23 (113) - 2012
Социальные финансы
УДК 336.13
ИНДИВИДУАЛЬНО-НАКОПИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ КАРТЫ
С. В. КОЗЬМИНЫХ,
аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Российский государственный торгово-экономический университет, Волгоградский филиал
В статье исследуются возможности модернизации механизма финансового обеспечения здравоохранения. Автор предлагает внедрение системы медицинских накопительных счетов и интеграцию этой системы в универсальную электронную карту. По мнению автора, реализация этого проекта позволит устранить присущие муниципальной системе здравоохранения искажения в финансовом обеспечении. Интеграция медицинского накопительного счета гражданина в его универсальную электронную карту позволяет персонифицировать систему финансирования здравоохранения и наделить гражданина платежеспособностью и правом контроля качества медицинской помощи.
Ключевые слова: медицинский, накопительный счет, электронная карта здоровья, универсальная электронная карта, финансовый, стимулирование, электронный листок нетрудоспособности.
Главной проблемой муниципального здравоохранения является не столько недостаток выделяемых средств, сколько отсутствие эффективного механизма увеличения количества и повышения качества медицинских услуг, их доступности для всех слоев населения. Доля платности медицинской
помощи увеличивается, но при этом подавляющее большинство медиков получает более чем скромную зарплату.
Сложившаяся система финансового обеспечения муниципального здравоохранения исчерпала свой потенциал и не сможет превратить увеличивающиеся, в том числе и за счет весьма затратных национальных проектов, финансовые вливания в модернизирующееся здравоохранение. Пациент, несмотря на провозглашение принципа «деньги следуют за пациентом», пока остается бесправным просителем медицинских услуг.
Муниципальному здравоохранению нужен новый подход, способный сделать пациента платежеспособным и наделить его правами принятия решения на оплату медицинских услуг и контроля их качества.
Это вовсе не означает, что медицина для граждан должна стать платной. Источники финансирования для каждой категории населения будут разные, но право оценивать качество и оплачивать медицинские услуги нужно отдать пациенту.
Гражданина можно сделать платежеспособным при помощи введения медицинских накопительных
счетов, тем самым легализовав процесс оплаты услуг. Построение системы медицинских накопительных счетов (МНС), аналогичных индивидуальным пенсионным счетам, может стать новым этапом развития здравоохранения, обязательного медицинского страхования (ОМС) и социального страхования (СС).
Медицинские накопительные счета как базовый элемент модернизации механизма финансового обеспечения здравоохранения. Для системы здравоохранения ряда зарубежных стран медицинские накопительные счета уже стали реальностью. Успешный опыт западных социальных моделей можно свести к решению нескольких финансовых, экономических и организационных задач:
— в силу того, что социальная сфера требует все больше денежных средств, правительства изыскивают различные пути их вливания с таким расчетом, чтобы не раскачать инфляционных качелей;
— ужесточаются требования к эффективному и рациональному использованию денежных средств, прежде всего за счет развития сети медучреждений, внедрения новых технологий и общей интенсификации работы отрасли;
— успешно решается важнейшая задача—максимально возможное вовлечение граждан, получателей социальных услуг во все процессы контроля их стоимости и качества;
— ускоренными темпами внедряются самые передовые технологии электронных безналичных расчетов за оказанные медицинские услуги внутри отрасли, что ведет к исчезновению «лишних» расходов, связанных с бумажным администрированием.
Первым и обязательным условием работы системы МНС является открытие гражданином специального счета в банке. На самом первом этапе это должен быть банк с государственным участием, например Сбербанк России. Расходование денег с медицинского счета должно быть ограничено исключительно медицинскими и медикаментозными целями, причем распоряжение банку на списание денежных средств с этого специального счета должно даваться путем использования особой универсальной электронной карты (УЭК), о чем подробно идет речь ниже.
Источники финансового пополнения МНС для каждой категории граждан свои. Для частных предпринимателей, иностранцев и трудовых мигрантов это собственные доходы и сбережения. Для наемных работников предприятий и организаций всех форм собственности — денежные средства в составе расходов в размере 50 % от суммы, отчис-
ляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС), и в размере 50 % от суммы, отчисляемой в Фонд социального страхования РФ (ФСС) [5]. Для государственных служащих, военнослужащих и лиц, работающих по контракту на государство либо на муниципальное образование, — из соответствующих бюджетов. Для детей, пенсионеров, малообеспеченных лиц и инвалидов, для неработающего населения — это также средства бюджетов.
Крайне важно, что именно на медицинских накопительных счетах могут аккумулироваться суммы, растворяющиеся сейчас в фондах, страховых компаниях, кассах поликлиник и карманах белых халатов. Именно на МНС работодатель будет переводить по 50 % от суммы взноса, начисляемого работнику на его оплату труда, предназначенного на обязательное медицинское и социальное страхование.
Кроме того, суммы на добровольное медицинское страхование (ДМС), которые можно включать в производственные затраты (расходы) работодателя, также смогут пополнять медицинские накопительные счета работников. По мнению автора, любой добросовестный работодатель заинтересован в поддержании работоспособности и хорошего здоровья своих сотрудников. Предлагаемая схема организации системы МНС предполагает реальный и обязательный выбор страховой компании. Избранный гражданином страховщик обеспечивает контроль качества медицинской помощи и защиту его прав как пациента.
На этот же спецсчет могут зачисляться средства, выделяемые из государственного бюджета для оплаты лекарств льготным категориям граждан. Наконец, каждый гражданин должен иметь право внести на МНС собственные деньги или деньги родственников для оплаты лекарств и медицинских услуг амбулаторного характера.
Средства на спецсчете делятся на две части. Финансовый режим спецсчета — один календарный год. Первая часть (50 %) идет на ежегодное обязательное страхование на случай госпитализации. Этот финансовый поток получают страховые компании. Оставшиеся средства — вторые 50 % спецсчета — используются непосредственно гражданином для оплаты консультативных, диагностических и лечебных услуг амбулаторного характера в пределах имеющейся на счете суммы.
Все расчеты по платежам с МНС только безналичные. Когда, например, медицинские услуги
оказываются на дому, пациент тоже их оплачивает с МНС, только через мобильный POS-терминал, который врач привозит с собой наравне с эндоскопом и градусником.
По окончании финансового года, если гражданин не имел заболеваний, связанных с помещением в стационар, а также амбулаторных заболеваний, выполнил все обязательные для его возрастной группы диагностические и профилактические мероприятия, определенная часть суммы, накопленной на МНС за истекший год, переводится на его накопительный пенсионный счет, куда зачисляется накопительная часть его будущей пенсии (табл. 1).
Кроме того, как указано в табл. 1, здоровый человек должен получать государственное финансовое стимулирование в форме льготирования по налогу на доходы физических лиц на определенные годы своей жизни. Экс-президент России Д. А. Медведев неоднократно и справедливо призывал «активно задействовать налоговые механизмы для стиму-
лирования инвестиций в развитие человеческого капитала». По мнению бывшего главы государства, «для этого требуется в максимальной степени освободить от налогов расходы компаний и граждан... на образование и медицинское страхование, софи-нансирование пенсионных накоплений».
При внедрении системы МНС схема однока-нального финансирования муниципальных учреждений здравоохранения усовершенствуется следующим образом (рис. 1).
Если гражданину в течение года не хватило оставшихся 50 % на спецсчете, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению, то он имеет право внести на МНС собственные деньги или деньги родственников для оплаты лекарств и медицинских услуг амбулаторного характера. Он также может обратиться за помощью к работодателю, который посредством добровольного медицинского страхования может пополнять МНС своих работников.
Таблица 1
Финансовое стимулирование здорового человека (возрастное льготирование по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и отчислениям взносов на ОМС и СС)
Возраст гражданина, лет Количество лет без обращения за медицинской помощью Возрастной период льготирования по НДФЛ и по взносам на ОМС и СС, лет Ставка НДФЛ, % Часть не использованной здоровым человеком суммы с его МНС, разрешенная к переводу на накопительный пенсионный счет, °%
21—30 9 30—45 11 50
30 45 15 45—55 9 75
55 65 10 55—65 7 100
Источник: составлено автором.
Страховые взносы предприятий, организаций, учреждений и работающих групп населения
Средства федерального бюджета
Федеральный ФОМС
Территориальные ФОМС
Федеральное казначейство
Личные средства граждан
дмс
-V
МНС .
50% 50 %> ]
Страховая компания, осуществляющая обязательное медицинское страхование
—
ЛПУ*
Остаток
Средства регионального бюджета
V У 1
с
Средства
муниципального
бюджета
ч /
Пенсионный фонд РФ
*ЛПУ — лечебно-профилактическое учреждение. Источник: составлено автором.
Рис. 1. Схема финансирования учреждений здравоохранения с использованием МНС
Особенно важно, что система МНС способна активировать не только потребительское, но и гражданское сознание пациента, заинтересованного в максимальном пополнении своего спецсчета работодателем и, следовательно, в выведении из тени своих заработков.
В данном случае интересы конкретного гражданина будут совпадать с интересами государства, которое также рассчитывает на рост отчислений по медицинскому страхованию для реализации своих социальных программ.
Сегодня именно правовой нигилизм, отсутствие экономической заинтересованности и ответственности работодателя и работника при уплате взносов в государственные внебюджетные фонды, безадресность и «котловой» характер денежных средств, зачисляемых в систему ОМС и СС, невозможность увязать их размер с объемом получаемых в последующем медицинских услуг приводят к искажениям в финансовом обеспечении здравоохранения и недовольству населения.
Деньги с собственного спецсчета, уплаченные за поддержание и укрепление здоровья, быстрее любого агитатора убедят граждан в том, что здоровье является высшей личной ценностью. Система МНС способствует реализации принципа индивидуальной ответственности человека за собственное здоровье. Человек, который за своим здоровьем следит, медицинскими услугами пользуется редко и за годы без обращения к ним сможет существенно пополнить свой накопительный пенсионный счет.
Итак, медицинские накопительные счета — это механизм финансового обеспечения здравоохранения с микроуровня каждого гражданина, который при его здоровом образе жизни дополняется еще и государственным финансовым стимулированием этого гражданина в форме снижения НДФЛ.
Следует уточнить, что на момент смерти гражданина оставшаяся на его спецсчете сумма прибавляется к его наследственной массе и наследуется в законном порядке. Денежные средства, которые в год смерти были со спецсчета направлены страховщику, переходят в порядке правопреемства наследнику выгодоприобретателя также в установленном законом порядке [3].
Основополагающим принципом организации МНС является индивидуальная ответственность человека за собственное здоровье. МНС — это базовый элемент модернизации финансового обеспечения здравоохранения, позволяющий разви-
вать и укреплять цивилизованное, подкрепленное личными финансами мировоззрение граждан на здоровье как на реальную и приоритетную форму человеческого капитала.
В этой связи можно охарактеризовать основные принципы модернизации механизма финансового обеспечения здравоохранения:
— значительно более высокая заинтересованность и участие гражданина — потребителя медицинских услуг в собственном страховании, обязательном для всех категорий населения;
— прозрачность ценообразования медицинских услуг, легальная форма оплаты и гарантированный стандарт качества медицинского обслуживания;
— расширение возможностей свободного выбора медицинского учреждения и профессионального уровня специалиста, оказывающего медицинскую помощь;
— новая налоговая политика, социально направленная и четко определяющая ответственность работодателей, работников и членов их семей, банковского и страхового секторов за сохранение здоровья граждан;
— внедрение механизма «медицинского капитала», которым можно оперировать и обеспечивать прирост; в традиционных страховках страховой взнос при неиспользовании пропадает (принцип «use or lose» — «используй или потеряешь»), часть средств МНС в случае их «экономии» пополняет пенсионный капитал гражданина;
— более эффективное использование финансовых средств на медицинские нужды по различным источникам и, соответственно, увеличение объема финансовых ресурсов в расчете на одного застрахованного гражданина;
— передача контроля за расходами на медицинские цели самому застрахованному лицу, что будет способствовать сдерживанию стремительного роста стоимости медицинских услуг;
— повышение престижности медицинской профессии, официальных доходов и правовой защищенности медиков;
— применение безналичной формы оплаты услуг, связывание большого объема наличной денежной массы, что будет способствовать получению антиинфляционного эффекта;
— развитие в здравоохранении реального платежеспособного спроса, обеспечивающего постоянное техническое перевооружение и внедрение передовых технологий.
Следовательно, с введением МНС возрастает ответственность гражданина за свое здоровье и здоровье членов семьи. Провозглашенные равные права на получение медицинской помощи для всех граждан во всех уголках страны становятся реальностью. При полноценном финансовом обеспечении тарифа все получат равный доступ к любому медицинскому учреждению и любой медицинской помощи, и, главное, врач и пациент будут точно знать: кто, сколько и когда все это оплатит.
При внедрении системы МНС можно будет значительно упростить систему налоговых вычетов при получении медицинских услуг, так как все расчеты сразу фиксируются на УЭК гражданина. Система будет следующей: заработал — получи отчисления на спецсчет — проверь — израсходуй на свое здоровье — экономь не в ущерб себе — по возможности пополняй пенсионный капитал.
Переход на МНС — это модернизационный этап для медицинского и социального страхования, своеобразный переход от мистицизма в понятиях «медицинская помощь», «здравоохранение», «социальное страхование» к реальному, упорядоченному, экономически рациональному отношению к охране собственного здоровья.
Алгоритм финансового обеспечения муниципального учреждения здравоохранения на основе УЭК ПРО 100 Сбербанка России. Универсальная электронная карта представляет собой единый электронный документ гражданина России, на микропроцессоре (чипе) которого записана и может быть считана специальным устройством официальная информация о владельце, включая его биометрические данные. Идея УЭК, предполагающая перевод на электронные рельсы расчетов гражданина России с государством, заложена в Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 26.07.2011).
Получать услуги в электронной форме и оплачивать их гражданин сможет при помощи УЭК, которая объединит в себе расчетный инструмент по банковским счетам, паспортные данные и доступ к социальным услугам, станет использоваться для получения информации о начислении пенсии, стипендии, о различных льготах, а также для проведения банковских операций.
В дальнейшем карта может быть использована как удостоверение личности гражданина, как по-
лис ОСАГО или водительское удостоверение. На региональном и муниципальном уровнях можно будет дополнять карту различными электронными приложениями, т. е. «подвешивать» на УЭК дополнительные услуги. Применение современных технологий делает такую карту уникальной и не имеющей аналогов в мире.
Практический опыт разработки и внедрения региональных проектов «Универсальная электронная карта» нарабатывается в настоящее время в Астраханской области, Башкирии, Татарстане и в других субъектах Федерации.
Одним из направлений развития инфраструктуры выпуска и обслуживания УЭК является использование карты для получения услуг в рамках системы государственного медицинского страхования, а также обеспечения однозначной идентификации гражданина при каждом случае осуществления государственных гарантий в сфере медицинского обеспечения, в том числе при выдаче рецептов и получении медикаментов1. Автор предлагает дополнить данную программу путем интеграции в УЭК медицинского накопительного счета гражданина с помощью модуля «Электронная карта здоровья».
Такая медицинская информационная система внедряется во всех муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, медицинские кабинеты дооснащаются считывающими модулями для использования пациентами УЭК и фиксации информации на сервере медицинского учреждения.
«Электронная карта здоровья» как одно из приложений в УЭК — это медицинский органайзер, позволяющий хранить в электронном виде, а также анализировать персональные сведения о здоровье с любого момента жизни гражданина или с момента рождения ребенка. Карта дает возможность собрать воедино в электронном виде данные многочисленных амбулаторных карт, историй болезни, результаты диспансеризации, предварительных и профилактических осмотров. Данные должны заноситься при каждом посещении пациентом лечащего врача, отделения функциональной диагностики, при визите в процедурный кабинет, а также после посещения врачом пациента на дому, по факту госпитализации. Безусловно, все медицинские услуги,
1 Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002— 2010 гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 403).
Источник: разработано автором.
Рис. 2. Преимущества интеграции «Электронной карты здоровья» и «Электронного листка нетрудоспособности» в УЭК гражданина
зафиксированные на УЭК, будут сопровождаться сведениями об их финансировании как по суммам, так и по датам. Это не представляет никакой технической проблемы, поскольку МНС гражданина будет интегрирован в этот же микропроцессор этой же карты.
Возможности УЭК вполне позволяют отказаться от рукописных текстов в «бумажной» амбулаторной карте — все здоровье пациента, используя УЭК, можно будет увидеть на мониторе компьютера. Одновременно эти возможности означают, что именно компьютерная история болезни, а не ее бумажный аналог, становится наиболее удобным и эффективным инструментом обдумывания и обсуждения врачебных действий. Распознающий и читающий УЭК модуль, соединенный с компьютером, устанавливается на рабочее место врача в медицинском учреждении, фармацевта в аптеке, а также везде, где есть потребность вносить информацию в УЭК гражданина.
Благодаря единой и защищенной современными средствами базе данных врач мгновенно получает достоверную и полную информацию о состоянии здоровья пациента с первого момента встречи с ним. Это очень важно, особенно в ситуациях, когда человек попадает в больницу, например с острой болью либо в бессознательном состоянии.
В «Электронную карту здоровья», интегрированную в УЭК, необходимо также внести еще одно приложение — «Электронный листок нетрудоспособности», что значительно сократит время на оформление больничных листов, а также финансовые операции в связи с временной нетрудоспособностью.
Листок нетрудоспособности (больничный лист) является не только документом, освобождающим гражданина от работы в связи с временной нетрудоспособностью, наступлением отпуска по беременности и родам, необходимостью ухода за больным членом семьи. Это также финансовый документ, на основании которого производятся назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств обязательного социального страхования. Кроме того, листок нетрудоспособности содержит необходимые данные для исчисления размеров указанных пособий.
Оформление врачом больничного листа будет проводиться путем использования УЭК в электронной форме с передачей сведений в Фонд социального страхования РФ о факте и параметрах нетрудоспособности, необходимых для расчета суммы пособия по каждому случаю. Средства на оплату временной нетрудоспособности, как было предложено, также поступают на МНС гражданина, который интегрирован в его УЭК.
Преимущества интеграции «Электронной карты здоровья» и «Электронного листка нетрудоспособности» в УЭК для граждан, медицинских учреждений, работодателей и национальной системы здравоохранения в целом показывает рис. 2.
Технологически создание УЭК представляется целесообразным на платформе отечественной микропроцессорной карты ПР0100 Сбербанка России. Преимуществами ПР0100 являются простота использования, 100-процентная надежность и многофункциональность.
Принципиальное отличие прежней микропроцессорной сберкарты от карты нового поколения
заключается в том, что сберкарта действовала только в закрытой сети банка, а ПРО100 имеет магнитную полосу и чип ЕМУ-стандарта2, поэтому может приниматься всеми платежными системами, в том числе международными [6, с. 49].
Универсальная электронная карта может сочетать в себе функции сразу четырех основных групп банковских карт — зарплатных, платежных, социальных и дисконтных. Наличие встроенного в УЭК микропроцессора позволит гражданам использовать ее для получения и оплаты в рамках интегрированных приложений максимального количества государственных услуг в режиме удаленного доступа в любое удобное время.
Предлагаемый далее алгоритм предусматривает последовательность, как сделать УЭК привычным и удобным инструментом платежа за оказанные медицинские услуги.
I. Установка POS-терминалов в кабинетах врачей в лечебных учреждениях. Это оборудование при поступлении пациента в стационар или обращении в поликлинику считывает информацию о наступлении страхового случая и передает сведения в ФСС или в ТФОМС.
II. Передача информации в страховую организацию по окончании лечения с использованием УЭК пациента с того же POS-терминала и компьютера врача, организация проверки страховщиком факта оказания медицинской помощи.
III. Оплата медицинской помощи лечебному учреждению по законченному случаю. Пациент акцептует списание и перевод денежных средств со своей УЭК лично.
IV. Ретроспективная экспертиза объемов и качества медицинской помощи по поступившим в страховую компанию сведениям о проведенном пациенту лечении, определение его соответствия действующим стандартам.
V. Выявление нарушений в процессе оказания медицинской помощи: оценка правильности выбора медицинской технологии, степени достижения запланированного результата и установление причинно-следственных связей выявленных дефектов
2 Стандарт EMV получил свое название по первым буквам учредивших его компаний: Europay, MasterCard и Visa. Разработан специально для банковского сектора. Цель введения стандарта EMV — совершенствование качества обслуживания держателей пластиковых карт, стандартизация услуг операторов банковских карт, модернизация систем защиты всех финансовых операций на любых уровнях.
в оказании медицинской помощи. Объем плановой ретроспективной экспертизы медицинской помощи должен составлять:
• в стационаре — не менее 5 % от числа законченных случаев лечения;
• в дневном стационаре — не менее 3 % от числа законченных случаев лечения;
• при оказании амбулаторно-поликлинической помощи — не менее 0,5 % от числа законченных случаев лечения [4].
VI. По итогам медико-экономической экспертизы специалистом-экспертом страховой организации составляется акт медико-экономической экспертизы, который является основанием для применения к медицинской организации штрафных санкций.
По мнению автора, электронная карта здоровья (ЭКЗ) как приложение к УЭК в сочетании с возможностью распоряжения средствами медицинского накопительного счета путем использования карты позволят устранить финансовые искажения, которые в настоящий момент присущи муниципальной системе здравоохранения.
Во-первых, внедрение УЭК возможно только при одноканальном финансировании здравоохранения и включении в тарифы на медицинскую помощь всех расходов на ее оказание, что согласно новому законодательству в области здравоохранения является неизбежным.
Во-вторых, функционирование МНС в сочетании с УЭК позволит сделать систему финансирования здравоохранения персонифицированной для каждого гражданина, прозрачной и понятной для всех участников данной системы.
В-третьих, каждый гражданин наделяется правом контроля качества и оплаты полученных медицинских услуг.
Поскольку главной проблемой муниципального здравоохранения является не столько недостаток выделяемых средств, сколько отсутствие эффективного механизма функционирования финансовых ресурсов, для максимального вовлечения граждан — получателей медицинских услуг во все процессы контроля их стоимости и качества предлагается внедрение системы медицинских накопительных счетов и интеграция этой системы в универсальную электронную карту. По мнению автора, реализация этого проекта позволит устранить присущие муниципальной системе здравоохранения искажения в финансовом обеспечении.
Обязательным условием для реализации проекта является, во-первых, одноканальное финансирование, во-вторых, адекватность действующих тарифов на медицинскую помощь. При этих условиях интеграция медицинского накопительного счета гражданина в его универсальную электронную карту позволяет персонифицировать систему финансирования здравоохранения и наделить гражданина платежеспособностью и правом контроля качества медицинской помощи.
Ранее в работах автор обосновал ряд мер, способствующих оптимизации использования финансовых ресурсов муниципальными учреждениями здравоохранения [1, с. 50; 2, с. 46]. Эти меры включают в себя:
— приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи с учетом сбалансированности территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи по видам и условиям ее оказания;
— внедрение полного тарифа оплаты медицинской помощи за счет средств системы обязательного медицинского страхования с учетом внедряемых в 2011, 2012 гг. стандартов оказания медицинской помощи;
— внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности;
— введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание;
— обеспечение принципа доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства;
— внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи;
— переход на систему оплаты труда медработников, ориентированную на результат, включающую стимулирующие выплаты;
— централизация управления закупками лекарственных средств и изделий медицинского назначения в рамках службы централизованных закупок;
— усиление взаимодействия бюджетных учреждений с частными организациями при оказании медицинской помощи;
— передача платных услуг внутри муниципального учреждения здравоохранения на оказание их частным медицинским организациям.
В новых условиях финансового обеспечения медицинской помощи — реформирования порядка
обязательного медицинского страхования — система функционирования здравоохранения существенно изменяется, что прямо отражается на формировании и использовании финансовых ресурсов его муниципальных учреждений:
— ответственность за работоспособность первичного звена здравоохранения переходит от муниципалитета к региону;
— к 1 января 2013 г. должен быть завершен переход на финансирование медицинской помощи по полному тарифу;
— взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения становятся фиксированными во всех субъектах РФ, денежные средства будут поступать сначала в федеральный фонд ОМС, а затем распределяться по региональным фондам ОМС.
Далее предлагается объединить мероприятия-инструменты, которые в комплексном функционировании можно рассматривать как модель модернизации финансового обеспечения муниципального здравоохранения. Наиболее приемлемой с практической точки зрения группировкой этих мероприятий-инструментов является матрица (рис. 3).
Выше главной диагонали матрицы расположены мероприятия по оптимизации финансового обеспечения муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в целом. Ниже главной диагонали располагаются мероприятия по оптимизации функционирования финансовых ресурсов. Степень значимости мероприятий снижается по мере их удаления от главной диагонали. Главная же диагональ (тонированные квадранты) объединяет мероприятия-инструменты, которые относятся и к той и другой категории мероприятий. Причем, реализация их должна происходить именно в предложенной последовательности по диагонали сверху вниз, как это представлено в матрице.
С содержательной точки зрения матрица представляет собой модель модернизации финансового обеспечения муниципального здравоохранения, объединяя в единый комплекс определенные мероприятия-инструменты.
Таким образом, модернизация финансового обеспечения муниципального здравоохранения становится реальностью на основе интеграции системы медицинских накопительных счетов в универсальную электронную карту в рамках предложенной системы мероприятий. Это позволит также устранить
Источник: разработано автором.
Рис. 3. Комплекс мероприятий-инструментов по оптимизации финансового обеспечения муниципального здравоохранения
Оптимизация функционирования финансовых ресурсов ЛПУ Модернизация механизма финансового обеспечения муниципальных ЛПУ Равнодоступность медицинской помощи для жителей всех субъектов РФ
Одноканальное финансирование Передача ответственности за работоспособность первичного звена здравоохранения от муниципалитета к региону Фиксированные взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения всех субъектах РФ Обеспечение принципа доступности медицинских услуг для всех граждан независимо от места жительства Сбалансированность бюджета здравоохранения
Переход на систему оплаты труда медицинских работников, ориентированную на результат Финансирование медицинской помощи по полному тарифу Сбалансированность территориальной программы государственных гарантий Приведение сети учреждений здравоохранения в соответствие с потребностями населения в медицинской помощи
Сочетание источников финансового обеспечения здравоохранения Централизация управления закупками лекарственных средств и ени изделий медицинского ан назначения р Внедрение системы медицинских накопительных счетов Внедрение эффективных способов оплаты медицинской помощи, ориентированных на результаты деятельности Введение персонифицированного учета медицинской помощи и ресурсов на ее оказание Платежеспособность и решающая роль потребителя медицинских услуг
Усиление взаимодействия бюджетных учреждений с частными организациями при оказании медицинской помощи Передача платных услуг внутри муниципального учреждения здравоохранения на их оказание частным медицинским организациям Корректировка законодательства о НДФЛ и о страховых взносах в государственные внебюджетные фонды Интеграция системы МНС в универсальную электронную карту
Взаимодействие муниципальных ЛПУ с частными компаниями Финансовое стимулирование здорового гражданина
финансовые искажения, присущие муниципальной системе здравоохранения, путем вовлечения получателей медицинских услуг в процесс контроля за их стоимостью и качеством, а также наделения граждан платежеспособностью и правом принятия самостоятельных финансовых решений.
Список литературы
1. Козьминых С. В. Влияние финансовых потоков, обеспечивающих бесплатную медицинскую помощь, на структуру финансовых ресурсов муниципальных учреждений здравоохранения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 6.
2. Козьминых С. В. Формирование финансовых ресурсов и оптимизация их использования муниципальными учреждениями здравоохранения в условиях нового порядка обязательного медицинского страхования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 38.
3. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (с изменениями от 14 июня 2011 г.). URL: http://www. minzdravsoc. ru.
4. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию: приказ Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 01.12.2010 № 230. URL: http://portal. ffoms. ru.
5. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. URL: http://portal. ffoms. ru.
6. Попова Т. Ю. Расширение использования инновационных банковских интернет-продуктов государственными организациями и учреждениями // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. 2011. № 57.