Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности'

Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1153
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / BEHAVIOR AND ACTIVITY SELF-REALIZATION / INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES OF THE PERSON / SELF-ACTUALIZATION / MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арендачук Ирина Васильевна

Успешность личности в научно-педагогической деятельности рассматривается с позиции выраженности у нее индивидуально-психических свойств, как факторов субъектного уровня профессионализма. Анализируются результаты эмпирического исследования, показывающие наличие достоверных различий в индивидуальных особенностях личности «успешных» и «неуспешных» преподавателей высшей школы, выделяются факторы, наиболее значимые для их профессиональной успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually-psychological Factors of Success of the Person in Scientific and Pedagogical Activity

Success of the person in scientific and pedagogical activity is considered from a position of expressiveness at it individually-mental properties, as factors of subject level of professionalism. The results of empirical research showing presence of authentic distinctions in specific features of the person of "successful" and "unsuccessful" teachers of the higher school are analyzed, factors, the most significant for their professional success are allocated.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности»

98) ... хорошие показатели нашего обучения;

99) ... наличие политических взглядов, совпадающих с мнением авторитетов;

100) ... хорошие отношения людей, увлекающихся одним и тем же;

101) ... схожесть взглядов и целей одногруппников в учебе;

102). наличие стабильных точек зрения в общественно-политических вопросах;

103) ... материальная выгода от увлечений;

104) ... наш личностный рост в процессе обучения;

105) ... совместно преодолевать трудности, возникающие в группе во время обучения;

106) ... схожесть целей общественной работы;

107) ... согласие увлечений с нашим внутренним миром;

108) ... хороший психологический климат в нашей учебной группе;

109) ... разнообразие в общественной жизни учебной группы;

110) ... удовлетворение, получаемое от увлечений;

111) ... оказание поддержки друг другу при выполнении сложного учебного задания;

112) ... при выполнении общественной работы быть сплоченным коллективом;

113) ... схожесть целей в наших увлечениях;

114) ... проявление в обучении наших уникальных качеств и черт характера;

115) ... материальная выгода, приносимая общественной работой;

116) ... достижение успеха в наших хобби;

117) ... удовлетворение, получаемое от процесса обучения;

118) ... развитие у нас способностей и навыков в общественных мероприятиях;

119) ... чувство удовлетворения, испытываемого нами от совместной учебы;

120) ... помощь друг другу при выполнении общественной работы;

121) ... коллективизм во время наших увлечений;

122) ... дополнительные материальные выгоды, получаемые нами в учебе;

123) ... наша карьера в общественной жизни;

124) ... хобби, одобряемое состоятельными людьми;

125) ... чувство удовлетворения от хобби;

126) ... обучение в учебном заведении или на специальности, высоко оцениваемые другими;

127) ... установление контактов с людьми со схожими общественными взглядами;

128) ... внесение различных усовершенствований в наши увлечения;

129) .чувство удовлетворения, получаемое одногруппниками от выполнения общественных поручений;

130) ... поддержка друг друга в увлечениях.

УДК 159.98 (076.5)

И.В. АРЕНДАЧУК

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: arend-irina@yandex.ru

Индивидуально-психологические факторы успешности личности в научно-педагогической деятельности

Успешность личности в научно-педагогической деятельности рассматривается с позиции выраженности у нее индивидуально-психических свойств, как факторов субъектного уровня профессионализма. Анализируются результаты эмпирического исследования, показывающие наличие достоверных различий в индивидуальных особенностях личности «успешных» и «неуспешных» преподавателей высшей школы, выделяются факторы, наиболее значимые для их профессиональной успешности.

Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность, саморегуляция поведения и деятельности, индивидуально-типологические особенности личности, самоактуализация, мотивационная сфера личности.

I.V. ARENDACHUK

Individually-psychological Factors of Success of the Person in Scientific and Pedagogical Activity

Success of the person in scientific and pedagogical activity is considered from a position of expressiveness at it individually-mental properties, as factors of subject level of professionalism. The results of empirical research showing presence of authentic distinctions in specific features of the person of «successful» and «unsuccessful» teachers of the higher school are analyzed, factors, the most significant for their professional success are allocated.

Key words: scientific and pedagogical activity, behavior and activity self-realization, individually-typological features of the person, self-actualization, motivational sphere of the person.

© И.В. Арендачук, 2010

Специфика научно-педагогической деятельности преподавателя высшей школы обусловлена ее многокомпонентностью, включающей в себя как научную, так и педагогическую составляющие. В психологическом контексте наука понимается как социально организованная система особого вида духовного производства, продукты которого отображают реальность в эмпирически контролируемых логических формах. Исходя из этого, можно определить научную деятельность как процесс производства научных знаний в условиях индивидуальной или коллективной форм научно-исследовательского труда. Главной функцией научной деятельности является открытие новых проблем, фактов, истин1, а основным принципом - «взаимодействие, а точнее диалективное единство теории, эксперимента и практики»2.

В резолюции XXVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО применительно к профессиональной деятельности преподавателей высшей школы разводятся понятия «исследовательская деятельность» и «научная работа», которые в отечественном науковедении не разделяются. Под исследовательской деятельностью понимается осуществление оригинальных разработок в области естественных или социальных наук, культуры или образования, предполагающих тщательные, упорядоченные изыскания в зависимости от характера и условий поставленных проблем. Научная работа трактуется как процесс, посредством которого вузовские работники готовят научные труды по своему предмету, публикуют их, совершенствуют свою деятельность в качестве препо-давателей3. Таким образом, научная работа непосредственно увязывается с преподава-

тельской деятельностью и является неотъемлемой частью любого обновления знаний по предмету преподавания.

Такой подход к содержанию научно-педагогической деятельности вузовских преподавателей разделяется рядом исследователей, отмечающих, что учебный процесс оказывается эффективным только в случае обеспечения его наиболее способными и активными в научных исследованиях преподавателями4. И в этой связи становится актуальным выявление индивидуально-психических особенностей как факторов субъектного уровня профессионализма личности, обусловливающих успешность вузовского преподавателя в научно-педагогической деятельности.

Проведенное нами психологическое исследование индивидуально-психических особенностей преподавателей высшей школы с использованием психодиагностических методов и экспертной оценки профессиональной успешности 119 преподавателей Саратовского государственного университета и Саратовского юридического института МВД РФ позволило выявить систему взаимосвязанных свойств личности, влияющих на ее успешность в научно-педагогической деятельности.

Статистический анализ особенностей саморегуляции поведения и деятельности (изученной с помощью методики В.И. Моросановой)5 выявил существенные различия между группами «успешных» и «неуспешных» преподавателей (р < 0,01), как в уровнях исследуемых признаков, так и в их распределениях, что свидетельствует о гетерогенности в выраженности показателей саморегуляции в сравниваемых группах (табл. 1). Более высокий общий уровень са-

Таблица 1

Особенности саморегуляции преподавателей высшей школы

Группы преподавателей Планирование Моделирование Программирование Оценка результатов Гибкость регуляции Самостоятельность Общий уровень саморегуляции

«Успешные» 7,24 7,12 7,06 7,00 6,76 5,88 33,41

«Неуспешные» 6,18 5,65 6,12 5,59 5,06 3,82 27,00

Г-критерий Стьюдента 3,13 6,05 3,15 5,97 4,92 6,98 10,15

Х2-Пирсона 24,68 60,63 29,31 41,31 36,58 42,32 83,90

морегуляции у «успешных» преподавателей по сравнению с «неуспешными» и развитость составляющих ее регуляторных процессов позволяет говорить о сформированности гармоничного индивидуально-типологического профиля на высоком уровне, что и является предпосылкой профессиональной успешности в научно-педагогической деятельности. При этом проявленность в группе «успешных» преподавателей показателей моделирования, оценки результатов, гибкости регуляции и самостоятельности подводит к заключению о том, что профессиональная успешность личности детерминирована сформированностью самостоятельного в контроле и гибкого в учете условий деятельности стиля саморегуляции.

Индивидуально-типологические свойства у «успешных» и «неуспешных» преподавателей значимо не различаются лишь по показателям экстраверсии и тревожности, и особенно существенны различия по шкале ригидности, выраженной у «неуспешных» преподавателей и характеризующей субъективизм и тугопод-вижность установок личности (табл. 2).

Комплексный анализ совокупности индивидуально-типологических особенностей в рамках теории ведущих тенденций Л.Н. Собчик6 показал структуру различий между «успешными» и «неуспешными» преподавателями: в группе «успешных» наблюдаются выраженные акцентуации сензи-тивности, тревожности и лабильности, а у «неуспешных» - ригидности, интроверсии, сензитивности и тревожности. Именно это и определяет различия в ведущих тенденциях личности и сказывается на детерминации ее профессиональной успешности в научно-педагогической деятельности.

При этом у «успешных» преподавателей имеет место сбалансированность черт экс-

траверсии и интроверсии, что означает обращенность личности в мир реальных явлений, позитивную самооценку и стремление к самоутверждению; на фоне акцентуированных экстраверсии и лабильности становится выраженным такое качество, как коммуникативность; сочетание тревожности с повышенной лабильностью формирует компромиссность личности, т.е. одновременное стремление и к самоутверждению, и к избеганию конфликта с референтной группой. В то же время наличие прямой значимой корреляционной связи между тревожностью и спонтанностью (г = 0,476; р < 0,05), сбалансированных друг с другом, свидетельствует о проявлении высокой поисковой активности и напористости при самопредъявлении сильного «Я». Совокупность индивидуально-типологических свойств «успешных» преподавателей позволяет говорить: о повышенной эмоциональности, как чувствительности к явлениям окружающей среды и интенсивности выражения чувств; о мотивации, направленной на эмоциональную вовлеченность в деятельность, на общение, на стремление к самоутверждению в глазах окружающих; об индивидуальном стиле общения, направленного на вовлеченность в межличностные отношения при заметном стремлении найти у референтной группы признание, занять значимую позицию.

Акцентуирование черт интроверсии у «неуспешных» преподавателей говорит о застенчивости и недостаточной общительности, проявляющихся во внешней пассивности при повышенной интрапсихической активности (тенденции к уходу в себя, в мир своего Я), что на фоне повышенной сензи-тивности формирует тенденцию личности к зависимости от средового воздействия, препятствующую ее стремлению к самоут-

Таблица 2

Индивидуально-типологические особенности преподавателей высшей школы

Группы преподавателей Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Лабильность

«Успешные» 5,47 5,33 3,94 4,27 4,71 5,71 6,04 6,16

«Неуспешные» 5,24 3,74 2,94 6,29 5,59 6,47 6,24 5,47

Г-критерий Стьюдента 0,53 4,69 3,90 -8,81 -3,01 -2,43 -0,53 3,63

Х2-Пирсона 8,38 32,84 24,27 48,92 31,66 17,88 8,85 16,66

верждению. Кроме того, акцентуированные сензитивность и тревожность отражают выраженность конформизма, который в совокупности с низкой агрессивностью ведет к подавлению личности социумом. Значительная ригидность на фоне интроверсии свидетельствует не только о тенденции личности к индивидуализму, но и о склонности к инертности установок, приводящим к трудностям вхождения в деятельность, к устойчивости собственного, временами самобытного и субъективного мнения. В целом совокупность индивидуально-типологических свойств «неуспешных» преподавателей позволяет говорить: о повышенной эмоциональной чувствительности к явлениям окружающего мира; о мотивации, ориентированной на отстаивание собственной позиции и сохранение своих интересов; о тенденции к индивидуализму в деятельности и зависимости от группы при взаимодействии с микросоциумом.

Таким образом, анализ индивидуально-типологических особенностей преподавателей высшей школы показывает, что у «успешных» преподавателей оказались выраженными коммуникативность, направленность на эмоциональную вовлеченность в межличностные отношения, у «неуспешных» - тенденция к конфликтности, индивидуализму в деятельности, ориентация на отстаивание собственной позиции.

Показатели, характеризующие стремление личности к самоактуализации (изученные с помощью опросника личностной ориентации Э. Шострома)7, также статистически значимо различались в группах «успешных» и «неуспешных» преподавателей, как в уровнях

исследуемых признаков, так и в их распределениях (табл. 3).

Исследование интегральной структуры самоактуализации позволило выделить статистически значимые различия между «успешными» и «неуспешными» преподавателями по следующим личностным переменным:

а) базовым, характеризующим уровень самоактуализации личности - компетентности во времени, свидетельствующей о способности субъекта жить «настоящим» и видеть свою жизнь целостной; локусом контроля или личностной ориентация в системе «опора на других - внутренняя опора», показывающей степень направленности личности на себя, на свободу от социального давления и чужих ожиданий;

б) дополнительным, ориентированным на отдельные аспекты самоактуализации - гибкости поведения, характеризующей степень гибкости личности при реализации своих ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации; реактивной чувствительности, показывающей степень адекватности потребностей и чувств личности, ее отзывчивости к нуждам других людей; спонтанности в выражении чувств, обусловливающей способность проявлять свои истинные чувства в непредвиденных, незапланированных ситуациях; самоуважением, свидетельствующим о способности субъекта ценить свои достоинства; способности к интимным контактам, выражающейся в умении устанавливать глубокие, неформальные взаимоотношения с другими людьми, в адекватности предъявляемых к ним требований и собственной ответственности в субъект-субъектном общении.

Таблица 3

Личностные ориентации преподавателей высшей школы

Группы преподавателей Компетентность во времени Локус контроля Ценности самоактуализации Гибкость Реактивная чувствительность Спонтанность Самоуважение Принятие себя Принятие природы человека Целостность восприятия Принятие агрессии Способность к близким контактам

«Успешные» 2,63 2,58 52,8 56,1 53,9 52,1 54,0 56,0 55,8 53,4 51,6 60,8

«Неуспешные» 1,57 1,31 46,5 48,0 44,4 44,2 45,5 50,1 48,9 50,6 43,9 48,3

Г-критерий Стьюдента 9,65 10,37 4,62 5,23 6,30 6,25 6,05 3,29 4,00 2,36 4,03 7,83

Х2-Пирсона 53,7 64,7 34,8 55,0 55,8 41,7 53,8 50,2 17,8 23,5 34,1 47,4

I I

& £ 05 Я О О ^ 5 Я о

66 _ 64 _ 62 _ 60 -58 -56 -54 -52 " 50 " 48 "

63,3

58,8

57,4

53,6

Научная деятельность

Педагогическая деятельность

Успешные преподаватели

Неуспешные преподаватели

Уровень самоактуализации преподавателей высшей школы в научно-педагогической деятельности

Большая проявленность этих личностных характеристик у «успешных» преподавателей указывает на выраженную у них (по сравнению с «неуспешными») тенденцию к самоактуализации.

Исследование самоактуализации преподавателей высшей школы в контексте научно-педагогической деятельности (по методике Т.Д. Дубовицкой)8 показало неравнозначность влияния ее составляющих на профессиональную самореализацию (рисунок). По мнению преподавателей, педагогическая деятельность (на уровне р < 0,01) способствует большей самоактуализации и творческому проявлению личности, чем научная. Вместе с тем «успешные» преподаватели характеризуются значительно более высоким коэффициентом самоактуализации как в научной, так и педагогической деятельности по сравнению с «неуспешными», что и объясняет их большую активность в про-

фессиональной деятельности, более полное проявление своих способностей, стремление к успехам в делах и достижению целей, увлеченность деятельностью, наполненной смыслом, способность контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исследование мотивационной сферы преподавателей высшей школы также показало наличие различий между «успешными» и «неуспешными». Так, у «успешных» преподавателей доминируют бытийные мотивы, определяющие стремление личности к самореализации в профессии, а у «неуспешных» и дефицитарные (общежитейские), и бытийные мотивы, реализуемые в профессиональной деятельности, выражены равнозначно. При этом в структуре мотивов у «успешных» преподавателей преобладает творческая активность личности, а у «неуспешных» преподавателей - общение (табл. 4).

Таблица 4

Показатели мотивационной структуры личности преподавателей высшей школы

Группы преподавателей Жизнеобеспечение Комфорт Социальный статус Общение Общая активность Творческая активность Социальная полезность деятельности Дефицитарные мотивы (общежитейские) Бытийные мотивы

«Успешные» 51,84 51,32 60,52 58,64 59,68 76,52 62,08 55,71 66,16

«Неуспешные» 51,73 44,15 50,85 77,12 49,00 69,42 50,96 55,63 56,28

Г-критерий Стьюдента 0,10 5,43 6,29 -9,77 9,08 4,56 11,42 0,12 12,82

Х2-Пирсона 6,93 67,04 62,43 101,3 67,22 72,26 78,24 21,97 34,50

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволяет прийти к следующим заключениям. Профессиональная успешность личности в научно-педагогической деятельности обусловлена совокупностью условий, к которым на субъектном уровне профессионализма относятся:

- сформированность самостоятельного в контроле и гибкого в учете условий деятельности стиля саморегуляции, доминирование в его структуре регуляторных процессов планирования и программирования;

- проявленность в структуре индивидуально-типологических свойств коммуникативности, направленности на эмоцио-

нальную вовлеченность в межличностные отношения;

- выраженность ориентации личности на самоактуализацию, ее значимость как в педагогической, так и научной составляющих профессиональной деятельности.

Стремление преподавателей высшей школы к самореализации и их профессиональную успешность также определяет доминирование в структуре мотивации бытийных мотивов. В тоже время можно говорить, что в научно-педагогической деятельности преподавателей вуза ведущей является ее педагогическая составляющая, которая в большей степени обеспечивает личности творческое самовыражение в профессии.

Примечания

1 См.: Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В. и др. Психология науки. М., 1998. С. 11.

2 Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М.; Воронеж, 1996. С. 84.

3 См.: Болотин И., Березовский А. Кадры современной высшей школы // Высшее образование в России. 1998. № 2. С. 22.

4 См.: Зиновкина М. Н. Вузовский педагог XXI века // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13-15.

5 См.: Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М., 2004.

6 См.: СобчикЛ.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2003.

7 См.: Шостром Э. Опросник личностной ориентации (ЛиО). Практическое руководство. М., 2002.

8 См.: Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики ситуативной самоактуализации личности: контекстный подход // Психол. журн. 2005. Т. 26, № 5. С. 70-78.

УДК 159.95

Л.Е. ТАРАСОВА

Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: let01@mail.ru

Идеальный образ будущего у студенческой молодежи из российской провинции

В статье раскрываются социально-психологические аспекты формирования идеального образа будущего у студенческой молодежи из российской провинции. Дается характеристика социально-психологических факторов формирования образа будущего у провинциальной молодежи.

Ключевые слова: образ будущего, провинциальная студенческая молодежь, социально-психологические факторы формирования образа будущего.

L.E. TARASOVA Ideal Image of the Future at Student's Youth from the Russian Province

In the article the social-psychological aspects of formation of an ideal image of the future at student's youth from the Russian province are opened. The characteristic of social-psychological factors of formation of an image of the future at provincial youth is given.

Key words: ideal image of the future, provincial student's youth, social-psychological factors of formation of an image of the future.

Сегодняшняя социокультурная ситуация характеризуется как неравномерностью развития различных регионов страны, так и повышением уровня специализации социаль-

ных групп и отдельной личности, что приводит к существенным отличиям во вкусах и интересах, в стандартах потребления и уровне восприятия информации, в коммуникативных

© Л.Е. Тарасова, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.