Научная статья на тему 'Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии'

Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ / УЧИТЕЛЬ / ТЕМПЕРАМЕНТ / МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / COPING / TEACHER / TEMPERAMENT / PSYCHOLOGICAL DEFENSE MECHANISMS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Котова С. А.

Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Котова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS INFLUENCING ON COPING

The individual psychological peculiarities influencing on coping were examined. 230 teacher of primary school from Lithuania, Latvia, Abakan (Chakasisa) and Sankt-Petersburg were participants.

Текст научной работы на тему «Индивидуальные характеристики педагога начальной школы, влияющие на его копинг-стратегии»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ

С.А. Котова (Санкт-Петербург)

Аннотация. Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: копинг, учитель, темперамент, механизмы психологической защиты.

Стрессогенность педагогической работы в школе рассматривалась во многих работах [1, 2, 6, 9, 10] и не вызывает сомнений. Большинство исследователей в области психологии труда профессию учителя относят к категории риска, как наиболее, по сравнению с другими социальными профессиями, подверженную психической деформации и эмоциональному выгоранию в результате продолжительного стресса межличностных коммуникаций. Педагог постоянно включен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. Кроме того, при встрече с непредвиденными обстоятельствами он должен думать в первую очередь о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.

При этом общество развивается таким образом, что педагогическая деятельность не становится более спокойной, а напротив, приобретает все новые и новые характеристики, повышающие потенциальные риски. В этих условиях изучение используемых стратегий совла-дающего поведения и поиск механизмов, обеспечивающих более гибкое реагирование педагогов во всех системах взаимодействия образовательной среды, становится все более актуальным.

Существуют разные описания стратегий поведения в стрессовой ситуации, среди которых наиболее общепринятой является копинг - способность человека справляться с проблемной ситуацией [7, 15, 16]. Этот термин введен Л. Мэрфи в 1962 г. [8], но подробное исследование этого процесса было проведено Р.С. Лазарусом [15], который разделил его на два типа: эмоциоцентрирован-ный (или фокусированный) и проблемно-центрированный. В дальнейшем появилось множество делений этих двух важных стратегий на подтипы [7, 8]. Тем не менее значимым остается то, что делает человек в момент возникновения проблемной ситуации: пытается ее решить (проблемно-центрированный копинг) или, погружаясь в собственные переживания, отказывается от ее решения (эмоциоцентрированный копинг).

Очевидно, что такая стратегия, как и многие поведенческие реакции, предопределяется психологическими особенностями личности. Вполне возможно, что на копинг большое влияние оказывают и условия работы учителя, которые различаются в разных странах и в разных регионах нашей страны [3, 4, 10-13].

Именно поэтому целью данной работы стало выявление особенностей копинг-стратегий учителей разных

регионов и сопоставление их с типом темперамента и методами психологической защиты.

Материалы и методы исследования

В исследовании приняли участие 230 учителей начального образования (женщины в возрасте 25-65 лет с педагогическим стажем от 2 до 40 лет) из разных географических регионов. Это были слушатели курсов повышения квалификации для педагогов из Литвы и Латвии (48 человек), г. Абакана (Хакассия) (68 человек), г. Санкт-Петербурга (82 человека) и Ленинградской области (32 человека).

В качестве инструментов исследования были использованы следующие методики.

1. Тест «Индекс жизненного стиля» (опросник Плут-чика-Келлермана-Конте), направленный на изучение диапазона защитных механизмов (отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование) [3].

2. Методика диагностики формально-динамических характеристик темперамента, основанная на регуляторной теории темперамента Я. Стреляу [13], позволяет оценивать следующие параметры темперамента: динамичность (живость), которая определяется как тенденция быстро реагировать на различные события и явления, выполнять ответные действия в высоком темпе и легко приспосабливать их к особенностям наличной ситуации; настойчивость, под которой подразумеваются определенное постоянство в поведении, тенденция к продолжению, возврату и повторению своих действий после завершения вызвавшей их ситуации; сенсорная чувствительность, которая характеризуется как способность субъекта реагировать на слабо выраженную стимуляцию, например на стимулы с низкими показателями интенсивности; эмоциональная реактивность - тенденция реагировать интенсивно на стимулы, порождающие эмоциональные реакции, выражается в высокой эмоциональной чувствительности и низкой эмоциональной выносливости; выносливость - способность адекватно реагировать в ситуации с длительной и/или сильно выраженной стимуляцией, а также при наличии ярко выраженных внешних посторонних отвлекающих факторов; активность - тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы.

3. Методика, оценивающая стратегии «Копинг-тест» (Lazarus R., Folkman S., 1984) для определения копинг-

23

№ 31

Сибирский психологический журнал

2009 г.

механизмов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.

Для исследования статистической значимости различия исследуемых показателей в указанных трех профессиональных категориях при двух уровнях квалификации использовались следующие методы:

- критерии однородности Стьюдента и Манна-Уитни в случае однофакторной модели при двух популяциях;

- однофакторный дисперсионный анализ и его непараметрический аналог - критерий Крускалла-Уолле-са при числе популяций более двух;

- двухфакторный дисперсионный анализ с фиксированными эффектами.

Для наиболее информативной дифференциации представленных популяций использовались методы пошагового дискриминантного и многомерного дисперсионного (MANOVA) анализов. Для контроля корректного использования параметрических критериев были привлечены также непараметрические критерии исследования независимости признаков.

При проверке значимости различия частот использовались критерии независимости категориальных признаков хи-квадрат Пирсона (c2) и точный критерий Фишера.

Статистические вычисления были выполнены на базе статистических пакетов SPSS 14.0 и Statistica 6.0.

Результаты и их обсуждение

Учителя, которые принимали участие в исследовании, проживали в разных странах и регионах, но анализ не выявил значимых изменений, связанных с географическим фактором.

Анализ копинг-стратегий позволил обнаружить, что в поведении педагогов начальной школы доминирует эмоциоцентрированный копинг (это отметили 170 из 230 обследованных). Результаты канонического анали-

за выявили взаимовлияние типов темперамента (методика Я. Стреляу) и копинга (табл. 1). Выбор дискриминантного анализа связан с тем, что мы хотели выделить параметры, надежно делящие выборку на группы; с другой стороны, вариант канонического анализа позволил обнаружить взаимовлияние параметров.

Установлена взаимосвязь между особенностями темперамента педагога и применяемым им типом копинга (р = 0,00044). Как видно из табл. 1, проблемно-центрированный копинг (корень 2) связан с динамичностью и активностью, а эмоциоцентрированный (корень 1) характерен для менее активных, менее динамичных людей с выраженной эмоциональной реактивностью.

Анализ влияния темперамента на механизмы психологической защиты позволил установить высокий уровень взаимозависимости между темпераментными характеристиками по Я. Стреляу и защитными механизмами (р = 0,0001). Люди настойчивые и эмоционально реактивные, но малодинамичные, используют более примитивные механизмы психологической защиты -регрессию и замещение, при этом у них отсутствует отрицание. Однако чем в большей мере у человека выражены выносливость и динамичность, тем с большей вероятностью он будет использовать механизм отрицания (табл. 2).

Результаты канонического анализа взаимосвязи копин-га и механизмов психологической защиты представлены в табл. 3. У лиц с преобладанием эмоциоцентрированно-го копинга чаще встречаются такие механизмы психологической защиты, как регрессия, проекция и замещение, а у лиц сбалансированного варианта (равные показатели эмоциоцентрированного и проблемно-центрированного копинга) чаще присутствуют более продуктивные механизмы - компенсация и интеллектуализация.

Факторный анализ (метод главных компонент) позволил определить значимость всех изучаемых параметров.

Специфика взаимосвязи темперамента и копинга (результаты канонического анализа)

Т а б л и ц а 1

Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат (коэффициент детерминации) c Число степеней свободы p 1

0 0,361415 0,130621 35,19 12 0,00044 0,82464

1 0,226847 0,051460 9,64 5 0,0861 0,94854

Виды темперамента (0) Корень 1 Корень 2 Копинг (1) Корень 1 Корень 2

Динамичность -0,786031 -0,217854 Проблемно-центри- рованный 0,52497 -0,8511

Настойчивость 0,686624 -0,034322 Эмоциоцентри- рованный 0,60479 -0,7964

Сенситивность -0,368206 -0,107864

Эмоциональная реактивность 0,770141 -0,587813

Выносливость -0,385431 0,144162

Активность -0,568241 -0,548440

24

Общая психология и психология личности

Специфика взаимосвязи темперамента и механизмов психологической защиты (результаты канонического анализа)

Т а б л и ц а 2

Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат (коэффициент детерминации) с2 Число степеней свободы Р 1

0 0,633267 0,401027 118,5683 48 0,000000 0,502906

1 0,279935 0,078363 30,1555 35 0,700980 0,839613

2 0,238702 0,056978 16,0787 24 0,885160 0,911002

3 0,150232 0,022570 5,9588 15 0,980421 0,966046

4 0,100211 0,010042 2,0209 8 0,980360 0,988353

5 0,040264 0,001621 0,2799 3 0,963766 0,998379

Виды темперамента Корень 1 Мехнизмы психол. защиты Корень 1

Динамичность 0,515248 Отрицание 0,339706

Настойчивость -0,795697 Подавление -0,09325

Сенситивность 0,157726 Регресссия -0,88185

Эмоциональная реактивность -0,937884 Компенсация -0,29704

Выносливость 0,461088 Проекция -0,43335

Активность 0,333241 Замещение -0,50623

Интеллектуализация 0,06299

Реактивное образование -0,40200

Анализ взаимосвязи копинга и механизмов психологической защиты (канонический анализ)

Т а б л и ц а 3

Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат с2 Число степеней свободы р 1

0 0,400138 0,160110 41,02997 16 0,000553 0,774422

1 0,279192 0,077948 13,02519 7 0,071537 0,922052

Копинг Корень 1 Корень 2 Механизмы психол. защиты Корень 1 Корень 2

Проблемно- центрированный -0,417647 -0,908609 Отрицание -0,25165 -0,30078

Эмоциоцентри- рованный 0,678461 -0,734637 Подавление 0,377668 0,168029

Регрессия 0,872743 0,056117

Компенсация 0,220651 -0,87556

Проекция 0,561123 -0,28250

Замещение 0,433555 -0,26498

Интеллектуализация 0,000366 -0,46884

Реактивное образование 0,151987 -0,24161

Было найдено трехфакторное решение, объясняющее 44% дисперсии. Результаты анализа явились еще одним подтверждением того, что в отношении копинга возраст женщин данной выборки и географическое положение места их проживания не значимы.

Первый фактор, объединяющий 21,5% дисперсии, с большим весом содержит эмоциональную реактивность с отрицательным знаком (-0,81). Чем меньше выражена у учителя эмоциональная реактивность, тем больше

вероятность наличия динамичности, выносливости и отсутствия такого механизма психологической защиты, как регрессия. Второй фактор с наибольшим весом включает проблемно-центрированный копинг. Люди, использующие этот вид копинг-стратегии, с большей вероятностью имеют такие механизмы психологической защиты, как отрицание и интеллектуализация.

Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что учителя в любых регионах России и стран ближне-

25

№ 31

Сибирский психологический журнал

2009 г.

го зарубежья имеют одни и те же особенности, связанные с копингом. Большая часть из них проявляет в напряженных социальных ситуациях эмоциоцентрирован-ный копинг. Это обстоятельство легко объясняется тем, что хороший учитель должен быть эмоционально теплым по отношению к детям. Такое свойство темперамента, как эмоциональная реактивность, непосредственно связано с эмоциоцентрированным копингом, а существование этого вида копинга обеспечено более примитивными механизмами психологической защиты - регрессией и проекцией. При этом проблемно-центрированный копинг связан с динамичностью и активностью и обеспечивается психологическим механизмом более высокого уровня - интеллектуализацией. Такой же механизм психологической защиты используют лица сбалансированного по копингу типа.

Очевидно, что учитель начальной школы должен обладать высокой эмоциональностью, это позволяет ему быть ближе к детям, нуждающимся в его эмоциях. Однако оборотной стороной эмоциональной реактивности выступает эмоциоцентрированный копинг. Он поддерживается более примитивными механизмами психологической защиты, в том числе проекцией, что мо-

жет крайне негативно сказываться на образовательном процессе.

Исследование показало сложность балансирования учителя первой ступени образования между эмоциональной теплотой в отношениях с ребенком и слабостью перед проблемной ситуацией, которая заложена в биологической природе учителя.

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:

1. Копинг у учителей не зависит от региона проживания и возраста.

2. Существует взаимосвязь копинг-стратегии с темпераментными характеристиками личности. Проблемно-центрированный копинг коррелирует с динамичностью, тогда как эмоциоцентрированный - с эмоциональной реактивностью.

3. Механизмы психологической защиты у людей с разным типом копинга различны: при эмоциоцентри-рованном чаще отмечается регрессия, при проблемноцентрированном - интеллектуализация.

4. Механизмы психологической защиты связаны с темпераментом: чем выше динамичность, тем меньше вероятность регрессии и больше вероятность интеллектуализации.

Литература

1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ИП РАН, 2006.

3. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Соци-

ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.

4. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.

5. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М.: Смысл, 2002.

6. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44-53.

7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.

8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.

9. Захарова Л.Н., Сергеюк П.И., Кузьминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учите-

ля // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 1994. С. 178-202.

10. Кабрин В.И. Стресс, транс и личностный рост в коммуникативных мирах студентов: Руководство по методу моделирования коммуникативных миров. Томск: ТЕУ, 2000.

11. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога). М.: ПЕР СЭ, 2003.

12. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.

13. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б. и др. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2007.

14. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.

15. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.

16. Zurilla T.J., Nezu A. Social problem solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy. N.Y.: Academic Press, 1982. Vol. 1.

P. 201-274.

THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS INFLUENCING ON COPING Kotova S.A. (Sankt-Petersburg)

Summary. The individual psychological peculiarities influencing on coping were examined. 230 teacher of primary school from Lithuania, Latvia, Abakan (Chakasisa) and Sankt-Petersburg were participants.

Key words: coping, teacher, temperament, psychological defense mechanisms.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.