Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1384
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профилактика / несовершеннолетние / правонарушение / подростки / индивидуально-профилактическая работа / субъекты профилактики / административное принуждение / prevention / minors / delinquency / adolescents / individual preventive work / subjects of prevention / administrative coercion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михалева Галия Габтулвахаповна

Рассматриваются вопросы индивидуальной профилактики субъектами профилактики, влияние индивидуальной профилактики на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и переориентацию противоправного поведения подростков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDUCTING INDIVIDUAL PREVENTION AS A WAY TO PREVENT JUVENILE DELINQUENCY

The article examines the issues of individual prevention by subjects of prevention, the impact of individual prevention on the prevention of juvenile delinquency and reorientation to respect for the law and society.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

УДК 343.851.5

DOI: 10.24412/2308-7196-2022-1 -198-202

Михалева Галия Габтулвахаповна

кандидат юридических наук, доцент кафедры правовых дисциплин и методики преподавания права

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, e-mail: Galina_perm@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАК СПОСОБ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Galia G. Mikhaleva

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines and

Methods of Teaching Law

FSBEI HE 'Perm State Humanitarian Pedagogical University' 24, Sibirskaya, 614990, Perm, Russia, e-mail: Galina_perm@mail.ru

CONDUCTING INDIVIDUAL PREVENTION AS A WAY TO PREVENT

JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация. Рассматриваются вопросы индивидуальной профилактики субъектами профилактики, влияние индивидуальной профилактики на предупреждение правонарушений несовершеннолетних и переориентацию противоправного поведения подростков.

Ключевые слова: профилактика, несовершеннолетние, правонарушение, подростки, индивидуально-профилактическая работа, субъекты профилактики, административное принуждение.

Abstract. The article examines the issues of individual prevention by subjects of prevention, the impact of individual prevention on the prevention of juvenile delinquency and reorientation to respect for the law and society.

Key words: prevention, minors, delinquency, adolescents, individual preventive work, subjects of prevention, administrative coercion.

Профилактические меры воздействия связаны с проведением индивидуально-профилактической работы, под которой, согласно изученным юридическим источникам, следует понимать «комплекс мероприятий, призванных воздействовать на сознание и поведение конкретных людей».

Целью этих мер является предупреждение правонарушений.

© Михалева Г.Г., 2022

По мнению И.И. Веременко, административно-правовые меры можно классифицировать по следующим основаниям:

• предупредительные меры индивидуального характера;

• предупредительные меры территориального характера.

Так, в ст. 1 федерального закона от 24 июня 1999 № 120-ФЗ «О профилактике безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» содержится легальное определение индивидуальной профилактической работы, под которой следует понимать меры по «совместному выявлению несовершеннолетних и их семей, находящиеся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий» [4].

Таким образом, на основании закрепленного определения можно выделить ряд этапов в профилактике правонарушений несовершеннолетних, осуществляемой государственными органами:

• выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

• воздействие на сознание несовершеннолетних с целью выработки у них уважительного отношения к закону и правопорядку;

• фиксация процедуры воздействия;

• получение результатов воздействия;

• прекращение воздействия.

Необходимо отметить, что данное воздействие с целью предотвращения свершения подростком правонарушений или антиобщественных деяний может быть кратковременным или длительным.

Использование приемов и методов индивидуальной профилактической работы начинается после того, как подросток совершил противоправное деяние или попал в социально опасное положение.

При анализе обстоятельств, способствующих проведению индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, необходимо отметить, что все истоки идут из семьи, в которой воспитывается подросток. Данная точка зрения совпадает с мнением таких ученых, как С.Н. Махина, Ж.П. Дорофеева, А.Н. Александров, которые рассматривали выявление и проведение индивидуально-профилактической работы как с несовершеннолетними, так и с семьями, в которых они воспитываются, как единый процесс, направленный на своевременное оказание им помощи [3].

Родители, употребляющие спиртосодержащую продукцию, наркотические или иные психотропные вещества, отрицательно влияют на детей. Как правило, такие семьи характеризуются невысоким уровнем дохода, дети в них обладают низкой самооценкой, слабой способностью усвоения социальных норм, что отрицательно сказывается на социализации и связано с высоким риском совершения противоправных деяний.

Административно-правовое принуждение тесно связано с проведением индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на профилактических учетах в разных субъектах профилактики. Кроме этого, субъекты профилактики с целью предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений осуществляют надзор за подростками, вернувшимися из мест лишения свободы.

По мнению О.И. Бекетова, «персонифицированный полицейский надзор является частью индивидуальной профилактики правонарушений, изменяет правовой статус лица путем возложения дополнительных ограничений и обязанностей» [1]. Данное мнение ученого, на наш взгляд, абсолютно обоснованно, так как надзор направлен на предупреждение совершения указанными субъектами повторных преступлений и правонарушений и оказание помощи в их адаптации и социализации, привитие им уважительного отношения к закону.

По мнению А.В. Лапшина, постановка несовершеннолетних на учет в ОВД «является основанием для проведения индивидуальной профилактической работы и установления за ними специального административного надзора, целью которого будет являться предотвращение правонарушений в отношении известных по предшествующей противоправной деятельности граждан» [2].

Использование в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними определенного рода административно-предупредительных мер, которые связаны с использованием методов принуждения и убеждения, является неотъемлемой частью профилактики.

Таким образом, модель проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними субъектами профилактики можно охарактеризовать следующим образом:

• применяется только при наличии оснований, которые указаны в законе, к лицам, совершившим правонарушение или иное общественно опасное деяние;

• применяется только определенными субъектами профилактики, указанными в федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; это связано прежде всего с деянием, которое совершил подросток, и мерами профилактического воздействия, применяемыми к нему субъектами профилактики;

• властные полномочия применяются субъектами профилактики к подконтрольным субъектам без их согласия с целью предотвращения повторных правонарушений;

• несовершеннолетними, в отношении которых субъектами профилактики проводится индивидуально-профилактическая работа, являются правонарушители.

Необходимо отметить, что целью индивидуально-профилактической работы, проводимой всеми субъектами профилактики, а именно КДН и ЗП, образовательными организациями, органами внутренних дел и другими,

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

является влияние на сознание правонарушителя с целью не допустить совершения им повторных правонарушений, выработать у него законопослушное поведение.

При этом индивидуальная и групповая профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями, а также родителями, не выполняющими свои обязанности по воспитанию детей, на практике может проводиться с применением широкого арсенала административно-правовых средств, способов, методов, форм и мер воспитательного воздействия. Такими средствами и способами могут быть различные виды социально полезной деятельности, средства массовой информации, методы убеждения, поощрения, принуждения и др.

При организации воспитательной работы с несовершеннолетними, основанной на использовании методов убеждения, очень важно обеспечить активное участие в ней различных организаций, педагогических и учебных коллективов, культурных учреждений, творческой интеллигенции, спортивных обществ, всех тех, кто профессионально или в соответствии с выполняемыми общественными функциями занимается воспитанием подрастающего поколения в самом широком смысле этого слова [2].

В целом же эффективность применения метода убеждения к несовершеннолетним обусловлена их большей внушаемостью по сравнению со взрослыми и относительной неопределенностью (неосознанностью) своего социального статуса. Все это создает благоприятные условия для позитивного восприятия установленных в обществе норм возможного и должного поведения. Важную роль в профилактике правонарушений несовершеннолетних играет правовая воспитательная работа по формированию и развитию правосознания школьников, учащихся колледжей, лицеев.

Таким образом, в случае своевременного и комплексного применения убеждение как метод правового воздействия играет определяющую роль в формировании моральной атмосферы, в которой подросток без значительных волевых усилий контролирует свои действия и соблюдает предписания правовых норм, а также морально и психологически подготавливается к правовой защите своих нарушенных прав.

Особенность же применения методов административного принуждения в исследуемой сфере заключается в том, что для предупреждения и пресечения правонарушений, совершаемых как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними, объектом воздействия в большинстве случаев должны быть не сами несовершеннолетние, а лица, их окружающие.

Совершенствование административно-правовых способов, средств и методов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в Российской Федерации является важнейшей обязанностью всех органов государственного управления, оно позволит улучшить положение дел в данной сфере, создать более эффективный, рассчитанный на повседневное использование механизм охраны, защиты и восстановления нарушенных прав несовершеннолетних.

Эффективность применения субъектами профилактики административно -правовых средств и способов возможна только при комплексной их работе,

направленной на предупреждение совершения подростками правонарушений и иных антиобщественных действий. В ходе индивидуальной профилактической работы субъектам профилактики следует учитывать особенности личности несовершеннолетнего, а также совершенного им деяния, изучать причины и условия его совершения.

Таким образом, модель проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними состоит в реализации властных односторонних действий со стороны субъектов профилактики. Данная деятельность осуществляется в строгом процессуальном порядке и направлена на длительное наблюдение за несовершеннолетними правонарушителями с выводами о дальнейшей социализации в рамках исправления и с привитием уважения к закону и обществу. Данные принудительные меры позволяют субъектам профилактики вмешиваться без согласия подконтрольных им лиц, применять различные меры принуждения с целью предупреждения совершения правонарушений. Субъекты профилактики должны применять меры административного принуждения в сочетании с мерами убеждения.

Список литературы

1. Бекетов О.И. Административная деятельность органов внутренних дел: Часть общая. М., 2019. С. 78.

2. Воронин М.Ю. Правовые основы формирования системы профилактики административных правонарушений // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (40). С. 10-12.

3. Дихтевский П.В. Административно-правовое принуждение в механизме обеспечения личной безопасности : монография. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2019. С. 152.

4. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.