ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Индивидуальная образовательная траектория и условия ее реализации
Одним из признаков современного образования является возможность самостоятельного выстраивания образовательной траектории, что, по сути, является новой компетенцией, предполагающей высокий уровень мотивации к получению профессиональных знаний, готовность сделать осознанный выбор уровня, направления, профиля образования. В свою очередь, от профессиональной образовательной организации требуется создать необходимые условия для удовлетворения потребности в получении качественного образования в рамках индивидуальной образовательной траектории.
БЕРСЕНЕВА Галина Федоровна,
директор Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли, заслуженный учитель профтехобразования РФ
С1
и
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории для одаренных обучающихся начинается с момента подачи заявления абитуриентом.
труктурными подразделениями Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли ведется целенаправленная работа по созданию условий, позволяющих обучающимся выбрать тот или иной образовательный маршрут. Наиболее важными являются:
• организационно-педагогические условия — разработаны учебные планы, четко определяющие дисциплины как вариативные или инвариантные в зависимости от набора компетенций, входящих в состав профессиональной компетентности; разработана и апробирована программа адаптации студентов первого года обучения; организовано «гибкое» расписание, учитывающее индивидуальные образовательные траектории студентов колледжа; организован контроль;
• учебно-методические условия — обеспеченность студентов колледжа учебно-методическими материалами, методическими рекомендациями по конструированию индивидуальных образовательных траекторий; наличие программ учебных дисциплин, включающих курсы для
реализации индивидуальных образовательных траекторий;
• психолого-педагогические условия — проводится мониторинг уровня профессиональной мотивации студентов, уровня сформированно-сти профессиональной компетентности; организовано социально-психологическое сопровождение.
В силу разнообразия образовательных потребностей студентов в колледже активно развиваются следующие направления построения индивидуальных образовательных траекторий:
• для одаренных обучающихся;
• для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• для всех обучающихся с целью расширения профессиональных компетенций и овладения
смежными профессиями в рамках ресурсного центра колледжа.
Маршрут для профессионально одаренных
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной траектории для одаренных обучающихся начинается с момента подачи заявления абитуриентом. При собеседовании выясняются увлечения, уровень дополнительного образования, предпочтения будущего студента. В период адаптации в колледже проводятся мероприятия, направленные на выявление одаренных студентов: конкурсы, в том числе профессиональной направленности, индивидуальное педагогическое наблюдение, психолого-педагогическое тестирование. В результате формируется банк данных одаренных подростков по направлениям:
• профессиональная направленность;
• творческая одаренность;
• спортивные достижения.
Рассмотрим аспекты проектирования индивидуальной образовательной траектории для студентов, обладающих профессиональными талантами.
На первом этапе совместно с наставником студенты выявляют свои способности к самовыражению в данной профессиональной деятельности, определяют индивидуальный способ освоения профессиональной деятельности, определяют путь самосовершенствования в этой деятельности. Результатом деятельности на данном этапе является построение личной и профессиональной перспективы как варианта модели профессионального самоопределения.
На втором этапе выстраивается непосредственно сам образовательный маршрут: определяются дополнительные индивидуальные занятия, факультативы, формируется кружковая деятельность, выстраиваются индивидуальные программы учебной и производственной практики, подбираются предприятия — социальные партнеры для создания условий максимального развития профессиональных компетенций. За каждым одаренным студентом
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
закрепляется преподаватель-куратор, который оформляет маршрутный лист, курирует реализацию индивидуального образовательного маршрута, организует анализ деятельности.
Третий этап — результативный, при котором студенту помогают выйти на орбиту профессионального успеха. Одаренные студенты участвуют в конкурсах профессионального мастерства областного, регионального и федерального уровней, профессиональных олимпиадах.
Опыт проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных подростков дает свои результаты. Так, выпускница колледжа Марина Синицкая, призер Всероссийской олимпиады по профессии «Повар», лауреат премии Президента РФ, теперь развивает собственный бизнес «Галерея авторских тортов»; студент колледжа Андрей Кузнецов, участник движения «Шоп!8кШ8-2014», работал на самом значимом событии для России — зимней Олимпиаде — вместе с 30 другими студентами колледжа. И таких примеров можно привести более десятка.
Маршрут для студентов с ОВЗ
Планирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся с ОВЗ имеет другие задачи, прежде всего, направленные на создание оптимальных условий для социальной адаптации, выявления и развития индивидуальных особенностей в тесном сотрудничестве с семьями.
Подростки с ОВЗ обучаются в Копейском филиале колледжа по профессии «швея». Это обучающиеся, имеющие отклонения в развитии психоэмоциональной сферы. Образовательная траектория направлена на компенсацию проблем развития. Для обучающихся разработаны и апробированы индивидуальные и групповые занятия «Лоскутное шитье», «Тряпичная кукла», «Поделки для души», «Основы вышивки». Работодатели для данной категории обучающихся подбираются с высоким уровнем толерантности и социальной ответственности.
Расширение спектра профессиональных компетенций
Выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для всех обучающихся колледжа имеет целью расширить спектр профессиональных компетенций и дать возможность овладеть смежными профессиями на базе ресурсного центра колледжа.
Многолетнее сотрудничество с работодателями привело к пониманию, что количество дополнительных образовательных программ следует увеличить. В результате на сегодняшний день в рамках ресурсного центра наши студенты могут получить такие дополнительные профессии, как официант, бармен, кассир торгового зала, продавец, повар, кондитер. Особым спросом пользуются тематические курсы, не предусмотренные ФГОС, но позволяющие получить компетенции, востребованные на современном рынке труда: «Повар суши», «Пиццейоло», «Ба-
риста», «Свадебное украшение тортов», «Декорирование праздничного стола».
Из предлагаемого перечня дополнительных образовательных услуг студент выбирает наиболее значимые для него и самостоятельно формирует расписание внеурочной занятости. В результате за учебный год в рамках ресурсного центра получают дополнительное образование около 800 студентов. Подобный подход создает условия для поэтапного развертывания образа будущей профессии в сознании студента, позволяет ему на достаточном уровне представлять свою профессиональную деятельность, соотносить уровень развития освоенных профессиональных компетенций с требованиями на рабочем месте, осознанно проводить рефлексию результатов образования и самообразования, проектировать индивидуальную траекторию профессионального становления и развития в дальнейшем, помогает создавать программу индивидуального профессионального самообразования и оптимизировать процесс социализации и адаптации на будущем рабочем месте. ***
Непродолжительный опыт работы по построению и реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов позволил выявить некоторые проблемные точки в практике профессиональных образовательных организаций. Главные из них:
- неготовность вчерашних школьников и студентов взять на себя ответственность за профессиональное образование, недостаточное осознание своих образовательных потребностей;
- неготовность педагогов перепоручить ответственность за процесс и результаты образования студенту;
- отсутствие достаточных ресурсов для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий при освоении ОПОП;
- слабость кооперативных связей внутри системы образования и образовательных учреждений с социальными партнерами, не позволяющих эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Литература
1. Логинова Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования // Библиотека журнала «Методист». 2006. № 9. С. 4-7.
2. Соколова М. Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Архангельск: Архангельск. гос. техн. ун-т, 2001. 202 с.
Планирование индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся с ОВЗ имеет задачи, направленные на создание оптимальных условий для социальной адаптации.
Из предлагаемого перечня дополнительных образовательных услуг студент выбирает наиболее значимые для него и самостоятельно формирует расписание внеурочной занятости.