Научная статья на тему 'Индия для Елены Блаватской: зов судьбы'

Индия для Елены Блаватской: зов судьбы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискурс-Пи
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индия для Елены Блаватской: зов судьбы»



114/117 и и В V №

Конференц-зал

О.Ф. Русакова

V международная научно-практическая конференция «дискурсология: методология, теория, практика», 2010 г.

Пятая международная научно-практическая конференция по дискурсологии открыла свою работу в январе - феврале 2010 г. на Гоа (штат Индии), куда вылетела группа членов МАДИ и преподавателей вузов г. Екатеринбурга.

По традиции такого рода научные десанты выливаются в субконференции, посвященные теме травелога. Конференция в Индии получила название «Индийская нота в международной коммуникации». Доклады. Прочитанные на нескольких заседаниях данной конференции опубликованы ниже.

Старт, данный на Гоа, был подхвачен целой серией других конференций, посвященных ме-

тодологии, теории и практике дискурсологии, которые прошли в Мехико (Мексика), ЮжноУральском государственном университете (г. Челябинск), Уральском университете путей сообщения (10 декабря 2010 г.) и на факультете политологии и социологии Уральского государственного университета им. А.М.Горького (16 декабря 2010 г.).

Заключительное заседание Пятой международной конференции посвящено 10-летию альманаха «Дискурс-Пи» (22 декабря 2010 г.)

Значительная часть докладов этого конфе-ренц-марафона предполагается опубликовать в январе 2011 г. в отдельном томе.

конференция «дискурс травелога: индийская нота в межкультурной коммуникации»

(январь-февраль 2010. индия, год)

Б.В. Емельянов

индия для ЕлЕНЫ БлАВАТСкоЙ: зов судьбы

Уникальность Елены Петровны Блаватской (Е. П. Б.) очевидна: женщина, не имевшая образования, вела научные споры (и выигрывала их!) с выдающимися учеными, а в своих книгах ставила и обосновывала проблемы, которые до сих пор не имеют решений. Ее труды оказали огромное влияние на жизнь и творчество таких известных деятелей, как К. Циолковский, Т. Эдисон, А. Скрябин, М. Чюрленис, семья Рерихов, М. Волошин, М. Ганди, Дж. Неру, А. Белый, Л. Толстой, Вл. Соловьев и др.

Емельянов

Борис Владимирович

историк русской философии, профессор, академик МАДИ

Конферещ-зал ВЖЖурС tili

Научная биография Е. П. Б. еще не написана, но из многочисленных книг о ней и воспоминаний ясно одно: из десятка стран, где она побывала, только Тибет (где жил ее Учитель) и Индия были для нее самыми притягательными пространствами планеты.

Вначале Индия была для Е. П. Б. плацдармом для проникновения на Тибет. После встречи в лондонском Гайд-парке 12 августа 1851 г. двадцатилетняя Е. П. Б.со своим Учителем, который позвал ее в свой ашрам для обучения, добраться до Тибета стало ее главной задачей. В конце 1852 г. она прибыла в Бомбей, чтобы попасть в Тибет, но британский резидент в Непале не дал ей визу. Во второй раз она посетила Индию в 1856 г., но и на этот раз Тибет остался для Е. П. Б. недоступным. Пробыв в Индии почти два года, она по приказу Учителя, вероятно знавшего о предстоящих волнениях населения, через Мадрас покинула Индию. И только восемь лет спустя с 1864 по 1867 г., а затем и в 1869 г. она жила в Тибете, получая от Учителя эзотерические знания, которых так добивалась Блаватская. Там она освоила язык священнослужителей Древней Индии сензар, что позволило ей прочитать древние книги.

7 сентября 1875 г. вместе с полковником Генри Олькотом Е. П. Б. организовала Теософское общество. Спустя три года основатели Теософского общества решили, что лучшей почвой для возрождения древневосточной духовности будет Индия, и переселились в Бомбей. Активная работа Е. П. Б. и ее сотрудников началась сразу после переезда. Они старались везде возбудить интерес к красоте индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Через год был основан журнал «Theosophist». В 1882 г. штаб-квартира теософов переезжает в Адьяр близ Мадраса. Е. П. Б. издательство-вала в Индии вплоть до 1884 г. Такова фотография ее пребывания в Индии, где она получила тот объем религиозных, философских и эзотерических знаний Востока, которыми наполнены ее книги. И это главный результат нескольких ее путешествий по Индии.

А иллюстрацией к ним стали две книги Е. П. Б. - «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные имена на «Голубых горах», включающая в себя еще один текст «Дурбар в Лахоре: из дневников русской». В России они были изданы под псевдонимом Радда-Бай.

Первая книга Е. П. Б. — это увлекательно написанные записки путешественника, рассказывающие европейскому читателю о жизни загадочной, неизвестной ему древнейшей страны мира. Она пишет о природе и животном мире, укладе жизни ее народа, о его правителях. Путешественницу интересуют также уходящие в века обычаи, обряды, верования народа, крепостные и храмовые сооружения Индии, затерянные в ее лесах, уже подвергнувшиеся разрушению. Ее собеседниками в этом путешествии были ученые, философы, брамины; они-то и снабжали Е. П. Б. эзотерическими знаниями этой древнейшей цивилизации. И сегодня, почти полтора века спустя, ее книга «Из пещер и дебрей Индостана» — не просто увлекательное чтение, но и по сути первая информационно насыщенная картина Индии, ее истории, быта, религии.

Этот первый опыт вдохновил Е. П. Б., и следующее свое путешествие она посвятила еще более загадочной, труднодоступной местности — горным районам Южной Индии. Именно там, по ее мнению, сохраняются оккультные знания, еще не известные науке. В своей книге «Загадочные имена на «Голубых горах» она подробно рассказывает о загадочных племенах тоддов, о своеобразии их жизненного уклада и отношении к окружающему миру, а главное — об их оккультной практике, не имеющей научного объяснения, но от этого еще более привлекательной, поскольку по всей вероятности раскрывающей более глубокие, чем европейские, знания таинственных сторон человеческой психики. Е. П. Б. не просто познакомилась с ними, описала их и донесла до читателя, но и впоследствии включила в состав своего уникального мировоззрения. Индия как зов ее судьбы дала свои плоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.