Научная статья на тему 'Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет'

Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
286
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные типологические показатели технико-тактических действий футболистов 12-15 лет»

управления // БСЭ. - 3-изд. - Т.27. - М., 1977. - С.130-131.

20. Розенблат В.В. Проблема переутомления.- М.:Медицина.-1975.-240с.

21. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная.- М.:Олимпия Пресс.-2005.-528с.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНИКОТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ФУТБОЛИСТОВ 12-15 ЛЕТ

В. В. Суворов

Введение. Индивидуализация при подготовке спортсменов используется во всех видах спорта, повышая эффективность учебно-тренировочного процесса [1]. Однако тренеры командных игр сталкиваются с проблемой применения данного педагогического принципа. Достаточно полно данная проблема решена у высококвалифицированных футболистов [4].

В детско-юношеском футболе нерассмотренным остается вопрос индивидуализации технической подготовленности на каждом из этапов многолетней тренировки. Разработку технологии индивидуализации технической подготовки затрудняет отсутствие индивидуальных типологических показателей технико-тактических действий характеризующих игру юного футболиста определенного возраста.

Методы и организация исследования. Регистрация соревновательной деятельности осуществлялась по методике рекомендованной для комплексных научных групп в футболе [2,3]. Педагогические наблюдения за индивидуальной соревновательной деятельностью футболистов 12-15 лет в течение 13 лет позволили собрать обширный материал. Математической обработке подверглись протоколы игр Международных и Всероссийских турниров, первенств России и Краснодарского края: 240 протоколов футболистов 12 лет, 240 - 13летних, 320 - 14- летних, 240 - 15- летних.

Результаты исследования и их обсуждение. Этап спортивной специализации начинается возрастом 12 лет. Футболист данного возраста в среднем за игру выполняет 54,1 технико-тактических действий. Брак при использовании игровых приемов составляет 33,8% (таблица ). Чаще всего футболист 12 лет использует следующие технико-тактические действия:

• короткие и средние передачи мяча вперед - 19,7% (от общего количества всех регистрируемых технико-тактических действий);

• перехват мяча - 13,8%;

• ведение мяча - 13,4%;

• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 12,4%.

Брак при выполнении этих действий не превышает 30%. Исключение составляют короткие и средние передачи мяча вперед - 44,2%. Футболист за матч выполняет длинные передачи мяча, и удары по воротам головой объем которых не превышает 2% на каждый прием от общего количества техникотактических действий.

По качеству выполнения футболистом 12 лет игровые приемы можно разделить на группы. Технико-тактические действия с брака превышающим 40 %: короткие и средние передачи мяча вперед, передачи мяча "на ход", длинные передачи мяча, прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника, обводка соперника, отбор мяча, удары по воротам голо-

вой и ногой. Однако брак при использовании некоторых игровых приемов не превышает 30%: короткие и средние передачи мяча назад и поперек, ведение мяча, перехват мяча.

Юный футболист в возрасте 13 лет за матч выполняет 60,1 техникотактических действий (таблица ). Брак при выполнении игровых приемов составляет 20,1%. В порядке убывания по объему, занимаемому в структуре соревновательной деятельности, технико-тактические действия расположились в следующем порядке:

• короткие и средние передачи мяча вперед - 16,3%;

• ведение мяча - 15,4%;

• отбор мяча - 12,5%;

• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 11,8%;

• перехват мяча - 11,1%.

Суммарный показатель этих действий составляет 67,1% от общего объема всех выполненных игровых приемов за матч. Основные техникотактические действия по качеству выполнения можно разделить на две группы с браком до 20% и свыше 40%. К первой относятся короткие и средние передачи мяча назад и поперек, ведение мяча, перехват мяча. Вторая группа включает короткие и средние передачи мяча вперед и отбор мяча. Чаще всего футболист данного возраста ошибается при выполнении различных видов передач. Брак при выполнении которых превышает 30%. Исключение составляют короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 18,2%. Суммарный объем всех видов передач 39,5% от общего числа выполненных технико-тактических действий.

Наибольший процент брака игрок в матче допускает при выполнении ударов по воротам головой и ногой - свыше 50%. Наименьший процент брака отмечен при выполнении ведения мяча - 7,1%.

Наиболее редко игрок данного возраста использует удары по воротам головой объем применения, которых не превышает 0,2% от объема всех технико-тактических действий выполненных за матч.

Игра футболиста 14 лет характеризуется одинаковым объемом в использовании короткие и средние передач мяча вперед и ведения мяча. Брак при выполнении данных элементов техники игры достоверно отличается 42,5% против 7,0% при выполнении ведения мяча (таблица ).

Суммарный объем, более 50% от количества всех выполненных приемов, определяют следующие технико-тактические действия:

• короткие и средние передачи мяча вперед - 15,1%;

• ведение мяча - 15,1%;

• перехват мяча - 13,1%;

• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 11,7%.

Качество исполнительского мастерства при выполнении данных игровых приемов “отличное” - брак не превышает 20%. Исключение составляют короткие и средние передачи мяча вперед.

Группа приемов, каждый, из которого не превышает 3% от объема всех действий за матч, состоит из длинных передач мяча, передач мяча “на ход”, ударов по воротам ногой и головой. Брак при выполнении данных элементов техники игры превышает 30%.

Таблица

Количественные и качественные показатели технико-тактических ___________________действий юных футболистов_________________________

№ п/п ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ ПЕРЕДАЧИ ВОЗРАСТ (лет)

12 13 14 15

х ± т х ± т х ± т х ± т

1 короткие и средние назад и поперек объем 6,7±0,31 7,1±0,33 7,0±0,30 8,6±0,38

брак 14,9±0,08 18,2±0,09 14,7±0,07 14,7±0,09

2 вперед объем 10,7±0,36 9,8±0,37 9,0±0,29 9,6±0,34

брак 44,2±0,21 42,1±0,19 42,5±0,15 37,8±0,16

3 на ход объем 1,7±0,14 1,7±0,18 1,6±0,15 1,9±0,17

брак 40,3±0,06 37,7±0,07 33,7±0,06 34,2±0,08

4 длинные объем 0,7±0,09 1,2±0,15 1,7±0,19 2,3±0,22

брак 38,6±0,04 38,8±0,06 40,0±0,08 37,2±0,10

5 прострелы объем 1,6±0,13 2,0±0,14 2,5±0,17 3,1±0,22

брак 46,8±0,07 44,1±0,07 44,3±0,09 49,5±0,13

6 ВЕДЕНИЕ объем 7,2±0,36 9,2±0,41 9,0±0,37 11,7±0,49

брак 7,8±0,06 7,1±0,07 7,0±0,05 7,4±0,06

7 ОБВОДКА объем 3,1±0,20 4,1±0,27 4,1±0,23 5,1±0,32

брак 40,3±0,09 31,7±0,09 32,3±0,09 31,9±0,12

8 ОТБОР объем 4,4±0,21 7,5±0,36 5,7±0,29 6,3±0,32

брак 43,5±0,11 50,9±0,21 44,7±0,16 40,7±0,17

9 ПЕРЕХВАТ объем 7,5±0,33 6,6±0,33 7,8±0,33 8,3±0,36

брак 23,7±0,12 18,5±0,09 18,8±0,10 17,9±0,10

10 ЕДИНО- БОРСТВА внизу объем 2,3±0,12 2,7±0,13 2,6±0,13 2,5±0,15

брак 31,5±0,06 35,5±0,07 41,8±0,08 31,8±0,07

11 вверху объем 2,0±0,11 2,5±0,14 2,6±0,11 3,1±0,15

брак 34,5±0,05 36,9±0,07 38,5±0,07 32,9±0,08

12 ИГРА ГОЛОВОЙ объем 2,6±0,14 1,9±0,11 1,8±0,08 2,0±0,11

брак 34,5±0,07 29,4±0,06 32,4±0,04 28,2±0,05

13 УДАРЫ В ВОРОТА головой объем 0,1±0,03 0,1±0,02 0,2±0,03 0,2±0,04

брак 55,6±0,02 76,9±0,02 50,0±0,02 40,7±0,02

14 ногой объем 1,4±0,10 1,2±0,11 1,7±0,13 1,7±0,13

брак 57,6±0,07 57,4±0,08 56,0±0,07 53,9±0,08

15 ПОТЕРИ объем 2,2±0,13 2,5±0,16 2,3±0,14 2,7±0,16

16 ВСЕГО ЗА ИГРУ объем 54,1±1,01 60,1±1,47 59,5±1,16 69,1±1,36

брак 33,8±0,39 20,1±0,45 32,2±0,42 29,7±0,45

Примечание:

объем - количество выполненных действий футболистом за игру;

брак - отношение неточно выполненных действий данного приема футболистом к коли-

честву всех действий выраженное в процентах.

Свыше 30 % суммарного объема занимают в структуре соревновательной деятельности технико-тактические действия, не относящиеся ни к часто используемым, ни к редко применяемым элементам технике игры:

• отбор мяча - 9,6%;

• обводка соперника - 6,9%;

• единоборства за мяч внизу - 4,3%;

• единоборства за мяч вверху - 4,3%;

• • прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника - 4,2%;

• игра головой - 3,0%.

Брак при выполнении этих технико-тактических действий в матче превышает 30%, что является следствием не достаточной обучености данным элементам технике игры.

Завершается обучение на этапе углубленного разучивания возрастом 15 лет, где юный футболист за матч выполняет 69,1 технико-тактических действий при браке 29,7% (таблица ). Чаще всего игроком используются следующие игровые приемы:

• ведение мяча - 17,0%;

• короткие и средние передачи мяча вперед - 13,8%;

• короткие и средние передачи мяча назад и поперек - 12,5%;

• перехват мяча - 12,0%.

Если суммировать количественные показатели перечисленных выше технико-тактических действий и уступающие им не значительно по занимаемому объему обводку соперника и отбор мяча - это составит 71,9%.

Если объем ведение мяча в данном возрасте и преобладает, то только потому, что передачи разделены по видам. Сумма всех выполненных передач составляет 39,8% от объема всех выполненных игроком действий за матч. Однако качество выполнения передач очень низкое исключение составляют передачи, выполненные назад и поперек (брак 14,7%).

Не часто используются игроком данного возраста передачи мяча «на ход» и удары по воротам головой. Брак при выполнении этих техникотактических действий составляет 34,2% и 40,7% соответственно.

Игрок в возрасте 15 лет чаще ошибается при выполнении следующих технико-тактических действий:

• удары по воротам ногой - 53,9%;

• прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника - 49,%;

• отбор мяча - 40,7%;

• удары по воротам головой - 40,7%.

Реже ошибается юный футболист при выполнении ведения мяча, коротких и средних передачах мяча назад и поперек, перехвате мяча.

Следовательно, этап спортивной специализации характеризуется плавным снижением количества используемых следующих технико-тактических действий: коротких и средних передач мяча вперед, игры головой и единоборств за мяч внизу. Увеличиваются числовые показатели применения коротких и средних передач мяча назад и поперек, длинных передач мяча, про-стрельных и навесных передач мяча в штрафную площадь соперника, ведение мяча и единоборств за мяч вверху.

Таким образом, индивидуальная типологическая структура техникотактических действий применяемых в игре футболистом на всех этапах многолетней подготовки характеризуется четкой привязанностью к этапам начальной подготовки (8-10 лет), начальной специализации (10-12 лет), спортивной специализации (12-16 лет) и спортивного совершенствования (16-18 лет).

Необходимо отметить, что на всех этапах подготовки с различной долей вклада в структуру технико-тактических действий можно выделить основные

игровые приемы:

• короткие и средние передачи мяча назад и поперек;

• короткие и средние передачи мяча вперед;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• ведение мяча;

• обводка соперника;

• отбор мяча;

• перехват мяча.

Суммарный показатель этих действий соответствует 2/3 объема всех выполненных за матч действий.

При условии суммирования всех видов передач является бесспорным, что количественный показатель при выполнении данных действий доминирует над всеми остальными. Однако нельзя не признать, что около 20% во всех возрастных группах занимает ведение мяча.

Брак при выполнении некоторых технико-тактических действий продолжает оставаться высоким на протяжении всей многолетней тренировки:

• удары по воротам ногой;

• удары по воротам головой;

• отбор мяча;

• обводка соперника;

• прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь соперника;

• длинные передачи мяча;

• передачи мяча "на ход".

Значительно улучшается эффективность при выполнении:

• коротких и средних передач мяча назад и поперек;

• коротких и средних передач мяча вперед;

• ведения мяча;

• передач мяча головой.

Объем выполненных за матч действий постепенно увеличивается, а брак при использовании всех технико-тактических действий достоверно снижается к концу многолетней тренировки в ДЮСШ и СДЮШОР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт , 1991. - 542с.

2. Инструкция по работе комплексных научных групп в футбольных командах мастеров. - М., 1981. - 22с.

3. Суворов В. В. Методы регистрации соревновательной деятельности футболистов: Учебно-методическое пособие. - Краснодар: КГАФК, 2000. -45с.

4. Шестаков М.М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - 509с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.