Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN216.pdf Статья опубликована 13.04.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Юрловская И.А., Гучмазова К.П. Индивидуально-образовательный маршрут студентов как механизм индивидуализации образовательного процесса современного педагогического вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/24PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 378
Юрловская Иллона Александровна
ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», РСО-Адания, Владикавказ
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Гучмазова Кристина Павловна
ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», РСО-Адания, Владикавказ
Методист E-mail: [email protected]
Индивидуально-образовательный маршрут студентов как механизм индивидуализации образовательного процесса современного педагогического вуза
Аннотация. Авторами предложены понятия, идеи индивидуализации образовательного процесса как инновационная деятельность педагогического вуза в контексте современной парадигмы образования. Выявлены этапы, содержание и характеристики её становления в отечественной и зарубежной науке; сущность понятий «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный образовательный маршрут» будущих учителей в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Предложено авторское определение индивидуализация образовательного процесса, под которым понимается организованная посредством инновационных форм и методов система взаимодействия субъектов образования, в которой используются актуальные индивидуальные возможности каждого и учитываются, по Л.С. Выготскому, зоны ближайшего и актуального творческого развития, и гармоничного совершенствования личностной структуры. Раскрыта типология индивидуальных образовательных маршрутов студентов как механизма индивидуализации профессионального становления будущих учителей. Описан алгоритм прохождения индивидуального маршрута. Предложенный алгоритм может быть применен как к учебному процессу, так и к внеурочной деятельности обучающегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и индивидуальных особенностей, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности. В маршруте выделено три линии продвижения.
Ключевые слова: индивидуализация; профессиональная подковка; индивидуальная траектория развития; индивидуальный образовательный маршрут; индивидуальность
Педагог - не просто транслятор знаний, но организатор в проектировании индивидуальной траектории развития обучающегося, его помощник в раскрытии своего
личностного потенциала [11]. Он находится рядом с обучающимся, создает условия для развития у него способности учиться, готовности менять себя к лучшему, для формирования универсальных умений, способных помочь ему реализовать себя как личность и стать успешным в жизни в высоком смысле этого слова. А это совсем не просто для человека, который привык быть носителем знания, «истиной в последней инстанции». По утверждению К.Д. Ушинского, педагог способен успешно учить лишь до тех пор, пока учится сам [3]. Это выражение не устарело, оно приобретает все большую актуальность.
Перед современным педагогическим образованием, основной целью которого является удовлетворения культурно-образовательных потребностей личности, обеспечения общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования, - стоит задача оказать помощь будущему педагогическому работнику в сознательном выборе своего профессионального пути, осуществлении самоопределения в профессии, совершенствование творческого потенциала и профессионально значимых качеств личности.
Высвечивают путь становления человека в профессии слова академика РАО В.П. Беспалько: «Вся жизнь человека - это поход за профессиональным мастерством» [1; 11]. Для этого может понадобиться вся жизнь и непрерывное движение к мастерству. Однако путь у каждого индивидуальный. Казалось бы, против этой аксиомы никто не спорит. Кроме того, сочетания «образовательная траектория», «образовательный маршрут», «образовательная программа» стали повторяться чаще, причем обязательным явилось определение «индивидуальный». И с этого времени начинаются проблемы. Индивидуализация в образовании провозглашается беспрестанно, особенно вследствие введения новых ФГОСов и утверждения приоритетности самостоятельности обучающихся в деятельности. Во все стандарты в раздел «Условия реализации ОП вуза» внесена фраза: «Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ» [4;
5; 6].
Установлено, что потребность способна продвинуть науку быстрей университетов. И задаваемые практикой вопросы подтверждают актуализацию потребности осознать, что есть индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная траектория развития, каким способом их можно выстроить для студентов педагогических вузов (см. рисунок 1-2).
Стремление студента построить свой образовательный путь, в формировании которого преобладает жизненные ориентиры, личностное начало, прослеживается в последнее время все более отчетливо. Она довольно устойчива и разнообразна по проявлениям, что бесспорно свидетельствует о необходимости ее определения, и ее изучения.
Введение и анализ данного понятия позволяет приблизиться с других точек зрения к вопросу получения профессионального образования, которые связаны с тем, что образование рассмотривается в тесной взаимосвязи с жизнедеятельностью студента, с его ориентациями, целями, планами; с обнаружением вероятных типов, видов, вариантов маршрутов; с выявлением механизмов и закономерностей формирования и реализации маршрута; с исследованием системы взаимодействия преподавателей и студентов при его осуществлении; с изучением сущности сопровождения маршрута. Универсального рецепта создания ИОМ в настоящий момент нет. Поэтому мы спроектировали и описали свое виденье данной проблемы, для последующего построения модели индивидуализации образовательного процесса в современном педагогическом вузе.
Ядро нашего индивидуально-образовательного маршрута составляют индивидуальные особенности, потребности, мотивы, склонности, так как каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
В основу проектирования алгоритма ИОМ (индивидуального образовательного маршрута), положена логическая структура, следующих этапов:
• постановка образовательной цели (индивидуальный выбор цели профессиональной подготовки);
• самоанализ, рефлексия (осознание и соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями, например, требованиями будущей профессии);
• выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели;
• конкретизация цели (выбор курсов);
• рефлексия.
Предложенный алгоритм может быть применен как к учебному процессу, так и к внеурочной деятельности обучающегося, а каждый «шаг» конкретизируется специальными техниками и приемами в зависимости от содержания деятельности и индивидуальных особенностей, уровня сформированности его субъектности в конкретном виде деятельности.
Целью результативного прохождения по ИОМ является достижение студентом определенного уровня образованности (профессиональной компетентности).
Понятие «индивидуального маршрута» применительно к вузу разработано на основе личностно ориентированного подхода и рассматривается в качестве целенаправленной проектируемой дифференцированной образовательной программы, обеспечивающей студенту позицию субъекта выбора, разработки, реализации образовательной программы при реализации преподавателем помощи в профессиональном самоопределении и самореализации будущего педагогического работника.
Также расширению проблематики исследований индивидуального образовательного маршрута способствует ориентационный подход, обращению к понятию «поддержка маршрута».
Поддержка рассматривалась как система взаимодействия с бакалавром, позволяющая адресовать и оптимизировать прохождение маршрута. Эта дефиниция понятие, более ограниченная, чем сопровождение, и составляет его часть. Она заключалась в применении потенциала (кадрового, материально-технического, технологического и пр.) образовательной среды вуза, некоторых ее структурно-функциональных особенностей, форм и видов взаимодействия с обучающимся для реализации маршрута.
Для осуществления поддержки большое значение придается трем функциям образовательной среды: информационной, организационной и эмоциональной.
В ИОМ выделены структурные блоки, схожие со структурными составляющими образовательной программы (целевой, технологический, диагностический, организационно-педагогический, результативный).
Целевой (предполагал определение целей и основных направлений в сферы приобретения образования, формулируемых на основе ФГОС, основных мотивах и потребностях студента).
Содержательный (отражал осуществляемое в рамках определенной образовательной программы содержание образование).
Мир Науки
Технологический (охватывал применяемые методы, методики, технологии, системы обучения и воспитания).
Диагностический (выявлял систему диагностического сопровождения).
Организационно-педагогический (определял режимные условия реализации, характеристику обучающегося (индивидуальные особенности, уровень готовности к овладению, образовательные потребности), для которого создана образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.). Результативный (показ ожидаемых плодов реализации).
Рисунок 1. Авторская модель «Индивидуально-образовательный маршрута студентов как механизм индивидуализации образовательного процесса современного педагогического вуза»
В образовательном маршруте выделены три основных этапа, отвечающие каждому из них периоды и линии продвижения при получении образования. Этапы связываются с осознанием бакалавров себя в новой образовательной среде, с погружением в нее и с усвоением среды. Периоды ООМ отражают следующие положения: осознание обучающимся важности получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и группирование знаний; дифференцирование учебных предметов (областей знаний); осознание себя как будущего педагогического работника; ориентация на деятельность в качестве учителя, подготовка к ней; ориентация на занятия научной деятельностью, подготовка к ней.
ИОМ может продвигаться по определённым векторам (линиям). В маршруте мы выделили три линии продвижения: линия личностного роста; линия знаний и линия профессионального самоопределения. Перечисленные линии являются векторами типов индивидуальных образовательных маршрутов: Я-центрированный; направленный на овладение знаниями, связанный с формированием студентом себя как человека образованного; связанный с формированием студентом себя как будущего учителя -специалиста.
Уникальность индивидуально-образовательного маршрута студента заключается в том, что он дает возможность на основании контролируемой самооценки, желания к совершенствованию своих знаний и умений, увеличить объем знаний при проектировании своей учебной и внеучебной деятельности.
Однако, исходя из потребностей типов ИОМ, не все студенты, в конечном результате достигают окончательной цели в образовательном процессе вуза. Задача проведенного исследования состоит в том, чтобы максимальная часть студентов, была переориентирована на последний (Я- профессионал) тип маршрута.
В дальнейшем мы попытались ответить на следующие вопросы:
• какова цель индивидуализации в контексте личностно ориентированной парадигмы образования и профессионального становления будущих учителей;
• какие условия современного вуза поддерживают процессы индивидуализации будущих педагогических работников;
• что нового должно появиться в педагогическом высшем учебном заведении в ближайшее время, чтобы индивидуальные образовательные траектории обучающихся стали действительностью, а не мифом.
Непререкаемым законом развития каждого индивида выступает осознание себя как субъекта деятельности, автора собственной биографии. Это необходимо понимать, чтобы наши претензии на подготовку профессионалов в вузе корректировались правдой жизни.
А она такова, что при выходе в профессиональный мир выпускник вуза сталкивается с рядом системных трудностей.
При выходе в профессиональный мир выпускник вуза встречается с рядом проблем.
Во-первых, у молодых людей отсутствует опыт трудовой деятельности, а работодатель не имеет понятия о качестве рабочей силы.
Во-вторых, наличествует проблема недостаточной квалификации выпускников, что приводит их к неконкурентоспособности со старшим поколением.
В-третьих, модернизируемое образование только приступило через разработку и внедрение новых ФГОС к преодолению разрыва между динамичными технологическими изменениями в производстве и уровнем подготовки студентов в вузах.
Этот контекст, требует приумножения психолого-педагогической поддержки личностно-профессионального становления будущих педагогических работников. И здесь подключаются идеи модульно-компетентностного подхода, личностно-ориентированного обучения и самое главное, персонифицированного образования, т.е. естественного, природосообразного, «скроенного по индивидуальным меркам» [7]. Цель индивидуализации в педагогическом вузе - адресно подготовить каждого студента к самостоятельной профессиональной деятельности в соответствии с его природными задатками и склонностями. Эту идею можно реализовать через разработку индивидуальных образовательных траекторий для каждого обучающегося.
Впервые всерьез об индивидуальной образовательной траектории студента вуза в условиях массового обучения заговорили в 1990-х гг., когда началась работа над Государственными образовательными стандартами, с приходом педагогики сотрудничества и личностно ориентированного образования. Данное понятие имеет ряд схожих по смыслу выражений: персонализированное обучение, индивидуальная траектория развития, индивидуальный образовательный маршрут. Вкратце охарактеризуем некоторые из них.
Термин «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) представляет собой сложное понятие, которое пришло в педагогическую науку из физики. Употребление в педагогике физического термина имеет специфическое и уточненное значение, носит образный характер, но не утрачивает сущностную деятельностную основу. Собственно идея движения и его следа может выступать как «неким интеллектуальным замыслом» [2, с. 27].
Понятие «индивидуальная траектория развития» было введено И.С. Якиманской, полагающей, что индивидуальная траектория развития основывается на двух направлениях: адаптивности к требованиям взрослых и креативности, «позволяющей ему искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую с опорой на имеющиеся в индивидуальном опыте знания, способы, действия» [8].
ИОТ может выстраиваться различными способами, в зависимости от целей субъектов образования. В частности, поэтому индивидуальную образовательную траекторию характеризуют по-разному, в зависимости от особенности задачи, решаемой посредством данного определения.
Анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме дает возможность установить три направления реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся: содержательное, деятельностное и процессуальное, представленные в следующей схеме на рисунке 2:
Рисунок 2. Авторская схема направлений реализации индивидуальных образовательных
траекторий обучающихся
Таким образом, гуманистическая образовательная парадигма устанавливает новый тип отношений - «субъект - субъектные», при котором педагог и студент пребывают в состоянии сотрудничества и сотворчества. Допустимость реализации подобных отношений достигается посредстом выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Мы в нашем исследовании опираемся на четкую и ёмкую формулировку данного явления, автором которой является А.В. Хуторской: «Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании» [7].
Согласно определению, путь человека в образовании зависит не только от логики предметов и областей знания, но и в большей степени от личностного потенциала обучающегося, т. е. от его задатков и способностей.
Опираясь на этот вывод, учитывая результаты указанных исследований, мы понимаем под индивидуальным образовательным маршрутом персонально-событийный путь непрерывного духовно-нравственного, когнитивного, эмоционально-волевого, личностного развития и реализации потенциалов студента в образовательном процессе в вузе, в соответствии с его личными предпочтениями, мотивами и интересами.
Для определения направлений прохождения типов индивидуального образовательного маршрута, была использована методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной.
Диаграмма 1. Результаты средних значений по всем шкалам и по курсам по методике
мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной
Средний показатель по всем шкалам обучающихся с первого по последний курсы соответственно не много ниже максимума, что в свою очередь говорит о положительной оценке итога теста. На первом курсе отмечаются практически одинаковые показатели по шкалам. Предположительно, причиной этому является энтузиазм перед будущей учебой, искренними побуждениями в достижении своих целей: получения знаний, приобретение
диплома с целью хорошего овладения профессией. На втором курсе педагогического вуза, после отсеивания студентов, сдачи двух сессий и более четком представлении о предстоящей учебной деятельности, у обучающихся педагогического вуза более высокий показатель по шкале «приобретение знаний» - 7,5; далее идет «овладение профессией» - 7,1. Это говорит о высоком стремлении к получению профессиональных знаний, проявлению любознательности. По данной диаграмме ведущей целью на третьем и четвертом курсах является «овладение профессией» и «приобретение знаний». Важно владеть специализированной информацией, крепкими знаниями для овладения будущей профессией. Тест Ильиной указывает на адекватный выбор студентами профессии и удовлетворенности ею, о стремлении к самосовершенствованию, приобретению новых знаний.
Мир Науки
2016, Том 4, номер 2 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
2. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под научн. ред. И.С. Якиманской. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2007. - 140 с.
3. Ушинский К.Д. Избранное / К.Д. Ушинский / сост., авт. предисл. П. А. Лебедев.
- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. - 223 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2013. - 63 с.
6. Федеральный государственный стандарт: Личностные универсальные учебные действия [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=290 (дата обращения: 28.08. 2012).
7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
8. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
9. Юрловская И.А. Подготовка будущих педагогических работников к инновационной деятельности в условиях непрерывного профессионального образования: монография / И.А. Юрловская, А.Г. Джаганян. - Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, 2014. - 160 с.
10. Юрловская И.А. Особенности профессиональной подготовки учителя в современном ВУЗе / И.А. Юрловская, Е.К. Самсонова // Научный потенциал на свет - 2013: материалы 9-й Международной научно-практической конференции.
- София: Бял ГРАД-БГ ООД, 2013. - С. 40-44.
11. Уварова Н.М. Индивидуальная образовательная траектория как необходимое условие личностно-профессионального становления студентов колледжа / Н.М Уварова, Т.В. Максимченко // Научные исследования в образовании, №2 / 2012.
Yurlovsky Illona Alexandrovna
North-Ossetian state pedagogical Institute, RDF-Adania, Vladikavkaz
E-mail: [email protected]
Guchmazova Kristina Pavlovna
North-Ossetian state pedagogical Institute, RDF-Adania, Vladikavkaz
E-mail: [email protected]
Individual students and educational route as a mechanism of individualization of the educational process of modern
pedagogical university
Abstract. The article is new, the concepts of individualization of the educational process as an innovation activity of pedagogical University in the context of the modern paradigm of education identified the stages, content and features of its formation in domestic and foreign science; the concepts of "individualization of the educational process", "individual educational route" of future teachers in the conditions of introduction of fgos of new generation. The publication author's definition of individualization of the educational process, which is defined as an organized, through innovative forms and methods of the system of interaction of subjects of education, which uses actual individual capabilities of each and accounted for, according to L.S. Vygotsky, the zone of proximal and actual creative development and harmonious improvement of personality patterns. Also, different types of individual educational routes of students as a mechanism of individualization of professional formation of future teachers. The described algorithm through an individual route. The proposed algorithm can be applied to the educational process and the extracurricular activities of the student, and each "step" specified special techniques depending on the activities and individual characteristics, the level of formation of his subjectivity in a particular activity. In the route highlighted three lines of promotion.
Keywords: personalisation; professional horseshoe; individual development trajectory; individual educational route; individuality
REFERENCES
1. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoy tekhnologii / V.P. Bespal'ko. - M.: Pedagogika, 1989. - 192 s.
2. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya stanovleniya individual'nykh strategiy obucheniya shkol'nikov / pod nauchn. red. I.S. Yakimanskoy. - M.; Obninsk: IG-SOTslN, 2007. - 140 s.
3. Ushinskiy K.D. Izbrannoe / K.D. Ushinskiy / sost., avt. predisl. P.A. Lebedev. - M.: Izdatel'skiy Dom Shalvy Amonashvili, 1998. - 223 s.
4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - M.: Prosveshchenie, 2010. - 31 s.
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart srednego (polnogo) obshchego obrazovaniya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii. - M.: Prosveshchenie, 2013. - 63 s.
6. Federal'nyy gosudarstvennyy standart: Lichnostnye universal'nye uchebnye deystviya [Elektronnyy resurs]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=290 (data obrashcheniya: 28.08. 2012).
7. Khutorskoy A.V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu?: posobie dlya uchitelya / A.V. Khutorskoy. - M.: Izd-vo VLADOS-PRESS, 2005. - 383 s.
8. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / I.S. Yakimanskaya. - M.: Sentyabr', 2000. - 176 s.
9. Yurlovskaya I.A. Podgotovka budushchikh pedagogicheskikh rabotnikov k innovatsionnoy deyatel'nosti v usloviyakh nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya / I.A. Yurlovskaya, A.G. Dzhaganyan. - Vladikavkaz: IPTs SOIGSI VNTs RAN i RSO-A, 2014. - 160 s.
10. Yurlovskaya I.A. Osobennosti professional'noy podgotovki uchitelya v sovremennom VUZe / I.A. Yurlovskaya, E.K. Samsonova // Nauchnyy potentsial na svet - 2013: materialy 9-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. - Sofiya: Byal GRAD-BG OOD, 2013. - S. 40-44.
11. Uvarova N.M. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya kak neobkhodimoe uslovie lichnostno-professional'nogo stanovleniya studentov kolledzha / N.M Uvarova, T.V. Maksimchenko // Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, №2 / 2012.