Научная статья на тему 'Индивидуально-типические характеристики детей в семьях кадровых военнослужащих'

Индивидуально-типические характеристики детей в семьях кадровых военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2548
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА / САМОКОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Локтаева Светлана Альбертовна

Изучая зависимость индивидуально-типических характеристик детей от родительского отношения в семьях профессиональных военнослужащих, мы обратили внимание на свойственные психологическому типу родительского отношения «симбиоз» со стороны матери, а также «гиперсоциализацию» со стороны отца. С одной стороны любовь к ребенку и глубинная с ним связь как аффективный компонент отношения, а с другой объективно-оценочное отношение, нацеленное на формирование ценных личностных качеств и социально одобряемых способов поведения, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL AND TYPICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN IN FAMILIES OF THE MILITARY PERSONNEL

Studying relationship of individually-typical characteristics of children and the parental relation in families of professional military officers, the author has paid attention to peculiar to psychological type of the parental relation of «symbiosis» from a mother, and also of «hypersocialization» from a father. On the one hand there is love to the child and deep communication with it being an affective component of the relation, and on the other hand there is the objectively-estimated relation aimed at formation of valuable personal qualities and socially approved ways of behavior which are shown in temperament, character, abilities.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-типические характеристики детей в семьях кадровых военнослужащих»

УДК 159.923

С.А. Локтаева ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ КАДРОВЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. Изучая зависимость индивидуально-типических характеристик детей от родительского отношения в семьях профессиональных военнослужащих, мы обратили внимание на свойственные психологическому типу родительского отношения «симбиоз» со стороны матери, а также «гиперсоциализацию» со стороны отца. С одной стороны - любовь к ребенку и глубинная с ним связь как аффективный компонент отношения, а с другой - объективно-оценочное отношение, нацеленное на формирование ценных личностных качеств и социально одобряемых способов поведения, которые проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Ключевые слова: дети военнослужащих, родительское отношение, личностные системы ценностей, ответственность, чувство собственного достоинства, самоконтроль.

Svetlana Loktaeva INDIVIDUAL AND TYPICAL CHARACTERISTICS

OF CHILDREN IN FAMILIES OF THE MILITARY PERSONNEL

Annotation. Studying relationship of individually-typical characteristics of children and the parental relation in families of professional military officers, the author has paid attention to peculiar to psychological type of the parental relation of «symbiosis» from a mother, and also of «hypersocialization» from a father. On the one hand there is love to the child and deep communication with it being an affective component of the relation, and on the other hand there is the objectively-estimated relation aimed at formation of valuable personal qualities and socially approved ways of behavior which are shown in temperament, character, abilities. Keywords: children of soldiers, parent relationship, personal system of values, responsibility, self-esteem, self-control.

Принимая во внимание социальный кризис, который переживают семьи кадровых военных, а также значительное влияние негативных тенденций семейных проблем на служебную деятельность офицера, вопросы изучения индивидуально-типических характеристик детей военнослужащих становятся крайне актуальными. Знание индивидуально-типических особенностей детей офицеров позволит изучать и оценивать каждое свойство личности не изолированно, само по себе, а в контексте представлений о целостной личности и той функции, которую она выполняет в процессе взаимоотношения ребенка с окружающей его специфической социальной средой. Это создаст условия для профилактики семейных проблем и их влияния на служебную деятельность кадровых офицеров.

Личность ребенка, как продукт общественных отношений, воспринимает социальные воздействия не пассивно. Преобразуя их, личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. По мере формирования личности они становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. То есть личность не только объект и продукт социальных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость проявляются в темпераменте, чертах характера, в специфике интересов, перцептивных процессах, мотивационной сфере и интеллекте. Считается, что предпосылками формирования человеческой индивидуальности являются ана-томо-физиологические задатки, которые преобразовываются в ходе воспитания и порождают широкую вариативность проявлений индивидуальности.

В семейном воспитании влиянию родительского отношения, сочетающего терпимость, гиб-

© Локтаева С.А., 2014

кость и разумную требовательность к ребенку, особенно на ранних стадиях его развития, придается значение, обеспечивающее необходимый психологический эффект для полноценного развития личности. Ключевым моментом в формировании личностных качеств ребенка в психоаналитических концепциях детско-родительских отношений является идентификация его с родителями: в бессознательном психологическом слиянии, в заимствовании их свойств, оценок и убеждений, в психологическом отождествлении с ними у ребенка происходит зарождение начала «психологического отношения» к людям, которое в более позднем возрасте проявляется им осознанно. А. Адлер считал, что самым первым по значимости фактором развития личности являются семейные установки, ценности и взаимоотношения, реализуемые в сфере воспитательных воздействий [1].

Изучая зависимость индивидуально-типических характеристик детей от родительского отношения в семьях военнослужащих, мы обратили внимание на свойственные психологическому типу родительского отношения «симбиоз» со стороны матери, а также «гиперсоциализаци.» со стороны отца. С одной стороны - любовь к ребенку и глубинная с ним связь, как аффективный компонент отношения, а с другой - объективно-оценочное отношение, нацеленное на формирование ценных личностных качеств и социально одобряемых способов поведения. «Гиперсоциализирующее» воспитание в этих семьях связано с родительской ориентацией на армейскую дисциплину, тщеславие, престиж, нормы социума военных городков. Очень часто в семьях военнослужащих родители культивируют «правильность» поведения: отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание. Родители строго регламентируют жизнь ребенка, не считаясь с его индивидуальным режимом и желаниями: ребенка не берут на руки, считая это непедагогичным, кладут спать, кормят и занимаются по часам, не учитывая желания ребенка. Ребенок таких родителей запрограммирован, дисциплинирован и исполнителен. Воспитание по типу «гиперсоциализация» выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. В семьях военнослужащих родители стремятся к многопрофильному обучению и воспитанию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т. д.) тревожно наблюдая за учебой. Постоянный контроль и сдерживание со стороны родителей, переходит в чрезмерный самоконтроль, ограничение и самоограничение ребенка [6].

Родители-военнослужащие обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети в подобных семьях обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Среди факторов семейного взаимодействия, оказывающих решающее влияние на развитие личности ребенка, выделяются следующие:

- особенности воспитания ребенка и отношения к нему родителей,

- стиль общения в семье, структура отдельного коммуникативного акта,

- семейная структура и специфика распределения ролей,

- традиции, как фактор семейного воспитания.

Стили родительского поведения и непрерывные взаимные ожидания оказывают основное влияние на социальные, эмоциональные и когнитивные особенности ребенка [4].

По мнению Г. Крайга [3], родители пользуются множеством приемов в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно внуша-

ют ему определенные ценности и вырабатывают «внутренние тормоза», стремясь при этом не подорвать детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе, чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты. Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение: часто улыбаются своим детям, хвалят, поддерживают их.

Родительский контроль со стороны авторитарного отца и теплота симбиотического отношения матери влияют на формирование «Я-концепции», интернализацию нравственных ценностей и развитие социальных навыков. Традиционный стиль родительского поведения - в семьях военнослужащих: в полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Отец может быть довольно авторитарным, а мать - более заботливой и разрешающей. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

Так, личность, согласно взглядам С.Л. Рубинштейна [6], - это активная динамическая система, взаимодействующая с объективной действительностью. Благодаря такому образованию, как личность, с ее природными, психологическими и общественными особенностями, внешние воздействия преломляются через внутренние условия и опосредуются ими, в результате одно и то же воздействие у каждого человека преломляется по-разному.

1. Направленность - проявляется в конкретных интересах, идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения, в мировоззрении.

2. Знания, умения, навыки - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности - проявляются в темпераменте, характере, способностях.

Чем ярче и сильнее характер человека, тем более отчетливо в различных поступках выступает его индивидуальность. Отдельные черты характера классифицируются значительно более легко и четко, чем типы характеров в целом. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. Б.М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп. В первую группу входят наиболее общие черты характера, образующие основной психический склад личности [5]. К ним относятся принципиальность, целеустремленность, честность, мужество и т.д. Понятно, что в чертах характера могут выступать и противоположные этим, то есть отрицательные, качества, например: беспринципность, пассивность, лживость и т.д. Вторую группу составляют черты характера, в которых выражается отношение человека к другим людям. Это общительность, которая может быть широкой и поверхностной или избирательной и противоположная ей черта - замкнутость, которая может быть результатом безразличного отношения к людям или недоверия к ним, но может быть следствием глубокой внутренней сосредоточенности, откровенность и противоположная ей - скрытность, чуткость, тактичность, отзывчивость, справедливость, заботливость, вежливость или, напротив, грубость. Третья группа черт характера выражает отношение человека к самому себе. Таковы чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им тщеславие, заносчивость, самомнение, иногда переходящее в наглость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм (склонность постоянно быть в центре внимания вместе со своими переживаниями), эгоизм (забота преимущественно о своем личном благе) и т.д. Четвертая группа черт характера выражает отношение человека к труду, своему делу. Сюда входят инициативность, настойчивость, трудолюбие и противоположная им лень; стремление к преодолению трудностей и противоположная ей боязнь трудностей; активность, добросовестность, аккуратность и т.д. По отношению к труду ха-

рактеры делятся на две группы: деятельные и бездеятельные. Для первой группы типичны активность, целеустремленность, настойчивость; для второй - пассивность, созерцательность. Но иногда бездеятельность характера объясняется (но отнюдь не оправдывается) глубокой внутренней противоречивостью человека, еще не определившегося, не нашедшего своего места в жизни. У характера есть и, так сказать, макросоциальная основа.

Личность имеет социальные ориентации, идеалы, отношение к окружающим и к различным сторонам жизни, знания, умения, навыки, способности, уровень их развития, темперамент. Личности свойственны гармоничность развития в целом, обучаемость, гибкость поведения, способность к перестройке, умение принимать решение и др. В семейном воспитании влиянию родительского отношения, сочетающего терпимость, гибкость и разумную требовательность к ребенку, особенно на ранних стадиях его развития, придается значение, обеспечивающее необходимый психологический эффект для полноценного развития личности. Ключевым моментом в формировании личностных качеств ребенка в психоаналитических концепциях детско-родительских отношений является идентификация его с родителями: в бессознательном психологическом слиянии, в заимствовании их свойств, оценок и убеждений, в психологическом отождествлении с ними, у ребенка происходит зарождение начала «психологического отношения» к людям, которое в более позднем возрасте проявляется им осознанно. А. Адлер считал, что самым первым по значимости фактором развития личности являются семейные установки, ценности и взаимоотношения, реализуемые в сфере воспитательных воздействий [1].

Родители в семьях военнослужащих прививают ребенку моральные ценности, способствуют полноценному развитию его личности. Это предполагает установление определенных норм поведения, в чем основополагающую роль играет личный положительный пример, подаваемый родителями. При установлении ограничений отцом «симбиотическая» мать старается довести до сознания ребенка, что это делается, прежде всего, для его же безопасности и для становления его собственных жизненных ценностей. В сфере психосоциального развития у детей военнослужащих наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; характерны преувеличенные, страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; нередко проявляется экстрасенсорное восприятие. Родители в семьях военнослужащих в большинстве случаев описывают следующие поведенческие характеристики детей: ранняя речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; громадное любопытство; ценная память; быстрое восприятие и воображение.

В школе дети военнослужащих отличаются остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляет выраженную и разностороннюю любознательность, дети способны заниматься несколькими делами сразу, часто с головой уходят в то или иное занятие, охотно и легко учатся, демонстрирует способности к практическому приложению знаний, знают многое, о чем его сверстники и не подозревают, способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, проявляют исключительные способности к решению задач, способны классифицировать и категоризировать информацию и опыт; не любят готовые ответы; с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении результата в интересной сфере и высокой степенью погруженности в задачу. Дети кадровых военных часто выбирают своим занятием чтение, использует богатый словарный запас. Они проявляют большой интерес к вычислениям, измерениям, демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков), исключительные способности классификации; могут подолгу сохранять внимание к предметам, часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; демонстрируют понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывают абстрактные понятия. Дети из семей профессиональных военнослужащих имеют тенден-

цию руководить играми или занятиями других детей; с легкостью, общаются с другими детьми; генерируют идеи и решения задач; принимают на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

В.Н. Дружинин предлагает психологическую структуру, которая предоставляет членам семьи возможности для реализации себя как в семье, так и в социуме. Основными в данной структуре выделяются три параметра: доминирование-подчинение, ответственность и эмоциональная близость, которые находятся в определенной связи [2]. Ответственность - качество, характеризующее социальную типичность личности, склонность придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Следовательно, исходя из предложенной В.Н. Дружининым модели, мы выделим положение о взаимосвязи эмоциональной близости ребенка и взрослого, контроля как семейного воздействия на субъект и ответственность как личностное образование. Эмоциональная близость, психологически основанная на мотивации аффилиации, которая должна завершиться установлением дружеских отношений, симпатий.

Подводя итоги, можно предположить, что в семьях офицеров родительский контроль со стороны авторитарного отца и теплота симбиотического отношения матери влияют на формирование «Я-концепции», интернализацию нравственных ценностей и развитие социальных навыков детей. В подобных семьях дети стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль.

Библиографический список

1. Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. - СПб.: Академический проект, 2000. - 256 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Екатеренбург: Деловая книга, 2000.

3. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с. - (Мастера психологии).

4. Лисина М.И. Семья и формирование личности / М.И. Лисина. - М., 2006. - 180 с.

5. Миндель А.Я. Воспитание и развитие личности подростка / А.Я. Миндель. - М., 2007. - 225 с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

7. Сатир В. Психотерапия семьи / В. Сатир. - СПб., 2000. - 283с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.