Е.Н. Татаринцева
Алтайская академия экономики и права
Индивидуальный аспект описания языковой личности (портретирование)
Аннотация: Статья посвящена описанию языковой личности носителя русского языка на шкале «индивидуальное - типологическое». Подробнее рассматривается языковой портрет, его задачи, лингвистические и экстралингвистические параметры портретирования.
The article is dedicated to describing linguistic personality of native speakers of the Russian language on the scale «individual - typological». In particular it deals with the linguistic portrait and its aims, linguistic and extralinguistic parameters of making portrait.
Ключевые слова: лингвоперсонология, языковая личность, индивидуальное, типологическое, языковой портрет.
Linguapersonology, linguistic personality, individual, typological, linguistic portrait.
УДК: 81-13.
Контактная информация: Барнаул, пр. Калинина, 15В. ААЭП, кафедра рекламы и связей с общественностью. Тел. (3852) 223317. E-mail: [email protected].
Описание языковых личностей осуществляется на материале созданных ими речевых произведений - антропотекстов, отражающих качество их языковой способности [Голев, 2005]. Так, согласно концепции Ю.Н. Караулова, «за каждым текстом стоит языковая личность, владеющая системой языка» [Караулов, 2004, с. 10].
На основе анализа антропотекстов описание русской языковой личности проводится исследователями как на типологическом уровне, что предполагает построение типологии языковых личностей и выделение набора характерных для каждого типа личностей языковых проявлений, так и на индивидуальной уровне -при рассмотрении и описании реализации языковой личности одного конкретного носителя языка как представителя определенного типа языковых личностей.
Выделение типологического и индивидуального уровней описания русской языковой личности соотносится с разграничением многочеловеческой и частно-человеческой личности В.П. Нерознаком [Нерознак, 1996]; индивидуального и коллективного языкового сознания носителей языка, абстрактной и конкретной языковой личности В.И. Карасиком (вслед за представителями саратовской лингвистической школы), при этом в качестве конкретной языковой личности исследователи рассматривают как известных мастеров слова, так и рядовых граждан [Карасик, 2002]; общерусского языкового типа [Караулов, 1988] и языковой личности носителя языка как «полноценное представление личности», включающее всю совокупность характеристик индивида: социальных, профессиональных, возрастных, языковых (на материале всех произведенных ею устных и письменных текстов) [Караулов, 2004].
Индивидуальный аспект описания языковой личности связан с портретиро-ванием - описанием конкретной языковой личности, отражающим своеобразие письменно-речевой деятельности носителя языка в определенном аспекте. В современной лингвоперсонологии портретирование языковых личностей представлено, в частности, в работах [Аниськина, 2001; Лебедева, 2006; Седов, 1999, 2006; Шульгина, 2007 и др.].
Методическими способами портретирования языковых личностей являются следующее: 1) наблюдение - описываются антропотексты, созданные носителями языка в процессе естественной письменно-речевой деятельности; 2) эксперимент - анализируются антропотексты носителей языка, полученные экспериментальным путем.
Результатом портретирования языковых личностей становятся их портреты. При описании специфики реализации отдельной языковой личности используются, наряду с «портретом», термины «паспорт» (В .И. Карасик), «идиолект» (О.В. Кузнецов, В.А. Виноградов), «идиостиль» (П.А. Катышев, Ю.С. Паули). В научном дискурсе названные термины функционируют преимущественно в качестве синонимичных, отождествляемых с индивидуальным описанием реализаций языковых личностей в противоположность типологическому. Однако, опираясь на определения этих терминов исследователями, можно выявить некоторые различия в их трактовке.
В.О. Кузнецов соотносит понятие «речевого портрета» с понятием «идиолект» и делает вывод о том, что эти понятия «объединяют в себе разные стороны соотношения индивидуального и общего в языке и речи» [Кузнецов, 2007, с. 390]. Идиолект, по определению В. А. Виноградова, - это «совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя данного языка» [Лингвистический энциклопедический словарь, 1990, с. 171], а речевой портрет, по мнению В. П. Крысина, «отражает особенности речи определенной общественной среды (представителем которой является "портретируемый")» (цит. по [Кузнецов, 2007, с. 390]).
П.А. Катышев и Ю.С. Паули определяют соотношение понятий «идиостиль» и «идиолект». По их мнению, идиолект - это языковые средства и результат речемыс-лительной деятельности языковой личности (тексты), а идиостиль - способ организации идиолектных компонентов, обусловливающий своеобразие дискурса языковой личности [Катышев, Паули, 2006].
Включая в круг рассматриваемых терминов - «речевой портрет», «идиолект», «идиостиль» - термин «речевой паспорт», отметим, что В.И. Карасик определяет речевой паспорт как совокупность тех коммуникативных особенностей языковой личности, которые делают эту личность уникальной (или, по меньшей мере, узнаваемой) [Карасик, 2002].
Исходя из предложенных исследователями определений терминов «идиолект», «идиостиль», «речевой паспорт» и «речевой портрет» «впишем» их в ряд других терминов, используемых при описании языковой личности. На шкале «индивидуальное - типологическое» понятия, обозначаемые рассматриваемыми терминами, соотносятся следующим образом:
1, 2 ^ 3 ^ 4 ^ 5
Индивидуальное Типологическое
Условные обозначения на схеме:
1 - идиолект;
2 - идиостиль, речевой паспорт;
3 - речевой портрет;
4 - лингвоперсонема;
5 - национальная орфографическая языковая личность / общерусский языковой тип.
Как правило, портреты языковых личностей не претендуют на исчерпывающую полноту: они составляются по ряду установленных параметров в выбранном
аспекте и на материале текстов определенного жанра (жанров) письменно-речевой деятельности, представляя собой «контурные наброски наиболее показательных особенностей» письменно-речевой деятельности носителей языка [Седов, 2006, с. 160]. Иначе говоря, портреты языковых личностей являются реализацией части идеальной программы описания языковых личностей конкретных носителей языка, которая предполагает выявление и описание всего разнообразия языковых проявлений человека при «фиксации всех текстов, произведенных личностью от момента начала говорения до смерти» [Караулов, 2004, с. 85].
Портрет языковой личности может быть дополнен экстралингвистическими характеристиками описываемого субъекта, в той или иной степени определяющими его письменно-речевую деятельность, - психологическими, профессиональными, возрастными, тендерными и др. Так, например, Ф.К. Седов, составляя речевые портреты языковых личностей в аспекте их становления, в качестве дополнительной информации, характеризующей речевое поведение описываемых индивидов, приводит следующую: социально-психологические параметры - темперамент, своеобразие функциональной асимметрии головного мозга, доминантные черты психологии общения; профессиональная деятельность и др. [Седов, 1999]. Речевые портреты языковых личностей старшеклассников, составленные Н.В. Аниськиной, сопровождаются данными о поле, возрасте, семье, образовании родителей, участии учащихся в работе факультативов, занятиях в учреждениях дополнительного образования [Аниськина, 2001].
В качестве портретируемых исследователи рассматривают как мастеров художественного слова и их персонажей (так, объектом исследования Т.Е. Пшениной является языковая личность Г.В. Катулла; З.А. Кузневич - языковые личности героев Э. Хемингуэя; И.В. Трещалиной - языковые личности героев А.П. Чехова; Л.А. Каракуц-Бородиной - языковая личность автора художественного текста, а именно В. Набокова; Н. Б. Лебедевой - речевые личности персонажей рассказов И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч», «Певцы»), так и рядовых носителей языка (например, в работах Т.В. Кочетковой описывается языковая личность врача-фармаколога К.И. Бендера; О.Н. Шевченко - языковая личность переводчика Б.В. Заходера; Ф.К. Седова - речевые личности носителей языка женского пола, с филологическим образованием и имеющих отношение к преподаванию в системе образования.
В лингводидактической сфере портретируются учащиеся [Аниськина, 2001; Гвоздев, 1934; Кузнецов, 2007] и студенты - с учетом получаемого образования: студенты-иностранцы нефилологического вуза [Шульгина, 2007]; студенты технического вуза [Внучкова, 2006]; студенты педагогического факультета [Киселева, 2007].
Одной из основных задач исследователя при составлении портрета языковых личностей является определение параметров портретирования. Так, Ф. К. Седов в качестве параметров портретирования языковой личности наших современников в аспекте речевой деятельности выделяет следующие: дискурс (дискурсивная деятельность, дискурсивное поведение, дискурсивное мышление и дискурсивная компетенция носителя языка); социопсихолингвистические характеристики человека; коммуникативные черты его характера (доминантный / недоминантный, мобильный / ригидный, экстравертивный / интравертивный); поведение в коммуникативном конфликте; тип речевой культуры языковой личности; лингвокреа-тивность; профессия; речевая субкультура; речевые жанры; социогенез носителя языка [Седов, 2006].
Н.В. Аниськина, приводя в своей работе портреты юноши и девушки, учеников одного класса, выделяет следующие параметры описания гендерных особенностей реализации языковых личностей старшеклассников: фонетические особенности речи (четкость артикуляции, интонационные особенности, темп и громкость речи; соответствие орфоэпическим нормам); лексические особенности речи (разно-
образие используемых лексических средств, правильность, использование тропов); синтаксические особенности речи (разнообразие используемых синтаксических конструкций, использование риторических приемов); специфика коммуникативного поведения (учет фактора адресата, содержательно-тематический и коммуникативно-стратегический факторы, особенности невербального поведения, этикетность речи); готовность к рефлексии (уровень развития и способы проявления языковой и речевой рефлексии); готовность к творчеству (к самостоятельной исследовательской деятельности, к собственному литературному творчеству, импровизации) [Аниськина, 2001].
Н.П. Шульгина в качестве параметров оценки сформированности языковой личности студентов-иностранцев нефилологического вуза определила три уровня «готовностей» (в соответствии с концепцией Ю.Н. Караулова): критический, допустимый и оптимальный, каждому из которых соответствует определенный набор языковых способностей [Шульгина, 2007].
Портретирование языковой личности на орфографическом срезе предвосхитили работы ученых-методистов первой половины ХХ в., в частности А.Н. Гвоздева. Исследователь, изучая влияние чтения на грамотность, описывает специфику орфографической деятельности «ученицы 1 класса деревенской школы, где она пробыла полгода, но она еще до школы была грамотной и проявляет исключительную любовь к чтению» [Гвоздев, 1934, с. 13] на материале самостоятельных записей, сделанных портретируемой, - писем, сочинений по картинкам, записей стихотворений наизусть. А.Н. Гвоздев осуществил выборку имеющихся фактов с приведением ошибок на соответствующие написания, определил уровень грамотности ученицы как высокий для данной стадии обучения (55 ошибок на 375 рассматриваемых слов, или 14,7% ошибочных написаний от общего количества рассмотренных слов) и проанализировал ошибки с точки зрения типа написания, отражения произношения на письме и др. Раннюю высокую грамотность исследователь связал с умением девочки бегло и точно читать.
На современном этапе развития языкознания портреты орфографических языковых личностей представлены, в частности, в работах Н.Б. Лебедевой [Лебедева, 2002]. Используя в качестве технологического приема выявления типов орфографических языковых личностей диктант, исследователь выделяет четыре психоорфографических типа языковой личности и портретирует ярчайших представителей каждого типа в группе испытуемых - Люду Е., Вику В., Олю К., Таню Т. Параметрами портретирования в исследовании Н.Б. Лебедевой являются следующие: успеваемость в школе (хорошо / плохо успевающая ученица); преобладающий тип мышления - образный (правополушарный) / логический, критический (левополушарный); наличие / отсутствие волевых качеств; статистические данные о количестве и качестве ошибок, допущенных испытуемыми в предлагаемом в ходе эксперимента диктанте [Лебедева, 2002, с. 106-108].
Говоря о практической значимости портретирования языковой личности, отметим, в частности, возможность составления портретов языковой (личности в выбранном аспекте при диагностировании качества языковой способности носителей русского языка. Это является востребованным прежде всего в сфере обучения русскому языку и культуре речи.
Литература
Аниськина Н.В. Языковая личность современного старшеклассника. Дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2001.
Внучкова Т.Н. Профессиональный аспект типологии языковой личности / Т.Н. Внучкова // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 116-126.
Гвоздев А.Н. К вопросу о роли чтения в усвоении орфографии // Русский язык и литература в средней школе. 1934. № 4. С. 4-19.
Голев Н.Д. Лингвоперсонология, антропотекст, типы языковой личности (лингвоперсонемы) // Университетская филология - образованию: человек в мире коммуникаций. Барнаул, 2005. С. 84-86.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.
Караулов Ю.Н. Эволюция, система и общерусский языковой тип // Русистика сегодня: Язык: система и ее функционирование. М., 1988. С. 6-11.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2004.
Катышев П.А., Паули Ю.С. Идиостиль как лингвоперсонологическая категория // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 311-328.
Киселева О. А. Изучение языковой личности студента // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 491-492.
Кузнецов О.В. Общее и индивидуальное в речи школьников г. Брянска (русская речь между литературным языком и диалектом) // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 390.
Лебедева Н.Б. Орфографические типы языковой личности (по материалам эксперимента) // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты: В 3 ч. Барнаул, 2002. Ч. 1. С. 101-113.
Лебедева Н.Б. Типология и портретирование персонажей художественных произведений // Лингвоперсонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 197-214.
Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.
Нерознак В.П. Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины // Язык. Поэтика. Перевод. М., 1996. - С. 112-116.
Седов К.Ф. Портреты языковых личностей в аспекте их становления (принципы классификации и условия формирования) // Вопросы стилистики. Саратов, 1999. С. 3-29.
Седов К.Ф. Типология и портретирование наших современников // Лингво-персонология: типы языковых личностей и личностно-ориентированное обучение. Барнаул; Кемерово, 2006. С. 149-204.
Шульгина Н.П. Речевой портрет студента-иностранца нефилологического вуза: коммуникативно-культурологический и методический аспекты // Русский язык: исторические судьбы и современность: III Международный конгресс исследователей русского языка: Труды и материалы / сост. М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М., 2007. С. 598.