циалом.
Напоминание об историческом пути кафедры, ее замечательных ученых и педагогах весьма поучительно для творческой деятельности молодых сотрудников, ибо перед ними всякий раз возникают яркие образы мудрых российских ученых - патриотов, преподавателей мужественного и честного ума, к числу которых с полным правом мы относим профессоров JI.A. Орбели, А.Н. Крестовникова, Е.К. Жукова, Н.В. Зимки-на, А. С. Мозжухина и других.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ И ТАКТИКИ
ПЕРЕДВИЖЕНИЙ У ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ НА САБЛЯХ ВЫСШЕЙ
КВАЛИФИКАЦИИ
Геннадий Давидович Тышлер, кандидат педагогических наук, заслуженный тренер
СССР,
Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(РГУФКСиТ) г. Москва
Аннотация
В настоящем исследовании впервые установлены количественные соотношения между приемами нападения и маневрирования и их комбинациями у фехтовальщиков высшей квалификации в условиях крупнейших соревнований. Установлена также длина выполнения способов перемещения по соревновательному пространству в динамике многолетних циклов тренировки.
Ключевые слова: приемы нападения, приемы маневрирования, комбинации приемов, пространственные характеристики, количественные соотношения.
INDIVIDUAL PARTICULARS OF TOP QUALIFICATION SABER-FENCERS MOTION TECHNIC AND TACTIC
Gennady Davidovich Tyshler, the candidate of the pedagogical sciences, the deserved
trainer of the USSR,
The Russian State University of Physical Training, Sports and Tourism,
Moscow
Annotation
In the present research it was established for the first time a quantitative ratio between top sa-ber-fencers attack and maneuver technique and their combination in condition of biggest events. A length of motion carrying out along the competition area in dynamic of many-years conditioning cycle is established.
Key words: attack technique, maneuver technique, technique combination, space characteristics, quantitative ratio.
Для многостороннего анализа процесса индивидуализации технико-тактической подготовленности фехтовальщиков необходима объективная информация о составе приемов передвижений и пространственных характеристиках их выполнения, ибо приемами нападения реализуются установки на преодоление расстояний до противников и нанесение ударов (уколов) в атаках, а маневрированием создаются оптимальные условия для эффективной обороны.
Анализ результатов многолетних исследований показывает, что у фехтовальщиков высшей квалификации ведение поединков основывается на преимущественном использовании трех разновидностей перемещений по полю боя - нападений в технике шага (скачка) вперед и выпада, отступлений шагами назад, комбинаций приемов нападения и приемов маневрирования. В свою очередь, при противодействии атакам используются главным образом шаги назад. При этом имеют место несовпадения между отдельными спортсменами в объемах применяемого выпада, нападения - шаг (скачок)
вперед и выпад, комбинаций приемов.
Выявленные индивидуальные различия в объемах применения разновидностей приемов передвижений характеризуют имеющиеся в боях на саблях широкие возможности для взаимозамен между способами нападения и маневрирования при реализации аналогичных тактических намерений.
Отношение фехтовальщиков на саблях высшей квалификации к дистанции начала схваток имеет существенные особенности. При этом данными исследований подтвержден тезис о том, что мастера фехтования на саблях вынуждены вести поединки преимущественно на значительном отдалении от противников, лишь избирательно допуская возникновение сближенных ситуаций с крайним риском получения удара (укола). Выдвинутое положение иллюстрируют различия (р< 0,001) между минимальной и максимальной дистанциями у всех исследованных фехтовальщиков, зарегистрированные в пределах от 70 см до 1,5 метра. Имеет место также исключительная однозначность среди полученных средних и максимальных показателей, что позволяет сделать вывод о типовых признаках в оценках установленных средних и максимальных дистанций, стабильность которых определяется особенностями приспособления спортсменов к условиям соревнований.
Длина выпада консервативна, несмотря на выполнение его мастерами боя на саблях в прыжковой технике, то есть с кратковременной фазой «полета», в связи со структурой самого движения и перемещенным центром тяжести на впереди стоящую ногу. Поэтому сопоставление средних данных длины выпада позволяет констатировать установленные достаточно общие его стандарты. Достоверные различия между минимальными и максимальными показателями длины выпада у исследованных фехтовальщиков (р< 0,001) объяснимы направленностью его применения преимущественно в подготавливающих целях. При этом выпады незначительной длины служили для имитации нападений, в то время как нападения в выпаде с угрозой нанесения удара (укола) требуют уже значительных перемещений к противнику.
Анализ индивидуальных особенностей выполнения нападений - шаг (скачок) вперед и выпад - показывает, что этот прием является самостоятельным и целостным способом передвижений. Ибо значительно большая длина непрерывно выполненного шага (скачка) вперед и выпада, в сравнении с отдельным выпадом, и возможности варьирования длины нападения в ходе схватки объясняют своеобразие показателей в различиях меяеду максимальными и минимальными измеряемыми величинами.
Комбинация нападений - скачок вперед и выпад и повторный выпад - сохраняет четкие стандарты длины, которые колеблются у исследованных мастеров в среднем от 2,5 до 3,5 м, и определены ее использованием преимущественно в ситуациях приближения отступающего противника к линии «границы поля боя», т.е. в схватках с предопределенными возможными размерами перемещения обороняющегося фехтовальщика.
Таким образом, система передвижений фехтовальщиков высшей квалификации, являясь составной частью реализации достигнутого уровня технико-тактической подготовленности, характеризуется стабильностью состава типовых разновидностей приемов нападения и маневрирования средних данных длины выполнения приемов нападения, а также индивидуальной динамикой объемов используемых приемов передвижений при реализации подготавливающих намерений.