Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения'

Индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1058
240
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖНИКИ / АКТЕРЫ / СФЕРА ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / МОНОТИПИЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ТИП МЫШЛЕНИЯ / КРЕАТИВНОСТЬ / ПРОДУКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / ARTISTS / ACTORS / SPHERE OF ART / CREATIVE IMAGINATION / MONOTYPY / VOLITIONAL CONTROL / TYPE OF THINKING / CREATIVITY / PRODUCTIVITY / NEEDS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карпова Виктория Викторовна, Дикая Людмила Александровна

В статье рассматривается вопрос о связи творческого воображения с психологическими характеристиками специалистов сферы искусства. В статье описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. В исследовании приняли участие 240 человек: специалисты сферы искусства (художники, актеры), специалисты, не работающие в сфере искусства. Процедура исследования включала определение уровня продуктивности творческого воображения и психологическое тестирование. При определении уровня продуктивности творческого воображения применялась экспертная оценка художественных произведений, выполненных испытуемыми в технике монотипии. В результате все участники исследования были разделены на высокои низкопродуктивных в рамках своей профессиональной группы. Для психологического тестирования использованы: личностный опросник FPI, опросник волевого самоконтроля А.Г. Зверькова и Е.В. Эйдмана, тест Е. Торренса «Выбор стороны», субтест Е. Торренса «Неоконченные фигуры», метод парных сравнений В.В. Скворцова. Статистическая обработка проводилась методом сравнительного анализа данных с помощью параметрического t-критерия Стьюдента. Использован пакет компьютерных программ Statistica 13.0. На основе анализа полученных данных выявлены индивидуально-психологические особенности, характерные для специалистов сферы искусства -художников и актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. Представители сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, независимо от специальности, характеризуются высоким уровнем невротичности, раздражительности, эмоциональной лабильности. Художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения отличают выраженная застенчивость, депрессия и интровертированность, низкий уровень волевой саморегуляции. У них доминируют правополушарный и совмещенный типы мышления; уровень невербальной креативности высокий, особенно выражен показатель «разработанности»; основные потребности в самореализации и в уважении. У актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения достоверно выше показатель уравновешенности; доминирующий тип мышления смешанный; уровень невербальной креативности средний; наиболее выражена потребность в самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карпова Виктория Викторовна, Дикая Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SPECIALISTS IN THE SPHERE OF ART WITH A HIGH LEVEL OF THE PRODUCTIVITY OF CREATIVE IMAGINATION

The paper discusses the problem of relations between creative imagination and psychological characteristics of specialists in the sphere of art. The paper also describes the methodology and procedure of the empirical study of the individual psychological characteristics of specialists in the sphere of art with a high level of productivity of creative imagination. The study involved 240 respondents: specialists in the sphere of art (artists, actors) and specialists not working in the field of art. The procedure of research included the determination of the level of the productivity of creative imagination and psychological testing. When determining the level of the productivity of creative imagination, the authors applied the expert evaluation of art works; the respondents made these art works in the monotypy technique. As a result, all the participants of the study were divided into subgroups of high and low productivity within their professional groups. For psychological testing the authors used the personality inventory FPI, questionnaire for evaluating volitional self-control (A.G. Zverkov and E.V. Eydman), "Choose a side" test (E. Torrance), "Incomplete figures" subtest (E. Torrance), and method of paired comparisons (V.V. Skvortsov). For statistical evaluation the authors carried out a comparative analysis using Student's t-test. Statistica 13.0 software was used. The analysis of the obtained data demonstrated the individual psychological characteristics of the specialists of the sphere of art artists and actors with a high level of the productivity of creative imagination. The representatives of the sphere of art with a high level of the productivity of creative imagination had a high level of neurosis, irritability, and emotional lability. High scores on scales of shyness, depression, introversion, low level of volitional self-regulation were distinctive characteristics of artists with a high level of the productivity of creative imagination. Right-brained and mixed types of thinking dominated in them; the level of nonverbal creativity was high; elaboration had the highest score; self-actualization and respect were the main needs. Actors with a high level of the productivity of creative imagination had a reliably higher score on the scale of balance; the mixed type of thinking was the dominant type; the level of non-verbal creativity was average; the need for self-realization had the highest score.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения»

УДК 159.9.07

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ИСКУССТВА С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ПРОДУКТИВНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Карпова Виктория Викторовна Дикая Людмила Александровна

Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 2141

В статье рассматривается вопрос о связи творческого воображения с психологическими характеристиками специалистов сферы искусства. В статье описаны методика и процедура проведения эмпирического исследования индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. В исследовании приняли участие 240 человек: специалисты сферы искусства (художники, актеры), специалисты, не работающие в сфере искусства. Процедура исследования включала определение уровня продуктивности творческого воображения и психологическое тестирование.

При определении уровня продуктивности творческого воображения применялась экспертная оценка художественных произведений, выполненных испытуемыми в технике монотипии. В результате все участники исследования были разделены на высоко- и низкопродуктивных в рамках своей профессиональной группы. Для психологического тестирования использованы: личностный опросник ГР1, опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана, тест Е. Торренса «Выбор стороны», субтест Е. Торренса «Неоконченные фигуры», метод парных сравнений В. В. Скворцова. Статистическая обработка проводилась методом сравнительного анализа данных с помощью параметрического ^критерия Стьюдента. Использован пакет компьютерных программ Б1а№ка 13.0.

На основе анализа полученных данных выявлены индивидуально-психологические особенности, характерные для специалистов сферы искусства -художников и актеров - с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. Представители сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, независимо от специальности, характеризуются высоким уровнем невротичности, раздражительности, эмоциональной лабильности. Художников с высоким уровнем продуктивности

творческого воображения отличают выраженная застенчивость, депрессия и интровертированность, низкий уровень волевой саморегуляции. У них доминируют правополушарный и совмещенный типы мышления; уровень невербальной креативности - высокий, особенно выражен показатель «разработанности»; основные потребности - в самореализации и в уважении. У актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения достоверно выше показатель уравновешенности; доминирующий тип мышления - смешанный; уровень невербальной креативности - средний; наиболее выражена потребность в самореализации.

Ключевые слова: художники, актеры, сфера искусства, творческое воображение, монотипия, волевая регуляция, тип мышления, креативность, продуктивность, потребности.

Введение

Творчество - неотъемлемая часть жизни человека, предполагающая мобилизацию всех его ресурсов, знаний, умений, всего жизненного опыта. Характер творческого процесса во многом обусловлен особенностями вида искусства - поэзии, живописи, музыки. Однако, при всех специфических особенностях разных видов искусства, источником творческого процесса, первичным его импульсом является художественный образ, создание которого связывается с воображением. В научном представлении воображение традиционно рассматривается как психический процесс создания новых образов путем переработки материала восприятий и представлений. При этом представление образа по его описанию определяется как воссоздающее воображение, а создание новых, оригинальных образов - как творческое [11, 15].

В современной психологии представлено немало работ, направленных на изучение нейрофизиологических коррелятов когнитивных процессов, в том числе процесса воображения [4, 6, 7, 16, 17, 20]. Вопрос о способе создания нового образа является одним из самых актуальных и требующих объяснения. А. А. Мелик-Пашаев рассматривает художественное воображение как способность реализовать направленность человека на преобразование впечатлений, порождаемых эстетическим отношением к жизни, в выразительных чувственно воспринимаемых образах [8].

В научной литературе показана роль психических свойств личности, способствующих реализации творческих способностей, определяющих творческий потенциал и свидетельствующих о предрасположенности личности к деятельности в сфере искусства [1, 2]. Среди индивидуально-психологических особенностей деятеля сферы искусства исследователи выделяют: эмоциональность, способность к сопереживанию, спонтанность, независимость, внутреннюю свободу, способность к саморегуляции [13, 18].

Так же, как и общая одаренность, художественная одаренность является системным качеством психики, в основе которой лежат не отдельные специальные способности, а интенсивность интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу [2]. Личность как системообразующий фактор одаренности может определять продуктивность творческого воображения - ключевого феномена художественной одаренности [3]. Поэтому представляет интерес исследование индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с разным уровнем продуктивности творческого воображения.

Методика проведения исследования

Цель исследования - изучение индивидуально-психологических особенностей специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения. В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения: 1) для специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения могут быть выявлены как общие, так и специфичные в зависимости от сферы их профессиональной деятельности психологические характеристики; 2) различия в степени выраженности психологических характеристик у представителей разных профессиональных групп могут быть обусловлены уровнем продуктивности творческого воображения.

В исследовании приняли участие 240 праворуких испытуемых в возрасте от 23 до 27 лет мужского и женского пола, выразивших добровольное желание. Все участники исследования в соответствии со своей профессиональной принадлежностью были разделены на три группы: художники -80 человек; актеры - 74 человека; специалисты, не работающие в сфере искусства - 84 человека. Специалисты сферы искусства имели высшее или среднее специальное образование и опыт работы в своей профессиональной деятельности не менее трех лет.

Процедура эмпирического исследования включала: определение уровня продуктивности творческого воображения; психологическое тестирование. Определение уровня продуктивности творческого воображения проводилось на основе экспертной оценки художественных произведений, выполненных испытуемыми в технике монотипии. Монотипия - особая художественная форма в изобразительном искусстве, которая считается эффективным средством к формированию художественного образа [9]. Работа испытуемых с монотипиями включала: 1) создание на основе одной из 10 предложенных монотипий художественного образа, его мысленную композиционную проработку, выбор изобразительного материала для его исполнения; 2) материализацию задуманного художественного образа на листе бумаги с выбранной «монотипией».

Уровень продуктивности творческого воображения участников исследования определялся в соответствии с результатами экспертной оценки художественных произведений, созданных испытуемыми в процессе работы с монотипиями [5]. Состав экспертной комиссии включал пять профессиональных художников-преподавателей, которые в течение длительного периода времени (не менее 15 лет) являются постоянными членами жюри региональных и всероссийских конкурсов, принимают участие в составе приемной комиссии при отборе кандидатов в средние общеобразовательные учреждения г. Ростова-на-Дону, специализирующиеся на углубленной подготовке по предметам художественного цикла: живописи, графики, дизайна, архитектуры.

Критерии для определения уровня продуктивности творческого воображения выделялись, исходя из представлений о том, что процесс творческого воображения проявляется в способности создавать выразительный художественный образ и применять адекватные средства того или иного вида искусства при его реализации [8, 9]. Таким образом, экспертный анализ работ участников включал два уровня оценки и проводился по следующим критериям:

1. Способ создания художественного образа в монотипии: использование монотипии как фигуры образа (1 балл), частичное использование монотипии как фигуры образа (2 балла), использование монотипии как фона для идейно-смыслового развития образа (3 балла).

2. Выразительность раскрытия художественного образа в общей композиции: 1) степень разработанности и законченности композиции (1-3 баллов); 2) техническое качество изображения: композиционная упорядоченность, светотеневые отношения, цветовые соотношения, динамические характеристики (направленность линий, чувство ритма) (1-4 баллов).

Для создания равных условий в определении уровня продуктивности творческого воображения на основе оценки художественных произведений у художников и у участников, не имеющих опыта работы с изобразительным материалом, оценка проводилась отдельно для представителей каждой профессиональной группы.

Совместно с членами экспертной комиссии для каждой профессиональной группы были определены ключевые критерии оценки уровня продуктивности художественных произведений. Для специалистов, не работающих в сфере искусства, ключевыми критериями являлись полное или частичное использование монотипии в качестве фигуры образа, а также степень разработанности и законченности композиции. Высокопродуктивными участниками считались испытуемые, получившие по суммированию баллов данных признаков от 4 баллов. Для актеров, профессиональная деятельность

которых связана с процессом формирования художественных образов, ключевым критерием продуктивности являлся способ создания художественного образа и степень разработанности и законченности композиции. Высокопродуктивными участниками считались испытуемые, использующие монотипию в качестве фона для идейно-смыслового развития образа и имеющие не менее 2 баллов в разработанности композиции. Для художников, профессиональная деятельность которых связана не только с процессом формирования художественных образов, но и с техническими возможностями воплощения задуманного на бумаге, оценка продуктивности работ затрагивала все представленные выше критерии. Высокопродуктивными участниками считались испытуемые, использующие монотипию в качестве фона для идейно-смыслового развития образа и раскрывшие с помощью технических приемов замысел целостной композиции - по суммированию баллов данных признаков от 8 баллов.

В результате экспертной оценки продуктов творческого воображения все участники в рамках своей профессиональной группы были разделены на высоко- и низкопродуктивных: группу художников составили 50 высокопродуктивных и 30 низкопродуктивных участников; группу актеров -45 высоко- и 29 низкопродуктивных; группу специалистов, не работающих в сфере искусства - 49 высоко- и 37 низкопродуктивных участников.

Процедура психологического тестирования включала следующие методики: для выявления основных свойств личности был использован Фрайбургский многофакторный личностный опросник РР!; для определения уровня волевой регуляции - опросник волевого самоконтроля (ВСК) А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана; для выявления доминирующего типа мышления - тест Е. Торренса «Выбор стороны»; для определения уровня невербальной креативности - субтест Е. Торренса «Неоконченные фигуры»; для определения степени удовлетворенности основных потребностей - метод парных сравнений В. В. Скворцова. Статистическая обработка данных проводилась на основе сравнительного анализа данных с помощью параметрического критерия Стьюдента. Обработка осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ 13.0.

Результаты исследования

1. В результате проведенного сравнительного анализа данных Фрайбургского многофакторного личностного опросника РР! выявлены психологические характеристики, отличающие специалистов сферы искусства -художников и актеров - с низким и с высоким уровнями продуктивности творческого воображения. Для всех художников характерны: высокий уровень эмоциональной лабильности, низкий уровень уравновешенности, а также

выраженная интровертированность. У художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, в отличие от художников с ее низким уровнем, достоверно выше усредненные показатели невротичности (высокий уровень) (р < 0,01), раздражительности (высокий уровень) (р < 0,01), застенчивости (высокий уровень) (р < 0,05), спонтанной агрессии (средний уровень) (р < 0,01), реактивной агрессии (средний уровень) (р < 0,01), депрессии (средний уровень) (р < 0,01).

У актеров с высоким уровнем продуктивности достоверно выше, чем у актеров с ее низким уровнем, показатели (см. рисунок 1): раздражительности (высокий уровень) (р < 0,01), невротичности (средний уровень) (р < 0,01), спонтанной агрессии (средний уровень) (р < 0,01), реактивной агрессии (средний уровень) (р < 0,01), уравновешенности (средний уровень) (р < 0,05), эмоциональной лабильности (высокий уровень) (р < 0,01).

Рисунок 1. Усредненный личностный профиль представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: ® отмечены достоверные различия между соответствующими показателями у специалистов разных профессиональных групп (р < 0,05).

Результаты сравнительного анализа данных опросника РР! специалистов разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности с помощью критерия Стьюдента показали, что у специалистов сферы искусства достоверно выше, чем у специалистов, не работающих в сфере искусства, средние значения показателей раздражительности (р < 0,01) и эмоциональной лабильности (р < 0,01). Достоверно выше усредненный показатель невротичности (р < 0,01) в группе художников в сравнении с двумя другими профессиональными группами, однако в группе актеров значения невротичности (р < 0,01) также достоверно выше, чем у специалистов, не работающих в сфере искусства.

Сравнивая между собой группы художников и актеров, следует отметить, что у художников достоверно выше усредненные показатели депрессии (р < 0,01) и застенчивости (р < 0,01); у актеров достоверно выше значения уравновешенности (р < 0,05) (рисунок 1).

2. В результате сравнительного анализа данных, полученных в ходе изучения уровня развития волевой саморегуляции испытуемых, выявлено, что у художников с высоким уровнем продуктивности, в отличие от группы художников с низким уровнем продуктивности, достоверно ниже средние значения показателей общей волевой регуляции (низкий уровень) (р < 0,01), настойчивости (низкий уровень) (р < 0,01) и саморегуляции (низкий уровень) (р < 0,01). У актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, в отличие от группы актеров с низким уровнем продуктивности, достоверно ниже усредненные показатели общей волевой регуляции (средний уровень) (р < 0,01), настойчивости (средний уровень) (р < 0,01).

Результаты сравнительного анализа специалистов разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения с помощью критерия Стьюдента показали, что у художников средние значения показателей волевой регуляции (р < 0,01), настойчивости (р < 0,01) и самообладания (р < 0,01) достоверно ниже, чем у представителей двух других исследуемых групп (рисунок 2).

Таким образом, у специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, особенно у художников, обнаруживается невысокая рефлексивность, но при этом повышенные чувствительность, гибкость, изобретательность. У специалистов, не работающих в сфере искусства, с высоким уровнем продуктивности выявлены устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство долга, высокий уровень рационального контроля.

3. Анализ распределения доминирующих типов мышления среди художников с низким уровнем продуктивности творческого воображения показал равномерность распределения всех типов мышления: правополушарный

тип мышления - 27 % (8 чел.); совмещенный тип - 23 % (7 чел.); смешанный тип - 33 % (10 чел.); левополушарный тип - 17 % (5 чел.).

Рисунок 2. Усредненные значения показателей уровня волевой саморегуляции представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: ВР - общий уровень волевой регуляции, Н - настойчивость, С - самообладание; О отмечены достоверные различия между соответствующими показателями у специалистов разных профессиональных групп (р < 0,01).

Среди художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения выявлено, что 52 % (26 чел.) представителей группы характеризуется совмещенным типом мышления, у 40 % (20 чел.) обнаружен правополушарный тип мышления, незначительное количество художников - 8 % (4 чел.) имеют смешанный тип мышления.

Анализ распределения доминирующих типов мышления среди актеров с низким уровнем продуктивности творческого воображения показал, что 38 % (11 чел.) имеют смешанный тип, 28 % (8 чел.) - совмещенный, 24 % (7 чел.) - левосторонний и 10 % (3 чел.) - правосторонний тип мышления.

Среди актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения выявлено, что 49 % (22 чел.) представителей группы характеризуется смешанным типом мышления, 24 % (11 чел.) имеют правосторонний, 27 % (12 чел.) - совмещенный тип мышления.

Обобщая результаты распределения доминирующих типов мышления

у представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, можно отметить, что доминирующий правополушарный тип мышления выявлен во всех исследуемых группах, но в разном процентном соотношении: у 40 % художников, у 24 % актеров и у 10 % специалистов, не работающих в сфере искусства. Доминирующий левополушарный тип мышления характерен только для специалистов, не работающих в сфере искусства - 30 %, у художников - 52 %, у специалистов, не работающих в сфере искусства - 55 %; у актеров данный тип представлен у 27 % испытуемых. Смешанный тип преимущественно выражен в группе актеров - 49 %, однако у небольшого процента художников (8 %) и специалистов, не работающих в сфере искусства (5 %) этот тип мышления также выражен (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение доминирующих типов мышления среди представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения

4. Характер распределения уровня невербальной креативности у специалистов сферы искусства в зависимости от уровня продуктивности творческого воображения имеет следующие особенности. У большинства художников с низким уровнем продуктивности выявлен средний уровень невербальной креативности - 90 % (27 чел.), небольшой процент участников данной группы имеют уровень креативности выше среднего - 10 % (3 чел.). Среди художников с высоким уровнем продуктивности творческого

воображения 50 % выборки (25 чел.) имеют высокий уровень креативности, 34 % (17 чел.) - средний уровень, и у 16 % (8 чел.) - выше среднего.

Половина представителей группы актеров с низким (62 %, 18 чел.) и с высоким (51 %, 23 чел.) уровнями продуктивности творческого воображения имеют средний уровень креативности. Остальные актеры с низким уровнем продуктивности имеют низкий (24 %, 7 чел.) и ниже среднего (14 %, 4 чел.) уровни креативности, а актеры с высоким уровнем продуктивности творческого воображения характеризуются высоким (24 %, 11 чел.) и выше среднего (24 %, 11 чел.) уровнями креативности.

Обобщая результаты распределения уровней невербальной креативности среди специалистов разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, следует подчеркнуть, что низкий и ниже среднего уровни креативности наблюдаются только у специалистов, не работающих в сфере искусства, а средний, выше среднего и высокий уровни креативности в разном процентном соотношении выявлены у представителей всех исследуемых групп (рисунок 4).

Художники Актеры

Специалисты, не работающие в сфере искусства

Н НС С ВС В

Рисунок 4. Распределение уровня невербальной креативности среди представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: Н - уровень креативности низкий; НС - уровень креативности ниже среднего; С - уровень креативности средний; ВС - уровень креативности выше среднего; В - уровень креативности высокий.

Однако для того, чтобы на основании данного теста судить о влиянии уровня креативности специалистов разных профессиональных групп на продуктивность творческого воображения, недостаточно рассмотреть количественные особенности распределения общего уровня креативности. Важно учитывать, что в тесте оценка общего уровня креативности производится через сумму ее отдельных показателей: оригинальности, разработанности, абстрактности названия, - которые могут иметь разное соотношение в разных профессиональных группах и влиять на способ подготовки к процессу творческого воображения [14].

В результате сравнения показателей креативности у испытуемых разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения выявлено, что у специалистов сферы искусства, в отличие от специалистов, не работающих в этой сфере, достоверно выше среднее значение показателя «разработанность» (р < 0,01). При сравнении групп специалистов сферы искусства между собой достоверно выше значения показателя «разработанность» у художников (р < 0,01), тогда как значения показателя «абстрактность названия» достоверно выше у актеров (р < 0,01). Достоверных отличий в значениях показателя «оригинальность» у специалистов разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения не обнаружено (рисунок 5).

Рисунок 5. Усредненные значения показателей невербальной креативности среди представителей разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: ® отмечены достоверные различия между соответствующими показателями у специалистов разных профессиональных групп (р < 0,01).

Таким образом, обнаруженные различия в значениях показателей креативности могут свидетельствовать о различных восприятии и интерпретации заданной инструкции «дорисовать незаконченные фигуры и придумать название к каждому рисунку» специалистами разных профессиональных групп. Для специалистов, не работающих в сфере искусства, при выполнении теста важными представляются оригинальность придуманного изображения, его неповторимость и уникальность. Для специалистов сферы искусства значимой является передача основной концепции общей композиции, дорисованная фигура является здесь лишь частью художественного замысла. В связи со спецификой профессиональной деятельности актеры передают идею задуманного с помощью названия и имеют достоверно более высокие, по сравнению с художниками, значения показателя «абстрактность названия», тогда как художники используют для этого изобразительные средства и имеют более высокие, по сравнению с актерами, значения показателя «разработанность».

5. В результате анализа распределения доминирующих потребностей среди специалистов сферы искусства с разным уровнем продуктивности творческого воображения было выявлено, что у художников с низким уровнем продуктивности доминируют потребность в уважении - 40 % (12 чел.), потребность в самореализации и материальные потребности - 20 % (6 чел.). Незначительное количество художников 10 % (3 чел.) испытывают потребность в безопасности и установлении межличностных связей.

Основные потребности художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения составляют: потребность в самореализации -50 % (25 чел.), потребность в уважении - 24 % (12 чел.). У меньшего количества представителей данной группы выражены потребность в межличностных контактах и материальные потребности - 18 % (9 чел.), а также потребность в безопасности - 8 % (4 чел.) (рисунок 6).

У актеров с низким уровнем продуктивности доминируют потребность в уважении - 48 % (14 чел.), потребность в самореализации - 52 % (15 чел.), в материальном обеспечении жизни - 38 % (11 чел.). Небольшой процент участников исследования (10 %, 3 чел.) среди неудовлетворенных потребностей отмечают потребность в межличностных связях (рисунок 7).

У большинства актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения доминирует потребность в самореализации - 62 % (28 чел.). И лишь небольшое количество представителей групп среди неудовлетворенных потребностей отмечает потребность в уважении - 13 % (6 чел.), в межличностных связях - 11 % (5 чел.), в материальном обеспечении жизни - 11 % (5 чел.) (рисунок 7).

Рисунок 6. Распределение основных потребностей среди художников с разным уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: Мат.П - материальные потребности; П.Без. - потребность в безопасности; П.М.Св. - потребность в межличностных связях; П.Ув. - потребность в уважении; П.Самор. - потребность в самореализации.

Актеры с низким уровнем продуктивности

Актеры с высоким уровнем продуктивности

100° о

90%

"0°!. 60% 50° о -К»0» .41° о

:о°» 10°» с»

I

нн

& ф (

100°о

$0°» -0°» 60°» ?0°(, -К»"» зо°»

Юто 10°» о°»

I

Полная неудовлетворенность Частичная удовлетворенность Полная неудовлетворенность

У

Л? .<?"

Рисунок 7. Распределение основных потребностей среди актеров с разным уровнем продуктивности творческого воображения

Условные обозначения: Мат.П - материальные потребности; П.Без. - потребность в безопасности; П.М.Св. - потребность в межличностных связях; П.Ув. - потребность в уважении; П.Самор. - потребность в самореализации.

Обобщая полученные результаты распределения основных потребностей среди испытуемых разных профессиональных групп с высоким уровнем продуктивности творческого воображения, следует отметить, что у большинства специалистов сферы искусства доминирует потребность в самореализации. У большинства специалистов, не работающих в сфере искусства (59 %, 29 чел.), а также у четверти художников выраженной является потребность в уважении, признании.

Полученные в данном исследовании результаты соотносятся с данными других авторов. Так, G. J. Feist отмечает у представителей сферы искусства большую эмоциональность, нестабильность, асоциальность [18]. Н. В. Рождественская, А. В. Толшина среди особенностей художественной одаренности выделяют чувствительность к незначительным изменениям во внешней среде, эмоциональную возбудимость [13]. Это согласуется с полученными в нашем исследовании данными о высоком уровне невротичности, раздражительности, эмоциональной лабильности у специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения.

Специфические особенности личности художника показаны Е. В. Павловой в их направленности на свой внутренний мир [10]. В нашем исследовании у художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения также выявлены такие психологические характеристики, как погруженность в собственные переживания, отгороженность. Среди особенностей личности актера В. С. Собкин отмечает параметры эмоциональной неустойчивости, чувствительности к социальным воздействиям, впечатлительности, сопереживания с одновременным возрастанием показателей непринужденности поведения (раскованности) [19]. В нашем исследовании у актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения также обнаружены такие психологические характеристики, как стабильность, раскованность, удовлетворенность собой.

Выявленный в нашем исследовании сниженный уровень волевой саморегуляции у художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения согласуется с данными Н. В. Рождественской, где высокий уровень рефлексии может сковывать подсознательную работу творческих сил, блокировать воображение с позиций скептического ума [12]. Нарушения общей регуляции и воли отмечены Д. Б. Богоявленской при изучении одаренных детей с дисгармоничным типом развития. Для одаренных детей характерна такая личностная особенность, как перфекционизм, проявляющаяся в повышенных требованиях к себе и влекущая за собой стрессы и переживания [3]. Стремление художников к самораскрытию было показано Н. В. Рождественской, что связано со стремлением воздействовать на людей, заражать их своим видением мира. Художник зависим от восприятия

его трудов другими людьми, их суждений о его творчестве [12]. Вероятно, именно с этим фактом связано обнаруженное нами у художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения сочетание потребностей в уважении и самореализации.

На основе результатов исследования сделаны следующие выводы:

1. Изучены индивидуально-психологические особенности специалистов сферы искусства, а также художников и актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения.

2. Специалистов сферы искусства с высоким уровнем продуктивности творческого воображения достоверно отличает от других участников исследования большая эмоциональность, склонность к аффективному реагированию, высокая тревожность, повышенная возбудимость.

3. Для художников с высоким уровнем продуктивности творческого воображения характерны погруженность в собственные переживания, отгороженность, повышенная чувствительность, гибкость, изобретательность. Большинству представителей этой группы художников присущи правопо-лушарный и совмещенный типы мышления, высокий уровень невербальной креативности, где выражен показатель «разработанности». Потребность в самореализации и потребность в уважении выражены в наибольшей степени.

4. Для актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения характерны стабильность, раскованность, удовлетворенность собой. Среди представителей этой группы актеров доминирует смешанный тип мышления. У большинства актеров с высоким уровнем продуктивности творческого воображения выявлен средний уровень невербальной креативности, где выражен показатель «абстрактность названия». Потребность в самореализации проявлена в наибольшей степени.

Практическим применением полученных результатов может стать создание образовательных программ подготовки специалистов сферы искусства, основанных на гармоничном сочетании развития продуктивного творческого воображения с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и формирования технических навыков и умений.

Литература

1. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Кара Ж. Ю., Москаленко А. Е. Социальная реклама для детей. - М.: КРЕДО, 2015. - 84 с.

2. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Одаренность: природа и диагностика. - М.: АНО «ЦНПРО», 2013. - 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Богоявленская Д. Б., БогоявленскаяМ. Е. Особенности развития личности с гармоничным и дисгармоничным типами одаренности // Российский психологический журнал. - 2008. - Т. 5. - № 4. - С. 11-21.

4. Дикая Л. А., Дикий И. С. Творческий мозг: монография. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2015. - 218 с.

5. Дикая Л. А., Карпова В. В. Влияние профессиональной художественной подготовки на особенности формирования функциональных связей коры головного мозга при выполнении образной творческой деятельности // Российский психологический журнал. - 2014. - Т. 11. - № 4. -С. 80-91.

6. Дикий И. С. Особенности функциональной организации коры головного мозга у одаренных учащихся различных возрастных групп при выполнении когнитивной деятельности // Естественно-научный подход в современной психологии / Отв. ред. В. А. Барабанщиков. - М.: Изд-во ИП РАН, 2014. - С. 260-265.

7. Карпова В. В., Дикая Л. А. Электрофизиологические показатели образной творческой деятельности у художников // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2015. - № 13/2. - С. 29-34.

8. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Чубук Н. Ф. Психология одаренности: художественная одаренность. - М.: Изд-во МИОО,

2005. - 128 с.

9. Новикова Н. А. Творческое воображение как перспектива развития личности // Педагогика искусства. - 2007. - № 1. - С. 10-17.

10. Павлова Е. В. Психологические и художественные особенности картины мира у студентов-художников и студентов других специальностей // Молодой ученый. - 2014. - № 2. - С. 689-693.

11. Петухов В. В. Воображение и познание // Модели мира. - М., 1997. -С. 27-35.

12. РождественскаяН. В. Творческая одаренность и свойства личности (экспериментальное исследование актерской одаренности) // Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - С. 57-67.

13. Рождественская Н. В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2006. - С. 320.

14. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. - СПб.: Речь,

2006. - C. 121-158.

15. Шрагина Л. И. Проблема психологической природы воображения // В1сник Одеського Нацюнального Ушверситету. - 2010. - Т. 15. - № 11. -Ч. 2. Психолопя. - С. 156-164.

16. Babenko V., Yavna D. Participation of the hemispheres in détection of 1st- and 2nd-order visual stimuli // International Journal of Psychology. -2012. - V. 47. - P. 145.

17. Dikiy I. S., Dikaya L. A., Karpova V. V. Inter- and intrahemispheric functional organization of brain cortex in artists during creative process // Inter-

national Journal of Psychophysiology. - 2014. - V. 94. - Issue 2. - P. 161. doi:10.1016/j.ijpsycho.2014.08.706

18. Feist G. J. Affect in artistic and scientific creativity // Affect, creative experience and psychological adjustment. - Philadelphia: Taylor & Francis, 1999. -pp. 93-108.

19. Sobkin V. S. et al. Specific Features of Personality Changes Among Theatre College Students During the First Year. - 2014. - 12. - pp. 2099-2109.

20. Vorobyeva E., Talalaeva L., Pomazkova N. et al. Age Dynamics of Verbal Creativity at Pupils of Multidisciplinary Institution of Additional Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - V. 146. - pp. 483-486. doi:10.1016/j.sbspro.2014.08.159

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.