Научная статья на тему 'Индивидуальный стиль в структуре компенсаторной компетенции участника межкультурного диалога'

Индивидуальный стиль в структуре компенсаторной компетенции участника межкультурного диалога Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
278
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / СЛУХОВАЯ РЕЦЕПЦИЯ / КОМПЕНСАТОРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ СЛУХОВОЙ РЕЦЕПЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НАЧИНАЮЩИХ / LISTENING COMPREHENSION / LISTENING PERCEPTION / COMPENSATORY COMPETENCE / INDIVIDUAL STYLE OF LISTENING PERCEPTION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR BEGINNERS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тарева Елена Генриховна, Лучина Елена Вячеславовна

В статье ставится вопрос о необходимости включения в состав иноязычной коммуникативной компетенции особого компонента, связанного с проявлениями индивидуальных особенностей личности, осваивающей иностранный язык. Доказываются статус и потенциальные оптимизирующие возможности обучения аудированию иноязычных текстов с учетом индивидуального стиля слуховой рецепции студентов языкового вуза, начинающих изучение иностранного языка. Предлагаются функционально-динамические параметры индивидуального стиля слуховой рецепции, дается его типология, значимая для повышения качества обучения восприятию на слух и пониманию иноязычной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual style in the structure of compensatory competence of a participant of intercultural dialogue

The article considers if it is necessary to include in the foreign language communicative competence a particular component associated with individual traits of a foreign language learner. The authors prove the status and potential optimizing resources of listening comprehension training with consideration of individual style of listening perception of higher school students at the initial stage of foreign language learning. The article describes functional and dynamic parameters of individual style of listening perception. The authors present its functional dynamic parameters and the typology significant for improving the quality of listening comprehension and understanding of foreign speech.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный стиль в структуре компенсаторной компетенции участника межкультурного диалога»

УДК 372.881.1

Тарева Елена Генриховна

Tareva Elena Genrikhovna

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой французского языка и лингводидактики Института иностранных языков Московского городского педагогического университета

Лучина Елена Вячеславовна

аспирант, старший преподаватель Института иностранных языков Московского городского педагогического университета

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ В СТРУКТУРЕ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАСТНИКА МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА

D. Phil. in Education Science, Professor, Head of French Language and Linguistic Didactics Department, Institute of Foreign Languages, Moscow City University

Luchina Elena Viacheslavovna

PhD student, Senior Lecturer, Institute of Foreign Languages, Moscow City University

INDIVIDUAL STYLE IN THE STRUCTURE OF COMPENSATORY COMPETENCE OF A PARTICIPANT OF INTERCULTURAL DIALOGUE

Аннотация:

В статье ставится вопрос о необходимости включения в состав иноязычной коммуникативной компетенции особого компонента, связанного с проявлениями индивидуальных особенностей личности, осваивающей иностранный язык. Доказываются статус и потенциальные оптимизирующие возможности обучения аудированию иноязычных текстов с учетом индивидуального стиля слуховой рецепции студентов языкового вуза, начинающих изучение иностранного языка. Предлагаются функционально-динамические параметры индивидуального стиля слуховой рецепции, дается его типология, значимая для повышения качества обучения восприятию на слух и пониманию иноязычной речи.

Ключевые слова:

аудирование, слуховая рецепция, компенсаторная компетенция, индивидуальный стиль слуховой рецепции, коммуникативная компетенция, обучение иностранному языку начинающих.

Summary:

The article considers if it is necessary to include in the foreign language communicative competence a particular component associated with individual traits of a foreign language learner. The authors prove the status and potential optimizing resources of listening comprehension training with consideration of individual style of listening perception of higher school students at the initial stage of foreign language learning. The article describes functional and dynamic parameters of individual style of listening perception. The authors present its functional dynamic parameters and the typology significant for improving the quality of listening comprehension and understanding of foreign speech.

Keywords:

listening comprehension, listening perception, compensatory competence, individual style of listening perception, communicative competence, foreign language teaching for beginners.

Проявление индивидуальности в структуре коммуникативной компетенции студентов, овладевающих иностранным языком, - объект для изучения, имеющий свою историю и свои линии (векторы), по которым ведутся разнообразные исследования. Начало соответствующей научной активности соотносится с тем периодом развития лингводидактики, который ассоциируется с усилением внимания к учету всевозможных проявлений индивидуальности обучающегося в процессе овладения иностранным языком (И.Л. Бим, В.П. Кузовлев, Е.И. Пассов, А.В. Хуторской и др.). Позднее фокус внимания переместился в сторону изучения индивидуального своеобразия субъекта как потенциального участника межкультурной коммуникации. В этом смысле значимыми представляются работы, в рамках которых изучаются особенности способностей языковой личности - участника диалога культур (И.Н. Горелов, В.И. Карасик, В.В. Красных, Е.С. Кубрякова, И.А. Стернин, С.Г. Тер-Минасова и др.). Начинают исследоваться те проявления индивидуальности, которые свидетельствуют об индивидуальном стиле иноязычного общения (Н.Н. Кувшинова). Последний квалифицируется как индивидуальная психофизиологическая целостная и относительно стабильная речепо-веденческая организация языковой личности, сформированная в результате переработки ею (личностью) иноязычного и инокультурного опыта и его соотнесения с опытом в родном языке и родной культуре. Такая организация характеризуется уникальностью иноязычных речевых действий, способностью к саморегуляции и (в случае напряжения) компенсации и обеспечивает наибольшую эффективность и продуктивность межкультурного общения [1].

На сегодня установлено, что индивидуальный стиль - неотъемлемая часть и способ проявления личности в различных видах деятельности. Основанный на психофизиологических особенностях субъекта деятельности, индивидуальный стиль сохраняет уникальность деятеля, обогащая данные от природы резервы, рационально их используя и превращая процесс иноязычного общения в эффективную деятельность, а саму языковую личность в гармонично саморазвивающуюся сущность. Таким образом, являясь достаточно глубоким и прочным образованием в психике человека, индивидуальный стиль при обучении иноязычному общению не может быть нивелирован, он должен стать интегральной составляющей целенаправленного процесса формирования языковой личности.

В отличие от знаниецентрической модели, компетентностная модель обучения иностранному языку открывает большие возможности для реализации личностью своих резервов. Компетенция (компетентность) проявляет предпочтения человека, выбор им того способа деятельности, который наилучшим образом соотносится как с целью, так и с особенностями самого субъекта. В связи со сказанным становится очевидной необходимость включения индивидуального стиля в состав и структуру коммуникативной компетенции обучающегося иноязычному общению.

При всей очевидности данного вывода в нормативной лингводидактике данная идея не нашла полноценного развития. Данный факт объясняется тем, что в сфере интересов классической науки долгое время находился не субъект с его индивидуально своеобразным профилем учебной деятельности, а объект - то, чем данный субъект овладевает: язык, речевая деятельность, культура, правила и нормы коммуникации [2]. Исключением является целостная теория формирования рационального стиля как структурной единицы учебно-познавательной компетенции изучающего иностранный язык [3].

Чтобы восполнить пробелы в области опоры на разноаспектные проявления индивидуальности при обучении иностранным языкам, представляется значимым изучить тот компонент индивидуального стиля, который выполняет компенсаторную функцию, проявляющуюся в индивидуально своеобразном преодолении трудностей в межкультурном общении и поиске путей повышения продуктивности межкультурной коммуникации [4].

Формирование у выпускников языковых вузов (факультетов) таких компетенций, как коммуникативная, прагматическая, когнитивная, межкультурная, компенсаторная и других, обеспечивающих их готовность к межкультурному общению, является одной из важнейших задач высшего иноязычного образования. В ряду этих установок компенсаторная компетенция занимает особое место.

Способность и готовность субъекта компенсировать дефицит своих иноязычных знаний, речевого и социального опыта общения в иноязычной среде с помощью вербальных и невербальных средств имеет особое поистине принципиальное значение в контексте подготовки тех студентов языковых вузов, которые начинают изучать иностранный язык. Уже с первых дней обучающиеся оказываются погружены в атмосферу иноязычной речи как учебного (в исполнении преподавателя, дикторов-неносителей, дикторов-носителей), так и аутентичного характера. В условиях отсутствия соответствующих знаний, речевого и социального опыта в сфере владения данным языком студенты нуждаются в особых стратегиях для быстрого включения в атмосферу функционирования иностранного языка, поддержания интереса и мотивации к его изучению.

Очевидно, что в подобной ситуации такой вид речевой деятельности, как аудирование, особенно этап слуховой рецепции, вызывает у обучающегося разнохарактерные трудности (физиологические, психофизиологические, психологические, лингвистические) ввиду своей специфики и сложности. Сложность обусловлена рядом факторов: невозможностью внешней фиксации, однократностью (в аутентичных условиях речепорождения) предъявления, индивидуальными характеристиками речи говорящего, проявлением состояния крайнего психологического и когнитивного напряжения реципиента и др. Возникает необходимость в преодолении студентом таких трудностей, в компенсации им пробелов в собственной готовности к восприятию иноязычной речи на слух. Острота данного вопроса очевидна, но, как показывает анализ литературы [5], проблема индивидуализации способов выхода из затруднительных положений, с которыми неизбежно связана деятельность по восприятию и пониманию иноязычной речи, до сих пор не решена.

Проведенный анализ особенностей и трудностей слуховой рецепции, а также результаты экспериментально-диагностического исследования ошибок, допущенных студентами в процессе слухового восприятия иноязычной речи (на материале французского языка), позволяют сделать ряд важных выводов. Во-первых, при возникновении трудностей физиологического, психофизиологического, психологического и лингвистического характера в ходе слухового восприятия иноязычной речи студент пользуется индивидуально своеобразным комплексом средств их преодоления, опираясь на сильные характеристики своей аудитивной способности. Во-вторых, для каждого студента характерен индивидуальный набор ошибок, обусловленный физиологическими, психологическими особенностями реципиента, а также различиями в степени овладения им иностранным языком, в том числе способностью к слуховому восприятию различных сегментов иноязычной речи.

Сделанные выводы позволяют заявить о наличии в составе компенсаторной компетенции того компонента, который имеет индивидуальную маркированность. Данный компонент отвечает за максимальную акцентуацию индивидуальных особенностей реципиента аудиотекста и за актуализацию им (реципиентом) индивидуальных способов выхода из затруднительных ситуаций. Таким компонентом является индивидуальный стиль слуховой рецепции, который представляет собой систему индивидуально своеобразных и целесообразных приемов и способов, при помощи которой студент воспринимает иноязычную речь на слух. Стремясь достичь цели, он опирается на сильные стороны своей способности принимать звуковые сигналы, при этом как бы защищаясь от возможного действия своих слабых сторон. Поскольку индивидуальный стиль слуховой рецепции функционирует в режиме компенсации недостающих или препятствующих продуктивной самореализации индивидуальных физиологических и психических свойств, то его можно рассматривать как компенсаторный механизм, специфичный для каждого субъекта.

Слуховая рецепция, как известно, представляет собой процесс приема информации, поступающей слуховым путем и воспринимаемой с помощью различных слуховых, зрительных и моторных рецепторов, ее переработки и сличения со слухомоторными образами. Опора на данное толкование позволяет выделить особенности индивидуального стиля слуховой рецепции отдельно взятого реципиента. К ним относятся особенности:

- функционирования физиологических механизмов слухового и зрительного восприятия (ушной раковины, среднего уха, слухового нерва, зоны больших полушарий, произносительного аппарата и т. д.);

- функционирования психофизиологических механизмов речевосприятия (речевого слуха, памяти, внимания, внутреннего проговаривания, вероятностного прогнозирования и т. д.);

- психологического состояния реципиента (психологическое состояние на момент рецепции, возрастная и гендерная принадлежность, темперамент и т. д.);

- когнитивного стиля восприятия.

Учет данных особенностей позволяет выявить следующие формально-динамические параметры индивидуального стиля слуховой рецепции:

- развитость всех видов речевого слуха (фонетического, фонематического и интонационного);

- сформированность перцептивной базы иностранного языка;

- функционирование речепроизносительного аппарата;

- продуктивность слуховой памяти;

- развитость непроизвольного и произвольного вида запоминания;

- активность/инактивность, хорошо улавливаемые по внешним признакам: инициативности, репликам, жестикуляции, эмоциональным реакциям;

- реактивность/инертность (быстрота и яркость возникновения реакций);

- количество времени на восприятие и переработку слухового сигнала.

С учетом данных параметров представляется возможным выделить типы индивидуального стиля слуховой рецепции и рассмотреть их особенности. При этом необходимо отметить, что вектор слуховой компенсаторной компетенции будет действовать в двух направлениях: во-первых, в направлении компенсации недостаточно развитых физиологических и психологических механизмов слухового восприятия, во-вторых, в направлении преодоления сложностей слуховой рецепции, порождающих ошибки различного характера.

Первый тип индивидуального стиля слуховой рецепции является продуктивным. Ему присущи следующие формально-динамические признаки:

- полноценное функционирование физиологических механизмов слухового и зрительного восприятия;

- высокая продуктивность работы психофизиологических механизмов слухового восприятия;

- действенность, хорошо улавливаемая по внешним признакам: инициативности, репликам, жестикуляции, эмоциональным реакциям;

- высокая реактивность (быстрота и яркость возникновения реакций) и, следовательно, короткое время для приема звукового сигнала.

Студенты, обладающие продуктивным типом индивидуального стиля слуховой рецепции, более активны и инициативны в восприятии иноязычной речи. Обладая хорошей слуховой памятью и непроизвольным видом запоминания, они быстрее схватывают и узнают звуковые сигналы.

Для непродуктивного типа стиля характерны:

- внешняя инактивность (или скрытая от наблюдателя активность, которую иногда можно уловить только по ориентировочным действиям);

- инертность, медлительность в действиях (трудность выбора языковых средств, замещение их невербальными средствами);

- недостаточная выраженность слуховой памяти;

- произвольный вид запоминания;

- использование большого количества времени на сличение и переработку звукового сигнала. По мнению исследователей, такие характеристики непродуктивного типа, как инертность,

медлительность в действиях, недостаточная выраженность слуховой памяти, создают большие препятствия в восприятии иноязычной речи на слух [6]. Трудности слуховой рецепции (быстротечность, необратимость, реактивность, скрытый характер, невозможность фиксирования и др.) усугубляют ситуацию восприятия на слух. Преодолению данных трудностей способствует компенсаторная компетенция в ее особой целевой направленности - на обеспечение результативной слуховой рецепции благодаря снятию трудностей.

Сказанное позволяет заключить, что в состав компенсаторной компетенции входят два взаимосвязанных блока компонентов:

1) блок универсальных компонентов: в его состав входят те компоненты компенсаторной компетенции, которые подключаются студентами в случае «слухового» затруднения вне зависимости от их индивидуальных особенностей. В данный блок включены универсальные стратегии и умения компенсации тех трудностей слуховой рецепции, которые представляют сложности для всех без исключения аудиторов (например, трудностей, связанных с наличием в аудиотексте незнакомых языковых единиц);

2) блок индивидуально обусловленных компонентов: в его состав входят те компоненты компенсаторной компетенции, которые предопределены индивидуально-личностными особенностями студентов и требуют «включения» особого механизма компенсации - индивидуального стиля слуховой рецепции. Данный механизм, основанный на сильных характеристиках аудитив-ной способности реципиента, обеспечивает подключение компенсаторных возможностей организма при возникновении трудностей слухового речевосприятия.

В заключение следует заметить, что индивидуальное своеобразие субъекта, по-своему осваивающего способность к иноязычной коммуникации и активно проявляющего свою индивидуальность (в плане как обнаружения особых трудностей, так и их преодоления), предопределяет новое измерение методики обучения иностранным языкам. Это методика, которая основана на учете резервов личности, ее потенциала, данного от природы либо приобретенного в ходе накопления прежнего языкового опыта. Можно смело утверждать, что индивидуальный стиль деятельности, присущий отдельно взятому студенту, должен быть инкорпорирован во все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции как их интегральная (возможно, системообразующая) характеристика. Опыт исследования процесса обучения аудированию в аспекте изучения положительной роли и оптимизирующего потенциала компенсаторных возможностей индивидуального стиля слуховой рецепции доказывает правоту такой постановки вопроса, требующего дальнейших тщательных исследований как в теоретическом, так и практико-ориентированном аспектах.

Ссылки:

1. Кувшинова Н.Н. Индивидуальный стиль иноязычного общения как свойство вторичной языковой личности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 1. С. 127-130.

2. Подробнее см.: Тарева Е. Г. Эволюция лингводидактики: от классического к постнеклассическому измерению // Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания : материалы Второй науч.-практ. конф. (Москва, 24-25 апр. 2015 г.) / отв. ред. Д.А. Крячков. М., 2015. С. 239-244.

3. Тарева Е.Г. Формирование рационального стиля учебной деятельности у студентов университета: теория и технология : монография. Иркутск, 2001.

4. Кувшинова Н.Н. Указ. соч.

5. Лучина Е.В. Слуховая компенсаторная компетенция как объект овладения студентами языковых вузов // Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса : сб. науч. тр. по материалам I Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2016. С. 57-61.

6. Кабардов М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1983.

References:

Kabardov, MK 1983, The role of individual differences in success of mastering a foreign language: PhD thesis abstract, Moscow, (in Russian).

Kuvshinova, NN 2012, 'Individual style of foreign language communication as a property of a secondary language personality', Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya, no. 1, pp. 127-130, (in Russian).

Luchina, EV 2016, 'Auditory compensatory competence as mastery of subject students of language high schools', Teoriya i metodika sovremennogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa : sb. nauch. tr. po materialam I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. N. Novgorod, pp. 57-61, (in Russian).

Tareva, EG 2001, Formation of rational style of educational activity in university students: theory and technology: monograph, Irkutsk, (in Russian).

Tareva, EG & Kryachkov, DA (ed.) 2015, 'Evolution of linguistics: from the classical to the postnonclassical measurement', Magiya INNO: novoye v issledovanii yazyka i metodike yego prepodavaniya : materialy Vtoroy nauch.-prakt. konf. (Moskva, 2425 apr. 2015 g.), Moscow, pp. 239-244, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.