1,0 до 1,3% (2016 г.), и только в Индии до 2017 г. на протяжении почти двух десятков лет остался неизменным — 0,7% [11]. В Глобальном индексе инноваций (GII), который ежегодно составляют Корнельский университет, школа бизнеса INSEAD и Всемирная организация по интеллектуальной собственности, в 2019 г. Индия также стоит на скромной срединной 52-й позиции среди 127 стран. Это существенно ниже, чем у Китая, достигшего 14-го места [12].

Еще одной слабостью инновационного потенциала Индии является недостаточная самостоятельность, отсутствие нацеленности на прорыв большинства стартапов, появляющихся в стране. Так, исследование «Предпринимательство в Индии», проведенное Институтом оценки бизнеса Ай-Би-Эм (IBM Institute for Business Value) и Оксфорд Экономикс (Oxford Economics) показало, что при том, что по количеству стартапов страна занимает третье место в мире, 90% из них гибнут в первые пять лет существования, и

причиной, по мнению 77% опрошенных венчурных капиталистов, становится то, что индийские стартапы лишь немного переиначивают идеи западных технологических фирм или не могут найти адекватную бизнес-модель реализации своего продукта [13].

Поэтому важным фактором реализации социально ориентированной инновационной политики и обеспечение инклюзивности инноваций является сохранение одной из важнейших черт НИС Индии — существенное влияние государства и государственного сектора ИР на ее развитие, в некотором роде его непропорциональное, если рассматривать НИС сквозь призму модели тройной спирали [14], присутствие по отношению к другим ее элементам — университетской науке и бизнесу. В настоящий момент деятельность государства в инновационной сфере нацелена, прежде всего, на то, что выполнить установку на переориентацию акторов инновационного процесса на обеспечение внутренних потребностей в нововведениях.

В отраслях, относительно недавно оказавшихся в фокусе инновационной политики Индии и где инновационные процессы находятся в зачаточном состоянии, роль государства состоит не только в предъявлении спроса на конечный инновационный продукт, но и в инициации поиска инноваций и их интеграции в отраслевую экономику. Примером такой отрасли служит аграрный сектор на фоне того, что развитие сельской местности и повышение качества жизни сельского населения, как уже отмечалось, является важнейшей целью комплексной социальной политики в стране.

Проблема инновационных процессов в АПК Индии в следующем: поскольку фермерские хозяйства в стране малы, спрос на инновации в этом начальном звене производственной цепочки АПК крайне слаб. Нуклеаризация сельского хозяйства не дает возможности сформулировать квалифицированный запрос на инновации и подать явный сигнал субъектам инновационной деятельности о потребности в инновациях, также как и о перспективах коммерциализации ее результатов [15]. В этом плане большую роль должна сыграть формирующаяся под эгидой государственных структур экосистема инноваций, прежде всего инфраструктура венчурного финансирования. Она возникает вокруг действующих в стране многочисленных центров стимулирования и поддержки инновационного предпринимательства.

Примером может служить считающийся одним из самых эффективных в стране с точки зрения акселерации инноваций Центр инкубации инноваций и предпринимательства (Centre for Innovation Incubation&Entrepreneurship — CIIE) при Индийском институте менеджмента Ахмедабад (Indian Institute of Management Ahmedabad). Центр создан Институтом совместно с индийским федеральным правительством и правительством штата для того, чтобы обеспечить финансирование стартапов на посевном этапе. Именно здесь в 2015 г. появился первый в стране акселератор инноваций в области сельского хозяйства, пищевой промышленности и водных ресурсов [16].

В целом CIIE представляет собой сложную структуру — главная его задача не столько самому финан-

сировать деятельность стартапов, сколько привлекать финансирование из других источников: по данным центра на 1 рупию, затраченную им, привлекается 25 рупий из соответствующих фондов или компаний [17]. Таким фондом, включенным в систему CIIE, к примеру, является частный венчурный фонд БХАРАТ (BHARAT — Breakthrough Healthcare, Agriculture, Renewables and Advanced Technologies), одно из направлений инвестиций которого, как видно из расшифровки аббревиатуры, являющейся его названием2, — агросектор [18]. Кроме инвестирования, фонд занимается формированием спроса на инновации, запустив инклюзивную инициативу Бхарат (BHARAT Inclusive Initiative), в рамках которой предпринимателям разъясняются преимущества, которые они получат, внедрив то или иное усовершенствование, и преподаются основы управления инновациями.

В целом, благодаря активно растущей экосистеме инноваций, число стратапов, связанных с агротехноло-гиями, удвоилось в 2014-2016 гг. по сравнению с 20112013 гг., а сумма инвестиций в 2018 г. выросла в 5,5 раз по сравнению с 2013 г. и достигла $770 млн [19].

Впрочем, в управление инновационным процессом с точки зрения усиления его социальной ориентации вовлечены и акторы со стороны общества — группирующиеся вокруг профсоюзов, кооперативов, неправительственных организаций, социальные учреждения, к примеру, больничный сектор [20].

Более того, в последние годы существует достаточно примеров того как в основных, достигших мирового уровня и включенных в глобальные цепочки отраслях, в Индии — ИТ и фармацевтике — появляются инновации, опирающиеся, естественно, на уже имеющиеся высокие достижения в этих областях, но нацеленные сугубо на внутренний рынок и коммерциализацию на нем. Однако государство и в этих случаях становится важным участником внедрения инновационных решений и их интеграции в социально-экономическую ткань страны ради решения социальных задач.

Например, стартап Reverie Language Technologies поставил своей целью обеспечить равный доступ к интернету индийских пользователей, хорошо знающих только язык своей народности, которых в стране множество [21]. Они составляют 90% потенциальных пользователей, получающих в последние годы возможность доступа к интернету, но не умеющих достаточно бегло читать по-английски, и поэтому неспособных им воспользоваться: ведь до последнего времени в стране 99,9% контента Всемирной сети доступно только на английском языке. Стартап разработал лингвистическую программу-приложение, позволяющую индийским пользователям сети, не владеющим свободно английским языком, обращаться к поисковикам и сервисам, к которым можно подключиться через сеть [22].

Рассматривая кейс этой инновационной компании, следует отметить: она состоялась во многом благодаря тому, что ее основатели свободно ориентируются в мировой экосистеме ИТ и сумели обратить ранее полученный опыт для разработки продукта на внутренний

сп о

CN

о ю N

оо

<

со О

2 Одновременно Бхарат — официальное название Индии на хинди.

СП

о

CN

о ю сч

оо

J <

со

о

рынок. Они в свое время работали в глобальных ИТ-корпорациях, таких как Intel, а на развитие получили грант от американской Quallcomm Ventures и взаимодействует с Microsoft при распространении своих приложений. Также заметим, что компания активно ком-мерционализирует свою разработку, предлагая свои приложения в качестве средства продвижения товаров и услуг коммерческим структурам. Однако клиентами Reverie Language Technologies стали и государственные организации, обеспечивающие доступ широких слоев населения к государственным услугам.

Специфика разработки инноваций социальной направленности в Индии

Одной из специфических черт индийских инноваций является ориентация на минимизацию их себестоимости. В этой стране инноваторы ориентированы на так называемые «экономные инновации», то есть скромные по стоимости, не нацеленные на высокую прибыльность, из-за того, что доходы населения Индии в массе весьма низки и, следовательно, рынок инновационных продуктов ограничен. Например, разработки в области финтеха привели к тому, что банковское обслуживание в Индии — самое дешевое в мире: комиссия за финансовые трансакции внутри страны составляет 0%. В целом «экономный» подход к инновациям может по оценкам экспертов снизить стоимость высокотехнологичного продукта на 50-97% [23].

«Экономность» инноваций поощряется государством. Ведь это делает инновации доступными по цене для широких слоев населения, как того требуют установки инновационной политики. При этом именно в «экономности инноваций» индийцам видится не только национальная, но и глобальная социальная миссия: «Если США и Китай поставляют инновации одному миллиарду богатых, то Индия призвана обеспечить инновациями, улучшающими жизнь, остальные беднейшие 6 миллиардов населения мира» [24]. И, например, одной из функций Национального фонда инноваций Индии является распространение принципов «экономных» инноваций [25]. Впрочем, индийские компании стремятся продвинуть свои инновационные продукты не только на рынки бедных стран, но и претендуют на место под солнцем и на рынках развитых. Так, индийская биофармацевтическая компания Био-кон (Biocon) зарегистрировала в США свои биоаналоги дорогих противораковых препаратов [26]. Правда, выход на американский рынок сопряжен с трудностями, обусловленными жесткими требованиями регулятора и текущей протекционистской политикой США. Поэтому генеральный директор Биокон Киран Мазумдар Шо предложила властям США рассматривать фармацевтическую отрасль Индии как ключевого партнера в ИР в сфере биоаналогов, снижающих себестоимость лечения и сдерживающих раскручивание спирали затрат на здравоохранение — задача актуальная для США [27].

Следует отметить, что и в других странах, причем развитых экономически, заметили этот феномен «экономных инноваций» и рассматривают возможности использовать этот опыт. При этом не только для продвижения инноваций в самой Индии, как

это сделала General Electric, чье отделение в стране в начале 2010-х гг. разработало дешевый переносной электрокардиограф, стоящий около $800 вместо обычных 5000, что сделало обследование с его помощью доступным небогатым жителям индийских деревень [28], но и для организации ИР у себя. В частности, GE рассматривает свое подразделение в Индии как опытную площадку для создания особо экономных высокотехнологичных продуктов по всему миру. Более того, как показало исследование в области «экономных инноваций» в здравоохранении [29], т. е. одной из самых чувствительных с точки зрения социальной направленности отраслей, большинство таковых возникала в результате ИР, проведенных в США, Индия по этому показателю находилась на втором месте в мире3, но по реализации этих инноваций рынок Индии оказывается на первом месте, за ней следуют США4.

Кроме финансовой важна и физическая доступность инноваций. Так, базовой проблемой, на решение которой согласно вИдению правительства в первую очередь направлена реализация стратегии «Цифровая Индия» [30] — устранение различий в доступе жителей сельских и городских жителей к государственным и другим услугам, в частности, к медицинскому или банковскому обслуживанию. Речь идет также о развитии экономики сельских территорий с использованием средств цифровых технологий, активизации аграрного бизнеса. Это — чрезвычайно масштабная задача, поскольку 60% населения Индии — сельские жители. При этом, если на конец 2017 г. доля городских жителей, имеющих доступ к интернету, составила 64%, то на селе этот показатель равнялся только 20%. Для того, чтобы индийские фермеры получили доступ к цифровым инструментам необходимо было проложить так называемую последнюю милю высокоскоростного интернета к каждому сельскому поселению. Эту задачу возложили на государственную компанию Bharat Broadband Network Limited (BBNL). В реализации своих проектов компания опирается не только на решения и поддержку федерального правительства, в них активно участвуют и штаты страны. На осуществление проектов BBNL на сельских территориях в 2015-2020 гг. выделено почти $6 млрд [31].

Еще одной существенной чертой НИС Индии, делающей ее более ориентированной на социальные запросы, чем НИС в других странах — учет специфических социальных моделей, в которых происходит внедрение и потребление инновационных продуктов и услуг. Например, основанный еще в 1972 г. Колледж для босоногих (Barefoot College) сегодня проводит обучение бедных по программам, разработанным для «демистификации технологий», то есть дающим достаточные знания, чтобы представители беднейших слоев общества не испытывали робости перед высокотехнологичными новинками и могли ими воспользоваться в своей обычной жизни, не считая их привилегией тех, кто с детства имеет доступ к институтам, дающим

3 За Индией следуют европейские, азиатские, южноамериканские страны и на последнем месте ЮАР.

4 За США следуют африканские, азиатские и южноамериканские страны, и на последнем месте в выборке — одна европейская страна, Норвегия.

хорошее образование [20]. В частности, Колледж подготовил специалистов, способных создать и наладить работу электростанций, использующих солнечную энергию, из сельских женщин, часть из которых находилась уже в статусе бабушек. Кроме того, для Индии характерно использование особых, обусловленных социальными условиями, бизнес-моделей [32]. Например, в 2012 г. был создан Фонд сбора массовых технологических инноваций (Grassroots Technological Innovation Acquisition Fund (GTIAF)), функцией которого является приобретение прав на интеллектуальную собственность у владельцев знаний. Цель его — снизить стоимость получения технологических инноваций для малого бизнеса, что приведет к росту его конкурентоспособности [20].

Заключение

Индия реализует уже довольно долгое время инновационную политику, направленную на снижение социального неблагополучия в стране. И даже учитывая, что ее инновационный потенциал отстает от многих развитых и даже развивающихся стран, на этом пути у нее есть определенные успехи. Прежде всего, в сфере развития экосистемы инноваций в агросекторе и облегчении доступа для сельских жителей к основанным на применении ИТ продуктам и услугам. Это стало возможным благодаря последовательным усилиям государства в этой области, а также специфической культурой инноваций — экономные инновации и учет социальных моделей использования инноваций — которую разделяют все национальные акторы инновационного процесса. Подобный подход к формированию основ инновационного развития вполне может быть применим и в других странах, ориентированных на решение социальных задач с помощью инновационной политики.

Список использованных источников

1. Science, Technology and Innovation Policy 2013.//Government of India. Department of Science and Technology. New Delhy, 2013. 18 p.

2. Science and Technology Policy-2003//Current Science, Vol. 84, № 1, 2003. 13 p.

3. N. Forbes. India's National Innovation System: Transformed or Half-Formed?//CTIER Working Papers. September 2016. 34 p.

4. R. Schillo, R. Robinson. Inclusive Innovation in Developed Countries: The Who, What, Why, and How//Technology Innovation Management Review. July 2017 (Volume 7, Issue 7). P. 34-46.

5. G. E. Mathew. India's Innovation Blueprint. Oxford-Cambridge-New Delhi. Chandos Publishing, 2010. 178 p.

6. https://www.ibef.org/industry/science-and-technology.aspx.

7. https://www.quora.com/What-is-the-percentage-of-middle-class-in-India.

8. J. Slater. India is no Longer home to the largest number of poor people in the world//Nigeria is. Washington Post. 10 July. 2018. https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/ wp/2018/07/10/india-is-no-longer-home-to-the-largest-number-of-poor-people-in-the-world-nigeria-is/?noredirect=on&utm_ term=.0e7e095c989c.

9. S. Bhalla. India is Middle Income Now: Raise the Poverty Line// Indian Express, 30 June 2018. https://indianexpress.com/article/ opinion/columns/india-is-middle-income-now-raise-the-poverty-line-5239269.

10. Research and Development Statistics 2017-18. December 2017. DST. http://dst.gov.in/research-and-development-statistics-2017-18-december-2017.

11. https://www.oecd-ilibrary.org/science-and-technology/data/ oecd-science-technology-and-r-d-statistics/main-science-and-

technology-indicators_data-00182-encktlytt; https://www. theglobaleconomy.com/Brazil/Research_and_development.

12. The Global Innovation Index 2019. Geneva. Cornell SC Johnson College of Business-INSEAD-WIPO, 2019. https://www. globalinnovationindex.org/gii-2019-report#i.

13. 90% Of Indian Startups Will Fail Because Of Lack Of Innovation, Study Says//Forbes, May 18, 2017. https://www.forbes.com/ sites/suparnadutt/2017/05/18/startups-in-india-fail-due-lack-of-innovation-according-to-a-new-ibm-study/#717901f4657b.

14. Г. Ицковиц. Тройная спираль. Университеты-предприятия-государство. Инновации в действии/Пер. с англ. Томск: Издательство Томского университета систем управления и радиоэлектроники, 2010. 238 c.

15. H. Mathur. Indian Agritech: Accelerate the Adoption of Agritech Innovations By Enabling the Ecosystem. 13.11.2018. https:// medium.com/bharat-innovations-fund/indian-agritech-accelerate-the-adoption-of-agritech-innovations-by-enabling-the-ecosystem-d5048165e08f.

16. Сайт CIIE. https://ciie.co/milestones.

17. https://www.iima.ac.in/web/areas-and-centres/research-centres/ ciie.

18. Cайт фонда BHARAT. https://bharat.fund.

19. Indian Farming's Next Big Moment: Farming as a Service. Johannersburg-Ahmedebad. Bain & Company, CIIE, 2017. 33 p.

20. V. Krishna. Inclusive Innovation in India: Contemporary Landscape//Asian Journal of Innovation and Policy. Vol. 6, no. 1, 2017. P. 1-22.

21. Ph. Dods. Get Inspired By The 7 Most Innovative Companies In India. 12.01.2018. https://www.meltwater.com/in/blog/get-inspired-7-innovative-companies-india/#.

22. https://reverieinc.com/blog/capturing-market-share-localization.

23. R. Tiwari, C. Herstatt. Emergence of India as a Lead Market for Frugal Innovations. Hamburg. 2014. 22 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. S. Gupta. India Startups are Leaders in Low-Cost Innovation//BW Disrupt. 19.02. 2017. http://bwdisrupt.businessworld.in/article/ Indian-Startups-are-Leaders-In-Low-Cost-Innovation/19-02-2017-113148.

25. Website Department of Science & Technology. http://www.dst.gov. in/autonomousstinstitutions/national-innovation-foundation.

26. D. Rajagopal. Biocon-Mylan win US nod for another biosimilar drug// India Times, June 06, 2018. http://economictimes.indiatimes.com/ articleshow/64474098.cms?utm_source=contentofinterest&utm_ medium=text&utm_campaign=cppst.

27. A. Weintraub. India wants to sell low-cost drugs in Trump's America, but quality questions persist. Mar 3, 2017. https://www. fiercepharma.com/pharma/india-wants-to-sell-low-cost-drugs-trump-s-america-but-quality-questions-persist.

28. Frugal Innovations &@ GE Healthcare Low cost ECG, Baby Warmer, and Ultrasound Scan. https://www.slideshare.net/ rajeshdgr8/frugal-innovation-ge-healthcare.

29. H. Arshad, M. Radic, D. Radic. Patterns of Frugal Innovation in Healthcare//Technology Innovation Management Review. April 2018 (Volume 8, Issue 4). P. 28-37.

30. Сайт Министерства электроники и информационных технологий Индии. https://www.digitalindia.gov.in.

31. http://www.bbnl.nic.in.

32. J. Prabhu, S. Jain. Innovation and entrepreneurship in India: Understanding jugaad//Asia Pacific Journal of Management. December 2015.

India: social component of innovation policy I. V. Kirichenko, candidate of economic sciences, senior researcher, Primakov National research institute of World economy and international relations, Russian academy of sciences.

The article discusses one of the essential characteristics of modern innovation policy in India - a strong emphasis on solving the country's social problems. The reasons for the need for this are determined, associated with the characteristics of the state of the Indian economy at present and the characteristics of the social structure of society in India. The specific features of the country's innovation ecosystem and innovation policy instruments are shown, as well as a special approach to the development and implementation of innovations that are characteristic of actors involved in the development of innovative processes in India, which are determined by the urgent need of Indian society to develop their social component.

Keywords: innovation policy, inclusive innovation, frugal innovation, accessibility of innovation.

en о

CN

о

Ю N

oo

J <

CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.