Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут школьника и музыкально-компьютерные технологии'

Индивидуальный образовательный маршрут школьника и музыкально-компьютерные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (МКТ) / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ / COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES / GENERAL EDUCATION / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE / TRAINING PROJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Плотников Константин Юрьевич

В статье проанализированы возможности использования и образовательные преимущества музыкально-компьютерных технологий (МКТ) для возрастной категории учащихся среднего звена общеобразовательной школы; представлены доводы об актуальности учебной и воспитательной деятельности подростка с использованием МКТ; указаны целеполагание, организационные формы, этапы деятельности и основной метод при реализации индивидуального образовательного маршрута; описаны примеры проектов, преимущества составления и применения портфолио при использовании МКТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбунова Ирина Борисовна, Плотников Константин Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual educational routes of schoolchildren and computer music technologies

The article deals with the resources and educational advantages of computer music technologies for such an age group as high school students. The authors justify the relevance of computer music in teenagers' training and education. The paper discusses the goal setting, organizational forms, stages of activities, and the main method in the implementation of the individual educational route. Some examples of projects, benefits of designing and application of portfolios when using computer music are described.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут школьника и музыкально-компьютерные технологии»

УДК 37.01

Горбунова Ирина Борисовна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры информатизации образования, главный научный сотрудник Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена

Плотников Константин Юрьевич

кандидат педагогических наук,

учитель музыки Центра образования № 47 г. Иркутска

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ШКОЛЬНИКА И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация:

В статье проанализированы возможности использования и образовательные преимущества музыкально-компьютерных технологий (МКТ) для возрастной категории учащихся среднего звена общеобразовательной школы; представлены доводы об актуальности учебной и воспитательной деятельности подростка с использованием МКТ; указаны це-леполагание, организационные формы, этапы деятельности и основной метод при реализации индивидуального образовательного маршрута; описаны примеры проектов, преимущества составления и применения портфолио при использовании МКТ.

Ключевые слова:

музыкально-компьютерные технологии (МКТ), общее образование, индивидуальный образовательный маршрут, учебный проект.

Gorbunova Irina Borisovna

D.Phil. in Education Science, Professor, Informatization of Education Department, Chief Research Associate, Academic Laboratory "Music and Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia

Plotnikov Konstantin Yurievich

PhD in Education Science, Music Teacher, Center of Education / Secondary School № 47, Irkutsk

INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES OF SCHOOLCHILDREN AND COMPUTER MUSIC TECHNOLOGIES

Summary:

The article deals with the resources and educational advantages of computer music technologies for such an age group as high school students. The authors justify the relevance of computer music in teenagers' training and education. The paper discusses the goal setting, organizational forms, stages of activities, and the main method in the implementation of the individual educational route. Some examples of projects, benefits of designing and application of portfolios when using computer music are described.

Keywords:

computer music technologies, general education, individual educational route, training project.

Говоря о перспективах образовательных продвижений путем выстраивания и реализации индивидуального образовательного маршрута школьника, мы в первую очередь отмечаем возможность использования личностных особенностей подростка, понимая под этим определение и развитие личностного потенциала конкретной личности [1].

При грамотном подходе и педагогической поддержке современные информационные технологии (ИТ), а к их числу мы причисляем музыкально-компьютерные технологии (МКТ) [2; 3; 4], являются значительным фактором активизации и индивидуализации образовательной деятельности школьника [5; 6; 7]. При стихийном обращении (или при полном отсутствии обращения) к МКТ представители молодого поколения не только упускают одно из мощных, комплексно воздействующих средств образования, но и оказываются один на один с рисками, которым подвергают наших современников СМИ, отдельные секторы интернета, массовая культура.

Рассмотрим образовательные преимущества МКТ для возрастной категории учащихся среднего звена общеобразовательной школы.

Среди доводов актуальности использования МКТ в процессе обучения [8; 9; 10] именно на этапе общего среднего образования следует особо выделить следующие:

- Данные технологии - действенное средство дидактики и творчества [11; 12; 13; 14].

- Программное обеспечение (ПО) данных технологий в настоящее время создается не только для профессионалов, но и для любителей и используется ими в быту, на досуге [15; 16; 17; 18].

- Использование синтезаторов (и как самостоятельных инструментов, и как ПО мобильных ПЭВМ) служит развитию творческой личности, повышению интереса к ИТ и формированию у учащегося ИКТ-компетенций [19, с. 109].

- Навыки работы с МКТ, полученные в этом возрасте, являются базой для дальнейших образовательных продвижений [20].

В отношении реализации воспитательного направления можно отметить:

- все большее распространение личной бытовой техники (с реальной или потенциальной установкой МКТ), приближающееся к максимальному охвату именно среди подростков и молодежи [21],

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 21)

- популярность среди пользователей сектора «музыка и видео», реализуемого через МКТ [22, с. 42].

Выявлено, что воспитательная часть использования МКТ, которое заключается во встрече духовно-этического человеческого опыта (музыки) и последних достижений ИТ (в нашем случае -МКТ), - это нахождение личностных смыслов при взаимодействии с феноменами культуры (музыки как материала МКТ) с одновременным развитием самостояния человека в культуре [23].

Успех выстраивания и реализации образовательного маршрута, обусловленного индивидуальными особенностями и предпочтениями конкретного учащегося, основывается на факторе проявления психической субъектности школьника [24, с. 43-45].

Организационными формами реализации индивидуального образовательного маршрута подростка являются (по мере усиления эффективности и уменьшения частоты употребления по причине недостаточности методической проработанности): «урок», «внеурочная деятельность», «дополнительное образование», «досуг» (в том числе в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ), которые представляют новую грань в реализации образовательной концепции «Наша новая школа»).

Этапами деятельности ученика при осуществлении одного из отдельных шагов своего образовательного маршрута являются: определение цели => составление плана => собственно деятельность => рефлексия и самооценка [25, с. 156-157].

В качестве основного метода реализации образовательного процесса, осуществляемого в его учебной и воспитательной компоненте, не только с позиции взрослого [26], но и с позиции подростка [27] доказал свою эффективность метод учебных проектов [28; 29]. Этапность проектной деятельности представлена как «6П»: Проблема (включая мотивирование участников) -Планирование (в том числе и на следующие этапы) - Поиск информации (содержательная часть) - Продукт (операциональная часть) - Презентация (друзьям, семье, классу и др.) - Порт-фолио (рефлексия - в сравнении с другими своими / чужими образцами).

Среди реализованных учебных проектов, предложенных педагогом и самими школьниками, назовем следующие: «Имя», «Театр», «Наборщик нот», «Рингтон», «Моя анкета», «Привет с Дальнего Востока», «Мой мир», «Мини-фильм о музыке», «Моя музыка - тебе», «Палиндром», «Додекафония», «Оркестр», «Хор», «Мультитрек» и др. [30, с. 66-68, 157-167, 215-219].

Во всех случаях применения любой из перечисленных выше организационных моделей ход образовательного процесса материализуется в реальное (электронное) портфолио творческих работ конкретного ученика, что позволяет проводить мониторинг процесса обучения и воспитания.

Среди преимуществ, получаемых при таком подходе:

- сама возможность создавать банк материалов «МКТ-продукта», подготовленного или используемого учащимся (воспитуемым);

- все достоинства цифровой формы информации (удобство и надежность хранения / копирования без потери качества, быстрый поиск и доступ и т. д.), что особенно важно при работе с информацией о музыке [31; 32; 33; 34];

- отсутствие технологических и психологических недостатков - в режиме наибольшего пользовательского комфорта (при самостоятельной или с помощью друзей аудио-, видеозаписи своего пения, игры, танца и пр.);

- возможность осуществлять рефлексию выполненной работы самому подростку, а также взрослому, которому он доверяет);

- переход к методике обучения и воспитания на основе формирования у подростка навыков самооценки образовательных продвижений [35].

Подводя итоги представления идеи использования МКТ с возможностями разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута подростка, обучающегося в среднем звене, отметим:

1. Применение МКТ в данном направлении актуально, обеспечено целеполаганием, имеет четко очерченные и многогранно апробированные психолого-педагогические, организационные основания.

2. Музыка и ее аудиовизуальные формы, представляемые в образовательном процессе через МКТ, способствуют реализации всех четырех (по «Фундаментальному ядру содержания общего образования») блоков универсальных учебных действий (УУД): личностного - экзистенциально; регулятивного - и эмоционально (как проявление эффекта самовыражения), и технологически (МКТ-продукт как критерий успешности освоения данной технологии); познавательного - и как онтологический опыт конкретной личности, и как опыт человечества; коммуникативного - как процесс сотворчества с другими создателями музыкальной информации, представления своего творения слушателям (зрителям).

3. Использование МКТ позволяет школьнику направить свои образовательные усилия как на процесс обучения (информатике, музыке, через музыку - хореографии, истории, культуре и пр.), так и на самовоспитание путем осуществления задуманного через урочную и внеурочную

деятельность и досуг, через институты общего и дополнительного, неформального и инклюзивного образования.

Ссылки:

1. Подробнее см., например: Игнатович С.С. Проблема готовности ученика к проектированию индивидуального образовательного маршрута в контексте общих тенденций индивидуализации образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 3.

2. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. № 4 (9). С. 123-138.

3. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии - новая образовательная творческая среда // Universum: Вестник Герценовского университета. 2007. № 1. С. 47-51.

4. Горбунова И.Б. Музыкально-компьютерные технологии в подготовке педагога-музыканта // Проблемы музыкальной науки. 2014. №3(16). С. 5-11.

5. Горбунова И.Б., Товпич И.О. Информационная образовательная среда как ресурс формирования информационной культуры участников образовательного процесса в школе цифрового века // Теория и практика общественного развития. 2015. №7. С. 192-196.

6. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Товпич И.О. Комплексная модель семантического пространства музыки и перспективы взаимодействия музыкальной науки и современного музыкального образования // Научное мнение. 2014. № 8. С. 238-249.

7. Горбунова И.Б. Информационные технологии в современном музыкальном образовании // Современное музыкальное образование - 2011 : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. И.Б. Горбуновой. СПб., 2011. С. 30-34.

8. Плотников К.Ю. Использование музыкально-компьютерных технологий в основном общем образовании как реализация индивидуальных образовательных маршрутов (на примере уроков информатики и музыки в общеобразовательной школе) // Научное мнение. 2014. № 8. С. 364-368.

9. Новые художественные миры. Интервью профессора РГПУ им. А.И. Герцена И.Б. Горбуновой // Музыка в школе. 2010. № 4. С. 11-14.

10. Горбунова И.Б. Эра информационных технологий в музыкально-творческом пространстве // Региональная информатика - 2010 : материалы XII Санкт-Петербург, междунар. конф. СПб., 2010. С. 232-233.

11. Плотников К.Ю. Методическая система обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий : монография. СПб., 2013. 268 с.

12. Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе : учеб. пособие. СПб., 2003. 68 с.

13. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко A.B. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта) : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. СПб., 2006. 212 с.

14. Горбунова И.Б., Панкова A.A. Компьютерное музыкальное творчество: теория и практика. Саарбрюккен, 2014. 125 с.

15. Плотников КЮ. Методическая система обучения ...

16. Горбунова И.Б. Музыкальный звук : монография. СПб., 2006. 165 с.

17. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер : монография. СПб., 2007. 399 с.

18. Горбунова И.Б. Архитектоника звука : монография. СПб., 2014. 125 с.

19. Плотников КЮ. Методическая система обучения информатике ... С. 109.

20. Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии в реализации индивидуальных образовательных маршрутов молодежи // Вестник ИрГСХА. 2015. Вып. 69. С. 153-160.

21. Выборочное Федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением ИТ и информационно-телекоммуникационных сетей. Таблица 2.1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/fed_nabl-croc/index.html (дата обращения: 28.08.2015).

22. Анализ потребления детьми и подростками информационной продукции, распространяемой в теле- и радиопередачах, теле- и радиопрограммах, сетевых средствах массовой информации, печатных средствах массовой информации, информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет [Электронный ресурс] / науч. ред. Г.У. Солдатова и др. URL: http://rkn.gov.ru/docs/Razdel_2.pdf (дата обращения: 12.09.2015).

23. Плотников КЮ. Использование музыкально-компьютерных технологий ...

24. Плотников КЮ. Методическая система обучения ... С. 43-45.

25. Более детально см., например: Плотников К.Ю. Музыкально-компьютерные технологии ... С. 156-157 ; Лапёнок М.В., Макеева В.В. Технология реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося с использованием электронных образовательных ресурсов // Педагогическое образование в России. 2012. № 6 ; и др.

26. См., например: Поляков С.Д. О феноменологии воспитательной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2012. Т. 18, № 1-1.

27. Полозова Т.В. Ориентация на самовоспитание как стратегия работы с «трудными» подростками // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 1.

28. См. также: Горбунова И.Б., Панкова A.A. Творческий проект в процессе обучения информатике студентов-музыкантов (в условиях педагогического вуза) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 214-221.

29. См. также: Горбунова И.Б., Помазенкова М.С. Музыкально-компьютерные и облачно-ориентированные технологии в системе современного музыкального образования // Научное мнение. 2015. № 3 (2). С. 68-83.

30. Плотников КЮ. Методическая система обучения ... С. 66-68, 157-167, 215-219.

31. Горбунова И.Б., Заливадный М.С., Кибигкина Э.В. Музыкальное программирование : учеб. пособие. СПб., 2012. 195 с.

32. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Музыкально-компьютерные технологии: к проблеме моделирования процесса музыкального творчества : монография. СПб., 2012. 160 с.

33. Горбунова И.Б., Чибирёв C.B. Компьютерное моделирование процесса музыкального творчества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 168. С. 84-93.

34. Горбунова И.Б., Заливадный М.С. Музыка, математика, информатика: пути взаимодействия и проблемы современного этапа // Субкультуры и коммуникативные проблемы современного общества : сб. тр. междунар. науч.-теорет. конф. 2014. С. 81-83.

35. Плотников КЮ. Методическая система обучения ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.