Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.08.2013.
УДК 797.21
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ДВИЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МАССОВОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ
Олег Евгеньевич Понимасов, кандидат педагогических наук, доцент,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург,
Ренат Алексеевич Лайшев, кандидат педагогических наук, Генеральный директор, Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр Образования Самбо-
70 (ГБОУЦО Самбо-70), г. Москва
Аннотация
В статье разработаны методические подходы к обучению прикладному плаванию, связанные с индивидуальными двигательными навыками занимающихся. Сформулировано условие индивидуально-ориентированного преобразования, подразумевающее согласованность методики обучения с имеющимися дидактическими возможностями. Установлено, что избирательное замещение отдельных элементов техники плавания при сохранении общей структуры сложившегося стереотипа движений ведет к улучшению способа передвижения в воде. Реализация сформулированного условия предполагает первоначальное преобразование малоэффективных элементов с последующим интегрированием всех освоенных движений в единый способ передвижения в воде. Представлены результаты изменений технико-скоростных показателей способов плавания, полученные в результате педагогического эксперимента.
Ключевые слова: индивидуализированное обучение плаванию, способы плавания, преобразование движений.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.08.102.p128-131
INDIVIDUALLY ORIENTED TRANSFORMATION OF MOVEMENTS IN CONDITIONS OF TRAINING TO THE APPLIED SWIMMING
Oleg Evgenyevich Ponimasov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, branch of the Kirov Military Medical Academy,
St. Petersburg,
Renat Alekseevich Layshev, the candidate of pedagogical sciences, Director General,
Public budgetary educational institution Center of Sambo Education - 70, Moscow
Annotation
The methodological approaches to the training to applied swimming have been developed in this article, connected with the individual motor skills of the involved. The condition of individually oriented transformation, implying the consistency of the teaching methodology with the didactic possibilities has been formulated. It has been revealed that the selective substitution of the individual elements of the swimming technique while maintaining the overall structure of the stereotype movements leads to the improvement of the mobility in water. The realization of the formulated condition implies the first-ever transformation of low-performing components and subsequent integration of all acquired movements into the single integrated technique of movement in the water. The results of the changes of technical and speed performance of swimming styles obtained due to the experiment have been presented.
Keywords: individualized training to swim, swimming styles, motions transfiguration.
Различные методики обучения плаванию, выделенные по способу формирования навыков обучаемых, по величине охвата их двигательного потенциала, по характеру взаимодействия преподавателя и обучаемых, по характеру двигательной деятельности зани-
мающихся в зависимости от ситуаций, обладают различным навыкоформирующим потенциалом. Однако, методики, базирующиеся на индивидуальных двигательных представлениях обучаемых, являются наиболее доступными для их восприятия. Двигательные образования как проявления двигательной сферы человека являются доминирующими в регуляции его жизнедеятельности [1].
Действующие модели обучения (последовательная, последовательно-
параллельная, целостно-раздельная, интенсифицированная, с использованием технических средств обучения) обладают различным потенциалом для формирования навыков плавания. Наибольшие навыкоформирующие возможности, на наш взгляд, заключены в индивидуально-опосредованной модели обучения, напрямую соотносимой с индивидуальным двигательным опытом человека.
Индивидуализированное обучение плаванию как гуманистически направленная технология современного прикладного образования обладает всеми характеристиками, способными обеспечить индивидуальное двигательное развитие и индивидуализацию образовательного процесса. Профессионально проводимые занятия, направленные на обучение в рамках имеющегося двигательного опыта, позволяют творческим путем отыскать «индивидуально-рациональный» способ плавания для каждого занимающегося.
В целях повышения качества образовательного процесса, максимального достижения поставленных целей обучающего и воспитательного характера должны быть созданы необходимые для этого условия: сформировать у преподавателя умение оценивать индивидуальные особенности движений обучаемых, а именно стилевые вариации их передвижений в воде. Это обстоятельство педагогического процесса является основополагающим для индивидуализированного обучения плаванию, так как навыки оценивания стилевых особенностей передвижений обучаемых представляет собой первый шаг к управлению их индивидуальным развитием. Среди технологий обучения, способных обеспечить индивидуальное двигательное развитие в условиях водной среды, ведущее место отводится тем из них, которые вовлекают занимающихся в соучастие по формированию собственного двигательного потенциала. Подобные технологии подразумевают двойственный посыл процесса обучения, совместное построение преподавателем и обучаемым индивидуального способа плавания, содержащего элементы, различающиеся по рациональности, но наиболее освоенные и приемлемые для формирования персональных плавательных движений конкретного занимающегося.
Индивидуализированное обучение плаванию предполагает самоактуализацию двигательного опыта человека. В нем изначально заложена необходимость выбора решений, направленных на поиск нестандартных путей построения индивидуальных способов плавания, заданий на проявление саморефлексии. Кроме того, обучаемый сам должен понимать смысл собственных движений и направления, в которых следует строить свои дальнейшие действия.
Отсюда логичен переход к поиску адекватных путей совершенствования индивидуальных особенностей техники передвижений в воде. Условие индивидуальноориентированного преобразования, предполагает согласованность методики обучения с индивидуальными двигательными возможностями обучаемых и направленностью их совершенствования.
При выборе методики обучения плаванию предпочтение было отдано той из них, которая была бы реализуема в рамках имеющихся дидактических возможностей, диктовалась насущной необходимостью педагогической ситуации и предполагала наибольшую эффективность и результативность обучения. Реализуемость методики заключалась в том, чтобы она могла удовлетворять всем ограничениям дидактического, временного, процессуального, организационного, технического и иного характера, возникающим при ее применении. Факторами, ограничивающими использование методики обучения плаванию, являются лимит времени, отводимый на эти цели, наличный уровень двигательных
возможностей обучаемых, прочность ранее сформировавшихся двигательных стереотипов, целесообразность и эффективность воздействия на те или иные стороны двигательного потенциала, восприимчивость обучаемых к вновь вводимой методике формирования двигательных навыков, уровень развития учебно-материальной базы, возможности дальнейшей реализации методики на последующих этапах профессионально обучения. Таким образом, реализуемость методики рассматривалась как минимум в трех аспектах: дидактическом, временном и организационном.
Дидактический аспект предусматривал исследование возможностей обучения навыкам передвижений в воде:
а) на основе традиционных методов с возвратом к начальному обучению плаванию;
б) путем переучивания на иные способы плавания;
в) посредством замещения отдельных элементов сложившегося стереотипа движений без изменения его общей структуры.
Временной аспект предполагал оценку возможности выполнения всех методических приемов и действий, составляющих разрабатываемую методику, с сохранением последовательности и этапов обучения в установленные сроки в рамках существующих программ профессионального образования.
Организационный аспект охватывал сферу взаимодействия преподавателя и обучаемых посредством методов организации занимающихся.
Оценка реализуемости методики проводилась на основе комплексного рассмотрения показателей, характеризующих обучение навыкам плавания, воспитание необходимых физических качеств и развитие индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с учетом уровня их подготовленности на начало обучения, действующих учебных программ и прогнозов их выполнения.
Разрабатываемая индивидуально-ориентированная методика [3] замещения была апробирована в процессе обучения прикладному плаванию курсантов военноспециального вуза Министерства Обороны. Для участия в эксперименте были отобраны испытуемые, предрасположенные к попеременной структуре гребковых движений. Отдельные элементы сложившихся самобытных способов передвижений в воде замещались более рациональными движениями без изменения общего стереотипа плавания.
Обучение проводилось в течение 10 учебно-тренировочных занятий по 1 часу каждое. Курсанты контрольной группы обучались способу плавания кроль на груди целостно-раздельным методом [2].
Условие индивидуально-ориентированного преобразования определило два этапа разрабатываемой методики обучения. На 1-ом этапе предполагалось преобразование малоэффективных элементов, на 2-ом - интегрирование всех элементов в единый способ передвижения в воде.
Преобразование целостной комбинации плавания проводилось в следующих направлениях: формирования улучшенного способа на основе вновь изученного элемента, подчинения технике осваиваемого элемента сложившемуся стереотипу движений и согласования преобразуемого двигательного действия с дыханием.
Изменения техники плавания оценивались по техническим и скоростным параметрам. Результаты эксперимента отражены в таблице.
ВЫВОДЫ
Соблюдение условия индивидуально-ориентированного преобразования движений при обучении прикладному плаванию улучшает технику и скорость передвижения в воде. Согласованность применяемой методики обучения с индивидуально-сложившимися стереотипами плавания сокращает время освоения улучшенных вариаций техники.
Таблица
Технико-скоростные показатели способов плавания, полученные в результате первичного и повторного тестирований испытуемых _________________контрольной и экспериментальной групп___________________
Показатели КГ ЭГ
1-е тест-е 2-е тест-е 1-е тест-е 2-е тест-е
Скорость передвижения, м^ 0,63±0,02 0,66±0,03 0,71 ±0,02 0,73±0,04
Темп гребков, цикл!мин 53,0±0,8 52,6±0,1 62,1±0,3 52,9±0,5
«Шаг» передвижения, м 0,74±0,04 0,76±0,05 0,68±0,06 0,84±0,03
ЛИТЕРАТУРА
1. Меерсон, Ф.З. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам / Ф.З. Меерсон, Н.Г. Пшенникова. - М. : Медицина, 1988. - 256 с.
2. Макаренко, Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 218 с.
3. Понимасов, О.Е. Условие индивидуально-двигательного опосредования как фактор валидности обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафт. - 2013. - № 7 (101). - С. 110-113.
REFERENCES
1. Meyerson, F.Z. and Pshennikova, N.G. (1988), Adaptation to the stress and physical stress situations, publishing house “Medicine”, Moscow.
2. Makarenko, L.P. (1979), Swimming, publishing house “Physical Culture and Sports”, Moscow.
3. Ponimasov, O.E. and Layshev, R.A. (2013), “Condition of the individual motional mediation as validity factor of training to the applied swimming”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 110-113.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2013.
УДК 796.011
ТИПОЛОГИЯ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ НА ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ
Елена Александровна Рахимова, старший преподаватель,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ)
Аннотация
Необходимость разработки и реализации исследования связана с особенностями развития нашего общества, новым формирующимся образом жизни людей, повышением значимости личностной физической культуры. Здоровый образ жизни, забота о себе приобрели сейчас особый смысл. Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту. Предметом исследования являются особенности формирования компонентов образа жизни молодежи. Исследование проводилось с помощью созданной автором анкеты, обрабатывалось с помощью программы SPSS 20. Исследование показало, что респонденты выделяют следующие функции физической культуры: укрепление здоровья, совершенствование тела, развитие дисциплины, но она не является частью здорового образа жизни, приятным проведением досуга. Была установлена разница в особенностях образа жизни молодежи в зависимости от типа ориентации на физическую культуру.
Ключевые слова: образ жизни, ценности, тип ориентации на физическую культуру.