Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ'

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТОК / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ТИПЫ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Венгерова Н.Н., Комиссарова Е.Н., Шкут Е.Н.

В статье рассматриваются средние популяционные показатели физического развития, функционального состояния и соматотипа девушек 17-18 лет, обучающиеся в высшей школе. На основе полученных данных обследования возможно педагогическое проектирование как групповых, так и индивидуальных кинезиологических конструктом с целью улучшения или коррекции некоторых индивидуальных показателей организма студенток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венгерова Н.Н., Комиссарова Е.Н., Шкут Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ»

Институт физической культуры, спорта и туризма. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2018. - С.308-310.

12. Усатов И. А. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 2. - С. 21-25.

13. Черных З.Н., Борисенко Т.М. Занятия спортом как средство борьбы со стрессом у студентов. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://files.shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2016/2_30/ 17.pdf

14. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

15. Яичников И.К., Ефимов А.А., Бондарчук И.Л. Приоритеты рекреационного стиля жизни современного студента / Теория и практика физической культуры. 2015. № 2. С. 18-20.

УДК 796.01+572.7

Н.Н. Венгерова1, Е.Н. Комиссарова2, Е.Н. Шкут3

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОК КАК ФАКТОР ПРОЕКТИРОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ КОНСТРУКТОВ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого 2 Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет; 3 Городская клиническая детская больница № 5 им. Н.С. Филатова, Санкт-Петербург, Россия, natalyavengerova@yandex. ru

Аннотация. В статье рассматриваются средние популяционные показатели физического развития, функционального состояния и соматотипа девушек 17-18 лет, обучающиеся в высшей школе. На основе полученных данных обследования возможно педагогическое проектирование как групповых, так и индивидуальных кинезиологических конструктом с целью улучшения или коррекции некоторых индивидуальных показателей организма студенток. Ключевые слова: студенток, двигательная активность, физические упражнения, типы телосложения, функциональное состояние, физическое развитие.

Annotation. N. N. Vengerova, E. N. Komissarov, E. N. Shkut Individual features of the body of students as a factor of designing kinesiological constructs / ^anct-St.

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского

исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Petersburg Polytechnic University of Peter the Great; St. Petersburg state pediatric medical University; City clinical children's hospital No. 5. N. S. Filatov.

The article deals with the average population indicators of physical development, functional state and somatotype of girls 17-18 years old, enrolled in high school. On the basis of the obtained survey data, pedagogical design of both group and individual kinesiological constructs is possible in order to improve or correct some individual indicators of the body of students.

Keywords: female students, physical activity, physical exercises, body types, functional state, physical development.

Введение. Юношеский возраст связан с периодом созревания, когда все органы и системы организма достигают своей морфофункциональной зрелости. В этом возрасте заканчивается биологическое формирование организма [1], окостенение скелета, замедляется (либо прекращается) рост тела в длину, увеличивается вес тела преимущественно за счёт мышечной массы, возрастают значения окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной ёмкости лёгких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот же период происходит наиболее активное развитие и относительная стабилизация психофизиологических функций, а также становление интеллекта, его целостности и структуры, организуемой мышлением.

Интегральный наследственный показатель развития - соматотип. Соматотип, как внешнее, морфологическое отражение конституции человека, это неоценимый прогностический комплекс признаков, позволяющий предугадать заранее многие особенности онтогенеза и реакции организма на внешние воздействия.

Данный период биологического развития, являющийся периодом завершения становления молодого организма, характеризуется также достаточно высокой пластичностью организма и хорошей адаптацией к физическим нагрузкам [8].

Цель исследования - определить популяционную вариативность распределения студенток (17-18 лет) по показателям физического развития и функционального состояния, соматотипа для разработки групповых и индивидуальных оптимальных двигательных программ.

Методы исследования. В ходе педагогического исследования использовались методики, заимствованные из спортивной медицины [6] (вес,

883

рост, ЧССп., артериальное давление (АД), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), динамометрия правой/левой руки, гипоксическая устойчивость ( пробы Штанге и Генчи), метод индексов (индекс массы тела (ИМТ), должной жизненной ёмкости лёгких (ДЖЕЛ), жизненный индекс (ЖИ), уровень физического состояния УФС), адаптационный потенциал (АП), соматическое здоровье по методу Апанасенко) [2] и аппаратный метод - биоимпедансометрия, которые основан на изучении компонентного состава тела и активности метаболических процессов в организме [3; 7].

Метод базируется на измерении электрического сопротивления тканей -импеданса (7) всего тела или отдельных его частей. Он позволяет оценить ряд важных показателей: жировую (ЖМ), безжировую (БЖМ) и активную клеточную массу тела (АКМ), а также показатели индекса массы тела (ИМТ) и основного обмена (ОО). Проведение биоимпедансной диагностики позволяет получить данные о количестве внутриклеточной (ОВнук.Ж), внеклеточной (ОВнек.Ж) жидкости и общую воду (ОВ) в организме. Достоинствами биоимпедансометрии являются приемлемая точность и высокая воспроизводимость результатов измерения, а также портативность и невысокая стоимость оборудования, комфортность исследования и удобство автоматической обработки данных [5].

На сегодняшний день нами определены некоторые проблемы, встречающиеся у девушек, обучающихся на младших курсах высшей школы:

- низкая двигательная активность студенток в повседневной жизни и в режиме учебного дня;

- низкий уровень соматического здоровья, физической и функциональной подготовленности;

- высокая интенсивность учебного процесса;

- незначительное количество академических занятий по физической культуре, а также недостаточное обеспечение аудиторного фонда для проведения практических занятий.

Результаты. В ходе проведения исследования по определению уровня физического развития и функциональной состояния определено, что показатели находятся, в целом, в пределах популяционной нормы, но некоторые показатели соответствуют значениям верхней границы нормы (ЧССп., АД), но некоторые ниже (ЖЕЛ, гипоксическая устойчивость) возрастно-половой нормы (таблица 1). Полученные данные обрабатывались методами математической статистики [4].

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов». К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Таблица 1

Показатели физического развития и функционального состояния организма студенток 17-18 лет, обучающихся в высшей школе

Показатели 1 курс(п=224) 2 курс(п=208)

Хср. ± а

Артериальное давление СД 114 ± 9,0 113,0 ± 10,2

ДД 73 ± 6,4 74 ± 7,6

ПД (пульсовое давление) 40,7 ± 6,8 39,8 ± 7,9

ЧССп. (пульс в покое) 79 ± 9,4 84 ± 8,5

ЖЕЛ (фактическое значение) 3470 ± 501,2 3260 ± 305,5

ДЖЕЛ (расчётная величина) 3455 ± 282,9 3458 ± 274,7

ЖИ (жизненный индекс) 59,2 ± 15,0 62,3 ± 11,4

Динамометрия (%) Правая 39,4 ± 10,1 38,9 ± 14,1

Левая 34,2 ± 10,3 34,6 ± 15,0

УФС (уровень физического состояния) 0,518 ± 0,243 0,53 ± 0,27

АП (адаптационный потенциал) 1,83 ± 0,23 1,8 ± 0,24

ИМТ (индекс массы тела) 20,9 ± 2,8 20,4 ± 2,9

Соматическое здоровье (Апанасенко) 4,3 ± 0,97 2,8 ± 3,0

Гипоксическая устойчивость Пр. Генчи 29,0 ± 10,6 28,0 ± 10

Пр. Штанге 43 ± 13,5 41 ± 12,8

В результате использования выше указанных тестов и метода индексов нами определено, что уровень физического развития и функционального состояния соответствует возрастно-половой норме. Но некоторые показатели требуют особого внимания как со стороны медиков и семьи, так и со стороны педагогов:

- показатели артериального давления незначительно повышены, что определяет показатели пульсового давления ниже нормы;

- частота сердечных сокращений выше нормы на 31,7% и 40,0% у студенток 1-го и 2-го курсов, соответственно;

- низкий показатель соматического здоровья (по Апанасенко) у студенток 1-го курса (4,3б) и очень низкий у студенток 2-го курса (2,8б) при том, что адаптационный потенциал в обеих группах очень высокий (1,83 и 1,8, соответственно);

- показатели уровня физического состояния находятся в диапазоне оценки «выше среднего»;

- способность организма к гипоксии, определённая по результатам выполнения функциональных проб Генчи и Штанге свидетельствует о низком уровне функционального состояния.

Проектирование кинезиологических конструктов (двигательных программ) основывается не решение педагогических задач физического совершенствования организма обучающихся, повышению их адаптационных возможностей (физических и психологических) для прохождения курса профессиональной подготовки как будущих специалистов, а также коррекции показателей физического развития.

Особенность данного процесса заключается в обеспечении безопасности учебного процесса в вопросе «не навредить» состоянию здоровья, а способствовать его улучшению. Для повышения эффективности применения разработанных конструктов необходимо учитывать не только показатели физического развития, функционального состояния, но и индивидуальные особенности - наследственный фактор - соматотип.

В естественных условиях параллельно проводилось обследование девушек по определению соматотипа, показателей активной массы (мышечной) и общему обмену веществ (таблица 2).

Таблица 2

Распределение студенток (п = 595) по соматотипу и показателям состава тела

Соматотип п (%) р АКМ (кг) р ОВ (ккал) р

МаС 113 (18,9) 31,3±0,35 1504,0

МеС 340 (57,1) <0,0 27,7±0,24 <0,00 1480,0 <0,001

МиС 83 (14,0) 5 23,3±0,25 1 1313,5

МиМеС 59 (10,0) 25,2±0,3 1396,5

Примечание: АКМ - активная клеточная масса тела; ОВ - обмен веществ

■ АКМ (кг)

■ БЖМ (кг)

■ ЖМ (кг)

■ Вес (кг)

180,0 160,0 140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0

Кг

МаС

МиМеС

МиС

К 185-летию великого русского российского ученого и гражданина России -Дмитрия Ивановича Менделеева и 150-летию его наследия -«Периодического закона для химических элементов».

К 170-летию Ивана Петровича Павлова - выдающегося русского российского исследователя в области физиологии, первого нобелевского лауреата России.

Рисунок - Абсолютные значения массы тела и компонентов массы (АКМ - активная клеточная масса, БЖМ - безжировая масса.

ЖМ - жировая масса)

На рисунке представлено соотношение показателей состава тела в подгруппах девушек, определённых по соматотипу.

Учитывая особенности соматотипа и показателей состава тела девушек можно разрабатывать индивидуальные рекомендации по использованию физической нагрузки (по интенсивности, направленности воздействия, периодизации применения различных видов упражнений, продолжительности одного занятия и периода), как средства коррекции их физического состояния (таблица 3).

Таблица 3

Примерные рекомендации по использованию физической нагрузки

для коррекции физического состояния студенток различного соматотипа

Соматотип Интенсивность Частота в Продолжительность Виды нагрузки (ФОТ)

(уд/мин.) неделю (минут)

МаС 100-120 2 30 Кардио-тренинги

130-150 Функциональный тренинг

120-130 2 30-60 Аэробика

110-130 1 60 Аква-аэробика

МеС 120-130 1 60 Аэробика

130-150 1 60 степ-аэробика

110-130 2 30-60 Стретчинг

130-150 1 30 Хип-хоп-аэробика, зумба

110-120 30-60 Силовой тренинг

МиС 110-120 2 30-60 Силовые тренинги

120-140 2 60 Танцевальная аэробика

110-130 2 30-60 Стретчинг

Периоды занятий могут составлять 8-10 недель, но после проведения промежуточного тестирования на определение уровня физической работоспособности необходимо пересмотривать содержание занятий в сторону увеличения (уменьшения) физической нагрузки, а также подбора видов упражнений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. В результате использования биоимпедансометрии как метода

887

определения типа телосложения и состава тела определено, что наиболее многочисленной группой в популяции современных девушек, обучающихся в высшей школе, является мезосомная (57,0%) и микросомная подгруппы (24,7%).

Изучение и анализ результатов проведения исследования показателей физического развития, функционального состояния и соматотипа студенток позволяет разрабатывать как групповые, так и индивидуальные траектории совершенствования организма с учётом их индивидуальных особенностей. Список литературы.

1. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник/ А.А. Васильков. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 381 с.;

2. Венгерова, Н.Н. Технологические аспекты мониторинга физического состояния студентов: Учебное пособие/ Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Л.Т. Кудашова. - СПб.: Изд-во политехнического университета, 2018. - 110 с.;

3. Венгерова, Н.Н. Биоимпеданный анализ состава тела студенток, как диагностический метод проектирования физкультурно-оздоровительных занятий/Н.Н. Венгерова, О.Е. Пискун, Е.Н. Комиссарова, Ю.А. Клюс// ТПФК, 2018.- №9.- С. 33-35.

4. Ивченко, Г. И. Введение в математическую статистику. §2.2. Выборочные моменты: точная и асимптотическая теория/ Г.И. Ивченко, Ю.И. Медведев. - М. : Издательство ЛКИ, 2010. - 600с.;

5. Комиссарова, Е.Н. Биоимпедансный анализ массы тела девушек 17-18 лет с учетом телосложения/Е.Н. Комиссарова, Ю.А. Клю//Морфология. - Т. 155.-Вып. 2. - СПб.: Изд-во «Эскулап», 2019.- С. 158;

6. Макаров, Г.А. Спортивная медицина: Учебник/Г.А. Макаров. - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с.;

7. Николаев, Д.В. Биоимпедансный анализ состава тела человека/ Д.В. Николаев, А.В. Смирнов, И.Г. Бобринская, С.Г. Руднев. - М.: Наука, 2009. - 392 с.;

8. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие/ Ж.К. Холодов, Кузнецов В.С. - М.: Академия, 2006. - 479 с.;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.