Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКАЯ СТРЕЛЬБА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МЕТОДИКА / КОРРЕЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылов Иван Алексеевич

Цель исследования - конкретизация индивидуальных особенностей спортсмена по практической стрельбе во взаимосвязи с уровнем специальной физической подготовки. Научная новизна заключается в установлении соотношения общих и специальных двигательных навыков и умений, формируемых в рамках тренировочного процесса стрелков, и обосновании наличия значительной их корреляции с эффективностью технического выполнения стрелком выстрела. В результате была выявлена совокупность специальных физических качеств значимых при организации тренировочных занятий со спортсменами по практической стрельбе с учетом их индивидуальных особенностей и уровня специальной физической подготовленности, что позволило разработать методику их совершенствования и существенно поднять уровень двигательной подготовленности стрелков, подтвердив ее эффективность результатами педагогического эксперимента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копылов Иван Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF SHOOTERS

The purpose of the study is to specify the individual characteristics of an athlete in practical shooting in relation to the level of special physical training. In this study, we turn to the study of ways to achieve a high level of special physical fitness of an athlete in practical shooting, which remains relevant to the present due to its significant correlation with the effectiveness of the technical execution of the shooter shot. The importance of special physical training is due to the specific features of competitive activity in practical shooting, characterized by high energy consumption, physical and psychological fatigue. The scientific novelty of the study consists in establishing the ratio of general and special motor skills and abilities formed within the framework of the training process of shooters, and substantiating their significant correlation with the effectiveness of the technical execution of the shooter shot. As a result, a set of special physical qualities was revealed that are significant in the organization of training sessions with athletes in practical shooting, taking into account their individual characteristics and the level of special physical fitness, which made it possible to develop a methodology for their improvement and significantly raise the level of motor readiness of shooters, confirming its effectiveness with the results of a pedagogical experiment.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ»

Российской таможенной академии. - 2020. - № 4 (41).-С. 78-85.

^б.Курташова М.А. Методика использования игровых форм в предпрофильных классах при обучении математике И Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы IX Всероссийской студенческой научно-практ и ческой конференции с международным участием, Новосибирск, 02-04 декабря 2020 года / под ред. Т.А. Василенко. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020.-С. 283-284.

17,Пузаренко А. В. Разработка математической игры как средства повышения интереса к изучению математики с помощью элементов гейми-фикации б обучении // Шаг в науку: материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИФМИТО НГПУ (Новосибирск, 26-30 апр. 2021 г.). - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2021,-С. 190-191. ШПузаренко A.B. Разработка математического упражнений в качестве средства повышения интереса к обучению с помощью элементов гейми-фикации II Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: материалы X Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 08-10 декабря 2021 года / под ред. М.С. Розовой.-Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2022.- С. 343-344.

19. Пчелянская Н.С. Математика в интеграции с другими дисциплинами как фйдстео развития мировоззренческих взглядов личности обучающихся // Вестни к ТОГИРРО. - 2020. - № 1 (44), - С. 18-19.

20,Рыманоеа Т.Е. Воспитание познавательного интереса школьников к математике: пути реализации И Вопросы педагогики. - 2020.- № 11-2--С. 283-287.

21.Стефанова Н.Л. Роль математики в интеграции образовательного процесса в школе//Современные проблемы обучения математике в школе и вузе: материалы Международной научно-мето-дической конференции: в 2-х томах, Псков, 04-06 октября 2018 года, - Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С. 134-140.

22.Туснолобова A.A., Блинова Т.П. Активизация познавательного интереса учащихся 5-6 классов на уроках математики при решении нестандартных и занимательных задач // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий: Межвузовский сборник научных работ. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 201 б.-С 231-235.

23.Устинова И.В. Преимущества и недостатки он-лайн-тренажеров в процессе обучения математике в школе // Шаг в науку: материалы XII Региональной научно-практической конференции студентов и магистрантов ИфМИТО НГПУ (Новосибирск, 26-30апр. 2021 г.), - Новосибирск: Новосибирский госуда рственный педагогический университет, 2021.-С. 193-195.

24.Яровая Е.А. Формирование метапредметной компетентности учащихся 7-х классов основной школы (биология, математика) / Е.А. Яровая, под ред. чл-корр. РАО, проф. А,Ж, Жафярова: Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед.ун-Т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2015. - 168 с.

25.Яровая Е.А., Ковшова Ю.Н., Сухоносенко М.Н. Использование геймификации в учебном процессе общеобразовательной школы: учебно-методи-чеСкое пособие для студентов Педагогических Профилей и учителей общеобразовательных школ. - Новосибирск: Общество с ограниченной ответственностью "Немо Пресс", 2021. - 03 с. ISBN 978-5-6041902-3-4.

CU

tu о

OJ

-О Q-Ш et;

О

X

со

431 2

S

273

INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE LEVEL OF SPECIAL PHYSICAL FITNESS OF SHOOTERS

Kopy/ov Ivan A/ekseevich, Senior Lecturer, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs the Russian

Federation, Irkutsk

The purpose of the study is to specify the individual characteristics of an athlete in practical shooting in relation to the level of special physical training. In this study, we turn to the study of ways to achieve a high level of special physical fitness of an athlete in practical shooting, which remains relevant to the present due to its significant correlation with the effectiveness of the technical execution of the shooter shot. The importance of special physical training is due to the specific features of competitive activity in practical shooting, characterized by high energy consumption, physical and psychological fatigue. The scientific novelty of the study consists in establishing the ratio of general and special motor skills and abilities formed within the framework of the training process of shooters, and substantiating their significant correlation with the effectiveness of the technical execution of the shooter shot. As a result, a set of special physical qualities was revealed that are significant in the organization of training sessions with athletes in practical shooting, taking into account their individual characteristics and the level of special physical fitness, which made it possible to develop a methodology for their improvement and significantly raise the level of motor readiness of shooters, confirming its effectiveness with the results of a pedagogical experiment.

Keywords: sport', training; practical shooting; special physical fitness; initial stage; motor fitness; methodology; correlation.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.50

УДК 796.06

ВАК РФ 5.8.4/13,00,04

& Копылов И.А., 2022

<

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

СТРЕЛКОВ

Цель исследования - конкретизация индивидуальных особенностей спортсмена по практической стрельбе во взаимосвязи с уровнем специальной физической подготовки. Научная новизна заключается в установлении соотношения общих и специальных двигательных навыков и умений, формируемых в рамках тренировочного процесса стрелков, и обосновании наличия значительной их корреляции с эффективностью технического выполнения стрелком выстрела. В результате была выявлена совокупность специальных физических качеств значимых при организации тренировочных занятий со спортсменами по практической стрельбе с учетом их индивидуальных особенностей и уровня специальной физической подготовленности, что позволило разработать методику их совершенствования и существенно поднять уровень двигательной подготовленности стрелков, подтвердив ее эффективность результатами педагогического эксперимента.

Клю чевые слова: спор тивная под го товка; практическая с трельба; специальная физическая подготовленность;начальныйз тап;двигательная подготовленность; методика; корреляция.

< а

ш С

274

КОПЫЛОВ Иван Алексеевич, преподаватель, В ос то чно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Иркутск

Введение

В настоящем исследовании мы обращаемся к изучению вопроса о путях достижения высокого уровня специальной физической подготовленности спортсмена по практической стрельбе, сохраняющего свою актуальность до настоящего времени в связи с выявленной корреляционной связи с результативностью выполнения спортсменом соревновательной деятельности, т.е. произведением точной серии выстрелов [5, с.62]. Естествеинымявляется зависимостьуров-ня физической подготовленности спортсмена от проявления специфических особенностей деятельности, осуществляемой спортсме-новврамкахконкретноговидаспорта. В этой связи следует отметить, что, несмотря на внешнюю статичную проявленность соревновательной деятельности в практической стрельбе, она при более детальном рассмотрении демонстрирует наличие значений в показателях, которые соотносимы с высоким уровнем расхода энергии, чем обусловлено развитие у стрелка физического и психологического утомления [11, с.81].

Анализ данных спортивных достижений российских спортсменов по практической стрельбе позволил констатировать наличие проблемы, выраженной в несоответствии демонстрируемого уровня специальной подготовленности стрелков современным требованиям соревновательной деятельности [4, 5,7]. Отмеченное свидетельствует об актуальности предпринятого нами исследования, целью которого стало конкретизация индивидуальных особенностей спортсмена по практической стрельбе во взаимосвязи суров-нем специальной физической подготовки. Цель исследования позволила сформулировать его задачи, среди которых:

1) выявить совокупность специальных физических качеств в большей степени детерминирующих уровень специальной физической подготовленности стрелков;

2} установить степень информативности используемых в практике спортивной подготовки тестов;

3) разработать методику совершенствования физической подготовки спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки в практической стрельбе с учетом индивидуальных особенностей уровня их специальной физической подготовленности;

4) апробировать авторскую методику с целью обоснования ее эффективности

Основная часть

Первоначально обратимся к конкретизации ведущих задач, решаемых специальной физической подготовкой, которые сформулированы нами, опираясь на знании особенностей соревновательной деятельности в практической стрельбе: 1) развитие специальных качеств, в большей степени специальной статической выносливости,устойчивости и координационных способностей; 2) развитие кине-стетических ощущений соревновательной позы; 3) развитие точности двигательных действий, проявленных в пространственно-временных показателях; 4) развитие моторики мышц кисти; 5) развитие "чувства времени" [1, 2,9,10].

6 настоящее время в действующих программах подготовки стрелков развитию вышеназванных качеств и способностей уделяется достаточное внимание, однако, опираясь на данные, представленные в научных и научно-методических информационных источниках,а также собственные наблюдения практики спортивной подготовки, можно констатировать недостаточность индивидуализации исследуемого процесса. В подтверждение данного промежуточного вывода следует обратить внимание на показатели, свидетельствующие об обладании спортсменами высокого класса такими качествами, как точностью воспроизведения двигательных поз и актов, которые проявлены в тонкой координации мелких двигательных действий, реализуемых в системе "стрелок оружие" и статической выносливостью [5, с. 63].

Тем не менее, до настоящего времени отмечается недостаточность вышеназванной совокупности качеств и способностей для достижения высоких спортивных результатов в пространстве требований со стороны соревновательной деятельности [2,3,6,8]. Согласно нами выдвинутой гипотезы для увеличения действенности применяемых тренировочных средств, следует обратить внимание на уровень их индивидуализации, которая определяется соотношением индивидуальных особенностей развития спортсмена-стрелка к возможностям отобранных средств решения оперативных и перспективных задач в рамках конкретного этапа спортивной подготовки данного этапа подготовки.

Индивидуализация, на наш взгляд, позволит решить ряд спорных вопросов, среди которых особой практической значимостью об-

ладают: 1) вопрос соотношения общих и специальных двигательных навыков и умений, формируемых в рамках тренировочного процесса стрелков; 2) детализация представлений о видах памяти, посредством которых спортсмен приобретает способность воспроизводить параметры двигательных действий и запоминать особенности моторики двигательных действий.

На настоящем этапе развития теории и практики организации спортивной подготовки в большинстве случаев осуществляется автоматический перенос общепедагогических дидактических принципов без учета специфических особенностей сферы деятельности. Это не позволяет разрешить сложившееся противоречие между педагогическим потенциалом, заложенным в средствах формирования двигательных навыков и умений у спортсменов по практической стрельбе, и недостаточностью методического обеспечения названного процесса с учетом особенностей деятельности, осуществляемой стрелком.

Организация исследования. Необходимость разрешения названного противоречия обусловила наше обращение к данному вопросу, а в контексте цели настоящего исследования была разработана программа исследовательской деятельности.Входе исследования изучению подлежали следующие вопросы:

1) определение текущего уровня физической подготовленности стрелка;

2) функциональные возможности спортсмена;

3) выявление значений, позволяющие определить его индивидуальные психологические характеристики;

4) установление уровня технической подготовленности.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента был осуществленанализсредних значений показателей, позволяющих установить текущий уровень двигательной подготовленности контрольной (далее КГ, п= 34 чел.) и экспериментальной (далее - ЭГ, п= 35 чел.) групп спортсменов-стрелков, который позволил констатировать отсутствие достоверных различий между ними. Корреляционный анализ двигательной подготовленности спортсменов, опираясь на выявленные в ходе него достоверные взаимосвязи, выступил в качестве основания для установления степени информативности используемых в экспериментальной части исследования тестов, среди них:

1) сила кисти;

2) статическая выносливость;

Показатели

Сила кис™

Статическая выносливость

Вестибулярная устойчивость

Точность пространственных параметров

Точность восприятия времени

Скорость переключения внимание

3) точность воспроизведения пространственных параметров двигательных действий;

4) статическая тремометрия;

5) скорость переключения внимания;

6) коэффициент ритмичности и стабильности.

Опираясь на полученные в ходе констатирующего этапа педагогического эксперимента данные, подвергнутые анализу, систематизации, статистической обработки и интерпретации, была разработана авторская методика, решающая ряд важных, на наш взгляд, задач:

1) обучение специальным упражнениям, ориентированным на развитие силовой выносливости рук;

2) развитие мышечного контроля для повышения уровня согласованности двигательных действий;

3) совершенствование двигательных навыков и умений в практической стрельбе в сложных условиях.

Основываясь на установленных в ходе теоретического анализа данных и результатов, полученных в ходе их интерпретации, были определены четыре ведущих и взаимосвязанных между собой направлений организации тренировочного процесса спортсменов в практической стрельбе: первое направление ориентировано на развитие общей и специальной физической подготовленности; второе направление включает в себя средства, методы и приёмы, в совокупности позволяющие совершенствовать навыки в удержании оружия и реализации продуктивных выстрелов (по экрану, по мишени и т.д.); третье направление направлено на тренировку навыков мышления, памяти и внимания; четвертое направление позволяет повысить эффективность формирования технико-тактических умений у стрелков по практической стрельбе. Совокупность направлений, учтенных в методике физической подготовки спортсменов по практической стрельбе, позволит существенно повысить уровень развития специальной выносливости, тем самым создавая предпосылки к достижению высокого уровня технико-тактических подготовленности стрелков.

Результаты исследования Педагогический эксперимент, реализованный нами в период с 2021 г. по 2022 г., участниками которого стали спортсмены по практической стрельбеначальногоэтапа спортивной подготовки в количестве69человек, позволил на формирующей его этапе зафиксировать данные, свидетельствующие о наличии достоверных различий в 8 из 14 исследуемых показателях двигательной сферы (р<0,05 и выше) между стрелками ЭГ и КГ групп (см. рис. 1).

эг

кг

56,2±2,81

52,4±1,51

0,27

2,08

115,31±1,8

5,2±0,3

2,73

2,58

57,2±2,32

56,4±1,22

123,5±2,42

4,4±0,5

0,51±0,02

2,14

0,45±0,02

Коэффициент ритмичности стрельбы

35,8±5,2

1,28±0,01

2,88

2,14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16,2±4,3

1,25±0,01

Коэффициент стабильности стрельбы

0,86±0,01

2,14

0,89±0,01

Рисунок 1 - Средние показатели тестирования стрелков по окончанию педагогического эксперимента (при г > 2,01 - р<0,05).

Обсуждение результатов исследования

Интерпретация результатов факторного анализа позволила решить одну из задач настоящего исследования - установить основные ведущие и значимые факторы, определив их местоположение в структурной иерархии физической подготовленности спортсменов по практической стрельбе. Кроме того, сформированная факторная структура двигательной сферы стрелков ЭГ, позволяет констатировать значимость дифференциации по индивидуальным признакам, характеризующим особенности развития спортсменов.

В качестве сопровождающей физическую подготовку спортсменов следует назвать техническую составляющую их спортивной подготовки, выполняющую значимую роль в организации тренировочного процесса и установлении характеристик педагогических воздействий при формировании у них не дви-

гательных навыков и умений. Выявленная в ходе исследования обусловленность может быть рассмотрена в дальнейшем более детально с позиции возможностей оказания целенаправленного влияния на двигательную подготовленность стрелков, с учетом соблюдения принципов избирательности и специфичности.

Заключение

Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие ВЫВОДЫ.

1. Выявленная совокупность специальных физических качеств при организации тренировочных занятий в рамках спортивной подготовки спортсменов по практической стрельбе с учетом их индивидуальных особенностей уровня специальной физической подготовленности позволяет существенно повысить результативность соревновательной деятельности.

2. Выбор из множества вариантов используемых в практике спортивной подготовки спортсменов по практической стрельбе тестов наиболее информативных предоставляет возможность для формирования организационной основы тренировочного процесса, характеризуемого высокой степенью эффективности.

3. Разработанная в ходе настоящего исследования методика совершенствования физической подготовки спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки в практической стрельбе с учетом индивидуальных особенностей уровня их специальной физической подготовленности, положительно отражается на различных компонентах двигательной подготовленности стрелков, что подтверждено зафиксированными входе педагогического экспериментаданными и результатами, полученные в процессе их интерпретаций.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что предложенная нами методика совершенствования физической подготовки спортсменов на начальном этапе спортивной подготовки в практической стрельбе способна оказать положительное влияние на их уро-веньдвигательной подготовленности в целом посредством активизации формирования двигательных навыков и умений спортсменов.

Литература:

1. Барисовец З.С. Использование метода практической стрельбы на занятиях по огневой подготовке // Научный поиск курсантов: сб, материалов Международной научной конференции. -2020, -С. 131-132.

2. Бурьян В,8., Трубица СА, Семенов О.Г. Внедрение методик практической стрельбы в процесс подготовки подразделений антитеррора военных

образовательных учреждений // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвященной Дню российской науки: материалы конф. / под ре д. В.Л, Па шута: - 2020. - С. 41 -46.

3. Гаянов A.A. Обучение практическим навыкам стрельбы и работа в группе// Вопросы деятельности служб и подразделений органов внутренних дел Российской Федерации: сб. науч. тр. Межведомственной научно-практической конференции 8апреля 2020 года. - 2020.- С. 131-135.

4. Киселёв СТ., Кадыров P.M., Войсковой Г.А. Актуальность разработки и внедрения нормативов в процесс обучения практической стрельбе в во-енно-физкультурном вузе // Итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Военного института физической культуры за 2019 год, посвященной Дню российской науки: сб. ст./ под ред. В Л. Пз шута. - 2020. - С123-126.

5. Кондрух A.M., Передельский A.A. Практическая стрельба и культура спортивной подготовки к международным соревнованиям //Теория и ме-то д и ка п о д гото в ки в п ра кти че с к о й стре л ьбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах а многоборьях: материалы ÍI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - С. 54-63.

6. Кубланов A.M. Анализ устойчивости системы "стрелок-оружие" при выполнении дуэльных упражнений в практической стрельбе из карабина // Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте: материалы II! Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2015. - С. 46-51.

7. Пивоваров Д.В., Осипов О.О., Выштикалюк В.Ф. Использование элементов практической стрельбы на занятиях по огневой подготовке в образовательных организациях МВД России // Подготовка кадроа для силовых структур: современные

направления и образовательные технологии: материалы XXIV Всероссийской научно-методи-ческой конференции, - 2019, - С, 147-151.

8. Пичугин A.B. Психологические аспекты подготовки спортсмена стрелка в практической стрельбе, преодоление соревновательного стресса // Антрогные образовательные технологии в сфере физической культуры: сб. ст. по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции.- Нижний Новгород, 2021.- С. 292-297.

9. Скобликов Р.В., Белевцев В.В., Горденко Д.В. Целесообразность выбора и практическое применение изготовки при стрельбе из пистолета // Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД Росси И, - 2020. - С. 215-218.

Ю.Смирнова Э.В., Домрачёва Е.Ю, Некоторые вопросы реализации и применения современных технологий в практической деятельности совершенствования навыков стрельбы обучающимися образовательных учреждений // Инновационные методики формирования спортивно-технических

си tu о cu

-О 0-ш et;

О

ir X

со

421 2

S

277

и прикладных двигательных навыков: сб. ст. Межвузовской научно-практической конференции, -СПб, 2020. - С 117-120.

11. Терновский Л.И. Рейтинг "Практическая стрельба из пистолета" Ц Теория и методика под-

готовки в практической стрельбе, других стрелковых видах спорта и стрелковых дисциплинах & многоборьях; материалы III Всероссийской науч-но-лрактической конференции с международным участием. - 2017. - С. 80-84.

IMPLEMENTA TION OF THE PRINCIPLE OF POL YSUBJECTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF MUSICAL AND CREA TIVE COMPETENCE OF UNIVERSITY STUDENTS

Krevsoun Margarita Vladimirovna, PhD of Pedagogical sciences, Professoi TopHina Natalia Valerie vna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor TopHina Irina Ivanovna, PhD of Art History, Associate Professor

Taganrog Institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics (RiNH), Taganrog

The purpose of the study is to reveal the features of the use of the principle of po/ysobjectivity in the process of preparing students for creative profiles of education at the university. The article deals with the main possibilities of implementing the principle ofpoiysubjectivity for the development of musical and creative competence of students, the possibility of their personal development and self-realization. The scientific novelty lies in the fact that the semantic characteristics of the principle of polys ubobjectivity in connection with the formation of musical and creative competence of students of creative profiles are investigated. As a result, it has been revealed that the peculiarities of the principle of poiysubjectivity significantly affect the development of musical and creative competence, which allows the individual to improve at a higher level of the field of musical culture and cultural-creative activity. This creates the ground for the development of students' talents, the formation of their personal contribution to the construction of a musical space in the surrounding life, projects their personal development for many years to come.

Keywords: musical and creative competence; the principle of po/ysobjectivity; pedagogical concept; pedagogical process at the university; polysubject interaction; polysubjective approach; personal development.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.51

УДК 378.147 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИСУБЪЕКТНОСТИ

ВАК РФ 5.8.2/13.00.02 в РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Цель исследования - раскрыть особенности использования принципа поли-субъектности в процессе подготовки студентов творческих профилей обучения в вузе. В статье рассматриваются особенности принципа полисубъектнос-ти в развитии музыкально-творческой компетенции студентов, возможности их личностного развития и самореализации. Научная новизна состоит в том, что исследуются смысловые характеристики принципа полисубъектности в связи со становлением музыкально-творческой компетенции студентов творческих профилей. В результате выявлено, что принцип полисубъектности существенно влияет на развитие музыкально-творческой компетенции, и позволяет личности совершенствоваться на более высоком уровне поля музыкальной культуры и культуротворческой деятельности. Это создает почву для развития талантов обучающихся, формирования их вклада в построение музыкального пространства в жизни, проектирует их личностное развитие на годы вперед.

Ключевые слова: музыкально-творческая компетенция; принцип полисубъек тности; педагогическая концепция; педагогический процесс в вузе; полисубъектное взаимодействие; полисубъектный подход; личностное развитие.

0 КревсунМ.В., 2022 Ф Топилина Н.В., 2022 Ф Топилина ИМ, 2022

КРЕВСУН Маргарита Владимировна, кандидат педагогических наук, профессор

ТОПИЛИНА Наталья Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент

ТОПИЛИНА Ирина Ивановна, кандидат искусствоведения, доцент

Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический универси ге г (РИНХ), Таганрог

Введение

В начале XXI века идеи полисубъектности, как важного явления педагогической реальности, оказались актуальными в исследованиях педагогов, направленных на изучение саморазвития и сораз-вития субъектов образовательной среды. Исследуя проблему полисубъектности в образовательном процессе вуза, мы обнаружили недостаточную изученность вопроса о взаимосвязи реализации полисубъектности и развития музыкально-творческой компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.