Научная статья на тему 'Индивидуальные практики взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями (опыт Южной Якутии)'

Индивидуальные практики взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями (опыт Южной Якутии) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коренные малочисленные народы Севера / проблемы взаимоотношения с промышленными компаниями / Республика Саха (Якутия) / Алданский район / национальный наслег / indigenous peoples of North / issues of relationship with industrial companies / Republic of Sakha (Yakutia) / Aldan District / national nasleg

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Елена Гавриловна Маклашова, Юлия Гаврильевна Степанова

Рассмотрены практики взаимодействия коренного населения, проживающего в месте традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера – Беллетский эвенкийский национальный наслег Алданского района Республики Саха (Якутия), с промышленными компаниями, которые ведут разработки на данной территории. Исследование проведено с использованием метода фокусированного интервью с местными жителями – представителями оленеводческих хозяйств и руководителями национального наслега с 2020 г. Анализ кейсов указывает на необходимость расширения коммуникационных сетей и механизмов взаимодействия между представителями населения из числа коренных малочисленных народов Севера и бизнес-структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Елена Гавриловна Маклашова, Юлия Гаврильевна Степанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual practices of interaction between indigenous peoples of the North and industrial companies (experience of South Yakutia)

The relevance of the study is related to the issues of sustainable development of the indigenous peoples of the North, the preservation of the traditional lifestyle and the development of the areas of compact settlement and traditional economic activities. The research methodology is based on primordialism and constructivism, an ethnocultural approach, and the theory of the plurality of social reality. In the article, in relation to the local territory and using a qualitative research method, the consistency of the theses about the problems in the relationship between business and indigenous peoples in the reflection of opinions of representatives of the local community and the assessment of the experience of social relations between the indigenous and industrial companies is checked. Through the study of individual practices of interaction of nomadic tribal communities (in particular, nomadic tribal communities Idzhek, G. Markov, Khatystyr public corporation, and the municipality Belletsky Evenk National Nasleg of the Aldan District of the Republic of Sakha (Yakutia)) with business companies, we attempted to determine the mechanisms of interaction that developed in this local territory. The research method was a focused interview with representatives of nomadic tribal communities: chairmen, members of communities engaged in traditional economic activities (in reindeer herding in particular) and with leaders of the municipality for the periods 2007–2015, 2015–2020, and 2021 to the present, the results of which are presented in the article in a series of cases. An analysis of the interviews made it possible to conclude that: 1) ethno-cultural problems that arise among the local population do not fall under the legal grounds establishing interaction with business companies in Yakutia; 2) there are a number of situations that require additional assistance from industrial neighbors, primarily in relation to the organization of a traditional economy; 2) there is a complex of personal agreements formed outside of the legal between the local population and business; 3) local authorities as representatives of the interests of the population of the area – places of compact settlement – fall out of the legal process of organizing interaction with industrial companies. The analysis of the cases indicates the need to expand communication networks and mechanisms of interaction between representatives of the population from among the indigenous peoples of the North and business structures that carry out work on the territory of indigenous peoples’ traditional economic activities. The legal grounds for interaction should be expanded to ethno-cultural issues (health of the gene pool, mother tongue, sacred places, intangible values, ethno-cultural education, etc.), starting from the individual level, since each person living in places of compact residence is the bearer and custodian of a unique culture and lifestyle.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные практики взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями (опыт Южной Якутии)»

Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 17-27 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2023. 493. рр. 17-27

Научная статья

УДК 316.334.52(571.56-37)

doi: 10.17223/15617793/493/3

Индивидуальные практики взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями (опыт Южной Якутии)

Елена Гавриловна Маклашова1, Юлия Гаврильевна Степанова2

12 Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук, Якутск, Россия 1 maklashova@mail.ru 2 julia_stepan_99@mail. ru

Аннотация. Рассмотрены практики взаимодействия коренного населения, проживающего в месте традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера - Беллетский эвенкийский национальный наслег Алданского района Республики Саха (Якутия), с промышленными компаниями, которые ведут разработки на данной территории. Исследование проведено с использованием метода фокусированного интервью с местными жителями - представителями оленеводческих хозяйств и руководителями национального наслега с 2020 г. Анализ кейсов указывает на необходимость расширения коммуникационных сетей и механизмов взаимодействия между представителями населения из числа коренных малочисленных народов Севера и бизнес-структурами.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы Севера, проблемы взаимоотношения с промышленными компаниями, Республика Саха (Якутия), Алданский район, национальный наслег

Для цитирования: Маклашова Е.Г., Степанова Ю.Г. Индивидуальные практики взаимодействия коренных малочисленных народов Севера с промышленными компаниями (опыт Южной Якутии) // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 493. С. 17-27. doi: 10.17223/15617793/493/3

Original article

doi: 10.17223/15617793/493/3

Individual practices of interaction between indigenous peoples of the North and industrial companies (experience of South Yakutia)

Elena G. Maklashova1, Yuliya G. Stepanova2

12 Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Yakutsk, Russian Federation

1 maklashova@mail.ru 2 julia_stepan_99@mail. ru

Abstract. The relevance of the study is related to the issues of sustainable development of the indigenous peoples of the North, the preservation of the traditional lifestyle and the development of the areas of compact settlement and traditional economic activities. The research methodology is based on primordialism and constructivism, an ethnocultural approach, and the theory of the plurality of social reality. In the article, in relation to the local territory and using a qualitative research method, the consistency of the theses about the problems in the relationship between business and indigenous peoples in the reflection of opinions of representatives of the local community and the assessment of the experience of social relations between the indigenous and industrial companies is checked. Through the study of individual practices of interaction of nomadic tribal communities (in particular, nomadic tribal communities Idzhek, G. Markov, Khatystyr public corporation, and the municipality Belletsky Evenk National Nasleg of the Aldan District of the Republic of Sakha (Yakutia)) with business companies, we attempted to determine the mechanisms of interaction that developed in this local territory. The research method was a focused interview with representatives of nomadic tribal communities: chairmen, members of communities engaged in traditional economic activities (in reindeer herding in particular) and with leaders of the municipality for the periods 2007-2015, 2015-2020, and 2021 to the present, the results of which are presented in the article in a series of cases. An analysis of the interviews made it possible to conclude that: 1) ethno-cultural problems that arise among the local population do not fall under the legal grounds establishing interaction with business companies in Yakutia; 2) there are a number of situations that require additional assistance from industrial neighbors, primarily in relation to the organization of a traditional economy; 2) there is a complex of personal agreements formed outside of the legal between the local population and business; 3) local authorities as representatives of the interests of the population of the area - places of compact settlement - fall out of the legal process of organizing interaction with industrial companies. The analysis of the cases indicates the need to expand communication networks and mechanisms of interaction between representatives of the population from among the indigenous peoples of the North and business structures that carry out work on the territory of indigenous peoples' traditional economic activities. The legal grounds for interaction should be expanded to ethno-cultural issues (health of the gene pool, mother tongue, sacred places, intangible values, ethno-cultural education, etc.), starting from the individual level, since each person living in places of compact residence is the bearer and custodian of a unique culture and lifestyle.

© Маклашова Е.Г., Степанова Ю.Г., 2023

Keywords: indigenous peoples of North, issues of relationship with industrial companies, Republic of Sakha (Yakutia), Aldan District, national nasleg

For citation: Maklashova, E.G. & Stepanova, Yu.G. (2023) Individual practices of interaction between indigenous peoples of the North and industrial companies (experience of South Yakutia). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 493. pp. 17-27. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/493/3

Актуальность данного исследования связана с вопросами устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера (КМНС), сохранения традиционного образа жизни и развития мест компактного проживания, традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

В настоящей статье авторы рефлексируют над собранным в ходе социологических исследований материалом, фиксирующим опыт взаимодействия с промышленными компаниями представителей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни в Алданском районе Республики Саха (Якутия).

Методология исследования

При изучении этносоциальных процессов, полиэтнических сообществ в Российской Федерации, безусловно, мы прибегаем к использованию подходов, которые считаются противоположными: примордиалистскому и конструктивистскому, и полагаем, что использование их в интеграции позволяет понять особенности развития этнической группы в ретроспективе, с одной стороны, и механизмы ее формирования и поддержания членами группы - с другой. При изучении социальных групп и их среды обитания и жизнедеятельности мы опираемся на этнокультурный подход и теорию множественности социальной реальности.

Конечно, стоит отметить, что непосредственно Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (г. Якутск, Республика Саха (Якутия)) (ИГИиПМНС СО РАН) как ведущий академический научный центр изучения гуманитарных проблем на северо-востоке России обладает уникальной базой данных об истории коренных народов Якутии и Севера, хранит и поддерживает развитие культур, языка, традиций, образа жизни северных народов. Отметим ключевые вопросы, разрабатываемые учеными ИГИиПМНС СО РАН, многие из которых являются носителями культур миноритарных этнических сообществ Севера:

- развитие территорий традиционного проживания, включая проблемы реализации федерального законодательства в отношении территорий традиционного природопользования КМНС в рамках местного самоуправления [1, 2];

- состояние и сохранение традиционных видов хозяйствования в Якутии, прежде всего оленеводства, с учетом изучения влияния антропогенных, техногенных и природно-климатических факторов, а также социально-экономических и социокультурных аспектов развития оленеводства, рыболовства, пушного промысла [3-5];

- демографические особенности состояния КМНС на разных этапах исторического развития, включая расселение и миграцию, гендерные исследования [6, 7];

- сохранение фольклорного наследия КМНС [8-10];

- языкознание [11-13];

- этнокультурные особенности жизни и жизнедеятельности КМНС, включая изучение управленческих механизмов, культурного ландшафта, традиционных и экологических знаний, этнической и арктической идентичности, поколенческих проблем в перспективе и ретроспективе [14-18];

- адаптация КМНС на разных этапах исторического развития, включая изучение механизмов интеграции и взаимодействия с инокультурами, государственной властью, бизнесом [19-22].

В гораздо меньшей степени жизнь миноритарных народов обследуется в контексте изучения современных этносоциальных трендов, адаптации к условиям рыночной экономики. Значимость таких исследований связана с оценкой организации и реализации политики по поддержке этнокультурного многообразия в стране и определением современных проблем и интересов этнических групп, стратегий их адаптации, перспективы этносоциального развития. Немаловажным и актуальным вопросом этносоциологии и социальной антропологии является проблема организации конструктивного взаимодействия местного населения и промышленных компаний, ведущих работы на территории традиционной хозяйственной деятельности КМНС, с учетом проблем сохранения этнокультурного наследия, их образа жизни и хозяйственной деятельности.

Надо сказать, более глубоко эти вопросы рассматривают ученые научных институтов и университетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, Архангельска, Ханты-Мансийска на примере западной части Российской Арктики - территории, давно и активно вовлеченной в процесс освоения природных богатств. В частности, исследовательское внимание Н.И. Новиковой фокусируется на взаимодействии коренного населения и недропользователей с точки зрения правовой антропологии [23]; оценкой современной социально-экономической ситуации северных территорий на примере Ямало-Ненецкого автономного округа занимается В.И. Сморчкова [24]; вопросы изучения проблем организации и развития территорий традиционного природопользования в Ханты-Мансийском автономном округе поднимаются С.Х. Хакназаровым [25] и т.д.

Непосредственно в Якутии исследованию взаимодействия коренного населения с промышленностью посвящены работы В. И. Шадрина, который рассматривает практики проведения этнологической экспертизы и вопросы традиционного природопользования [26]. Советский и постсоветский опыт организации механизма взаимодействия населения с промышленными компаниями исследует И. С. Астахова [27], социологический срез проблемы взаимоотношения коренного населения с промышленными компаниями имеется в работах

С.М. Баишевой [28]. Одним из исследовательских интересов ученых Якутии выступает вопрос компенсации ущерба коренным малочисленным народам Якутии от промышленного освоения территории (Я.М. Санни-кова, С.И. Боякова, В.В. Филиппова, Т.Н. Гаврильева, Т. С. Мостахова, Т. С., Боякова и др.) [29, 30].

Интерес для нашего исследования вызывают следующие положения ученых: 1) в условиях экономического роста промышленное освоение рассматривается не как угроза традиционному образу жизни миноритарных народов, а как возможность его сохранения -через выстраивание партнерских отношений между сообществами коренных малочисленных народов и промышленными компаниями [31]; 2) поддерживается мнение о необходимости возмещения ущерба всем местным жителям, не входящим в состав общины и занятых в других отраслях, в том числе не относящихся к индигенным народам [32]; 3) институт социальной ответственности бизнес-корпораций в России находится на стадии формирования [30]; 4) в большинстве случаев все структурные подразделения крупных компаний (ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК "Роснефть"», ПАО «Газпром», АК «АЛРОСА» (ПАО) и др.) в регионах присутствия заключают соглашения о сотрудничестве с администрациями регионов, районов, отдельных муниципальных образований в социально-экономическом развитии территорий присутствия по ряду направлений: культура, спорт, образование, здравоохранение, поддержка социально незащищенных слоев населения, поддержка коренных малочисленных народов Севера и др. [33].

В статье применительно к локальной территории проверяется состоятельность на сегодняшний день имеющихся тезисов в рефлексии представителей местного сообщества и оценке опыта социальных взаимоотношений коренного населения с промышленными компаниями посредством качественного метода исследования. Через изучение индивидуальных практик взаимодействия родовых общин (кочевых родовых общин - КРО «Иджек» и КРО коренных малочисленных народов Севера - эвенков «им. Г.П. Маркова», ОАО КМНС «Хатыстыр») и муниципального образования (МО) «Беллетский эвенкийский национальный наслег» Алданского района Республики Саха (Якутия) с бизнес-компаниями сделана попытка определения механизмов взаимодействия, сложившихся на локальной территории. Методом исследования выступило фокусированное интервью с представителями родовых общин: председателями, членами общин, занятых в традиционной хозяйственной деятельности (например, в оленеводстве), и с руководителями МО за периоды 2007-2015, 2015-2020 гг. и с 2021 г. по настоящее время, результаты которого представлены в статье серией кейсов.

Результаты социологического исследования

Промышленное освоение Якутии началось еще в прошлом веке и отношения между бизнесом и коренными малочисленными народами, проживающими на территории Якутии, характеризовались на разных этапах освоения по-разному.

Сегодня Якутия является единственным регионом России, где официально на региональном уровне зафиксировано требование проведения этнологической экспертизы при различном виде работ в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. В 2010 г. в Республике Саха (Якутия) (РС(Я)) постановлением Государственного собрания (Ил Тумэн) был принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-1У «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее -Закон об Этнологической экспертизе РС(Я)).

В Алданском районе РС(Я) (южная зона Якутии) образованы два наслега, обладающие национальным статусом и отнесенные к территориям компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Якутии Законом Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2000 г. № З № 167-11 «О перечне коренных малочисленных народов севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия)», - Беллетский эвенкийский национальный наслег и Анаминский национальный наслег (поселок Кутана).

На территории района, в первую очередь на территории традиционного проживания коренного населения, осуществляются достаточно масштабные промышленные проекты: ведется постоянная золотодобыча; построена и работает Канкунская ГЭС; возведен мостовой переход через р. Алдан для автомобильной дороги Алдан-Олекминск-Ленск; ведется постоянное расширение и строительство ЛЭП; построен магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан» и магистральный газопровод «Сила Сибири» и т. д. В условиях интенсификации индустриализации южной зоны Якутии традиционная хозяйственная деятельность (прежде всего оленеводство и охота) подвержена высокому риску утраты в результате сокращения оленьих пастбищ и загрязнения водоемов, нарушения природного ландшафта.

Согласно группировке районов проживания малочисленных народов Севера по степени потенциальных конфликтов между интересами КМНС и промышленных компаний Алданский район отнесен к 4-й группе территорий, меньшая часть которых относится к районам проживания малочисленных народов и уязвимость которых обусловлена наличием очагов промышленности в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности [34].

Выбранная для анализа локальная территория Бел-летский наслег включает поселки Хатыстыр и Угоян. Общая площадь Алданского района составляет 156 819,78 км2, Беллетского эвенкийского национального наслега - 2 512 233,9 га, периметр 1 047,190 км.

Кейс 1. На территории сельскохозяйственного производственного кооператива «Иджек», занимающегося разведением оленей и охотой, официально зарегистрированного в 2014 г., ведет хозяйственную деятельность по добычи руд, песков и драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой руды) ООО «СахаТрейд», зарегистрированное в Алданском районе в 2012 г.

СПК (КРО) «Иджек» является одной из передовых родовых общин Алданского района, что доказывается активным приглашением общины для представления наслега на районных, республиканских и всероссийских мероприятиях и конкурсах и полным сохранением традиционного образа жизни - община занимается разведением оленей, охотой, рыболовством. Ежегодно побеждая на главном забеге на празднике в честь Дня оленевода, проводимого на уровне района, активно участвуя на мероприятиях сообщества коренных народов, СПК «Иджек» имеет авторитет не только на уровне родовых общин, но и муниципальных и районных органов управления. Территория СПК (КРО) «Иджек» составляет 149 га. Количество оленей на 2022 г. - 830 голов, по их разведению в общине трудятся 12 человек.

В ходе интервью получен ряд интересных фактов, проясняющих особенности взаимодействия КРО и бизнеса: 1) между общиной и компанией нет какого-либо документа или соглашения по сотрудничеству; 2) этнологическая экспертиза не проводилась и это было обосновано тем, что деятельность компании носила геолого-разведывательный статус; 3) компанией по возможности предоставляется вертолет для перевозки в стойбища детей в каникулярное время, больных в районный центр, особенно в экстренных случаях; 4) община сдает мясо промышленной компании; 5) компания помогает с доставкой груза (продуктов и товаров первой необходимости) до стойбища.

Председатель отмечает, что, несмотря на отсутствие этнологической экспертизы, взаимоотношения на данный момент сохраняются благоприятными, отсутствуют конфликтные моменты, наращивается взаимовыгодное сотрудничество.

Кейс 2. На территории кочевой родовой общины эвенков «им. Г. П. Маркова» ведут деятельность такие золотодобывающие организации, как ООО «Са-хаТрейд», ООО ГДК «Алдан» и АО «ГДК «Берелех». На общину оформлено 3 га земли для домов, территорий на пастбища, закрепленных за организацией, не имеется. Количество оленей на 1 января 2022 г. составляет 759 голов. В общине работают 10 человек.

Кейс 2 - кочевой родовой общины эвенков «им. Г. П. Маркова» - имеет отличия от кейса 1. Членами КРО в ходе интервью в первую очередь отмечались отрицательные последствия деятельности промышленных компаний, влияющие на развитие традиционного хозяйства и в целом на экологию территории, а именно: заболачивание оленьих пастбищ в результате раскопок; уменьшение поголовья оленей, которых отпугивает заброшенная техника; изменение маршрута диких животных; рост числа хищников; загрязнение р. Большая Тыр-канда в результате скопившихся сточных вод после добычи; не проводится рекультивация земли.

Здесь стоит отметить основной фактор, который подчеркивается самими представителями КРО и обусловливает складывающуюся ситуацию: земля официально не оформлена за общиной, и сейчас уже невозможно такое закрепление. Община юридически не имеет права требовать от промышленных компаний ответственной работы и платы за нанесенный ущерб, не может потребовать проведения этнологической экс-

пертизы. Тем не менее члены родовой общины отметили особенности и положительные стороны взаимодействия с золотодобывающей организацией ООО «СахаТрейд»: 1) взаимодействие осуществляется исключительно на основе устной договоренности; 2) организацией оказывается помощь в приобретении продуктов, горюче-смазочных материалов; 3) предоставляется транспорт для перевозки грузов и членов общины на вертолете.

В ходе интервью отмечается, что с другими компаниями община не устанавливала контакты ввиду достаточности имеющегося взаимодействия с ООО «СахаТрейд».

Кейс 3. Открытое акционерное общество коренных малочисленных народов «Хатыстыр» - сельскохозяйственное предприятие, занимающееся оленеводством уже более шестидесяти лет. ОАО КМНС «Хатыстыр» имеет стабильные показатели в разведении оленей, является первой в республике организацией по борьбе с хищниками. Территория составляет 1 600 000 га. Количество оленей на 1 января 2022 г. составляет 3 293 голов. В организации всего трудится 30 человек, из них 20 оленеводов, 5 бригадиров и 5 чумработниц.

На более десяти участках ОАО КМНС «Хатыстыр» ведется работа по добыче золота такими организациями, как АО «Полюс Алдан», ПАО «Селигдар», ООО «Прогресс», АО «ГДК "Берелех"».

В ходе интервью отмечено отрицательное воздействие промышленных компаний на развитие традиционного хозяйства и в целом на экологию территории:

- на исконных местах предков (р. Левый Ыллымах, р. Тырканда, р. Конку и др.) остались карьеры, целые заброшенные деревни, кладбища техники;

- изменился маршрут миграции диких оленей;

- увеличилось количество хищников;

- уменьшилось число редких видов животных;

- строительство временных дорог до промышленных участков привело к общедоступности тайги и охотничьего ресурса;

- увеличилось браконьерство: вместо дикого оленя, все чаще трофеями охотников становятся домашние олени, что стало серьезной угрозой для домашнего оленеводства.

В ходе интервью отмечены особенности и положительные стороны взаимодействия с промышленными компаниями: 1) взаимоотношения выстраиваются на основе личных контактов и устной договоренности; 2) ООО «Прогресс» предоставляет транспорт для перевозки груза и работников; 2) ПАО «Селигдар» разово выделял средства на приобретение бензина.

Кейс 4. В отдельный кейс мы определяем ситуацию в отношении публичного правового образования, наделенного статусом юридического лица, - муниципального образования, МО «Беллетский эвенкийский национальный наслег», на территории которого проживет 1 714 чел. (данные МО за 2021 г.), из которых 1 252 чел. (данные за 2018 г.) - эвенки - представители коренного малочисленного народа Севера. Случай интересен по следующим причинам:

- наслег является местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (по федеральному и региональному законодательству);

- здесь зарегистрировано 38 родовых общин и одно сельскохозяйственное предприятие (ОАО КМНС «Ха-тыстыр»);

- территория наслега решением Беллетского эвенкийского национального наслежного Совета депутатов второго созыва от 17.06.2008 № 5-2 объявлена территорией традиционного природопользования (ТТП) местного значения «Беллет», созданной с целью защиты интересов живущих здесь эвенков; муниципальные органы власти являются юридическими лицами публичного права, действующими в общественных интересах и решающими общественные, социальные задачи [35, 36].

В интервью с руководителями МО (в том числе экс-главами) отмечены следующие особенности при описании существующей ситуации о включенности МО в процедуры взаимодействия с промышленными компаниями: 1) отсутствуют нормативно-правовые нормы об обязательности заключения соглашений между муниципальными образованиями, родовыми общинами, с одной стороны, и промышленными компаниями - с другой; 2) промышленные компании не спешат заключать соглашения о сотрудничестве с МО, даже с учетом наличия личных контактов; 3) федеральные и региональные нормы, определяющие размеры компенсации убытков, понесенных пользователями земель и других природных ресурсов в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера, не учитывают интересы муниципальных органов власти, единовременные выплаты за нанесенный ущерб рассчитываются в отношении хозяйствующих субъектов.

Обоснование учета рисков и убытков муниципального образования «Беллетский эвенкийский национальный наслег» при проведении этнологической экспертизы и узаконивания отношений МО и промышленников исходит из следующего: муниципальные органы власти выступают представителями интересов населения, проживающего на территории муниципального образования, которое может не входить в число землевладельцев и землепользователей; население Беллет-ского наслега, так же как и представители родовых общин, на территории которых непосредственно ведут добычу недр промышленники, ощущает отрицательное влияние промышленной деятельности на экологию села, ведь оно распространяется далеко за пределы территорий кочевых родовых общин: загрязнение водоемов, влияние на животный мир, напрямую касающееся жизнедеятельности населения в селах - местах компактного проживания людей, сохраняющих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность. По обоюдному мнению бывших и нынешнего глав Беллетского наслега, при расчете отчислений за нанесенный ущерб должны учитываться права и интересы каждого жителя муниципального образования, поскольку этнологическая экспертиза -научное исследование влияния промышленного освоения на качество жизни коренного малочисленного народа, его социально-культурное состояние, исконную среду обитания; за риск и отрицательное влияние промышленности на среду обитания компании должны нести ответственность. В современных условиях наслег, где компактно проживает основная часть

коренного населения, является главным центром, и здесь идет сохранение и развитие народа. Целесообразно вкладывать деньги на масштабные проекты, которые могли бы охватить каждого жителя наслега и представителя коренного малочисленного народа: проекты, направленные на строительство многоквартирных домов для оленеводов и их семей, этнокультурного центра для развития культуры и традиций народа; проекты по развитию традиционных видов хозяйствования - оленеводства, народных промыслов; проекты по изучению родного языка; проекты, направленные на развитие местного туризма и в целом на улучшение качества инфраструктуры и уровня жизни коренного населения.

Интересным стало агрегирование ответов об особенностях взаимоотношений МО с промышленными компаниям в разное время. Выявлено, что взаимодействие между Беллетским наслегом и промышленными компаниями складывалось и складывается на основе личных договоренностей глав - и это характерная и отличительная специфика коммуникации на протяжении многих лет. Различаются следующие виды поддержки населения и коренных малочисленных народов Севера со стороны крупных промышленных компаний (АО «Полюс Алдан», ПАО «Селигдар», ООО «Прогресс», ООО «Газпром трансгаз Томск»): 1) помощь по развитию инфраструктуры села (например, предоставляется транспорт для обустройства и ремонта дорог); 2) поддержка традиционных видов хозяйственной деятельности (ежегодно предоставляются ценные призы в день оленевода (снегоход, денежные суммы)); оказывается помощь в перевозке оленей со стойбищ в поселок и др.; 3) спонсорская поддержка отдельным социальным группам, проживающим в наслеге (в виде оплаты проезда на мероприятия местным общественно-культурным организациям, поддержки многодетных и малообеспеченных семей).

Обсуждение результатов

Якутия является единственным регионом России, где на региональном уровне официально зафиксировано требование проведения этнологической экспертизы в случае осуществления различных работ в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС. Этнологическая экспертиза выступает механизмом взаимодействия коренных малочисленных народов и промышленных компаний, установленным на законодательном уровне. Закон устанавливает проведение экспертизы научно-исследовательской работы по оценке воздействия на этнологическую среду в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности КМНС. Федеральным законодательством предусматриваются при оценке ущерба выплаты в отношении объединений малочисленных народов - пользователей земель и других природных ресурсов в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности по основным видам традиционной хозяйственной деятельности: оленеводство, промысловая охота, рыболовство, собирательство [37].

Наше исследование показало следующее:

1) существуют ситуации, при которых не все субъекты, ведущие традиционный образ жизни, подпадают под нормы, позволяющие на юридическом уровне защитить права на земельные ресурсы, ведение традиционной хозяйственной деятельности;

2) места компактного проживания малочисленных народов - села, в лице МО прежде всего, не являются характерным и прямым объектом поддержки со стороны бизнеса;

3) фиксируется взаимодействие с промышленными компаниями по иным ситуациям (выходящим за рамки компенсации ущерба в пределах норм права), связанным с обеспечением устойчивого развития коренных малочисленных народов, проживающих в местах традиционной хозяйственной деятельности. Практика показывает, что такое взаимодействие осуществляется по широкому спектру социальных нужд. Слаборазвитая социальная инфраструктура сел - территорий компактного проживания малочисленных народов Севера обусловливает частое обращение за поддержкой к промышленным компаниям;

4) взаимодействие по иным ситуациям, выходящим за рамки компенсации ущерба по нормам права, осуществляется на основе личных договоренностей.

В условиях рыночной экономики жизнеобеспечение является полной ответственностью самого человека, в отличии от социалистического государства. Коренные малочисленные народы Севера, ведущие традиционное хозяйство и близкий к традиционному образ жизни, зависят от состояния окружающей природы, являющейся для них домом и источником жизнеобеспечения. Уровень питания, бюджета семьи в местах компактного проживания в высокой степени связан с охотой, рыболовством, сбором дикоросов, состоянием оленьего стада.

Как свидетельствуют кейсы и многочисленные результаты интервью [38-42], промышленное освоение оказывает и прямое, и косвенное влияние на состояние всей окружающей экосистемы и сообщества, проживающего в районе негативного воздействия. При определении компенсаций и при оценке воздействия на этнологическую среду промышленной или иной хозяйственной деятельности из внимания выпадают не только экобиоло-гические (заболачивание, миграция дикого зверя и т. д.), но и этнокультурные проблемы огромного пласта населения, проживающего в селах, местах компактного проживания КМНС, что совершенно несправедливо.

И здесь стоит пояснить. Человек, проживающий на земле и ведущий традиционное хозяйство, зависим от состояния этого хозяйства: есть олень - есть еда, нет оленя - нет еды. Эта вполне ясная, прямая и понимаемая законодательством взаимосвязь. Но законодатели не считаются с тем, что промышленное освоение оказывает воздействие на всех КМНС, живущих в местах традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности, где осуществляется промышленное освоение: и ведущих традиционное хозяйство, и проживающих в селе, и напрямую не имеющих отношение к традиционному хозяйству и традиционному образу жизни. Как и с тем, что качество

и уровень жизни населения в отдаленных от больших городов местах компактного проживания значительно, значительно ниже: в условиях рыночной экономики социальная сфера сел (здравоохранение, образование, культура) находится в постоянной оптимизации - очевидно, в состоянии секвестрирования, а генофонд коренных малочисленных народов Севера - в уязвимом положении. И не только оленеводы, охотники и члены их семей, но и живущие в селах и не занятые в традиционном хозяйстве носители уникального менталитета и культуры в условиях глобализации и унификации рискуют быть утраченными навсегда, что делает их ценными для всего человечества [43-49]. Представители КМСН, живущие в селах - местах компактного проживания и не занятые в традиционном хозяйстве, по обыкновению, вовлечены и участвуют в процессе сохранения и развития культуры своих народов и традиционных видов хозяйствования (оленеводства, охоты и промысла, рыболовства), даже пусть и опосредованно, и должны быть приравнены в праве на сохранение традиционного образа жизни в местах традиционной хозяйственной деятельности с объединениями малочисленных народов - пользователей земель и других природных ресурсов как минимум в лице муниципального образования.

С учетом активного процесса по восстановлению кочевого образа жизни КМНС на фоне существования возможности выбора жизненной стратегии формируются социальные связи между теми из представителей коренных народов, кто выбрал жизнь в селе без особой тяжести ведения традиционного хозяйства (прежде всего, оленеводства), и теми, кто связал свою жизнь с образом жизни предков. Социальные связи характеризуются взаимопомощью в обеспечении и сохранении традиционных видов хозяйствования. Конечно, в первую очередь это проявляется в родственном кругу, которые КМНС стараются сохранять и делают его весьма широким.

В целом в ходе социологических исследований ИГИиПМНС СО РАН установлены разного рода взаимосвязи, существующие в современном сообществе КМНС в местах компактного проживания коренных народов, ведущих традиционное хозяйство или не ведущих традиционный образ жизни:

- родной язык и культура усваиваются представителями малочисленных народов Севера в быту, прежде всего через вовлечение в традиционную хозяйственную деятельность [50, 51];

- существует взаимосвязь между факторами «земля» - «оленеводство/охота» - «уровень жизни» -«социальное самочувствие» [52];

- оленеводство выступает индикатором жизнеобеспечения не просто одной семьи, а целого рода, который может состоять из разветвленной группы семей [53, 54].

Итак, этот небольшой материал свидетельствует, что все население в местах компактного проживания и традиционной хозяйственной деятельности КМНС в разной степени - непосредственно или опосредованно - причастно к традиционной хозяйственной деятельности и выступает хранителем культуры и традиционного образа жизни.

Наш социологический опрос показал, что в условиях рыночных отношений индивидуальные контакты и внеправовые механизмы остаются наиболее распространенными способами адаптации КМНС ко все более усиливающимся процессам сокращения жизненного пространства и вмешательства в традиционный образ жизни народов. Более того, при существующих ситуациях, не позволяющих применять законодательные нормы, «вербальные договоры» становятся основным решением проблем «выживания» в рыночных условиях.

Кейсы указывают, что предметами таких договоренностей являются или поддержка жизнеобеспечения семьи, рода, или поддержка культуры исчезающего народа, что уже является свидетельством потребности в механизмах, направленных на этнокультурное развитие, в частности, эвенков Южной Якутии. Имеющиеся прецеденты необходимо использовать в качестве платформы для разработки правовых механизмов взаимодействия между КМНС и промышленными компаниями в сфере этнокультурного развития коренных малочисленных народов Севера и формирования единых индикаторов оценки качества жизни и этнокультурного развития КМНС в современных условиях. Если этнологическую экспертизу рассматривать как правовой механизм взаимодействия, то можно отметить, что законодательством «не подсчитанными» остаются этнокультурные риски и потери среди населения, проживающего в селах - местах компактного проживания КМНС, не вовлеченных напрямую в традиционную хозяйственную деятельность, - которые сложно учесть, да и вообще единые показатели таких ущербов учеными, а уж тем более государственными управленцами и промышленниками пока не признаны, хотя научные разработки и дискуссии давно ведутся.

Более того, стоит отметить, что современная законодательная практика, основанная на единовременных компенсационных выплатах, скорее, способна породить иждивенческое поведение и, как нам кажется, в меньшей степени направлена на решение этносоциальных проблем, возникающих у малочисленных народов Севера в результате «выдавливания» промышленностью с исконных территорий проживания и хозяйствования уникальных народов.

Считаем, что основными целями взаимодействия бизнеса и КМНС должны стать этносоциальная стабильность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, сохранение и развитие культуры и традиционного образа жизни коренного населения. Необходимо перевести устные договорные отношения в правовое русло, тем более что в рекомендательном виде такие соглашения уже предоставляются в отчетах при проведении оценки воздействия на этнологическую среду промышленной деятельности и при прохождении этнологической экспертизы. Однако необходимо добиться согласия на такой социальный акт со стороны бизнеса и власти, и здесь актуальными становятся результаты научных исследований и медиаторские способности ученых-североведов.

Заключение

На основе анализа существующих сегодня практик взаимодействия родовых общин и муниципального образования с бизнес-компаниями на территории Беллет-ского национального наслега можно заключить, что в настоящий момент не наблюдается развития механизмов социальной ответственности промышленных компаний и органов государственной власти. Зафиксировано, что в отношении муниципального образования не проводится целенаправленной работы (со стороны вышестоящих органов власти) по организации юридически обоснованных интеграционных связей между МО и бизнес-компаниями.

Компенсационные выплаты, хотя и являются основой дополнительного дохода родовых общин в рамках этнологической экспертизы, как показывают результаты интервью, распространяются не на все категории граждан, более того, не все родовые общины, ведущие традиционный образ жизни, юридически подпадают под объекты, которым положены компенсации. Зафиксировано, что до сих пор родовые общины сталкиваются с рядом проблем по оформлению своих территорий, предназначенных под ведение традиционной хозяйственной деятельности. В то же время промышленные компании становятся одними из возможных дополнительных и реальных ресурсов поддержки коренных малочисленных народов Севера в рамках локальной территории - села, места компактного проживания индигенных народов. Практика свидетельствует о функционировании двух основных механизмов взаимодействия местного населения с бизнес-компаниями: 1) правовой, в рамках региональной нормативно-правовой базы (но доступный не для всех представителей коренных малочисленных народов Севера); 2) внепра-вовой, функционирующий на основе личных договоренностей, причем внеправовая практика на данной локальной территории характерна как для родовых общин, так для руководителей МО.

Первый тип взаимоотношений на основе правового механизма между бизнесом и КМНС, установленный региональным законодательством посредством проведения этнологической экспертизы, который по сути сводится к единовременной денежной выплате (закреплено федеральным законом) представителям КМНС - юридическим лицам, не решает социальных и этнокультурных проблем в местах компактного проживания коренных народов, собственно именно то, на что был направлен закон об этнологической экспертизе. Исследование показывает, что даже родовые общины КМНС, ведущие хозяйственную деятельность на исконных территориях проживания, часть из которых в результате промышленного освоения находится в пользовании у бизнес-компаний, нуждаются в постоянной помощи при ведении хозяйственной деятельности, в социальной поддержке, а также пропаганде культурного наследия своего народа.

Огромным вопросом является поддержка муниципальных органов власти, которые решают вопросы местного значения в местах компактного проживания КМНС. Зафиксировано, что в пределах изучаемой ло-

кальной территории не имеется официальных согла- Кейсами фиксируется как негативная, так и позитив-шений между МО и бизнесом. Однако на основе интер- ная практика (правда, внеправовая) взаимодействия ро-вью установлены факты взаимовыгодного сотрудниче- довых общин и промышленных компаний. Спектр спон-ства между бизнесом и МО в рамках работ по облаго- сорской поддержки бизнес-компаний, сложенный в ходе раживанию и улучшению инфраструктуры села - ме- «личной» договоренности, - широкий и носит исключи-ста компактного проживания КМНС, но которые, к со- тельно социальный характер. Растет запрос на организа-жалению, складываются на основе личной договорен- цию на юридической основе разных форм коммуникаций ности, а значит, не обеспечены стабильностью. Стоит между представителями КМНС (председателями родо-заключить, что основное большинство носителей уни- вых общин или глав муниципальных образований, сел) и кальной культуры и образа - население сел в местах промышленными компаниями, ведущими освоение тер-традиционного проживания и традиционной хозяй- риторий традиционного проживания коренных народов, ственной деятельности, где ведутся промышленные направленных на повышение качества и уровня жизни разработки (чаще в отдаленности непосредственно от населения в местах традиционного проживания и тради-сел - мест компактного проживания, но иногда в ционной хозяйственной деятельности как условия сохра-окрестностях сельского поселения) - остаются за пре- нения уникальной этнокультурный ситуации: уникаль-делами законодательных норм, а между тем социаль- ной культуры, образа жизни и хозяйственной деятельно-ная, экологическая, этнокультурная ситуация на терри- сти. Этот вопрос давно был поставлен специалистами и тории их проживания в условиях рыночной экономики общественниками, однако, как показывает наше исследо-по разным причинам (в силу неконкурентоспособно- вание, «подвижек» в этом деле мало, населению прихо-сти языка, культуры, традиционных отраслей, трудно- дится прибегать к устной договоренности и действовать доступности территорий и т. д.) ухудшается. на основе личных доверительных отношений.

Список источников

1. Борисов В. Д., Борисова Т.Д. Оценка взаимоотношений коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний на территориях традиционного природопользования Республики Саха (Якутия) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. 2019. № 3 (15). С. 25-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Гоголев П.В. Местное самоуправление и этническая самоорганизация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России: перспективы взаимодействия // Юридическая мысль. 2014. № 3 (83). С. 86-95.

3. Неустроева А.Б., Самсонова И.В., Малышева М.С., Семенова Л. А. Современное положение традиционных хозяйств коренных малочисленных северных народов в Республике Саха (Якутия) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23, № 3. С. 220-245.

4. Самсонова И.В., Неустроева А.Б., Павлова М.Б. Взаимоотношения коренных малочисленных народов Севера и добывающих компаний (на материалах Мирнинского района Республики Саха (Якутия)) // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2017. № 3 (13). С. 21-33.

5. Винокурова Л.И., Григорьев С. А. Кочевые общества Якутии в социальных процессах ХХ века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 10-1 (84). С. 39-43.

6. Мостахова Т.С. Проблемы локализации этносов коренных малочисленных народов Севера и хозяйственной деятельности // Природопользование в Арктике: современное состояние и перспективы развития : сб. науч. тр. I междунар. науч.-практ. конф. Якутск : Северо-Вост. федер. ун-т, 2015. С. 381-388.

7. Попова А.Г. Расселение, численность и миграция коренных малочисленных народов Севера Якутии // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2010. № 4. С. 196-201.

8. Дьяконова М.П. Эвенкийский и эвенский миф: типология структуры // Литературное обозрение: история и современность. 2015. № 5 (5). С. 32-34.

9. Жукова Л.Н. Погребальный обряд тундровых юкагиров: традиции и современность // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 4 (25). С. 19-27.

10. Прокопьева П.Е. Содержательные особенности промыслового фольклора лесных юкагиров // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 11/1 (65). С. 36-42.

11. Стручков К.Н. К вопросу о функциях эвенкийского языка в Республике Саха (Якутия) // Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Якутск, 2019. Т. 1. С. 224-227.

12. Шарина С.И. Фиксация и документация языков коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Якутск, 2019. С. 346-348.

13. Варламов А.Н. Перспектива применения методики «языкового гнезда» для сохранения эвенкийского языка в Республике Саха (Якутия) // Языки коренных народов как фактор устойчивого развития Арктики : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Т. 1. Якутск, 2019. С. 354-356.

14. Кулаковский Г.П., Винокурова Л.И. Традиционные занятия коренного населения и сельское предпринимательство в Якутии // Региональная экономика : теория и практика. 2012. № 17. С. 21-26.

15. Васильева О.В. Этничность и общество в Республике Саха (Якутия) : социологический анализ. Якутск, 2020. 151 с.

16. Варавина Г.Н. Символика реки и водная этика коренных народов Якутии (на примере эвенов) // Общество: философия, история, культура. 2019. № 8 (64). С. 159-161.

17. Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Аккультурационные стратегии учащейся молодежи Якутии // Социологические исследования. 2009. № 3 (299). С. 108-114.

18. Васильева О.В., Маклашова Е.Г. Молодежь Арктики: идентичности и жизненные стратегии. Якутск, 2018. 177 с.

19. Астахова И.С. Власть и коренные малочисленные народы Севера: опыт взаимодействия на примере Республики Саха (Якутия) // Арктика и Север. 2011. № 3. С. 88-95.

20. Томаска А.Г. Демографические факторы социальной адаптации учащихся - сельских мигрантов коренных малочисленных народов Севера (на примере Республики Саха - Якутия) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. Т. 8, № 1. С. 141-146.

21. Охлопков В.Е. Инновационные аспекты взаимодействия при промышленном освоении территорий традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера // Успехи современной науки и образования. 2015. № 2. С. 156-164.

22. Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе : сб. науч. ст. Якутск, 2019. 249 с.

23. Новикова Н.И., Степанов В.В. Индикаторы качества жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., 2010. Вып. 217. 46 с.

24. Arctic Social Indicators - A follow-up to the Arctic Human Development Report / ed. by J.N. Larsen. Copenhagen : Nordic Council of Ministers, 2010. URL: http://library.arcticportal.org/712/ (дата обращения: 10.06.2021).

25. Хакназаров С.Х. Проблемы социально-экономического развития территорий традиционного природопользования коренных народов ХМАО-Югры (по материалам социологических исследований) / отв. ред. Ю.В. Исламова. Ханты-Мансийск : Югорский формат, 2016. 100 с.

26. Шадрин В.И. Актуальные вопросы проведения этнологической экспертизы в Республике Саха (Якутия) // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2018. № 4 (44). С. 25-38.

27. Астахова И.С. «Хотим, чтобы у нас была вчерашняя, сегодняшняя и завтрашняя жизнь». Письма Б.Н. Ельцину от жителей арктических районов Якутии. 1990-1992 гг. // Исторический архив. 2017. № 5. С. 31-42.

28. Баишева С.М. Воздействие строительства Канкунской ГЭС на окружающую среду: оценка аборигенов Южной Якутии // Арктика и Север. 2011. № 4. С. 135-153.

29. Санникова Я.М., Боякова С.И., Филиппова В.В. Этнологическая экспертиза в Республике Саха (Якутия): методические рекомендации по проведению полевых исследований // Арктика и Север в современных гуманитарных исследованиях : сб. науч. ст. Якутск, 2018. С. 52-62.

30. Гаврильева Т.Н., Мостахова Т.С., Боякова С.И. и др. Компенсация ущерба коренным малочисленным народам Якутии от промышленного освоения территории // Регион: Экономика и социология. 2018. № 3 (99). С. 234-251.

31. Бурцева Е.И., Потравный И.М., Гассий В.В. и др. Вопросы оценки и компенсации убытков коренным малочисленным народам в условиях промышленного освоения Арктики // Арктика: экология и экономика. 2019. № 1 (33). С. 34-49.

32. Потравный И.М., Баглаева В.О. Об интеграции задач экологического аудита и этнологической экспертизы при обосновании проектов хозяйственного освоения территории // Горизонты экономики. 2015. № 5 (24). С. 44-47.

33. Башмакова Е.П., Степанова Е.Н. Социальная ответственность регионального бизнеса // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2009. Т. 1, № 22. С. 105-112.

34. Филиппова В.В. Территориальные особенности расселения коренных малочисленных народов Севера Якутии в 1980-2010-е годы // Северо-Восточный гуманитарный вестник. 2018. № 3 (24). С. 58-73.

35. Правдин Д.Г. Органы местного самоуправления как юридические лица // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 18-20.

36. Чиркин В.Е. Юридическое лицо публичного права. М., 2007. 352 с.

37. Приказ Минрегиона РФ «Об утверждении методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 09.12.2009 № 565 // СПС КонсультанПлюс.

38. Астахова И.С. Отношение населения к новым проектам промышленного освоения (на примере этнологических экспертиз в Оленекском районе РС(Я)) // Арктика и Север в современных гуманитарных исследованиях : сб. науч. ст. Якутск, 2018. С. 63-74.

39. Баишева С.М. Устойчивость и уязвимость современного развития коренных малочисленных народов Севера Якутии // Этносоциальные процессы в Якутии: современный ракурс и перспективы развития. Якутск, 2020. С. 108-129.

40. Романова Е.В., Калаврий Т.Ю. Субъективная оценка экологического поведения недропользователей арктической зоны (на примере Республики Саха (Якутия)) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. С. 84-87.

41. Неустроева Т.С. Экологические проблемы в местах проживания коренного населения Якутии // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 7. С. 26-36.

42. Букарев М.Ю. Экологические проблемы при добыче россыпного золота в Алданском районе Республики Саха (Якутия) // Наука промышленность оборона : труды XIX Всероссийской научно-технической конференции : в 4 т. Новосибирск, 18-20 апреля 2018 года. Новосибирск : Новосиб. гос. техн. ун-т, 2018. С. 213-214.

43. Бурцева Т.Е., Уварова Т.Е., Макарова Н.В., Томский М.Н. Динамика современных демографических и медико-демографических процессов у коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // Дальневосточный медицинский журнал. 2008. № 2. С. 112-114.

44. Томаска А.Г. Возрастная структура эвенкийского населения села Хатыстыр в условиях интенсивного промышленного освоения // Научные основы устойчивого развития коренных народов Севера : материалы республ. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рожд. В.А. Роббека, Якутск, 17 февраля 2012 года. Якутск : Наука, 2013. С. 125-127.

45. Петрова П.Г., Пальшин Г.А. Медико-экологические проблемы зоны промышленных освоений Республики Саха (Якутия) // Экология человека. 2009. № 6. С. 40-43.

46. Захарова Р.Н., Михайлова А.Е., Тимофеев Л.Ф. Качество жизни населения Севера // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014. № 5. С. 39-41.

47. Попова А.Г. Традиции коренных малочисленных народов Севера Якутии в условиях глобализации // Система ценностей современного общества. 2010. № 15. С. 168-173.

48. Баишева С.М., Донской Р.И., Константинова Т.Н. и др. Этносоциальная адаптация коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) / отв. ред. К.Б. Клоков. Новосибирск : Наука, 2012. 363 с.

49. Шарина С.И. Особенности языковой ситуации у малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) // European Social Science Journal. 2012. № 6 (22). С. 188-191.

50. Стручков К.Н. Эвенкийский язык: современные проблемы функционирования и перспективы развития // Коренные малочисленные народы Российской Федерации: проблемы, приоритеты и перспективы развития в трансформирующемся обществе : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию Феодосия Семеновича Донского, Якутск, 24 сентября 2019 г. Якутск : Якут. науч. центр СО РАН, 2019. С. 162-168.

51. Языки и фольклор коренных народов Севера: состояние, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. Якутск, 12-13 февраля 2021 г. Якутск : Наука, 2021. 224 с.

52. Маклашова Е.Г. Этнокультурные факторы и их роль в современной жизни коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (на материалах социологических исследований эвенков Южной Якутии) // Россия и АТР. 2021. № 4 (114). С. 42-52.

53. Сирина А.А. Нимат: обычай дележа у северных тунгусов // Антропология социальных перемен : К 70-летию Валерия Александровича Тишкова. М. : Политическая энциклопедия, 2011. С. 301-320.

54. Баишева С.М. Повседневная жизнь национальных поселений Якутии в контексте социологических исследований // Арктика и Север. 2014. № 14. С. 83-97.

References

1. Borisov, V.D. & Borisova, T.D. (2019) Otsenka vzaimootnosheniy korennykh malochislennykh narodov Severa i dobyvayushchikh kompaniy na territoriyakh traditsionnogo prirodopol'zovaniya Respubliki Sakha (Yakutiya) [Evaluation of the relationship between minor indigenous peoples of the North and mining companies in the territories of traditional natural resource use of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M.K. Ammosova. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Kul'turologiya. 3 (15). pp. 25-35.

2. Gogolev, P.V. (2014) Mestnoe samoupravlenie i etnicheskaya samoorganizatsiya korennykh malochislennykh narodov Severa, Sibiri i Dal'nego Vostoka Rossii: perspektivy vzaimodeystviya [Local self-government and ethnic self-organization of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of Russia: prospects for interaction]. Yuridicheskaya mysl'. 3 (83). pp. 86-95.

3. Neustroeva, A.B. et al. (2020) Sovremennoe polozhenie traditsionnykh khozyaystv korennykh malochislennykh severnykh narodov v Respublike Sakha (Yakutiya) [Current situation of traditional economies of minor indigenous peoples of the North in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii. 3 (23). pp. 220-245.

4. Samsonova, I.V., Neustroeva, A.B. & Pavlova, M.B. (2017) Vzaimootnosheniya korennykh malochislennykh narodov Severa i dobyvayushchikh kompaniy (na materialakh Mirninskogo rayona Respubliki Sakha (Yakutiya)) [Relationships between indigenous peoples of the North and mining companies (based on materials from the Mirny region of the Republic of Sakha (Yakutia))]. ArktikaXXI vek. Gumanitarnye nauki. 3 (13). pp. 21-33.

5. Vinokurova, L.I. & Grigor'ev, S.A. (2017) Kochevye obshchestva Yakutii v sotsial'nykh protsessakh XX veka [Nomadic societies of Yakutia in the social processes of the twentieth century]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii ipraktiki. 10-1 (84). pp. 39-43.

6. Mostakhova, T.S. (2015) [Problems of localization of ethnic groups of indigenous peoples of the North and economic activity]. Prirodopol'zovanie vArktike: sovremennoe sostoyanie iperspektivy razvitiya [Nature Management in the Arctic: Current state and development prospects]. Proceedings of the 1st International Conference. Yakutsk. 22-25 September 2015. Yakutsk: North-Eastern Federal University. pp. 381-388. (In Russian).

7. Popova, A.G. (2010) Rasselenie, chislennost' i migratsiya korennykh malochislennykh narodov Severa Yakutii [Settlement, numbers and migration of indigenous peoples of the North of Yakutia]. Strategiya ustoychivogo razvitiya regionovRossii. 4. pp. 196-201.

8. D'yakonova, M.P. (2015) Evenkiyskiy i evenskiy mif: tipologiya struktury [Evenk and Even myth: typology of structure] Literaturnoe obozrenie: istoriya i sovremennost'. 5 (5). pp. 32-34.

9. Zhukova, L.N. (2018) Pogrebal'nyy obryad tundrovykh yukagirov: traditsii i sovremennost' [Funeral rite of the tundra Yukaghirs: traditions and modernity]. Severo-Vostochnyy gumanitarnyy vestnik. 4 (25). pp. 19-27.

10. Prokop'eva, P.E. (2016) Soderzhatel'nye osobennosti promyslovogo fol'klora lesnykh yukagirov [Content features of the fishing folklore of the forest Yukaghirs]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki. 11/1 (65). pp. 36-42.

11. Struchkov, K.N. (2019) [On the question of the functions of the Evenki language in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yazyki korennykh narodov kak faktor ustoychivogo razvitiya Arktiki [Indigenous Languages as a Factor in the Sustainable Development of the Arctic]. Proceedings of the International Conference. Vol. 1. Yakutsk. 27-29 June 2019. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 224-227. (In Russian).

12. Sharina, S.I. (2019) [Recording and documentation of the languages of indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yazyki korennykh narodov kak faktor ustoychivogo razvitiya Arktiki [Indigenous Languages as a Factor in the Sustainable Development of the Arctic]. Proceedings of the International Conference. Vol. 1. Yakutsk. 27-29 June 2019. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 346-348. (In Russian).

13. Varlamov, A.N. (2019) [The prospect of using the "language nest" methodology to preserve the Evenki language in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Yazyki korennykh narodov kak faktor ustoychivogo razvitiya Arktiki [Indigenous Languages as a Factor in the Sustainable Development of the Arctic]. Proceedings of the International Conference. Vol. 1. Yakutsk. 27-29 June 2019. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 354-356.

14. Kulakovskiy, G.P. & Vinokurova, L.I. (2012) Traditsionnye zanyatiya korennogo naseleniya i sel'skoe predprinimatel'stvo v Yakutii [Traditional occupations of the indigenous population and rural entrepreneurship in Yakutia]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika. 17. pp. 21-26.

15. Vasil'eva, O.V. (2020) Etnichnost'i obshchestvo vRespublike Sakha (Yakutiya): sotsiologicheskiy analiz [Ethnicity and Society in the Republic of Sakha (Yakutia): Sociological analysis]. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS.

16. Varavina, G.N. (2019) Simvolika reki i vodnaya etika korennykh narodov Yakutii (na primere evenov) [River symbolism and water ethics of the indigenous peoples of Yakutia (using the example of the Evens)]. Obshchestvo:filosofiya, istoriya, kul'tura. 8 (64). pp. 159-161.

17. Abramova, M.A. & Goncharova, G.S. (2009) Akkul'turatsionnye strategii uchashcheysya molodezhi Yakutii [Acculturation strategies of student youth in Yakutia]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 3 (299). pp. 108-114.

18. Vasil'eva, O.V. & Maklashova, E.G. (2018) Molodezh'Arktiki: identichnosti i zhiznennye strategii [Youth of the Arctic: Identities and life strategies]. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS.

19. Astakhova, I.S. (2011) Vlast' i korennye malochislennye narody Severa: opyt vzaimodeystviya na primere Respubliki Sakha (Yakutiya) [Power and indigenous peoples of the North: experience of interaction using the example of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Arktika i Sever. 3. pp. 88-95.

20. Tomaska, A.G. (2015) Demograficheskie faktory sotsial'noy adaptatsii uchashchikhsya - sel'skikh migrantov korennykh malochislennykh narodov Severa (na primere Respubliki Sakha - Yakutiya) [Demographic factors of social adaptation of students - rural migrants of indigenous minorities of the North (on the example ofthe Republic of Sakha - Yakutia)]. VestnikKalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniyRAN. 1 (8). pp. 141-146.

21. Okhlopkov, V.E. (2015) Innovatsionnye aspekty vzaimodeystviya pri promyshlennom osvoenii territoriy traditsionnogo khozyaystvovaniya korennykh malochislennykh narodov Severa [Innovative aspects of interaction in the industrial development of territories of traditional husbandry of indigenous peoples of the North]. Uspekhi sovremennoy nauki i obrazovaniya. 2. pp. 156-164.

22. Baisheva, S.M. & Tomaska, A.G. (eds) (2019) Korennye malochislennye narody Rossiiskoi Federatsii: problemy, prioritety i perspektivy razvitiya v transformiruyushchemsya obshchestve [Indigenous Peoples of the Russian Federation: Problems, priorities and prospects for development in a transforming society]. Proceedings of the All-Russian Conference. Yakutsk. 24 September 2019. Yakutsk: Yakut Scientific Centre SB RAS.

23. Novikova, N.I. & Stepanov, V.V. (2010) Indikatory kachestva zhizni korennykh malochislennykh narodov Severa Sakhalinskoy oblasti [Indicators of the quality of life of indigenous peoples of the North of the Sakhalin region]. Issledovaniyapoprikladnoy i neotlozhnoy etnologii. 217.

24. Larsen, J.N. (ed.) (2010) Arctic Social Indicators — A follow-up to the Arctic Human Development Report. Copenhagen: Nordic Council of Ministers. [Online] Available from: http://library.arcticportal.org/712/. (Accessed: 10.06.2021).

25. Khaknazarov, S.Kh. (2016) Problemy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii traditsionnogo prirodopol'zovaniya korennykh narodov KhMAO-Yugry (po materialam sotsiologicheskikh issledovanii) [Problems of Socio-Economic Development of Territories of Traditional Natural Resource Use of Indigenous Peoples of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra (based on sociological research)]. Khanty-Mansiysk: Yugorskiy format.

26. Shadrin, V.I. (2018) Aktual'nye voprosy provedeniya etnologicheskoy ekspertizy v Respublike Sakha (Yakutiya) [Topical issues of conducting ethnological examination in the Republic of Sakha (Yakutia)]. Voprosy istorii i kul 'tury severnykh stran i territoriy. 4 (44). pp. 25-38.

27. Astakhova, I.S. (2017) "Khotim, chtoby u nas byla vcherashnyaya, segodnyashnyaya i zavtrashnyaya zhizn'". Pis'ma B.N. El'tsinu ot zhiteley arkticheskikh rayonov Yakutii. 1990-1992 gg. ["We want us to have yesterday's, today's and tomorrow's life." Letters to Boris Yeltsin from residents of the Arctic regions of Yakutia. 1990-1992]. Istoricheskiy arkhiv. 5. pp. 31-42.

28. Baisheva, S.M. (2011) Vozdeystvie stroitel'stva Kankunskoy GES na okruzhayushchuyu sredu: otsenka aborigenov Yuzhnoy Yakutii [Impact of the construction of the Cancun hydroelectric power station on the environment: assessment of the aborigines of South Yakutia]. Arktika i Sever. 4. pp. 135-153.

29. Sannikova, Ya.M., Boyakova, S.I. & Filippova, V.V. (2018) Etnologicheskaya ekspertiza v Respublike Sakha (Yakutiya): metodicheskie rekomendatsii po provedeniyu polevykh issledovaniy [Ethnological examination in the Republic of Sakha (Yakutia): methodological recommendations for conducting field research]. In: Burnasheva, N.I. (ed.) Arktika i Sever v sovremennykh gumanitarnykh issledovaniyakh [Arctic and North in Modern Humanitarian Research]. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 52-62.

30. Gavril'eva, T.N. et al. (2018) Kompensatsiya ushcherba korennym malochislennym narodam Yakutii ot promyshlennogo osvoeniya territorii [Compensation for damage to the indigenous peoples of Yakutia from the industrial development ofthe territory]. Region: Ekonomika i sotsiologiya. 3 (99). pp. 234-251.

31. Burtseva, E.I. et al. (2019) Voprosy otsenki i kompensatsii ubytkov korennym malochislennym narodam v usloviyakh promyshlennogo osvoeniya Arktiki [Issues of assessment and compensation of losses to indigenous peoples in the context of industrial development of the Arctic]. Arktika: ekologiya i ekonomika. 1 (33). pp. 34-49.

32. Potravnyy, I.M. & Baglaeva, V.O. (eds) (2015) Ob integratsii zadach ekologicheskogo audita i etnologicheskoy ekspertizy pri obosnovanii proektov khozyaystvennogo osvoeniya territorii [On the integration of the tasks of environmental audit and ethnological expertise in substantiating projects for the territorial economic development]. Gorizonty ekonomiki. 5 (24). pp. 44-47.

33. Bashmakova, E.P. & Stepanova, E.N. (2009) Sotsial'naya otvetstvennost' regional'nogo biznesa [Social responsibility of regional business]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 22 (1). pp. 105-112.

34. Filippova, V.V. (2018) Territorial'nye osobennosti rasseleniya korennykh malochislennykh narodov Severa Yakutii v 1980-2010-e gody [Territorial features ofthe settlement of indigenous peoples of the North of Yakutia in the 1980-2010s]. Severo-Vostochnyy gumanitarnyy vestnik. 3 (24). pp. 58-73.

35. Pravdin, D.G. (2011) Organy mestnogo samoupravleniya kak yuridicheskie litsa [Local governments as legal entities]. Probely v rossiyskom zakonodatel'stve. 2. pp. 18-20.

36. Chirkin, V.E. (2007) Yuridicheskoe litsopublichnogoprava [Legal Entity of Public Law]. Moscow: Norma.

37. Consultant Plus. (2009) On approval of the methodology for calculating the amount of losses caused to associations of indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federation as a result of economic and other activities of organizations of all forms of ownership and individuals in the places of traditional residence and traditional economic activities of indigenous peoples of the Russian Federation. Order ofthe Ministry of Regional Development ofthe Russian Federation No. 565 of December 9, 2009. Moscow: Consultant Plus. (In Russian).

38. Astakhova, I.S. (2018) Otnoshenie naseleniya k novym proektam promyshlennogo osvoeniya (na primere etnologicheskikh ekspertiz v Olenekskom rayone RS(Ya)) [Attitude of the population to new industrial development projects (on the example of ethnological examinations in the Oleneksky region of the Republic of Sakha (Yakutia))]. In: Burnasheva, N.I. (ed.) Arktika i Sever v sovremennykh gumanitarnykh issledovaniyakh [Arctic and North in Modern Humanitarian Research]. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 63-74.

39. Baisheva, S.M. (2020) Ustoychivost' i uyazvimost' sovremennogo razvitiya korennykh malochislennykh narodov Severa Yakutii [Stability and vulnerability of modern development of indigenous peoples of the North of Yakutia]. In: Ignat'eva, V.B. et al. Etnosotsial'nyeprotsessy v Yakutii: sovremennyy rakurs iperspektivy razvitiya [Ethno-Social Processes in Yakutia: Modern perspective and development prospects]. Yakutsk: Institute for Humanities Research and Indigenous Studies SB RAS. pp. 108-129.

40. Romanova, E.V. & Kalavriy, T.Yu. (2020) Sub"ektivnaya otsenka ekologicheskogo povedeniya nedropol'zovateley arkticheskoy zony (na primere Respubliki Sakha (Yakutiya)) [Subjective assessment of the environmental behavior of subsoil users in the Arctic zone (on the example of the Republic of Sakha (Yakutia))]. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 12. pp. 84-87.

41. Neustroeva, T.S. (2010) Ekologicheskie problemy v mestakh prozhivaniya korennogo naseleniya Yakutii [Environmental problems in the places of residence of the indigenous population of Yakutia]. Mezhdunarodnyy zhurnalprikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy. 7. pp. 26-36.

42. Bukarev, M.Yu. (2018) [Environmental problems in the mining of alluvial gold in the Aldan region of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Nauka, promyshlennost', oborona [Science, Industry, Defense]. Proceedings of the 19th All-Russian Conference. Novosibirsk. 18-20 April 2018. Novosibirsk: Novosibirsk State Technological University. pp. 213-214. (In Russian).

43. Burtseva, T.E. et al. (2008) Dinamika sovremennykh demograficheskikh i mediko-demograficheskikh protsessov u korennykh malochislennykh narodov Severa Respubliki Sakha (Yakutiya) [Dynamics of modern demographic and medical-demographic processes among indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Dal'nevostochnyy meditsinskiy zhurnal. 2. pp. 112-114.

44. Tomaska, A.G. (2013) [Age structure of the Evenk population of the village of Khatystyr in the conditions of intensive industrial development]. Nauchnye osnovy ustoychivogo razvitiya korennykh narodov Severa [Scientific Foundations of Sustainable Development of Indigenous Peoples of the North]. Proceedings of the Republican Conference. Yakutsk. 17 February 2012. Yakutsk: Nauka. pp. 125-127. (In Russian).

45. Petrova, P.G. & Pal'shin, G.A. (2009) Mediko-ekologicheskie problemy zony promyshlennykh osvoeniy Respubliki Sakha (Yakutiya) [Medical and environmental problems of the industrial development zone of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Ekologiya cheloveka. 6. pp. 40-43.

46. Zakharova, R.N., Mikhaylova, A.E. & Timofeev, L.F. (2014) Kachestvo zhizni naseleniya Severa [Quality of life of the population of the North]. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 5. pp. 39-41.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Popova, A.G. (2010) Traditsii korennykh malochislennykh narodov Severa Yakutii v usloviyakh globalizatsii [Traditions of indigenous peoples of the North of Yakutia in the context of globalization]. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva. 15. pp. 168-173.

48. Baisheva, S.M. et al. (2012) Etnosotsial'naya adaptatsiya korennykh malochislennykh narodov Severa Respubliki Sakha (Yakutiya) [Ethnosocial adaptation of indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Novosibirsk: Nauka.

49. Sharina, S.I. (2012) Osobennosti yazykovoy situatsii u malochislennykh narodov Severa Respubliki Sakha (Yakutiya) [Features of the linguistic situation among the small peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia)]. European Social Science Journal. 6 (22). pp. 188-191.

50. Struchkov, K.N. (2019) [Evenki language: modern problems of functioning and prospects for development]. Korennye malochislennye narody Rossiyskoy Federatsii: problemy, prioritety i perspektivy razvitiya v transformiruyushchemsya obshchestve [Indigenous Peoples of the Russian Federation: Problems, priorities and prospects for development in a transforming society]. Proceedings of the All-Russian Conference. Yakutsk. 24 September 2019. Yakutsk: Yakut Scientific Centre SB RAS. pp. 162-168. (In Russian).

51. Varlamov, A.N. (ed.) (2021) Yazyki i fol'klor korennykh narodov Severa: sostoyanie, problemy, perspektivy [Languages and Folklore of the Indigenous Peoples of the North: Status, problems, prospects]. Proceedings of the All-Russian Conference. Yakutsk. 12-13 February 2021. Yakutsk: Nauka.

52. Maklashova, E.G. (2021) Etnokul'turnye faktory i ikh rol' v sovremennoy zhizni korennykh malochislennykh narodov Severa Respubliki Sakha (Yakutiya) (na materialakh sotsiologicheskikh issledovaniy evenkov Yuzhnoy Yakutii) [Ethnocultural factors and their role in the modern life of indigenous peoples of the North of the Republic of Sakha (Yakutia) (based on sociological studies of the Evenks of Southern Yakutia)]. Rossiya i ATR. 4 (114). pp. 42-52.

53. Sirina, A.A. (2011) Nimat: obychay delezha u severnykh tungusov [Nimat: the custom of sharing among the northern Tungus]. In: Guchinova, E.-B.M. & Komarova, G.A. (eds) Antropologiya sotsial'nykhperemen [Anthropology of Social Changes]. Moscow: Politicheskaya entsiklopediya. pp. 301-320.

54. Baisheva, S.M. (2014) Povsednevnaya zhizn' natsional'nykh poseleniy Yakutii v kontekste sotsiologicheskikh issledovaniy [Everyday life of national settlements of Yakutia in the context of sociological research]. Arktika i Sever. 14. pp. 83-97.

Информация об авторах:

Маклашова Е.Г. - д-р. социол. наук, зам. директора по науке Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (Якутск, Россия). E-mail: maklashova@mail.ru Степанова Ю.Г. - лаборант-исследователь центра этносоциологических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (Якутск, Россия). E-mail: julia_stepan_99@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

E.G. Maklashova, Dr. Sci. (Sociology), deputy director for science, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: maklashova@mail.ru. Yu.G. Stepanova, research assistant, Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: julia_stepan_99@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; одобрена после рецензирования 07.09.2023; принята к публикации 08.09.2023.

The article was submitted 18.07.2022; approved after reviewing 07.09.2023; accepted for publication 08.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.