ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЕГО КОПИНГ-СТРАТЕГИИ
С.А. Котова (Санкт-Петербург)
Аннотация. Оценены индивидуальные психологические особенности, влияющие на копинг, у 230 учителей начальных классов средних школ Латвии, Литвы, Абакана, Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: копинг, учитель, темперамент, механизмы психологической защиты.
Стрессогенность педагогической работы в школе рассматривалась во многих работах [1, 2, 6, 9, 10] и не вызывает сомнений. Большинство исследователей в области психологии труда профессию учителя относят к категории риска, как наиболее, по сравнению с другими социальными профессиями, подверженную психической деформации и эмоциональному выгоранию в результате продолжительного стресса межличностных коммуникаций. Педагог постоянно включен в разнообразные быстро меняющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. Кроме того, при встрече с непредвиденными обстоятельствами он должен думать в первую очередь о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью.
При этом общество развивается таким образом, что педагогическая деятельность не становится более спокойной, а напротив, приобретает все новые и новые характеристики, повышающие потенциальные риски. В этих условиях изучение используемых стратегий совла-дающего поведения и поиск механизмов, обеспечивающих более гибкое реагирование педагогов во всех системах взаимодействия образовательной среды, становится все более актуальным.
Существуют разные описания стратегий поведения в стрессовой ситуации, среди которых наиболее общепринятой является копинг - способность человека справляться с проблемной ситуацией [7, 15, 16]. Этот термин введен Л. Мэрфи в 1962 г. [8], но подробное исследование этого процесса было проведено Р.С. Лазарусом [15], который разделил его на два типа: эмоциоцентрирован-ный (или фокусированный) и проблемно-центрированный. В дальнейшем появилось множество делений этих двух важных стратегий на подтипы [7, 8]. Тем не менее значимым остается то, что делает человек в момент возникновения проблемной ситуации: пытается ее решить (проблемно-центрированный копинг) или, погружаясь в собственные переживания, отказывается от ее решения (эмоциоцентрированный копинг).
Очевидно, что такая стратегия, как и многие поведенческие реакции, предопределяется психологическими особенностями личности. Вполне возможно, что на копинг большое влияние оказывают и условия работы учителя, которые различаются в разных странах и в разных регионах нашей страны [3, 4, 10-13].
Именно поэтому целью данной работы стало выявление особенностей копинг-стратегий учителей разных
регионов и сопоставление их с типом темперамента и методами психологической защиты.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 230 учителей начального образования (женщины в возрасте 25-65 лет с педагогическим стажем от 2 до 40 лет) из разных географических регионов. Это были слушатели курсов повышения квалификации для педагогов из Литвы и Латвии (48 человек), г. Абакана (Хакассия) (68 человек), г. Санкт-Петербурга (82 человека) и Ленинградской области (32 человека).
В качестве инструментов исследования были использованы следующие методики.
1. Тест «Индекс жизненного стиля» (опросник Плут-чика-Келлермана-Конте), направленный на изучение диапазона защитных механизмов (отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование) [3].
2. Методика диагностики формально-динамических характеристик темперамента, основанная на регуляторной теории темперамента Я. Стреляу [13], позволяет оценивать следующие параметры темперамента: динамичность (живость), которая определяется как тенденция быстро реагировать на различные события и явления, выполнять ответные действия в высоком темпе и легко приспосабливать их к особенностям наличной ситуации; настойчивость, под которой подразумеваются определенное постоянство в поведении, тенденция к продолжению, возврату и повторению своих действий после завершения вызвавшей их ситуации; сенсорная чувствительность, которая характеризуется как способность субъекта реагировать на слабо выраженную стимуляцию, например на стимулы с низкими показателями интенсивности; эмоциональная реактивность - тенденция реагировать интенсивно на стимулы, порождающие эмоциональные реакции, выражается в высокой эмоциональной чувствительности и низкой эмоциональной выносливости; выносливость - способность адекватно реагировать в ситуации с длительной и/или сильно выраженной стимуляцией, а также при наличии ярко выраженных внешних посторонних отвлекающих факторов; активность - тенденция совершать действия высокой стимулирующей силы.
3. Методика, оценивающая стратегии «Копинг-тест» (Lazarus R., Folkman S., 1984) для определения копинг-
23
№ 31
Сибирский психологический журнал
2009 г.
механизмов в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах.
Для исследования статистической значимости различия исследуемых показателей в указанных трех профессиональных категориях при двух уровнях квалификации использовались следующие методы:
- критерии однородности Стьюдента и Манна-Уитни в случае однофакторной модели при двух популяциях;
- однофакторный дисперсионный анализ и его непараметрический аналог - критерий Крускалла-Уолле-са при числе популяций более двух;
- двухфакторный дисперсионный анализ с фиксированными эффектами.
Для наиболее информативной дифференциации представленных популяций использовались методы пошагового дискриминантного и многомерного дисперсионного (MANOVA) анализов. Для контроля корректного использования параметрических критериев были привлечены также непараметрические критерии исследования независимости признаков.
При проверке значимости различия частот использовались критерии независимости категориальных признаков хи-квадрат Пирсона (c2) и точный критерий Фишера.
Статистические вычисления были выполнены на базе статистических пакетов SPSS 14.0 и Statistica 6.0.
Результаты и их обсуждение
Учителя, которые принимали участие в исследовании, проживали в разных странах и регионах, но анализ не выявил значимых изменений, связанных с географическим фактором.
Анализ копинг-стратегий позволил обнаружить, что в поведении педагогов начальной школы доминирует эмоциоцентрированный копинг (это отметили 170 из 230 обследованных). Результаты канонического анали-
за выявили взаимовлияние типов темперамента (методика Я. Стреляу) и копинга (табл. 1). Выбор дискриминантного анализа связан с тем, что мы хотели выделить параметры, надежно делящие выборку на группы; с другой стороны, вариант канонического анализа позволил обнаружить взаимовлияние параметров.
Установлена взаимосвязь между особенностями темперамента педагога и применяемым им типом копинга (р = 0,00044). Как видно из табл. 1, проблемно-центрированный копинг (корень 2) связан с динамичностью и активностью, а эмоциоцентрированный (корень 1) характерен для менее активных, менее динамичных людей с выраженной эмоциональной реактивностью.
Анализ влияния темперамента на механизмы психологической защиты позволил установить высокий уровень взаимозависимости между темпераментными характеристиками по Я. Стреляу и защитными механизмами (р = 0,0001). Люди настойчивые и эмоционально реактивные, но малодинамичные, используют более примитивные механизмы психологической защиты -регрессию и замещение, при этом у них отсутствует отрицание. Однако чем в большей мере у человека выражены выносливость и динамичность, тем с большей вероятностью он будет использовать механизм отрицания (табл. 2).
Результаты канонического анализа взаимосвязи копин-га и механизмов психологической защиты представлены в табл. 3. У лиц с преобладанием эмоциоцентрированно-го копинга чаще встречаются такие механизмы психологической защиты, как регрессия, проекция и замещение, а у лиц сбалансированного варианта (равные показатели эмоциоцентрированного и проблемно-центрированного копинга) чаще присутствуют более продуктивные механизмы - компенсация и интеллектуализация.
Факторный анализ (метод главных компонент) позволил определить значимость всех изучаемых параметров.
Специфика взаимосвязи темперамента и копинга (результаты канонического анализа)
Т а б л и ц а 1
Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат (коэффициент детерминации) c Число степеней свободы p 1
0 0,361415 0,130621 35,19 12 0,00044 0,82464
1 0,226847 0,051460 9,64 5 0,0861 0,94854
Виды темперамента (0) Корень 1 Корень 2 Копинг (1) Корень 1 Корень 2
Динамичность -0,786031 -0,217854 Проблемно-центри- рованный 0,52497 -0,8511
Настойчивость 0,686624 -0,034322 Эмоциоцентри- рованный 0,60479 -0,7964
Сенситивность -0,368206 -0,107864
Эмоциональная реактивность 0,770141 -0,587813
Выносливость -0,385431 0,144162
Активность -0,568241 -0,548440
24
Общая психология и психология личности
Специфика взаимосвязи темперамента и механизмов психологической защиты (результаты канонического анализа)
Т а б л и ц а 2
Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат (коэффициент детерминации) с2 Число степеней свободы Р 1
0 0,633267 0,401027 118,5683 48 0,000000 0,502906
1 0,279935 0,078363 30,1555 35 0,700980 0,839613
2 0,238702 0,056978 16,0787 24 0,885160 0,911002
3 0,150232 0,022570 5,9588 15 0,980421 0,966046
4 0,100211 0,010042 2,0209 8 0,980360 0,988353
5 0,040264 0,001621 0,2799 3 0,963766 0,998379
Виды темперамента Корень 1 Мехнизмы психол. защиты Корень 1
Динамичность 0,515248 Отрицание 0,339706
Настойчивость -0,795697 Подавление -0,09325
Сенситивность 0,157726 Регресссия -0,88185
Эмоциональная реактивность -0,937884 Компенсация -0,29704
Выносливость 0,461088 Проекция -0,43335
Активность 0,333241 Замещение -0,50623
Интеллектуализация 0,06299
Реактивное образование -0,40200
Анализ взаимосвязи копинга и механизмов психологической защиты (канонический анализ)
Т а б л и ц а 3
Параметры анализа Канонический коэффициент корреляции Канонический R-квадрат с2 Число степеней свободы р 1
0 0,400138 0,160110 41,02997 16 0,000553 0,774422
1 0,279192 0,077948 13,02519 7 0,071537 0,922052
Копинг Корень 1 Корень 2 Механизмы психол. защиты Корень 1 Корень 2
Проблемно- центрированный -0,417647 -0,908609 Отрицание -0,25165 -0,30078
Эмоциоцентри- рованный 0,678461 -0,734637 Подавление 0,377668 0,168029
Регрессия 0,872743 0,056117
Компенсация 0,220651 -0,87556
Проекция 0,561123 -0,28250
Замещение 0,433555 -0,26498
Интеллектуализация 0,000366 -0,46884
Реактивное образование 0,151987 -0,24161
Было найдено трехфакторное решение, объясняющее 44% дисперсии. Результаты анализа явились еще одним подтверждением того, что в отношении копинга возраст женщин данной выборки и географическое положение места их проживания не значимы.
Первый фактор, объединяющий 21,5% дисперсии, с большим весом содержит эмоциональную реактивность с отрицательным знаком (-0,81). Чем меньше выражена у учителя эмоциональная реактивность, тем больше
вероятность наличия динамичности, выносливости и отсутствия такого механизма психологической защиты, как регрессия. Второй фактор с наибольшим весом включает проблемно-центрированный копинг. Люди, использующие этот вид копинг-стратегии, с большей вероятностью имеют такие механизмы психологической защиты, как отрицание и интеллектуализация.
Таким образом, наши данные свидетельствуют о том, что учителя в любых регионах России и стран ближне-
25
№ 31
Сибирский психологический журнал
2009 г.
го зарубежья имеют одни и те же особенности, связанные с копингом. Большая часть из них проявляет в напряженных социальных ситуациях эмоциоцентрирован-ный копинг. Это обстоятельство легко объясняется тем, что хороший учитель должен быть эмоционально теплым по отношению к детям. Такое свойство темперамента, как эмоциональная реактивность, непосредственно связано с эмоциоцентрированным копингом, а существование этого вида копинга обеспечено более примитивными механизмами психологической защиты - регрессией и проекцией. При этом проблемно-центрированный копинг связан с динамичностью и активностью и обеспечивается психологическим механизмом более высокого уровня - интеллектуализацией. Такой же механизм психологической защиты используют лица сбалансированного по копингу типа.
Очевидно, что учитель начальной школы должен обладать высокой эмоциональностью, это позволяет ему быть ближе к детям, нуждающимся в его эмоциях. Однако оборотной стороной эмоциональной реактивности выступает эмоциоцентрированный копинг. Он поддерживается более примитивными механизмами психологической защиты, в том числе проекцией, что мо-
жет крайне негативно сказываться на образовательном процессе.
Исследование показало сложность балансирования учителя первой ступени образования между эмоциональной теплотой в отношениях с ребенком и слабостью перед проблемной ситуацией, которая заложена в биологической природе учителя.
На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы:
1. Копинг у учителей не зависит от региона проживания и возраста.
2. Существует взаимосвязь копинг-стратегии с темпераментными характеристиками личности. Проблемно-центрированный копинг коррелирует с динамичностью, тогда как эмоциоцентрированный - с эмоциональной реактивностью.
3. Механизмы психологической защиты у людей с разным типом копинга различны: при эмоциоцентри-рованном чаще отмечается регрессия, при проблемноцентрированном - интеллектуализация.
4. Механизмы психологической защиты связаны с темпераментом: чем выше динамичность, тем меньше вероятность регрессии и больше вероятность интеллектуализации.
Литература
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. СПб.: Речь, 2004.
2. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ИП РАН, 2006.
3. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.) // Соци-
ально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002.
4. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. СПб.: Детство-пресс, 1999.
5. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М.: Смысл, 2002.
6. Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. № 1. С. 44-53.
7. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 5. С. 20-30.
8. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2001.
9. Захарова Л.Н., Сергеюк П.И., Кузьминова М.П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учите-
ля // Психология человека в условиях социальной нестабильности / Под ред. Б.А. Сосновского. М., 1994. С. 178-202.
10. Кабрин В.И. Стресс, транс и личностный рост в коммуникативных мирах студентов: Руководство по методу моделирования коммуникативных миров. Томск: ТЕУ, 2000.
11. Криулина А.А. Эргодизайн образовательного пространства (Размышления психолога). М.: ПЕР СЭ, 2003.
12. Слободчиков В.И., Исаева Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 72-80.
13. Стреляу Я., Митина О., Завадский Б. и др. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения). М.: Смысл, 2007.
14. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 57-64.
15. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.
16. Zurilla T.J., Nezu A. Social problem solving in adults // Advances in cognitive-behavioral research and therapy. N.Y.: Academic Press, 1982. Vol. 1.
P. 201-274.
THE INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS INFLUENCING ON COPING Kotova S.A. (Sankt-Petersburg)
Summary. The individual psychological peculiarities influencing on coping were examined. 230 teacher of primary school from Lithuania, Latvia, Abakan (Chakasisa) and Sankt-Petersburg were participants.
Key words: coping, teacher, temperament, psychological defense mechanisms.
26