Научная статья на тему 'Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование)'

Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1013
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОПЕРСОНОЛОГИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ / ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ / ЯЗЫКОВОЙ ПОРТРЕТ / LINGUOPERSONOLOGY / LINGUISTIC PERSONALITY / INDIVIDUAL / TYPOLOGICAL / LINGUISTIC PORTRAIT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Татаринцева Елена Николаевна

Статья посвящена описанию языковой личности носителя русского языка на шкале «индивидуальное типологическое». Подробнее рассматривается языковой портрет, его задачи, лингвистические и экстралингвистические параметры портретирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An individual aspect of describing a linguistic personality (portrayal)

The article is devoted to describing the linguistic personality of native speakers of the Russian language on the scale «individual typological». In particular, it deals with the linguistic portrait and its aims, linguistic and extra-linguistic parameters of portrayal.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование)»

Е.Н. Татаринцева

Алтайская академия экономики и права

Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование)

Аннотация: Статья посвящена описанию языковой личности носителя русского языка на шкале «индивидуальное - типологическое». Подробнее рассматривается языковой портрет, его задачи, лингвистические и экстралингвистические параметры портретирования.

The article is dedicated to describing linguistic personality of native speakers of the Russian language on the scale «individual - typological». In particular it deals with the linguistic portrait and its aims, linguistic and extralinguistic parameters of making portrait.

Ключевые слова: лингвоперсонология, языковая личность, индивидуальное, типологическое, языковой портрет.

Linguapersonology, linguistic personality, individual, typological, linguistic portrait.

УДК: 81-13.

Контактная информация: Барнаул, пр. Калинина, 15В. ААЭП, кафедра рекламы и связей с общественностью. Тел. (3852) 223317. E-mail: [email protected].

Описание языковых личностей осуществляется на материале созданных ими речевых произведений - антропотекстов, отражающих качество их языковой способности [Голев, 2005]. Так, согласно концепции Ю.Н. Караулова, «за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка» [Караулов, 2004, с. 10].

На основе анализа антропотекстов описание русской языковой личности проводится исследователями как на типологическом уровне, что предполагает построение типологии языковых личностей и выделение набора характерных для каждого типа личностей языковых проявлений, так и на индивидуальной уровне -при рассмотрении и описании реализации языковой личности одного конкретного носителя языка как представителя определенного типа языковых личностей.

Выделение типологического и индивидуального уровней описания русской языковой личности соотносится с разграничением многочеловеческой и частно-человеческой личности В.П. Нерознаком [Нерознак, 1996]; индивидуального и коллективного языкового сознания носителей языка, абстрактной и конкретной языковой личности В.И. Карасиком (вслед за представителями саратовской лингвистической школы), при этом в качестве конкретной языковой личности исследователи рассматривают как известных мастеров слова, так и рядовых граждан [Карасик, 2002]; общерусского языкового типа [Караулов, 1988] и языковой личности носителя языка как «полноценное представление личности», включающее всю совокупность характеристик индивида: социальных, профессиональных, возрастных, языковых (на материале всех произведенных ею устных и письменных текстов) [Караулов, 2004].

Индивидуальный аспект описания языковой личности связан с портретиро-ванием - описанием конкретной языковой личности, отражающим своеобразие письменно-речевой деятельности носителя языка в определенном аспекте. В современной лингвоперсонологии портретирование языковых личностей представлено, в частности, в работах [Аниськина, 2001; Лебедева, 2006; Седов, 1999, 2006; Шульгина, 2007 и др.].

Методическими способами портретирования языковых личностей являются следующее: 1) наблюдение - описываются антропотексты, созданные носителями языка в процессе естественной письменно-речевой деятельности; 2) эксперимент - анализируются антропотексты носителей языка, полученные экспериментальным путем.

Результатом портретирования языковых личностей становятся их портреты. При описании специфики реализации отдельной языковой личности используются, наряду с «портретом», термины «паспорт» (В .И. Карасик), «идиолект» (О.В. Кузнецов, В.А. Виноградов), «идиостиль» (П.А. Катышев, Ю.С. Паули). В научном дискурсе названные термины функционируют преимущественно в качестве синонимичных, отождествляемых с индивидуальным описанием реализаций языковых личностей в противоположность типологическому. Однако, опираясь на определения этих терминов исследователями, можно выявить некоторые различия в их трактовке.

В.О. Кузнецов соотносит понятие «речевого портрета» с понятием «идиолект» и делает вывод о том, что эти понятия «объединяют в себе разные стороны соотношения индивидуального и общего в языке и речи» [Кузнецов, 2007, с. 390]. Идиолект, по определению В. А. Виноградова, - это «совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 171], а речевой портрет, по мнению В. П. Крысина, «отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является "портретируемый")» (цит. по [Кузнецов, 2007, с. 390]).

П.А. Катышев и Ю.С. Паули определяют соотношение понятий «идиостиль» и «идиолект». По их мнению, идиолект - это языковые средства и результат речемыс-лительной деятельности языковой личности (тексты), а идиостиль - способ организации идиолектных компонентов, обусловливающий своеобразие дискурса языковой личности [Катышев, Паули, 2006].

Включая в круг рассматриваемых терминов - «речевой портрет», «идиолект», «идиостиль» - термин «речевой паспорт», отметим, что В.И. Карасик определяет речевой паспорт как совокупность тех коммуникативных особенностей языковой личности, которые делают эту личность уникальной (или, по меньшей мере, узнаваемой) [Карасик, 2002].

Исходя из предложенных исследователями определений терминов «идиолект», «идиостиль», «речевой паспорт» и «речевой портрет» «впишем» их в ряд других терминов, используемых при описании языковой личности. На шкале «индивидуальное - типологическое» понятия, обозначаемые рассматриваемыми терминами, соотносятся следующим образом:

1, 2 ^ 3 ^ 4 ^ 5

Индивидуальное Типологическое

Условные обозначения на схеме:

1 - идиолект;

2 - идиостиль, речевой паспорт;

3 - речевой портрет;

4 - лингвоперсонема;

5 - национальная орфографическая языковая личность / общерусский языковой тип.

Как правило, портреты языковых личностей не претендуют на исчерпывающую полноту: они составляются по ряду установленных параметров в выбранном

аспекте и на материале текстов определенного жанра (жанров) письменно-речевой деятельности, представляя собой «контурные наброски наиболее показательных особенностей» письменно-речевой деятельности носителей языка [Седов, 2006, с. 160]. Иначе говоря, портреты языковых личностей являются реализацией части идеальной программы описания языковых личностей конкретных носителей языка, которая предполагает выявление и описание всего разнообразия языковых проявлений человека при «фиксации всех текстов, произведенных личностью от момента начала говорения до смерти» [Караулов, 2004, с. 85].

Портрет языковой личности может быть дополнен экстралингвистическими характеристиками описываемого субъекта, в той или иной степени определяющими его письменно-речевую деятельность, - психологическими, профессиональными, возрастными, тендерными и др. Так, например, Ф.К. Седов, составляя речевые портреты языковых личностей в аспекте их становления, в качестве дополнительной информации, характеризующей речевое поведение описываемых индивидов, приводит следующую: социально-психологические параметры - темперамент, своеобразие функциональной асимметрии головного мозга, доминантные черты психологии общения; профессиональная деятельность и др. [Седов, 1999]. Речевые портреты языковых личностей старшеклассников, составленные Н.В. Аниськиной, сопровождаются данными о поле, возрасте, семье, образовании родителей, участии учащихся в работе факультативов, занятиях в учреждениях дополнительного образования [Аниськина, 2001].

В качестве портретируемых исследователи рассматривают как мастеров художественного слова и их персонажей (так, объектом исследования Т.Е. Пшениной является языковая личность Г.В. Катулла; З.А. Кузневич - языковые личности героев Э. Хемингуэя; И.В. Трещалиной - языковые личности героев А.П. Чехова; Л.А. Каракуц-Бородиной - языковая личность автора художественного текста, а именно В. Набокова; Н. Б. Лебедевой - речевые личности персонажей рассказов И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Певцы»), так и рядовых носителей языка (например, в работах Т.В. Кочетковой описывается языковая личность врача-фармаколога К.И. Бендера; О.Н. Шевченко - языковая личность переводчика Б.В. Заходера; Ф.К. Седова - речевые личности носителей языка женского пола, с филологическим образованием и имеющих отношение к преподаванию в системе образования.

В лингводидактической сфере портретируются учащиеся [Аниськина, 2001; Гвоздев, 1934; Кузнецов, 2007] и студенты - с учетом получаемого образования: студенты-иностранцы нефилологического вуза [Шульгина, 2007]; студенты технического вуза [Внучкова, 2006]; студенты педагогического факультета [Киселева, 2007].

Одной из основных задач исследователя при составлении портрета языковых личностей является определение параметров портретирования. Так, Ф. К. Седов в качестве параметров портретирования языковой личности наших современников в аспекте речевой деятельности выделяет следующие: дискурс (дискурсивная деятельность, дискурсивное поведение, дискурсивное мышление и дискурсивная компетенция носителя языка); социопсихолингвистические характеристики человека; коммуникативные черты его характера (доминантный / недоминантный, мобильный / ригидный, экстравертивный / интравертивный); поведение в коммуникативном конфликте; тип речевой культуры языковой личности; лингвокреа-тивность; профессия; речевая субкультура; речевые жанры; социогенез носителя языка [Седов, 2006].

Н.В. Аниськина, приводя в своей работе портреты юноши и девушки, учеников одного класса, выделяет следующие параметры описания гендерных особенностей реализации языковых личностей старшеклассников: фонетические особенности речи (четкость артикуляции, интонационные особенности, темп и громкость речи; соответствие орфоэпическим нормам); лексические особенности речи (разно-

образие используемых лексических средств, правильность, использование тропов); синтаксические особенности речи (разнообразие используемых синтаксических конструкций, использование риторических приемов); специфика коммуникативного поведения (учет фактора адресата, содержательно-тематический и коммуникативно-стратегический факторы, особенности невербального поведения, этикетность речи); готовность к рефлексии (уровень развития и способы проявления языковой и речевой рефлексии); готовность к творчеству (к самостоятельной исследовательской деятельности, к собственному литературному творчеству, импровизации) [Аниськина, 2001].

Н.П. Шульгина в качестве параметров оценки сформированности языковой личности студентов-иностранцев нефилологического вуза определила три уровня «готовностей» (в соответствии с концепцией Ю.Н. Караулова): критический, допустимый и оптимальный, каждому из которых соответствует определенный набор языковых способностей [Шульгина, 2007].

Портретирование языковой личности на орфографическом срезе предвосхитили работы ученых-методистов первой половины ХХ в., в частности А.Н. Гвоздева. Исследователь, изучая влияние чтения на грамотность, описывает специфику орфографической деятельности «ученицы 1 класса деревенской школы, где она пробыла полгода, но она еще до школы была грамотной и проявляет исключительную любовь к чтению» [Гвоздев, 1934, с. 13] на материале самостоятельных записей, сделанных портретируемой, - писем, сочинений по картинкам, записей стихотворений наизусть. А.Н. Гвоздев осуществил выборку имеющихся фактов с приведением ошибок на соответствующие написания, определил уровень грамотности ученицы как высокий для данной стадии обучения (55 ошибок на 375 рассматриваемых слов, или 14,7% ошибочных написаний от общего количества рассмотренных слов) и проанализировал ошибки с точки зрения типа написания, отражения произношения на письме и др. Раннюю высокую грамотность исследователь связал с умением девочки бегло и точно читать.

На современном этапе развития языкознания портреты орфографических языковых личностей представлены, в частности, в работах Н.Б. Лебедевой [Лебедева, 2002]. Используя в качестве технологического приема выявления типов орфографических языковых личностей диктант, исследователь выделяет четыре психоорфографических типа языковой личности и портретирует ярчайших представителей каждого типа в группе испытуемых - Люду Е., Вику В., Олю К., Таню Т. Параметрами портретирования в исследовании Н.Б. Лебедевой являются следующие: успеваемость в школе (хорошо / плохо успевающая ученица); преобладающий тип мышления - образный (правополушарный) / логический, критический (левополушарный); наличие / отсутствие волевых качеств; статистические данные о количестве и качестве ошибок, допущенных испытуемыми в предлагаемом в ходе эксперимента диктанте [Лебедева, 2002, с. 106-108].

Говоря о практической значимости портретирования языковой личности, отметим, в частности, возможность составления портретов языковой (личности в выбранном аспекте при диагностировании качества языковой способности носителей русского языка. Это является востребованным прежде всего в сфере обучения русскому языку и культуре речи.

Литература

Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2001.

Внучкова Т.Н. Профессиональный аспект типологии языковой личности / Т.Н. Внучкова // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 116-126.

Гвоздев А.Н. К вопросу о роли чтения в усвоении орфографии // Русский язык и литература в средней школе. 1934. № 4. С. 4-19.

Голев Н.Д. Лингвоперсонология, антропотекст, типы языковой личности (лингвоперсонемы) // Университетская филология - образованию: человек в мире коммуникаций. Барнаул, 2005. С. 84-86.

Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

Караулов Ю.Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня: Язык: система и ее функционирование. М., 1988. С. 6-11.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004.

Катышев П.А., Паули Ю.С. Идиостиль как лингвоперсонологическая категория // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 311-328.

Киселева О. А. Изучение языковой личности студента // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 491-492.

Кузнецов О.В. Общее и индивидуальное в речи школьников г. Брянска (русская речь между литературным языком и диалектом) // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 390.

Лебедева Н.Б. Орфографические типы языковой личности (по материалам эксперимента) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты: В 3 ч. Барнаул, 2002. Ч. 1. С. 101-113.

Лебедева Н.Б. Типология и портретирование персонажей художественных произведений // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 197-214.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996. - С. 112-116.

Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Саратов, 1999. С. 3-29.

Седов К.Ф. Типология и портретирование наших современников // Лингво-персонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 149-204.

Шульгина Н.П. Речевой портрет студента-иностранца нефилологического вуза: коммуникативно-культурологический и методический аспекты // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 598.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.