Родителям и педагогам необходимо учитывать имеющиеся у подростков акцентуации и,
опираясь на это, корректировать применяемый стиль воспитания, помогать несовершеннолетнему обрести достойные ценности и выбрать правильный жизненный путь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агафонов Ю.А., Ильяшенко А.Н. Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних.— Изд-во Краснодар, МВД России, 2007. — С. 11-17.
2. Кузнецова Н.Ф.Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу «Основы квалификации преступлений». - М.: Издательский Дом «Городец», 2007. - 336 с.
3. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина, 1983. — 256 с.
4. Макаренко И. А. Личность несовершеннолетнего обвиняемого как объект криминалистического исследования. - М.: Юрлитинформ, 2006. - 352 с.
5. Орлова Ю. Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних. - М.: МУ МВД России: Щит-М, 2007. - 179 с.
6. Петрова Е.Г., Холина О. А. Исследование представлений студентов о межличностных конфликтах (на примере студентов русской и украинской национальностей)/ Психолог. - 2017. - № 6. - С. 1-10.
7. Петрова Е.Г. Особенности выбора стратегии поведения в конфликте в студенческой среде/ Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2015. - № 2. - С. 283-288.
И.С. Сергиенко, Т.Д. Молодцова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ АУТИСТАМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Аннотация. Данная статья раскрывает понятие и признаки детского аутизма, а также раскрывается суть психологической помощи аутичным детям в форме индивидуальной работы. В статье уделяется внимание комплексной работе с семьёй аутичного ребёнка и приводится пример индивидуальной работы с аутичным ребенком в процессе психологического консультирования семьи.
Ключевые слова: аутизм, дети, индивидуальная работа, психологическое консультирование, адаптация, поддержка, семья.
I.S. Sergienko, T.D. Molodtsova
INDIVIDUAL WORK WITH CHILDREN AUUTIS IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL
CONSULTATION OF THE FAMILY
Abstract. This article reveals the concept and signs of child autism, and also reveals the essence of psychological assistance to autistic children in the form of individual work. The article pays attention to the complex work with the family of an autistic child and gives an example of individual work with an autistic child in the process of psychological counseling of the family.
Key words: autism, children, individual work, psychological counseling, adaptation, support,
family.
На сегодняшний день, в эпоху развития инклюзивного образования, не вызывает сомнений актуальность психологических исследований в области расстройств аутического спектра, в том числе раннего детского аутизма (РДА). По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей с диагнозом РДА увеличивается на 13 процентов каждый год. Данная проблема очень актуальна, ведь этот диагноз является одним из тяжелых нарушений развития. Так же, стоит сказать о том, что данная проблема охватывает самый всевозможный спектр проблем, таких как: навязчивые состояния, страхи, отклонения в развитии сенсорной сферы, нетерпимость перемен и трансформаций в окружающей обстановке и жизни, особенности в формировании влечений, соматические заболевания, характерные нарушения развития двигательной сферы и многое другое. Как считает М.К. Резников, в 75% случаев аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, кроме того, одним из частых симптомов является агрессивное (аутоагрессивное) поведение.
Существует множество различных мнений о проблеме психологической работы с такими детьми, однако взгляд, что работа с аутичным ребенком должна осуществляться непрерывно, систематически и комплексно, существует у всех авторов. Из этого следует, что необходимо привлекать семью и работу вести внутри семьи.
Проблемой аутизма занимались такие исследователи как, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, Г. Каннер, С.С. Мнухин, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Г. Аспергер и др.
Аутизм как отдельное расстройство был описан сначала Л. Каннером в 1942 г., в 1943 г. похожие расстройства у старших детей были описаны Г. Аспергером, а в 1947 г. - С. С. Мнухи-ным.
Как отмечал Л. Каннер, для клинической картины детского аутизма характерна врожденная неспособность в установлении эмоционального контакта с людьми. Среди особенностей, присущих аутичным детям, были выделены такие, как:
• младенцы эмоционально не отвечали матери на улыбку или обращение к ним;
• игнорирование внешнего мира и отгороженность от него, но существенный страх движущихся и звучащих объектов;
• речь для коммуникации не используется, присутствует эхолалия и перверзия местоимений;
• механическая память хорошая, абстрактные понятия используются с трудом;
• символизация в игре отсутствует, и решение сенсомоторных задач дается с трудом.
Описывалась тяга к стереотипному повторению движений, к монотонной активности, повторению звуков, действий с наиболее привлекательными для ребенка объектами. Также, подчеркивалось, что такой ребенок в еще большей степени сконцентрирован на поддержание строгого порядка и постоянства во внешнем окружении и предрасположен тревожиться, либо пугаться в непривычных, новых ситуациях, и это близкие люди вынуждены соблюдать большую ритуальность в поведении, чем сам ребенок. Л. Каннер характеризовал родителей аутичных детей как людей эмоционально холодных, высокоинтеллектуальных^].
Аутизм в широком смысле понимается как стремление жить в своем собственном мире, уйти от контактов, необщительность. Но необщительность проявляется по разным причинам и в разных формах. Неконтактность бывает лишь характерологической чертой ребенка, но иногда бывает связана с невротическими расстройствами, недоразвитием в интеллектуальной или речевой сфере, тяжелым госпитализмом (хроническим недостатком общения, порожденным социальной изоляцией ребенка в младенческом возрасте).Все эти разные случаи нарушения коммуникации являются лишь следствием и имеют в своей основе главную причину: малая потребность в общении, информация воспринимается искаженно, у ребенка имеется травматичный невротический опыт, хронический недостаток общения в раннем детстве, отсутствует возможность использовать речь[6].
При аутизме отсутствует возможность выстраивать адекватные эмоциональные контакты даже с самыми близкими людьми. Однако, в некоторых случаях, у детей с РДА возможно безразличие к людям, такое, как «экстремальное одиночество», и, напротив, гиперчувствительность. В менее тяжелых случаях, данного вида трудности выражаются в развитии «бедных» эмоциональных связей, которые характеризуются непониманием чувств других людей, недостатком сопереживания, сложностями в определении эмоционального подтекста ситуации и восприятия намерений других людей.
О.С. Никольская выделила четыре основные группы детей с признаками аутизма с совершенно разными типами поведения. Эти группы отличаются как по характеру аутизма, так и его тяжести, по степени дезадаптации конкретного ребенка и по возможностям его социализации. Психокоррекционная практика показывает, что эти группы выступают в качестве хронологических этапов в развитии контакта ребенка со средой. Когда работа проходит успешно, то ребенок проходит через эти этапы вперед, как будто поднимается по ступенькам, а в случае ухудшения состояния наблюдается регресс при соотнесении с группой, к которой относится ребенок.
Первая группа объединяет крайне тяжелые случаи дезадаптации, аутизм здесь является синонимом полной психологической изоляции от окружающего мира. Эти дети не способны даже на ограниченный контакт со средой, они, в сущности, не имеют точек произвольного взаимодействия с окружающим.
Дети, которых можно отнести к этой группе, могут не реагировать на холод, голод, даже на боль. Кроме того они не защищаются от воздействий среды, а уходят, ускользают от них. Если их пытаются удержать, они вырываются, истошно кричат, но когда их оставляют в покое, становятся отстраненными, отсутствующими. Может показаться, что их основная задача заключается в достижении оцепенения, покоя, и все их действия направлены на самосохранение. Вероятно, самосохранение как цель настолько значимо для такого ребенка, что для достижения ощущения безопасности он может жестко и радикально устанавливать огромную дистанцию в контакте с окружающим, которая полностью избавляет его от необходимости контактировать с внешним миром.
Вторая группа охватывает детей, которые делают некоторые попытки в расширении контакта со средой, они находятся на следующей ступени аутистического дизонтогенеза. Здесь аутизм проявляется уже как активное отвержение мира, а аутостимуляция, как стереотипные дейст-
вия - избирательное стремление к привычным и приятным сенсорным ощущениям. Те стереотипные ситуации, которые приняли для себя эти дети, позволяют им активно взаимодействовать с окружающим миром, тем не менее находясь при этом в рамках привычных слов или действий. На этом этапе присутствует речь штампами, использование глаголов в инфинитиве. эхолалия, применение цитат из книг. О себе, как правило, говорят в третьем или втором лице. Бесспорно, эти дети глубоко дезадаптированны, но в то же время их действительные взаимоотношения с миром несколько более активны и сложны, чем у детей первой группы.
Дети третьей группы проживают аутизм как увлеченность своими переживаниями. Повторяющееся воспроизведение ситуации, где был пережит страх или дискомфорт (который отчасти мог быть десенсибилизирован), становится типичной формой аутостимуляции. Такое поведение может восприниматься окружающими людьми как нездоровое влечение к ужасающему, часто грязному, но на самом деле играет роль средства реализации контроля над утраченным душевным равновесием и стимулирует переживание повторяющегося освобождения от страха, контролируемости, «прирученности» той непереносимой ситуации, в которой ребенок когда-то оказался. Такой ребенок выстраивает свой контакт с миром в процессе разворачивания своей поведенческой программы - моторной и речевой. Конечно, эта программа сложна, но выполняется вне общения с окружающими и без внимания к обстоятельствам, поэтому реализация возможна только в виде монолога. Такие дети адаптируются к реальной жизни успешнее, нежели дети из двух предшествующих групп. Контакт с постоянно меняющимися обстоятельствами вызывает у них огромные трудности, быть в диалоге для них очень сложно, но способность к монологу позволяет активно обращаться к миру, взаимодействовать с ним, что не характерно для детей второй группы.
У детей четвертой группы аутизм выражен в наименьшей степени. Он прявляется в трудностях организации общения, а не как защитная реакция психики. Тщательно, тонко подобранные средства аутостимуляции таким детям не нужны, они могут проявлять обычные формы активности, но нуждаются в постоянном одобрении и поддержке со стороны близких. Только эти дети пытаются вести диалог с миром (речевой, деятельностный), однако переживают при этом большие трудности и неудобства в его организации. Для детей этой группы характерна несколько аморфная речь, обедненный активный словарный запас, медлительность, некоординированность движений, неловкость мелкой и крупной моторики, трудности в обучении навыкам самообслуживания.
Дети именно этой группы имеют, как правило, наилучший прогноз социальной адаптации и психического развития при соответствующей коррекционной работе[6].
Выделение данных групп помогало сориентироваться и разрабатывать подходящую программу, которая помогала в индивидуальной работе и практике психокоррекции с аутичными детьми.
Но говоря о любом ребенке, мы рассматриваем его в контексте семьи, ведь роль семьи для ребенка трудно переоценить. Семья в становлении личности ребенка не сопостовима по своей силе ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье закладываются нравственные основы, вырабатываются привычки поведения, развивается личность. Как первый воспитательный институт, семья помогает человеку самоутвердиться, раскрыть его активность в социальном и творческом плане, взрастить индивидуальные черты. В течение всей своей жизни человек ощущает связь с семьей. Родители в полной мере влияют на ребенка и, как правило, дети, растущие в любви и понимании, имеют меньше трудностей в общении со сверстниками, обучение не столь затруднительно. И наоборот, дети, выросшие в семье с тяжелым психологическим «климатом», приобретают комплексы и формирует различные психологические защиты. Как отмечает Т.Д. Молодцова: «Серьёзные последствия для ребенка оказываются там, где деформированы семейные отношения..., присутствуют неправильные стили воспитания, а также эмоциональное отвержение ребенка». Ну и конечно, «самое тяжелое влияние оказывает семья, когда она сама аморальна или асоциальна». [5,74]
Недостаток внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребёнок чувствует напряжение даже когда находится в своей семье. Он может переживать чувство отвержения, одиночества. Он теряет доверие к миру, искренность в отношениях с родителями, становится застенчивым, подавленным. Именно так ребенок приспосабливается к окружающей среде, он транслирует то, что видит сам - равнодушие, недоброжелательное отношение. Стоит отметить, что родители, которые предъявляют ребенку с отклонениями в развитии непосильные требования и заставляют прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, лишают такого ребенка опоры. Он страдает и видит неудовлетворенность взрослых, возникает и физическое и моральное перенапряжение, а родители, испытывают целый спектр негативных эмоций, потому что ребенок не оправдывает их ожидания. Для того, чтобы на этой почве не возник конфликт, где наиболее уязвимой стороной является ребенок, родителям следует учесть тяжесть и характер отклонений в развитии ребенка,
соизмеряя свою роль в развитии и успехах ребенка и его дизонтогенез. Особенно важно учитывать возрастные и характерологические особенности ребенка
В процессе воспитания аутичного ребёнка в семье важным вопросом становится создание правильных взаимоотношений между ним и его братьями и сёстрами. Следует организовать отношения между сиблингами таким образом, чтобы дети относились к своему особенному брату или сестре с терпением, не обижали его, заботились, помогали и обязательно играли в общие игры. Стоит позаботиться о том, чтобы их брат (или сестра), страдающий аутизмом, был уступчивым и доброжелательным в меру своих возможностей.
Сплочению семьи будет способствовать тот факт, что внимание достается всем детям, без особого отношения к кому-то, в противном случае ревность и соперничество, зависть, подозрительность между детьми, будут негативно сказываться на всей семье. В этой части взаимоотношений родителям стоит быть наиболее внимательными, при наличии сиблингов в семье.
Важно, прежде всего, обучить ребенка навыкам самообслуживания, а с дошкольного возраста учить его понимать и делать то, что в его возрасте умеют делать все дети. Необходимо вырабатывать некоторую самостоятельность, способность регулировать свое поведение, учить элементарным правилам общения. Необходимо не акцентировать внимание на дефекте, а, напротив, поощрять за успехи и делать упор на позитивных качествах, подталкивая преодолевать трудности. Это способствует укреплению у ребенка веры в свои силы, и он стремится быть более старательным, настойчивым.
Процесс общения с ребенком обязательно должен сопровождаться озвучиванием выполняемых действий, так как успехи ребенка во многом зависят от уровня его речевого развития. Пусть ребенок пытается сам выражать свои желания, чувства и мысли, а родители должны направлять его и мотивировать к говорению, так как речь позднее может являться для него основным средством обучения. Речь - необходимый элемент для общения с окружающим миром, но исходя из того, что у аутичных детей зачастую отсутствует потребность в контакте с внешней средой, то в семье следует создать все условия для стимуляции речи ребенка. Также не стоит забывать, что аутизм имеет множество форм и выражается у каждого ребенка аутентично, поэтому в семье должна проводиться работа, обусловленная конкретным дефектом, существующим у ребенка.
Главным вопросом остается социальная реабилитация ребенка с расстройством аутичного спектра. Несмотря на то, что воспитание и обучение ребенка начинается в семье еще в дошкольном возрасте, а стремление компенсировать его дефект продолжается многие годы, работа не прекращается при поступлении в школу, а приобретает иные, более сложные формы.
Родителям стоит держать постоянную связь с дефектологами, психологами и врачами.
Аутизм - это расстройство развития ребенка, которое остается с ним на протяжении всей жизни, но благодаря возможностям оказать раннюю психокоррекционную помощь и своевременно диагностировать патологию в развитии, можно добиться адаптации ребенка к жизни в обществе, научить его справляться со своими эмоциями и страхами.
Для семей с ребенком, имеющим данный диагноз, очень важно своевременное получение психологической помощи.
Существует разное понимание психологической помощи детям с аутизмом, как пишет И.И. Мамайчук, это понятие следует делить на широкое и узкое. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая помощь — это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений[4].
По своему характеру психологическая помощь может осуществляться в различных формах: рекомендательных, диагностических, а также в психокоррекционных и психотерапевтических воздействиях.
Рекомендательные формы, по И.И. Мамайчук, включают в себя:
• рекомендации, направленные на дальнейшее воспитание и обучение ребенка (например, такие как определение ребенка в коррекционные школы, специальные сады, направления на дополнительные консультации у психоневролога, логопеда, психолога-консультанта другого профиля и т. д.);
• рекомендации методов воспитания, обучения ребенка;
• рекомендации по профессиональной ориентации подростков.
Диагностические формы, согласно этому же автору, представлены следующими мероприятиями:
• определение готовности ребенка к школьному обучению;
• выявление причин трудностей в обучении;
• психологическая или нейропсихологическая диагностика развития гностических процессов;
• диагностика эмоционального состояния ребенка, степени тяжести его аффективной патологии.
Перечисленные виды помощи являются психологическими, так как они нацелены на проблемы, в основе которых лежат психологические причины, и базируются на психологическом воздействии. [4]
Учитывая сложность дизонтогенеза у детей с аутизмом, мы рассматриваем требующуюся психологическую помощь в данном случае как сложную систему психолого-реабилитационных воздействий. Действия эти должны быть направлены на повышение социальной активности, развитие коммуникативных навыков и самостоятельности, укрепление социальной позиции и личности ребенка в социуме, развитие интеллектуальных и речевых функций, которые соответствуют психофизическим возможностям ребенка и предполагают индивидуальный подход.
Индивидуальный подход, согласно В.Г. Степанову — это «важный принцип психологии и педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе с учащимися производится учет индивидуальных особенностей каждого ученика и своеобразия прошлого жизненного опыта (би-графии)»[8,29].
А сущность индивидуального подхода в воспитании, как отмечает В.Г. Степанов, это конкретизация общих целей воспитания в соответствии с индивидуальными качествами учащегося. Индивидуальный подход обеспечивает своеобразие в развитии личности ребенка, создает благоприятные возможности для формирования всех его способностей, делает эффективным педагогическое воздействие на него. [8]
Психологическая основа индивидуального подхода состоит в том, что он предполагает опору на индивидуальные черты ребенка, учитывает все условия, которые повлияли на возникновение какой-либо особенности личности. Данный подход предполагает знание мотивов действия ребенка, эмпатию, чуткость и такт вконтакте с ребенком.
Основной принцип в работе практического психолога — подход к каждому ребенку как к аутентичной личности, неповторимой зарождающейся индивидуальности.
Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе психологического консультирования признается всеми, но осуществление его на практике не всегда просто, однако при работе с аутичными детьми это необходимо.
Под индивидуальными особенностями личности в психологии принято понимать такие особенности, которые отличают данную личность от другой. При одних и тех же целях, программах, методах психокорекционной работы и обучения мы замечаем, что все дети имеют индивидуальные особенности, индивидуальное своеобразие. С возрастом, чем образованнее и воспитаннее становится человек, эти особенности становятся ярче, интенсивнее, значительнее.
Даже в педагогике, до недавнего времени основное внимание при обучении и воспитании уделялось наиболее слабым местам, «зонам отставания», имеющимся у ребенка, то теперь опорой становится та область знания или деятельности , которая интересна ребенку, и она оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его способностям, интересам, уверенности.
Итак, как отмечает И.В. Дубровина, ссылаясь на французского психолога А. Валлона, анализируя ход психического развития ребенка, он пришел к исключительно важному для практического психолога выводу: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей реализации. Если говорить несколько иначе, то только небольшая часть интеллектуальных резервов ребенка продуктивно реализуется. Также можно сказать, что раскрытие этих резервов играет важную роль в нахождении наиболее приемлемых и действенных методов индивидуального развития детей. Каждый ребенок хранит свой индивидуальный потенциал развития, который нужно обнаружить, помочь ему реализовать, почувствовать и осознать [1].
И. В. Дубровина выделяет задачу индивидуального подхода, как наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности, и говорит о том, что в этом смысле индивидуальный подход нужен так называемым благополучным детям не меньше, чем трудным, ведь у каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны. [1]. Развитие способностей у ребенка всегда должно быть связано с развитием у него особых, только ему присущих черт. Самое главное не бороться с индивидуальными особенностями, а их изучать, взращивать, руководствоваться принципом индивиального развития.
Важное значение в индивидуальной работе с аутичными детьми имеет решение частных задач: устранение у ребенка вторичных личностных реакций на имеющийся неадекватный стиль семейного воспитания, устранение неадекватного отношения окружающих к ребенку.
Психологическая помощь детям с аутизмом отличается от психологической помощи детям с другими нарушениями в психическом развитии — как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса работы с ребенком.
Как отмечает И.И. Мамайчук, эта работа предполагает учет следующих факторов:
1) сложная, искаженная структура эмоционального и интеллектуального дефекта у детей с
РДА;
2) многообразие аутистических расстройств;
3) наличие определенной нозологической структуры, обладающей качественными особенностями в каждом конкретном случае (аутизм в чистом виде практически не встречается), что определяет различные задачи психологической помощи;
4) сложное сочетание в картине психического состояния детей с аутизмом биологических и социальных факторов развития;
5) особенности социальной ситуации развития в связи с выраженностью аффективной дезадаптации, особенностями межличностного общения ребенка в семье и в социуме [4].
К детям с диагнозом РДА необходимо применять индивидуальный подход, который является базовым компонентом психологического консультирования, одним из важнейших психолого-педагогических принципов оказания психологической помощи.
Мы рассмотрели аутизм как особый вид дизонтогенеза, также особенности оказания психологической помощи детям с РДА и семье, в которой ребенок находится.
И хотя данная проблема изучена полностью, однако недостаточно разработан комплексный подход индивидуальной работы в процессе психологического консультирования.
Дети с диагнозом РДА требуют особого индивидуального подхода и учета всех факторов, дисгармонизирующих их развитие, соответственно психологу необходимо работать в тандеме с врачом, который наблюдает ребенка.
Индивидуальную работу следует непременно совмещать с родительскими консультациями и психологической поддержкой семьи.
Итак, обратимся к нашему опыту. На базе Семейного Психологического Центра «Навстречу Жизни» была проведена работа с ребенком с диагнозом РДА. Рассмотрим на данном примере, каким образом может проводиться индивидуальная работа с детьми аутистами в процессе психологического консультирования семьи. За помощью обратились родители с сыном. Мальчик Иван Д. (имя изменено), семь лет, поставлен диагноз РДА в 5 лет, полная семья. Ребенок желанный, первый. Проживает в полной семье, недавно появился младший брат. Беременность проходила нормально, без осложнений. В родах - слабая родовая деятельность. До 1,5 лет развитие проходило нормально, мама отметила, что после прививки АКДС была сильная аллергическая реакция и температура, затем она стала замечать изменения в поведении. Ребенок перестал удерживать взгляд на лицах, обращавшихся к нему людей, перестал произносить слова и звуки, появились стереотипные движения.
Мама находится дома, не работает. Отец работает. Школу ребенок не посещает, посещает логопеда-дефектолога и психолога. Занимается ребенком в основном мама, активно включена в процесс обучения. Мать эмоционально устойчива, но с ребенком строга, папа с ребенком более ласков.
Цель обращения - устранить аутоагрессию ребенка. Была проведена диагностика, прежде всего это беседа с родителями, беседа с ребенком, наблюдение. Для более глубокой диагностики необходимо было дождаться установления доверия, момента, когда ребенок пойдет на контакт. Далее была проведена диагностика пространственного восприятия; памяти (методика «Узнавание фигур»), диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина). Диагностика умственного развития (методика «Мозаика»). Диагностика общей осведомленности и развития речи (в свободной беседе).
Благодаря данной диагностике было выявлено, что Иван способен действовать по четкой короткой инструкции, концентрирует внимание, тщательно разглядывают все элементы изображенных фигур, показать фигуры отказывается, однако взглядом ищет на предложенной таблице с фигурами. Не может скопировать графический узор с визуального образца, что свидетельствует о несформированных навыках произвольного внимания и слабой пространственной ориентировке, но при помощи руки мамы рисунок копирует, перестает рисовать, когда мать отпускает руку. Присутствует эхолалия. Контакт глаза в глаза отсутствует. В ходе беседы с родителями выяснилось, что Иван проявляет аутоагрессию в ситуациях, когда среда вызывает страх. Например, Иван боится громких звуков, не переносит, когда незнакомый человек обращается к нему и т.д.
Для индивидуальной работы с ребенком мы использовали: методы сказкотерапии, арт-терапии, также для развития речи использовался метод пошаговых проб.
Сказка было средством общения и моделирования ситуаций, с которыми ребенок учился справляться. Потребовалось 10 сессий, чтобы Иван начал помогать рассказывать сказку, называя героев. Активно использовались музыкальные инструменты для работы со страхом, Иван сам пробовал, как звучат различные инструменты и уже через 8 встреч мог извлекать достаточно громкие звуки, не боясь их. Рисование пальчиковыми красками было неотъемлемой частью каждого занятия, ребенок успокаивался, дыхание становилось ровным, после нескольких встреч установил контакт глазами с психологом во время рисования. Затем во время рисования начинал улыбаться. Если предложения рисовать от психолога не поступало, говорил сам: «Хочу рисовать».
С семьей также проводилась работа, в ходе которой мать стала терпимее к проявлениям сына, перестала обесценивать сдвиги в его развитии, возобновила общение с подругами.
Результатом индивидуальной работы с ребенком в совокупности с психологическим консультированием семьи стало: более теплые отношения между матерью и ребенком (Иван реже стал избегать прикосновений матери), ребенок практически прекратил проявлять аутоагрессию, стал спокойно реагировать на незнакомых людей.
Подобного вида «Индивидуальные маршруты» мы разрабатываем каждый раз, когда всте-чаемся на консультациях с детьми, подобными описанному.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дубровина И.В. Практическая психология образования. / Ирина Дубровина, Алла Андреева, Нина Гуткина, Елена Данилова, Дмитрий Лубовский, Анна Прихожан, Наталия Толстых. - Питер, 2009. - 592 с.
2. Жуков Д. Е. Особенности картины мира детей с аутизмом // Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии: Мат-лы III съезда РПА и науч.-практ. конф. Курск. 20-23 октября 2003 г. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. - 271 с.
3. Мамайчук И.И.. Помощь психолога детям с аутизмом. — СПб.: Речь. 2007. - 288 с.
4. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
5. Молодцова Т.Д.Объективные и субъективные источники, спосоствующие дезадаптации детей в семье.//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014 №3-1 - С.72-44
6. Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение / Никольская О. С., Аршатский А.В., Аршат-
ская О.С., Баенская Е.Р., Веденина М.Ю., Костин И.А., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф. 2011. - 221 с.
7.Никольская О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. -- М.: Теревинф, 2007.
8.Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. - М.: Академический проект, 2004. - 560с.
А.А. Скляренко
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ПРОДУКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Аннотация. В статье говорится о важности взаимодействия родителей и педагогов на уровне дошкольного образования. Автор выделяет основные исследовательские подходы к проблеме социально-педагогической поддержки семьи. Обозначены направления социально-педагогического сопровождения, его задачи и формы работы с родителями. Представлены этапы деятельности родительского клуба, а также примерная тематика мероприятий.
Ключевые слова: Дошкольное образование, клубная деятельность, семейное воспитание, социально-педагогическая поддержка, родительский клуб.
A.A. Sklyarenko
CLUB ACTIVITY IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS A PRODUCTIVE FORM OF ORGANIZATION OF WORK WITH PARENTS UNDER CONDITIONS OF
REALIZATION OF GEF Dos
Annotation. The article talks about the importance of interaction between parents and teachers at the level of preschool education. The author identifies the main research approaches to the problem of social and pedagogical support of the family. Areas of social and pedagogical support, its tasks and forms of work with parents are indicated. The stages of the activity of the parent club are presented, as well as the approximate topics of the events.
Key words: Pre-school education, club activities, family education, social and pedagogical support, parent club.