Научная статья на тему 'Индивидуально-дифференцированный подход к развитию координационных способностей студентов, занимающихся греко-римской борьбой'

Индивидуально-дифференцированный подход к развитию координационных способностей студентов, занимающихся греко-римской борьбой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-БОРЦЫ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / AN INDIVIDUAL-DIFFERENTIATED APPROACH / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / COORDINATION ABILITIES / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / TECHNICAL TRAINING / STUDENTS-WRESTLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Московченко Ольга Никифоровна, Шумаков Алексей Васильевич, Люлина Наталья Владимировна

Значимость работы заключается в расширении знаний о применении конкретного научного подхода в педагогическом исследовании, который чаще всего рассматривается специалистами в области физической культуры и спортивной тренировки, как частная методика, отдельно индивидуальная и дифференцированная. Результаты исследования существенно расширяют представления о роли индивидуально-дифференцированного подхода в развитии координационных способностей, что обеспечивает технико-тактическую подготовку студентов, занимающихся греко-римской борьбой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Московченко Ольга Никифоровна, Шумаков Алексей Васильевич, Люлина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The individual differentiated approach to development of coordination abilities of the students doing Greco-Roman wrestling

The significance of the work is to expand knowledge about the application of a specific scientific approach in pedagogical research, which is most often considered by specialists in the field of physical training and sports training, as a private technique, individually and differentiated. The results of the research significantly expand the concept of the role of the individual-differentiated approach in the development of coordination abilities, which provides technical and tactical training for students engaged in Greco-Roman wrestling.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-дифференцированный подход к развитию координационных способностей студентов, занимающихся греко-римской борьбой»

Педагогика

УДК 796.8

доктор педагогических наук, профессор Московченко Ольга Никифоровна

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск); доцент Шумаков Алексей Васильевич

Красноярский государственный аграрный университет (г. Красноярск); доцент Люлина Наталья Владимировна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГРЕКО-РИМСКОЙ БОРЬБОЙ

Аннотация. Значимость работы заключается в расширении знаний о применении конкретного научного подхода в педагогическом исследовании, который чаще всего рассматривается специалистами в области физической культуры и спортивной тренировки, как частная методика, отдельно индивидуальная и дифференцированная. Результаты исследования существенно расширяют представления о роли индивидуально-дифференцированного подхода в развитии координационных способностей, что обеспечивает технико-тактическую подготовку студентов, занимающихся греко-римской борьбой.

Ключевые слова: студенты-борцы, индивидуально-дифференцированный подход, координационные способности, техническая подготовка.

Annotation. The significance of the work is to expand knowledge about the application of a specific scientific approach in pedagogical research, which is most often considered by specialists in the field of physical training and sports training, as a private technique, individually and differentiated. The results of the research significantly expand the concept of the role of the individual-differentiated approach in the development of coordination abilities, which provides technical and tactical training for students engaged in Greco-Roman wrestling.

Keywords: students-wrestlers, an individual-differentiated approach, coordination abilities, technical training.

Введение. Для успешного обучения двигательным действиям должны быть хорошо развиты координационные способности - необходимые предпосылки овладения техническими приемами в борьбе. Под двигательно-координационными способностями понимают способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи [29, с. 130]. Координационные способности можно определить как сложное комплексное качество, с помощью которого человек способен быстро осваивать новые движения и успешно действовать в меняющейся обстановке. Это качество - специфическое и врожденное, однако в процессе постоянной тренировки его можно совершенствовать. Уровень развития координационных способностей зависит от того, насколько точно может ощущать человек свои движения и как быстро он может перестроиться на овладение новыми двигательными навыками [26, с. 234]. Координационные способности имеют особое значение при становлении и совершенствовании не только спортивной техники, но и во многих жизненных ситуациях, где предъявляются высокие требования к координации движений [4, 5, 6, 7, 12, 21, 22 и др.]. Они влияют на темп, ритм и способ усвоения техники выполнения движений, а также на ее дальнейшую стабилизацию и применение в различных условиях. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта [4, с. 18].

Только сформированные координационные способности являются необходимым условием для совершенствования технико-тактической подготовки [13, с. 65; 30, с. 146]. Кроме того, следует отметить, что в развитии координационных способностей нуждаются не только студенты, занимающиеся спортом, но и студенты основной и специальной медицинских групп. Координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, способствует эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями [11, 15, 17, 25, 26].

Для развития координационных способностей необходимо иметь четкое представление о методике и средствах развития [3, 7, 8, 11, 22, 23, 29 и др.].

Воспитание и совершенствование координационных способностей имеет строго специализированный характер в сложности усвоения движения, точности выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик. Положительный эффект проявляется при занятиях физической культурой [8, с. 90; 16, с. 18; 15, с. 68] с использованием метода стандартно-повторного и вариативного (переменного) упражнения.

Л. Д. Назаренко [27, с. 100] отмечает, что неожиданно возникающие достаточно сложные ситуации во многих видах спорта предъявляют к спортсменам повышенные требования относительно координации движений, что заставляет перестраивать двигательную деятельность.

В подготовке борцов греко-римского стиля большое значение придают развитию и совершенствованию двигательно-координационным способностям, под которыми понимается возможность быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи, которые могут возникнуть неожиданно [9, с. 196; 30, с. 145].

Из всего выше изложенного следует, что арсенал специальных средств и упражнений должен разрабатываться в соответствии с технико-тактическими действиями в конкретном виде спорта, с применением различных подходов.

В практике спортивной борьбы в основном применяется индивидуальный подход в условиях централизованной подготовки [10, с. 58], в повышении уровня технической подготовки [2, 20, 28], в выработке индивидуального стиля соревновательной деятельности [3, 4, 9, 31].

Дифференцированный подход, в большей степени применяется в школьной и студенческой среде на занятиях физической культурой для дозирования физической нагрузки по уровню подготовленности [16, 17] Дифференцированный подход в спортивной подготовке борцов практически не применяется [18, 19, 20].

А.Ф. Зекрин [18, с. 51] провел теоретический анализ применения дифференцированного подхода в спортивной подготовке борцов, где пришел к выводу, что в спортивной борьбе подготовку дифференцируют в соответствии с темпераментом спортсмена, стилевыми особенностями ведения соревновательного поединка. Того же мнения придерживается Кузнецов А.С. [20] , который считает целесообразным дифференцировать подготовку борцов греко-римского стиля в зависимости от темперамента.

П.В. Квашук [19, с. 8], полагает, что реализация дифференцированного подхода составляет основу технологии построения индивидуально-ориентированного тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки.

Вместе с тем, следует отметить, что координационные способности спортсменов недостаточно изучены в теории и методике греко-римской борьбы на основе индивидуально-дифференцированного подхода.

Формулировка цели статьи. Обосновать эффективность индивидуально-дифференцированного подхода к развитию координационных способностей студентов, занимающихся греко-римской борьбой.

Изложение основного материала статьи. Индивидуально-дифференцированный подход при исследовании научно-прикладных разработок по совершенствованию программного содержания и методики физкультурно-спортивной деятельности в вузовском образовании является важной составляющей, т.к. физическая нагрузка должна соответствовать функциональным особенностям организма и уровню подготовленности.

Индивидуальный подход - ориентирован на воспитание и развитие индивидуальных особенностей личности, не только физического развития, но и психических функций. На взаимосвязь индивидуального подхода к тактике ведения поединков борцов греко-римского стиля указывает Б. Горанов [10, с. 59].

Для студентов на занятиях физической культуры применяется дифференцированный подход к подбору средств и методов, с целью наращивания объема и интенсивности нагрузок в соответствии с уровнем физического состояния [1, с. 25]. Дифференцированный подход применяется в соответствии с функциональными и возрастными особенностями организма с учетом уровня физической подготовленности [16, с. 13].

Кроме того, дифференцированный подход позволяет рассматривать на основе количественной оценки различные состояния человека. Основная функция дифференцированного подхода - адресная реализация педагогических принципов развития физических качеств с учётом оценки физического и психофизического состояния [24, с. 86].

Объединив эти два понятия, нами определена цель индивидуально-дифференцированного подхода, которая заключается в развитии и совершенствовании координационных способностей за счет подбора системы упражнений, направленных на технико-тактическую подготовку, с учетом функциональных и индивидуальных особенностей организма.

Для убеждения в том, что координационные способности играют важную роль в физической подготовке борцов греко-римского стиля, мы разработали анкету и провели опрос среди двух групп тренерского состава, по вопросу их мнения, какие, качества и в какой, степени влияют на освоение технических приемов борца. Тренеры выступили в роли экспертов, где им было предложено ранжировать по значимости те или иные физические качества. К первой группе отнесены ведущие тренеры различных регионов РФ, ко второй -тренеры Красноярского края (таблица 1).

Для изучения взаимосвязей показателей был применен корреляционный анализ. Результаты обработаны на компьютере (программа Excel v/4). Степень согласованности мнений экспертов оценена по величине коэффициента корреляции.

Таблица 1

Социально-демографическая характеристика тренерского состава

Параметры Группа Признак, %

Возраст, лет II 24-27 18,2 8,3 28-30 18,2 25,0 31-40 31,8 41,7 41-50 27,3 16,7

Образование II Среднее Высшее

общее специальное техническое специальное

8,3 18,2 8,3 13,6 58,3 63.6 16.7

Спортивное звание II ЗМС МСМК МС КМС Заслуженный тренер

РСФСР СССР

4,2 4,2 13,9 54.5 58.6 22,7 33,3 8,4 4,2 4,2

Стаж тренерской работы II до 3 лет до 5 лет свыше 5 лет свыше 10 лет свыше 20 лет свыше 25 лет

18,2 33,4 9,1 9,1 8,3 13,6 8,3 36,4 33,3 9,1

Тренерская категория II Высшая Первая Вторая Третья Б/категории

17,2 36,4 20,0 13.6 41.7 32,8 28,0 8,3

Из анализа таблицы следует, что экспертный состав в обеих группах состоит в основном из специалистов, имеющих высокие спортивные звания и небольшую разницу в возрастном цензе. По остальным признакам отмечались значительные различия. Тренеры первой группы - ведущие тренеры РФ имеют в основном среднее и высшее специальное образование, наибольший стаж тренерской работы и более высокие тренерские категории. Тренеры второй группы - в основном имеют высшее образование, но не физкультурно-педагогическое.

Соотношение корреляционных структур и ранг экспертов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Соотношение корреляционных структур в зависимости от ранга и весовой категории борцов

греко-римского стиля

Физические Весовая категория

качества Легкая Ранг Средняя Ранг Тяжелая Ранг

Специальная выносливость 0,79 2 0,93 1 0,82 1

Физические качества Весовая категория

Легкая Ранг Средняя Ранг Тяжелая Ранг

Скоростно-силовые качества 0,76 3 088 3 0,77 4

Координационные способности 0,81 1 0,89 2 0,74 5

Общая выносливость 0,77 4 0,73 4 0,81 2

Сила 0,60 6 0,69 5 0,78 3

Гибкость 0,61 5 0,68 6 0,63 6

По значимости корреляционной зависимости определена информативность следующих физических качеств: специальная выносливость для всех весовых категорий (г = 0,79; 0,93; 0,82); координационные способности (г = 0,81; 0,89; 0,74); скоростно-силовые качества (г = 0,76; 0,88; 0,77); общая выносливость (г = 0,77; 0,73; 0,81), гибкость (г = 0,61; 0,68; 0,63).

Отсюда следует, что для всех весовых категорий наиболее значимы специальная выносливость, скоростно-силовые качества и координационные способности, что согласуется с мнением Ю.М. Закаряева [14]. Вместе с тем следует отметить, что для борцов легкой и средней категорий, координационные способности более значимы, чем для борцов тяжелой категории, где предпочтение отдается общей выносливости и силе.

Координационные способности являются одним из важнейших факторов в определении двигательной активности борца и оказывают значительное влияние на его техническую и тактическую подготовку.

Выводы. Таким образом, по нашему мнению индивидуально-дифференцированный подход в теории и практике спортивной педагогики обеспечит целостность педагогических действий, направленных на решение поставленных задач по управлению спортивной подготовки. Индивидуальность проявляется в самоактуализации личности, осознании своих возможностей и способностей в реализации средств и методов по повышению координационных возможностей, дифференцированный - позволяет дифференцировать объем и интенсивность физической нагрузки на основе функционального состояния различных систем организма и уровня подготовленности.

Литература:

1. Александрова Л.И., Московченко О.Н., Захарова Л.В., Иваницкий В.В. и др. Оптимизация физических нагрузок студенток и спортсменок, проживающих в условиях Сибири, на основе оценки физического состояния // Теория и практика физической культуры. М.: -2011. С. 20-25.

2. Бабушкина Е.А., Гаркин Н.В. Определяющие факторы частоты успешных технико-тактических комбинаций в стойке у высококвалифицированных спортсменок в вольной борьбе // Совершенствование системы подготовки кадров по единоборствам. - 2016 г. Ч. 1. С. 34-44.

3. Блеер А.Н. Особенности проявления двигательных навыков в экстремальных условиях деятельности и методические основы их тренировки в спортивных единоборствах / А.Н. Блеер, В.В. Шиян // Современный олимпийский спорт и спорт для всех: 7 международный научный конгресс, 24-27 мая. - 2003 г. Т. 3. С. 146-147.

4. Борисенко О.В. Развитие координационных способностей у юных дзюдоистов на спортивно-оздоровительном этапе в условиях модульной технологии / Физическая культура и спорт. - 2015г. С. 43.

5. Ботяев В.Л., Стрельцов В.А., Апокин В.В. Теоретическое обоснование и отбор тестов для оценки способностей спортсменов, специализирующихся в сложнокоординационных видах спорта // Теория и практика физической культуры. - 2012. №4. С. 86-89.

6. Ботяев В.Л. Методические приемы реализации спортивного отбора на основе комплексной оценки координационных способностей на различных этапах спортивной тренировки //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. №5. С. 2-4.

7. Ветрова И.В. Обоснование средств и методов развития координационных способностей в спортивной акробатике / И.В. Ветрова, Н.В. Люлина // Восток-Россия-Запад. Здоровьеформирующие факторы и качество жизни людей разного возраста в XXI веке: Материалы XVIII традиционного международного симпозиума проводимого в рамках международного научно-образовательного форума "Человек, семья и общество: история и перспективы развития". - 2015. - С. 223-225.

8. Гришина Г.А. Физическая культура. Основы здоровья: Учебное пособие / Г.А.Гришина, Р.Я.

Проходовский, О.Н. Московченко. ИрГМА. - Иркутск, 2009. - 181 с.

9. Греко-римская борьба: Примерная программа спортивной подготовки / Под общ. ред. А.С. Кузнецова, Б.А. Подливаева. - М.:, 2005. 252 с.

10. Горанов Б. Взаимосвязь индивидуального стиля соревновательной деятельности и тактики ведения поединков в греко-римской борьбе // Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта. - 2011. №12 (82). С. 58-60.

11. Горская И.Ю., Афанасьева И.В., Ревенко Е.М. Оценка и совершенствование координационных способностей у студентов: монография. Омск: СибАДИ, 2014. - 213 с.

12. Двейрина О.А. Координационные способности: определение понятия, классификация форм проявления // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2008. №1(35). С. 35-38.

13. Еганов В.А., Миронов А.О., Олин С.В Методика организации тренировочных заданий, связанных с проявлением координационных способностей, направленных на повышение эффективности выполнения надёжности защитных тактико-технических действий в прикладных видах единоборств // Журнал «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта». - 2011. №7 (77). С. 63-69.

14. Закаряев Ю.М. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов/Ю.М. Закаряев // Спортивная борьба. Ежегодник. - М.: ФиС, 1982. - С. 49.

15. Захарова Л.В. Физическая культура в системе высшего образования. Теоретический аспект: учебное пособие / Л.В. Захарова. - Красноярск: КГТЭИ, 2009. Ч. I. - 127 с.

16. Захарова Л.В. Сопровождение физкультурно-оздоровительной деятельности студенток специальной медицинской группы вуза на основе интегрального подхода: дис....канд. пед. наук / Захарова Лариса Вячеславовна. - Красноярск, 2017. - 270 с.

17. Захарова Л.В. Физическая культура: учебник / Л.В. Захарова, Н.В. Люлина, М.Д. Кудрявцев, О.Н. Московченко, Д.А. Шубин. - Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2017. - 612 с.

18. Зекрин А.Ф. Особенности применения дифференцированного подхода в спортивной подготовке борцов // Физическая культура, воспитание, тренировка. - 2017. № 4. С. 50 -51.

19. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапе многолетней подготовки // Вестник спортивной науки. - 2003. вып. 1. С. 7-9.

20. Кузнецов, А.С. Технико-тактическая подготовка борцов греко-римского стиля на этапе спортивного совершенствования: Монография / А.С. Кузнецов, Ю.Ю. Крикуха. - М.: - ФЛИНТА: Наука, - 2012. - 128 с.

21. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.

22. Малов М.К. Методика развития координационных способностей. - Электронный журнал «Педагогика online» (публикации педагогов Санкт-Петербурга) [Электронный ресурс] / М.К. Малов - Режим доступа http://aneks.spb.ru/metodicheskie-razrabotki-i-posobiia-po-fizkulture/metodika-razvitiia-koordinatcionnykh-sposobnostei.html

23. Московченко О.Н., Шумаков А.В. Валеологический подход к отбору и управлению подготовкой борцов греко-римского стиля на этапе углубленной специализации: Монография. - Красноярск: ИПЦ. КГТУ, 2005. 158 с.

24. Московченко О.Н. Оптимизация физических и тренировочных нагрузок на основе индивидуального адаптивного состояния человека: Монография / О.Н. Московченко. - М.: Наука. «Флинта», 2008. 312 с.

25 Moskovchenko O.N. Psycho-Physiological Types of Adaptation in the Assessment of Professional and Sport Selection / Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 9 (2011, 4) - P. 1288-1301.

26. Moskovchenko O. Social and Pedagogical Rehabilitation of Female Students with Disabilities // O. Moskovchenko, D. Shubin, L. Zakharova, T. Shubina - Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 8 (2012, 5) - P. 1069-1082.

27. Назаренко Л.Д. Концепция классификации двигательных координаций // Теория и практика физической культуры. - 2015. №3. С. 99-101

28. Соломахин О.Б. Повышение надежности атакующих технических действий в греко-римской борьбе на начальном этапе обучения: Монография / О.Б. Соломахин. - Набережные Челны: - КамГИФК,. 2004. 132 с.

29. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 408 с.

30. Шумаков А.В. Физические качества борца классического стиля / А.В. Шумаков, О.Н. Московченко, М.А. Гамзин // Педагогическое и медико-биологического обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и здорового образа жизни: Межвузовский сборник. - Красноярск, КрПИ. - 1990 - С. 144 - 149.

31. Шумаков А.В., Московченко О.Н. Управление тренировочным процессом борцов по данным модельных характеристик // Физкультурное образование Сибири. - Омск, 1997. № 1 - С. 82- 89.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат биологических наук, доцент Неделяева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студент 5 курса Павлова Ольга Викторовна ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КУРСЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты применения инновационных технологий по дисциплине «Обеспечение безопасности образовательных учреждений».

Целью работы была организация деятельности студентов при изучении курса «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» с использованием традиционных методов и с применением инновационных технологий («обучение в команде», «контекстное обучение» и др.).

Разработан вариант контекстного задания с подготовкой кластера на тему «Комплексное планирование безопасности образовательного учреждения». На занятиях в экспериментальной группе использован метод «обучение в команде». В ходе эксперимента проведен рефлексивный анализ предпочтений студентов по выбору творческих форм аудиторной работы.

Ключевые слова: инновационные технологии, курс «Обеспечение безопасности образовательных учреждений», компетенции, метод «обучение в команде», контекстное задание, прием «кластер».

Annotation. Some aspects of the use of innovative technologies in the course "Safety of educational institutions" are discussed in the article.

The aim of the work is to organize the activities of students in the course "Safety of educational institutions" using traditional methods and innovative technologies ("Student Team Learning", "Contextual Training", etc.).

We made a variant of the contextual task and a cluster on the topic "Planning the safety of the educational institution". The method "Student Team Learning" was used in lessons conducted with an experimental group of students. During the experiment we made a reflexive analysis of students' preferences for choosing creative forms of classroom work.

Keywords: innovative technologies, course "Safety of educational institutions", method "Student Team Learning", competences, contextual task, "cluster".

Введение. Новые федеральные государственные образовательные стандарты по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», «основанные на приобретении выпускниками вузов профессиональных компетенций и повышении конкурентоспособности на рынке труда, требуют внедрения инновационных технологий в учебный процесс» [2]. По дисциплинам, связанным с научной областью «Безопасность жизнедеятельности», могут быть использованы различные инновационные методы: мультимедийные формы демонстрации учебного и научного материала, личностно-ориентированное обучение, методы проектов, обучение в сотрудничестве [2], технологии развития критического мышления [1], контекстное обучение [4], технологии электронного обучения на основе e-learning и др. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина (Мининском университете) применяются как технологии, направленные на личностно-ориентированное обучение, так и на групповые формы обучения, в т.ч. по направлению «Педагогическое образование», профилям подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «География и безопасность жизнедеятельности».

В Мининском университете по каждой изучаемой студентом дисциплине сотрудники кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности человека разрабатывают электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые включают как стандартный набор заданий, так и творческие задания в соответствии с целями обучения по циклу курсов «Безопасность жизнедеятлеьности». ЭУМК размещены в электронной среде Moodle Мининского университета. Электронный курс создан и по дисциплине «Обеспечение безопасности образовательных учреждений». Однако ЭУМК целесообразнее использовать во внеаудиторных видах работы, а также в дополнении к аудиторным видам деятельности, поэтому выбор эффективных педагогических технологий является особенно актуальным при организации обучения студентов заочного отделения при небольшом количестве часов на аудиторные формы работы.

Формулировка цели статьи. В ходе проведения исследования была поставлена цель - оценить эффективность применения инновационных технологий («обучение в команде», «контекстное обучение» и др.) при организации работы студентов в рамках курса «Обеспечение безопасности образовательных учреждений».

Изложение основного материала статьи. Исследование проведено в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина (Мининском университете) при преподавании дисциплины «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» в подготовке бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование», профилю «География и безопасность жизнедеятельности».

На необходимость изучения дисциплины «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» студентами педагогических вузов указывает Петров С.В.: «работник системы образования не может считать себя профессионалом, если он не владеет знаниями в области безопасности жизнедеятельности», что приобретает особую актуальность в связи с «растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой детской заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России» [5].

При преподавании дисциплины «Обеспечение безопасности образовательных учреждений» выбор форм и методов работы будет определяться спецификой изучаемых вопросов по курсу, например, вопросы по разделу 2 «Правовые основы безопасности образовательного учреждения» можно обсуждать в формате «круглого стола». При проведении занятий по разделу 3 «Организационные основы безопасности образовательных учреждений» можно использовать как традиционные педагогические методики, так и инновационные технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.