Научная статья на тему 'Индивидуальная траектория развития как условие личностного роста ребенка'

Индивидуальная траектория развития как условие личностного роста ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1511
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ РЕБЕНКА / PERSONAL GROWTH OF THE CHILD / ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛЕ / TRAINING AT SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берсенёва Виктория Александровна

В статье анализируются вопросы, связанные с влиянием и реализацией индивидуальной траектории развития как фактора личностного роста ребенка в ходе обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуальная траектория развития как условие личностного роста ребенка»

прослушивания кто-то закрывает глаза, кто-то в такт музыки постукивает или помахивает руками, кто-то выражает свои эмоции вслух: «Красиво. Классно» и т.д.

В конце урока дети выполняли задание «Проверь себя» - это тест всего лишь из одного вопроса. Ребята эмоционально реагировали на правильно выполненное задание, им хочется, чтобы было несколько вопросов. Всегда недоумение -почему так мало.

В учебнике 4 класса параграфы небольшие, мы успевали прочитать текст, проанализировать и ответить в конце урока на вопросы. Дома дети закрепляли материал.

В учебнике 5 класса тексты большие, чаще всего дома дочитывали, а на следующем уроке материал закрепляли и выполняли задания.

Компьютерные технологии позволяют заинтересовать ученика изучаемым предметом [1], делают урок содержательным, системным, активизируют эмоциональные и мыслительные способности учащихся, воспитывают культуру речи, помогают приобрести теоретические знания и сформировать интерес к музыкальному искусству.

Если издательство учтёт те замечания и пожелания учителей, которые участвовали в апробации по усовершенствованию электронного учебника «Музыка», например, наполнить его видеоматериалами, интерактивными заданиями, тестами, контрольными заданиями, то его можно успешно использовать как одно из средств обучения.

Литература

1. Зеленов Б. А. «Методика работы с электронным учебником». [Электронный

ресурс]: URL: http//www.pzfar.net355_doc.

Индивидуальная траектория развития как условие личностного

роста ребенка Берсенёва В. А.

Берсенёва Виктория Александровна /Bersenjova Viktorija Aleksandrovna - бакалавр социально-экономического образования, кафедра профессионального обучения, гуманитарный факультет, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал), Тюменский государственный университет, г. Тобольск

Аннотация: в статье анализируются вопросы, связанные с влиянием и реализацией индивидуальной траектории развития как фактора личностного роста ребенка в ходе обучения в школе.

Abstract: in article the questions connected with influence and realization of an individual trajectory of development as a factor of personal growth of the child during training at school are analyzed.

Ключевые слова: индивидуальная образовательная траектория, личностный рост ребенка, обучение в школе.

Keywords: individual educational trajectory, personal growth of the child, training at school.

Тенденция индивидуального обучения нашла свое отражение в различных документах, регламентирующих деятельность школы.

«Ученический компонент» не ограничивается лишь индивидуальной работой с учеником. Но данный термин позволяет выводить понимание не только ученых, но и

администраторов и педагогов на признание роли ученика в его собственном образовании. Речь идет не только об отборе индивидуального содержания образования, но и о возможности выбора учеником своего стиля обучения, его мировоззренческих основ, оптимального темпа и ритма, диагностики и оценки результатов [3].

Учет индивидуальных особенностей и характера обучения необходим уже в начальной школе. Каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей образования в старшей профильной школе. Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития ученика, позволяющей ему на каждом этапе создавать образовательную продукцию, опираясь на свои индивидуальные качества и способности.

Индивидуальная траектория образования - это результат реализации личностного потенциала ученика в образовании через осуществление соответствующих видов деятельности. Организация личностно -ориентированного образования учащихся имеет целью реализовать следующие их права и возможности:

- право на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в каждом учебном курсе;

- право на личные трактовки и понимание фундаментальных понятий и категорий;

- право на составление индивидуальных образовательных программ;

- право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности;

- индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий и иных типов занятий из тех, которые находятся в соответствии с базисным учебным планом;

- превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор дополнительной тематики и творческих работ по предметам;

- право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области [1].

Основные элементы индивидуальной образовательной деятельности ученика - это смысл деятельности (зачем я это делаю); постановка личной цели (предвосхищающий результат); план деятельности; реализация плана; рефлексия (осознание собственной деятельности); оценка; корректировка или переопределение целей.

Условием достижения целей и задач личностно-ориентированного обучения является сохранение индивидуальных особенностей учеников, их уникальности, разноуровневости и разноплановости. Для этого применяются следующие способы:

а) индивидуальные задания ученикам на уроках;

б) организация парной и групповой работы;

в) формулировка детям открытых заданий, которые предполагают их выполнение индивидуально каждым учеником;

г) предложение ученикам составить план занятия для себя, выбрать содержание своего домашнего задания, тему творческой работы, индивидуальную образовательную программу по предмету на обозримый период времени.

Главная задача личностно-ориентированного обучения - построение каждым учеником такой индивидуальной траектории своего образования, которая соотносилась бы с общепринятыми достижениями человечества. Образование ученика не ограничивается только достижением им личных целей. После демонстрации образовательных продуктов ученика происходит их сопоставление с культурно-историческими аналогами. Данный этап может дать начало новому циклу обучения с соответствующим целеполаганием. В ходе рефлексивно-оценочного этапа

27

обучения выявляются образовательные продукты ученика, относящиеся как к индивидуальным результатам его деятельности, так и к изучаемым общекультурным достижениям, в том числе и образовательным стандартам [2].

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ - дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: «физики», «гуманитарии», «техники»; или: способные, средние, отстающие; уровни А, В, С.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области. Другими словами, каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных дисциплин.

Первый подход наиболее распространен в школах, второй редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, но одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит в обеспечении индивидуальной зоны творческого развития каждого ученика. Опираясь на индивидуальные качества и способности, ученик выстраивает свой образовательный путь. Одновременность реализации персональных моделей образования - одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал ученика - совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Из этого следует, что если выделить конкретные личностные способности учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности по каждому учебному предмету, то путь освоения этих предметов будет определяться не столько логикой данных предметов, сколько совокупностью личностных способностей каждого ученика. Главная роль среди этих способностей будет принадлежать тем, благодаря которым ученик создает новые образовательные продукты, то есть творческим способностям.

В личностно-ориентированном обучении принципиальным является следующее положение: любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории во всех образовательных областях в том случае, если ему будут предоставлены следующие возможности: определять индивидуальный смысл изучения учебных дисциплин; ставить собственные цели в изучении конкретной темы или раздела; выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Литература

1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. [Электронный ресурс]: Е. А. Александрова // Институт системных исследований и координации социальных процессов. URL: http://isiksp.ru/yrarbil/avordnaskela_ea/skela-000001.html/ (дата обращения: 01.06.2015).

2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Российская газета. Федеральный выпуск № 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/ (дата обращения: 01.06.2015).

Методология обучения выразительному чтению Харламова Т. Д.

Харламова Татьяна Дмитриевна / Kharlamova Tatyana Dmitrievna - студент, общеинститутская кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье представлены принципы и элементы методологии обучения выразительному чтению. Выявлена взаимосвязь между элементами, представлена стратегическая важность формирования навыка выразительного чтения для будущего развития учащихся.

Abstract: the article presents the principles and elements of the methodology of teaching expressive reading. The interrelation between the elements, represented by the strategic importance of creating expressive reading skills for the future development of students.

Ключевые слова: методология, обучение, выразительное чтение, навык, формирование.

Keywords: methodology, training, expressive reading, skill formation.

Чтение является приобретенным навыком и содержит в себе несколько компонентов, а именно: правильность, осознанность, выразительность, беглость. Выразительное чтение формирует правильное понимание предмета чтения, дает осмысленные образы и возможность уловить эмоциональный сюжет произведения.

Выразительное чтение успешно развивает воображение, является доступным и эффективным средством к развитию речи, повышает содержательный и идейный смысл произведения [3, с. 15].

Чтение относится к речевой деятельности и имеет следующую структуру:

1) мотивация: причина для развития навыков чтения, желание узнать что-то новое;

2) планирование: исследование и организация, ознакомление с содержанием, предвкушение чтения, исследование темы;

3) исполнение: интеллектуальная обработка текста, осмысление написанного, понимание.

Исходя из структуры, можно сказать, что понимание написанного является ключевой целью выразительного чтения. Заключение мысли, вывод, формирование собственного отношения к произведению являются основой формирования личности, которое происходит за счет правильной обработки текста и содержащихся в нем знаков препинания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.