УДК 376.545 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-1-152-160
ББК 74.200.5
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ
INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE AS A TOOL FOR ORGANIZING WORK WITH GIFTED STUDENTS
Кремнева Алена Сергеевна
Аспирант кафедра педагогики и психологии им. З. Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский государственный педагогический университет, учитель английского языка МАОУ «Лицей инновационных технологий № 36» E-mail: [email protected]
Kremneva Alena S.
PhD post-graduate student at the Department of Pedagogy and Psychology named after Z. T. Sharafutdinov, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University; teacher of English at State secondary school "Lyceum No. 36" E-mail: [email protected]
Маркова Надежда Григорьевна
Заведующий кафедрой педагогики
им. З. Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский
государственный педагогический университет,
доктор педагогических наук, доцент,
действительный член Академии педагогических
и социальных наук
E-mail: [email protected]
Markova Nadezhda G.
Head of the Department of Pedagogy and Psychology named after Z. T. Sharafutdinov, Naberezhnye Chelny State Pedagogical University; ScD in Education, Associate Professor, member of the Academy of Pedagogical and Social studies E-mail: [email protected]
Гумерова Марина Миннегалиевна
Доцент кафедры педагогики и психологии им. З. Т. Шарафутдинова, Набережночелнинский государственный педагогический университет,
Gumerova Marina M.
Assistant Professor at the Department of Pedagogy and Psychology named after Z. T. Sharafutdinov, Naberezhnye Chelny State
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Кремнева А. С., Маркова Н. Г., Гумерова М. М., 2021
кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Аннотация. Одной из задач современного педагога, заинтересованного в развитии способностей и личностном росте его воспитанников, является поиск оптимальных путей индивидуализации обучения учащихся с признаками интеллектуального и академического типов одаренности. В данной статье рассматривается проблема проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся как инструмента педагогического сопровождения в основной школе. Статья раскрывает итоги исследования сложившихся представлений субъектов образовательного процесса о структуре индивидуального образовательного маршрута. Ведущим методом исследования данной проблемы является анализ результатов опроса учителей, родителей и школьников с целью выявления их видения и предпочтений по вопросам индивидуализации их образовательного пути. Итогом исследования, представленного в статье, стала разработка и апробация структурно-функциональной модели индивидуального образовательного маршрута обучающихся с признаками одаренности. Материалы статьи представляют практическую ценность для педагогов для организации индивидуальной работы в школе.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, учащиеся с признаками одаренности, индивидуальный образовательный маршрут, структура индивидуального образовательного маршрута, субъектность учащегося, условия развития учащихся.
Pedagogical University, PhD in Education, Associate Professor E-mail: [email protected]
Abstract. One of the tasks of a modern teacher, who is interested in the development of the abilities and personal growth of their pupils, is to find optimal ways to individualize the teaching of intellectually and academically gifted students. The authors of the article examine the problem of designing and implementing individual educational routes for students as a tool for pedagogical support in the secondary school. The article reveals the results of the study of ideas of subjects of the educational process about the structure of the individual educational route. The main method for studying this issue is to analyze the results of the interview of parents and schoolchildren in order to identify their vision and preferences on the individualization of their educational path. The result of the research presented in the article is the development and testing of a structural and functional model of an individual educational route for the students showing giftedness. The materials of the article are of practical value for teachers to organize individual work at school.
Keywords: pedagogical support, gifted children, individual educational route, structure of the individual educational route, a student's personal agency, conditions for developing the students' potential.
Введение
Проблема поиска эффективных форм и методов работы с одаренными школьниками актуализирует запрос педагогической общественности на научно-методологические основы разработки инструментов организации и педагогической поддержки талантливой молодежи. В контексте личностно-ориентированной парадигмы современного образования эффективная организация учебной деятельности одаренных обучающихся является возможной при реализации индивидуального и дифференцированного подходов обучения, проектировании и реализации индивидуальных путей развития.
Согласно ст. 34 п. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» «.. .обучающимся предоставляются академические права на: <.. >обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы.» [1].
Однако при проектировании индивидуального маршрута обучающегося школьные педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия методического инструментария для организации подобной работы. Возникает необходимость в обеспечении научно-методических оснований и изучении педагогических условий, обеспечивающих траекторию интеллектуального саморазвития обучающегося. Одним из самых эффективных инструментов педагогической поддержки считаем разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
Согласно Рабочей концепции одаренности, «оценка конкретного ребенка как одаренного в значительной мере условна, и поэтому в нашем исследовании мы используем понятие "ребенок с признаками одаренности"» [2, с. 12].
Сущность понятия «индивидуальный образовательный маршрут»
Теоретический анализ показал, что в педагогической практике наряду с понятием «индивидуальная образовательная траектория» часто используется сходное по смыслу понятие «индивидуальный образовательный маршрут».
Термин «индивидуальная траектория развития» введен И. С. Якиманской, которая связывает возможности самого учащегося определять траекторию собственного индивидуального развития с формированием механизма самоорганизации и самореализации учащегося в рамках личностно-ориентированного обучения [3, с. 64-76]. Индивидуальная образовательная траектория, по определению А. В. Хуторского, есть персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных [4, с. 278]. И. С. Якиманская и А. В. Хуторской рассматривают понятие индивидуальной траектории в контексте личностно-ориентированного обучения, при этом И. С. Якиманская делает акцент на развитии у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут трактуется как технология, предполагающая создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные
интересы учащихся при обучении (А. В. Золотарева, Е. Н. Лекомцева, А. Л. Пикина) [5, с. 46]. По мнению И. Ю. Исаевой, индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь компенсации трудностей ребенка, а затем и реализации его личностного потенциала: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, духовно-нравственного. Индивидуальный образовательный маршрут специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа [6, с. 23].
Методологические подходы
Исследование проблемы проектирования индивидуальных образовательных маршрутов школьников основано на следующих подходах:
• личностно-ориентированный подход, который предполагает создание условий для организации учебной деятельности ребенка с учетом индивидуальных потребностей;
• индивидуальный подход, в основе которого лежит учет своеобразия каждой личности, особенностей характера и темперамента, уровень физического и психического развития, сочетания интегративных качеств, задатков и способностей;
• рефлексивно-деятельностный подход, в основе которого лежит единство сознания и деятельности;
• системно-деятельностный подход, включающий целостность системы взаимосвязанных элементов: цели, задачи, содержание и ожидаемый результат.
Результаты
В реалиях современной школы появляется осознание потребности взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, приходит понимание признания субъектности обучающихся. В условиях массовой школы одной из сложнейших задач, стоящих перед практикующим учителем, является обеспечение индивидуализации учебного процесса, создание условий развития способностей и становления личности школьников, обучающихся с признаками одаренности. Острой является необходимость в методической поддержке учителя, наличии современных инструментов продуктивной работы педагога.
Важным является формирование у школьника компетенции учиться, начиная с организации его самостоятельной работы по интересующему его предмету.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) нами рассматривается как инструмент индивидуализации обучения школьников с признаками одаренности. Основной задачей проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута детей с признаками одаренности является создание оптимальных условий для развития индивидуальных способностей обучающихся. Проектирование индивидуального образовательного маршрута, на наш взгляд, предполагает активную субъектную позицию ребенка за счет осознания обучающимся своего индивидуального процесса познания на основе интериоризации учебного процесса, что предполагает возможность выбора ребенком способа познания, отвечающего его личностным особенностям, интересам и предпочтениям.
Совокупность интересов всех субъектов образовательного процесса помогает создать благоприятные условия для развития потенциала обучающегося. Считаем важным отметить, что роль родителей в оказании поддержки ребенку в вопросах выбора интересующего его направления, содержания обучения и создания условий для развития его способностей неоценима.
Целью разработки модели ИОМ является оказание методической и научной поддержки педагогам, работающим с детьми с признаками одаренности, в вопросе организации эффективного образовательного педагогического сопровождения обучающихся, способствующего развитию их личностного потенциала, развитию способностей, достижению новых академических результатов в процессе индивидуализации предметного обучения в условиях массовой школы.
На первом этапе исследования основным методом служил анализ серии опросов 70 учителей, 72 обучающихся и их родителей как активных субъектов образовательного процесса. Проведенное анкетирование позволило собрать и обобщить информацию о запросах и предпочтениях подростков с признаками одаренности по вопросам организации оптимального пути изучения учебной информации по выбираемому ими школьному предмету, составлению рабочей модели ИОМ в удобном (для учителя и ученика) формате [7, с. 8-11; 8, с. 209].
Анализ результатов опросов учителей, родителей и школьников позволил определить структурные компоненты модели монопредметного ИОМ. Результаты первого этапа исследования представлены на рис. 1.
Структура модели индивидуального образовательного маршрута представлена тремя взаимосвязанными блоками.
Мотивационно-организационный блок. Выбор самим учащимся направления движения в контексте разработки собственного маршрута, определение цели и задач, предметного содержания и предпочитаемых форм работы и даже контроля дает возможность обучающимся почувствовать свободу, сопричастность, повышает осознанность реализации учебных задач и ответственность за результаты в учебной деятельности. На этапе определения стратегии действий одной из задач учителя является включение обучающегося в процесс самопознания и соотнесения своих потребностей с внешними требованиями. Результатом работы на данном этапе становится постановка индивидуальной образовательной цели, выделение ряда задач, определение вектора движения к желаемым образовательным результатам.
Процессуально-технологический блок. На этапе построения индивидуального образовательного маршрута учитель и ученик определяют содержание образования, модулей и уровня учебного предмета, планируют учебную деятельность для достижения поставленный цели, определяют средства и формы работы, составляют программу конкретных действий и содержания образовательной деятельности ребенка по предмету. В ходе реализации учеником индивидуального маршрута учитель выполняет сопровождающую, консультирующую функцию, организуя педагогическую поддержку обучающемуся, осуществляющему движение к поставленной образовательной цели.
Результативно-рефлексивный блок. Результативно-контролирующий компонент во взаимосвязи с рефлексивно-корректировочным компонентом в разработанной модели
монопредметного образовательного маршрута определяют осуществление контролирующей и, в случае необходимости, корректировочной функции педагога как помощника, фасилитатора и самого ученика как активного субъекта, развивающего рефлексивные умения и самоорганизованность. Достижение планируемых результатов в определенные ранее сроки их достижения в рамках маршрута, осуществление контроля и самоконтроля способствуют становлению самооценки как личностного качества школьника.
В основе разработанной модели заложены основные принципы педагогического сопровождения одаренных учащихся, так данная схема включает такие компоненты индивидуального маршрута, как: целевой, содержательный, деятельностный, результативно-контролирующий и рефлексивно-корректировочный (см. рис. 1).
Представленная поэтапность действий субъектов образовательного процесса в каждом компоненте определяет возможный сценарий работы учителя и обучающегося во взаимодействии в процессе проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута в контексте изучения отдельного предмета. При этом следует понимать, что эффективность деятельности ученика и учителя, направленной на достижение определенной образовательной цели в рамках маршрута обеспечивается соблюдением ряда условий.
Организация процесса обучения на основе взаимодействия и диалогового общения с учащимся, предоставлением ему возможности проявить свою индивидуальность, делать выбор является основным условием проектирования индивидуальных образовательных маршрутов. В данном контексте одной из задач общения субъектов образовательного процесса - учителя и ученика - является координация учебных действий в учебном процессе.
Сущность построения индивидуальных маршрутов, на наш взгляд, состоит в оказании помощи обучающемуся в организации его индивидуального образовательного пути к определяемой самим обучающимся (при необходимости, формулируемой с помощью учителя и родителей) образовательной цели. Итогом реализации маршрутов в процессе поэтапного продвижения к поставленной цели становятся результаты личностного развития ребенка, достижения в предметных областях и сформированные учебные компетенции обучающегося.
Выводы
Проведенное исследование позволило разработать структурно-функциональную модель монопредметного ИОМ как один из возможных вариантов проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося.
Апробация данной модели осуществлялась в общеобразовательных школах, являющихся площадкой опытно-экспериментального исследования в период 2018-2020 гг. Школьники 5-6-х классов в течение учебного года работали по индивидуальному образовательному маршруту для обучающихся с признаками одаренности с целью углубленного изучения английского языка. Результатом данной работы стало достижение предметного результата на повышенном уровне согласно плану основных образовательных программ школ, увеличение доли победителей и участников школьных и городских конкурсов и олимпиад. Результаты апробации и итоги промежуточных результатов обсуждены на методических семинарах базовых школ, научно-практических конференциях и круглых столах.
ТЗ (Ь
Рис. 1. Схематическое представление структуры и этапов реализации монопредметного индивидуального
образовательного маршрута
Проведенный теоретический анализ научной и методической литературы, а также результаты апробирования модели в общеобразовательных учреждениях свидетельствуют о том, что составление индивидуального образовательного маршрута школьника с признаками одаренности по интересующему ему предмету может рассматриваться как проектирование качественно нового индивидуального плана работы, отличного от базовой учебной программы. ИОМ будет результативен при условии адекватной модификации содержания (предполагается использование основных подходов к разработке содержания образовательного курса: ускорение, углубление, обогащение с предоставлением учащемуся возможности выбора модулей и уровня сложности предметного материала), процесса (самоуправление и самообразование), создание вариативной образовательной среды с широким спектром ресурсов, с предоставлением возможности обучающемуся выбора формы и вида работы, темпа выполнения заданий, возможности самопроверки, развития самоконтроля и поощрения исследовательской, творческой или проектной деятельности.
Проведенный сравнительный анализ позволил нам сделать вывод об отсутствии единого и однозначно понимаемого определения понятий «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут», что приводит зачастую к подмене данных терминов в образовательной среде. Однако считаем необходимым отметить существующее в педагогических кругах единство мнений о необходимости учета индивидуальных особенностей и запросов в организации учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе проектирования индивидуализированных программ.
Таким образом, в нашем понимании индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) является инструментом организации индивидуализации обучения учащихся с признаками одаренности, обеспечивающим вариативность содержания и форм обучения; средством, способствующим раскрытию и реализации личностного потенциала одаренного учащегося. Для учащегося, как субъекта образовательного процесса, ИОМ - это индивидуальное средство учения, обеспечивающее возможность выбора форм работы и предметного содержания, выходящего за рамки основной учебной программы; примерный план осознанной учебной деятельности учащегося, направленной на удовлетворение собственных образовательных запросов, саморазвитие и самореализацию.
Проектирование модели монопредметного образовательного маршрута для обучающихся с признаками одаренности рассматривается нами как методическая помощь практикующим учителям для организации индивидуальной работы в школе.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012.
URL: zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения: 12.08.2019).
2. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. 2-е изд., расш. и пер. М., 2003. 94 с.
3. Якиманская И. С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии. 1994. № 2. С. 64-76.
4. Хуторской А. В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 536 с.
5. Золотарева А. В., Лекомцева Е. Н., Пикина А. Л. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 215 с.
6. Исаева И. Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учеб. пособие. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. 116 с.
7. Кремнева А. С. Анкета изучения мнения субъектов образовательного процесса о структуре и форме индивидуального образовательного процесса (для учащихся с признаками одаренности). Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. 15 с.
8. Кремнева А. С. Проектирование моделей индивидуального образовательного маршрута для учащихся с признаками одаренности // Наука и школа. 2019. № 4. С. 205-210.
References
1. Federalnyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" No. 273-FZ ot 29.12.2012. Available at: zakon-ob-obrazovanii.ru (accessed: 12.08.2019).
2. Bogoyavlenskaya D. B. (ed.) Rabochaya kontseptsiya odarennosti. Moscow, 2003. 94 p.
3. Yakimanskaya I. S. Trebovaniya k uchebnym programmam, orientirovannym na lichnostnoe razvitie shkolnikov. Voprosy psikhologii. 1994, No. 2, pp. 64-76.
4. Khutorskoy A. V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. St. Petersburg: Piter, 2001. 536 p.
5. Zolotareva A. V., Lekomtseva E. N., Pikina A. L. Tyutorskoe soprovozhdenie odarennogo rebenka: ucheb. posobie dlya bakalavriata i magistratury. Moscow: Yurayt, 2018. 215 p.
6. Isaeva I. Yu. Tekhnologiya proektirovaniya individualnykh obrazovatelnykh marshrutov: ucheb. posobie. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorskogo gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2015. 116 p.
7. Kremneva A. S. Anketa izucheniya mneniya subyektov obrazovatelnogo protsessa o strukture i forme individualnogo obrazovatelnogo protsessa (dlya uchashchikhsya s priznakami odarennosti). Naberezhnye Chelny: Izd-vo NGPU, 2018. 15 p.
8. Kremneva A. S. Proektirovanie modeley individualnogo obrazovatelnogo marshruta dlya uchashchikhsya s priznakami odarennosti. Nauka i shkola. 2019, No. 4, pp. 205-210.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 1
Статья поступила в редакцию 09.07.2020 The article was received on 09.07.2020