17. Молчанова Г Демоны азарта // <http://www.all-games.ru>. - 2006. - 11 июля.
18. Никулин В. Железная рука счастья // Огонек. - 2004. -№ 2.
19. Писаренко Д. Небезопасный азарт // Аргументы и факты. - 2004. - 17 марта.
20. Солдаткин В. Воздействие азартных игр на мозг человека идентично приему кокаина // <http://www.annews.ru/ modules.php?name=News&file=article&sid=35852>. - 2008. -10 мая.
21. Хейзинга Й. Homo ludens: В тени завтрашнего дня. -М., 1992.
22. Шаповалов А. Рулетка - родная сестра кокаина // Независимая газета. - 2005. - 20 июня.
23. Шорохова О. А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб., 2002.
24. Dowries D., Davis В., DavidM. Stone P. Gambling, Work and Leisure. - London, 1976.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСУЖДЕННЫХ C ВЫСОКИМ УРОВНЕМ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Д. Н. Землин
Статья содержит эмпирические и теоретические материалы, на основе которых выведен проблемный ряд особенностей интроверсии, экстраверсии, нейротизма и демонстративно-шантажного поведения осужденных с высоким уровнем суицидального риска.
Ключевые слова: социальная изоляция, осужденные, суицидальный риск, интроверсия, экстраверсия, нейротизм.
Принудительная социальная изоляция человека, характеризующаяся различными ограничениями, - это весьма острая, экстремальная ситуация. Она никого не оставляет равнодушным, вызывает различной силы переживания, накладывает отпечаток на ценностноориентационную сферу, мотивы деятельности, психические свойства и систему отношений осужденных. Реакция на систему принуждения у каждого осужденного индивидуально-своеобразная, так же как и выход из кризисной ситуации лишения свободы. Целью данной работы является изучение индивидных особенностей личности и особенностей суицидального риска осужденных.
Случаи суицидального и демонстративно-шантажного поведения, членовредительства, в том числе коллективного, симуляции психических и соматических заболеваний среди лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, нередки. В последние годы они наполнились новым содержанием и приобрели большую актуальность, так как связаны с противодействием криминальных структур усилению мер по искоренению сложившихся неформальных тюремных традиций. Примером тому могут служить акции неповиновения в ИУ, которые прошли в Курской, Смоленской, Самарской, Омской и ряде других областей России (7).
Суицид и случаи суицидального и демонстративношантажного поведения - проблема общественная, поэтому замалчивание - это не лучший способ профилактики и борьбы с причинами таких явлений. Диктуемая обстоятельствами недавних времен «социальная бодрость» предполагала обходить острые углы нашей действительности. За скобки выносились нежелательные для обсуждения проблемы, в том числе рост числа самоубийств (8).
Большая часть самоубийств среди осужденных совершается в первые два года отбывания наказания, что объясняется объективными трудностями психологической адаптации к иным условиям жизни, необходимостью построения новых, специфических социальных контактов, исполнению другой социальной роли и т. д. (6).
Психологическими исследованиями установлено, что лица, совершившие насильственные преступления, в большей степени, чем осужденные за иные виды преступлений, склонны к суицидальным проявлениям. Несмотря на то что строго закономерных сезонных колебаний частоты суицидальных попыток не установлено, все же обращает на себя внимание тенденция к росту покушений на самоубийства в весенне-летний период и снижение ее в осенние и зимние месяцы. В течение суток наибольшее число суицидальных попыток совершается в вечерние часы (от 18 до 24 часов). Самыми распространенными способами добровольного ухода из жизни являются самоотравления (47%), затем следуют самопоре-зы (32%), на третьем месте - самоповешение (8%).
Осужденным-суицидентам зачастую присущи демонстративное поведение (оно может иметь целью привлечь внимание окружающих), неадекватные поступки и высказывания, целью которых является вызвать сочувствие со стороны окружающих. Неумение адекватно реагировать и воспринимать происходящее вокруг развивает у таких осужденных негативное отношение ко всему происходящему. По этой причине у осужденных-суицидентов отмечается развитый негативизм, отсутствие веры в собственные возможности и социальную поддержку (4).
Осужденные-суициденты, как правило, признают себя виновными не в совершении преступлений, а в том, что причинили душевные страдания своим близким, которых лишили на время отбывания наказания своего общества, помощи и поддержки. Такие осужденные обычно не испытывают жалости к жертвам преступления. Подобное пренебрежение и цинизм в отношении потерпевших представляет собой форму своеобразной психологической защиты.
Самоубийство - последнее звено в процессе социальной и личностной дезадаптации, растерянности, блокирование которого возможно на разных этапах: от фазы возникновения конфликта, повлекшего за собой суицидальные мысли, до его кульминации и пресуицида (9). В работе рассмотрены особенности интроверсии, экстраверсии и нейротизма у осужденных с высоким уровнем суицидального риска. Эта тема на данный момент является малоисследованной и малоизученной. Феномен интроверсии, экстраверсии и нейротизма описывали многие авторы, в частности Г. Ю. Айзенк, К. Леон-
гард, К. Г. Юнг и др., в этих подходах много общего, но существуют и определенные различия. В работе использовано описание интроверсии, экстраверсии и нейро-тизма, которые были предложены Г. Ю. Айзенком (1).
По мнению Г. Ю. Айзенка, интровертированного человека можно описать как тихого, пассивного, необщительного, скрытого, задумчивого, пессимистичного, миролюбивого, здравомыслящего, хорошо контролирующего свое поведение. Экстравертированный человек, наоборот, характеризуется, в первую очередь, общительностью, импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и т. д. Люди с высоким показателем нейротизма часто имеют склонность слишком эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Г. Ю. Айзенк считал, что люди с высоким уровнем нейротизма более подвержены риску заболеть неврозом в стрессовой ситуации, чем люди с низким уровнем. Кроме этого, Г. Ю. Айзенк считал, что главная причина различий между экстравертами и интровертами -это уровень возбуждения коры головного мозга - психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным (1).
Таким образом, люди с выраженной интроверсией или экстраверсией, эмоциональной стабильностью, ней-ротизмом отличаются в своем поведении, отношении к другим людям и окружающему миру. Они по-разному проявляют себя в различных ситуациях, по-разному реагируют на них, по-разному ведут себя в том или ином случае. Одну из сложных жизненных ситуаций представляет собой лишение свободы (2). В работе рассмотрено понятие суицидального риска осужденного в такой ситуации, а также произведена попытка выяснить, зависит ли при этом уровень суицидального риска таких индивидуально-психологических особенностей, как интро-версия, экстраверсия и нейротизм.
Нахождение в местах лишения свободы не проходит для человека бесследно (3; 5; 6). Осужденный, отбывающий меру уголовного наказания впервые, замыкается, плохо идет на контакт, особенно с представителями администрации ИУ Именно здесь необходимо, пока осужденный находится в карантинном помещении, грамотно и правильно диагностировать его индивидные особенности в целях составления сотрудниками психологической службы психокоррекционных программ. Знание психологических особенностей суицидального риска в ситуации лишения свободы может помочь в подборе эффективных способов оказания психологической помощи (7).
Объектом нашего исследования являются особенности суицидального риска в ситуации лишения свободы.
Предмет исследования - особенности экстраверсии, интроверсии, нейротизма и особенности суицидального риска в ситуации лишения свободы.
Цель исследования - выявление особенностей интроверсии, экстраверсии, нейротизма и особенностей суицидального риска в ситуации лишения свободы.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить особенности суицидального риска у осужденных.
2. Выявить особенности интроверсии - экстраверсии и нейротизма - эмоциональной стабильности у осужденных.
Г ипотезы исследования:
Теоретическая гипотеза - интроверсия-экстравер-сия, нейротизм-эмоциональная стабильность влияют на уровень суицидального риска в ситуации лишения свободы.
Эмпирические гипотезы:
1. Интроверты чаще имеют высокий уровень суицидального риска.
2. Экстраверты чаще имеют низкий уровень суицидального риска.
В нашем эмпирическом исследовании были использованы две методики.
1. Опросник Г. Ю. Айзенка в адаптации А. Г. Шмелева. Цель заключается в выявлении основных свойств личности, выделенных Г. Ю. Айзенком, а именно: интроверсии, экстраверсии и нейротизма. Опросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии-интроверсии, еще 24 - со шкалой нейротизма, остальные 9 входят в контрольную Л-шкалу (шкалу лжи), предназначенную для оценки степени искренности испытуемого при ответах на вопросы. Испытуемым предлагается отвечать в соответствующей графе только «да» или «нет». По каждой выявленной шкале интроверсии-экстраверсии и нейротизма можно определить степень выраженности данного индивидуально-психологического свойства: среднее значение, высокий уровень, очень высокий уровень и низкий уровень.
Методика СР-45 Юнацкевича. Методика состоит из 45 утверждений. При интерпретации данных анализируется уровень суицидального риска. Он может быть низким, ниже среднего, средним, выше среднего и высоким.
Стратегия исследования. На первом этапе выявлены индивидные особенности осужденных. На втором этапе определялись уровни суицидального риска у осужденных. На третьем этапе был проведен анализ результатов для выявления особенностей экстраверсии-интроверсии и нейротизма и уровней суицидального риска в ситуации лишения свободы.
Исследование проведено с осужденными, отбывающими уголовное наказание в ФГУ ИК-8 УФСИН России по Омской области. Вначале респондентам сообщалась инструкция по выполнению тестирования. Далее осужденные заполняли предложенные им бланки опросников. По мере необходимости респонденты задавали интересующие их вопросы.
Выборку эмпирического исследования составили 180 осужденных, отбывающих меру уголовного наказания в ФГУ ИК-8 общего режима.
Исследование уровней суицидального риска у осужденных. Для исследования уровня суицидального риска у осужденных была использована методика СР-45 Юнацкевича. Исходя из полученных данных, большинство испытуемых имеют низкий уровень суицидального риска - 41,8%, средний уровень имеют 41,6% их и 16,6% респондентов имеют высокий уровень суицидального риска.
Исследование интроверсии-экстраверсии, стабиль-ности-нейротизма у осужденных. Для исследования ин-троверсии, экстраверсии и нейротизма использована методика Г. Ю. Айзенка. Исходя из полученных данных, 33,3% респондентов являются экстравертами, 57,3% -интровертами и 9,3% - амбивертами. 39,3% респондентов определены как эмоционально стабильные, 52,0% их - эмоционально нестабильны, и у 8,6% респондентов отмечена средняя стабильность.
Исследование суицидального риска в группах инт-ровертов-экстравертов и эмоционально стабильных-не-стабильных осужденных: анализ результатов. Исходя из полученных данных, у интровертов преобладает высокий уровень суицидального риска (53,6%), меньшее число их имеют средний уровень суицидального риска (11,2%), у остальных преобладает низкий уровень суицидального риска (35,2%). У экстравертов преобладает низкий уровень (42,0%), а также средний уровень суицидального риска (32,0%), меньшее число их имеют высокий уровень суицидального риска (26,0%). У амби-вертов преобладает средний уровень суицидального риска (42,8%), и это больше, чем высокий уровень суицидального риска (35,7%). У эмоционально стабильных испытуемых преобладает низкий уровень суицидального риска (52,2%), меньшее число имеют средний уровень суицидального риска (29,6%), еще меньше - высокий уровень суицидального риска (17,9%). У эмоционально нестабильных испытуемых преобладает высокий уровень суицидального риска (61,1%), а у осужденных со средней стабильностью преобладает низкий уровень суицидального риска (61,5%).
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что эмпирические и теоретические гипотезы подтвердились, а именно: у интровертов преобладает высокий уровень суицидального риска, а у экстравертов -более низкий уровень суицидального риска.
Таким образом, знание психологических особенностей этой проблемы может оказать значительную помощь психологической службе и отделу воспитательной работы с осужденными исправительных учреждений в комплексном изучении личностных особенностей осужденных, их поведенческих реакций, что в итоге позволит
вывести диагностическую и прогностическую работу на более высокий уровень. Это может помочь начальникам отряда исправительных учреждений более детально изучать личность осужденных в целях дальнейшей их адаптации, осуществления эффективного воспитательного процесса и подготовки осужденных к жизни на свободе.
С внедрением в практическую деятельность этой проблемы возможно существенно улучшить взаимодействие различных служб исправительных учреждений в изучении и воспитании осужденных. Кроме того, это позволит более качественно вести консультативную и психокоррекционную работу по проблемам личности вновь прибывших осужденных.
Актуальность данной работы определяется тем, что от того, каким образом осужденный выйдет из сложившейся кризисной ситуации, как сможет преодолеть возникшие трудности, зависит его физическое и психическое здоровье. Изучение индивидуальных свойств в целях определения уровня суицидального риска может помочь психологической службе исправительных учреждений в подборе наиболее эффективных методов оказания психологической помощи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г Ю. Структура личности. - СПб., 1999.
2. Бартол К. Р. Психология криминального поведения. -СПб., 2004.
3. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 2001.
4. Даниловский С. Л., Петухов В. Е., Хохряков Г. Ф. Личностные свойства осужденных и социально-психологические методы их исследования. - М., 1982.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. - М., 2001.
6. Новиков В. В. Проблемы суицидального и демонстративно-шантажного поведения среди осужденных ИУ // Ведомости УИС. - 2007. - № 12.
7. Профилактика суицидального поведения в УИС: методические рекомендации. - Томск, 2002.
8. Сухов А. Н. Социально-психологические явления в среде осужденных: учебное пособие. - Рязань, 1987.
9. Хохряков Г. Ф., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность в условиях изоляции. - М., 1983.
10. Юнг К. Г. Психологические типы. - М., 2001.