УДК 37.06
Ахмедов Б.Т.
преподаватель кафедра «Психология» Термезский государственный университет (г. Термез, Узбекистан)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Аннотация: социальные стереотипы - является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса, эффективность которого определяется не только профессиональной компетентностью педагога, но во многом зависит от его психического и физического благополучия, семейных и профессиональных отношениях. Применительно к педагогу - это состояние его психического и физического здоровья, способствующее профессиональному выполнению педагогической деятельности.
Ключевые слова: педагог, социальные установки, профессия, деятельность, семья.
Под формированием психологической готовностью традиционно понимают психический феномен, посредством которого объясняют устойчивость деятельности человека в полимотивированном пространстве.
Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности проявляется: в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию "здесь и сейчас"), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям; в виде мотивационной готовности к "приведению в порядок" своего образа мира (такая готовность дает человеку возможность осознать смысл и ценность того, что он делает); в виде профессионально-личностной готовности к самореализации через процесс персонализации, социальных установок семьи.
Для выявления психофизиологической готовности человека к педагогической деятельности проведен ряд исследований, в частности Казин Э.М. предлагает для исследования психофизиологического состояния педагогов использовать следующие методы: тест MMPI, тест тревожности Спилберга-Ханина, метод кардиоинтервалографии для изучения сердечного ритма. Методы исследования автоматизированы, что облегчает массовость исследования, но являются достаточно дорогостоящими.
Современный этап научно-технического прогресса характеризуется совершенствованием процесса образования на основе его интенсификации. Это, в свою очередь, интенсифицирует и труд педагога, предъявляет к ним более высокие требования в области как физических, так и нервно-эмоциональных нагрузок. "Психофизиологическая готовность" - это определенное оптимальное состояние психических и физиологических функций организма, позволяющее выполнять какую -либо профессиональную деятельность. Применительно к педагогу - это состояние его психического и физического здоровья, способствующее профессиональному выполнению педагогической деятельности.
Ведущим качеством педагога является его профессиональное здоровье (психофизиологическая готовность), которое включает в себя: физическое состояние; функциональные резервы; факторы риска заболеваемости; стрессоустойчивость; психоэмоциональное состояние (тревожность, самочувствие, активность, настроение); индивидуальный стиль жизни, семейные установки (ответственность, волевые качества). Эти компоненты профессионального здоровья в первую очередь влияют как на физическую, так и на умственную работоспособность, и в значительной степени на его педагогические способности и возможности, творческую продуктивность и активную трудовую жизнедеятельность.
Готовность специалиста заключает в себе профессиональную пригодность
личности (совокупность индивидуальных особенностей человека, способностей и
характерологических черт, существенных для успешного профессионального общения
и деятельности, а также отсутствие показателей, делающих невозможным участие
человека в профессиональной педагогической деятельности) и подготовленность к
13
деятельности (знания, умения и навыки, приобретенные в процессе профессиональной подготовки).
Различают, психологическую готовность, которая определяется как особое психическое состояние, обеспечивающее успешное выполнение профессиональных задач, принятие самостоятельных решений, (Ф.Т. Гецов, Т.В. Иванова, А.Г. Ковалев, Л.Н. Лаврова, Н.Д. Левитов, А.Ц. Пуни, Л.И. Разборова). М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович квалифицируют психологическую готовность как профессионально важное и сложное личностное образование, включающее в себя: положительное отношение к профессии, достаточно устойчивые мотивы деятельности; адекватные требованиям профессиональной деятельности черты характера, способности, проявления темперамента; необходимые знания, умения, навыки; устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоционально-волевых качеств и т.д. (Ю.З., 1989. )
Профессиональная готовность учителя представляет собой систему его индивидуальных интегрированных переменных: свойств, качеств, знаний, навыков (опыта) личности. Содержание профессиональной готовности учителя соединяет в себе осознание высокой роли и социальной ответственности, стремление активно (самостоятельно и творчески) выполнять профессиональные задачи, установку на активизацию и мобилизацию приобретенных в вузе качеств, умений, навыков.
Профессиональная готовность в трактовке К.М. Дурай-Новаковой как:
- готовность, как активное состояние личности, вызывающее деятельность;
- готовность, как следствие деятельности;
- готовность, как качество личности, которое определяет установки на профессиональные ситуации и задачи. Все авторы, изучающие проблемы формирования готовности выпускников вузов и профессиональной деятельности, включают в ее структуру такие компоненты, как мотивы выбора профессии, педагогическая направленность (положительное отношение к педагогической профессии, установка на педагогическую деятельность), профессионально значимые качества личности; широкий объем знаний, умений и навыков; эмоциональные и волевые свойства студента, его состояния.
Критериями готовности к педагогической деятельности принято считать: устойчивые мотивы выбора педагогической профессии, сформированная направленность на педагогическую деятельность;- глубокое овладение знаниями психологией детей разного школьного возраста и методами ее познания;- наличие умения применять теоретические знания в решении учебно-воспитательных задач; понимание профессиональных задач, их значимости, четкое представление о необходимых качествах, знаний, умений, навыков учителя в настоящем и будущем;-объективная самооценка профессионально значимых качеств личности, наличие умений организации самовоспитания, самосовершенствования; состояние уверенности в себе, как учителя;- установка на активные и целесообразные действия, "настрой" на определенное поведение в условиях решения педагогических задач; состояние удовлетворенности выбором профессии, педагогической деятельностью, общением с детьми; психологическая устойчивость: выдержка, самообладание, отсутствие страха перед детьми, эмоциональной напряженности и др.
Педагог должен владеть основными, функциональными элементами профессиональной деятельности, умением ставить и анализировать ее цели, ориентироваться в профессиональной ситуации, принимать квалифицированные решения; реализовывать определенные программы (планы) исполнения, проверять результаты своей деятельности и корректировать ее согласно изменяющимся ситуациям. Организация учебных занятий педагогам и психологам во время профессиональной педагогической деятельности поможет студентам понять, освоить знания и осознать свою профессию, социальные установки в обществе и семье. (А.Т., 2019)
Таким образом, готовность как психическое состояние, как "настрой" на
определенное поведение при выполнении учебных и трудовых задач, установка на
активные и целесообразные действия, усвоение стереотипов в обществе, актуализация
и приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент
приводятся в движение следующими механизмами, познавательные (понимание
профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения,
представления о вероятных изменениях трудовой обстановки); эмоциональные
15
(чувство профессиональной чести и ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); мотивационные (потребность успешно выполнять первые трудовые задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений и т.д.).
Список литература:
Гильбух Ю.З. Психодиагностическая функция учителя: пути реализации // Вопросы психологии. 1989. №3.
Ксензова Г.Ю., Демиденко Н.Н.. Обеспечение мотивационной готовности педагога к успешной профессиональной деятельности: Материалы VIII межвуз.науч.-метод.конф. - Тверь, 1996.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.