Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ МОТОРНАЯ / АКТИВНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ / АКТИВНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ / ИНТЕЛЛЕКТ / КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Елена Вениаминовна, Ахмадеева Елена Владимировна

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальных свойств личности, интеллекта, когнитивных стилей и особенностей самопредъявления подростков в учебной деятельности. Под самопредъявлением в учебной деятельности понимается особая форма психической активности обучающегося, где на основе индивидуально-психологических свойств, интеллектуальных особенностей, доминирующих когнитивных стилей в зависимости от целей и специфики взаимодействия демонстрируется соответствующий образ для произведения нужного впечатления на окружающих. Цель. Изучение формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальные свойства личности, интеллект, когнитивные стили и особенности самопредъявления подростков в учебной деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 149 подростков в возрасте 13-14 лет седьмого класса лицея № 42 г. Уфы. Среди них - 64 юноши и 85 девушек. Диагностика осуществлена с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности (темперамент) В.М. Русалова, опросника фундаментальных свойства личности Г. Айзенка в модификации В.М. Русалова, опросника CPS - Q Е.В. Волковой, В.М. Русалова, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.А. Ясюковой. Статистическая обработка данных реализовывалась в программе IВМ SPSS Statistics v. 27: описательная статистика, сравнительный анализ (ANOVA). Результаты. Установлено, что самопредъявление подростков определяется доминирующей активностью личности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной). На основе индивидуально-психологических особенностей составлены психологические профили подростков, в которых выявлена специфика самопредъявления и предпочтения к определенным формам учебной деятельности (индивидуальной, групповой, практической / предметной). Заключение. Знания специфики самопредъявления позволят педагогам подбирать развивающие технологии обучения, способствующие полному, точному, осмысленному восприятию учебного материала, и организовывать процесс обучения с максимальной пользой для каждого обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Волкова Елена Вениаминовна, Ахмадеева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS AND SELF-PRESENTATION OF ADOLESCENTS IN EDUCATIONAL SETTINGS

Introduction. The article presents the results of an empirical study on the formal and dynamic characteristics of a student’s personality, its fundamental properties, intelligence, cognitive styles and self-presentation in educational settings. Self-presentation in educational settings is considered as a special form of activity, which combines individual psychological characteristics, cognitive features and styles with respect to the objectives and specifics of communication in order to demonstrate an appropriate image and impress others. Aim. The paper aims to identify the formal and dynamic characteristics of a student’s personality, its fundamental properties, intelligence, cognitive styles and self-presentation in educational settings. Materials and methods. The study involved 149 adolescents between 13-14 years of age (Lyceum No. 42, Ufa), including 64 boys and 85 girls. The study was performed using the following tools: V. Rusalov questionnaire on the formal and dynamic characteristics of a personality (temperament); Eyesenck personality questionnaire modified by V. Rusalov; E. Volkova and V. Rusalov CPS - Q questionnaire; R. Amthauer Intelligence structure test modified by L. Yasukova. The results obtained were processed with IВМ SPSS Statistics v. 27 (descriptive statistics, ANOVA). Results. It was found that self-presentation was determined by a dominant activity of a person (cognitive, communicative, psychomotor). The psychological profiles of adolescents were obtained based on their individual and psychological characteristics. These profiles reflect the specifics of self-presentation and students’ preferences with regard to educational activities (individual, group, practice/subject-oriented). Conclusion. The knowledge of self-presentation and its specifics will allow teachers to select educational technologies, which contribute to a comprehensive, accurate and meaningful understanding of a subject, and find the most effective way of providing educational services.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И САМОПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.14529/jpps220107

Индивидуально-психологические особенности и самопредъявление подростков в учебной деятельности

Е.В. Волкова1, Е.В. Ахмадеева2^

1 Институт психологии Российской академии наук, г. Москва, Россия

2 Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия я elena-ram@yandex. ru

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного анализу формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальных свойств личности, интеллекта, когнитивных стилей и особенностей самопредъявления подростков в учебной деятельности. Под самопредъявлением в учебной деятельности понимается особая форма психической активности обучающегося, где на основе индивидуально-психологических свойств, интеллектуальных особенностей, доминирующих когнитивных стилей в зависимости от целей и специфики взаимодействия демонстрируется соответствующий образ для произведения нужного впечатления на окружающих. Цель. Изучение формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальные свойства личности, интеллект, когнитивные стили и особенности самопредъявления подростков в учебной деятельности. Материалы и методы. В исследовании приняли участие 149 подростков в возрасте 13-14 лет седьмого класса лицея № 42 г. Уфы. Среди них - 64 юноши и 85 девушек. Диагностика осуществлена с помощью опросника формально-динамических свойств индивидуальности (темперамент) В.М. Русалова, опросника фундаментальных свойства личности Г. Айзенка в модификации В.М. Русалова, опросника CPS - Q Е.В. Волковой, В.М. Русалова, теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.А. Ясюковой. Статистическая обработка данных реализовывалась в программе 1ВМ SPSS Statistics v. 27: описательная статистика, сравнительный анализ (ANOVA). Результаты. Установлено, что самопредъявление подростков определяется доминирующей активностью личности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной). На основе индивидуально-психологических особенностей составлены психологические профили подростков, в которых выявлена специфика самопредъявления и предпочтения к определенным формам учебной деятельности (индивидуальной, групповой, практической / предметной). Заключение. Знания специфики самопредъявления позволят педагогам подбирать развивающие технологии обучения, способствующие полному, точному, осмысленному восприятию учебного материала, и организовывать процесс обучения с максимальной пользой для каждого обучающегося.

Ключевые слова: самопредъявление, активность моторная, активность интеллектуальная, активность коммуникативная, интеллект, когнитивные стили

Финансирование: статья подготовлена авторами при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-29-14019 Институт психологии РАН).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Волкова Е.В., Ахмадеева Е.В. Индивидуально-психологические особенности и самопредъявление подростков в учебной деятельности // Психология. Психофизиология. 2022. Т. 15, № 1. С. 72-83. DOI: 10.14529/jpps220107.

© Волкова Е.В., Ахмадеева Е.В., 2022.

Original article

DOI: 10.14529/jpps220107

Individual psychological characteristics and self-presentation of adolescents in educational settings

E.V. Volkova1, E.V. Akhmadeeva

11nstitute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia 2 Bashkir State University, Ufa, Russia M elena-ram@yandex.ru

Abstract

Introduction. The article presents the results of an empirical study on the formal and dynamic characteristics of a student's personality, its fundamental properties, intelligence, cognitive styles and self-presentation in educational settings. Self-presentation in educational settings is considered as a special form of activity, which combines individual psychological characteristics, cognitive features and styles with respect to the objectives and specifics of communication in order to demonstrate an appropriate image and impress others. Aim. The paper aims to identify the formal and dynamic characteristics of a student's personality, its fundamental properties, intelligence, cognitive styles and self-presentation in educational settings. Materials and methods. The study involved 149 adolescents between 13-14 years of age (Lyceum No. 42, Ufa), including 64 boys and 85 girls. The study was performed using the following tools: V. Rusalov questionnaire on the formal and dynamic characteristics of a personality (temperament); Eyesenck personality questionnaire modified by V. Rusalov; E. Volkova and V. Rusalov CPS - Q questionnaire; R. Amthauer Intelligence structure test modified by L. Yasukova. The results obtained were processed with IBM SPSS Statistics v. 27 (descriptive statistics, ANOVA). Results. It was found that self-presentation was determined by a dominant activity of a person (cognitive, communicative, psychomotor). The psychological profiles of adolescents were obtained based on their individual and psychological characteristics. These profiles reflect the specifics of self-presentation and students' preferences with regard to educational activities (individual, group, practice/subject-oriented). Conclusion. The knowledge of self-presentation and its specifics will allow teachers to select educational technologies, which contribute to a comprehensive, accurate and meaningful understanding of a subject, and find the most effective way of providing educational services.

Keywords: self-presentation, motor activity, intellectual activity, communicative activity, intelligence, cognitive styles

Funding: the article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research (Grant No. 19-29-14019. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences).

The authors declare no conflict of interest.

For citation: Volkova E.V., Akhmadeeva E.V. Individual psychological characteristics and self-presentation of adolescents in educational settings. Psikhologiya. Psikhofiziologiya = Psychology. Psycho-physiology. 2022;15(1):72-83 (in Russ.) DOI: 10.14529/jpps220107.

Введение

Актуальность исследования обусловлена значительными преобразованиями в сфере образования. Ведущей целью образовательного процесса, соответствующего современным ориентирам, становится развитие личности обучающегося как субъекта учебной деятельности, способного в полном объеме использовать собственный потенциал, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, анализировать свои действия, стремиться к саморазвитию, самоактуализации и эффективному взаимодействию с окру-

жающими1. В связи с этим проблема самопредъявления в учебной деятельности приобретает особую значимость как для теоретических, так и для эмпирических исследований.

В зарубежных и отечественных исследованиях самопредъявление исследуют с разных сторон: как действия для создания собственного впечатления, способ выражения образа субъекта, форма личностной активности,

1 Об образовании в Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от

02.07.2021). Собрание законодательства Российской

Федерации. 2012 г. № 53. Ст. 7598 (Часть I)._

средство самовыражения, поведение в обществе, способность проявлять индивидуально-психологические особенности [1-9]. К примеру, Р. Баумейстер, Б. Понтари, Э. Глейн интерпретируют этот феномен как поведение, с помощью которого передается определенная информация о себе другим людям с целью получения одобрения [1, 2]. По мнению Б. Шленкера, Дж.В. Трюдо, М.Ф. Вейгольда и И.П. Шкуратовой, самопредъявление можно определить совокупностью всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, состоящей из одного или нескольких человек [3, 5]. По мнению О.А. Пикулевой, самопрезентация в качестве составляющей самопредъявления определяется «как деятельность (активность), как процесс, как поведение, как способ и как способность», являющаяся неотъемлемой составляющей в межличностном взаимодействии2. Н.А. Федорова рассмотрела самопрезентацию с позиции теории деятельности, выделив последовательные этапы этого процесса: на уровне деятельности - определение мотива, на уровне действий - характеристика цели и на уровне операций - выбор средств и спосо-бов3. Как одну из форм активности личности, которая осуществляется в двусторонних отношениях, где субъект демонстрирует индивидуальные характеристики, используя личностные ресурсы, друзей и взрослого, определяет самопредъявление И.А. Журавлева. Этот процесс, по мысли автора, проявляется в деятельности, где демонстрируется отношение к себе, людям, общественным явлениям, явлениям природы, миру вещей. Исследователь отмечает, что данный феномен является личностным образованием [10]. Е.Л. Доценко соотносит самопредъявление с психологическим воздействием на окружающих для достижения собственных целей4. Аналогичную точку зрения высказывает Н.Е. Харламенкова. Автор выделила последовательные стадии самопредъявления: от возникновения мотива-

2 Пикулева О.А. Социальная психология самопрезентации личности: дис. ... д-ра психол. наук (19.00.05). СПб., 2014. 426 с.

3 Федорова Н.А. Личностные и ситуационные факторы выбора вербальных техник самопрезентации. автореф. дис..... канд. психол. наук

(19.00.05). М., 2007. 29 с.

4 Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, управление и защита. СПб.: Речь, 2004. 342 с.

ции до искажения информации о себе и манипуляции аудиторией5. В исследовании Ю.А. Гоцевой выявлены специфические характеристики подростков, обусловливающие

самопредъявление, которое интерпретируется

6

как коммуникативный процесс .

Анализ вышеуказанных работ свидетельствует, что самопредъявление в ситуациях социального взаимодействия и межличностного общения исследовано достаточно подробно. В большинстве исследований объектом изучения в области самопредъявления выступали студенты (18-25 лет). Однако работ, в которых изучались бы особенности самопредъявления у подростков с разной выраженностью моторной, интеллектуальной и коммуникативной активностями в учебной деятельности, не обнаружено, что обусловливает актуальность проведения настоящего исследования.

Согласно специальной теории индивидуальности В.М. Русалова, в процессе учебной деятельности за счет усиления темпераменталь-ных свойств индивидуальности или включения компенсаторных механизмов у обучающихся вырабатываются предпочтения к определенным формам обучения, в которых они достигают успехов. В результате действия одних одновременно действующих законов, обусловленных средой жизнедеятельности, формируются предметно-содержательные характеристики психики (мотивы, интеллект, направленность). В результате действия других законов на базе обобщенных биологических программ развиваются формально-динамические особенности индивидуального поведения. «Формальные свойства, традиционно объединяющиеся под общим термином «темперамент», не существуют изолированно, а входят в состав более высокоорганизованных структур личности7. Они могут выступать как в качестве предпосылок и условий деятельности, так и влиять на ее динамику, своеобразие и стиль» [11-16], т. е. опре-

5 Харламенкова Н.Е. Генез самоутверждения личности в процессе взросления: автореф. дис. ... д-ра психол. наук (19.00.13). М., 2004. 48 с.

6 Гоцева Ю.А. Особенности самопредъявления подростков в семейной, учебной и дружеской сферах общения: автореф. дис. . канд. психол. наук (19.00.01). Ростов н/Д., 2008. 26 с.

7 Rusalov V.M., Velumyan N.A. The choice of a

school subject and adolescents' character traits / Materials of the international research and practice conference "Science, Technology and Higher Education". Westwood, Canada. 2012. Vol. 2. P. 241-246._

делять особенности самопрезентации личности в учебной деятельности. В.М. Русалов отмечает, что «темперамент зависит от свойств нервной системы, а они, в свою очередь, понимаются как основные характеристики функциональной системы, обеспечивающие интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга и всей нервной системы в целом»8. Перечисленные фундаментальные свойства темперамента могут проявляться по-разному в психомоторной, интеллектуальной или коммуникативной сферах деятельности, обусловливая особенности самопредъявления подростка в учебной деятельности.

Учебную деятельность В.В. Давыдов определяет как активность, направленную на освоение способов предметных и познавательных действий, которые обобщены в теоретическое знание. Структура учебной деятельности состоит из мотивов учения и учебных задач, учебных действий, а также действий самооценки и контроля. Характеристики деятельности - решение учебных задач и овладение знаниями, освоение понятий и способов действий, изменение психических свойств и поведения обучаемого [17].

Обобщая изложенное выше, самопредъявление в учебной деятельности можно рассматривать как процесс коммуникации, в котором его участники на основе индивидуально-психологических свойств, интеллектуальных особенностей, доминирующих когнитивных стилей и целей взаимодействия демонстрируют соответствующий образ для произведения нужного впечатления на окружающих.

Цель исследования: изучение формально-динамических особенностей индивидуальности, фундаментальных свойств личности, интеллекта, когнитивных стилей и специфики самопредъявления подростков в учебной деятельности. Мы предположили, что подростки с доминирующей активностью в интеллектуальной, коммуникативной и психомоторной сферах демонстрируют специфические особенности самопредъявления в учебной деятельности.

Материалы и методы

Для выявления особенностей индивидуальности подростков использовался комплекс диагностических методик:

8 Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально -психофизиологические и психологические исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 2012. 528 с.

1) формально-динамические особенности индивидуальности - «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» В.М. Русалова7;

2) фундаментальные свойства личности -«Опросник фундаментальных свойств личности» Г. Айзенка в модификации В.М. Русалова» [18];

3) когнитивные стили - «CPS-Q» Е.В. Волковой, В.М. Русалова» [19].

4) интеллектуальные способности - «Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра» в модификации Л.А. Ясюковой9.

Статистическая обработка данных реали-зовывалась в программе 1ВМ SPSS Statistics v. 27: описательная статистика (средняя, дисперсия, асимметрия, эксцесс), сравнительный анализ (ANOVA).

В исследовании приняли участие 149 подростков в возрасте 13-14 лет седьмого класса лицея № 42 г. Уфы. Среди них 64 юноши и 85 девушек. После обработки данных были отобраны школьники, у которых преобладает только одна активность. Респонденты с несколькими доминирующими активностями были исключены из исследования. Детальное описание выборки представлено в табл. 1.

В зависимости от особенностей формально-динамических свойств индивидуальности подростки были распределены на три группы: в первую группу вошли респонденты с выраженной интеллектуальной активностью, во вторую группу включили подростков с преобладающей коммуникативной активностью, третью группу представили участники опроса с доминирующей моторной активностью.

В табл. 1 приведены учащиеся, обладающие одной выраженной активностью. Среди респондентов чаще встречаются подростки с доминирующей коммуникативной активностью, при этом школьников с выраженной интеллектуальной активностью меньше.

Результаты и обсуждение

Величина эксцесса (коэффициент вариации) и его значение - асимметрия (распределение значений) свидетельствуют о соответствии нормальному распределению, что позволяет применить параметрические методы анализа к полученным данным. Результаты

9 Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST). Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН». 2002. 80 с.

сравнительного анализа данных (ANOVA) у респондентов с разной доминирующей активностью представлены в табл. 2-5.

Показатели активности в моторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах достоверно различаются в разных группах респондентов. Подростки с выраженной коммуникативной активностью значимо отлича-

ются более высокой общей эмоциональностью и эмоциональностью в интеллектуальной сфере. Подростки с выраженной моторной активностью демонстрируют более высокие показатели общей активности и низкие показатели эмоциональности.

Подростки с выраженной коммуникативной активностью характеризуются достоверно

Таблица1 Table 1

Распределение школьников по выраженности формально-динамических свойств индивидуальности (n = 112) Distribution of schoolchildren with respect to the expressiveness of their formal and dynamic characteristics (n = 112)

Группы/Group Количество/ Number of children %

1. Моторная активность / Motor activity 36 32,1

2. Интеллектуальная активность / Intellectual activity 33 29,5

3. Коммуникативная активность / Communicative activity 43 38,4

Всего / Total 112 100

Таблица 2 Table 2

Средние значения показателей формально-динамических свойств индивидуальности в группах респондентов с разной доминирующей активностью (n = 112) Average values of formal and dynamic characteristics by groups with respect to a dominant activity (n = 112)

Средние значения показателей, баллы /

Average values, points

Показатели/ Parameter Респонденты с выраженной моторной активностью/ Respondents with expressed motor activity Респонденты с выраженной интеллектуальной активно- Респонденты с выраженной коммуникативной активностью/ F Р

стью/ Respondents with expressed intellectual activity Respondents with expressed communicative activity

Моторная активность/ Motor activity 23,25 ± 3,84 18,06 ± 5,2 16,63 ± 4,86 21,278 0,001

Интеллектуальная активность/ Intellectual 15,11 ± 3,6 20,58 ± 3,632 14,74 ± 3,8 27,790 0,001

activity

Коммуникативная активность/ Communicative 19,14 ± 5,1 17,70 ± 4,77 23,93 ± 3,6 20,695 0,001

activity

Эмоциональность моторная/ 4,86 ± 1,92 5,52 ± 1,42 5,28 ± 1,79 1,276 0,283

Motor emotionality

Эмоциональность ин-

теллектуальная/ Intellectual emotionality 5,94 ± 2,12 6,00 ± 2,32 7,23 ± 2,17 4,361 0,015

Эмоциональность ком-

муникативная/ Commu- 5,75 ± 2,2 6,52 ± 2,09 6,67 ± 1,67 2,344 0,101

nicative emotionality

Общая активность/ 51,08 ± 9,61 50,42 ± 10,73 47,02 ± 9,73 1,896 0,155

Total activity

Общая эмоциональность/ Total emotionality 16,56 ± 4,86 18,03 ± 4,77 19,19 ± 4,04 3,305 0,040

* полужирным шрифтом выделены значимые различия / significant differences are in bold-faced type.

Таблица 3 Table 3

Средние значения показателей фундаментальных свойств личности в группах респондентов с разной доминирующей активностью (n = 149) Average values of indicators of fundamental personality traits in groups of interviewees with different dominant activity (n = 112)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели / Parameter Средние значения показателей, баллы / Average values, points F Р

Респонденты с выраженной моторной активностью/ Respondents with expressed motor activity Респонденты с выраженной интеллектуальной активностью/ Respondents with expressed intellectual activity Респонденты с выраженной коммуникативной активностью/ Respondents with expressed communicative activity

Экстраверсия/ Extraversion 21,86 ± 6,62 19,39 ± 6,06 25,14 ± 5,93 8,214 0,001

Нейротизм/ Neuroticism 17,72 ± 4,46 18,30 ± 3,95 19,28 ± 4,96 1,203 0,304

Психотизм/ Psychoticism 13,08 ± 4,04 13,88 ± 3,9 13,12 ± 4,01 ,443 0,643

* полужирным шрифтом выделены значимые различия / significant differences are in bold-faced type.

более высокими, а подростки с выраженной интеллектуальной активностью - более низкими показателями экстраверсии. В целом выборка подростков отличается выраженностью экстраверсии, мягкосердечия и нейро-тизма. Подростки с выраженной коммуникативной активностью обладают более высокими показателями нейротизма, но это различие не является значимым.

Обнаружены значимые различия по таким когнитивным стилям, как абстрактная концептуализация и нетолерантность: подростки с выраженной интеллектуальной активностью отличаются более высокими показателями абстрактной концептуализации и нетолерантности по сравнению с другими группами респондентов. В целом выборка подростков характеризуется большей выраженностью следующих когнитивных стилей: поленезависимость превалирует над полезависимостью, узкий диапазон эквивалентности над широким диапазоном эквивалет-ности, гибкость над ригидностью, рефлективность над импульсивностью, толерантность над нетолерантностью. Следует отметить, что у подростков с выраженной моторной активностью конкретная концептуализация превалирует над абстрактной, в то время как у подростков с выраженной интеллектуальной и коммуникативной активностью - абстрактная концептуализация над конкретной.

Как и следовало ожидать, группа респондентов с выраженной интеллектуальной ак-

тивностью характеризуется более высокими показателями по сравнению с другими группами респондентов, при этом большинство различий достигли статистической значимости. Респонденты с выраженной коммуникативной активностью по большинству показателей демонстрировали статистически более низкие значения: оперативная логическая память, пространственное мышление, образный синтез, математическая интуиция, понятийная категоризация, интуитивное понятийное мышление и понятийное логическое мышление. Один из противоречивых результатов, требующий дальнейших исследований, состоит в том, что подростки с выраженной моторной активностью, демонстрирующие достоверно более низкие значения показателей практического интеллекта и формальнологического мышления, обладают высокими показателями оперативной логической памяти.

На основе обобщения полученных данных можно описать особенности самопрезентации подростков с разной доминирующей активностью. Подростки с доминирующей моторной активностью характеризуются высокой потребностью в физической активности и низкой чувствительностью к неудачам в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной деятельности. Они предпочитают групповые формы обучения с конкретными и ясными инструкциями, в которых реализована возможность манипуляции с раз-

Таблица 4 Table 4

Средние значения показателей когнитивных стилей в группах респондентов с разной доминирующей активностью (n = 112) Average values of cognitive styles by groups with respect to a dominant activity (n = 112)

Показатели / Parameter Средние значения показателей, баллы / Average values, points F Р

Респонденты с выраженной моторной активностью/ Respondents with expressed motor activity Респонденты с выраженной интеллектуальной активностью/ Respondents with expressed intellectual activity Респонденты с выраженной коммуникативной активностью/ Respondents with expressed communicative activity

Полезависимость/ Field dependence 12,75 ± 2,77 13,18 ± 2,71 13,81 ± 3,49 1,217 0,300

Поленезависимость/ Field independence 17,06 ± 3,88 17,36 ± 3,1 16,74 ± 3,5 0,291 0,748

Узкий диапазон эквивалентности/ Narrow equivalence range 16,50 ± 3,28 16,55 ± 3,25 16,65 ± 3,43 0,024 0,976

Широкий диапазон эквивалентности/ Wide equivalence range 13,44 ± 2,720 13,39 ± 2,94 13,23 ± 3,46 0,051 0,950

Гибкость/ Flexibility 15,75 ± 2,931 16,97 ± 2,40 15,81 ± 3,72 1,678 0,192

Ригидность/ Rigidity 12,86 ± 2,49 12,82 ± 2,68 12,77 ± 3,65 ,009 0,991

Импульсивность/ Impetuosity 12,92 ± 2,77 13,52 ± 3,18 13,09 ± 2,84 ,380 0,685

Рефлективность/ Reflectivity 12,92 ± 2,77 17,27 ± 2,72 16,19 ± 3,49 1,182 0,311

Конкретная концептуализация/ Specific conceptualization 16,50 ± 3,94 16,73 ± 3,00 15,70 ± 2,8 1,074 0,345

Абстрактная концептуализация/ Abstract conceptualization 15,68 ± 2,81 17,55 ± 2,43 16,56 ± 3,55 3,234 0,043

Толерантность/ Tolerance 17,78 ± 3,23 18,33 ± 3,43 18,56 ± 3,15 0,581 0,561

Нетолерантность/ Intolerance 12,44 ± 2,63 13,30 ± 2,47 11,53 ± 3,16 3,745 0,027

* полужирным шрифтом выделены значимые различия / significant differences are in bold-faced type.

личными предметами/моделями. Пространственное мышление и оперативная логическая память наряду с высокой моторной активностью, низкой эмоциональностью и конкретной концептуализацией выступают в качестве важных ресурсов успешности самопредъявления данной группы подростков.

Подростки с доминирующей интеллектуальной активностью отличаются высокой потребностью в интеллектуальной деятельности и чувствительностью к неудачам в психомоторной и коммуникативной деятельности. Они предпочитают индивидуальную работу и наи-

более успешны в ситуациях, когда педагог применяет в качестве основного метода обучения метод кейсов или метод решения задач. Они предпочитают «нестандартные способы решения задач, легко устанавливают разного рода связи и отношения между разными объектами деятельности» [18]. Групповые формы обучения могут снижать продуктивность учебной деятельности данной группы подростков, поскольку они обладают низкой потребностью в общении и им придется перераспределять свои ресурсы между выполнением собственно образовательной задачи и общением в группе.

Таблица 5 Table 5

Средние значения показателей интеллекта в группах респондентов с разной доминирующей активностью (n = 112) Average values of intelligence by groups with respect to a dominant activity (n = 112)

Показатели/ Indicators Средние Avera значения показателей, баллы/ ge values of indicators, points F Р

Респонденты с выраженной моторной активностью/ Interviewees with expressed motor activity Респонденты с выраженной интеллектуальной активностью/ Interviewees with expressed intellectual activity Респонденты с выраженной коммуникативной активностью/ Interviewees with expressed communicative activity

Практический интеллект/ Practical intelligence 7,31 ± 2,64 8,84 ± 1,95 7,95 ± 2,43 3,575 0,031

Интуитивное понятийное мышление/ Intuitive conceptual reasoning 8,69 ± 3,27 9,81 ± 2,25 8,14 ± 2,86 3,212 0,044

Понятийное логическое мышление/ Conceptual logical reasoning 7,17 ± 2,85 8,22 ± 2,43 6,72 ± 3,05 2,644 0,076

Понятийная катего-ризация/Conceptual categorizing 5,47 ± 3,443 7,16 ± 3,59 5,07 ± 3,61 3,396 0,037

Математическая интуиция/ Mathematical intuition 6,44 ± 4,588 8,94 ± 4,01 6,37 ± 4,28 3,937 0,022

Формальнологическое мышление/ Formal logical thinking 5,25 ± 4,49 10,19 ± 6,06 6,42 ± 5,12 9,322 0,001

Образный синтез/ Figurative composition 8,06 ± 4,05 10,44 ± 3,0 7,09 ± 3,44 7,540 0,001

Пространственное мышление/ Spatial reasoning 8,17 ± 4,45 9,34 ± 3,31 8,07 ± 3,38 1,238 0,294

Оперативная логическая память/ Operative logical memory 28,64 ± 9,35 15,78 ± 4,76 14,44 ± 5,73 0,874 0,420

*жирным шрифтом выделены значимые различия / significant differences are in bold-faced type.

Подростки с доминирующей коммуникативной активностью обладают ярко выраженной потребностью в общении и широким набором коммуникативных программ, они отличаются высокой общей эмоциональностью и эмоциональностью в интеллектуальной сфере. Поэтому данная группа подростков особенно чувствительна к критическим замечаниям относительно неудачного публичного выступления или содержательности, понятно-

сти и выразительности речи. Для них являются предпочитаемыми групповые формы обучения, которые, с одной стороны, требуют высокого уровня коммуникативных способностей, с другой - выступают в качестве основного условия успешного самопредъявления. Они чувствительны к нюансам в деятельности и склонны к четкому выделению границ, нуждаются в поддержке и одобрении группы, открыты новому опыту. Общение

выступает в качестве важнейшего ресурса успешного самопредъявления данных подростков в учебной деятельности.

Заключение

Эмпирические данные показали, что способы самопредъявления в подростковом возрасте сопряжены с доминирующей активностью индивидуальности (интеллектуальной, коммуникативной, моторной). На основе сопоставления индивидуально-психологических особенностей и предпочтений к определенным формам учебной деятельности (индивидуальной, групповой, предметной) рассмотрены особенности самопредъявления подростков с разной доминирующей активностью.

Самопредъявление подростков с преобладающей психомоторной активностью будет более эффективно в подвижных игровых, деловых, здоровьесберегающих технологиях, технологиях с большим количеством тонкой моторной деятельности: лабораторные, практикумы, профильные мастерские, уроки-экскурсии, уроки-полевые исследования.

Самопредъявление подростков с доминирующей интеллектуальной активностью будет более продуктивно в технологиях проблемного или задачного обучения, креативно-развивающих технологиях (например, ТРИЗ) и интеллектуально-развивающих технологиях.

Самопредъявление подростков с преобладающей коммуникативной активностью будет

менее ресурсоемко и более успешно в технологиях, в которых задействованы обширные коммуникативные возможности школьника, например, технологии диалогового обучения, разнообразные игровые, ролевые и деловые технологии.

Мы полагаем, что результаты исследования особенностей самопредъявления подростков с доминирующей активностью могут способствовать педагогам в организации образовательного пространства и более полному, точному и осмысленному восприятию содержания образования всеми обучающимися.

Перспектива направления заключается в изучении самопредъявления подростков в сопряженности с генетическими механизмами, пространственными способностями и индивидуальными различиями. Это позволит на раннем этапе обучения выявить количество детей, предрасположенных к определенному профилю (естественнонаучному, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому и универсальному), подобрать условия, которые соответствуют доминирующей активности обучающихся для качественного образования, и разработать программы по профессиональной ориентации будущих выпускников основной школы. Необходимы дальнейшие генетические исследования различных аспектов самопредъявления, пространственных способностей и индивидуальных различий, а также лонгитюдные и кросс-культурные исследования обучающихся.

Список источников

1. Baumeister R.F., Tice D.M. Role of self-presentation and choice in cognitive dissonance under forced compliance: Necessary or sufficient causes? // Journal of personality and social psychology. 1984. Vol. 46. № 1. P. 5-13. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.L5.

2. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in Less Protective Self-Presentation: The Effects of a Friend's Presence on the Socially Anxious // Basic and Applied Social Psychology. 2012. Vol. 34 (6). P. 516526. DOI: https://doi.org/10.1080/ 01973533.2012.728112.

3. Schlenker B.R., Trudeau J.V. Impact of self-presentations on private self-beliefs: Effects of prior self-beliefs and misattribution // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 58. № 1. P. 22-32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.L22.

4. Хороших В.В. Самопрезентация как ресурс современного молодого специалиста // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 1. С. 22-24.

5. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

6. Weigold M.F. Communication science: A review of the literature // Science Communication. 2001. Vol. 23. P. 164-193. DOI: https://doi.org/10.1177/10755 47001023002005.

7. Изотова Е.И. Особенности самопредъявления подростков с разной степенью сформиро-ванности идентичности // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 26. С. 9.

8. Трифонова Т.А. Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера [Эл. ресурс] / Т.А. Трифонова // Портал психологических новостей. URL: http://www.psypress.ru/articles/ 22648.shtml (дата обращения: 04.11.2021).

9. Шкуратова И.П., Гоцева Ю.А. Самопредъявление подростков в межличностном общении // Прикладная психология: достижения и перспективы. Ростов н/Д: Изд-во Фолиант, 2004. C. 267-283.

10. Журавлева И.А. Самопрезентация как форма предъявления индивидуальных личностных характеристик // Педагогическое образование и наука. 2012. № 8. C. 19-25.

11. Русалов В.М. Теоретические проблемы построения специальной теории индивидуальности человека // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 4. С. 23-35.

12. Трофимова И.Н. Взаимосвязь характеристик темперамента с некоторыми особенностями познавательной деятельности человека // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 74-82.

13. Taxonomies of psychological individual differences: biological perspectives on millennia-long challenges / I. Trofimova, W.H. Sulis, T.W. Robbins et al. // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 373. Iss. 1744. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0152

14. Trofimova I. Observer Bias: An Interaction of Temperament Traits with Biases in the Semantic Perception of Lexical Material. PLoS ONE. 2014. № 9(1): e85677. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0085677.

15. Uher J., Trofimova I., Sulis W. et al. Diversity in action: Lessons learned about taxonomies of individual differences and psychopathology // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. Vol. 373. Iss.1744. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0172

16. Volkova E.V. Developmental learning: theoretical and empirical considerations // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. P. 81-86. DOI: https://doi.org/10.1016/ j.sbspro.2013.06.228

17. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 3-4. С. 14-19.

18. Волкова Е.В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. 256 с.

19. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 5. С.32-42.

Поступила 23.10.2021; одобрена после рецензирования 14.02.2022; принята к публикации 25.02.2022.

Об авторах:

Волкова Елена Вениаминовна, доктор психологических наук, доцент, заведующий лабораторией способностей и ментальных ресурсов имени В.Н. Дружинина, Институт психологии Российской академии наук (Россия, 129366, Москва, ул. Ярославская, д. 13), ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-3809-3639, volkovaev@mail.ru.

Ахмадеева Елена Владимировна, старший преподаватель, кафедра общей психологии, факультет психологии, Башкирский государственный университет (Россия, 450080, Уфа, ул. Менделеева, д. 173/7), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4159-0401, elena-ram@yandex.ru.

Заявленный вклад авторов:

Волкова Е.В. - научное руководство, разработка схемы исследования, методологические основания статьи, обработка данных, интерпретация данных исследования.

Ахмадеева Е.В. - обзор соответствующей литературы, подготовка первоначального варианта статьи, обработка данных, интерпретация данных исследования, визуализация результатов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

References

1. Baumeister R.F., Tice D.M. Role of self-presentation and choice in cognitive dissonance under forced compliance. Journal of personality and social psychology. 1984;46(1):5-13. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.46.L5.

2. Pontari B.A., Glenn E.J. Engaging in Less Protective Self-Presentation: The Effects of a Friend's Presence on the Socially Anxious. Basic and Applied Social Psychology. 2012;34(6):516-526. DOI: https://doi.org/10.1080/ 01973533.2012.728112.

3. Schlenker B.R., Trudeau J.V. Impact of self-presentations on private self-beliefs: Effects of prior self-beliefs and misattribution. Journal of personality and social psychology. 1990;58(1):22-32. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.58.L22.

4. Khoroshikh V.V. Self-presentation as resource of modern specialist. Nauchno-tekhnicheskiye ve-domosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Gumanitarnyye i obshchestvennyye nauki = Scientific and technical sheets of St. Petersburg state polytechnical university. Humanities and social sciences. 2013;1:22-24. (in Russ.).

5. Shkuratova I.P. Samopred"yavlenie lichnosti v obshchenii: monografiya [Self-presentation of personality in communication: monograph]. Rostov-on-Don. Publ. house YuFU, 2009:192. (in Russ.).

6. Weigold M. F. Communication science: A review of the literature. Science Communication. 2001;23:164-193. DOI: https://doi.org/10.1177/10755 47001023002005.

7. Izotova E.I. Features of self-representation in teenagers with different levels of identity development. Psihologicheskie issledovaniya = Psychological research. 2012;5(26):9. (in Russ.).

8. Trifonova T.A. Features of the relationship between self-presentation and character traits. Portal psihologicheskih novostej = Psychological news portal. Available at: http://www.psypress.ru/ articles/22648.shtml (accessed 04.11.2021). (in Russ).

9. Shkuratova I.P., Gotseva Yu.A. Self-presentation of adolescents in interpersonal communication. Prikladnaya psihologiya: dostizheniya i perspektivy = Applied Psychology: Achievements and Prospects. 2004;267-283. (in Russ.)

10. Zhuravleva I.A. Self-presentation as a form of individual's performance. Pedagogicheskoe ob-razovanie i nauka = Pedagogical education and science. 2012;8:19-25. (in Russ.).

11. Rusalov V.M. Theoretical problems of constructing a special theory of human individuality. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological journal. 1986;7(4):23-35. (in Russ.).

12. Trofimova I.H. The relationship of the characteristics of temperament with some features of human cognitive activity. Voprosy psihologii. 1997;1:74-82. (in Russ.)

13. Trofimova I., Sulis W.H., Robbins T.W. et al. Taxonomies of psychological individual differences: biological perspectives on millennia-long challenges. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018;373(1744):20170152. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0152.

14. Trofimova I. Observer Bias: An Interaction of Temperament Traits with Biases in the Semantic Perception of Lexical Material. PLoS ONE. 2014;9(1):e85677. DOI: https://doi.org/ 10.1371/journal.pone.0085677.

15. Uher J., Trofimova I., Sulis W. et al. Diversity in action: Lessons learned about taxonomies of individual differences and psychopathology. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018;373(1744):20170172. DOI: https://doi.org/10.1098/rstb.2017.0172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Volkova E.V. Developmental learning: theoretical and empirical considerations. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013;82:81-86. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.sbspro.2013.06.228.

17. Davydov V.V., Slobodchikov V.I., Tsukerman G.A. Junior schoolchild as a subject of educational activity. Voprosypsikhologii = Questions of psychology. 1992;3-4:14-19. (in Russ.).

18. Volkova E.V. Tekhnologii razvitiya mental'nykh resursov [Technologies for the development of mental resources]. Moscow. Institute of Psychology RAS Publ. House. 2016:256. (in Russ.).

19. Rusalov V.M., Volkova E.V. Personal cognitive styles and their correlation with person's temperament and character in early youth. Psikhologicheskiy zhurnal = Psychological journal. 2015;36(5):32-42.

Submitted 23.10.2021; approved after reviewing 14.02.2022; accepted for publication 25.02.2022.

About the authors:

Elena V. Volkova, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Laboratory of Abilities and Mental Resources named after V.N. Druzhinin, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (13, Yaroslavskaya str., Moscow, 129366, Russia), ORCID: https://orcid.org/ 0000-0003-3809-3639, volkovaev@mail.ru.

Elena V. Akhmadeeva, Senior Lecturer, Department of General Psychology, Faculty of Psychology, Bashkir State University (173/7, Mendeleeva str., Ufa, 450080, Russia), ORCID: https://orcid.org/ 0000-0002-4159-0401, elena-ram@yandex.ru.

Contribution of the authors:

E.V. Volkova - scientific management, study framework development, methodological basis of research, data processing, interpretation of research data.

E.V. Akhmadeeva - reviewing the relevant literature writing the draft, data processing, interpretation of research data, visualization of results.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.