Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГИБКОСТЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГИБКОСТЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
337
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБКОСТЬ КОПИНГА / РЕСУРСЫ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ВЗРОСЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хазова С.А., Шипова Н.С.

В представленной статье анализируется самовоспринимаемая гибкость совладающего со стрессом поведения в связи с ресурсами личности, актуализируемыми в трудной жизненной ситуации. Проведен анализ значимых различий в гибкости совладания и используемых личностью ресурсах на разных возрастных этапах: подростничество, юность, взрослость. Изучалась предсказательная способность индивидуальных ресурсов по отношению к разным стратегиям копинга с учетом возраста. Методический инструментарий включает стандартизированные опросники, эмпирическая база состоит из трех подгрупп, различающихся по возрастам, общая численность респондентов 304 человека. В результатах отмечено преобладание множественного копинга и ресурса социальной поддержки во всех трех возрастных группах. Однако статистически доказанное доминирование в группе подростков отмечено по шкалам множественного, ситуативного и ригидного копинга, а также по ресурсам социальной поддержки, контроля напряжения и физического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хазова С.А., Шипова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL RESOURCES AND FLEXIBILITY OF COPING BEHAVIOR IN DIFFERENT AGE PERIODS

The presented article analyzes the self-perceived flexibility of coping with stress behavior in connection with the personality's resources actualized in a difficult life situation. The analysis of significant differences in coping flexibility and resources used by a person at different age stages: adolescence, adolescence, adulthood is carried out. The predictive ability of individual resources in relation to different coping strategies, taking into account age, was studied. The methodological toolkit includes standardized questionnaires, the empirical base consists of three subgroups, differing in age, the total number of respondents is 304 people. The results indicate the prevalence of multiple coping and social support resource in all three age groups. However, the statistically proven dominance of the group of adolescents was noted on the scales of multiple, situational and rigid coping, as well as on the resources of social support, stress control and physical health.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГИБКОСТЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ»

УДК 159.9 DOI: 10.37963/SMA.2021.4.340

^ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И ГИБКОСТЬ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Хазова С.А., Шипова Н. С.

ФГБОУ ВО Костромской государственный университет (КГУ), 156012, Россия, г. Кострома, пос. Новый д. 1 kaf spp@ksu.edu.ru

hazova svetlana@mail.ru - Хазова Светлана Абдурахмановна kaf spp@ksu.edu.ru - Шипова Наталья Сергеевна

Резюме. В представленной статье анализируется самовоспринимаемая гибкость совладающего со стрессом поведения в связи с ресурсами личности, актуализируемыми в трудной жизненной ситуации. Проведен анализ значимых различий в гибкости совладания и используемых личностью ресурсах на разных возрастных этапах: подростничество, юность, взрослость. Изучалась предсказательная способность индивидуальных ресурсов по отношению к разным стратегиям копинга с учетом возраста. Методический инструментарий включает стандартизированные опросники, эмпирическая база состоит из трех подгрупп, различающихся по возрастам, общая численность респондентов 304 человека. В результатах отмечено преобладание множественного копинга и ресурса социальной поддержки во всех трех возрастных группах. Однако статистически доказанное доминирование в группе подростков отмечено по шкалам множественного, ситуативного и ригидного копинга, а также по ресурсам социальной поддержки, контроля напряжения и физического здоровья.

Финансирование: Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект №20-013-00435А «Ментальные ресурсы субъекта при типичном и атипичном развитии: феноменология, динамика, факторы и механизмы формирования в онтогенезе»

Ключевые слова: гибкость копинга, ресурсы, совладающее поведение, подростковый возраст, юношеский возраст, взрослость.

^ INDIVIDUAL RESOURCES AND FLEXIBILITY OF COPING BEHAVIOR IN DIFFERENT AGE PERIODS Khazova S.A., Shipova N.S.

Kostroma State University, Russia 156012, Kostroma, pos. Novy 1 kaf_spp@ksu.edu.ru hazova_svetlana@mail.ru - Khazova S.A.

Summary. The presented article analyzes the self-perceivedflexibility of coping with stress behavior in connection with the personality's resources actualized in a difficult life situation. The analysis of significant differences in coping flexibility and resources used by a person at different age stages: adolescence, adolescence, adulthood is carried out. The predictive ability of individual resources in relation to different coping strategies, taking into account age, was studied. The methodological toolkit includes standardized questionnaires, the empirical base consists of three subgroups, differing in age, the total number of respondents is 304 people. The results indicate the prevalence of multiple coping and social support resource in all three age groups. However, the statistically proven dominance of the group of adolescents was noted on the scales of multiple, situational and rigid coping, as well as on the resources of social support, stress control andphysical health.

Funding: The research was made with the financial support of the RFBR as a part of the project No. 20-013-00435A "Mental resources of a subject with typical and atypical development: phenomenology, dynamics, factors and mechanisms of formation in ontogenesis"

Key words: coping flexibility, resources, coping behavior, adolescence, adolescence, adulthood.

Введение. Проблема ресурсов субъекта, несмотря на более чем 50-летнюю историю изучения, остается актуальной практически во всех областях психологической науки, начиная с психологии развития и заканчивая психологией стресса и копинга. В целом, к ресурсам может быть отнесен любой объект внутренней (интрапсихологической) и внешней (материальной, социальной) среды, позволяющий достичь позитивного эффекта, обеспечивающий успешное

С M О Л Е H С К И Й M Е Д И Ц И H С К И Й А Л Ь M А H А Х- №4, 2021

функционирование личности в разнообразных ситуациях [5]. Именно ресурсы позволяют человеку быть не только адаптированным, но и продуктивным: демонстрировать достижения, сохранять позитивное самоотношение, выстраивать близкие отношения с людьми [5, 6].

Важным результатом функционирования системы ресурсов является обеспечение эффективного совладающего поведения [2]. Однако вопрос эффективности / неэффективности, продуктивности / непродуктивности совладающего поведения все еще является дискуссионным, хотя многими исследователями признается важность разнообразия стратегий поведения в трудных (стрессовых) ситуациях [4] и возможности изменять их в соответствии с динамикой ситуационного контекста, то есть гибкость копинга [1]. Гибкость копинга понимается многими авторами как способность отказаться от неэффективных способов поведения и выработать, и реализовать альтернативную, успешную стратегию совладания [7]. Гибкий копинг может быть описан также через способность в случае необходимости делать выбор из широкого спектра стратегий совладания, через навык использования копинг -реакции гибким и адаптивным способом в зависимости от ситуации и, наконец, через отсутствие жесткой приверженности к одному и тому же типу поведения без учета специфики стрессового события [8]. Несмотря на очевидность идеи о связи ресурсов с гибкостью копинга, исследования в данном проблемном поле, особенно в отечественной психологии, немногочисленны, что и определило цель нашего исследования: анализ самовоспринимаемой гибкости совладающего со стрессом поведения в связи с ресурсами личности, актуализируемыми в трудной жизненной ситуации. Мы предположили, что ресурсы субъекта выступают предиктором гибкости копинга, при этом данные закономерности зависят от возраста респондентов.

Методика исследования. Дизайн исследования предполагал следующий методический инструментарий:

1) Опросник самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом (Self-Perceived Flexible Coping with Stress), в русскоязычной адаптации О.А. Екимчик, Т.Л. Крюковой (2020), позволяющей диагностировать ситуативный, ригидный и множественный копинг [1] ;

2) Опросник копинг-ресурсов - Coping Resources Inventory for Stress (CRIS), краткая форма (Kenneth B. Matheny, William L. Curlette, David W. Aycock, James L. Pugh, & Harry F. Taylor, 1987, 2010) в адаптации A.B. Махнача, Ю.В. Постыляковой (1999), изучающий шесть групп ресурсов: уверенность как вера в собственные возможности совладания с трудными жизненными ситуациями; социальная поддержка; контроль напряжения - способность снижать напряжение через релаксацию и когнитивный контроль; структурирование - способность управлять ресурсами, временем и энергией, планировать, устанавливать приоритеты, добиваться целей; физическое здоровье; направленность на себя, включающая доверие к себе и независимость от мнения и оценок окружающих [3].

Статистический анализ проводился с использованием программных пакетов: IBM SPSS Statistics 21 и STATISTICA 12. В исследовании использовались: дескриптивные статистики, сравнительный анализ с применением непараметрического критерия Н Краскелла-Уолисса для сравнения трех независимых выборок по изучаемым переменным; регрессионный анализ методом пошаговой гребневой регрессии для установления предикции копинг -стратегий со стороны ресурсов субъекта.

Респондентами исследования выступали люди трех возрастных категорий: подростковый возраст (53 человека; возраст от 13 до 18 лет, М=15.58), 27 мальчиков, 26 девочек; юношеский возраст (114 человек; возраст от 19 до 23 лет, М=20.4), 22 юноши, 92 девушки; взрослый возраст (137 человек; возраст от 24 до 64 лет, М=40.9), 45 мужчин, 92 женщины.

Результаты исследования.

Анализ результатов исследования ресурсов во всех трех группах позволяет говорить о схожести полученных данных и их средних значениях во всех возрастных группах (табл. 1). При этом ресурсы социальной поддержки со стороны семьи и близких друзей являются несколько более выраженными во всех трех группах.

Таблица 1. Выраженность ресурсов разных групп в разные возрастные периоды

Переменные Подростки Юноши Взрослые

М (среднее) SD (стандартное отклонение) М (среднее) SD (стандартное отклонение) М (среднее) SD (стандартное отклонение)

Ресурсы

Уверенность 65.25 14.13 64.68 9.77 65.47 8.91

Социальная поддержка* 77.44 17.59 75.76 14.31 74.97 11.89

Контроль напряжения** 66.46 14.32 63.08 10.03 64.75 8.7

Структурирование 66.86 19.85 68.45 13.13 72.25 18.18

Физическое здоровье* 68.87 18.49 64.58 16.08 67.28 13.65

Направленность на себя 65.18 13.38 64.80 8.62 64.82 8.83

Копинг

Множественный*** 30.27 6.81 24.33 9.19 24.38 7.12

Ситуативный*** 30.27 5.13 28.67 8.23 26.7 6.95

Ригидный*** 23.13 9.16 19.07 8.50 20.91 6.38

Примечание: * - 0.05>р>0.01; ** - 0.01>р>0.001, *** - р<0.001.

Анализ значимых различий в ресурсах говорит о большей ориентации на социальную поддержку в группе подростков ^=6.22, р=0.04; средний ранг 170.44 по сравнению с 144.46 у юношей и 136.06 у взрослых), что вполне объяснимо и связано с особенностями возрастного развития: более широким кругом общения в данном возрасте (так называемой «экстенсивностью» общения, отмечаемой многими специалистами в психологии развития) и высокой референтностью группы сверстников, обеспечивающей поддержку в сложных жизненных ситуациях.

Выявлены различия по шкале Контроль напряжения (Н=9.36, р =0.009; средний ранг 173.72 -подростки, 130.92 - юноши, 146.94 - взрослые). Полученные результаты являются не столь ожидаемыми, поскольку предполагалось, что способы снятия и контроля напряжения с помощью телесных практик и когнитивных стратегий, используемых осознанно и целенаправленно, наиболее типичны для взрослых людей, что связано с их значительным опытом переживания трудностей. Возможно, объяснение полученному факту состоит в специфике ситуаций, с которыми сталкиваются подростки по сравнению с иными возрастными группами. Однако стоит обратить внимание на содержание вопросов в данной шкале, которые предполагают не только использование дыхательных техник для контроля напряжения, но и способность снижать напряжение за счет позитивного самовосприятия и посредством отвлечения от плохих мыслей, веры в благополучный исход. Исходя из этого, становится понятно, что взрослые и юноши, уже имеющие более обширный жизненный опыт, менее склонны верить в чудо либо заниматься самоуспокоением («думать о хорошем», «не думать о плохом», «переключать внимание на более приятные вещи»).

Обнаружены статистические различия по шкале Физическое здоровье ^=7.19; p =0.03; средний ранг 169.07 - подростки, 131.92 - подростки, 147.97 - взрослые). Данная шкала предполагает не только оценку здоровья как источника (или отсутствия) беспокойства, но и наличие достаточного количества энергии для совладания со стрессом и достижения целей. Объяснение полученным результатам видится нам в возрастных особенностях респондентов: подростки испытывают гормональный всплеск, ощущение большей энергичности и активности, при этом многие взрослые начинают уделять своему здоровью больше времени, чем молодые люди, ставящие в приоритет вопросы работы и межличностных отношений.

Анализ результатов изучения стратегий совладания говорит о преобладании множественного копинга во всех трех возрастных группах, то есть, независимо от возраста респонденты склонны использовать различные копинг-стратегии в трудных ситуациях. При этом ситуативный и ригидный копинги имеют приблизительно равную частоту использования. По сути, гибкость копинга обеспечивается в значительной мере именно широтой стратегий совладания. Анализ различий свидетельствует о большей выраженности множественного, ситуативного и ригидного копинга у подростков. Так, подростки, с одной стороны, чаще пробуют совладать со стрессом различными способами и пока еще не имеют устоявшихся стратегий поведения (Н=51.8, р =0.000, средний ранг в группе подростков 143.53, в группе юношей 120.28, у взрослых 70.82), а также они больше ориентированы на ситуацию, то есть в зависимости от ситуации выбирают способы совладания (Н=57.67, р =0,000, средний ранг 133.43 - подростки, 127.81 - юноши, 69.37 - взрослые), поскольку считают, что «одни способы совладания работают лучше для одних стрессов, но другие больше подходят для других». Однако, с другой стороны, их копинг менее гибкий, более ригидный, они менее ориентированы на изменение стратегий поведения (Н=37.99, р=0.000; средние ранги 130.66 -подростки, 118.33 - юноши, 73.19 - взрослые). Такие результаты могут быть объяснены возрастными

особенностями респондентов: в подростничестве репертуар копинг-стратегий еще не сложился, и подросток экспериментирует и использует разные способы в различных ситуациях, но в то же время, он еще не обладает достаточным уровнем гибкости мышления и поведения, чтобы быстро изменять и осваивать новые стратегии. Взрослые люди (в нашей выборке в основном это респонденты, принадлежащие к наиболее продуктивной группе на рубеже молодости и средней взрослости) обладают достаточным опытом совладания, обеспечивающим необходимый уровень гибкости с учетом динамики ситуации и состояния ресурсов [2, 5].

Далее нами изучались предсказательная способность индивидуальных ресурсов по отношению к разным стратегиям копинга с учетом возраста. Необходимо отметить, что в разные возрастные периоды влияние ресурсов различно. Так, например, исследуемые ресурсы не являются предикторами ригидного копинга в подростничестве и ситуативного во взрослом возрасте.

Итак, в подростковом возрасте множественный копинг может быть предсказан исходя из действия таких ресурсов как направленность на себя, уверенность в собственных возможностях контроля ситуации и социальная поддержка со стороны друзей ^=4.037 р<0.036; Я=0.72, Я2=0.52), при этом влияние является значительным и объясняет 52% дисперсии зависимой переменной. Кроме того, необходимо отметить существенный вклад направленности на себя (Р=-0.63, р<0.014) и уверенности и эмоционального контроля над ситуацией ф=0.54, р<0.014). Интересно, что уважение собственных прав и потребностей, доверие к себе (направленность на себя) снижает вариативность копинга. По сути, чем больше подросток доверяет себе, тем больше он уверен в правильности собственного поведения, тем меньше он нуждается в разнообразии стратегий совладания. Предикторами ситуативного копинга ^=4.202 р<0.030; Я=0.83, Я2=0.70) с еще большей предсказательной способностью выступают физическое здоровье, социальная поддержка, структурирование (планирование) и контроль напряжения. Однако наиболее значимое отрицательное влияние оказывают физическое здоровье ф=-0.81, р<0.018) и социальная поддержка со стороны друзей ф—0.59, р<0.026), снижение которых приводит к усилению ориентации на специфику ситуации, а не на собственные ресурсы.

В юношеском возрасте ресурсы в большей мере предсказывают обращение к множественному и ситуативному копингу. Так, множественный копинг может быть предсказан совокупностью следующих ресурсов ^=10.917 р<0.000; Я=0.74, Я2=0.55): контроль напряжения, прежде всего психологический (когнитивный) ф=0.54, р<0.000), направленность на себя - доверие к себе и независимость от оценки окружающих ф=0.37, р<0.004), структурирование - планирование и выполнение планов ф=0.29, р<0.019). Эмоциональный контроль также включен в модель, но выступает предиктором только в «связке» с другими ресурсами. Для ситуативного копинга ^=3.914 р<0.004; Я=0.64, Я2=0.41) в качестве предикторов выступают физическое состояние ф=-0.35, р<0.032), направленность на себя - утверждение своих прав и доверие к себе ф=0.58, р<0.005), поддержка друзей (Р=-0.38, р<0.011), структурирование - выполнение планов ф=0.48, р<0.013) и уверенность в способности влиять на ситуацию, которая оказывает влияние только в совокупности с другими предикторами. Наконец, ригидный копинг может быть предсказан ресурсами в меньшей мере - 29% дисперсии ^=3.69, р<0.012; Я=0.54, Я2=0.29); единственным значимым предиктором выступает психологический контроль напряжения ф=-0.85, р<0.027), связанный с минимизацией негативных эмоций и позитивным мышлением, который приводит к снижению приверженности привычным моделям поведения.

В период взрослости установлено влияние ресурсов на множественный ^=3.78 р<0.016; Я=0.46, И2=0.21) и ригидный ^=3.68 р<0.005; Я=0.59, Я2=0.36) копинг. При этом основным предиктором множественного копинга выступает психологический контроль напряжения ф=0.32, р<0.038), который способствует выбору широкого репертуара стратегий. А для ригидного копинга важным оказывается вклад доверия к себе ф=-0.59, р<0.000) и физического здоровья ф=-0.34, р<0.041), которые обусловливают снижение жесткости моделей поведения и уверенности в контролируемости ситуации и собственных эмоций, которая, напротив, это постоянство повышает. Последний факт кажется нам противоречивым, но пока он не находит должного объяснения.

Заключение. Таким образом, нами доказано наличие возрастной специфики в индивидуальных ресурсах субъекта и самовоспринимаемой гибкости копинга. В отличие от взрослых и юношей подростки обладают более выраженными ресурсами социальной поддержки, их способность к контролю напряжения лучше, а физическое здоровье лучше. Однако копинг подростков является более противоречивым, одновременно опирающимся на широкий спектр стратегий поведения, учитывающим специфику ситуации и имеющим жесткие, привычные модели поведения, не

поддающиеся изменению. В этом плане копинг взрослых и юношей представляется более эффективным и гибким. Установлено, что ресурсы могут выступать важнейшими предикторами гибкости копинга. При этом в подростничестве важным оказывается социальная поддержка, прежде всего со стороны друзей; в юности на первый план выходят самоуважение и доверие к себе, а также способность к контролю напряжения; во взрослости наибольшее значение имеет уверенность в возможности контролировать ситуацию и свое эмоциональное состояние. Литература:

1. Екимчик О.А. Русскоязычная адаптация опросника самовоспринимаемой гибкости совладания со стрессом / О.А. Екимчик, Т.Л. Крюкова // Вопросы психологии. — 2020. — Т. 66. — № 5. — С. 145— 156.

2. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения / Т.Л. Крюкова. —Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2004. — 344 с.

3. Махнач А.В. Оценка ресурсов совладания со стрессом (адаптация опросника CRIS) / А.В. Махнач, Ю.В. Постылякова, В.Л. Курлет (США), К.Б. Матени (США) // Тезисы докладов Первой Межрегиональной научно-практической конференции «Психология безопасности профессиональной деятельности». — Москва, 1999. — С. 35-38.

4. Рассказова Е.И. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. — 2011. — N 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.10.2021).

5. Хазова С.А. Ментальные ресурсы субъекта / С.А. Хазова // В сб.: Разработка понятий в современной психологии. Ответственные редакторы: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская. — Москва, 2019. — С. 63-83.

6. Hobfoll S. E. Conservation of Resources in the Organizational Context: The Reality of Resources and Their Consequences / S.E. Hobfoll, J. Halbesleben, J.-P. Neveu, M. Westman // Annual Review of Organizational Psychotogy and Organizational Behavior. — 2018. — № 5. — Рр. 103-128.

7. Kato T. Development of the Coping Flexibility Scale: Evidence for the coping flexibility hypothesis / Т. Kato // Journal of Counseling Psychology. — 2012. — Vol. 59(2). — Рр. 262273. https://doi.org/10.1037/a0027770

8. Zimmer-Gembeck, M.J. The self-perception of flexible coping with stress: A new measure and relations with emotional adjustment / V.J. Zimmer-Gembeck, E.A. Skinner, K. Modecki, H.J. Webb, R.M. Rapee, T. Hawes & A. Gardner // Cogent Psychology. — 2018. — Vol. 5. — № 1. DOI:10.1080/23311908.2018.1537908

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.