Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА: САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ'

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА: САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
210
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / PERSONALITY / SELF-KNOWLEDGE / SELF-EXPRESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Долгов И.В.

В данной статье рассматриваются понятия самовыражения и самопознания, их роль в жизни индивидуума, отмечаются их основные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSON’S INDIVIDUALITY: SELF-EXPRESSION AND SELF-KNOWLEDGE

The paper discusses teams of self-expression and self-knowledge and it’s role in the individual’s life. It also highlights some main function of these phenomena.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА: САМОВЫРАЖЕНИЕ И САМОПОЗНАНИЕ»

Академический курс.

3. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна — 5-е изд., доп. — М.: Институт новой экономики, 2015. - 1 280 с.

4. Ракитина, И. С.Государственные и муниципальные финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата / И. С. Ракитина, Н. Н. - М.: Издательство Юрайт, - 2017. - 333 с.

5. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. / Под ред. А. Г. Грязновой — М.: Финансы и статистика, 2015. — 1 280 с.

УДК 159.923.2

Долгов И.В. студент 2 курса Энергетический факультет Ульяновский государственный технический университет Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА: САМОВЫРАЖЕНИЕ И

САМОПОЗНАНИЕ Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия самовыражения и самопознания, их роль в жизни индивидуума, отмечаются их основные функции.

Ключевые слова: личность, самопознание, самовыражение.

Dolgov I.V.

second year student of Power Engineering faculty of Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia PERSON'S INDIVIDUALITY: SELF-EXPRESSION AND SELF-

KNOWLEDGE.

Abstract: The paper discusses teams of self-expression and self-knowledge and it's role in the individual's life. It also highlights some main function of these phenomena.

Keywords: personality, self-knowledge, self-expression.

Введение

В сороковых годах 20-го века психологи стали уделять особое внимание механизму проявления человеческих чувств, переживаний и потребностей на основе принципа отражения. Однако человеческая психика способна не только отражать, но и взаимодействовать с отражаемым явлением, формировать к нему собственное отношение путем самовыражения. Этот механизм играет важную роль в жизни индивидуума, являясь одной из ключевых потребностей, а также условием гармоничного, своевременного формирования личности.

Основной раздел

Самовыражение - это стремление индивидуума к выявлению, развитию и применению полного потенциала своих личностных возможностей. Это

явление представляет собой широкий спектр актов поведения, вербальных и невербальных, которые используются человеком для создания собственного образа, выражения своего «Я» [1, с 76]. Эти проявления могут быть как осознанными, так и бессознательными, но все они служат механизмом передачи информации о себе окружающим людям.

Самовыражение можно условно разделить на несколько степеней, или этапов «зрелости». Первый этап формированию ярко наблюдается в подростковом возрасте. В этот период жизни индивидуума характерно развитие социального мышления, самосознания формирование личностных качеств. На этом этапе самовыражение находится на стадии внешнего выражения, т.к образ собственного «Я» еще не сформирован. На более поздних этапах этот механизм превращается в потребность адекватного и полного выражения собственной личности. Человек вырабатывает собственные модели поведения, манеру речи, а главное - стремиться выразить себя через собственные поступки, а не проявить внешне. На примере данных этапов можно рассмотреть явление инфантилизма - внешняя демонстрация несформировавшегося внутреннего «Я» в зрелом возрасте будет являться явным признаком данного психического расстройства.

Концепция собственного «Я» выключает в себя когнитивную, поведенческую и оценочную составляющие.

Когнитивная составляющая в этом случае - это представление индивидуума о самом себе, о качествах, свойствах, характеристиках, которыми он обладает. Суждения о наличии у человека этих качеств будут необъективными; они не будут ограничены какими-либо временными рамками. Таким образом, когнитивная составляющая - это лишь набор личных установок и убеждений индивидуума.

Оценочная составляющая раскрывает данные качества и показывает отношение человека к их наличию, или отсутствию.

Наконец, поведенческая составляющая проявляется в адекватном представлении человека о том, кем он является на самом деле.

Рассмотрев терминологию и структуру явления самовыражения, можно сделать выводы о его роли в человеческой жизни.

Прежде всего, индивидуальная потребность в самовыражении может быть различной, проявляться как в явных, так и неявных формах; встречаются также крайние формы (например, нарциссизм, эгоцентризм). Чем слабее у индивидуума выражена способность оппонировать собственному «Я», тем более значимым для него становится этап внешней выразительности. Адекватность или неадекватность собственного внутреннего образа будет отражаться на способности человека приспосабливаться к миру и обществу. Когнитивная составляющая «Я» может быть представлена в сознании индивидуума в виде социальных статусов и ролей. Таким образом, социально-психическая гармония личности будет представлять собой гармоничное соотношение выбранной социальной роли и адекватной самооценки.

Отношение к самому себе, помимо адекватной самооценки, должно

включать в себя постоянную потребность в самопознании. Самопознание -это путь формирования собственного «Я», изучение личностью собственных психических и физиологических особенностей, процесс осознания самого себя как субъекта деятельности. Это знание формируется человеком на протяжении всей жизни [2, с 63]. Самопознание как процесс можно представить в виде определенной последовательности: сначала человек обнаруживает в себе какую-либо личностную характеристику, затем «закрепляет» ее в собственном сознании, анализирует, оценивает и принимает.

Самопознание тесно связано с самооценкой человека. Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью индивидуума самим собой, своей деятельностью. При этом адекватная самооценка будет соответствовать реальным возможностям человека, при завышенной или заниженной оценки они соответственно искажаются.

В соответствии со сферами самопознания можно выделить три условных уровня организации человека. Первый - низший - организм, биологический индивид, второй - социальный индивид, третий - личность. Социальный индивид характеризуется способностью получать и овладевать знаниями, умениями, правилами поведения. Личность отличается одним важнейшим фактором - способностью совершать выбор; личность способна выстраивать свой жизненный путь, системно регулировать свое поведение в социуме.

Отсутствие самопознания приводит к тому, что человек подчиняется власти своих первых порывов, или, напротив, фиксированных установок, не умеет дифференцировать себя от других, не признает свои слабости, достоинства [3, с 248]. Так как самопознание связано с самооценкой -формирование последней будет также зависеть от его наличия. Негативное влияние завышенной или заниженной самооценки уже было приведено выше (эгоцентризм, нарциссизм, или, наоборот, мнительность, обсессивно-компульсивное расстройство). Самопознание дает человеку возможность стать именно тем, кем он бы хотел и способен стать; создать и развить свое собственное «Я», отказываясь от навязываемых социумом мнений, обрести смысл существования и реализовать себя, раскрыв свой потенциал.

Заключение

Самовыражение и самопознание - механизмы индивидуума, фактически определяющие его место в мире и обществе. Возможность полного, гармоничного совпадения самовыражения и самореализации целиком зависит как от сформированности собственного «я», так и от личностной готовности организовать, обеспечить, создать и т.д. всю совокупность внешних условий самореализации. Эти два условия являются необходимой предпосылкой для того, чтобы самовыражение и самореализация адекватно совмещались во всех аспектах жизни человека.

Использованные источники: 1. Знаков В.В. Мышление, самосознание, самовыражение // Вестник

Московского университета. Психология. 2008.

2. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития : учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. зав. — 2-е, стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2004.

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб.: Издательство «Питер», 2011г.

Долгов И.В. студент 2 курса Энергетический факультет Ульяновский государственный технический университет Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация: В данной статье рассматривается роль философии в современном мире, выделяются причины актуальности философии, как науки.

Ключевые слова: философия, общество, история, наука.

Dolgov I.V.

second year student of Power Engineering faculty of Ulyanovsk state technical university, Ulyanovsk city, Ulyanovsk region, Russia PHILOSOPHY IN THE MODERN WORLD.

Abstract: The paper discusses the role of the philosophy in the modern world. It also highlights main parables of the actuality ofphilosophy.

Keywords: philosophy, society, history, science.

Введение

Человеческая жизнь меняется с необычайной скоростью. Прошлое столетие ознаменовалось двумя мировыми войнами, рядом событий и открытий, кардинально повлиявшими на человечество. Наблюдая все эти изменения можно задаться вопросами: нужна ли философия на сегодняшний день? Не устарела ли данная наука, не заменило ли ее практическое знание? Какие функции она выполняет? Такие вопросы вполне правомерны, но ответы на них дает сама изменившаяся жизнь, которая ставит перед современным человеком множество философских проблем, в том числе и принципиально новых.

Основной раздел

На сегодняшний день мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому являются и ежегодно проводимые ЮНЕСКО во всем мире дни философии, и последние Всемирные философские конгрессы, которые акцентируют внимание, как правило, на самых актуальных, жизненно важных для современного мира вопросах. [4]

Вопросы гармоничного развития человека, установление гуманных взаимоотношений между народами, а также между человеческим обществом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.